Календарно – тематическое планирование на учебный год (индивидуальное обучение)
календарно-тематическое планирование на тему

Материал предназначен для коррекционно-развивающей  работы с детьми с глубокими интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

«Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1»

Комитета по социальной политике

Примерный план

Календарно – тематическое планирование

на учебный год

 (индивидуальное обучение)

Составлено на основании программы коррекционно-развивающей направленности:

  1. «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; под ред.  Н.Н. Яковлевой – СПб., 2012 г.

Основные направления и задачи коррекционно-развивающей работы

Зрительно-слуховая стимуляция:

  • активизация акустического внимания и памяти
  • формирование двигательно - слуховых связей
  • активизация речевого восприятия

Тактильная стимуляция:

  • стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания;
  • стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами
  • активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции;

Двигательно-моторная стимуляция:

  • стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища;
  • стимуляция захвата предмета и развитие зрительной координации;
  • стимуляция ползания;
  • вставание и ходьба с поддержкой;
  • стимуляция умения самостоятельно садиться и тренировка самостоятельного сидения;

Коммуникативная стимуляция:

  • формирование основ эмоционального реагирования;
  • формирование зрительного восприятия себя;

Стимуляция обонятельной чувствительности:

  • формирование эмоциональных реакций на различные запахи;
  • расширение спектра обонятельных ощущений;

Стимуляция обонятельной чувствительности

Тема

Оборудование

Дата

1

Обследование обонятельной чувствительности. Стимуляция вдоха-выдоха.

Поглаживание носа, прикосновение мягкими салфетками.

-«Дышим носиком»

-«Носик-курносик»

-«Носик, носик, покажись!»

2

Совместное  прикосновение , поглаживание  носа

Ватными шариками  с запахом цветов

- «Давай  понюхаем»

-Ах, как пахнет!»

3

Сосредоточение на лице взрослого, изображающего мимикой реакцию на запах.  

«Ах, какой чай!»

«Ароматный чай!»

4

Знакомство с запахом фруктового чая. Выражение реакции на приятный запах.

-«Носик нюхает чай»

-«Что в чашечке?»

5

Выражение обонятельной сосредоточенности, ощущения смены запахов.

-«Спрятанный банан»

-«Душистый лимон»

1

Совместное прикосновение, поглаживание носа ароматными салфетками.

-«Давай понюхаем»

-«Ароматные салфетки»

2

Выражение реакции на струю воздуха, направленную на лицо ребенка.

-«Ветер-ветерок»

-«Ах, какой ветерок!»

3

Выделение предмета, издающего запах (совместно со взрослым).

-«Душистое мыло»

-«Что в мыльнице так пахнет?»

4

-«Ароматные мешочки»

Адаптивная физкультура

Тема

Оборудование

Дата

1

Обследование двигательно-моторной стимуляции. Движения головы. Повороты влево-вправо, наклоны.

-«Часики тик-так»

-«Да-да, нет-нет»

2

Удержание равновесия в положении сидя.

Наклоны, покачивание из стороны в сторону .

-«Давай покачаемся»

-«Карусели»

-«Качалка»

3

Движения рук. Совместное выполнение движений вверх-вниз, в стороны.

-«Ручки-ручки закружились»

Проигрывание стихотворения:

-«Белый снег кружится»

4

Сжимание пальцев, разжимание.

Произвольное отпускание предмета.

-«Разожми кулачок»

-«Давай скатим с горки»

5

Удержание предмета, вложенного в руку.

Смыкание пальцев вокруг предмета.

-«Ловкие пальчики»

«Держи, не урони»

6

Стимуляция подвижности пальцев рук.

Проигрывание потешки. Выполнение движений в соответствии со словом.

-«Пальчик о пальчик тук да тук»

-«Молоточки стучат»

7

Захват и удержание предмета с помощью.

-«Ай да кубик!»

Проигрывание стихотворения:

-«Веселый мяч»

8

Стояние, удержание равновесия.

Повороты влево-вправо с поддержкой.

-«Где же мячик?»

«Давай возьмем игрушку»

9

Произвольная ходьба с поддержкой.

