Календарно – тематическое планирование на учебный год (индивидуальное обучение)
календарно-тематическое планирование на тему
Материал предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми с глубокими интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»
Комитета по социальной политике
Примерный план
Календарно – тематическое планирование
на учебный год
(индивидуальное обучение)
Составлено на основании программы коррекционно-развивающей направленности:
- «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под ред. Н.Н. Яковлевой – СПб., 2012 г.
Основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы
Зрительно-слуховая стимуляция:
- активизация акустического внимания и памяти
- формирование двигательно - слуховых связей
- активизация речевого восприятия
Тактильная стимуляция:
- стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания;
- стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами
- активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции;
Двигательно-моторная стимуляция:
- стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища;
- стимуляция захвата предмета и развитие зрительной координации;
- стимуляция ползания;
- вставание и ходьба с поддержкой;
- стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения;
Коммуникативная стимуляция:
- формирование основ эмоционального реагирования;
- формирование зрительного восприятия себя;
Стимуляция обонятельной чувствительности:
- формирование эмоциональных реакций на различные запахи;
- расширение спектра обонятельных ощущений;
Стимуляция обонятельной чувствительности
№ | Тема | Оборудование | Дата |
1 | Обследование обонятельной чувствительности. Стимуляция вдоха-выдоха. Поглаживание носа, прикосновение мягкими салфетками. -«Дышим носиком» -«Носик-курносик» -«Носик, носик, покажись!» | ||
2 | Совместное прикосновение , поглаживание носа Ватными шариками с запахом цветов - «Давай понюхаем» -Ах, как пахнет!» | ||
3 | Сосредоточение на лице взрослого, изображающего мимикой реакцию на запах. «Ах, какой чай!» «Ароматный чай!» | ||
4 | Знакомство с запахом фруктового чая. Выражение реакции на приятный запах. -«Носик нюхает чай» -«Что в чашечке?» | ||
5 | Выражение обонятельной сосредоточенности, ощущения смены запахов. -«Спрятанный банан» -«Душистый лимон» | ||
1 | Совместное прикосновение, поглаживание носа ароматными салфетками. -«Давай понюхаем» -«Ароматные салфетки» | ||
2 | Выражение реакции на струю воздуха, направленную на лицо ребенка. -«Ветер-ветерок» -«Ах, какой ветерок!» | ||
3 | Выделение предмета, издающего запах (совместно со взрослым). -«Душистое мыло» -«Что в мыльнице так пахнет?» | ||
4 | -«Ароматные мешочки» | ||
№ | Адаптивная физкультура Тема | Оборудование | Дата |
1 | Обследование двигательно-моторной стимуляции. Движения головы. Повороты влево-вправо, наклоны. -«Часики тик-так» -«Да-да, нет-нет» | ||
2 | Удержание равновесия в положении сидя. Наклоны, покачивание из стороны в сторону . -«Давай покачаемся» -«Карусели» -«Качалка» | ||
3 | Движения рук. Совместное выполнение движений вверх-вниз, в стороны. -«Ручки-ручки закружились» Проигрывание стихотворения: -«Белый снег кружится» | ||
4 | Сжимание пальцев, разжимание. Произвольное отпускание предмета. -«Разожми кулачок» -«Давай скатим с горки» | ||
5 | Удержание предмета, вложенного в руку. Смыкание пальцев вокруг предмета. -«Ловкие пальчики» «Держи, не урони» | ||
6 | Стимуляция подвижности пальцев рук. Проигрывание потешки. Выполнение движений в соответствии со словом. -«Пальчик о пальчик тук да тук» -«Молоточки стучат» | ||
7 | Захват и удержание предмета с помощью. -«Ай да кубик!» Проигрывание стихотворения: -«Веселый мяч» | ||
8 | Стояние, удержание равновесия. Повороты влево-вправо с поддержкой. -«Где же мячик?» «Давай возьмем игрушку» | ||
9 | Произвольная ходьба с поддержкой. -«Гуляем с куклой» -«Мы ногами топать будем» Проигрывание потешки: -«Как же здорово гулять!» | ||
