Рабочая программа по предмету "Хозяйственно-бытовой труд" 6 класс
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основании образовательной программы школы- интерната на 2014 – 2015 учебный год.
Содержание программы составлено с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Данная рабочая программа адресована обучающимся класса социальной адаптации специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида и направлена на реализацию цели и задач школы – интерната на 2014-2015 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_khbt.docx | 81.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VIII ВИДА »
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей ________________________ Протокол № ___ от «___»_________2014г. | «СОГЛАСОВАНО»: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида» ____________________ «___»______________ 2014г. | «УТВЕРЖДАЮ»: директор КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида ___________М.И. Иванова приказ №______ от «___»___________2014г. |
Рабочая программа
по предмету «Хозяйственно- бытовой труд »
Класс социальной адаптации
Объём: 68 ч.
Учитель: Ильницкий С.А.
г. Нефтеюганск-2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Паспорт программы | |
2 | Календарный график реализации рабочей программы | |
3 | Пояснительная записка | |
3.1 | Адресность программы: тип учебного учреждения, определение класса обучающихся, описание контингента детей | |
3.2 | Концепция (основная идея) программы | |
3.3 | Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) | |
3.4 | Образовательная область, в которую входит данный предмет | |
3.5 | Место и роль курса в обучении | |
3.6 | Цели, задачи | |
3.7 | Сроки реализации программы | |
3.8 | Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы | |
3.9 | Общая характеристика учебного процесса: методы общепедагогические и коррекционные, формы обучения и режим занятий | |
3.10 | Предполагаемые индивидуально-дифференцированные результаты | |
3.11 | Система оценки достижений учащихся | |
4 | Содержание тем учебного курса | |
4.1 | Учебный план программы (таблица) | |
4.2 | Содержание учебной программы, основные изучаемые вопросы | |
4.3 | Требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников | |
4.4 | Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе | |
4.5 | План коррекционно-развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников | |
4.6 | Формы контроля | |
4.7 | Перечень практических работ обучающихся, воспитанников | |
5 | Календарно-тематический план | |
6 | Перечень учебно-методического обеспечения | |
7 | Список литературы | |
8 | Контрольно-измерительные материалы |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММ
Название учреждения | Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». |
Наименование программы | Рабочая программа по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» |
Вид программы | Рабочая программа учителя |
Нормативное обеспечение |
-Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
-Устав казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения ХМАО - Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нефтеюганская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»; -Локальные акты: -Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ. -Положение о коррекционно-развивающем занятии. -Положение об индивидуальном образовательном маршруте. -Инструкция о педагогической диагностике обучающихся, воспитанников. -Положение о текущей и промежуточной аттестации обучающихся, воспитанников. -Инструкция к подбору учебно-методических комплексов на текущий учебный год |
Цель и задачи программы | Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья, на основе освоения предмета хозяйственно- бытовой труд.
|
Целевая аудитория программы | Обучающиеся, воспитанники класса социальной адаптации специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида |
Сроки реализации программы | Рабочая программа по предмету хозяйственно-бытовой труд разработана на 1 год (2014 – 2015 учебный год) |
Объём программы | По учебному плану на изучение программного материала отводится следующее количество часов: класс социальной адаптации и реабилитации (2 часа в неделю) – 68 часов в год. |
Перечень учебников (основных и дополнительных) |
|
Ожидаемые результаты | Обучающийся, воспитанник со сформированными социально-трудовыми знаниями, умениями, навыками на основе освоения предмета хозяйственно-бытовой труд с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья. |
Автор программы (Ф И О, должность и место работы, учебная степень, учебное звание) | Ильницкий Станислав Александрович, учитель технологии КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида». |
Контактная информация образовательного учреждения | Адрес:Российская Федерация, 628305, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Нефтеюганск, 11 микрорайон, здание 121, тел./факс 8(3463) 22-81-48 E-mail: Specschool8@mail.ru. |
2. Календарный график реализации рабочих программ по предметам учебного плана
Четверть | Сроки | Количество | Подпись проверяющего | ||||
Учебных недель | Учебных дней | Запланированных часов по предметам (класс соц. адаптации) | Фактически проведенных часов | ||||
Предмет | Часы | ||||||
I четверть | 9 | 45 | Хозяйственно-бытовой труд | 18 | |||
II четверть | 7 | 35 | Хозяйственно-бытовой труд | 14 | |||
III четверть | 10 | 50 | Хозяйственно-бытовой труд | 20 | |||
VI четверть | 8 | 40 | Хозяйственно-бытовой труд | 16 | |||
ИТОГО: | 34 | 170 | 68 |
3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основании образовательной программы школы- интерната на 2014 – 2015 учебный год.
