Адаптированная программа по развитию речевого слуха у обучающихся 5-9 классов со сложными нарушениями в развитии (глухота и интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка на тему

Мазурова Лариса Николаевна

Программа составлена с учетом особенностей развития глухих детей с интеллектуальными нарушениями. Целью формирования и развития речевого слуха является, также как и у глухих детей с сохранным интеллектом, интесивное развитие остаточного слуха для формирования на его основе слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей для социализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа

  «Развитие речевого слуха

 у учащихся V-IX классов со сложными нарушениями в развитии»

(глухота и умственная отсталость)

                           

                           Автор:

                                                 учитель-дефектолог

                                                                          государственного специального

коррекционного образовательного

                                                                   учреждения для обучающихся,

                                                                      воспитанников с ограниченными

                                                         возможностями здоровья

                                                        «Горбатовская областная

                                                                 специальная (коррекционная)

                                                   общеобразовательная

                                                       школа-интернат I вида»

                                                                 Мазурова Лариса Николаевна

2012 год

                                                         Содержание.

 

1.Пояснительная записка                                                                            3

2.Содержание программы по развитию речевого слуха                        

2.1.Программа по развитию речевого слуха в 5 классе                          12

2.2.Программа по развитию речевого слуха в 6 классе                          18

2.3.Программа по развитию речевого слуха в 7 классе                          25

2.4.Программа по развитию речевого слуха в 8 классе                          31

2.5.Программа по развитию речевого слуха в 9 классе                          36

Список литературы                                                                                     40

Учебно-методический комплекс  (УМК)                                                  41                                                                                            

1. Пояснительная записка

  Программа «Развитие речевого слуха у учащихся  5-9 классов с нарушениями слуха и интеллекта» составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся с комплексными нарушениями и отражает современное понимание процесса обучения и развития школьников данной категории. Программа предназначена для проведения индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи с глухими учащимися 11 – 17 лет, имеющими умственную отсталость легкой степени.

    Полноценное включение глухих учащихся с нарушениями интеллекта в трудовую деятельность, в общество окружающих их слышащих людей, предполагает, прежде всего, способность понимать обращенную к ним речь собеседника и говорить внятно. Эти два процесса взаимосвязаны, работа над их формированием ведется одновременно и опирается на развивающееся слуховое восприятие при постоянном использовании звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования.

   Целью работы по формированию речевого слуха у глухих учащихся с умственной отсталостью является создание слухо-зрительной основы восприятия ими устной речи и формирование речевого поведения.

В процессе целенаправленной, специально организованной работы решаются следующие задачи:

  • формирование навыка восприятия речи на слух, с использованием звукоусиливающей аппаратуры;
  • формирование четких дифференцированных образов слов при опоре на развивающееся слуховое восприятие;
  • формирование слухо-речевой системы, основанной на неразрывной связи слухового восприятия и речедвигательных механизмов;
  • активное использование развивающегося речевого слуха при формировании устной речи учащихся;
  • формирование и совершенствование слухо-зрительного восприятия речи собеседника в процессе общения.

     Исходным принципом коррекционной педагогической работы по развитию речевого слуха является принцип единства диагностики и коррекции развития. Для правильной и более эффективной работы с учащимися, имеющими множественные нарушения в развитии, особо важное значение имеет учет результатов комплексного психолого-педагогического обследования каждого ребенка. Анализ результатов позволяет всесторонне охарактеризовать его развитие, выявить проблемы и потенциальные возможности. Работа по развитию речевого слуха основывается, прежде всего, на аудиологической характеристике сохранившихся остатков слуха.

    Важной составляющей образовательного процесса для глухих детей с интеллектуальными нарушениями является создание комфортных условий развития, образования. Основные из них необходимо учитывать в процессе работы на индивидуальных занятиях для решения поставленных задач. Это: посильность интеллектуальных и физических нагрузок, дозированность учебной нагрузки в соответствии с индивидуальной траекторией развития ученика, дифференцированность заданий по степени трудности, наглядность в обучении,  индивидуальный клинико-психолого-педагогический подход к каждому ученику, осуществление межпредметных связей, опора на «житейский опыт» учащихся.

           Упражнения по восприятию речевого материала на слух проводятся на протяжении всех лет обучения в ходе учебно-воспитательного процесса, включая все уроки по общеобразовательным предметам, индивидуальные занятия, музыкально-ритмические занятия, занятия в слуховом кабинете и во внеклассное время. Эти упражнения органически входят в содержание уроков, занятий и мотивированы всем ходом учебно-воспитательного процесса. На фронтальных занятиях основным способом восприятия речи учащимися является слухо-зрительный. Во время ответа учащиеся используют устно-дактильную форму речи. На специальных индивидуальных занятиях идет тренировка учащихся в слухо-зрительном восприятии устной речи с последующей работой по различению и опознаванию речевого материала на слух. Дактильная форма речи на индивидуальном занятии используется в случаях необходимости, когда речевой материал незнаком или труден по звукобуквенному составу. Работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух речевой материал: небольшие тексты, фразы, словосочетания, слова, слоги, звуки. Школьники учатся вслушиваться в речевой образец (речь взрослого), узнавать на слух знакомые по звучанию слова и фразы, узнавать отдельные элементы в словах, впервые предлагаемые на слух, по которым могут приближенно или точно воспроизвести слова. Учитывая важнейшую роль смыслового фактора, в процессе слуховой тренировки довольно широко используется ситуация (что существенно облегчает понимание смысла слов, фраз, текстов и восприятие речи в целом). Постепенно роль ситуации ограничивается, школьники учатся воспринимать на слух речевой материал в разных условиях. Обучение восприятию на слух слогов и звуков осуществляется в связи с коррекцией произносительных навыков, при овладении грамматической структурой слова.

На индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха используются различные виды деятельности:

- выполнение поручений;

- ответы на вопросы;

- работа с текстом;

- работа с рассыпным текстом;

- работа с фигурками;

- слуховые диктанты;

- диалоги;

- работа с картинками;

- игры по развитию слухового восприятия;

- предметная деятельность;

- задания корреционно-развивающего характера.

Каждое занятие должно быть построено с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Планируется учебная работа, индивидуальная по содержанию, объему, сложности, методам и приемам. При этом предусматривается вариативность учебных задач по степени сложности и распределение ролей участников учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальной траектории развития каждого.

К V классу у глухих детей с комплексными нарушениями в развитии накоплен определенный слуховой словарь, состоящий из слов, словосочетаний и фраз, которые они воспринимают на слух и слухо-зрительно, воспроизводят его, действуя адекватно воспринятому: получив устное поручение, ученик его выполняет и сообщает о выполнении; выслушав вопрос – отвечает.

