Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 3 класс
рабочая программа на тему

Ковтун Нина Анатольевна

Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 3 класса школы II вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpu_3kl.15-16g.doc279.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат № 23»

   

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей программе

                  по предмету развитие слуха

и формирование произношения

на 2015-2016 учебный год

3 класс

II отделение

   Учитель:

                                                              Ковтун Нина Анатольевна

                                                             

                                           


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Развитие слуха и формирование произношения» составлена на основе рабочей программы по развитию слуха и формированию произношения, разработанной на уровень начального общего образования для слабослышащих обучающихся II вида 3 «в» класса. Согласно календарному учебному графику школы-интерната в 3 «в» классе в 2015-16 учебном году предусмотрено 34 учебных недели. Рабочая программа учителя составлена из расчёта 306 часов. Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Приказ Министерства образования Российской Федерации 2002г., №29/2065-п) программа по развитию слухового восприятия  и обучению произношению для учащихся II отделения II и III варианты  рассчитана на 102 часа на каждого учащегося в год (3 часа в неделю).  

В данном классе обучается Петрова Виктория, которая протезирована кохлеарным имплантом (2010г.) и имеет диагноз: умственная отсталость. Тематика учебного материала для неё берётся в соответствии с данной рабочей программой, но адаптируется, сокращается, уменьшается объём заданий, в соответствии с её психофизическим развитием. На занятиях отрабатываются на слух несколько слов или фраз по темам. Восприятие текстов затруднено. Обучающаяся не овладела ни глобальным, ни аналитическим чтением.  

Рабочая программа данного учебного курса объединяет два раздела: развитие слуха и формирование произношения, так как  развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.

Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

- Пфафенродт А.Н., Произношение: Учебное пособие для третьего класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида -М.: Просвещение – 2000.

- Слезина Н. Ф., Пособие по формированию произношения в 3-5 классах школ слабослышащих- М.: Просвещение - 1986

- Королевская Т.К.  Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);

- Назарова Л.П.  Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.

 


2. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учеб-

ного

вре-

мени

Сроки прохождения

программы

Приме-

чание

Планиру-

емая дата

Фактическая дата

Развитие слуха и формирование произношения

I четверть

Обследование слуха и произношения

1

Обследование произносительной стороны речи

3

01.09

Обследование произносительной стороны речи

3

02.09

Обследование слуха без ЗУА рабочее расстояние

2

03.09

Обследование слуха без ЗУА резервное расстояние

2

04.09

2

Обследование слуха без ЗУА рабочее расстояние

2

07.09

Обследование слуха без ЗУА резервное расстояние

3

08.09

Обследование слуха без ЗУА резервное,рабочее расстояние

3

09.09

Обследование слуха со ЗУА рабочее расстояние

2

10.09

Обследование слуха со ЗУА резервное расстояние

2

11.09

Обследование ритмико-интонационной стороны речи

2

14.09

3

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

3

1

15.09

16.09

Тема: «Лето». Текст-диалог «Летние каникулы»

2

3

3

16.09

17.09

18.09

4

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

21.09

22.09

Тема: «Лето». Текст «Летом»

1

3

2

2

22.09

23.09

24.09

25.09

5

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

28.09

29.09

Тема: «Осень». Текст «Сентябрь»

1

3

2

2

29.09

30.09

01.10

02.10

6

Тема: «Осень»

2

2

05.10

06.10

Тема: «Школьный огород». Текст «Осенние работы»

1

3

2

2

06.10

07.10

08.10

09.10

7

Тема: «Как вести себя на улице»

2

2

12.10

13.10

Тема: «Осень». Текст-диалог «Прогулка»

1

3

2

2

13.10

14.10

15.10

16.10

8

Тема: «Домашние животные»

2

2

19.10

20.10

Тема: «На ферме». Текст «Молочная ферма»

1

3

2

2

20.10

21.10

22.10

23.10

II четверть

1

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

02.11

03.11

Тема: «Товарищи». Текст-диалог «Каникулы»

1

3

2

2

03.11

04.11

05.11

06.11

2

Тема: «Берегите книги»

2

2

09.11

10.11

Тема: «Осень». Текст «Конец осени»

1

3

2

2

10.11

11.11

12.11

13.11

3

Тема: «Дикие животные»