Содержание программы составлено с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Данная рабочая программа адресована обучающимся класса социальной адаптации специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида и направлена на реализацию цели и задач школы – интерната на 2014-2015 учебный год.
Тема: Социально-трудовая адаптация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе формирования ключевых компетенций (общекультурной, допрофессиональной, методологической).
Цель: Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
Задачи:
- Сформировать умение организовывать свою деятельность социально-приемлемыми способами на основе освоения предметов учебного плана и правил поведения в обществе.
- Проводить профориентационную работу на основе освоения профилей трудового обучения (занимательного и ручного труда). Психологической коррекции и практической деятельности.
- Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания умения и практические навыки на основе организации и проведения внеклассных и внешкольных мероприятий.
- Обеспечить ресурсные условия (кадровые, материально-технические, финансово экономические, организационные) реализации цели образовательного учреждения.
Программа разработана с учётом современных требований ФГОС. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы и выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Для формирования единого понятийного аппарата поясняем, что педагогический коллектив понимает под терминами «социально-трудовая адаптация», «компетентность», «компетенция», «общекультурная компетенция», «допрофессиональная компетенция», «методологическая компетенция», «ФГОС», «универсальные учебные действия».
Социально-трудовая адаптация – (В.В. Коркунов, 1991) определяется как процесс личностного становления, который приводит поведение и трудовую деятельность человека в соответствие с существующими в нашем обществе и трудовых коллективах нормами, правилами и традициями.
Компетентность – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Общекультурная компетенция – уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей.
Допрофессиональная компетенция – достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО.
Методологическая компетенция – самостоятельное решение задач прикладного характера.
ФГОС – (федеральные государственные образовательные стандарты) - это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию.
Универсальные учебные действия (УУД) - в широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания. Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности. Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Основные компетенции образовательной программы школы - интерната
Компетенция | Основные характеристики |
Методологическая - самостоятельное решение задач прикладного характера | -прочные навыки самостоятельной учебной деятельности (измерения, выполнения графических работ, работа с источниками информации) |
-навыки самоорганизации (замысел формулировка цели (желаемого результата), подбор средств и планирование работы, реализация плана оценка результатов в соотнесении с запланированным образцом) | |
-навыки самостоятельного приобретения знаний | |
-навыки применения знаний на уроке из других образовательных областей и предметов. | |
Допрофессиональная – достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях начально-профессионального образования | - активность обучающегося в образовательном процессе |
-сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии | |
- адекватная самооценка, в т.ч. самооценка своих профессиональных возможностей | |
- умение ориентироваться на рынке труда | |
- мотивация к профессиональной деятельности | |
-умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, готовность к сотрудничеству, ответственность и способность принимать решения при выполнении практических задач | |
Общекультурная – уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей | - научные представления об окружающем мире (культурно значимые факты, проблемы) |
- владеет способами деятельности | |
- навыки ЗОЖ | |
- знания культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций | |
- демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье |
Вывод: Таким образом, данная рабочая программа предполагает формирование у обучающихся, воспитанников методологической, допрофессиональной и общекультурной компетенций на основе освоения предмета хозяйственно-бытовой труд в соответствии с их индивидуальными психофизическими возможностями здоровья.
3.1 Адресность программы: тип учебного учреждения, определение класса обучающихся, описание контингента детей
Программа адресована детям с умеренной степенью умственной отсталости, обучающихся по программе 6 класса социальной адаптации для специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Описание контингента детей
При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы нет и ребенок считается практически здоровым.
Особенности психического развития детей-олигофренов во многих аспектах сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи.
Дети-олигофрены представляют однородную с психологической точки зрения группу, хотя они могут отличаться по этиологии заболевания.
К характерным особенностям данного контингента детей относятся:
Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем;
Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам;
Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней;
Инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается;
Процессы запоминания и восприятия недостаточны, вследствие чего ребенок - олигофрен запоминает учебный материал медленно и нуждается в многократном его повторении;
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые непосредственно воздействуют на человека. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавить подавлять аффект. Часты сильные аффективные реакции на происходящее;
Недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений.
