Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
рабочая программа (6 класс) на тему

Овчинникова Ольга Валентиновна

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может выполнять простые домашние дела. Ухаживать за собой, вытирать пыль, поливать цветы, убирать со стола и т.д. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, хозяйственно бытовой труд  является  наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proagramma_po_hbt_6_klass.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол

от «  »       20  г.

«Принята»

 на педагогическом совете

Протокол

от «  »     20  г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

Школа № 854

___________

Рабочая программа

по учебному предмету «Хозяйственно-бытовой труд»

для обучающихся  6 класса

со сложной структурой дефекта

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида: подготовительный,  1-4 классы  

под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание

Составитель:

Овчинникова О.В.

учитель

высшей квалификационной категории

Москва 2018г.

Паспорт рабочей программы.

Тип программы:  программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы:  рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:  для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся:  обучающиеся со сложной структурой дефекта 6 класса.

Сроки усвоения программы:  1 год.

Форма обучения:  очная.

Формы контроля: устный  фронтальный, устный индивидуальный, текущий, практические задания, тестирование.

Статус документа.

Настоящая программа разработана  на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
  • Московского регионального базисного  учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1-4 классы,  под редакцией В.В. Воронковой, « Просвещение» 2013 год.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся со сложной структурой дефекта.
  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Пояснительная записка

Процесс обучения детей со сложной структурой дефекта (ССД) должен максимально содействовать их всестороннему развитию.                                                                                                                                                                                                          

Если же у ребёнка имеются особенности в интеллектуальном или физическом развитии, то, как следствие возникают функциональные ограничения в двигательной сфере, в восприятии и ощущениях, в процессе говорения и мышления. Таким образом, их участие в общественной жизни ограниченно, поэтому здесь необходима особая дидактическая и методическая помощь, которую и представляет школа для детей с особыми образовательными потребностями.

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания, не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если он сам может выполнять простые домашние дела. Ухаживать за собой, вытирать пыль, поливать цветы, убирать со стола и т.д. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию, хозяйственно бытовой труд  является  наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.

В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки можно, если многократно показывать ему все операции. Успех овладения навыками детьми может быть обеспечен в том случае, если знания и умения, которые даются на уроках, постоянно закрепляются и вводятся в их повседневную жизнь.  Детей  с ССД можно обучить различным видам деятельности самообслуживания,  привлекать к уборке помещений, работе на школьном участке, стирке и глаженью и починке белья, следует давать некоторые поручения. Большое внимание уделяется технике безопасности, эстетическому воспитанию. Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию подростков с ограниченными умственными способностями.

В воспитании и обучении детей с особыми образовательными потребностями важную роль играет выработка у них привычек и навыков поведения, а так же чёткая последовательность и выполнение отдельных действий. Дети данной категории легко поддаются внушению и очень склонны к подражанию. Таким образом, обучение детей бытовому и общественно полезному труду должно быть гибким. В нём должно учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка.  Эти особенности должны быть использованы при воспитании у них нужных норм поведения и при обучении их полезной деятельности.

Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, речи, эмоционально-волевой сферы).

Учитель, исходя из материально – технической базы школы и уровня подготовленности учащихся, вправе заменить темы занятий. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.

Цель по обучению данного предмета – социальная адаптация детей данной категории, трудоустройство (в силу возможности) и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей среды.

Задачи.

  • Формирование положительного эмоционального отношения к труду.
  • Развитие интереса к деятельности и ее результатам.
  • Формирование умения соотносить полученные результаты.

Основной формой организации процесса обучения данному предмету

являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода.

Содержание.

  • Личная гигиена.
  • Жилище и уход за жилищем.
  • Сезонные работы на пришкольной территории.
  • Одежда и обувь. Уход.
  • Посуда. Уход за посудой.
  • Комнатные растения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Вводный урок. Предмет «Хозяйственно-бытовой труд».

1

2

Повторение. Что такое ЗОЖ?

1

3

Режим дня школьника.

1

4

Части тела человека. Части лица и головы.

1

5

Личная гигиена.

1

6

Предметы и средства личной гигиены.

1

7

Правила пользования средствами личной гигиены.

1

8

Правила ухода за лицом.

1

9

Правила ухода за руками.

1

10

Правила ухода за зубами.

1

11

Уход за волосами.

1

12

Правила ухода за ушами и носом.

1

13

Последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур.

1

14

Инвентарь для уборки территории. Правила поведения при работе с инвентарем.

1

15

Работа на пришкольном участке.

1

16

Работа на пришкольном участке.

1

17

Работа на пришкольном участке.

1

18

Тестирование по теме «Личная гигиена».

1

19

Повторение. Одежда и обувь.

1

20

Просушивание намокшей одежды и ее чистка.

1

21

Умение привести в порядок свою обувь и одежду.

1

22

Чистка войлочной и текстильной обуви.

1

23

Экскурсия в прачечную.

1

24

Стиральная машина. Знакомство. Использование.

1

25

Стиральная машина. Знакомство. Использование.

1

26

Моющие средства: сода, мыло, стиральный порошок.

1

27

Правила пользования моющими средствами и их хранение.