2

2

16.11

17.11

Тема: «Дикие животные». Текст «Готовятся к зиме»

1

3

2

2

17.11

18.11

19.11

20.11

4

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

23.11

24.11

Тема: «Забота о животных»». Текст «Журка»

1

3

2

2

24.11

25.11

26.11

27.11

5

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

30.11

01.12

Тема: материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера. Текст-диалог «На кухне»

1

3

2

2

01.12

02.12

03.12

04.12

6

Тема: «Магазин»

2

2

07.12

08.12

Тема: «Товарищи». Текст «Товарищи помогли»

1

3

2

2

08.12

09.12

10.12

12.12

7

Повторение программного речевого материала

2

14.12

Учёт произносительных навыков

2

15.12

Контрольный учёт программного материала

1

3

2

2

15.12

16.12

17.18

18.12

8

Тема: «Профессии»

2

2

21.12

22.12

Тема «Товарищи». Текст «Отважный поступок»

1

3

2

2

22.12

23.12

24.12

25.12

9

Тема: «Праздник»

2

2

28.12

29.12

Тема: «Праздник». Текст «Школьный праздник»

1

3

29.12

30.12

III четверть

1

Тема: «Праздник». Текст «Школьный праздник»

2

2

14.01

15.01

2

Тема: «На вокзале»

2

2

18.01

19.01

Тема: «Зима». Текст «Хорошо зимой»

1

3

2

2

19.01

20.01

21.01

22.01

3

Тема: «На вокзале»

2

2

25.01

26.01

Тема: «Экскурсия в парк». Текст «На экскурсии в парке»

1

3

2

2

26.01

27.01

28.01

29.01

4

Тема: «На вокзале»

2

2

01.02

02.02

Тема: «Экскурсия в парк». Текст-диалог «Что я видел в парке»

1

3

2

2

02.02

03.02

04.02

05.02

5

Тема: «Зима»

2

2

08.02

09.02

Тема: «Забота о животных». Текст «Синицы зимой»

1

3

2

2

09.02

10.02

11.02

12.02

6

Тема: «Зима»

2

2

15.02

16.02

Тема: «Смелость». Текст «Солдат»

1

3

2

2

16.02

17.02

18.02

19.02

7

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

20.02

23.02

Тема: «Школьная жизнь». Текст «О труде»

1

3

2

2

23.02

24.02

25.02

26.02

8

Тема: «Школьная библиотека»

2

2

29.02

01.03

Тема: «Праздник». Текст «8 Марта»

1

3

2

2

01.03

02.03

03.03

04.03

9

Тема: «Школьная библиотека»

2

2

07.03

08.03

Тема: «Школьная библиотека». Текст-диалог «В библиотеке»

1

3

2

2

08.03

09.03

10.03

11.03

10

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

14.03

15.03

Тема: «Весна». Текст «Весна идёт»

1

3

2

2

15.03

16.03

17.03

18.03

11

Тема: «Весна»

2

2

21.03

22.03

Тема: «Смелость». Текст «На льдине»

1

3

2

2

22.03

23.03

24.03

25.03

IVчетверть

1

Тема: «Игрушки»

2

2

04.04

05.04

Тема: «Забота о животных». Текст «Кто больше любит»

1

3

2

2

05.04

06.04

07.04

08.04

2

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

11.04

12.04

Тема: «Школьная жизнь». Текст-диалог «Знакомство»

1

3

2

2

12.04

13.04

14.04

15.04

3

Тема: «Магазин».

2

2

18.04

19.04

Тема: «Лесные звери». Текст «И ёж любит яблоки»

1

3

2

2

19.04

20.04.

21.04

22.04

4

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

25.04

26.04

Тема: «Школьная жизнь». Текст «Дежурные»

1

3

2

2

26.04

27.04

28.04

29.04

5

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

1

02.05

03.05

Тема: «Забота о животных». Текст «Зоопарк»

1

3

2

2

03.05

04.05

05.05

06.05

6

Обследование произносительной стороны речи

2

2

09.05

10.05

Обследование состояния слуховой функции

1

3

2

2

10.05

11.05

12.05

13.05

7

Тема: пёстрый материал, связанный с учебной деятельностью и разговорно-обиходного характера

2

2

16.05

17.05

Тема: «Забота о животных». Текст «Странный цыплёнок»

1

3

2

2

17.05

18.05

19.05

20.05

Содержание работы

Сроки

Примечание

Ш.В.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 10-13 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

 Изменение высоты и силы голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.

