Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
рабочая программа (6 класс) на тему
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может выполнять простые домашние дела. Ухаживать за собой, вытирать пыль, поливать цветы, убирать со стола и т.д. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, хозяйственно бытовой труд является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proagramma_po_hbt_6_klass.docx | 35.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 854»
отделение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Рассмотрена» на заседании МО Протокол от « » 20 г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол от « » 20 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа № 854 ___________ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд»
для обучающихся 6 класса
со сложной структурой дефекта
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы
под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание
Составитель:
Овчинникова О.В.
учитель
высшей квалификационной категории
Москва 2018г.
Паспорт рабочей программы.
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы: для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 6 класса.
Сроки усвоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, практические задания, тестирование.
Статус документа.
Настоящая программа разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
- Московского регионального базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой, « Просвещение» 2013 год.
- Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся со сложной структурой дефекта.
- Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пояснительная записка
Процесс обучения детей со сложной структурой дефекта (ССД) должен максимально содействовать их всестороннему развитию.
Если же у ребёнка имеются особенности в интеллектуальном или физическом развитии, то, как следствие возникают функциональные ограничения в двигательной сфере, в восприятии и ощущениях, в процессе говорения и мышления. Таким образом, их участие в общественной жизни ограниченно, поэтому здесь необходима особая дидактическая и методическая помощь, которую и представляет школа для детей с особыми образовательными потребностями.
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может выполнять простые домашние дела. Ухаживать за собой, вытирать пыль, поливать цветы, убирать со стола и т.д. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, хозяйственно бытовой труд является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.
В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки можно, если многократно показывать ему все операции. Успех овладения навыками детьми может быть обеспечен в том случае, если знания и умения, которые даются на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь. Детей с ССД можно обучить различным видам деятельности самообслуживания, привлекать к уборке помещений, работе на школьном участке, стирке и глаженью и починке белья, следует давать некоторые поручения. Большое внимание уделяется технике безопасности, эстетическому воспитанию. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с ограниченными умственными способностями.
В воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями важную роль играет выработка у них привычек и навыков поведения, а так же чёткая последовательность и выполнение отдельных действий. Дети данной категории легко поддаются внушению и очень склонны к подражанию. Таким образом, обучение детей бытовому и общественно полезному труду должно быть гибким. В нём должно учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Эти особенности должны быть использованы при воспитании у них нужных норм поведения и при обучении их полезной деятельности.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, речи, эмоционально-волевой сферы).
Учитель, исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся, вправе заменить темы занятий. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.
Цель по обучению данного предмета – социальная адаптация детей данной категории, трудоустройство (в силу возможности) и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей среды.
Задачи.
- Формирование положительного эмоционального отношения к труду.
- Развитие интереса к деятельности и ее результатам.
- Формирование умения соотносить полученные результаты.
Основной формой организации процесса обучения данному предмету
являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода.
Содержание.
- Личная гигиена.
- Жилище и уход за жилищем.
- Сезонные работы на пришкольной территории.
- Одежда и обувь. Уход.
- Посуда. Уход за посудой.
- Комнатные растения.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводный урок. Предмет «Хозяйственно-бытовой труд». | 1 |
2 | Повторение. Что такое ЗОЖ? | 1 |
3 | Режим дня школьника. | 1 |
4 | Части тела человека. Части лица и головы. | 1 |
5 | Личная гигиена. | 1 |
6 | Предметы и средства личной гигиены. | 1 |
7 | Правила пользования средствами личной гигиены. | 1 |
8 | Правила ухода за лицом. | 1 |
9 | Правила ухода за руками. | 1 |
10 | Правила ухода за зубами. | 1 |
11 | Уход за волосами. | 1 |
12 | Правила ухода за ушами и носом. | 1 |
13 | Последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур. | 1 |
14 | Инвентарь для уборки территории. Правила поведения при работе с инвентарем. | 1 |
15 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
16 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
17 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
18 | Тестирование по теме «Личная гигиена». | 1 |
