Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 2 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по РС и ФП 2 класс | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Развитие слуха и формирование произношения» 1 класс составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2003). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.
Рабочая программа данного учебного курса объединяет два раздела: развитие слухового восприятия и обучение произношению, так как развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения учащихся.
Целями обучения развитию слухового восприятия речи и формированию произношения являются:
- формирование речевого слуха;
- создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия и воспроизведения устной речи;
- формирование у детей с нарушенным слухом устной речи.
Задачи:
- интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у слабослышащих учащихся;
- усиление слухового компонента в слухо-зрительном восприятии устной речи;
- обогащение представлений о звуках окружающей действительности;
- использование остаточного и сниженного слуха для формирования произношения;
- формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии;
- формирование навыков самоконтроля за произносительной стороной речи;
-формирование навыков речевого общения в разных видах речевой деятельности.
Развитие слухового восприятия и формирование произносительных навыков в школах для слабослышащих детей обусловлено спецификой обучения детей со сниженным слухом и осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
В условиях интенсивного развития нарушенной слуховой функции устная речь (ее произносительная сторона) формируется и совершенствуется на полисенсорной основе.
Роль слухового компонента в процессе коррекционной работы становится все более значимой, особенно у слабослышащих учащихся. Это позволяет звучанию устной речи максимально приблизиться к естественному, что, в свою очередь, способствует формированию у детей с нарушениями слуха более полноценного навыка речевого общения.
Работа по развитию нарушенной слуховой функции и обучению произношению повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и создает условия для более успешного преодоления последствий тугоухости и глухоты.
При развитии речевого слуха на специальных индивидуальных и групповых занятиях учащиеся в основном воспринимают речь на слух. При формировании произносительных навыков используются как слухо-зрительный, так и слуховой способы восприятия речи, а также разнообразные приемы коррекции произношения, включая работу с компьютерными программами.
Специальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению проводятся со всеми учащимися, независимо от состояния их тонального слуха и произносительных навыков. Оснащенность занятий техническими средствами и дидактическим материалом также является непременным условием коррекционной работы. Занятия проводятся систематически через равные промежутки времени. Продолжительность одного индивидуального занятия не менее 20 мин. При этом время занятия делится поровну между специальной работой по развитию слухового восприятия и специальной работой над произношением. Занятия по возможности должны заканчиваться до 16 ч.
Система работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению направлена на развитие нарушенной функции, формирование и совершенствование у слабослышащих учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
- Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для второго класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 1994.
-Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.
- Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
- Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.
Содержание программы по развитию слухового восприятия направлено на обучение учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее для обеспечения более полноценного повседневного общения со слышащими людьми. Рекомендуемый для занятий речевой материал отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это наиболее употребительный словарь, необходимый в общении в школьных и бытовых условиях, соответствующий речевому развитию учащихся, знакомый им по значению. Постепенно в речевой материал включаются слова и фразы, незнакомые учащимся, значение которых объясняется контекстом.
Программный речевой материал условно разбит на разделы:
I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.
II. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов.
III.Тексты.
Более сложный по содержанию и больший по объему материал предлагается учащимся с более высоким уровнем речевого развития. В зависимости от речевого развития учащегося учитель при необходимости может заменить отдельные слова, фразы, упростить тексты, не изменяя при этом типа фраз, объема предлагаемого речевого материала.
Учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, фразы, тексты, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников, а также фразы, словосочетания, тексты с незнакомыми по значению словами, разъясняемыми контекстом.
Знакомый по значению речевой материал большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают новый текст на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов сначала целиком и по последовательно предлагаемым фразам, а затем воспринимают на слух задания по содержанию текста. Вся работа с новым текстом проводится на 2-3 занятиях.
Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с аппаратами и без них) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и речевого материала, относящегося к организации учебной деятельности, а также связанного с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается только в случае необходимости и то в самом его начале непродолжительное время.
Восприятие речевого материала на слух должно проходить по-разному:
- в условиях ситуации (подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова, - в начале обучения);
- в изолированных от шума условиях;
- в условиях, близких к естественным.
Учитывая неразрывную связь развития слуха с развитием речи ребенка, на индивидуальных занятиях необходимо развивать его слухоречевые способности. Они позволяют ученику улавливать общий смысл, уточнять необходимые детали, используя для этого не только слух, но и ситуативный контекст.
Программный речевой материал предъявляется непосредственно учителем (товарищем).
Программа по обучению произношению состоит из следующих разделов:
I. Речевое дыхание - формирование у учащихся умения правильно пользоваться дыханием, воспроизведя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.
II. Голос – формирование у учащихся навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.
III. Звуки речи и их сочетания - формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи слабослышащими учащимися.
IV. Работа над словом – формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
V. Работа над фразой - формирование у учащихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы) и с правильным логическим ударением.
В программу включены требования к орфоэпии и интонации. Работа над словом, фразой является важнейшим разделом программы. Также ведется целенаправленная работа по формированию умений пользоваться голосом, речевым дыханием, воспроизводить звуки речи и их сочетания. Эти умения закрепляются при произнесении слов и фраз.
При коррекции дефектов звуков используются слуховые дифференцировки, направленные на различение правильного и неправильного произнесения звуков с последующим самостоятельным произношением слова (фразы).
Формирование у слабослышащих учащихся умений произносить слова слитно на одном выдохе, определять количество слогов в слове, фразе, изменять силу голоса в связи со словесным ударением, с повествовательной и вопросительной интонацией служит предпосылкой к работе над выразительностью устной речи.
Сопряжённое проговаривание способствует формированию речевого дыхания и слитного произнесения слов и фраз учащимися в соответствующем темпе. При отражённом проговаривании слова, фразы воспроизводятся после прослушивания речи учителя.
На индивидуальных занятиях учитель добивается первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, закрепляет полученное умение, а также проводит ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных для них условий могут быть утрачены.