1

28

Стирка рабочей одежды в стиральной машине.

1

29

Стирка рабочей одежды в стиральной машине.

1

30

Тестирование по теме «Уход за одеждой и обувью».

1

31

Повторение. Комнатные растения.

1

32

Повторение. Комнатные растения.

1

33

Предметы и средства ухода за комнатными растениями.

1

34

Предметы и средства ухода за комнатными растениями.

1

35

Полив комнатных растений.

1

36

Полив комнатных растений.

1

37

Протирка пыли с цветов.

1

38

Протирка пыли с цветов.

1

39

Подкормка комнатных растений.

1

40

Подкормка комнатных растений.

1

41

Пересадка комнатных растений.

1

42

Пересадка комнатных растений.

1

43

Пересадка комнатных растений.

1

44

Тестирование по теме «Комнатные растения».

1

45

Значение правильного питания для здоровья. Режим питания.

1

46

Помещение кухни.

1

47

Правила соблюдения чистоты и порядка на кухне.

1

48

Холодильник. Хранение продуктов.

1

49

Посуда (кухонная, столовая, чайная).

1

50

Мытье посуды.

1

51

Приемы сушки посуды.

1

52

Правила накрывания на стол к обеду.

1

53

Назначение и правила пользования каждым предметом во время приема пищи.

1

54

Уборка со стола после еды.

1

55

Тестирование по теме «Кухня».

1

56

Повторение. Жилые помещения.

1

57

Чистящие и моющие средства для уборки помещения.

1

58

Инвентарь для уборки помещения.

1

59

Правила работы с инвентарем и моющими средствами.

1

60

Уборка помещений (класс, раздевалка).

1

61

Уборка помещений (класс, раздевалка).

1

62

Пылесос. Назначение.

1

63

Правила использования пылесоса.

1

64

Уборка помещения с помощью пылесоса.

1

65

Тестирование по теме «Жилище».

1

66

Инвентарь для уборки территории. Правила поведения при работе с инвентарем.

1

67

Работа на пришкольном участке.

1

68

Работа на пришкольном участке.

1

69

Работа на пришкольном участке.

1

70

Работа на пришкольном участке.

1

Итого

70 часов

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

Знать и уметь.

  • Использовать средства и предметы личной гигиены по назначению.
  • Содержать в чистоте предметы личной гигиены.
  • Определять на местности дерево, куст, газон, клумбу.
  •  Применять инвентарь по назначению и готовить его к хранению.
  • Использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению.
  • Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой.
  • Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.
  • Выполнять словесные инструкции и давать отчет о проделанной работе.
  • Правильно выбрать одежду и обувь по сезону.
  • Одеваться самостоятельно, пользоваться различными видами застежек, шнуровать.
  • Ухаживать за своей обувью и одеждой.
  • Уметь определять срок годности продукта.
  • Ухаживать за жилищем.
  • Различать основные продукты питания.
  • Мыть и просушивать посуду, складывать её на хранение.
  • Ухаживать за комнатными растениями.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на хозяйственно-бытовой труд в 6 классе отведено:

  • в неделю – 2 часа.
  • за год – 70 часов.

Учебно-методическое обеспечение.

Методические пособия для учителя:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс.  1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2013.
  • Девяткова, Кочетова, Петрикова: Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образоват. учрежд. VIII вида. Владос, 2014г.

Печатные пособия:

  • комплект наглядных материалов для организации       фронтальной, групповой и индивидуальной работы;
  • комплект предметных,   сюжетных картин, серий сюжетных картин.
  • предметные картинки:  «Части тела», «Личная гигиена», «Жилище», «Одежда», «Обувь», «Комнатные растения».

Экранно-звуковые пособия: презентации по темам учебного предмета.

Учебно - практическое оборудование:

  • игровой материал для сюжетных дидактических игр;
  • натуральные объекты: посуда, кухонные принадлежности, садовый инвентарь, муляжи предметов и средств для стирки, личной гигиены.

Технические средства обучения – ноутбук, экранно-звуковые пособия.

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/,

 http://infourok.ru/,

http://www.uchportal.ru/,

http://pedsovet.su/,

http://www.razvitierebenka.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВОЙ ТРУД 8 КЛАСС (сложный дефект)

Подготовка школьников с умственной отсталостью - один из актуальных вопросов обучения в школах для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особого подхода в этом вопросе требуют дети и ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Адаптированная  рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для обучающегося 8 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость), находящегося  на индиви...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта

Занятия по социально-бытовой ориентировке представляют собой специальный предмет обучения детей со сложной структурой дефекта. Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается компл...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литератерное чтение" 9 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литературное речи" 9 класс для детей с умственной отсталостью с количеством часов в неделю - 4....

Рабочая программа по учебному предмету "Хозяйственно-бытовой труд" для обучающихся 9 класса с ГУО, вариант 2.

Актуальность предмета «Хозяйственно-бытовой труд» заключается в том, трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Практикум по математике» для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (10-12 год обучения)

Настоящая программа рассчитана на обучающихся 10-12 классов с НОДА и УО.Цель: подготовка обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) и умственной отсталостью (интеллектуальными нару...