Календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года. Методические рекомендации.
календарно-тематическое планирование по русскому языку

 

Корректировка рабочих программ (на примере программ начального общего  образования) в условиях ограничительных мероприятий, вызванных

введением режима повышенной готовности .

 

 Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года.

 

 Календарно-тематическое планирование по литературе в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_sektsiyu_uchit._rus.yaz_._i_lit.docx50.99 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам

в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года.

Методические рекомендации.

План.

1.Корректировка рабочих программ (на примере программ начального общего  образования) в условиях ограничительных мероприятий, вызванных

введением режима повышенной готовности .

2. Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года.

3. Календарно-тематическое планирование по литературе в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года.

1. Корректировка рабочих программ в условиях ограничительных мероприятий, вызванных

введением режима повышенной готовности

В условиях ограничительных мероприятий, вызванных введением режима повышенной готовности и усилением санитарно-эпидемиологических мероприятий, общеобразовательным организациям, находящимся на территории Волгоградской области было необходимо осуществлять корректировку рабочих программ в целях интенсификации обучения за счет перехода на дистанционные формы обучения. Корректировка рабочих программ предусматривала не сокращение часов их освоения, а совершенствование содержания учебных программ за счет применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Каждый учитель разрабатывает рабочую программу по своему предмету.  В  связи с пандемией коронавирусной  инфекции  в учебном процессе произошли изменения, следовательно , мы должны были внести коррективы и в рабочую программу.

Мы опирались на «Методические рекомендации по корректировке рабочих программ

в условиях ограничительных мероприятий, вызванных введением режима повышенной готовности и усилением санитарно-эпидемиологических мероприятий, общеобразовательным организациям, находящимся

на территории Волгоградской области».

Составители: Анненков В.Н., Болотникова Н.В., Глоденко О.Н., Затямина Т.А., Казачкова С.П., Ковалева Г.И., Куликова С.В., Львова Н.В., Розка В.Ю., Степанчук Н.А., Фокина О.А., Степанчук О.М., Цыбанева В.А., Чеботарева Н.И.

 Основной целью корректировки рабочих программ являлась  активизация завершения изучения новых тем по предмету и организация повторения и закрепления материала, изученного в 2019/2020 учебном году. Корректировку рабочих программ осуществляли учителя-предметники, при этом:

  • учитель-предметник при корректировке рабочих программ (в том числе календарно-тематического планирования)  учитывал по каждому классу уровень достижения образовательных результатов на конец 3 четверти (например, с учетом потери рабочего времени из-за дополнительных каникул, а также других факторов), динамику прохождения программного материала в течение учебного года, образовательные особенности и возможности обучающихся в конкретном классе;
  • структурирование содержания обучения осуществляется четко по темам, деление содержания на основную и дополнительную части, указание соответствующих параграфов УМК и дополнительных источников электронных ресурсов (предварительно проверенных учителем), оптимальное временное распределение изучения тем;
  • при планировании занятий с применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо было  учитывать временные ограничения работы с компьютером.
  • «домашнее задание» меняет свой традиционный смысл, поскольку учащиеся и так выполняют все задания самостоятельно, следовательно, обязательная часть должна содержать необходимое и достаточное количество заданий для формирования навыков по учебной дисциплине (проверка уровня сформированности навыков по всем учебным предметам предусматривает четкую систему оценочных средств и сроков отчётности их выполнения).

В школе каждый педагог  делал записи в листе коррекции рабочей программы (приложение 1) осуществлял  мероприятия  по преодолению отставания по освоению содержания образования при реализации рабочей программы. Факт проведения компенсационных мероприятий учитель фиксировал  в соответствующей графе листа коррекции рабочей программы учебного предмета. Корректировка рабочих программ учебных предметов могла  быть осуществлена следующими способами:

        использованием резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения по разделам (темам) содержания образования;

        слиянием близких по содержанию тем уроков;

        укрупнением дидактических единиц по предмету;

        организацией блочно-модульной технологии подачи учебного материала;

        увеличением доли самостоятельной работы учащихся;

        уменьшением количества часов на письменные опросы (сочинения, изложения);

        предоставлением обучающимся права на изучение части учебного материала самостоятельно с последующим осуществлением контроля их работы в форме зачёта, написания сообщения, реферата, подготовки презентации и т.п.