Формирующиеся речевые образы в этот период становятся более чёткими, дифференцированными, что служит основой для дальнейшей работы по формированию речевого поведения.

        Особое значение в 7 – 9 классах  придаётся использованию учащимися индивидуальных слуховых аппаратов при слухо-зрительном восприятии устной речи. Это позволяет учащимся активнее и естественнее включаться в общение со слышащими людьми, что содействует подготовке их к самостоятельной жизни в обществе.

         В 8 – 9 классах целесообразно разнообразить форму организации учебной деятельности и рекомендуется проведение групповых занятий.

Задачей групповых занятий является усиление слухового компонента в комплексном слухо-зрительном восприятии речи с индивидуальными слуховыми аппаратами, организация общения между учителем и учащимися  и друг с другом, как условие дальнейшей социализации в обществе.

Группы комплектуются в зависимости от следующих условий:

  • по возрастным особенностям;
  • по уровню остаточного или сохранного слуха; 
  • по уровню произношения;
  • по уровню развития речи;
  • по уровню общего развития учащихся.

Содержание работы на групповых занятиях определяется программой.

При правильно организованной работе по развитию речевого слуха у школьников проявляются общие закономерности восприятия речи: речевые образцы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно-вибрационных и слуховых ощущений.

Восприятие речи основывается не только на её фонетических свойствах, но и на включении в процесс распознавания прогнозирования и догадки. Происходит неразрывная связь развивающегося слухового восприятия с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, с развитием всей познавательной деятельности глухого школьника с комплексными нарушениями.

Программа составлена с учетом концентрического принципа в размещении материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным увеличением объема и усложнением содержания. В программу включён примерный речевой материал (тексты описательно-повествовательного характера, тексты-диалоги, фразы-вопросы, фразы - поручения, задания, словосочетания и слова, с которыми школьник знакомился на уроках развития речи, чтения, математики, социально-бытовой ориентировки, во время экскурсий, прогулок, бытового труда, и т.д.). Речевой материал может быть сокращен или увеличен, в зависимости от состояния речевого слуха учащихся,  их словарного запаса,  скорости протекания мыслительных процессов, работоспособности, уровня  знаний, умений, навыков, уровня познавательной активности.

     Педагогу важно использовать следующие методы и приёмы работы:

  1. Объём и содержание речевого материала варьируется с учётом возможностей ребёнка.
  2. Структура материала последовательно усложняется.
  3. На одном занятии используется материал различной структуры (слова, словосочетания, тексты, фразы, элементы слов, слоги).
  4. Используется материал различного тематического содержания.
  5. Последовательно усложняются или облегчаются условия для восприятия речевого материала за счёт исключения или включения ситуативного контекста.
  6. Усвоение и закрепление речевого материала происходит путем многократного повторения в различных ситуациях.

Разделы программы:

  1. Восприятие слов и фраз.

 Содержание работы – слухо-зрительное восприятие слов и фраз (поручений, вопросов, заданий), а затем - различение и опознавание их на слух. В процессе этой работы учащимся предлагается различение и опознавание на слух слов и словосочетаний, из которых состояли фразы. На слух материал предлагается только после того, как ученик безошибочно воспринимает его слухо-зрительно. Для различения на слух берутся хорошо знакомые по содержанию фразы. При этом сразу же подключаются речевые кинестезии – ученик не только слушает, но и проговаривает то, что он слушает.

  1. Восприятие текста.

       Сначала тексты состоят из слов, знакомых по звучанию, т.е. знакомые по звучанию слова даются в различных сочетаниях. Постепенно в тексты начинают включать незнакомые по звучанию слова. Каждый новый текст предлагается сразу на слух. Это приучает учащихся вслушиваться в образец, стараться, опираясь только на слух, опознавать отдельные знакомые слова. В работе по восприятию текста  большое значение имеет правильно подобранный дидактический материал. Основная работа над текстом начинается со слухо-зрительного его восприятия. Когда ученик будет свободно различать и опознавать  на слух речевой материал текста в разных комбинациях, ему предлагают прочитать текст. Во время чтения учитель следит за произношением ученика, учит его читать выразительно, правильно делать паузы. Речь учителя служит образцом. Текст считается усвоенным, если ученик понимает содержание текста, воспринимает на слух большинство фраз и выполняет задания к тексту.

  1. Упражнения развивающего характера.

Для решения задачи  коррекции психических функций, в работе по развитию речевого слуха используются упражнения развивающего характера. Ученикам предлагается составить предложение из данных слов или по схеме, дописать предложение, найти лишнее слово, и т.д. Работа ведется на слухо-зрительной основе.

     

 В ходе проведения работы по развитию речевого слуха школьники должны:

      - знать изученный материал и понимать значение слов, фраз, содержание текстов, указанных в программе;

      - уметь воспринимать слухо-зрительно с аппаратом коллективного пользования, а также с индивидуальным слуховым аппаратом, программный речевой материал; различать и опознавать на слух слова, словосочетания и фразы; различать и опознавать на слух вопросы, отвечать на них; различать и опознавать на слух задания и поручения, выполнять их и  сообщать о выполнении; произносить знакомый речевой материал, реализуя сформированные речевые навыки

       - владеть навыком ведения диалога с собеседником (взрослым или сверстником) по темам, предусмотренным программой.

Учитель должен уметь оценить развитие речевого слуха ученика, т.е. определить возможности глухих школьников с умственной отсталостью воспринимать речевой материал слухо-зрительно, различать и опознавать на слух  материал, который был в слуховой тренировке, а так же распознавать новый, не знакомый материал на слух. Важно, чтобы учитель знал предельные возможности развития слуха у каждого учащегося. Поэтому большое значение придается проверочным работам и анализу полученных результатов.

Проверочные работы проводятся два раза в год: в конце первого полугодия и в конце второго полугодия. Проверочные (контрольные) работы в 5-9 классах имеют три направления:

  • опознавание фраз на слух;
  • слухо-зрительное восприятие текста;
  • распознавание на слух слов.

Опознавание фраз. Речевой материал для контрольной работы составляется учителем-дефектологом слухового кабинета. Учитель, который проводит индивидуальные занятия с данным учеником, произносит фразы голосом разговорной громкости, выразительно, в нормальном темпе. Каждая речевая единица повторяется не более двух раз. Учащийся воспринимает речевой материал на слух, с помощью слухового аппарата, используемого на занятиях. Усиление звучащей речи остается тем же, что и во время слуховой тренировки на занятиях.

