Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Ильницкий Станислав Александрович

Рабочая программа разработана на основании образовательной программы школы- интерната на 2014 – 2015 учебный год.

Содержание программы  составлено с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений.          Данная рабочая программа адресована обучающимся класса  социальной адаптации  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида и направлена на реализацию цели и задач школы – интерната на 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_khbt.docx81.92 КБ

Предварительный просмотр:

                       Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО

 АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА »

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения учителей

________________________

Протокол № ___

от «___»_________2014г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

        ____________________

«___»______________ 2014г.

«УТВЕРЖДАЮ»:

директор КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида

___________М.И. Иванова

приказ №______

от «___»___________2014г.

Рабочая программа

по предмету «Хозяйственно- бытовой труд »

                                                                                                           Класс социальной адаптации

                                                                      Объём: 68 ч.

        Учитель: Ильницкий С.А.

г. Нефтеюганск-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Название раздела

Стр.

1

Паспорт программы

2

Календарный график реализации рабочей программы

3

Пояснительная записка

3.1

Адресность программы: тип учебного учреждения, определение класса обучающихся, описание контингента детей

3.2

Концепция (основная идея) программы

3.3

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

3.4

Образовательная область, в которую входит данный предмет

3.5

Место и роль курса в обучении

3.6

Цели, задачи

3.7

Сроки реализации программы

3.8

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

3.9

Общая характеристика учебного процесса: методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий

3.10

Предполагаемые индивидуально-дифференцированные результаты

3.11

Система оценки достижений учащихся

4

Содержание тем учебного курса

4.1

Учебный план программы  (таблица)

4.2

Содержание учебной программы, основные изучаемые вопросы

4.3

Требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников

4.4

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

4.5

План коррекционно-развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников

4.6

Формы контроля

4.7

Перечень практических работ обучающихся, воспитанников

5

Календарно-тематический план

6

Перечень учебно-методического обеспечения

7

Список литературы

8

Контрольно-измерительные материалы

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММ

Название учреждения

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Наименование программы

Рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд»

Вид программы

Рабочая программа учителя

Нормативное обеспечение

  1. -Закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 13, 28, 58);
  2. -Санитарно – эпидемиологические правила и нормы СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденные постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;
  3. -Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  4. -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  5. -Приказ от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  6. -Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13 «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе»;
  7. -Письмо Министерства образования и науки России от 12
    мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности        при введении федерального        государственного образовательного стандарта общего образования»;

 -Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;

  1.  -Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от  31.08.2012 №1046 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»

-Устав казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения ХМАО - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»;

-Локальные акты:

-Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ.

-Положение о коррекционно-развивающем занятии.

-Положение об индивидуальном образовательном маршруте.

-Инструкция о педагогической диагностике обучающихся, воспитанников.

-Положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся, воспитанников.

-Инструкция к подбору учебно-методических комплексов на текущий учебный год

Цель и задачи программы

Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья, на основе освоения предмета хозяйственно- бытовой труд.

  1. Сформировать у обучающихся, воспитанников ЗУН по предмету хозяйственно-бытовой труд в соответствии с психофизическими возможностями.
  2. Проводить профориентационную работу на основе освоения знаний, общетрудовых умений и технологических операций по предмету хозяйственно-бытовой труд.
  3. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания и умения в практике  на основе внеклассных и внешкольных  мероприятий.
  4. Обеспечить ресурсные условия на основе дополнения и систематизации УМК по предмету хозяйственно-бытовой труд 

Целевая аудитория программы

Обучающиеся, воспитанники  класса  социальной адаптации  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Сроки реализации программы

Рабочая программа по предмету хозяйственно-бытовой труд разработана на 1 год (2014 – 2015 учебный год)

Объём программы

По учебному плану на изучение программного материала отводится следующее количество часов: класс  социальной адаптации и реабилитации (2 часа в неделю) – 68 часов в год.

Перечень учебников (основных и дополнительных)

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 / Под редакцией Воронковой В. В.
  2. А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» Самара 2013
  3. Боровых В. П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Москва, «Планета – 2011.
  4. Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В. Д. Симоненко. 5-7 кл. Сост. Ю.Д. Жадаев, А. В. Жадаева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М-во образования и науки  Рос. Федерации.  М.: Просвещение, 2011.
  6. Рабочая программа и тематическое планирование.

