Адаптированная программа по развитию речи. 3 класс.
рабочая программа на тему
Цели курса:
· направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности;
· развитие логического мышления учащихся средствами родного языка;
· обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_ustnoy_rechi.3klass.rabochaya_programma.doc | 94 КБ |
razvitie_ustnoy_rechi.3_kl.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №854
школьное отделение для детей с ОВЗ
«Согласовано» Председатель МО И.Н.Николаева Протокол № 1 от 25 августа 2015 г. | «Принята» На педагогическом совете Протокол № 1 от 27 августа 2015 г. | «Утверждаю» Руководитель школьного подразделения для детей с ОВЗ Н.В.Никитская «___»____20_____ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Развитие устной речи»
для обучающихся 3 «Д» класса
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы.
Под редакцией В.В. Воронковой
Составитель:
Николаева И.Н
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Москва 2015г.
Содержание | ||
1 | Паспорт рабочей программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Содержание программы учебного предмета | 7 |
4 | Требования к уровню подготовки учащихся | 12 |
5 | Календарно-тематическое планирование | 14 |
6 | Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса | 30 |
7 | Лист внесения изменений | 31 |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся 3 класса ГБОУ школа №854 школьное отделение для детей с ОВЗ.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 34 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 1 час в неделю.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по развитию устной речи для 3-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 класс. Допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой (авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк).
-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н.Малофеева.
Общая характеристика предмета
Развитие устной в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит практический и коррекционный характер, является практически значимым для социальной адаптации и реабилитации.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Цели курса:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности;
- развитие логического мышления учащихся средствами родного языка;
- обогащение представлений о непосредственно окружающем мире;
Задачи курса:
- обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- создание условий для социальной адаптации учащихся;
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Основные технологии:
- личностно-ориентированный подход,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- беседа;
- наблюдение;
- практическая деятельность;
- фиксация итогов наблюдений.
Методология развития устной речи учащихся.
При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках развития устной речи используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
- Наблюдения.
- Беседа.
Программа по развитию устной речи включает разделы:
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за
мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
Повторение пройденного.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками чтения и развития речи, письма и развития речи, ручного труда, изобразительного искусства.
Тематическое планирование уроков развития устной речи.
3 класс.
1 | Транспорт. Правила дорожного движения. |
2 | Растения на клумбе. Астры, бархатцы, ноготки. Части растений. |
3 | Природа в сентябре. |
4 | Улица, на которой расположена школа. |
5 | Посуда. |
6 | Мебель. Уход за мебелью. |
7 | Природа в октябре. |
8 | Одежда. Уход за одеждой. |
9 | Обувь. Различение одежды и обуви. |
I четверть – 9 часов. | |
10 | Овощи. |
11 | Природа в ноябре. |
12 | Арбуз, дыня. |
13 | Ягоды. |
14 | Природа в декабре. |
15 | Деревья. |
16 | Комнатные растения. уход за комнатными растениями. |
II четверть – 7 часов. | |
17 | Природа в январе. |
18 | Растения. Обобщения. |
19 | Домашние животные. |
20 | Дикие животные. Сравнение диких и домашних животных. |
21 | Природа в феврале. |
22 | Птицы. Снегирь, синица. |
23 | Домашние птицы. Курица, утка. |
24 | Сравнение диких и домашних птиц. |
25 | Природа в марте. |
26 | Повторение. |
27 | Птицы перелётные и зимующие. |
III четверть – 11 часов. | |
28 | Природа в апреле. |
29 | Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. |
30 | Животные. Обобщение. |
31 | Охрана здоровья. Лицо. Части лица. |
33 | Природа в мае. |
34 | Охрана здоровья. Глаза, уши, нос, рот. |
IV четверть – 6 часов. |
Требования к уровню подготовки учащихся
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости письменной речи. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
ухаживать за одеждой и обувью;
поддерживать порядок в классе, интернате, дома;
соблюдать правила личной гигиены;
соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов;
выученные правила дорожного движения.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного
процесса
Основная литература:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 класс. Допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой М.: Москва «Просвещение». 2013.