Уровень развития деятельности обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии напрямую связан со степенью интеллектуального дефекта и отличительными особенностями в эмоционально- волевой сфере. Обучающиеся с умеренной степенью олигофрении способны к овладению элементарными трудовыми навыками, имеют минимальный уровень адаптации к несложным жизненным ситуациям.
Состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки.
Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности.
Психолого-педагогическая диагностика
с целью выявления уровня актуального развития обучающихся,
воспитанников класса социальной адаптации показала следующее:
Состояние высших психических функций
Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с целью выявления уровня актуального развития обучающихся, воспитанников в апреле 2014 года показала следующее:
сформировано восприятие формы и размера предмета,
обучающие знают основные цвета спектра,
объем памяти удерживают три единицы,
называют времена года, части суток,
Операции мышления – анализ и синтез освоены на уровне конкретных предметов и действий.
У всех обучающихся нарушено зрительное или слуховое восприятие, ослаблена память, внимание неустойчивое. Ошибки в выполнении задания не замечают, не могут дать самооценку результатам труда.
Вследствии отклонений в психологическом развитии обучающиеся демонстрируют следующие недочеты в работе:
дезорганизованы при выполнении,
испытывают трудности при выполнении технологических операций;
ошибки в выполнении задания не замечают,
не могут дать самооценку результатам труда.
Вывод: Обучающиеся нуждаются в продолжении развития высших психических функций, посредством коррекционно- развивающих упражнений, включающих работу всех анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический).
Для поддержания работоспособности обучающихся в течение всего урока и снижения утомляемости необходимо соблюдение охранительного режима (частая смена видов деятельности на уроке, использование заданий с опорой на несколько анализаторов).
3.2. Концепция (основная идея) программы
Одной из важнейших задач нашего общества является воспитание трудолюбивого и творческого человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Школа призвана прежде всего обогатить обучающегося теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки, необходимые для последующего выполнения различных видов трудовой деятельности.
3.3. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость)
Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей с особыми образовательными потребностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью, расширение возможностей выпускников в трудоустройстве. Новизна программы заключается в дополнении имеющегося в примерной государственной программе учебного материала сведениями о рынке труда, современных технологиях коммунального хозяйства, информацией о смежных профессиях.
3.4. Образовательная область
Программа хозяйсвенно-бытовой труд относится к предметам образовательной области «Технология». Курс образовательной области «Технология» в системе образования призван продолжить знакомство обучающихся с различными профессиями, способствовать включению обучающихся в разнообразные виды доступной трудовой деятельности.
3.5. Указание на место и роль курса в обучении
Программы обучения составлены с учетом особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию. Программы содержат учебный материал помогающий обучающимися, достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы для социальной адаптации и реабилитации.
Обучение носит воспитывающий характер. Большое внимание уделяется коррекции речи и мышления, формированию навыков самообслуживания и хозяйственно бытового труда. Ограниченные возможности здоровья ребенка, затрудняют решение задач воспитания, но не снимают этих задач. При отборе учебного материала усилена идейно-нравственная направленность, у обучающихся формируются такие черты (в поведении, в трудовой деятельности), которые способствуют обучающимся стать более адекватными в своих поступках, что способствует быстрейшей социальной адаптации и реабилитации.
3.6. Цель, задачи
Цель: Обучающийся, воспитанник компетентный в социально-трудовой деятельности в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями здоровья, на основе освоения предмета хозяйсвенно-бытовой труд.
Задачи:
Сформировать у обучающихся, воспитанников ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями. Проводить профориентационную работу на основе освоения знаний, общетрудовых умений и технологических операций по предмету. Научить обучающихся, воспитанников самостоятельно применять знания и умения в практике на основе внеклассных и внешкольных мероприятий.
Сформировать навыки социального поведения на основе знаний о себе, других людях, окружающем мире.
3.7. Сроки реализации программы
Сроки реализации данной программы, количество часов по четвертям учебного года
Данная программа рассчитана на 1 год. По учебному плану на изучаемый материал отводится: 68 часов в год (2 ч. в неделю)
I четверть – 18 часов
II четверть – 14 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть – 16 часов
3.8. Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы
Особое значение при организации коррекционно – педагогической работы уделяется специальным принципам обучения:
Принцип индивидуализации обучения. Данный принцип имеет особое значение в специальной (коррекционной) школе. Каждый обучающийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящим от его психофизических возможностей.