В связи с особенностями речевого развития учащихся обучение их произношению проводится на речевом материале различной сложности с использованием различных видов работы. Обучение произношению происходит на речевом материале, который знаком учащимся по значению.
Согласно базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (Приказ Министерства образования Российской Федерации 2002г., №29/2065-п) программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению для учащихся II отделения II и III варианты рассчитана на 102 часа на каждого учащегося в год (3 часа в неделю). На работу по восприятию на слух программного речевого материала и формированию произношения отводится 90 часов. 12 часов используются для проведения:
- педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи - 6 часов в начале учебного года,
- 3 часа в конце учебного года;
- контрольных работ по учету навыков восприятия на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами программного речевого материала - 2 часа;
- проверки произносительных навыков (промежуточный учёт) - 1 час.
В приложении к программе содержится примерный речевой материал для занятий по развитию слухового восприятия во 2 классе.
Основные требования к умениям учащихся
по развитию слухового восприятия
воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом, обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности и связанного с изучением общеобразовательных предметов, типа: На какой улице ты живешь? Что у тебя болит? Назови части дерева. и т.п.;
воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппаратов на расстоянии у/р – 0,05м (учащиеся с IV степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 1 – 1,5м (учащиеся с IV степенью тугоухости);
воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 6-8 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.
Основные требования к умениям учащихся
по обучению произношению
правильно произносить звуки и их сочетания, определённые программой 2 класса;
произносить слитно, на одном выдохе слова, словосочетания и фразы в 9-10 слогов, делая паузы, выделяя синтагмы сопряжено, затем по подражанию и на основе графического знака в текста;
определять количество слогов в слове, находить ударный и безударный слоги;
изменять силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину;
изменять силу голоса, необходимую для выделения логического ударения;
соблюдать повествовательную и вопросительную интонации при чтении текста, воспроизводить побудительную (повелительную) и восклицательную интонации;
уметь самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечания |
1 | Речевой материал обиходно-разговорного характера | 90 часов | В течение учебного года | На одном занятии используется речевой материал всех разделов |
2 | Речевой материал, связанный с учебной деятельностью | В течение учебного года | ||
3 | Тексты | В течение учебного года | ||
3.1 | Летом | I четверть | ||
Парк | ||||
Рыбная ловля (Уха) | ||||
Испугались (Заблудились) | ||||
На пруду | ||||
Осень | ||||
Диалог (школьная жизнь) | ||||
3.2 | Медведь | II четверть | ||
Конец осени | ||||
Диалог (школьная жизнь) | ||||
Наступление зимы | ||||
Декабрь | ||||
Одежда зимой | ||||
Ёлка | ||||
3.3 | Зимой в лесу | III четверть | ||
Зимой | ||||
Птичья столовая | ||||
Диалог (школьная жизнь) | ||||
Февраль | ||||
Дежурные | ||||
Диалог «Дежурные» | ||||
Мамин праздник | ||||
В марте | ||||
Парикмахер | ||||
Сашина семья | ||||
3.4 | На лесной поляне | IV четверть | ||
Апрель | ||||
День рождения | ||||
Школьный двор | ||||
Май | ||||
Скоро лето |
Содержание учебного курса
Развитие слухового восприятия
2-е отделение (II и III варианты)
Первое полугодие
Восприятие на слух знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, фраз) с помощью звукоусиливающей аппаратуры и без нее:
- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности, типа: На какой улице ты живёшь? Какое время года будет после осени? Какую отметку ты получил(-а) сегодня?
- материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Лиственные деревья», «Кто, где живёт?», «Школьный медпункт».
Восприятие на слух текстов (из 5-7 предложений) по темам: «Лето», «В парке», «Осенняя природа», «Наступление зимы».
Второе полугодие
Восприятие на слух знакомого по значению речевого материала, а также речевого материала, включающего отдельные слова, значение которых объясняется контекстом:
- обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности, типа: Назови зимние месяцы. Какой урок был первым? Что вы делали на уроке рисования?
- материала, связанного с изучением общеобразовательных предметов по темам: «Комнатные растения», «Мебель», «Женские профессии», «Аптека».
Восприятие на слух текстов (из 7-8 предложений) по темам: «Зима», «Труд детей», «Подарок маме», «Хороший товарищ», «Весна».
Обучение произношению
2-е отделение
I. Речевое дыхание
Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). Например: Сегодная хорошая погода. Рано утром ребята пошли на реку.
II. Голос
Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонациями, в связи с логическим ударением – сопряжено и отражённо.
III. Звуки и их сочетания
Дифференцированное произношение в словах звуков:
а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у;
б) согласных:
носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т;
свистящих и шипящих: с – ш, з – ж;
аффрикат: ц – ч;
звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш;
твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т - ть и др.
IV. Слово
Воспроизведение четырёх-, пятисложных знакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (самостоятельно).
Воспроизведение четырёх-, пятисложных незнакомых слов с соблюдением их звукового состава, с выделением словесного ударения и правил орфоэпии (сопряжено, отражённо, по надстрочному знаку); слитное произношение слов со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).
Понятия «слог», «ударение». Определение количества слогов в дву-, трёх-, четрёх-, пятисложных словах, ударного и безударного слогов. Разделение звуков реви на гласные и согласные; согласных звуков на звонкие и глухие.
Знание правил орфоэпии умение пользоваться ими в речи:
- звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими
(варешка, фкусно, зуп, глас);
- безударный о произносится в словах как а;
- произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (ф саду, в лесу, ис сада, из леса, пот стулом, под деревом).
V. Фраза
Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонаций при чтении текста.
Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно).
Формы и средства учёта и контроля
Обучение учащихся может быть успешным в том случае, если ведётся систематический учёт состояния их знаний. Данные учёта составляют основу для планирования работы, на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.
Во втором классе контроль и учёт навыков слухового восприятия и произношения учащихся проводится в форме:
- педагогического обследования состояния слуховой функции и произносительной стороны речи - проводятся в начале учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах) и в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в речевой карте учащегося);
- контрольных работ по учёту навыков восприятия на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами программного речевого материала – проводятся в конце полугодия;
- проверки произносительных навыков (промежуточный учёт) – проводится по окончании четверти.