Выделение логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием главного слова).

1-я четверть

2-я четверть

В течение года

3

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция и постановка звуков: с, ш, р, л, ц, ч.

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т; свистящих и шипящих: с – ш, з – ж; аффрикат: ц – ч; звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш; твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т -  ть и др.

В течение года

4.    

Работа над орфоэпией:

- гласный и после согласных ш, ж, ц произносится как ы  (жывот, цырк);

- согласные (кроме ш, ж, ц ) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, Петя, писать);

- предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой;

- звук г перед к, т произносится как х (лехко).

        Закрепление слитного произношения слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

В течение года

5.

Работа над фразой:

Воспроизведение повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации при чтении текста.

Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно).

В течение года

Содержание работы

Сроки

Примечание

Б. А.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

Изменение высоты и силы голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.

Выделение логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием главного слова).

1-я четверть

2-я четверть

В течение года

3

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция звуков: с, ш, б, х, ц.

Автоматизация: в, р, л, ч.

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т; свистящих и шипящих: с – ш, з – ж; аффрикат: ц – ч; звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш; твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т -  ть и др.

В течение года

4.    

Работа над орфоэпией:

- гласный и после согласных ш, ж, ц произносится как ы  (жывот, цырк);

- согласные (кроме ш, ж, ц ) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, Петя, писать);

- предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой;

- звук г перед к, т произносится как х (лехко).

        Закрепление слитного произношения слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

5.

Работа над фразой:

Воспроизведение повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации при чтении текста.

Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно).

В течение года

Содержание работы

Сроки

Примечание

У. П.

1.

Работа над дыханием

Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы).

В течение года

2.

Работа над голосом

     Устранение открытой гнусавости.

Изменение высоты и силы голоса при воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации.

Выделение логического ударения в вопросах и ответах (по подражанию и самостоятельно, руководствуясь указанием учителя, подчёркиванием главного слова).

1-я четверть

1-я четверть

2-я четверть

В течение года

3

Работа над звуками и их сочетаниями

Коррекция и постановка звуков: с, р. ш, б, л, ц, ч.

Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;  б) согласных: носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т; свистящих и шипящих: с – ш, з – ж; аффрикат: ц – ч; звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш; твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т -  ть и др.

В течение года

4.    

Работа над орфоэпией:

- гласный и после согласных ш, ж, ц произносится как ы  (жывот, цырк);

- согласные (кроме ш, ж, ц ) перед гласными э, и произносятся мягко (перо, Петя, писать);

- предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой;

- звук г перед к, т произносится как х (лехко).

        Закрепление слитного произношения слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

5.

Работа над фразой:

Воспроизведение повествовательной, восклицательной, вопросительной и побудительной интонации при чтении текста.

Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно).

В течение года

Содержание работы

Сроки

Примечание

П.В.

1.

Работа над голосом;

а) изменение силы голоса в связи со словесным ударением;

б) изменение громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно).

в) изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

2.

Работа над дыханием: 

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов со структурой согласный гласный;

согласный, гласный, согласный.

Тренировать в произнесении и повторении многосложных слов и слов со стечением согласных

1-я четверть

2-я четверть

3-я четверть

4-я четверть

4.    

Работа над орфоэпией:

 Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), а также слов со стечением согласных;

Соблюдение в речи правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку):

В течение года

5.

Работа над фразой:

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряженно и отраженно).

В течение года

3-я,4-я четверть

Формы и средства учёта и контроля

Обучение учащихся может быть успешным в том случае, если ведётся систематический учёт состояния их знаний. Данные учёта составляют основу для планирования работы, на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.