Ожидаемые результаты

Обучающийся, воспитанник со сформированными социально-трудовыми знаниями, умениями, навыками на основе освоения предмета хозяйственно-бытовой труд с его индивидуальными психофизическими  возможностями здоровья.

Автор программы

 (Ф И О, должность и место работы, учебная степень, учебное звание)

Ильницкий Станислав Александрович, учитель технологии КУ «Нефтеюганская  коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Контактная информация образовательного учреждения

Адрес:Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121,

тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru.

2. Календарный график реализации рабочих программ по предметам учебного плана

Четверть

Сроки

Количество

Подпись проверяющего

Учебных недель

Учебных

дней

Запланированных

часов по предметам (класс соц. адаптации)

Фактически проведенных часов 

Предмет

Часы

I четверть

9

45

Хозяйственно-бытовой труд

18

II четверть

7

35

Хозяйственно-бытовой труд

14

III четверть

10

50

Хозяйственно-бытовой труд

20

VI четверть

8

40

Хозяйственно-бытовой труд

16

ИТОГО:

34

170

68

3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа разработана на основании образовательной программы школы- интерната на 2014 – 2015 учебный год.

Содержание программы  составлено с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений.          Данная рабочая программа адресована обучающимся класса  социальной адаптации  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида и направлена на реализацию цели и задач школы – интерната на 2014-2015 учебный год.

        Тема:        Социально-трудовая адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе формирования ключевых компетенций (общекультурной, допрофессиональной, методологической).

Цель:  Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными  психофизическими возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Сформировать умение организовывать  свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
  2. Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда). Психологической коррекции и практической деятельности.
  3. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
  4. Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.

Программа разработана с учётом современных требований ФГОС. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы и  выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под  терминами «социально-трудовая адаптация», «компетентность», «компетенция», «общекультурная компетенция», «допрофессиональная компетенция», «методологическая компетенция»,  «ФГОС», «универсальные учебные действия».

Социально-трудовая адаптация – (В.В. Коркунов, 1991) определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.

Компетентность – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.

Общекультурная компетенция – уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей. 

Допрофессиональная компетенция – достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО.

Методологическая компетенция – самостоятельное решение задач прикладного характера.

ФГОС – (федеральные государственные образовательные стандарты) - это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию.

Универсальные учебные действия (УУД) - в широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.

Основные компетенции образовательной программы школы - интерната

Компетенция

Основные характеристики

Методологическая -

самостоятельное решение задач прикладного характера

-прочные навыки самостоятельной учебной деятельности (измерения, выполнения графических работ, работа с источниками информации)

-навыки самоорганизации (замысел формулировка цели (желаемого результата),  подбор средств и планирование работы, реализация плана оценка результатов в соотнесении с запланированным образцом)

-навыки самостоятельного приобретения знаний

-навыки применения знаний на уроке из других образовательных областей и предметов.

Допрофессиональная –

достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях начально-профессионального образования

- активность обучающегося в образовательном процессе

-сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии

- адекватная самооценка, в т.ч. самооценка своих профессиональных возможностей

- умение ориентироваться на рынке труда

- мотивация к профессиональной деятельности

-умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству, ответственность и способность принимать решения при выполнении практических задач

Общекультурная

уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей

- научные представления об окружающем мире (культурно значимые факты, проблемы)

- владеет способами деятельности

- навыки ЗОЖ

- знания культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций

- демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье

  Вывод: Таким образом, данная рабочая программа  предполагает формирование у обучающихся, воспитанников методологической, допрофессиональной  и общекультурной компетенций на основе освоения предмета хозяйственно-бытовой труд  в соответствии с их   индивидуальными психофизическими  возможностями здоровья.

3.1 Адресность программы: тип учебного учреждения, определение класса обучающихся, описание контингента детей

Программа адресована детям с умеренной степенью умственной отсталости, обучающихся по программе 6 класса социальной адаптации для специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Описание контингента детей

        При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы нет и ребенок считается практически здоровым.

        Особенности психического развития детей-олигофренов во многих аспектах сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи.

        Дети-олигофрены представляют однородную с психологической точки зрения группу, хотя они могут отличаться по этиологии заболевания. 