Принцип развития и коррекции высших психических функций. Этот принцип реализуется через ввод в содержание урока специальных упражнений и приемов для развития и коррекции различных психических процессов и функций.
Принцип активности и сознательности предполагает формирование у обучающихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности.
Принцип наглядности является одним из важнейших в коррекционной работе. Этот принцип реализуется через использование на уроке технологического оборудования, иллюстрированных инструкционных технологических карт.
Принцип создания ситуации успеха. Этот принцип позволяет каждому обучающемуся почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе. У него появляется мотив к учебной деятельности.
Принцип воспитывающего обучения направлен на развитие личности обучающегося, то есть на развитие необходимых моральных волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера.
3.9. Общая характеристика учебного процесса
Образовательный процесс осуществляется на базе специализированных кабинетов школы- интерната (мастерская, теплица, кабинет СБО)
Обеспечение образовательного процесса в соответствии с задачами реализуемой рабочей программы технологическим оборудованием находится на оптимальном уровне – 100%. Имеется мастерская, оборудованная всем необходимым: спецодеждой, уборочным инвентарём.
Информационное обеспечение образовательного процесса учебниками по предмету находится на допустимом уровне: Галле А.Г., Головинская Е.Ю. «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
Для реализации программы используются современные технологии:
Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, суть которого заключается в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных умений по предмету.
Технология дифференцированного обучения. При ее применении обучающиеся, воспитанники класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей.
Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего–либо.
Здоровьесберегающие технологии:
- Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. При организации урока следует соблюдать следующие условия: строгую дозировку учебной нагрузки, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота),
- Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: проведение физкультминуток и динамических пауз, построение урока с учетом работоспособности обучающихся, воспитанников.
Информационно-коммуникативные технологии. Использование этих технологий, в частности мультимедийных презентаций даёт возможность наглядной демонстрации изучаемого материала, позволяет фиксировать внимание обучающихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и её последующего обсуждения, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся, воспитанников определяется в соответствии с учебным планом и действующими санитарными нормами. По учебному плану на изучение программного материала по предмету «Ремесло (дворник)» отводится 238 часов в год, 34 учебных недели, 7 часов в неделю.
Тип, форма урока
При разработке календарно-тематического планирования программы и конструировании уроков по типу мы ориентировались на общий подход к организации урока в коррекционной школе, в основе которого лежит характер содержания изучаемого материала и уровень обученности. В соответствии с этим выделяют следующие типы уроков:
- Пропедевтические уроки.
- Уроки изучения нового материала (УИНМ).
- Уроки совершенствования знаний умений и навыков (УСЗУиН).
- Уроки обобщения и систематизации знаний умений и навыков (УОиСЗУиН).
- Комбинированные уроки.
- Уроки контроля и коррекции знаний умений и навыков (УКиКЗУиН).
- Практические уроки.
Формы организации учебной работы:
- Индивидуальная работа
- Фронтальная
- Групповая (бригадная)
- Учебная практика
3.10.Предполагаемые индивидуально — дифференцированные результаты
Для удобства и эффективности работы вводится принцип планирования по уровням:
I уровень – учебный материал, где допускается оказание индивидуальной помощи.
II уровень – учебный материал тот же, допускается снижение объёма материала, предусматривается оказание индивидуальной помощи на уроке, исключаются темы, носящие творческий характер.
III уровень – учебный материал для обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Разные уровни программных требований предназначены для усиления адаптационных возможностей школы. Разноуровневый подход – необходимое условие и основа индивидуализации учебного процесса в школах VIII вида.
При оценивании сформированных знаний, умений навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются 3 группы обучающихся, воспитанников.
1 группа-1 уровень (Агаева Сакина, Мустафин Ленар, Кристиан Иван, Лупняк Александр, Удонова Наталья, Ямалов Артем, Ямалова Анастасия)
2 группа -2 уровень (Литвиновская Татьяна, Минина Дарья)
3 группа -3 уровень (Жиленков Константин, Комиссаров Даниил, Хохуля Влад,
Задачи индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся, воспитанников класса социальной адаптации
на 2014 – 2015 учебный год
Агаева Сакина
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение отвечать на вопросы по прочитанному, по прослушанному. Задача решена частично.