Правильность восприятия речевого материала проверяется реакцией ученика: получив поручение - ученик его выполняет и сообщает о выполнении; услышав вопрос - на него отвечает; получив задание – выполняет. Если ученик не опознал фразу, то она предлагается для  слухо-зрительного восприятия еще два раза. В протоколе отмечается количество фраз опознанных на слух, воспринятых бисенсорно (слухо-зрительно) и количество фраз, не воспринятых в полном объеме (см. УМК). Содержание проверочного материала для каждого класса определяется программой (см.  УМК)

Слухо-зрительное восприятие текста. Целью проведения данной проверки является выявление уровня восприятия текстового материала бисенсорно. Содержание проверочных текстов составляется учителем-дефектологом слухового кабинета в соответствии с речевым материалом по темам, предусмотренным программой для каждого класса (см. УМК)

Текст  предъявляется ученику слухо-зрительно два раза. Школьник воспроизводит то, что понял. Результаты фиксируются в протоколе. Оценивается понимание смысла: воспринят точно, приближенно, частично или не воспринят. Результаты фиксируются в протоколе.

Распознавание слов. Цель: Выявить возможности глухих учащихся с нарушением интеллекта распознавать незнакомый по звучанию речевой материал. Контрольные списки слов (по методике Кузьмичевой Е.П.) предъявляются в конце учебного года в каждом классе   (см. УМК). Контрольные слова произносятся учителем, ведущим индивидуальные занятия голосом разговорной громкости, в нормальном темпе. Каждое слово повторяется два раза. Используется тот же слуховой аппарат, с которым велась работа в течение года. Ассистент фиксирует результаты в протоколе. Такой анализ может быть сведен в таблицу (см. УМК). Прежде всего, выявляются все правильные ответы. В ошибочных ответах определяется воспроизведение контура слова, его ритмического рисунка и отдельных звуков. На основании полученных данных составляется характеристика возможности ученика воспринимать на слух незнакомые по звучанию слова.

V класс

                                                         I полугодие

Тема №1

Речевой материал, связанный с организацией занятий

Здравствуй. Доброе утро. Добрый день. До свидания. Как ты слышишь? Что ты будешь делать? Что ты делал? Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Возьми тетрадь (альбом, книгу). Открой (закрой) книгу (тетрадь). Попроси тетрадь (карандаш). Дай тетрадь (ручку, альбом). Убери книгу (пенал) в парту (в шкаф).  В каком классе ты учишься? Как зовут твою учительницу (воспитательницу)?

Примерные тексты:

Маша учится в пятом классе. У Маши есть книги, тетради, ручки, карандаши, альбом. Девочка красиво пишет. Маша умеет рисовать.

- У тебя есть новая тетрадь?

- Да, есть.

- Дай, пожалуйста.

- Возьми.

- Спасибо.

Примерные задания:

1.Допиши предложение: Мою учительницу зовут … .

                                          Мою воспитательницу зовут … .

2.Допиши слова: Новая тетрадь.    

                             Новый … .              

                             Цветная … .          

3.Прочитай и запомни:  Я говорю правду. Нельзя обманывать.

5.Найди лишнее слово: тетрадь, альбом, цветы, линейка

Словарь: здравствуй, до свидания, добрый день, доброе утро, дни недели, дежурный, нельзя обманывать, правда, я учусь, учительница, воспитательница, дайте, пожалуйста, убрал, учебные вещи

                                                        Тема №2

Сезонные изменения природы

Какое сейчас время года? Назови осенние месяцы. Какой идет месяц? Какая сегодня погода? Сегодня тепло или холодно?  Сегодня светит солнце? Какие листья на деревьях?  Какие птицы улетают на юг?

Примерные тексты:

Наступила осень. Дни стали короче. Ночью бывает холодно. На деревьях жёлтые, красные, оранжевые листья. Ребята собирают разноцветные листья в букеты.

- Ты любишь осень?

- Да, я люблю осень. Осенью очень красиво.

- Я тоже люблю осень.

Примерные задания:

1.Допиши: Осенние месяцы: …, …, … .

2.Поставь ударение в словах и прочитай: жёлтые, красные, оранжевые, листья

3.Составь предложение из слов: букеты, в, собирают, ребята, разноцветные, листья

4.Напиши, какая сегодня погода.

5.Отгадай загадку, найди отгадку на картинке:

                                 Круглое, румяное,

                                С дерева упало –

                               Любе в рот попало. (Яблоко)

Словарь: осень, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, разноцветные, букеты, поспевают, собирают, тёплая, холодная, грачи, скворцы, улетают на юг

Тема №3

Каникулы

Какое сейчас время года? Назови зимние месяцы.  Какая сегодня погода? Что делают ребята зимой? Какой скоро будет праздник? Какие будут каникулы? Чем ты будешь заниматься дома?

Примерные тексты:

Наступила зима. Выпал снег. На улице морозно. Люди надели тёплую одежду. Ребята катаются на лыжах, на санках, на коньках.

- У тебя есть санки?

- Есть. А у тебя?

- У меня есть ледянка.

- Пойдём на горку?

- Пойдём.

Примерные задания:

1.Допиши предложение: В зимние каникулы я поеду (куда?) …. Дома я буду ….

2.Найди лишнее слово: зима, снег, лыжи, трава

3.Отгадай загадку. Найди отгадку на картинке. Нарисуй и подпиши.

Зимой и летом одним цветом. (Ёлка)

4.Подпиши открытку, поздравь маму (учительницу) с Новым годом.

5.Покажи и назови зимнюю одежду.

 

Словарь: декабрь, январь, февраль, зимние месяцы, люблю больше, морозная, пасмурная, Новый год, открытка, поздравляю, зимние каникулы, отдыхать дома, кататься, на лыжах, на санках, на коньках, на ледянке, с горки, снежинки

II полугодие

Тема №4

Речевой материал, связанный с учебной деятельностью

Сколько сегодня уроков? Как зовут твою учительницу? Начерти (нарисуй) круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ты умеешь решать примеры?  Какой сейчас (будет) месяц? Назови дни недели.

Примерные тексты:

Класс. В классе два мальчика и две девочки. На уроке математики ребята решали задачу. Вова и Таня решили задачу правильно. У Саши одна ошибка. У Оли три ошибки.

- Ты решил примеры?

- Да, решил. А ты решил?

- Нет. Мне трудно.

- Давай, я помогу тебе.

- Спасибо.

Примерные задания:

1.Допиши: Учебные вещи: …

2.Найди лишнее слово: книга, краски, телефон, кисточка

3.Напиши дни недели.

4.Допиши слова: Чтобы писать, нужна …

                              Чтобы рисовать, нужны …

                              Чтобы читать, нужна …

Словарь: класс, учительница, воспитательница, вчера, сегодня, завтра, начертить, нарисовать, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, дни недели, правильно, ошибся, ошибки, трудно, легко, помогать, нужны, понял, не понял, решаю сам

 

Тема № 5

Будем здоровы

Что у тебя болит? У тебя есть кашель, насморк? Ты заболел? У тебя болит голова? Ты занимаешься спортом? Ты пьёшь витамины? Ты моешь руки перед едой?