        К характерным особенностям данного контингента детей относятся:

Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем;

Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам;

Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней;

Инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается;

Процессы запоминания и восприятия недостаточны, вследствие чего ребенок - олигофрен запоминает учебный материал медленно и нуждается в многократном его повторении;

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые непосредственно воздействуют на человека. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавить подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции на происходящее;

Недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений.

Уровень развития деятельности обучающихся с отклонениями в  интеллектуальном развитии напрямую связан со степенью интеллектуального дефекта и отличительными особенностями в эмоционально- волевой сфере. Обучающиеся с умеренной степенью олигофрении способны к овладению элементарными трудовыми навыками, имеют минимальный уровень адаптации к несложным жизненным ситуациям.

        Состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.

        Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности.

Психолого-педагогическая  диагностика

с целью выявления  уровня актуального развития обучающихся,

 воспитанников класса социальной адаптации показала следующее:

        Состояние высших психических функций

        Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с целью выявления уровня актуального развития обучающихся, воспитанников в апреле 2014 года показала следующее:         

        сформировано восприятие формы и размера предмета,

        обучающие знают основные цвета спектра,

        объем памяти  удерживают три единицы,

        называют времена года, части суток,

        Операции мышления – анализ и синтез освоены на уровне конкретных предметов и действий.

        У всех обучающихся нарушено зрительное или слуховое восприятие, ослаблена память, внимание неустойчивое. Ошибки в выполнении задания не  замечают, не могут дать самооценку результатам труда.

        Вследствии отклонений в психологическом развитии обучающиеся демонстрируют следующие недочеты в работе:

        дезорганизованы при выполнении,

        испытывают трудности при выполнении технологических операций;

        ошибки в выполнении задания не замечают,

        не могут дать самооценку результатам труда.        

        Вывод: Обучающиеся нуждаются в продолжении развития высших психических функций, посредством коррекционно- развивающих упражнений, включающих работу всех анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический).

        Для поддержания работоспособности обучающихся в течение всего урока и снижения утомляемости необходимо соблюдение охранительного режима (частая смена видов деятельности на уроке, использование заданий с опорой на несколько анализаторов).

3.2.  Концепция (основная идея) программы

        Одной из важнейших задач нашего общества является воспитание трудолюбивого и творческого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

           Школа призвана прежде всего обогатить обучающегося теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки, необходимые для последующего выполнения различных видов трудовой деятельности.

3.3.  Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)

         Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей с особыми образовательными потребностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью, расширение возможностей выпускников в трудоустройстве.  Новизна программы заключается в дополнении имеющегося в примерной государственной программе учебного материала сведениями о  рынке труда, современных технологиях коммунального хозяйства, информацией о смежных профессиях.

3.4. Образовательная область

Программа хозяйсвенно-бытовой труд относится к предметам образовательной области «Технология». Курс образовательной области «Технология» в системе образования призван продолжить знакомство  обучающихся с различными профессиями, способствовать включению обучающихся в разнообразные виды доступной трудовой деятельности.  

3.5. Указание на место и роль курса в обучении

Программы обучения составлены с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию. Программы содержат учебный материал помогающий обучающимися, достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы для социальной адаптации и реабилитации.

Обучение носит воспитывающий характер. Большое внимание уделяется коррекции речи и мышления, формированию навыков самообслуживания и хозяйственно бытового труда. Ограниченные возможности здоровья ребенка, затрудняют решение задач воспитания, но не снимают этих задач. При отборе учебного материала усилена идейно-нравственная направленность, у обучающихся формируются такие черты (в поведении, в трудовой деятельности), которые способствуют обучающимся стать более адекватными в своих поступках, что способствует быстрейшей социальной адаптации и реабилитации.

 

3.6. Цель, задачи

        Цель: Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья, на основе освоения предмета хозяйсвенно-бытовой труд.

        Задачи:

        Сформировать у обучающихся, воспитанников ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Проводить профориентационную работу на основе освоения знаний, общетрудовых умений и технологических операций по предмету. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания и умения в практике  на основе внеклассных и внешкольных  мероприятий.

Сформировать навыки социального поведения на основе знаний о себе, других людях, окружающем мире.