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя. Задача решена частично.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью.
Коррекционно – развивающая задача: Формировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя. Задача решена частично.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
Жиленков Костя
Учебно – коррекционная задача: Формировать умение различать и называть основные цвета спектра, форму и размеры предметов.
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение соблюдать правила поведения на уроке.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения соблюдать правила поведения на уроке.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция и развитие крупной и мелкой моторики. Задача не решена.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция и развитие крупной и мелкой моторики.
Комиссаров Даниил
Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения находить в учебнике нужную страницу, номер упражнения, задачи, примера. Задача не решена.
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция умения подбирать одежду и обувь по сезону. Задача решена частично.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с обучающей помощью.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция пространственной ориентировки. Задача не решена.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
Кристьян Ваня
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение отвечать на вопросы по прочитанному, по прослушанному.
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение выполнять организационные требования учителя. Задача решена частично.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция пространственной ориентировки. Задача не решена.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
Литвиновская Таня
Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью). Задача решена частично.
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение выполнять инструкции учителя. Задача решена частично.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция восприятия (цвет, форма, размер). Задача решена частично.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год:
Лупляк Саша
Учебно – коррекционная задача: Коррекция умения слушать, слышать и выполнять инструкцию учителя (с организующей помощью).
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение выполнять организационные требования учителя. Задача не решена.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью. Задача решена частично.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция пространственной ориентировки. Задача не решена.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
Мустафин Ленар
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение отвечать на вопросы по прочитанному. Задача не решена.
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя. Задача решена частично.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с контролирующей помощью.
Коррекционно – развивающая задача: Сформировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя. Задача решена частично.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
Суханов Сергей
Учебно – коррекционная задача: Умеет слушать вопрос и отвечать на него с использованием слов из вопроса. Задача не решена .
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с обучающей помощью.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция и развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Задача не решена.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
Хохуля Владислав
Учебно – коррекционная задача на 2012 – 2013 учебный год: Сформировать умение различать и называть основные цвета спектра, форму и размеры предметов.
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача на 2013 – 2014 учебный год: Формировать умение выполнять организационные действия по рекомендации учителя. Задача не решена.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция умения выполнять организационные действия по рекомендации учителя с обучающей помощью.
Коррекционно – развивающая задача на 2013 – 2014 учебный год: Сформировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя. Задача решена частично.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
Удонова Наталья
Учебно – коррекционная задача: Научить писать прописные буквы с печатного текста
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого. Задача не решена.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого.
Коррекционно – развивающая задача: Коррекция восприятия пространства. Задача не решена.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
Ямалов Артем
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение послогового чтения.
Учебно – коррекционная задача на 2014 - 2015 учебный год: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.
Коррекционно – воспитательная задача на 2013 – 2014 учебный год: Сформировать умение внимательно слушать учителя и ответы одноклассников.
Коррекционно – воспитательная задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция моделей поведения в построении взаимоотношений со сверстниками под контролем взрослого.
Коррекционно – развивающая задача на 2013 – 2014 учебный год: Формировать умение удерживать пошаговую инструкцию и выполнять задания до конца с помощью учителя. Задача решена частично.
Коррекционно – развивающая задача на 2014 - 2015 учебный год: Коррекция восприятия пространства.
3.11. Система оценки достижений учащихся
Система оценки достижений обучающихся по предмету хозяйственно-бытовой труд осуществляется в соответствии со следующими локальными актами КУ «Нефтеюганская коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида»:
- Положением о текущей и промежуточной аттестацией обучающихся, воспитанников.
- Положение об итоговой аттестации обучающихся, воспитанников.
Организуя проверку знаний школьника с интеллектуальной недостаточностью, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.
Система контроля за выполнением программы предполагает ежегодный мониторинг данных по следующим параметрам: общая успеваемость, качество обученности.
4. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
4.1. Учебный план программы
Наименование раздела | Количество часов | Теоретические | Практические работы | контрольные |
Введение | 3 | 1 | 1 | 1 |
Сезонные работы на школьном участке. | 15 | 2 | 11 | 2 |
Личная гигиена. | 14 | 2 | 12 | |
Поддержание порядка в помещении. | 15 | 2 | 12 | 1 |
Уход за одеждой и обувью. | 5 | 4 | 1 | |
Весенние работы на школьной территории. | 16 | 1 | 14 | 1 |
68 | 8 | 54 | 6 |
4.2 Содержание учебной программы
Сезонные работы на школьном участке.