- проверки уровня восприятия 50 контрольных слов на стабильном расстояния - проводятся в конце учебного года (результаты проверок фиксируются в протоколах и хранятся в личном деле учащихся).
Учебно-методические средства обучения
Основная литература
1. Пфафенродт А.Н., Кочанова М.Е. Произношение: Учебное пособие для второго класса школы слабослышаших -М.: Просвещение – 1994.
Слезина Н. Ф. Пособие по формированию произношения в 1-2 классах школ слабослышащих. М., 1983.
2. Королевская Т.К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях II вида : пособие для учителя : в 2 ч. : 1 /Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н.. – М. : Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2004.: ил. – (Коррекционная педагогика);
3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей у детей с нарушениями слуха /Под ред. Селиверстова В.И.. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
4. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. -М.: Просвещение – 1981.
Дополнительная литература
1.Филичева Т. Б., Каше Г. А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. – М. 1989.
2. Гаркунова И. Л., Канакина В. П. Картинный словарь для 2 класса. – М. 1989.
3.Турган Е. П. Играйте все. – М. 1988.
4. Королевская Т.К., Пфафенродт А.Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. 2 часть. - М. 2004.
5.Соколенко Н. И. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М. 1978.
6. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. Говори правильно. – М. 2000.
7.Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ч, Щ. – Ярославль. 1996.
8. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Ш, Ж..
Ярославль. 1996.
9. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Л, ЛЬ. - Ярославль. 1996.
10. Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки Р, РЬ. - Ярославль. 1996.
11.Остапенко В. И. В помощь школьнику. – М. 1988.
12. Карганова Е. К. Лото на четырёх языках. – М. 1986.
13. Майорова М. А. Сложи картинку. – М. 1985.
14. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Логопедическое лото. Подбери и назови. – М. 1982.
15. Крещановская А.С. Ботаническое лото. Зелёный друг. – М. 1985.
16. Воронина Е. В. Игра-самоделка. Необычные цветы. – М. 1983.
17. Крещановская А.С. Зоологическое лото. – М. 1986.
18. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в МПК. – М. 1985.
Компьютерные программы
- «Видимая речь – 3»
- «Игры для Тигры»
Календарно-тематический план по произношению
Содержание работы | Сроки | Примечание | |
Б. И. | |||
1. | Работа над дыханием Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). | В течение года | |
2. | Работа над голосом Устранение фальцета на гласных. Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонациями, в связи с логическим ударением – сопряжено и отражённо. | 1-я четверть 1-я четверть 2-я четверть В течение года | |
3 | Работа над звуками и их сочетаниями Коррекция и постановка звуков: к, с, ш, р, л, ц, ч. Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у; б) согласных: носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т; свистящих и шипящих: с – ш, з – ж; аффрикат: ц – ч; звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш; твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т - ть и др. | В течение года | |
4. | Работа над орфоэпией: - звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими (варешка, фкусно, зуп, глас); - безударный о произносится в словах как а; - произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (ф саду, в лесу, ис сада, из леса, пот стулом, под деревом). | 1-я четверть 2-я четверть 3-я четверть 4-я четверть | |
5. | Работа над фразой: Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонаций при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно). | В течение года |
Содержание работы | Сроки | Примечание | |
К. А. | |||
1. | Работа над дыханием Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). | В течение года | |
2. | Работа над голосом Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонациями, в связи с логическим ударением – сопряжено и отражённо. | 1-я четверть 2-я четверть В течение года | |
3 | Работа над звуками и их сочетаниями Коррекция звуков: с, ш, б, х. Автоматизация: н, р, л. Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у; б) согласных: носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т; свистящих и шипящих: с – ш, з – ж; аффрикат: ц – ч; звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш; твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т - ть и др. | В течение года | |
4. | Работа над орфоэпией: - звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими (варешка, фкусно, зуп, глас); - безударный о произносится в словах как а; - произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (ф саду, в лесу, ис сада, из леса, пот стулом, под деревом). | 1-я четверть 2-я четверть 3-я четверть 4-я четверть | |
5. | Работа над фразой: Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонаций при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно). | В течение года |
Содержание работы | Сроки | Примечание | |
Л. А. | |||
1. | Работа над дыханием Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). | В течение года | |
2. | Работа над голосом Устранение открытой гнусавости. Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонациями, в связи с логическим ударением – сопряжено и отражённо. | 1-я четверть 1-я четверть 2-я четверть В течение года | |
3 | Работа над звуками и их сочетаниями Коррекция и постановка звуков: ш, б, л, ц, ч. Автоматизация: с, р. Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у; б) согласных: носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т; свистящих и шипящих: с – ш, з – ж; аффрикат: ц – ч; звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш; твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т - ть и др. | В течение года | |
4. | Работа над орфоэпией: - звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими (варешка, фкусно, зуп, глас); - безударный о произносится в словах как а; - произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (ф саду, в лесу, ис сада, из леса, пот стулом, под деревом). | 1-я четверть 2-я четверть 3-я четверть 4-я четверть | |
5. | Работа над фразой: Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонаций при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно). | В течение года |
Содержание работы | Сроки | Примечание | |
С. В. | |||
1. | Работа над дыханием Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). | В течение года | |
2. | Работа над голосом Работа над тембром (сдавленный голос). Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонациями, в связи с логическим ударением – сопряжено и отражённо. | 1-я четверть 1-я четверть 2-я четверть В течение года | |
3 | Работа над звуками и их сочетаниями Коррекция и постановка звуков: ш, б, л, ц, ч. Автоматизация: с, р. Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у; б) согласных: носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т; свистящих и шипящих: с – ш, з – ж; аффрикат: ц – ч; звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш; твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т - ть и др. | В течение года | |
4. | Работа над орфоэпией: - звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими (варешка, фкусно, зуп, глас); - безударный о произносится в словах как а; - произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (ф саду, в лесу, ис сада, из леса, пот стулом, под деревом). | 1-я четверть 2-я четверть 3-я четверть 4-я четверть | |
5. | Работа над фразой: Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонаций при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно). | В течение года |
Содержание работы | Сроки | Примечание | |
Т. Н. | |||
1. | Работа над дыханием Произношение слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9-10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем, отражённо по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). | В течение года | |
2. | Работа над голосом Устранение открытой гнусавости. Изменение высоты и силы голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шёпотом), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонациями, в связи с логическим ударением – сопряжено и отражённо. | 1-я четверть 1-я четверть 2-я четверть В течение года | |
3 | Работа над звуками и их сочетаниями Коррекция и постановка звуков: в, с, ш, л, ц, ч. Дифференцированное произношение в словах звуков: а) гласных: а - о, а – э, о – у, э – и, и – ы, и – у; б) согласных: носовых и ротовых: м – б, н – д, м – б, н- д, м – п, н – т, м- п, н – т; свистящих и шипящих: с – ш, з – ж; аффрикат: ц – ч; звонких и глухих: б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш; твёрдых и мягких: ф – фь, п – пь, т - ть и др. | В течение года | |
4. | Работа над орфоэпией: - звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими (варешка, фкусно, зуп, глас); - безударный о произносится в словах как а; - произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (ф саду, в лесу, ис сада, из леса, пот стулом, под деревом). | 1-я четверть 2-я четверть 3-я четверть 4-я четверть | |
5. | Работа над фразой: Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонаций при чтении текста. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (отражённо и самостоятельно). | В течение года |
Приложение №1
Примерный речевой материал для индивидуальных занятий с учащимися 2-го отделения школы для слабослышащих
1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.