3.7. Сроки реализации программы

Сроки реализации данной программы, количество часов по четвертям учебного года

Данная программа рассчитана на 1 год. По учебному плану на изучаемый материал отводится: 68 часов в год   (2 ч. в неделю)

I четверть – 18 часов

II четверть – 14 часов

III четверть – 20 часов

IV четверть – 16 часов

3.8. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы

         Особое значение при организации коррекционно – педагогической работы  уделяется специальным принципам обучения:

Принцип индивидуализации обучения. Данный принцип  имеет особое значение в специальной (коррекционной) школе. Каждый обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящим от его психофизических возможностей.

Принцип развития и коррекции высших психических функций. Этот принцип реализуется через ввод в содержание урока специальных упражнений и приемов для развития и коррекции различных психических процессов и функций.

Принцип активности и сознательности предполагает формирование у обучающихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности.

Принцип наглядности является одним из важнейших в коррекционной работе. Этот принцип реализуется через использование на уроке технологического оборудования, иллюстрированных инструкционных технологических карт.

Принцип  создания ситуации успеха. Этот принцип позволяет каждому обучающемуся почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. У него появляется мотив к учебной деятельности.

Принцип воспитывающего обучения направлен на развитие личности обучающегося, то есть на развитие необходимых моральных  волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера.

3.9. Общая характеристика учебного процесса

 

Образовательный процесс осуществляется на базе специализированных кабинетов школы- интерната (мастерская, теплица, кабинет СБО)

Обеспечение образовательного процесса    в соответствии с  задачами реализуемой рабочей программы технологическим оборудованием находится на оптимальном уровне – 100%. Имеется  мастерская,  оборудованная всем  необходимым: спецодеждой, уборочным инвентарём.

Информационное обеспечение образовательного процесса учебниками по предмету находится на  допустимом уровне: Галле А.Г., Головинская Е.Ю.  «Подготовка младшего обслуживающего персонала».

Для реализации программы используются современные технологии:

Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, суть которого заключается в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных умений по предмету.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении обучающиеся, воспитанники класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей.

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего–либо.

Здоровьесберегающие технологии:

  1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. При организации урока  следует соблюдать следующие условия: строгую дозировку учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота),
  2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: проведение физкультминуток и динамических пауз, построение урока с учетом работоспособности обучающихся, воспитанников.

Информационно-коммуникативные технологии. Использование этих  технологий, в частности мультимедийных презентаций даёт возможность наглядной демонстрации изучаемого материала, позволяет фиксировать внимание обучающихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и её последующего обсуждения, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся, воспитанников определяется в соответствии с учебным планом и действующими санитарными нормами. По учебному плану на изучение программного материала по предмету «Ремесло (дворник)» отводится 238 часов в год, 34 учебных недели, 7 часов в неделю.

Тип, форма урока

При разработке календарно-тематического планирования программы  и  конструировании уроков по типу  мы ориентировались на общий подход к организации урока в коррекционной школе, в основе которого лежит характер содержания изучаемого материала и уровень обученности. В соответствии с этим выделяют следующие типы уроков:

  1. Пропедевтические уроки.
  2. Уроки изучения нового материала (УИНМ).
  3. Уроки совершенствования знаний умений и навыков (УСЗУиН).
  4. Уроки обобщения и систематизации знаний умений и навыков (УОиСЗУиН).
  5. Комбинированные уроки.
  6. Уроки контроля и коррекции знаний умений и навыков (УКиКЗУиН).
  7. Практические уроки.

      Формы организации учебной работы:

  1. Индивидуальная работа
  2. Фронтальная
  3. Групповая (бригадная)
  4. Учебная практика

3.10.Предполагаемые индивидуально — дифференцированные результаты

Для удобства и эффективности работы вводится принцип планирования по уровням:

        I уровень – учебный материал, где допускается оказание индивидуальной помощи.

        II уровень – учебный материал тот же, допускается снижение объёма материала, предусматривается оказание индивидуальной помощи на уроке, исключаются темы, носящие творческий характер.

        III уровень – учебный материал для обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

            Разные уровни программных требований предназначены для усиления адаптационных возможностей школы. Разноуровневый подход – необходимое условие и основа индивидуализации учебного процесса в школах VIII вида.

При оценивании сформированных знаний, умений навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются 3 группы обучающихся, воспитанников.