Скорректированные часы рекомендовано повторить или изучить в следующем учебном году за счет резервных часов или повторения тем. Остановлюсь на коррекции рабочих программ начального общего образования.

1.1.Предметы начального общего образования.

При корректировке рабочей программы следовало  изменить количество часов, отводимых на изучение раздела (темы) учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Не допускалось  уменьшения объема часов за счет полного исключения раздела (темы) из рабочей программы. Корректировка рабочей программы должна  была обеспечить прохождение учебной программы и выполнение ее практической части качественно и в полном объеме.

В начальной школе наиболее рациональным способом  корректировки рабочей программы является объединение  уроков (Например, в 1 классе программа состоит из следующих разделов: «Что и кто?» (20 ч), «Как, откуда и куда?» (12ч), «Где и когда?» (11ч), «Почему и зачем?» (22ч). В каждом из разделов в авторской программе запланированы уроки по темам «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу…», «Презентация проекта…». Так же корректировка может быть проведена за счет переноса подготовительного этапа, «запуска» проекта на урок по соответствующей теме «Когда учиться интересно?», над проектом «Мои домашние питомцы» на уроке «Почему мы любим кошек и собак?». Презентация проектов, подготовленных учащимися, может быть проведена на занятиях соответствующих курсов внеурочной деятельности. Могут быть  (например, во 2 классе) объединены темы следующих уроков:

  • «В гости к зиме» урок и экскурсия;  
  • «Берегись автомобиля» и «Школа пешехода»;
  • «В гости к весне» урок и экскурсия;
  • «Путешествие по Москве» и «Московский Кремль».

Кроме того, возможно объединение  по аналогии с 1 и 2 классом следующих тем в 3 классе:

  • «Умей предупреждать болезни» и «Здоровый образ жизни»;
  • «Чтобы быть счастливым» и «Дорожные знаки»;
  • «Природа и наша безопасность» и «Экологическая безопасность»;
  • «Экономика и экология»: 1 час вместо 2 часов;
  • «Золотое кольцо России»: 1 или 2 часа вместо 3 часов;
  • «По Франции и Великобритании»: 1 час вместо 2 часов.

В 4 классе возможно объединение следующих тем:

  • «Мы – граждане России» и «Славные символы России»;
  • «Путешествие по России»: 2 часа вместо 3 часов.

Не следует сокращать количество часов в разделе «Страницы истории России».

Математика (автор Моро М.И. и др.)

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводиться по 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 540 часов: в 1 классе -132 часа (33 учебные недели), во 2-4 классах по 136 часов (34 учебные недели в каждом классе).

1 класс. В некоторых разделах курса математики запланированы резервные часы (от 2 до 4 в разделе), которые могут быть использованы для корректировки программ. Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем (например,  в 1 классе ) :

  • Числа от 2 до 5, числа от 6 до 9;
  • Прибавление и вычитание по 1, по 2;
  • Связь между суммой и слагаемыми;
  • Табличное сложение и вычитание.

Литературное чтение (авторы Л.Ф. Климанова, Горецкий В.Г.,

Голованова М. В. и др.)

На изучение курса «Литературное чтение» во 2-3 классах отводится 4 часа в неделю. Таким образом, во 2 классе объем программы 136 часов (2 часа резервные), в 3 классе – 136 часов. В 4 классе на изучение курса литературного чтения отводится 3 часа в неделю, что составляет общий объем программы – 102 часа. Корректировку по курсу литературного чтения в каждом классе возможно провести за счет резервных часов (при их наличии), а также за счет уроков по теме «Проверим себя и оценим свои достижения». Эти темы можно включить в содержание предшествующих уроков. Также при корректировке тем можно на изучение каждого произведения отводить меньшее количество часов, чем прописано в программе. Например, 2 класс: на изучение произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» отводится 3 урока:

  • Знакомство с произведением.
  • Сравнение народной и литературной сказки.
  • Характеристика героев произведения.
  • Картины моря в сказке.