Ты хорошо слышишь? Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет?
Какое сейчас время года? Какой сегодня день недели? В каком классе ты учишься? В каком городе ты живёшь? На какой улице ты живёшь? Скажи свой адрес. (Где ты живёшь?) Расскажи, что стоит у тебя на кухне. Куда твоя мама ставит посуду? У тебя дома есть телевизор? Где стоит телевизор? Утром ребята завтракают. Днём ребята обедают. Ребята ужинают днём. Верно? Вечером ребята ложатся спать. Что сегодня было на завтрак (на обед)? Расскажи, что стоит у тебя в комнате. Какое сейчас время года? Назови осенние месяцы. Какое время года будет после осени?
Хорошо, плохо, зовут, фамилия, имя,осень, время года, день недели, класс, учиться, учишься, город, в городе, улица, на улице, жить, живёшь, этаж город, в городе, улица, на улице, жить, живёшь, этаж, завтрак, завтракать, завтракают, обед-обедать-обедают, ужин-ужинать-ужинают, время года, осень, осени, осенние месяцы сентябрь,октябрь, ноябрь.
2.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
Назови дни недели. Послушай и повтори: чтение, развитие речи, математика, рисование, физкультура, ритмика. Сколько сегодня уроков?.Дежурный вытирает доску (чем?) … Вова моет руки (чем?) … .Мальчик пишет (чем?) … Девочка рисует (чем?) … .. Лук горький. Лимон кислый, а апельсин …Горчица горькая, а селёдка … Принеси длинную линейку. Возьми широкую ленту. Вытри стол влажной тряпкой. Принеси сухое полотенце.
Дни недели: понедельник, вторник,…чтение, развитие речи, математика, рисование, физкультура, ритмика тряпка – тряпкой, мыло – мылом, ручка – ручкой, карандаш-карандашом, сумма чисел; горький, сладкий, кислый, соленый, длинный, короткий, широкий, узкий, сухой, мокрый, влажный.
Тема: «Лиственные деревья»
Дуб, берёза, клён, рябина – это лиственные деревья. Назови части дерева. Возьми лист берёзы. Нарисуй лист … Покажи ветку тополя. Назови деревья. Назови лиственные деревья. Около школы растут рябины и берёзы. Какие деревья растут около школы? Лиственные деревья, растут, школа - около школы.
Тема: «Кто где живёт?»
Собака живёт в конуре. Медведь спит в берлоге. Кто живёт в дупле? Где живёт лиса? Конура, в конуре, берлога, в берлоге, дупло, в дупле, нора, в норе, лиса, медведь, белка, собака
Реши примеры: 10 – 4=, 20 = 50=…, Запиши сумму чисел 6 и 2, 8 и 5.
Реши задачу: У девочки было 6 шаров. Она отдала 2 шара подруге. Сколько шаров осталось у девочки?
3.Тексты
Летом
Прошло лето. Летом ребята отдыхали. Они ходили в лес. Там они собирали грибы и ягоды. На реке ребята купались, загорали. Ребята читали, рисовали, играли. *Ребята хорошо отдохнули. *Первого сентября они пришли в школу во второй класс. (Королевская 2-49)
Задания к тексту:
- Какое время года прошло?
- Что делали ребята летом?
- Что делали ребята в лесу?(на реке?)
- Как ребята отдохнули?
- В какой класс они пришли в сентябре?
- Как ты отдохнул(а) летом?
Словарь: Лето-летом, отдыхать – отдыхали, собирали, загорали, купались,
читали, рисовали, играли.
Парк
В воскресенье ребята ходили в парк. Парк большой и красивый.
В парке растут деревья: берёза, рябина, клён, тополь, дуб. В парке есть клумбы. На клумбах растут красивые цветы: розы, астры, георгины. В кустах поют птицы. Мы часто гуляем в парке.
Задания к тексту:
- Какие деревья растут в парке?
- Где растут цветы?
3. Около твоего дома есть парк?
Словарь: парк, в парке, клумба, на клумбе, на клумбах.
Рыбная ловля*
Рано утром мама разбудила Диму. Дима быстро оделся, взял удочку, ведро и банку с червями. Мама дала ему завтрак. Дима пошёл на пруд. Скоро он поймал одну маленькую рыбку, потом другую.
Дима принёс маме десять рыбок. На обед мама сварила уху. Уха была вкусная.