Теоретические сведения. Хозяйственный инвентарь, используемый осенью. Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат или фартук. Осенние работы: подметание дорожек, сгребание листвы, перенос листвы.
Умение. Определять на местности дерево, куст, газон, клумбу. Применять инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду по назначению и готовить её к хранению. Технологически правильно держать инструменты во время работы и следить за своей осанкой. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.
Упражнение. Осанка во время работы. Правильное положение рук на инструменте, выполнение движений.
Личная гигиена.
Теоретические сведения. Правила личной гигиены в течение дня. Уход за руками. Предметы личной гигиены. Назначение и уход за ними.
Умение. Использовать средства и предметы личной гигиены по назначению. Ухаживать за руками. Ухаживать за волосами. Содержать в чистоте предметы личной гигиены.
Поддержание порядка в помещении.
Теоретические сведения. Представление о чистоте и порядке. Гигиенические требования к помещениям (комната, прихожая). Инвентарь и приспособления для уборки. Последовательность уборки комнаты.
Умение. Понимать, где чисто, а где грязно. Что является причиной беспорядка. Воспринимать чистоту как необходимое условие существования. Стремиться к порядку. Подбирать и использовать по назначению инвентарь и приспособления для уборки. Соблюдать правила личной гигиены.
Уход за одеждой и обувью.
Теоретические сведения. Ежедневный уход за одеждой. Способы чистки одежды одёжной щёткой. Размещение одежды (на плечиках, на полке в шкафу, на спинке стула). Общие правила ежедневного ухода за обувью. Значение сменной обуви в школе и дома. Принадлежности для ухода за обувью. Особенности сушки мокрой обуви.
Умение. Чистить одежду сухой и влажной одёжной щёткой. Размещать свою одежду в шкафу: на плечиках, на полке, на стуле. Технологически правильно выполнять этапы ухода за обувью.
Упражнения. Размещение одежды на стуле и в шкафу. Подготовка обуви к сушке.
Весенние работы на школьной территории.
Теоретические сведения. Хозяйственный инвентарь, используемый весной. Спецодежда: рукавицы, перчатки, халат или фартук. Весенние работы: правила расчистки дорожек, подметание дорожек, прополка сорняков на клумбах вручную, полив клумб из лейки.
Умение. Применять хозяйственный инвентарь по назначению и готовить его к хранению. Использовать спецодежду и готовить её к хранению. Соблюдать правила безопасной работы с инвентарём, работы на пришкольном участке.
4.3. Требования к знаниям и умениям обучающихся, воспитанников
Учащиеся должны знать:
1. Правила техники безопасности.
2. Санитарно-гигиенические правила.
3. Правила организации рабочего места.
4. Название хозяйственного инвентаря, его назначение, хранение.
5. Способы чистки, стирки, утюжки, складывания, одежды,
6. Иметь представление о чистоте и порядке в классе, комнате.
Учащиеся должны уметь:
- Ориентироваться в задании.
- Применять инструменты, приспособления, по назначению.
- Иметь представление о чистоте и порядке.
- Ухаживать за одеждой и обувью.