10 | Ходьба по ограниченной площади с поддержкой. -«Хороша дорожка» -«Наши ножки шагают по дорожке» | ||
1 | Движения головы ,повороты в положении сидя. -«Тики-так, тики-так» -«Давай качаться» | ||
2 | Покачивание сидя вперед-назад, умение опираться на руки. Удерживание равновесия. -«Будем мы качаться» -«Качи-качи-качи» | ||
3 | Размашистые движения руками Умение поднимать руки вверх, опускать вниз. -«Вот какие мы большие!» -«Ручки-ручки закружились,а потом и опустились» | ||
4 | Стимуляция подвижности пальцев рук. Постукивание пальчиками. Проигрывание потешки. -«Зернышки клюем» -«Пальчики ловкие чик-чик-чик» | ||
5 | Удержание предметов. Смыкание пальцев вокруг предмета (совместно). -«Мягкий шарик» -«Две игрушки» | ||
6 | Отпускание предметов, поднимание. -«Разожми кулачок» -«Давай бросать в ведерко» | ||
7 | Ходьба с игрушкой. Умение сохранять равновесие. -«Топай-топай веселей» -«С Мишкой весело гулять» | ||
8 | Ходьба с толканием предметов. -«Вот он, наш веселый мяч» Итоговая игра -«Мои игрушки» |
Зрительно-слуховая стимуляция | |||
№ | Тема | Оборудование | Дата |
Обследование зрительно-слуховой стимуляции. Прикосновение к звучащей игрушке. Удержание звучащих предметов в руке. -«Звоночек зазвенел» -«Дудочка ду-ду» | |||
Выполнение двигательных действий с погремушкой -«Веселая погремушка» -«Вот так колокольчик» | |||
Выстукивание ритма в совместной деятельности. Сопровождение песенкой. -«Ай туки-туки, застучали молотки» -«Ложечки стучат» | |||
Раскачивание ребенка под музыку. -«Качи-качи-качи» -«И любо нам и весело» | |||
Показ музыкальных игрушек с их называнием -«Чудесный мешочек» -«Что у нас в коробочке?» | |||
Фиксация взгляда на действиях. Выражение эмоциональных реакций. -«Мишка танцор» -«Колокольчик зазвенел» | |||
Имитация действий, разыгрывание песенки. -«Ты, собачка не лай» -«Плачет киска в коридоре» | |||
Выполнение игровых действий с звучащими игрушками в совместной деятельности. -«Две собачки гав-гав» Проигрывание потешки.-«Два котенка» | |||
Узнавание музыкальных игрушек. Протягивание руки за звучащей игрушкой. -«Вот веселые игрушки» -«Что там звенит?» | |||
Проявление эмоционально-двигательной реакции на внезапно появившийся звучащий предмет. -«Что у нас в коробочке?» | |||
Прикосновение к музыкальной игрушке. Сосредоточение взгляда на игрушке, различение. -«Барабан бум-бум» -«Колокольчики динь-динь» | |||
Выполнение двигательных действий с игрушкой. Выражение эмоциональных реакций. -«Веселый барабан» -«Колокольчик зазвенел» | |||
Выстукивание ритма. Проговаривание потешки. -«Будем мы в ладоши хлопать» -«Молоточек тук-тук-тук» -«Мой веселый, звонкий мяч» | |||
Раскачивание ребенка под музыку. -«Летели-летели, устали, сели» -«Уж я Мишенька-Мишук» | |||
Проявление эмоционально-двигательной реакции на звучащий предмет. Узнавание игрушек. «Чудесный мешочек» | |||
Коммуникативная стимуляция | |||
№ | Тема | Оборудование | Дата |
Обследование коммуникативной сферы. Выражение ответной реакции на обращенную речь, прикосновения, жесты. -«Где же ручки? Вот они» -«Какой ты хороший!» | |||
Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. Раскрашивание ручки, пальчиков. -«Давай погладим ручки, ножки» -«Давай раскрасим вместе» | |||
Взаимодействие с игрушками. -«Ходим с мишкой» -«Гуляем с Машей» | |||
Стимулирование ответной реакции на обращенную речь Игры: «Ку-ку» | |||
Стимуляция выражения собственных чувств Игры: «Сорока белобока», «Ладушки» | |||
Стимулирование реакции отклика на свое имя. Игра: «Мы зовем Ромочку» | |||
Стимулирование ответной реакции на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами, совместными действиями. Игры: «Ку-ку». | |||
Тактильная стимуляция | |||
№ | Тема | Оборудование | Дата |
Обследование тактильной чувствительности. Стимуляция чувствительности тела с помощью сенсорных тактильных контактов. -«Погладим наши ручки» -«Похлопаем по ножкам» | |||