Примерные тексты:

Ваня заболел. У него болит голова и горло. Врач дал Ване лекарство и витамины.

Саша занимается спортом. Он играет в футбол, катается на лыжах. Саша не болеет. Мама дает Саше витамины.

- Ты болеешь?

- Нет, я не болею. Заболела Катя.

- Что у неё болит?

- Голова и горло.

Примерные задания:

1.Запомни и назови: витамины, микстура, таблетки, капли, мазь, градусник

2.Допиши предложение: Чтобы не болеть, надо …

3.Найди лишнее слово: таблетки, конфеты, микстура, капли

4.Попроси разрешения сходить к врачу. Скажи так: Можно сходить к врачу?

Словарь: болею, не болею, горло, голова, кашель, насморк, таблетки, микстура, капли, мазь, градусник, врач, витамины, заниматься спортом, сходить к врачу, лекарство, мыть руки перед едой

Тема № 6

Весна – лето.

Назови весенние (летние) месяцы. Почему тает снег? Какие птицы прилетают с юга весной? Ты любишь весну? Какие цветы расцветают весной? Когда будут летние каникулы? Что ты будешь делать летом? Какие ягоды растут летом? Какие грибы растут в лесу?

Примерные тексты:

   Это ранняя весна. Солнце греет сильнее, и снег тает. На земле лужи. Бегут ручьи. Ребята пускают лодочки в ручьях. С юга прилетели грачи, скворцы.

- Какое время года наступило?

- Весна.

- Какой сейчас месяц?

- Март (май).

- Когда начнутся весенние (летние) каникулы?

- В марте (в июне).

Примерные задания:

1.Покажи, скажи, запомни. Почки набухли. Распустились листочки.

2.Найди лишнее слово: февраль, март, апрель, май

3.Подпиши открытку учительнице (маме) с весенним праздником.

4.Допиши. Снег тает, потому что …

                  Весенние цветы: …

5. Покажи и назови одежду для весны (для лета).

Словарь: март, апрель, май, греет, тает, прилетают с юга, грачи, скворцы, ласточки, чайки, расцветают, ягоды, грибы, набухли, распустились, одуванчики, мать-и-мачеха, черёмуха, сирень, тюльпаны, Восьмое марта, открытка, купаться в речке, загорать, летняя одежда

                                                  VI  класс

I полугодие

Тема №1

Речевой материал, связанный с организацией занятий

 Поздоровайся. Попрощайся. Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Что ты будешь делать (что ты делал)? У тебя есть книга (ручка, тетрадь, альбом)? Открой (закрой) книгу (тетрадь, дверь, форточку). В каком классе ты учишься? Кто сегодня дежурный? Кто открыл форточку? Кто проветрил класс?

Примерные тексты:

  Павлик, Юра и Коля учатся в шестом классе. Юра сегодня дежурный. Он раздал тетради и книги. Юра открыл форточку. Надо проветрить класс.

- Здравствуй, Павлик.

- Здравствуй(те).

- Кто сегодня дежурный?

- Юра (я сегодня дежурный).

- Напиши на доске число, день недели.

- Я написал.

- Кто открыл форточку?

- Юра.

Примерные задания:

1.Запомни и повтори слова: класс, дежурный, форточка.

2.Запомни и повтори предложения:

Я учусь в шестом классе.

Я открыл форточку.

3.Найди лишнее слово: книга, яблоко, линейка.

4.Найди ошибку: В классе есть: стол, парты, стулья, шкаф, кровать.

5.Дополни предложение: Книга, ручка, тетрадь, альбом, карандаши – это …

Словарь: здравствуйте, до свидания, ручка, книга, тетрадь, альбом, линейка, карандаш, я учусь в шестом классе, дежурный, число, день недели, учебные вещи, раздал, открыл, закрыл, форточка, у меня есть (нет), пять (шесть) уроков.

                                                           Тема №2

Сезонные изменения  природы

Какое сейчас время года? Назови осенние месяцы. Какие листья на деревьях? Когда был дождь? Покажи красный лист (жёлтый лист, оранжевый лист). Ты видел листопад? Ты любишь осень?

Примерные тексты:

Наступила осень. Сегодня на улице солнечная погода. Вчера шёл дождь. На деревьях разноцветные листья. В лесу и в саду листопад. Ребята сгребают листья в кучи.

- Ты любишь осень?

- Да, я люблю осень (нет, я не люблю осень).

- Какая сегодня погода?

- Солнечная (пасмурная).

- Когда был дождь?

- Вчера (в понедельник)

Примерные задания:

1.Запомни и повтори слова: сентябрь, октябрь, ноябрь

2.Запомни и повтори предложения:

На деревьях разноцветные листья.

Ребята сгребают листья в кучи.

3.Нарисуй жёлтый лист  (красный лист).

4.Найди лишнее слово: морковь, свёкла, банан.

5.Поставь ударения в словах: сентябрь, октябрь, ноябрь, осень, прохладно

Словарь: солнечная (пасмурная), сентябрь, октябрь, ноябрь, солнечная, пасмурная, красные, жёлтые, оранжевые листья, листья опадают, листопад, лист клёна (рябины, берёзы), разноцветные, сгребают, тепло, холодно, прохладно, люблю (не люблю), вчера, дождь

                                                         

Тема №3

Я и моя семья. Мой дом

Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу? У тебя есть брат (сестра)? Как зовут брата (сестру)? У тебя есть бабушка и дедушка?  Где ты живёшь?

Примерные тексты:

- Здравствуй(те).

- Добрый день.

- Как тебя зовут?

- Юля. А тебя?

- Меня зовут Павлик.

- В каком классе ты учишься?

- В шестом. А ты?

- Я учусь в пятом классе.

       В семье четыре человека: мама, папа, Оля и Саша. Мама и папа работают. Оля и Саша учатся в школе. Дома есть кот Барсик. Мама приготовила ужин. Все сели ужинать.

Примерные задания:

1.Нарисуй свой дом.

2.Напиши, как зовут твою маму.

3.Запомни и повтори слова:  диван, кресло, шкаф.

4.Запомни и повтори предложения:

Я люблю маму, папу (сестру, брата).

У нас красивый кот.

Мама варит вкусный борщ.

5.Допиши предложение:

Дома есть мебель: стол, …, …, …, …, …

6.Поставь ударение в словах: пельмени, котлеты, диван, кровать, телевизор.