Задания к тексту:
1. О чём (о ком) рассказ?
2. Куда пошёл Дима?
3. Скажи, что взял с собой мальчик?
4. Сколько рыбок поймал Дима?
5. Что сварила мама?
6. Какая была уха?
Словарь: разбудила, разбудил, удочка, удочку, банка с червями,
уха, сварила уху, вкусная уха.
Уха
Утром Саша и Женя ловили рыбу на реке. Они поймали четыре рыбы. Довольные мальчики вернулись домой. Они отдали рыбу маме. Мама стала чистить рыбу. На обед мама сварит уху. Уха вкусная!
Задания к тексту:
1. О чём текст?
2. Что делали Саша и Женя?
3. Сколько рыб поймали мальчики?
4. Кому они отдали рыбу?
5. Что сварит мама?
Словарь: утро – утром, ловить – ловили, рыба – рыбу, ловили рыбу, чистить рыбу, уха, сварит уху, вкусная уха.
Испугались*
Две девочки и мальчик пошли в лес. Там они собирали грибы и орехи. Вдруг кто-то выскочил из-под куста. Девочки испугались и побежали. Одна девочка уронила корзину. А мальчик не убежал. Он смотрел, кто это выскочил. А это был зайчик.
Задания к тексту:
- Куда пошли ребята?
- Зачем они пошли в лес?
- Что случилось в лесу?
- Почему девочки побежали?
- Что сделал мальчик?
- Какой был мальчик?
- Кто был под кустом?
Словарь: выскочил, куст, из-под куста, испугались, побежали, убежал, не убежал, корзинка, корзинку.
Заблудились
Дети пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Ребята зашли далеко и заблудились. Детям стало страшно. Они стали звать на помощь.
Задания к тексту:
1. Куда пошли ребята?
2. Зачем они пошли в лес?
3. Что случилось в лесу?
4. Что стали делать ребята?
Словарь: лес, пошли в лес, грибы, ягоды, собирать, страшно, звать на помощь.
На пруду
Ребята гуляли в парке. В парке был большой пруд. На пруду плавали лебеди, утки. Ребята смотрели на красивых птиц. Мальчики и девочки бросали лебедям кусочки хлеба. Птицы плавали около берега. Хорошо было в парке!
Задания к тексту:
- Где гуляли ребята?
- Что было в парке?
- Как ты думаешь, понравилось ребятам в парке? Почему?
Словарь: парк, пруд, лебеди, утки, гуляли, плавали, смотрели, бросали.
Осень
Наступила осень. Небо серое. Солнце светит мало. Идёт дождь. Дует ветер. Падают жёлтые и красные листья с деревьев. Птицы улетают на юг. Ребята надели пальто и сапоги.
Королевская 2-16)
Задания к тексту:
- Какое время года наступило?
- Какая погода?
- Какие листья падают?
- Что делают птицы?
- Что надели ребята?
Словарь: небо, солнце, дождь, ветер, деревья, деревьев, листья, падают, улетают, пальто сапоги, надели.
Текст-диалог
- Наташа, дай мне, пожалуйста, альбом и карандаши.
- Зачем, Алёша?
- Я хочу нарисовать осень.
- Возьми.
- Наташа, а ты хочешь рисовать?
- Нет, я хочу читать. Я возьму в шкафу книгу о животных.
Задания к тексту:
- Зачем Алёша попросил у Наташи альбом и карандаши?
- Что хочет нарисовать Алёша?
- Наташа хочет рисовать?
- Что хочет делать Наташа?
- Где Наташа возьмёт книгу?
- Какую книгу возьмёт Наташа?
Словарь: рисовать- нарисовать, читать, альбом, карандаши, книга.
1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.
Закончились осенние каникулы. Какие времена года ты знаешь? Скажи свой адрес. Какая погода осенью? Что надевают люди осенью? Когда птицы улетают на юг? У тебя есть сестра (брат)? Как зовут твою сестру (брата)? Кто сегодня дежурный? (Сегодня дежурный…) Дежурный намочил тряпку и вытер доску.* Ты помогаешь маме? Ты подметаешь пол? Девочка чисто вымыла посуду. Какое сейчас время года? Какая погода зимой? Какой урок ты любишь? Что делают ребята зимой? У тебя есть друг (подруга)? Как зовут твоего друга (подругу)? Сколько ему (ей) лет? Что надевают люди зимой? Что ты ел(-а) на завтрак ? Что ты ел(-а) на обед? Какой скоро праздник?
Зима, весна, лето, осень, времена года, осенние, каникулы, адрес; погода, надевают, летать-улетать-улетают, птицы; сестра, брат, зовут дежурный, намочить, намочил, любишь, люблю; помогать, помогаешьподметать, подметаешь, моет – вымыла; надевают, урок, любишь, люблю; катаются на санках, на коньках, на лыжах, друг, подруга, как зовут, учится; надевают, завтрак, обед, праздник, Новый год.
2.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
Мама подметает пол веником. Мальчик пишет на доске …(чем?). Саша рисует дом …(чем?). Девочка рисует цветы кисточкой. Книга лежит на столе. Где лежит книга? Цветок стоит на окне. Где стоит цветок? Ручка лежит на книге. Где лежит ручка? Стул стоит около стола. Где стоит стул? Возьми карандаш со стола. Сними кофту со стула. Убери цветок с окна. Достань яблоко из сумки. Достань платок из кармана. 1.Нарисуй яблоко. Сколько яблок? Нарисуй три яблока. Сколько яблок? Возьми книгу. Сколько книг? Возьми пять книг. Сколько книг? В комнате стоит … стула. Нарисуй 5 яблок, а груш на 2 меньше. Достань из коробки 5 карандашей. Сколько карандашей?
Послушай и повтори: 1 мальчик – 2 мальчика – 5 мальчиков, 1 слива – 2 сливы – 5 слив, 1 яйцо – 2 яйца – 5 яиц.
Реши пример: 12 – 2; 14 – 1; 15 – 10.