4.4 Требования к уровню подготовки обучающихся по программе ремесло (дворник)
Компетенция | Основные характеристики компетенции | Характеристика предмета |
Методологическая- самостоятельное решение задач прикладного характера | прочные навыки самостоятельной учебной деятельности | УУД (регулятивные): -Управление своей деятельностью -Контроль и коррекция -Инициативность и самостоятельность -Самостоятельное выполнение заданий и практических работ. ЗУН по предмету: - Вытряхивать и чистить щеткой свою одежду -привести в порядок свою обувь и одежду. - Чистить мебель. - подметать и расчищать дорожки от снега. - Пришивать пуговиц, вешалки. Определение места оторванной пуговицы. - Участие в общешкольных уборках. Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора и опавших листьев, участие в озеленении школьного двора. |
навыки самоорганизации | УУД (самоконтроль) -Формулировка цели (желаемого результата) -Подбор средств и планирование работы -Реализация плана -Оценка результатов в соотнесении с образцом | |
навыки самостоятельного приобретения знаний | УУН (познавательные): -Выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие | |
Допрофессиональная достаточный уровень для выбора профессии (или началу трудовой деятельности), продолжению обучения в учреждениях НПО | активность обучающегося в образовательном процессе | УУД (личностные): -Самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) -Смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») -Морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков) -Выполнение приёма работы по показу учителя -Принятие помощи учителя -Устойчивость приёма работы |
сформированность знаний, умений и навыков, необходимых к освоению профессии | ЗУН по предмету Знает: -названия одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. Смена одежды и обуви по сезонам. - Виды одежды и обуви по сезону. - виды жилых помещений: общежитие, квартира, индивидуальный дом -виды освещения и отопление жилых помещений. УУД (регулятивные): -Самостоятельное выполнение заданий и практических работ -Самоконтроль -Умение работать в малой группе. | |
адекватная самооценка | УУД (регулятивные): -Объективность самооценки -Реакция на критические замечания | |
умение ориентироваться на рынке труда | УУД (личностные): -Знакомство с профессиями
| |
мотивация к профессиональной деятельности | УУД (личностные): -Стремление к исправлению ошибок -Работоспособность -Трудолюбие -Отношение к урокам трудового обучения | |
умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | УУД (личностные): -Готовность к сотрудничеству -Умение работать в малой группе -Способность принимать решения при выполнении практических работ -Ответственность | |
Общекультурная - уровень самоорганизации личности социально приемлемыми способами (в быту, учреждениях социально-культурной направленности, на производстве), а также способность оценивать границы собственных возможностей. | - научные представления об окружающем мире | УУД (коммуникативные): -Речевая деятельность -Навыки сотрудничества -Владение связной речью - умение показывать элементы служебных помещений и технические инструкции; |
- владеет способами деятельности | -Работа с информацией -Самоконтроль -Работа в группе | |
навыки ЗОЖ | -Знание общих правил техники безопасности на уроке хозяйственно –бытовой труд | |
демонстрирует взаимопонимание и продуктивное взаимодействие в обществе, коллективе, семье | -Умение работать в малой группе, бригаде. -Знание правил поведения и взаимоотношений в обществе. -Устанавливать хорошие взаимоотношения в коллективе. |
4.5. План коррекционно - развивающих упражнений, направленных на реализацию задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, воспитанников
Хозяйственно-бытовой труд
№ п/п | Коррекционно - развивающие методики | Четверти | Примечания | |||
I | II | III | IV | |||
1. | формирования технических умений и навыков. | * | * | * | * | Для 2 группы при направляющей помощи педагога, для 3 – группы с обучающей помощью |
2. | Развитие моторных навыков | * | * | * | * | |
3. | Упражнение на развитие пространственных представлений | * | * | * | * | |
4. | Упражнения на коррекцию восприятия: -определить форму: (квадратный, прямоугольный): | * | * | * | * | Все обучающиеся, воспитанники |
Коррекция процессов мышления: Найди лишнее слово | * | * | * | * | Все обучающиеся, воспитанники | |
5. | Упражнения на коррекцию памяти: Упражнение: Запомнить рисунки: «Рисунок: назначение, выполнение». Упражнение: Запомнить сюжетные картинки. | * | * | * | * | Все обучающиеся, воспитанники |
4.6 Формы контроля
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, письменные проверочные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с использованием технологического оборудования.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.Тестовые задания предполагают поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. С целью контроля знаний используются также индивидуальные карточки - задания: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения обучающихся, воспитанников.
4.7 Перечень практических работ обучающихся, воспитанников
1 четверть.
Выбор спецодежды и инвентаря.
2 четверть.
Стрижка ногтей на руках. Мытьё рук.
3 четверть.
Привести в порядок полку с книгами, шкаф с игрушками. Убрать комнату. Чистка одежды влажной и сухой щёткой.
4 четверть.
Весенние работы: расчистка дорожек, подметание дорожек, прополка сорняков на клумбах, полив почвы из лейки.
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 / Под редакцией Воронковой В. В.
- Инструкционно-технологические карты:
- дежурство по школе
- дежурство в столовой
-уход за жилищем
-уход за одеждой и обувью
7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: СБ.1. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 / Под редакцией Воронковой В. В.
- А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. Подготовка младшего обслуживающего персонала. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» Самара 2013
- Боровых В. П. Уроки технологии с применением ИКТ. 5-6 классы. Москва, «Планета – 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011.
- Рабочая программа и тематическое планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...