        В третьем классе контроль и учёт навыков слухового восприятия и произношения учащихся проводится в форме:

  • педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи - проводятся в начале учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах) и в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в речевой карте учащегося);
  • контрольных работ по учёту навыков восприятия на слух с индивидуальными  слуховыми аппаратами программного речевого материала – проводятся в конце полугодия;
  • проверки произносительных навыков (промежуточный учёт) – проводится по окончании четверти.
  • проверки уровня восприятия 50 контрольных слов на стабильном  расстояния - в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах и хранятся в личном деле учащихся).

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки

1

Обследование

Обследование произносительной стороны речи

01.09–02.09

2

Обследование

Обследование слуха со звукоусиливающей аппаратурой и без неё

03.09-14.09

3

Контрольная работа

а) Учёт произносительных навыков восприятия на слух программного речевого материала по итогам I полугодия;

б) Учёт произносительных навыков восприятия на слух программного речевого материала по итогам II полугодия.

16.12-18.12

11.05-12.05

4

Обследование

Обследование слуха со звукоусиливающей аппаратурой и без неё

13.05

5

Учёт уровня восприятия (расстояние 1 м)

Проверка уровня восприятия 50 контрольных слов на стабильном расстоянии

10.05

Примерный речевой материал для проведения контрольного учёта

Первое полугодие

              Фразы

1 предъявл.

2 предъявл.

Прим.

1

Осенью скворцы, грачи, ласточки улетают на юг.

2

Люди убирают осенью  урожай.

3

Летом ребята отдыхали.

4

Из молока получают разные продукты.

5

Когда ребята делают зарядку?

6

Переходи улицу по переходу.

7

Расскажи, что делает дежурный по классу.

8

Зимующие птицы не улетают в тёплые края.

9

Сентябрь - первый месяц осени.

10

Летом в лесу много ягод и грибов.

11

Вова читает книжку с картинками, а Света читает книгу без картинок.

12

Назови домашних птиц.

13

Осенью мы нашли около сада журавля.

14

Мы взяли журавля домой.

15

Красиво в лесу ранней осенью.

16

Ты был (-а) в зоопарке?

17

Назови перелётных птиц.

18

Ребята учили Наташу кататься на коньках.

19

Наташа не умела кататься на коньках.

20

В школу привезли новые учебники.

21

Что продают в аптеке?

22

Люди заботятся о домашних животных.

23

Назови зимующих птиц.

24

Ноябрь - последний месяц осени.

25

Что можно купить в хозяйственном магазине?

Второе полугодие

              Фразы

1 предъявл.

2 предъявл.

Прим.

1

Декабрь первый месяц зимы.

2

Назови зимующих птиц.

3

Мы узнали, что ёжик тоже любит яблоки.

4

Подойдёт к яблоку и наколет его на иголки.

5

Платье можно купить в отделе одежды.

6

Кто тебе покупает игрушки?

7

Назови насекомых.

8

Мама связала дочке маленькую шапочку.

9

Миша любит играть в футбол. Он будет …

10

Каждый принёс домой одного ежа.

11

Я его отнёс в лес и выпустил.

12

В школьной библиотеке много книг.

13

Как зовут вашего библиотекаря?

14

На столе стоят большая тарелка и маленькая …

15

Первыми прилетают скворцы, грачи.

16

Назови детёныша лошади.

17

У кого бельчонок?

18

Катенька нарисовала смешную, маленькую собачку.

19

Виталик нарисовал пять шаров: три красных и два синих.

20

Каких перелётных птиц ты знаешь?

21

Петя любит рисовать. Кем хочет быть Петя?

22

Ребята смотрели, как по реке плывут льдины.

23

Вдруг на одной льдине дети увидели собаку.

24

Санки перевернулись и Оля упала в снег.

25

В какой класс ты перейдёшь в этом году?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения в подготовительном классе

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся подготовительного класса с глубоким недоразвитием речи и непрошедших дошкольную подготовку....

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 1 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...

Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 2 класс

Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 2 класс...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

В программу включены темы занятий по развитию слуха и формированию произношения относительно математического языка для обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи (5 класс). План заня тий р...

Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 4 класс

Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 4 класса школы II вида....

Адаптированная рабочая программа по предмету «Развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи» для глухих детей с легкой умственной отсталостью( 9 класс).

Адаптированная рабочая программа направлена на реализацию обязательного минимума содержания образования детей, имеющих разный уровень слухоречевого развития и психофизических особенностей. Программа с...