Реши задачу: У девочки было 6 шаров. Она отдала 2 шара подруге. Сколько шаров осталось у девочки?
Тема: «Хвойные деревья»
Ель и сосна – хвойные деревья.Возьми ветку ели (сосны). Покажи еловую (сосновую) шишку. Ель и сосна всегда зелёные. Какие хвойные деревья ты знаешь? Какая хвоя у сосны (ели)? Скажи, чем похожи сосна и ель.
Ель, еловая, сосна, сосновая, шишка (-у), хвойные деревья, хвоя.
3.Тексты
Медведь
Пришла осень. Начался листопад. Листья на деревьях облетели. *Медведь нашёл себе яму под деревом. *В яме было много сухих листьев и веток. Медведь сделал себе берлогу и лёг спать. Начались морозы. Снег покрыл деревья, землю и берлогу. Тепло медведю под снегом.
Задания к тексту:
- Почему листья на деревьях облетели?
- Расскажи, как медведь сделал себе берлогу.
- Что медведь будет делать зимой?
Повтори: берлога - берлогу, яма – яму - в яме, листопад, лёг спать, снег – под снегом
Конец осени
Наступила поздняя осень. Небо хмурое, серое. Идёт дождь. Дует холодный ветер. Облетели с деревьев листья. (Деревья стоят голые.) Птицы улетели на юг. Ноябрь – последний месяц осени. Скоро придёт зима.
Задания к тексту:
1. Расскажи, какая погода бывает осенью.
2. Какие стали деревья?
3. Почему улетели птицы?
4. Какое время года скоро наступит?
Повтори: последний месяц, поздняя осень, холодный ветер, хмурое небо, ноябрь, осень, дождь, ветер, холодно, облетели, улетели, птицы.
Текст- диалог
- Алёша, сегодня ты дежурный?
- Да, я дежурный.
- Убери альбомы и карандаши в шкаф.
- Я убрал альбомы и карандаши в шкаф.
- Скажи ребятам, чтобы они положили на парты книги, тетради и ручки.
- Ребята, положите на парты книги, тетради и ручки.
- Сейчас будет урок математики.
Задания к тексту:
1. Кто дежурный?
2. Куда Алёша убрал альбомы и карандаши?
3. Что ребята положили на парты?
4. Какой будет урок?
5. Кто сегодня дежурный?
Повтори: дежурный, альбомы и карандаши, шкаф – в шкаф, парта – парты – в парты, урок математики, ребята, убери, положи – положите
Наступление зимы
Наступили первые морозы. Замёрзли лужи. Река покрылась льдом.* Серые тучи закрыли всё небо. Медленно начали падать первые снежинки. Потом пошёл густой снег. Земля побелела. На улицу выбежали дети. Они лепят первые снежки. Дворники убирают снег.* Потом подъезжают машины и увозят снег.*
Задания к тексту:
1.Раскажи, как изменилась природа, когда пришла зима.
2.Что делают дети зимой?
3.Как убирают снег на улицах?
4.Тебе нравится зима?
Повтори: мороз, морозы, лёд, покрылась льдом, снежинки, густой снег, первые морозы, замёрз (ли).
Декабрь
Это первый месяц зимы. На земле лежит пушистый снег. На улице холодно. Короткими стали дни, рано начинает темнеть. Снег лежит на деревьях, на крышах домов. Наступила зима.
Задания к тексту:
1.Какое время года наступило?
2.Какая погода зимой?
3.Какие стали дни?
4.Какой сейчас месяц?
Послушай и повтори: зима, первый месяц, пушистый снег, холодно, на улице, короткий, короткими, день, дни, на деревьях, на крышах домов.
Одежда зимой
Зимой люди одеваются теплее. Они надели шапки, шубы, варежки, шарфы. Ребята надели тёплые штаны и зимние сапоги. Дети много гуляют. Ребята катаются на санках, лыжах и коньках. Это полезно для здоровья.
Задания к тексту:
1.Как люди одеваются зимой?
2.Что они надели?
3.Что делают дети зимой на улице?
Послушай и повтори: зима, зимой, одеваться, одеваются, одежда, зимняя одежда, катаются, здоровье, для здоровья.
Ёлка
Скоро Новый год. В школу привезли большую и пушистую ёлку. Ёлку поставили в зал. В классе ребята сделали игрушки для ёлки. Вечером они повесили на ёлку шары, хлопушки, флажки и другие игрушки. *Под ёлку поставили Деда Мороза и Снегурочку. Скоро праздник.
Задания к тексту:
1.Какую ёлку привезли в школу?
2.Расскажи, как украсили ребята ёлку.
3.Вечером нарисуй, что они повесили на ёлку.
Повтори слова и словосочетания: Новый год, наша школа – в нашу школу, под ёлку – на ёлку – для ёлки, будут выступать, красивая ёлка – красивую ёлку, пушистая ёлка.
1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.
Какая ёлка была в школе? Расскажи, что делали ребята на утреннике. Как была украшена ёлка? Сколько месяцев в году? Назови первый месяц (последний) месяц года. 1.Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы.Сколько месяцев продолжается зима (весна)? Какая погода бывает зимой? У тебя есть друг (подруга)? Как зовут твоего друга (подругу)? Сколько ему (ей) лет?В каком классе он (она) учится? Сколько сегодня уроков? Какой урок был первым (вторым, …)?* На уроке математики дети решают примеры и задачи.Что вы делали на уроке рисования? Март, апрель, май – это весенние месяцы. Какая погода бывает весной? Когда птицы прилетают с юга? Назови первый (второй, последний) месяц весны. Сколько месяцев продолжается весна? Какие уроки были у вас сегодня? Какой сейчас месяц? Скоро наступят весенние каникулы.
Ёлка, школа, в школе, утренник, на утреннике; месяц, месяцы, месяцев, год, в году, первый, последний; месяц, месяцы, зима - зимние, весна - весенние, лето – летние, осень – осенние; Погода, зима, зимой, друг, подруга, друга, подругу; урок, уроки, уроков, первый, второй, третий, четвёртый, пятый, последний; математика, рисование, рисовать, рисуют, решать, решают; весенние месяцы, март, апрель, май, весна, весной, птицы прилетают; первый, второй, последний, месяц весны, месяцев, весенние каникулы.