Словарь: меня зовут, моя фамилия, мне … лет, я живу в городе (в деревне), брат, сестра, кошка, собака, бабушка, дедушка

II полугодие

Тема №4

Каникулы

Какие были каникулы? У тебя есть санки, лыжи, коньки, ледянка? Что ты делал? Ты играл с братом (с сестрой)? Какой был праздник? Какая была ёлка? Кто пришёл на праздник? Какие подарки принёс Дед Мороз? Назови зимние месяцы. Что делают ребята зимой? Покажи и назови зимующих птиц.

Примерные тексты:

Зимой на улице холодно. Коля сделал кормушку для птиц. Прилетели воробьи, синицы, галки, сороки, вороны. Они клюют корм. Мальчик помог птицам. Молодец!

- Доброе утро!

- Здравствуй.

- Ты любишь зиму?

- Да (нет). А ты?

- Я люблю (не люблю) зиму.

- У тебя есть ледянка?

- Есть.

Примерные задания:

1.Нарисуй ёлку.

2.Запомни и повтори слова: снежинка, кормушка, ледянка, др.

3.Запомни и повтори предложения:

Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.

Воробей, синица, сорока, галка, ворона – зимующие птицы.

6.Напиши, каких зимующих птиц ты знаешь.

Словарь: зимние каникулы, играл, гулял, катался с горки, у меня есть (нет), Новый год, Дед Мороз, конфеты, шоколад, орехи, декабрь, январь, февраль, зимние месяцы, катаются на санках, на лыжах, на коньках, на ледянках, зимующие птицы, кормушка, корм, молодец

Тема №5

Столовая

Ты завтракал (обедал, ужинал)? Что ты ел на завтрак (на обед, на ужин)? Попроси ложку (вилку, нож). Дай мне ложку (вилку, нож). Возьми  тарелку. Возьми стакан (чашку). Ешь щи. Ты хочешь ещё щей (супа)? Ты сыт (голоден)? Положи вилку слева, а нож справа. Позови Ваню обедать.

Примерные тексты:

- Ваня! Иди обедать.

- Иду.

- Суп вкусный. Ешь.

- Очень вкусный.

- Вот картофель с котлетой.

- Спасибо.

- Ты любишь компот?

- Да, люблю.

Примерные задания:

1.Назови и покажи посуду.

2.Попроси ложку (вилку, нож, ложку).

3.Запомни и повтори слова: тарелка, стакан, чашка.

4.Запомни и повтори предложения:

На завтрак я ел  кашу.

Я  буду есть вермишель с мясом.

Осторожно! Суп горячий.

5.Поставь ударение в словах: каша, стакан, тарелка, компот, кофе, кефир.

6.Допиши предложение: На обед я ел … . 

Словарь: завтрак (обед, ужин),  я ел (не ел) щи, суп, картофель, макароны, рис, котлета, мясо, рыба, яйцо, каша, хлеб, масло, сыр, колбаса, я пил (не пил) сок, чай, вода, компот, кофе, какао, кисель, я хочу (не хочу), сыт (не сыт), иди завтракать (обедать, …), тарелка, чашка, ложка, вилка, нож, посуда, справа, слева,  горячий, холодный.

                                                         

                                                           Тема №6

Речевой материал, связанный с учебной деятельностью

Что ты приготовил к уроку? Который час? Начерти отрезок (ломаную линию, квадрат). Сколько сегодня уроков? Какие сегодня уроки? Что ты делал на уроке математики (чтения, физкультуры)? Как зовут учительницу (воспитательницу)?

- Дай мне, пожалуйста, ручку.

- Возьми.

- Спасибо.

- У тебя есть альбом?

- Есть.

Примерные задания:

1.Запомни и повтори: отрезок, круг, квадрат;

  математика, чтение, физкультура, природоведение;

один час, два часа, пять часов

2.Запомни и повтори предложения:

К уроку я приготовил книгу, тетрадь, ручку.

Сегодня пять уроков.

Сейчас десять часов пятнадцать минут.

3.Поставь ударение и надстрочные знаки: парта, минута, урок, тетрадь, отрезок

Словарь: книга, тетрадь, ручка (линейка, карандаш), один час, два (три, четыре, пять, …) часов … минут, отрезок, ломаная линия, квадрат, математика, чтение, развитие речи, физкультура, природоведение, задача,  писал, читал, решал примеры, задачу, бегал, прыгал, играл, лёгкая, трудная.

                                                 VII  класс

                                                        I полугодие

Тема №1

Летние каникулы

Какие были каникулы? Где ты отдыхал?  Назови летние месяцы. Ты купался в реке (в море)? Ты загорал на песке? Ты ходил в лес? Какие фрукты растут в саду? Какие овощи растут на огороде? Назови летнюю одежду.

Примерные тексты:

Летом Андрей отдыхал у бабушки. Он купался в речке, загорал на песке. В лесу Андрей собирал грибы. На огороде он поливал огурцы, морковь, капусту.

Примерные задания:

1.Запомни и повтори слова: тыква, чеснок, кабачок.

2.Назови (напиши), какие ты знаешь грибы.

3.Допиши предложение: Летние месяцы: …, …, … .

4.Найди ошибку: Летняя одежда: футболка, майка, шуба, шорты, рубашка.

Словарь: летние каникулы, июнь, июль, август, температура воздуха, загорал, купался, в деревне, в лагере, съедобные, несъедобные, понравилось, лукошко, корзинка, варенье, отдохнул, земляника, черника, подосиновик, подберёзовик.

                                                      Тема №2

Речевой материал, связанный с трудовой деятельностью

Кто сегодня дежурный в классе (в спальне, в столовой)? Что будет делать дежурный? Ты хочешь помочь дежурному (Саше, Кате)? Что ты будешь делать? Ты умеешь стирать бельё? Ты умеешь гладить бельё?

Примерные тексты:

Оля вытерла пыль в шкафу и на тумбочке. Коля вымыл стены и дверь. Ваня подмёл пол.  Юля навела порядок в шкафу. В классе стало чисто.

- Что ты будешь делать?

- Я буду сгребать сухие листья.

- У тебя есть грабли?

- Да, есть.

- С кем ты будешь работать?

- С Артёмом.

Примерные задания:

1.Найди лишнее слово: ведро, тряпка, указка, мыло.

2.Попроси друга помочь тебе. Скажи так: Помоги мне, пожалуйста.

3.Назови и напиши в «Текстовом редакторе» названия средств гигиены (постельные принадлежности).

4.Узнай у учителя, сколько стоит полотенце (носовой платок).

Скажи так: Сколько стоит полотенце?

5.Допиши предложение: Дежурный (что сделал?)…, …, …, … . 