-«Гуляем с куклой»

-«Мы ногами топать будем»

Проигрывание потешки:

-«Как же здорово гулять!»

10

Ходьба по ограниченной площади с поддержкой.

-«Хороша дорожка»

-«Наши ножки шагают по дорожке»

1

Движения головы ,повороты в положении сидя.

-«Тики-так, тики-так»

-«Давай качаться»

2

Покачивание сидя вперед-назад, умение опираться на руки. Удерживание равновесия.

-«Будем мы качаться»

-«Качи-качи-качи»

3

Размашистые движения руками

Умение поднимать руки вверх, опускать вниз.

-«Вот какие мы большие!»

-«Ручки-ручки закружились,а потом и опустились»

4

Стимуляция подвижности пальцев рук.

Постукивание пальчиками.

Проигрывание потешки.

-«Зернышки клюем»

-«Пальчики ловкие чик-чик-чик»

5

Удержание предметов. Смыкание пальцев вокруг предмета (совместно).

-«Мягкий шарик»

-«Две игрушки»

6

Отпускание предметов, поднимание.

-«Разожми кулачок»

-«Давай бросать в ведерко»

7

Ходьба с игрушкой. Умение сохранять равновесие.

-«Топай-топай веселей»

-«С Мишкой весело гулять»

8

Ходьба с толканием предметов.

-«Вот он, наш веселый мяч»

Итоговая игра

-«Мои игрушки»


Зрительно-слуховая стимуляция

Тема

Оборудование

Дата

Обследование зрительно-слуховой стимуляции. Прикосновение к звучащей игрушке.

Удержание звучащих предметов в руке.

-«Звоночек зазвенел»

-«Дудочка ду-ду»

Выполнение двигательных действий с погремушкой

-«Веселая погремушка»

-«Вот так колокольчик»

Выстукивание ритма в совместной деятельности.

Сопровождение песенкой.

-«Ай туки-туки, застучали молотки»

-«Ложечки стучат»

Раскачивание ребенка под музыку.

-«Качи-качи-качи»

-«И любо нам и весело»

Показ музыкальных игрушек с их называнием

-«Чудесный мешочек»

-«Что у нас в коробочке?»

Фиксация взгляда на действиях. Выражение эмоциональных реакций.

-«Мишка танцор»

-«Колокольчик зазвенел»

Имитация действий, разыгрывание песенки.

-«Ты, собачка не лай»

-«Плачет киска в коридоре»

Выполнение игровых действий с звучащими игрушками в совместной деятельности.

-«Две собачки гав-гав»

Проигрывание потешки.-«Два котенка»

Узнавание музыкальных игрушек.

Протягивание руки за звучащей игрушкой.

-«Вот веселые игрушки»

-«Что там звенит?»

Проявление эмоционально-двигательной реакции на внезапно появившийся звучащий предмет.

-«Что у нас в коробочке?»

Прикосновение к музыкальной игрушке.

Сосредоточение взгляда на игрушке, различение.

-«Барабан бум-бум»

-«Колокольчики динь-динь»

Выполнение двигательных действий с игрушкой.

Выражение эмоциональных реакций.

-«Веселый барабан»

-«Колокольчик зазвенел»

Выстукивание ритма. Проговаривание потешки.

-«Будем мы в ладоши хлопать»

-«Молоточек тук-тук-тук»

-«Мой веселый, звонкий мяч»

Раскачивание ребенка под музыку.

-«Летели-летели, устали, сели»

-«Уж я Мишенька-Мишук»

Проявление эмоционально-двигательной реакции на звучащий предмет. Узнавание игрушек.

 «Чудесный мешочек»

Коммуникативная стимуляция

        Тема

Оборудование

Дата

Обследование коммуникативной сферы.

 Выражение ответной реакции на обращенную речь, прикосновения, жесты.

-«Где же ручки? Вот они»

-«Какой ты хороший!»

Выполнение совместных прикосновений к различным частям тела. Раскрашивание ручки, пальчиков.

-«Давай погладим ручки, ножки»

-«Давай раскрасим вместе»

Взаимодействие с игрушками.