1 группа-1 уровень (Агаева Сакина, Мустафин Ленар, Кристиан Иван, Лупняк Александр, Удонова Наталья, Ямалов Артем, Ямалова Анастасия)

2 группа -2 уровень (Литвиновская Татьяна, Минина Дарья)

3 группа -3 уровень (Жиленков Константин, Комиссаров Даниил, Хохуля Влад,

Задачи индивидуальных образовательных маршрутов

 обучающихся, воспитанников класса социальной адаптации 

на 2014 – 2015 учебный год

Агаева Сакина

Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение отвечать на вопросы по прочитанному, по прослушанному. Задача решена частично.

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя. Задача решена частично.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью.

Коррекционно – развивающая задача: Формировать умение удерживать пошаговую  инструкцию и выполнять задания до конца  с помощью учителя. Задача решена частично.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год:  Коррекция восприятия пространства.

Жиленков Костя

Учебно – коррекционная задача: Формировать умение различать и называть основные цвета спектра, форму и размеры предметов.

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение соблюдать правила поведения на уроке.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения соблюдать правила поведения на уроке.

Коррекционно – развивающая задача: Коррекция и развитие крупной и мелкой моторики.  Задача не решена.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция и развитие крупной и мелкой моторики.

Комиссаров Даниил

Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения находить в учебнике нужную страницу, номер упражнения, задачи, примера. Задача не решена.

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция умения подбирать одежду и обувь по сезону. Задача решена частично.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с обучающей помощью.

Коррекционно – развивающая задача: Коррекция  пространственной ориентировки. Задача  не решена.        

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.

Кристьян Ваня

Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение отвечать на вопросы  по прочитанному, по прослушанному.

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение выполнять организационные требования учителя. Задача решена частично.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью. 

Коррекционно – развивающая задача: Коррекция пространственной ориентировки. Задача не решена.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.

Литвиновская Таня

Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью). Задача решена частично.

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение выполнять инструкции учителя. Задача решена частично.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью.

Коррекционно – развивающая задача: Коррекция  восприятия (цвет, форма, размер).  Задача решена частично.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год:

Лупляк Саша

Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью).

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение выполнять организационные требования учителя. Задача не решена.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью. Задача решена частично.

Коррекционно – развивающая задача: Коррекция пространственной ориентировки. Задача не решена.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.

Мустафин Ленар

Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение отвечать на вопросы по прочитанному. Задача не решена.

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:   Сформировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя. Задача решена частично.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью.

Коррекционно – развивающая задача: Сформировать умение удерживать пошаговую  инструкцию и выполнять задания до конца  с помощью учителя. Задача решена частично.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.

Суханов Сергей

Учебно – коррекционная задача: Умеет слушать вопрос и отвечать на него с использованием  слов из вопроса. Задача не  решена              .

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача:   Формировать умение удерживать пошаговую  инструкцию и выполнять задания до конца  с помощью учителя.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с обучающей помощью. 

Коррекционно – развивающая задача: Коррекция и развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.  Задача не решена.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.

 

Хохуля Владислав

Учебно – коррекционная задача на 2012 – 2013 учебный год: Сформировать умение различать и называть основные цвета спектра, форму и размеры предметов.

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача на 2013 – 2014 учебный год:   Формировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя. Задача не решена.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с обучающей помощью. 

Коррекционно – развивающая задача на 2013 – 2014 учебный год: Сформировать умение удерживать пошаговую  инструкцию и выполнять задания до конца  с помощью учителя. Задача решена частично.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.

Удонова Наталья

Учебно – коррекционная задача: Научить  писать прописные буквы с печатного текста

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого. Задача не решена.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого.

Коррекционно – развивающая задача: Коррекция восприятия пространства.  Задача не решена.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.

Ямалов Артем

Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение послогового чтения.

Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача на 2013 – 2014 учебный год: Сформировать умение внимательно слушать учителя и ответы одноклассников.

Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого.

Коррекционно – развивающая задача на 2013 – 2014 учебный год: Формировать умение удерживать пошаговую  инструкцию и выполнять задания до конца  с помощью учителя. Задача решена частично.

Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.

3.11. Система оценки достижений учащихся

Система оценки достижений обучающихся по предмету хозяйственно-бытовой труд осуществляется в соответствии со следующими локальными актами КУ «Нефтеюганская   коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»:

  • Положением о текущей и промежуточной аттестацией обучающихся, воспитанников.
  • Положение об итоговой аттестации обучающихся, воспитанников.