Медиаресурсы:
Представлены на сайте www.prosv.ru/umk/adapt0-9
Лист внесения изменений
Класс | Дата | Количество не проведённых уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
Предварительный просмотр:
3 класс
1 четверть
Развитие устной речи.
№ | Тема. | Дата. | Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения. |
1 | Транспорт. Правила дорожного движения. | Учащиеся должны уметь: -Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать сходство и различие. -Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять ответы товарищей. -Связно высказываться по плану, употребляя простые, распространённые предложения. Правильно используя формы знакомых слов. Учащиеся должны знать: -Названия и свойства изученных предметов. -Выученные правила дорожного движения. | |
2 | Растения на клумбе. Астры, бархатцы, ноготки. Части растений. | ||
3 | Природа в сентябре. | ||
4 | Улица, на которой расположена школа. | ||
5 | Посуда. | ||
6 | Мебель. Уход за мебелью. | ||
7 | Природа в октябре. | ||
8 | Одежда. Уход за одеждой. | ||
2 четверть
№ | Тема. | Дата. | Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения. |
9 | Обувь. Различение одежды и обуви. | Учащиеся должны уметь: -Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать сходство и различие. -Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять ответы товарищей. -Связно высказываться по плану, употребляя простые, распространённые предложения. Правильно используя формы знакомых слов. Учащиеся должны знать: -Названия и свойства изученных предметов. -Выученные правила дорожного движения. | |
10 | Овощи. | ||
11 | Природа в ноябре. | ||
12 | Арбуз, дыня. | ||
13 | Ягоды. | ||
14 | Природа в декабре. | ||
15 | Деревья. | ||
3 четверть
№ | Тема. | Дата. | Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения. |
16 | Комнатные растения. уход за комнатными растениями. | Учащиеся должны уметь: -Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать сходство и различие. -Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять ответы товарищей. -Связно высказываться по плану, употребляя простые, распространённые предложения. Правильно используя формы знакомых слов. Учащиеся должны знать: -Названия и свойства изученных предметов. -Выученные правила дорожного движения. | |
17 | Природа в январе. | ||
18 | Растения. Обобщения. | ||
19 | Домашние животные. | ||
20 | Дикие животные. Сравнение диких и домашних животных. | ||
21 | Природа в феврале. | ||
22 | Птицы. Снегирь, синица. | ||
23 | Домашние птицы. Курица, утка. | ||
24 | Сравнение диких и домашних птиц. | ||
25 | Природа в марте. | ||
26 | Повторение. | ||
4 четверть
№ | Тема. | Дата. | Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения. |
27 | Птицы перелётные и зимующие. | Учащиеся должны уметь: -Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать сходство и различие. -Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять ответы товарищей. -Связно высказываться по плану, употребляя простые, распространённые предложения. Правильно используя формы знакомых слов. Учащиеся должны знать: -Названия и свойства изученных предметов. -Выученные правила дорожного движения. | |
28 | Природа в апреле. | ||
29 | Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. | ||
30 | Животные. Обобщение. | ||
31 | Охрана здоровья. Лицо. Части лица. | ||
33 | Природа в мае. | ||
34 | Охрана здоровья. Глаза, уши, нос, рот. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...
Адаптированная программа по развитию речевого слуха у обучающихся 5-9 классов со сложными нарушениями в развитии (глухота и интеллектуальными нарушениями)
Программа составлена с учетом особенностей развития глухих детей с интеллектуальными нарушениями. Целью формирования и развития речевого слуха является, также как и у глухих детей с сохранным интеллек...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР в...
Адаптированная рабочая программа по "Развитию речи" для учащихся с ТНР, 3 класс
Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа составлена на основании программы Общеобразовательных учреждений. Начальные ...
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для 5 класса. Автор Никитина Е.И.
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для обучающихся 5 класса с ТНР....
Адаптированная рабочая программа по развитию речи 5-10 класс.
Рабочая программа разработана на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (одобрена решением федерального...