-«Ходим с мишкой»

-«Гуляем с Машей»

Стимулирование ответной реакции на обращенную речь

Игры: «Ку-ку»

Стимуляция выражения собственных чувств

Игры: «Сорока белобока», «Ладушки»

Стимулирование реакции отклика на свое имя. Игра: «Мы зовем Ромочку»

Стимулирование ответной реакции на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами, совместными действиями. Игры: «Ку-ку».

Тактильная стимуляция

                Тема

Оборудование

Дата

Обследование тактильной чувствительности. Стимуляция чувствительности тела с помощью сенсорных тактильных контактов.

-«Погладим наши ручки»

-«Похлопаем по ножкам»

Выражение реакции на массирование тела воздушным шариком, мехом, резиновым мячиком.

-«Какой мягкий шарик!»

-«Наш веселый мячик»

Прикосновения к предметам разной текстуры, ощупывание предметов.

-«Снежинки-пушинки»

-«Ой, какие ленточки!»

-«Нежно гладим мы зверят»

Стимуляция температурных ощущений.

Выражение реакции на прикосновения к природным материалам ( вода, лед )

-«Водичка-водичка»

-«Холодный лед»

Стимуляция чувствительности тела с использованием приема похлопывания по различным частям тела.

-«Мохнатая мочалка»

-«Мягкий мячик»

Стимуляция чувствительности тела с помощью сенсорных тактильных контактов. Поглаживания с проговариванием потешки.

-«Коза рогатая»

Выражение реакции на массирование тела теплыми, мягкими предметами.

-«Теплый шарик»

-«Мягкие варежки»

Прикосновения к предметам разной текстуры, ощупывание природных материалов.

-«Колючие шишки»

-«Корзинка с листьями»

Стимуляция чувствительности тела с использованием

приемов похлопывания, поглаживания.

-«Ах, как приятно!»

Литература

  1. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагоговпсихологов, дефектологов /под ред. Л.М. Шипициной и Е.В. Михайловой. –
  2. СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012
  3. Зарин А. Содержание и оценка результатов психолого педагогическогообследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебноепособие. – СПб.: Изд во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010
  4. Нефедова Ю.В. Диагностика психомоторного развития детей с проблемаиинтеллктеллектуального развития: Учебное пособие/ Под. А. Зарин. – СПб.: Изд во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
  5. Образовательная программа «Сенсорная стимуляция детей и подростков сглубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина,Л.В. Капустянская и др.; под. ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 2012.
  6. Психолого педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольноговозраста: Учебно методическое пособие /Под научной редакцией Л. А.Федорович. Составители О. В. гнета, И. В. Макаренко, Л. А. Федорович Кременчуг: Христианская Заря, 2008. Шипицина
  7. Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализациядетей с нарушением интеллекта. –2- е изд., перераб. И дополн. – СПб.: Речь, 2005.7.
  8. Штрасмайер В. . Обучение и развитие ребенка раннего возраста: Учеб.пособиедля студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений: Пер. с нем. А.А.Михлина,Н.М.Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по физике для индивидуального обучения на дому

Календарно-тематическое планирование по физике для индивидуального обучения на дому...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку (индивидуальное обучение 1 час в неделю) 5 класс УМК Биболетовой М.З.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку (индивидуальное обучение) 5 класс 1 час в неделю УМК Биболетовой М.З....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку (индивидуальное обучение 1 час в неделю) 9 класс УМК Биболетовой М.З.

Рабочая программа и КТП по английскому языку (индивидуальное обучение 1 час в неделю) 9 класс УМК Биболетовой М.З....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

2020 (апрель)-Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» для обучающихся с умственной отсталостью (3 год обучения по ФГОС УО)

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Коррекционно-развивающее занятие» для обучающихся с умственной отсталостью (3 год обучения по ФГОС УО)...

Календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года. Методические рекомендации.

Корректировка рабочих программ (на примере программ начального общего  образования) в условиях ограничительных мероприятий, вызванныхвведением режима повышенной готовности .  Кале...