19 | Повторение. Одежда и обувь. | 1 |
20 | Просушивание намокшей одежды и ее чистка. | 1 |
21 | Умение привести в порядок свою обувь и одежду. | 1 |
22 | Чистка войлочной и текстильной обуви. | 1 |
23 | Экскурсия в прачечную. | 1 |
24 | Стиральная машина. Знакомство. Использование. | 1 |
25 | Стиральная машина. Знакомство. Использование. | 1 |
26 | Моющие средства: сода, мыло, стиральный порошок. | 1 |
27 | Правила пользования моющими средствами и их хранение. | 1 |
28 | Стирка рабочей одежды в стиральной машине. | 1 |
29 | Стирка рабочей одежды в стиральной машине. | 1 |
30 | Тестирование по теме «Уход за одеждой и обувью». | 1 |
31 | Повторение. Комнатные растения. | 1 |
32 | Повторение. Комнатные растения. | 1 |
33 | Предметы и средства ухода за комнатными растениями. | 1 |
34 | Предметы и средства ухода за комнатными растениями. | 1 |
35 | Полив комнатных растений. | 1 |
36 | Полив комнатных растений. | 1 |
37 | Протирка пыли с цветов. | 1 |
38 | Протирка пыли с цветов. | 1 |
39 | Подкормка комнатных растений. | 1 |
40 | Подкормка комнатных растений. | 1 |
41 | Пересадка комнатных растений. | 1 |
42 | Пересадка комнатных растений. | 1 |
43 | Пересадка комнатных растений. | 1 |
44 | Тестирование по теме «Комнатные растения». | 1 |
45 | Значение правильного питания для здоровья. Режим питания. | 1 |
46 | Помещение кухни. | 1 |
47 | Правила соблюдения чистоты и порядка на кухне. | 1 |
48 | Холодильник. Хранение продуктов. | 1 |
49 | Посуда (кухонная, столовая, чайная). | 1 |
50 | Мытье посуды. | 1 |
51 | Приемы сушки посуды. | 1 |
52 | Правила накрывания на стол к обеду. | 1 |
53 | Назначение и правила пользования каждым предметом во время приема пищи. | 1 |
54 | Уборка со стола после еды. | 1 |
55 | Тестирование по теме «Кухня». | 1 |
56 | Повторение. Жилые помещения. | 1 |
57 | Чистящие и моющие средства для уборки помещения. | 1 |
58 | Инвентарь для уборки помещения. | 1 |
59 | Правила работы с инвентарем и моющими средствами. | 1 |
60 | Уборка помещений (класс, раздевалка). | 1 |
61 | Уборка помещений (класс, раздевалка). | 1 |
62 | Пылесос. Назначение. | 1 |
63 | Правила использования пылесоса. | 1 |
64 | Уборка помещения с помощью пылесоса. | 1 |
65 | Тестирование по теме «Жилище». | 1 |
66 | Инвентарь для уборки территории. Правила поведения при работе с инвентарем. | 1 |
67 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
68 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
69 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
70 | Работа на пришкольном участке. | 1 |
Итого | 70 часов |
Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.
Знать и уметь.
- Использовать средства и предметы личной гигиены по назначению.
- Содержать в чистоте предметы личной гигиены.
- Определять на местности дерево, куст, газон, клумбу.
- Применять инвентарь по назначению и готовить его к хранению.
- Использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению.
- Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой.
- Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.
- Выполнять словесные инструкции и давать отчет о проделанной работе.
- Правильно выбрать одежду и обувь по сезону.
- Одеваться самостоятельно, пользоваться различными видами застежек, шнуровать.
- Ухаживать за своей обувью и одеждой.
- Уметь определять срок годности продукта.
- Ухаживать за жилищем.
- Различать основные продукты питания.
- Мыть и просушивать посуду, складывать её на хранение.
- Ухаживать за комнатными растениями.
По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на хозяйственно-бытовой труд в 6 классе отведено:
- в неделю – 2 часа.
- за год – 70 часов.
Учебно-методическое обеспечение.
Методические пособия для учителя:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
- Девяткова, Кочетова, Петрикова: Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида. Владос, 2014г.
Печатные пособия:
- комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
- комплект предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин.
- предметные картинки: «Части тела», «Личная гигиена», «Жилище», «Одежда», «Обувь», «Комнатные растения».
Экранно-звуковые пособия: презентации по темам учебного предмета.
Учебно - практическое оборудование:
- игровой материал для сюжетных дидактических игр;
- натуральные объекты: посуда, кухонные принадлежности, садовый инвентарь, муляжи предметов и средств для стирки, личной гигиены.
Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://www.razvitierebenka.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД 8 КЛАСС (сложный дефект)
Подготовка школьников с умственной отсталостью - один из актуальных вопросов обучения в школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особого подхода в этом вопросе требуют дети и ...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося на индиви...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается компл...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литератерное чтение" 9 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литературное речи" 9 класс для детей с умственной отсталостью с количеством часов в неделю - 4....
Рабочая программа по учебному предмету "Хозяйственно-бытовой труд" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.
Актуальность предмета «Хозяйственно-бытовой труд» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Практикум по математике» для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (10-12 год обучения)
Настоящая программа рассчитана на обучающихся 10-12 классов с НОДА и УО.Цель: подготовка обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (интеллектуальными нару...