Словарь: умеешь стирать, гладить, пылесос, чистить, щётка, стиральный порошок, грабли, баня, прачечная,  носовой платок, полотенце, рубль, стоит

Тема №3

Профессии

Кем работают твои родители? Кто работает в магазине? Кто работает в больнице? Кто работает в школе? Что делает учитель (воспитатель, повар, швея, медсестра и др.)?

Примерные тексты:

У Саши мама повар. Она работает в столовой. Папа у Саши работает строителем. Он строит дома.

- Кем работает твоя мама?

- Маляром.

- Что она делает?

- Она красит стены, пол, потолок. А твоя мама кем работает?

- Моя мама работает швеёй.

- Что она делает?

- Мама шьёт одежду.

Примерные задания:

1.Составь предложения по картинкам.

2.Дополни предложения:

Повар … суп.

… продаёт хлеб.

3.Найди лишнее слово: швея, продавец, строитель, дом

Словарь: профессии, швея, почтальон, маляр, парикмахер, строитель, повар, учитель, воспитатель, врач, медсестра, шьёт, красит, лечит, строит дома, варит, готовит, учит,  

                                                       

II полугодие

Тема №4

Я и мои друзья

В каком классе ты учишься? Как зовут ребят в классе? С кем ты дружишь? Когда у тебя день рождения? Когда день рождения у твоего друга? Сколько тебе исполнится лет? Сколько лет исполнится твоему другу?

Примерные тексты:

Вова и Коля друзья. Они вместе играют в футбол. Мальчики помогают друг другу.

Примерные задания:

1.Допиши предложения:

Хорошие … не ссорятся. Друзья помогают друг другу.

2.Запомни пословицу:

Старый друг, лучше новых двух.

3.Подпиши открытку для друга.

4.Назови имена девочек: Катя, …

5.Напиши имена мальчиков: Олег, …

Словарь: я дружу, ты дружишь, исполнится, исполнилось, день рождения, подарил, хорошие друзья, не ссорятся, старый друг, новый друг, ищи, береги, открытка, помогать

                                                           Тема №5

Школа

Назови адрес школы. Как зовут классного руководителя? Как зовут воспитателя? Как зовут учительницу по математике (по географии, по истории, по физкультуре)? Как зовут директора (завуча) школы? Когда будут весенние каникулы? Что ты делаешь после уроков (вечером)? Сколько продолжается урок?

Примерные тексты:

В 8 часов 30 минут начинается первый урок. Урок продолжается 45 минут. После урока будет перемена.

- Что ты будешь делать вечером?

- Я буду смотреть телевизор.

- А я буду играть с ребятами.

Примерные задания:

1.Допиши  и запомни предложение:

Дежурный должен намочить тряпку, вытереть пыль, …, ….

2.Запомни пословицы:

Семеро одного не ждут.

Ум хорошо, а два лучше.

3.Допиши и запомни: первый урок, … урок, … …, … …, … …, … …

4.Напиши записку учителю. Сообщи, куда ты пошёл.

Словарь: область, район, город, улица, дом, помещения, тренажёрный зал, спортивный зал, актовый зал, прачечная, баня, библиотека, раздевальня, на первом этаже, на втором, на третьем, строгаю, выпиливаю, столярный, … часов … минут.

                                                      Тема №6

Сезонные изменения природы

Назови весенние (летние) месяцы. Какой сейчас месяц? Почему тает снег?  Какую одежду носят весной? Какая одежда есть у тебя и у твоих друзей? Какие птицы прилетают к нам весной? Сколько стоит куртка (шапка)?

Примерные тексты:

В марте солнце светит ярче. Снег тает. Бегут ручьи. С юга прилетели грачи, скворцы. Грачи вьют гнёзда. Малыши пускают лодочки в ручейках. Все рады весне.

В мае стало тепло. На деревьях распустились листочки. Появилась трава и цветы.  

Примерные задания:

1.Напиши, какие птицы прилетели с юга. Покажи на картинке.

2.Допиши и запомни.

Зимующие птицы: …, …, …, … .

Перелётные птицы: …, …, …, … .

3.Найди лишнее слово: март, февраль, апрель, май

Словарь: зимующие, перелётные птицы, скворцы, грачи, ласточки, чайки, скворечник, гнездо, вьют, ручейки, лодочки, распустились листочки, появились цветы

VIII  класс

I полугодие

Тема №1

Родной край. Сезонные изменения  природы

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес. Какие магазины есть в твоём городе (деревне)? У вас есть больница (аптека)? У вас есть река (озеро, пруд лес)? Какое сейчас время года? Какие листья на деревьях? Какие овощи убирают осенью?  Какие птицы улетают осенью в теплые страны?  

Примерные тексты:

Наступила осень. Солнце  греет слабо. На деревьях разноцветные листья. Начался листопад. Листья кружатся и падают на землю.

- Ты любишь осень?

- Да, люблю!

- Почему?

-  Потому что осенью красиво. А ты любишь осень?

- Я тоже люблю осень.

Примерные задания:

1.Послушай и повтори:

Мой родной край – это Нижегородская область.

2.Допиши предложения:

Перелетные птицы это - …, …,  

3.Напиши домашний адрес.

4.Найди ошибку в предложении: Осенью листья на деревьях жёлтые, красные, синие.

Словарь: больница, поликлиника, аптека, магазин, одноэтажные, двухэтажные дома, улица, золотая осень, листопад, срывает, кружатся, родной край, область, район, домашний адрес.  

Тема №2

Школа

 Где находится школа? Назови адрес школы. Назови помещения школы. Что ребята делают (в классе, в столовой, в спальне, в актовом зале, в спортивном зале). С кем ты дружишь? Какие уроки тебе нравятся?

Примерные тексты:

Коля учится в восьмом классе. Ему нравится урок математики. После обеда он занимается в спортивном зале.

- Чем ты любишь заниматься?

- Я люблю вязать. А ты?

- Мне нравится заниматься спортом.

- С кем ты дружишь?

- У меня много друзей.

Словарь: компьютерный класс, актовый зал, спортивный зал, медицинский кабинет, стирают, лечат, медицинский кабинет, спорт, футбол, волейбол, теннис

Тема №3

Здоровье.

Как ты себя чувствуешь? Что у тебя болит? Ты ходил к врачу? Ты пойдешь к врачу? Тебе нездоровится?  Какая у тебя температура? Что продают в аптеке? Сколько стоит бинт (йод, витамины)?

Примерные тексты:

Таня заболела. Ей нездоровится. У неё болит голова и горло. Врач выписал лекарства. Таня пила микстуру и таблетки. А еще она полоскала горло.

- Ты заболел?

- Да.

- А что у тебя болит?

- У меня кашель и насморк.

- Иди к врачу.

Примерные задания:

1.Допиши: В аптеке продают: ….

2.Послушай и повтори:

У меня болит голова.