        Рекомендуется сократить количество часов на изучения сказки до 2 часов:

  • Знакомство с произведением. Сравнение с народной сказкой.
  • Определение главной мысли произведения. Характеристика героев.

Аналогичное сокращение можно провести при изучении всех крупно объемных произведений. Также при изучении разделов «Поэтическая тетрадь» в 3 классе, «Люблю природу русскую. Весна» для сокращения часов в рамках программы можно в урок включать одновременно знакомство от 2 до 4 поэтических текстов. Можно предложить работу по организации сравнения различных текстов (во 2 классе – на основе темы и настроения; в 3- 4 классе: на основе темы, развития чувства, отбора языковых средств).

Русский язык (автор В.П. Канакина, В.Г., Горецкий) 

На изучение русского языка в каждом классе начальной школы отводится по 4-5 часов в неделю (в зависимости от образовательной программы ОО). Курс рассчитан на 540 ч – 675 ч.: во 2-4 классах – по 136-170 ч.

2 класс. В некоторых разделах курса русского языка 2 ,3,4 классов  запланированы резервные часы (от 2 до 4-х в разделе), которые могут быть использованы для корректировки программ. Кроме того, возможно уменьшение часов на изучение следующих тем:

  • Текст. Предложение. Словосочетание (с 17 часов до 12 часов);
  • Слово в языке и речи (с 22 часов до 14 часов);
  • Части речи (с 47 часов до 40 часов);

В 3 классе:

  • Текст. Предложение. Словосочетание. ( с 14 часов до 12 часов);
  • Слово в языке и речи (с 19 часов до 14 часов);

Части речи (с 76 часов до 69 часов);

  • Повторение (11 час) – при сокращении часов можно сократить или исключить;

В 4 классе:

Слово в языке и речи (с 21 часа до 18 часов);

  • Имя существительное (с 43 часов до 38 часов);
  • Имя прилагательное (с 30 часов до 27 часов);
  • Личные местоимения (с 7 часов до 5 часов);
  • Глагол (с 34 часов до 30 часов);

  • Повторение (15 часов-во 2 кл., 14 ч.-в 3 классе,15 часов –в 4 кл.) – тему повторения можно исключить и количество часов по данной теме включить в другие темы.

2. Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего учебного года.

При корректировке рабочих программ по русскому языку рекомендуется укрупнение учебных единиц для изучения новых тем и повторения пройденного посредством блочно-модульной подачи учебного материала. В зависимости от УМК по русскому языку возможен перенос изучения не пройденных на начало 4 четверти тем разделов на следующий учебный год, например разделы «Текст», «О языке и речи», которые направлены на развитие речи (написание обучающих сочинений, изложений). При этом следует сконцентрировать внимание на изучении тем и разделов, связанных с отработкой орфографической и пунктуационной зоркости (для классов, не участвующих в государственной итоговой аттестации ОГЭ и ЕГЭ 2020).

Для обучающихся, которым предстоит участвовать в государственной итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ 2020), предусмотреть в календарно-тематическом планировании часы для обязательных консультаций.

 За счет освободившегося учебного времени при укрупнении учебных единиц (при изучении нового материала) увеличить количество часов для повторения и систематизации в конце учебного года.

Пример перераспределения учебного времени в условиях дистанционного обучения (УМК «Русский язык» 5 класс / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2019

Уроки повторения предусмотрены в рабочих программах,  составленных авторами учебно-методического комплексов.

Темы, изучаемые ребятами, были укрупнены , но включены для повторения в программу  5 класса.

У многих из нас остались нереализованные  новые темы или темы на повторение.  В прошлом учебном году у меня был 6 , 9,11  классы. В 6 классе по русскому языку  дистанционно изучали  раздел «Глагол» .  В 7 классе на «Повторение» даны    8 уроков, я оставлю  6 часов, 2 урока хотела бы посвятить нереализованным  темам   «Безличные глаголы»  и «Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов» . Итоговым уроком  в разделе «Повторение» у меня будет диагностическая работа ,  целью проведения которой будет являться объективное выявление знаний и умений учащихся по практико-ориентированным темам в IV четверти 2019/2020 учебного года , за которую могу отметки не ставить.