Выражение реакции на массирование тела воздушным шариком, мехом, резиновым мячиком. -«Какой мягкий шарик!» -«Наш веселый мячик» | |||
Прикосновения к предметам разной текстуры, ощупывание предметов. -«Снежинки-пушинки» -«Ой, какие ленточки!» -«Нежно гладим мы зверят» | |||
Стимуляция температурных ощущений. Выражение реакции на прикосновения к природным материалам ( вода, лед ) -«Водичка-водичка» -«Холодный лед» | |||
Стимуляция чувствительности тела с использованием приема похлопывания по различным частям тела. -«Мохнатая мочалка» -«Мягкий мячик» | |||
Стимуляция чувствительности тела с помощью сенсорных тактильных контактов. Поглаживания с проговариванием потешки. -«Коза рогатая» | |||
Выражение реакции на массирование тела теплыми, мягкими предметами. -«Теплый шарик» -«Мягкие варежки» | |||
Прикосновения к предметам разной текстуры, ощупывание природных материалов. -«Колючие шишки» -«Корзинка с листьями» | |||
Стимуляция чувствительности тела с использованием приемов похлопывания, поглаживания. -«Ах, как приятно!» |
Литература
- Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагоговпсихологов, дефектологов /под ред. Л.М. Шипициной и Е.В. Михайловой. –
- СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012
- Зарин А. Содержание и оценка результатов психолого педагогическогообследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебноепособие. – СПб.: Изд во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010
- Нефедова Ю.В. Диагностика психомоторного развития детей с проблемаиинтеллктеллектуального развития: Учебное пособие/ Под. А. Зарин. – СПб.: Изд во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
- Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков сглубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина,Л.В. Капустянская и др.; под. ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 2012.
- Психолого педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольноговозраста: Учебно методическое пособие /Под научной редакцией Л. А.Федорович. Составители О. В. гнета, И. В. Макаренко, Л. А. Федорович Кременчуг: Христианская Заря, 2008. Шипицина
- Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализациядетей с нарушением интеллекта. –2- е изд., перераб. И дополн. – СПб.: Речь, 2005.7.
- Штрасмайер В. . Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Учеб.пособиедля студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А.Михлина,Н.М.Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по физике для индивидуального обучения на дому
Календарно-тематическое планирование по физике для индивидуального обучения на дому...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку (индивидуальное обучение 1 час в неделю) 5 класс УМК Биболетовой М.З.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку (индивидуальное обучение) 5 класс 1 час в неделю УМК Биболетовой М.З....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку (индивидуальное обучение 1 час в неделю) 9 класс УМК Биболетовой М.З.
Рабочая программа и КТП по английскому языку (индивидуальное обучение 1 час в неделю) 9 класс УМК Биболетовой М.З....
Календарно-тематическое планирование по литературе для индивидуального обучения, 5 класс, 34 часа (Т.Ф.Курдюмова)
Календарно-тематическое планирование по литературе, 5 класс, индивидуал...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
2020 (апрель)-Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» для обучающихся с умственной отсталостью (3 год обучения по ФГОС УО)
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» для обучающихся с умственной отсталостью (3 год обучения по ФГОС УО)...
Календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года. Методические рекомендации.
Корректировка рабочих программ (на примере программ начального общего образования) в условиях ограничительных мероприятий, вызванныхвведением режима повышенной готовности . Кале...