У меня высокая (нормальная) температура.

3.Что лишнее? Таблетки, микстура, конфета, капли, мазь.

4.Допиши предложение: Чтобы не болеть надо …

5.Поставь ударение в словах: аптека, кашель, насморк, лекарство, таблетки.

Словарь: градусник,  лекарство, таблетки, микстура, мазь, бинт, высокая (нормальная) температура, продают, болит, кашель, насморк, заниматься спортом

II полугодие

Тема №4

Магазины

Что продают в магазине «Хлеб»? Что можно купить в магазине «Одежда» («Обувь», «Детский мир»)? Что можно купить в магазине «Продукты»?  Сколько стоит куртка (шапка, перчатки, носки, сапоги)? Какие конфеты ты любишь? В каком магазине можно купить шкаф (стол, диван)?

Примерные тексты:

- Добрый день. У вас есть чай «Беседа»?

- Есть.

- Дайте, пожалуйста, пачку.

- Заплатите в кассу 25 рублей.

- Вот чек.

- Возьмите чай.

- Спасибо.

Примерные задания:

1.Попроси разрешения сходить в магазин. Скажи так: Можно сходить в магазин? 

2.Напиши заявление с просьбой отпустить тебя в магазин.

3.Расскажи, сколько стоят предметы гигиены (мыло, шампунь, зубная паста).

Скажи так: Мыло стоит пятнадцать рублей.

                  Шампунь стоит …

                  Зубная паста … …

4.Поставь ударение в словах: магазин, продавец, деньги, мыло, шампунь.

Словарь: магазин «Одежда», «Универсам», рынок, цена, продавец, кассир, касса, покупка, чек, сдача, деньги, отпустить, предметы гигиены, заявление

Тема №5

Родина

Как называется наша страна? Как называется столица нашей Родины? Кто является президентом нашей страны? Ты был в Москве (в Нижнем Новгороде)?  На каком транспорте ты ехал? Сколько стоит билет?

Примерные тексты:

Наша Родина – Россия. Наша страна очень большая. Столица нашей Родины – Москва. Во главе государства стоит президент. Президентом является Дмитрий Анатольевич Медведев.

Примерные задания:

1.Нарисуй (покажи) флаг России.

2.Назови место, где ты живёшь.

3.Запомни и повтори: Дмитрий Анатольевич Медведев – президент России.

Словарь: страна, столица, президент, флаг России, герб, гимн, красивая страна, транспорт, билет, во главе

Тема №6

Спорт

 Какие спортивные секции есть в школе? В какой спортивной секции ты занимаешься? Почему надо заниматься спортом? Какие виды спорта ты знаешь?

Примерные тексты:

Миша любит заниматься спортом. Он играет в футбол, в теннис. Зимой Миша катается на лыжах.

Примерные задания:

1.Допиши предложения:

 Я занимаюсь спортом, чтобы быть …

Виды спорта:, футбол, …, … .

4.Выбери картинки с летними видами спорта.

Словарь: спортивный зал, тренажёрный зал, спортивная секция, заниматься,  виды спорта, крепким, сильным, ловким, биатлон, лыжные гонки, хоккей, футбол, фигурное катание, спортсмен.

IX  класс

I четверть

Тема №1

Речевой материал по формированию навыков общения с окружающими

В каком классе ты учишься? В каком году ты окончишь школу? Как зовут учителя математики (истории, географии)? Какой урок тебе нравится больше? Спроси ребят о здоровье (о занятии спортом). Прочитай меню. Расскажи, что будет сегодня на обед (на ужин).

Примерные тексты:

- Ты пойдешь сегодня в магазин?

-  Да.

- Купи мне, пожалуйста, мыло.

- Какое?

- «Банное».

Примерные задания:

1.Напиши названия летней (зимней) одежды и обуви.

2.Допиши предложение: Личные средства гигиены: ….

3.Назови цену этих средств.

4.Покажи, что нужно иметь в домашней аптечке.

Словарь: окончу школу, пожалуйста, заплатить, нравится, меню, средства гигиены, домашняя аптечка, лекарства

Тема №2

Здоровье, больница, аптека

Ты заболел?  Что у тебя болит? Какой у тебя рост? Какой у тебя вес? Попроси измерить твой рост. Узнай свой рост. Узнай, в каком кабинете принимает терапевт. Попроси записать тебя к врачу. У тебя есть паспорт и медицинский полис?

Примерный текст:

- Что у тебя болит?

- Зуб.

- Надо идти к врачу.

- Я пойду завтра.

- Обязательно возьми паспорт и полис.

Примерные задания:

1.Попроси таблетки от кашля. Скажи так: Дайте, пожалуйста, таблетки от кашля.

2.Запомни и повтори: терапевт, окулист, стоматолог, хирург.

3.Попроси рецепт на лекарство. Скажи так:

Дайте мне, пожалуйста, рецепт.

 

Словарь: заболел, не бойся, вес, рост, медицинский полис, пенсионный полис, стоматолог, терапевт, хирург, отоларинголог, невропатолог, окулист, рецепт на лекарства, уколы.

Тема №3

Правила поведения

1.Не бросай мусор  на пол (на дорогу). Брось в мусорницу.

2.Разговаривай спокойно, не кричи.

3.Разговаривай вежливо, не ругайся.

4.В транспорте уступай место пожилым людям и инвалидам.

5.Прежде, чем войти – постучи и спроси разрешения войти.

6.Не опаздывай.

7.Не ленись. Выполняй работу честно.

8.Не привыкай к вредным привычкам.

9.Не обижай людей и животных.

10.Одевайся правильно.

11.Помогай людям.

Примерные задания:

1.Напиши (скажи) вежливые слова.

2.Расскажи, что ты оденешь на работу (на прогулку, в спортивный зал, в гости, на праздник).

3.Расскажи (напиши), как нужно вести себя в школе (на работе).

II полугодие

Тема №4

 В гостях

Какие ты знаешь праздники? К кому ходят в гости?  Пригласи друга в гости (на день рождения, встречать Новый год). Подпиши открытку другу (бабушке, сестре, брату, родителям) ко Дню рождения (к Новому году, к 8 марта). Пригласи друга за стол.

Примерные тексты:

Таня пригласила Юлю на День рождения. Юля приготовила подруге подарок. Таня и Юля пили чай с конфетами.

- Здравствуй.

- Добрый вечер.

- Проходи. Раздевайся.

- Спасибо. Я тебя поздравляю.

- Спасибо. Садись за стол, пожалуйста.

Примерные задания:

1.Подпиши открытку бабушке,  поздравь её с днём рождения.

2.Запомни и повтори:

Поздравляю  с праздником.

Желаю вам счастья и здоровья.

Приходи ко мне в гости.