        Корректировка уроков повторения в соответствии с освоением программного материала по УМК (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова и др.)  представлена в таблице:

На основе беседы с учителем 4 класса я также внесла коррективы в следующие темы:

№ п/п

Раздел, темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой

К ‒ во час.

Темы, рекомендуемые к изучению

К-во час.

Комментарий к изменениям

УМК (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова и др.)

5 класс

Повторение

21

Разделительные Ъ и Ь

2ч. (1 ч. по программе)+1 ч.  дополнительно)

В IV четверти прошлого учебного года эта тема была не реализована.

Простые и сложные предложения

1

При изучении раздела «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»  мы уже должны опираться на ранее изученный материал, углублять знания   о грамматической основе предложения, систематизировать  ранее изученное о сложном предложении , углублять знания  о структурных отличиях простых и сложных предложений; о делении сложных предложений на союзные и бессоюзные.

Синтаксический разбор предложения.

1

Повторить  признаки союзного и бессоюзного предложения.

В 6 классе можно воспользоваться примером, предложенным нам  составителями брошюры »Методические рекомендации….»:

№ урока

Наименование темы (поурочное планирование очного обучения)

Кол-во часов при БМП

Блочно-модульное планирование (БМП)

Глагол (19 час)

Глагол (13 час)

146

Глагол как часть речи.

4

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола: спряжение, вид, время, лицо.

147

Не с глаголами.

6

Правописание глагола: Ь после шипящих в глаголе, безударные личные окончания глагола.

148

Неопределённая форма глагола.

2

Буквы е-и в корнях с чередованием

149

Виды глагола.

1

Морфологический разбор глагола

150

Буквы е-и в корнях с чередованием.

4

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Итоговая контрольная работа.

151

Р.р. Невыдуманный рассказ о себе с последующей самопроверкой.

Резерв для обобщающего повторения в конце года – 6 часов

152

Прошедшее время глагола.

153

Настоящее время.

154

Будущее время.

155

Правописание безударных личных окончаний глагола.

156

Морфологический разбор глагола.

157

Р.р. Сжатое изложение с изменением формы лица (упр. 688).

158

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

159

Употребление времён.

160

Употребление «живописного настоящего» в речи (упр. 696, 697).

161

Повторение по теме «Глагол».

162

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».

163

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

164

Р.р. Сочинение-рассказ по рисунку (упр.701).

Обобщающее повторение (11 час)

Обобщающее повторение

(11 + 6 час)

165-166

Орфограммы в корне слова.

4

Орфограммы в корне слова.

167-168

Орфограммы в приставках.

4

Орфограммы в приставках.

169-170

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.

4

Орфограммы в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.

171-174

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

4

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

175

Итоговая контрольная работа.

1

Итоговая контрольная работа.

№ п/п

Раздел, темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой

К ‒ во час.

Темы, рекомендуемые к изучению

К-во час.

Комментарий к изменениям

7 класс

Повторение

8

«Безличные глаголы»

1

В 7 классе изучаются только служебные части речи , а также  при изучении раздела «Деепричастие»  мы знакомимся с понятием «Деепричастие» как особой формы глагола и ученики  уже должны знать признаки глагола у деепричастия.

«Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов»

1

8 класс

Повторение

5

Причастие

1

В 8 классе изучается раздел «Синтаксис», поэтому считаю уместным из раздела «Повторение» выбрать  2 часа на проведение уроков  по темам  «Причастие» и «Деепричастие»

Деепричастие

1

9 класс

Повторение

13

Обособление второстепенных членов предложения

1

В 9 классе при повторении темы уроков № 10-11 «Предложения с обособленными членами» уместно  было повторить  тему 8 класса «Обособление второстепенных членов предложения», потому что далее идет изучение раздела «Синтаксис. Сложное предложение» , где будет изучаться  синтаксический разбор более сложного уровня- с разными видами связи.

  1. Календарно-тематическое планирование по литературе в 2020-2021 учебном году с учетом нереализованных тем предыдущего

учебного года.