Организуя   проверку знаний школьника с интеллектуальной недостаточностью, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

Система контроля за выполнением программы предполагает ежегодный мониторинг данных по следующим параметрам: общая успеваемость, качество обученности.

4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

4.1. Учебный план программы

Наименование раздела

Количество часов

Теоретические

Практические работы

контрольные

Введение

3

1

1

1

Сезонные работы на школьном участке.

15

2

11

2

Личная гигиена.

14

2

12

Поддержание порядка в помещении.

15

2

12

1

Уход  за одеждой и обувью.

5

4

1

Весенние работы на школьной территории.

16

1

14

1

68

8

54

6

4.2 Содержание учебной программы

Сезонные работы на школьном участке.

Теоретические сведения. Хозяйственный инвентарь, используемый осенью. Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат или фартук. Осенние работы: подметание дорожек, сгребание листвы, перенос листвы.

Умение. Определять на местности дерево, куст, газон, клумбу. Применять инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению. Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.

Упражнение. Осанка во время работы. Правильное положение рук на инструменте, выполнение движений.

Личная гигиена.

Теоретические сведения. Правила личной гигиены в течение дня. Уход за руками. Предметы  личной гигиены. Назначение и уход за ними.

Умение. Использовать средства и предметы личной гигиены по назначению. Ухаживать за руками. Ухаживать за волосами. Содержать в чистоте предметы личной гигиены.

Поддержание порядка в помещении.

Теоретические сведения. Представление о чистоте и порядке. Гигиенические требования к помещениям (комната, прихожая). Инвентарь и приспособления для уборки. Последовательность уборки комнаты.

Умение. Понимать, где чисто, а где грязно. Что является причиной беспорядка. Воспринимать чистоту как необходимое условие существования. Стремиться к порядку. Подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки. Соблюдать правила личной гигиены.

Уход  за одеждой и обувью.

Теоретические сведения.  Ежедневный уход за одеждой. Способы чистки одежды одёжной щёткой. Размещение одежды (на плечиках, на полке в шкафу, на спинке стула).  Общие правила ежедневного ухода за обувью. Значение сменной обуви в школе и дома. Принадлежности для ухода за обувью. Особенности сушки мокрой обуви.

Умение. Чистить одежду сухой и влажной одёжной щёткой. Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле. Технологически правильно выполнять этапы ухода за обувью.

Упражнения. Размещение одежды на стуле и в шкафу. Подготовка обуви к сушке.

Весенние работы на школьной территории.

Теоретические сведения.  Хозяйственный инвентарь, используемый весной. Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат или фартук. Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек, прополка сорняков на клумбах вручную, полив клумб из лейки.

Умение. Применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду и готовить её к хранению. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.

4.3. Требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников

Учащиеся должны знать:

1.     Правила техники безопасности.

2.     Санитарно-гигиенические правила.

3.     Правила организации рабочего места.

4.    Название хозяйственного инвентаря, его назначение, хранение.

5.    Способы чистки, стирки,  утюжки, складывания, одежды,

6.    Иметь представление о чистоте и порядке в классе, комнате.

Учащиеся должны уметь:

  1. Ориентироваться в задании.
  2. Применять  инструменты, приспособления,  по назначению.
  3. Иметь представление о чистоте и порядке.
  4. Ухаживать за одеждой и обувью.

4.4 Требования к уровню подготовки обучающихся по программе ремесло (дворник)

Компетенция

Основные

характеристики

компетенции

Характеристика предмета

Методологическая-

самостоятельное решение задач

 прикладного

характера

прочные навыки самостоятельной учебной деятельности 

УУД (регулятивные):

-Управление своей деятельностью

-Контроль и коррекция

-Инициативность и самостоятельность

-Самостоятельное выполнение заданий и практических работ.

ЗУН по предмету: 

- Вытряхивать и чистить щеткой свою одежду

-привести в порядок свою обувь и одежду.

- Чистить мебель.  

- подметать и расчищать дорожки от снега.

- Пришивать пуговиц, вешалки. Определение места оторванной пуговицы.

- Участие в общешкольных уборках. Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора и опавших листьев, участие в озеленении школьного двора.