2.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
У Тани кофта без воротника. У Лены фартук с карманом. Покажи платье с поясом (без пояса). Возьми хлеб с маслом (без масла). Принеси коробку с карандашами. Поставь стакан с водой на окно. Возьми стакан без воды. Возьми часы. Покажи минутную (часовую) стрелку. Скажи который час? Поставь: …часа (часов) … минут. Половина четвёртого.*
Воротник, с воротником, без воротника; карман, с карманом, без кармана; пояс, с поясом, без пояса, масло, с маслом, без масла; вода, с водой, без воды; карандаш, с карандашами, без карандашей; часы, час, часов, часовая стрелка, который час, половина;
Тема: «Мебель»
Стол, стул, диван. Что это? Покажи ножку (спинку, сиденье) стула. Какая мебель есть в классе? Где стоит шкаф? Около окна стоит письменный стол.*Какая мебель у тебя дома? Сколько стульев у тебя в комнате? Мебель, стол, стул, диван, шкаф, полка, класс, в классе, письменный стол, стоит около окна
Тема: «Комнатные растения»
Назови комнатные растения. Покажи алоэ (герань, кактус, фиалку…). Покажи лист герани. Листья герани хорошо пахнут. Из листьев алоэ делают лекарства. У какого комнатного растения нет листьев?* Комнатные растения, алоэ, кактус, герань, бегония,фиалка, лист, листья, листьев.
Тема: «Аптека»
Где продаются лекарства? Лекарства продаются в аптеке. Ты ходил (-а) в аптеку? Что ты купил (-а) в аптеке? Врач выписал рецепт больному мальчику. Мама взяла рецепт и пошла в аптеку. В аптеке она купила таблетки. Вечером мама дала мальчику лекарство. Писать, выписать, выписал, больной, больному, врач, рецепт, аптека, в аптеке, в аптеку, таблетки, лекарство.
Тема: «Профессии»
Что делает учительница (врач, портниха, парикмахер)? Кто в школе готовит обед? Воспитатель работает в детском саду и в школе. Доярка доит коров. Наташина мама парикмахер. Парикмахер делает стрижки и причёски. У Серёжи сестра портниха. Она шьёт одежду. Кем работает твоя мама? Медсестра делает уколы.* Врач, портниха, повар, парикмахер, воспитатель, доярка, учит детей, шьёт одежду, лечит людей. Парикмахер, стрижёт волосы, стрижка, причёска, портниха, шьёт одежду, работает, делает уколы.
3.Тексты
Зимой в лесу
Тихо и красиво зимой в лесу. Всё покрыто снегом. Деревья и кусты стоят белые. Птиц мало. Животных не видно. Спят медведи и ежи. Тепло им под снегом. Только белка прыгает с ветки на ветку. Иногда заяц пробежит по лесу.
Задания к тексту:
1.Какой лес зимой?
2.Какие животные есть в лесу зимой?
Повтори: лес, в лесу, снег, покрыто снегом, деревья, кусты, птицы, животные, медведь(-и), ёж, ёжи, заяц, белка, спит, спят
Зимой
Пришла зима. Во дворе ребята сделали горку. Горка получилась очень высокая.* Дети взяли лыжи, санки и пришли на горку. Таня катается с горы на снегокате. Миша стоит на верху. У Миши есть санки. Ваня поднимается на горку. У Вани новые лыжи. Ваня будет кататься на лыжах. Весело ребятам на горке!
Задания к тексту:
- Какое время года пришло?
- Что построили ребята?
- Какая получилась горка?
- На чём катается Таня?
- Покажи, где Миша.
- Что делает Ваня?
- Что есть у Вани?
- Что будет делать Ваня?
Повтори: горка, на горку, с горы, высокая, наверху, внизу, санки, коньки,
лыжи, катается, кататься, поднимается.
Птичья столовая
Наступила холодная зима. Земля покрыта глубоким снегом. Многие птицы зимой голодают. На помощь им приходят ребята. Они приносят корм. Прилетят птицы. Весело будет в птичьей столовой!
Задания к тексту:
- Какое время года наступило?
- Чем покрыта земля?
- Как живут птицы зимой?
- Кто помогает птицам?
Повтори: холодная зима, снег, глубокий снег, голодная, голодают, корм, птичья столовая.
Февраль
Февраль – последний месяц зимы. Снега ещё много. Ночью бывают сильные морозы. Днём начинает пригревать солнышко. Иногда бывает оттепель.* Снег на дороге тает. На крышах домов выросли сосульки. Скоро наступит весна. (Скоро кончится зима.)
Задания к тексту:
- Какое время года наступило?
- Чем покрыта земля?
- Как живут птицы зимой?
- Кто помогает птицам?
Повтори: холодная зима, снег, глубокий снег, голодная, голодают, корм, птичья столовая.
Дежурные
Сегодня Лиза, Даша и Ваня дежурные. После уроков дежурные убирали класс. Ваня собирал мусор. Даша вытирала парты. Лиза поливала цветы. У нас в классе чисто и красиво. Дежурные следят за порядком.
Задания к тексту:
- Кто дежурный?
- Что делали дежурные после уроков?
- Расскажи, как дежурные убирали класс.
- Когда ты дежурил в классе?
Повтори: дежурный, класс, в классе, убирали класс, собирать мусор, вытирать парты, поливать цветы, чисто, красиво, порядок, следят за порядком.
Диалог «Дежурные»
- Ребята, кто сегодня убирал класс?
- Лиза, Даша и Ваня – они дежурные.
- Кто собирал мусор?
- Ваня.
- А что делали Лиза и Даша?
- Даша вытирала парты, а Лиза поливала цветы.
- Спасибо ребята. В классе чисто и красиво.
Задания к тексту:
- Кто разговаривает?
- О чём они разговаривают?