При корректировке рабочих программ по литературе возможно сокращение учебного времени, отведенного на изучение произведений зарубежной литературы, проведение уроков развития речи и/или уроков внеклассного чтения. В связи с сокращением возможности живого общения учителя и обучающихся по обсуждению прочитанных произведений следует предусмотреть в планировании тестовые задания на знание текста, задания, предусматривающие краткий ответ на проблемный вопрос, мини-сочинения, ответы сопоставительного характера.

Корректировка уроков повторения в соответствии с освоением программного материала по УМК (к учебнику под ред. Коровиной В.Я.)  представлена в таблице:

№ п/п

Раздел, темы, планируемые к изучению в соответствии с рабочей программой

К ‒ во час.

Темы, рекомендуемые к изучению

К-во час.

Комментарий к изменениям

УМК (к учебнику под ред. Коровиной В.Я.)

6 класс

1

Из зарубежной литературы. Урок 396»Ф.Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка».Повествование о феодальных нравах.Любовь как благородство и своевольный ,бесчеловечный каприз»

1

Из зарубежной литературы 5 класс

Урок 361. Р.Л.  Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед».Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

В 6 классе при изучении жанра баллады , ее особенностей, жанра рассказа уместнее ,на мой взгляд, включить балладу из раб.прогр. 5 класса Ф.Шиллера «Перчатка», потому что изучаются основные понятия и термины: кодекс чести, подвиг, достоинство, коварство, власть.

7 класс

Из зарубежной литературы.

Урок №64 «Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «ты кончил жизни путь,герой!...» Дж. Г.Байрон

1

Из зарубежной литературы 6 класс урок «98 «Проспер Менриме.Рассказ о писателе.Новелла «Маттео Фальконе».

В 7 классе можно было бы при изучениистихотворения Дж.Байрона изучить произведение П.Мериме «Маттео Фальконе» на примере антитезы, включив это понятие для знакомства в урок.

8 класс

Из зарубежной литературы. Урок №66 «У.Шекспир.»Ромео и Джульетте»

1

Из зарубежной литературы 7 класса урок № 66 «О.Генри «Дары волхвов»

.Изучая эти 2 произведения в 7 классе , можно познакомить с примерами силы любви и преданности

9 класс

Из зарубежной литературы

Урок №98 «У.Шекспир «Гамлет.

2

Из зарубежной литературы 8 класса урок № 66 «У.Шекспир «Ромео и Джульетта»

Трагизм любви Гамлета и Офелии, Ромео и Джульетты. Эти 2 произведения принадлежат У Шекспира.

Приложение 1

             Лист коррекции рабочей программы (пример заполнения)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Комсомольская  средняя  школа»

Утверждено

директор МКОУ «Комсомольская СШ»

«__»_________2020 г

____________________

Лист коррекции рабочей программы по русскому языку

в __________________классе

урока

Название раздела, темы

Тема

урока

Корректирующие мероприятия

Кол-во часов

план

факт

Части речи

Наблюдение над ролью имён  прилагательных в речи.

Тема вынесена на самостоятельное

изучение с последующим контролем

4

2

Части речи

Части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Уплотнение программы

7

3

Части речи

Правописание окончаний имен существительных на -ий, -ия, -ие

Объединение тем

4

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-воспитательной работы с учебной группой на 2020-2021 учебный год

ПЛАН учебно-воспитательной работы группы №42 «Столяр строительный» на 2020-2021 учебный год...

План работы циклического методического объединения учителей естественно – общественных дисциплин на 2020-2021 учебный год

Методическая тема школы:«Единое цифровое образовательное пространство школы как условие обеспечения качественного  образования» Тема работы МО учителей естественно – общест...

Календарно – тематическое планирование по английскому языку на 2020 – 2021 учебный год 6 класс

Аннотация к календарно-тематическому планированиюпо предмету «Иностранный (английский) язык»для 7 классов Календарно-тематическое планирование составлено на основе Федерального госуда...

Программа по учебному предмету «ЛЕПКА» 2020-2021 учебный год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22810548","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета химия 2020– 2021 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17.12.2010 г. с изменениями и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета химия 2020 – 2021 учебный год

        Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №198...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОГСЭ 03. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК наименование учебной дисциплины 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям )

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Козловский многопрофильный аграрный колледж» ОДОБРЕНцикловойкомиссией общеобразовательн...