Словарь: поздравляю, желаю,  приходите в гости, желаю счастья, здоровья, радости, успехов, садитесь за стол, открытка

Тема №5

Автобиография

Назови имя, отчество, фамилию. В каком году ты родился? Сколько тебе лет? Какая у тебя национальность? Какое у тебя гражданство? В какой школе ты учишься? Сколько человек в твоей семье? Кем работают твои родители? Как зовут родителей, братьев, сестёр, бабушку, дедушку? Чем они занимаются (работают, учатся)? Скажи свой домашний адрес (адрес школы).

Примерное задание:

1.Допиши:

Я, … … … . Я родился в … . Мой домашний адрес: … . Моя семья состоит из … человек.  Мать работает … . Отец работает … … .  Брат … … . Сестра … … . Бабушка … . Дедушка … . Я учусь в …… .

Словарь: автобиография, домашний адрес, адрес школы, состоит из … человек, имя, отчество, фамилия, национальность, гражданство, пенсионер.

Тема №6

Я – выпускник школы

Когда ты поступил в школу? Как зовут первую учительницу? Сколько тебе лет? Что ты будешь делать после окончания школы? Ты будешь учиться или работать? Кем ты хочешь стать?

Примерный текст:

- Здравствуй, Саша!

- Привет Коля!

- Как у тебя дела?

- Нормально. А у тебя?

- Всё хорошо.

- Ты хочешь учиться или работать?

-Я буду учиться на повара.

- Я желаю тебе удачи.

- Спасибо.

Словарь: поступил, закончишь, первая учительница, после окончания школы, хочешь стать, выбрал эту профессию,  желаю удачи.

                                           

Список литературы

1.Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха М., 2001г.

2.Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. М., 1991г.

3.Багрова И.Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников. М., 1993г.

4.Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. М., 1977г.

5.Бельтюков В.И. Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухонемых произношению М., 1960г.

6.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М., 1963г.

7.Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М., 1988г.

8.Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха глухих. М., 1983г.

9.Кузьмичева Е.П., Слезина Н.Ф. Развитию слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. М., 1986г.

10.Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся. М., 1961г.

11.Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. М., 1973г.

12.Темкина И.Я., Кузьмичева Е.П., Леонгардт Э.И. Развитие восприятия речи на слух у глухих// Дефектология. 1973г. №3

13.Шипицына Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребёнка. Владос Северо-Запад 2010г.

14.Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М. Просвещение 1986г.

15.Воронкова В.В. Олигофренопедагогика. Дрофа 2009г.

16.Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. МПСИ

Учебно-методический комплекс

Планирование работы

     Важно так построить работу по развитию слухового восприятия с учащимися, имеющими сложные нарушения в развитии, чтобы единая система обучения с едиными требованиями к ученику прослеживалась на уроках, на индивидуальных занятиях, на внеклассных занятиях и в свободной деятельности детей, чтобы во всех формах обучения активизировалось умение «слушать».

     Основой такого подхода к работе является единое планирование материала для восприятия на слух. Исходя из требований программы, учитель класса, воспитатель и учитель, проводящий индивидуальные занятия, учитель слухового кабинета, учитель музыкально-ритмических занятий составляют совместно планы по развитию слухового восприятия на четверть для всего класса. Учитель класса и воспитатель в своих планах по каждому предмету (виду занятия) планирует речевой материал, который предлагается учащимся на слух. Часть этого материала является единой для всех организационных форм обучения. Поэтому речевой материал берется не только из программы по развитию слухового восприятия, но и из программ по предметам. Планируется использование не менее 10 фраз на каждом уроке.

В плане индивидуальных занятий на четверть определяются сроки выполнения заданий в течение четверти в целом по классу и с каждым учеником или группой учащихся отдельно.     Спланировать материал нужно так, чтобы на занятии использовался речевой материал из двух - трех тем. Таким образом, один и тот же срок ставится к двум-трем темам. Усвоение учащимися программных требований по развитию речевого слуха оценивается контрольными проверками, которые проводятся в конце каждого полугодия. Результаты этих проверок фиксируются, анализируются и учитываются при планировании дальнейшей работы.

Опознавание на слух контрольных фраз

содержание

опознано на слух

воспринято слухо-зритьельно

Выполнено (самостоятельно, с помощью, с ошибками, не понял задание)

1.

                                                                                             

       

Контрольный речевой материал для слухо-зрительного восприятия речевого материала в 6 – 9 классах

Вариант 1

  1. Как тебя зовут?
  2. В каком классе ты учишься?
  3. Я учусь в Горбатовской школе.
  4. Сегодня пять уроков.
  5. Мама купила продукты.
  6. Сколько тебе лет?
  7. Наступила зима.
  8. Девочка моет посуду.
  9. Мальчик играет на компьютере.
  10.  Нельзя опаздывать на урок.
  11.  Ты умеешь решать примеры?
  12.  Что ты ел(а) утром?
  13.  У тебя есть ручка?
  14.  Как зовут учительницу?
  15. Ты любишь суп?
  16.  У Кати болит голова.
  17.  Что у тебя болит?
  18.  Я буду гулять во дворе.
  19.  Нельзя бросать мусор.
  20.  Летом на улице тепло.

 

Вариант 2

  1. Сегодня понедельник (вторник, …).
  2. Как тебя зовут?
  3. Как зовут маму?
  4. Возьми книгу.
  5. Нарисуй дом.
  6. Мальчик спит.
  7. Девочка поливает цветы.
  8. Мама стирает.
  9. Ты умеешь читать?
  10.  Ты любишь сыр?
  11.  Назови овощи.
  12.  Реши примеры.
  13.  Зимой холодно.
  14.  Летом тепло.
  15.  У Вовы болит голова.
  16.  Коля рисует.
  17.  Бабушка пьет чай.
  18.  Сколько тебе лет?
  19.  У тебя есть шапка?
  20.  Ребята играют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речевого слуха для учащихся 8 класса I

Данная рабочая программа по развитию речевого слуха предназначена для работы с учащимися 8 класса, обучающимся по программе I вида. В программе представлено календарно-тематическое планирование по чет...

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения 4 класс по теме "Лето"

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения. 4 класс. Тема :Лето", с презентацией....

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...

Методические рекомендации для индивидуальных занятий по РСВ и ФП в 1-5 классах (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени). Развитие речевого слуха.

Материал предназначен для учителей-дефектологов  индивидуальных занятий по РСВ и ФП с обучающимися 1-5 классов, имеющих диагноз глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени. Матери...

Программа по развитию речевого слуха и обучению произношению 9А класс

Настоящая рабочая программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению (второе отделение)  для 9 А 2  класса составлена для слабослышащих и позднооглохших обучающихся  в с...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...