навыки самоорганизации 

УУД (самоконтроль)

-Формулировка цели (желаемого результата)

-Подбор средств и планирование работы

-Реализация плана

-Оценка результатов в соотнесении с образцом

навыки самостоятельного приобретения знаний

УУН (познавательные):

-Выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие

Допрофессиональная 

 достаточный уровень для выбора профессии

(или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО

активность обучающегося в образовательном процессе

УУД (личностные):

-Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)

-Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)

-Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков)

-Выполнение приёма работы по показу учителя

-Принятие помощи учителя

-Устойчивость приёма работы

сформированность 

знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии

ЗУН по предмету

Знает:

 -названия одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. Смена одежды и обуви по сезонам.

- Виды одежды и обуви по сезону.

- виды жилых помещений: общежитие, квартира, индивидуальный дом

-виды освещения и отопление жилых помещений.

УУД (регулятивные):

-Самостоятельное выполнение заданий и практических работ

-Самоконтроль

-Умение работать в малой группе.

адекватная самооценка

УУД (регулятивные):

-Объективность самооценки

-Реакция на критические замечания

умение ориентироваться на рынке труда

УУД (личностные):

-Знакомство с профессиями

 

мотивация к профессиональной деятельности

УУД (личностные):

-Стремление к исправлению ошибок

-Работоспособность

-Трудолюбие

-Отношение к урокам трудового обучения

умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

УУД (личностные):

-Готовность к сотрудничеству

-Умение работать в малой группе

-Способность принимать решения при выполнении практических работ

-Ответственность

Общекультурная - уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей.

- научные представления об окружающем мире

УУД (коммуникативные):

-Речевая деятельность

-Навыки сотрудничества

-Владение связной речью

- умение показывать элементы служебных помещений и технические инструкции;

- владеет способами деятельности

-Работа с информацией

-Самоконтроль

-Работа в группе

навыки ЗОЖ

-Знание общих правил техники безопасности на уроке хозяйственно –бытовой труд

демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье

-Умение работать в малой группе, бригаде.

-Знание правил поведения и взаимоотношений в обществе.

-Устанавливать  хорошие взаимоотношения в коллективе.

4.5.  План коррекционно - развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников

Хозяйственно-бытовой труд

№ п/п

Коррекционно - развивающие методики

Четверти

Примечания

I

II

III

IV

1.

формирования технических умений и навыков.

*

*

*

*

Для 2 группы при направляющей помощи педагога, для 3 – группы с обучающей помощью

2.

Развитие моторных навыков

*

*

*

*

3.

Упражнение на развитие пространственных представлений

*

*

*

*

4.

Упражнения на коррекцию восприятия:

-определить форму: (квадратный,  прямоугольный):

*

*

*

*

Все обучающиеся, воспитанники

Коррекция  процессов мышления:

Найди лишнее слово

*

*

*

*

Все обучающиеся, воспитанники

5.

Упражнения на коррекцию памяти:

Упражнение: Запомнить рисунки: «Рисунок: назначение, выполнение».

Упражнение: Запомнить сюжетные картинки.

*

*

*

*

Все обучающиеся, воспитанники

4.6 Формы контроля

Для  контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с использованием технологического оборудования.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.Тестовые задания предполагают поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.  С целью контроля знаний используются также индивидуальные карточки - задания: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся, воспитанников.

4.7  Перечень практических работ обучающихся, воспитанников

1 четверть.

  Выбор спецодежды и инвентаря.

2 четверть.

 Стрижка ногтей на руках. Мытьё рук.

3 четверть.

Привести в порядок полку с книгами, шкаф с игрушками. Убрать комнату. Чистка одежды влажной и сухой щёткой.

4 четверть.

Весенние работы: расчистка дорожек, подметание дорожек, прополка сорняков на клумбах, полив почвы из лейки.

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 / Под редакцией Воронковой В. В.
  2. Инструкционно-технологические карты:

- дежурство по школе

- дежурство в столовой

-уход за жилищем

-уход за одеждой и обувью

7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 / Под редакцией Воронковой В. В.
  2. А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс. Учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» Самара 2013
  3. Боровых В. П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Москва, «Планета – 2011.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М-во образования и науки  Рос. Федерации.  М.: Просвещение, 2011.
  5. Рабочая программа и тематическое планирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...