Повтори слова и словосочетания:
дежурный, класс, в классе, убирали класс, собирать мусор, вытирать парты, поливать цветы, чисто, красиво, разговор, разговаривают.
Мамин праздник
Ласково светит весеннее солнышко. Скоро день 8 (восьмое) марта. Это мамин праздник. На окне мы поставили веточки (в вазу с водой). Распустились веточки тополя и вербы. Мы подарим эти веточки нашим мамам. Мамы будут очень рады.
Задания к тексту:
- Какой праздник будет 8(восьмого) марта?
- Что ребята подарят мамам?
- Как ребята сделали подарки?
- Как ты поздравишь свою маму?
Повтори: март, в марте, восемь, восьмое, восьмого, праздник, поздравить, поздравишь, веточки, подарки, подарим.
В марте
В марте начинает таять снег. Появились первые проталины. С каждым днём всё теплее. Дни стали длиннее, а ночи короче. Небо голубое. Это начало весны. Скоро прилетят грачи – наши первые гости.
Задания к тексту:
- Какой первый месяц весны?
- Какой снег в марте?
- Какая погода в марте?
- Какие птицы прилетают в марте?
Повтори: март, в марте, тает снег, проталины, тепло, теплее, день, ночь, грачи.
Парикмахер
У Вовы папа парикмахер. Он работает в парикмахерской. У него есть разные ножницы, расчёски, шампунь, фен, лак для волос. Парикмахер стрижёт волосы. Ребята любят ходить в парикмахерскую.
Задания к тексту:
1.Кем работает Вовин папа?
2.Где он работает?
3.Что делает парикмахер?
4.Что надо парикмахеру для работы?
5.Ты был (-а) в парикмахерской?
Повтори слова и словосочетания: парикмахер-парикмахером, парикмахерская, работает парикмахером, стрижёт волосы, ножницы, расчёска (-и), шампунь, фен, лак для волос.
1.Речевой материал обиходно-разговорного характера и относящийся к организации учебной деятельности.
Назови времена года. Какое сейчас время года? Покажи календарь. Какой месяц пропущен: апрель, …, июнь? Какая погода бывает весной? На деревьях распускаются листочки. Ты делал(-а) утром зарядку? Что ты делал(-а) утром? Что ты делал(-а) вечером? Когда ты лёг (легла) спать? Что ты ел (-а) на завтрак? С кем ты ходил (-а) гулять? В какую игру ты играл (-а)? Какое время года будет после весны? Какое время года тебе нравится? Какую книгу читал (-а)? Ты смотрел (-а) детскую передачу по телевизору?
Время года, времена года, календарь, весна-весной, после весны, месяц, месяцы, апрель, май, июнь, летние, весенние, деревья-на деревьях, распускаются; утро-утром, вечером, лежать, легла, лёг, зарядка-делать зарядку; ходил (-а) гулять, играть-играл(-а), читать-читал(-а), смотреть-смотрел(-а), телевизор-по телевизору.
2.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
Учительница даёт книгу ученику. Мама читает книгу сыну (дочке). Бабушка рассказывает сказку внуку (внучке). Вова покупает подарок товарищу.* Даёт, читает, рассказывает, покупает, сын(-у), ученик(-у), внук(-у), внучка(-е), дочка(-е), товарищ(-у
Ответь на вопросы:
1.Какая посуда стоит на полке? 2.Сколько стаканов на полке? 3.Что лежит в хлебнице? 4.Какую тарелку моет мальчик? 5.Сколько тарелок он вымыл? 6.Сколько чашек и стаканов стоят на полке? 7.Где стоит чайник и кастрюля?
(2-43) Чашка, кастрюля, стакан, нож, ложка, вилка, сковорода, чайник, тарелка, глубокая, мелкая, ложка чайная, посуда, столовая,
На улицах города большое движение. Нарушать правила уличного движения опасно. Какие правила уличного движения ты знаешь? На каком транспорте люди ездят по земле (летают по воздуху, плавают по воде)? (2-46)
Улица, на улицах, уличного, движение, правила уличного движения, транспорт, на транспорте, ездят, летают, плавают
Тема: «Правила гигиены»
Перед едой надо мыть руки. Умываться надо утром и вечером. Утром и вечером нужно чистить зубы.
Мыть руки, чистить зубы, умываться, утро-утром, вечер-вечером, еда-едой.
Тема «День Победы»
9-го Мая – День Победы. Была война с фашистами. Наша страна победила. 9-го Мая вечером в больших городах бывает салют. День Победы, война, началась, закончилась, победили, праздник, салют.
Тема: «В магазине»
Где покупают продукты? Что можно купить в магазине? Вова дал кассиру деньги. Кассир выбил чек. Мальчик купил молоко и хлеб. На витрине лежат разные конфеты. Продавец, кассир, покупатель, чек, выбивает чек, витрина, полка.
3.Тексты
Апрель
Апрель – второй месяц весны. Всё ярче и ярче светит солнце. Небо синее. По небу плывут облака. На деревьях набухают почки. В конце апреля на деревьях появляются первые листочки. Расцветают весенние цветы. Прилетают в родные края птицы. Первыми прилетают грачи. Потом прилетают скворцы и жаворонки.
(2-40)
Задания к тексту:
1.Назови второй месяц весны. 2.Расскажи, какая природа весной. 3.Какие птицы прилетают первыми? 4.Какие птицы прилетают после грачей?
Повтори слова и словосочетания: апрель, месяц, второй месяц, весна-весны, светит солнце, ярко-ярче, облака, почки, набухают, птицы, грачи, скворцы, жаворонки.
На лесной поляне
В лесу на лесной поляне тает снег. Бегут весёлые ручейки и зеленеет трава. Всех разбудило весеннее солнышко. Вылезли из норок ящерицы, лягушки, ежи. Проснулись муравьи, жучки, и букашки. Расцвели подснежники. Маленькие колокольчики на тонкой ножке. Это первые цветы нашего леса. Они бывают белые или голубые. На лесной полянке пахнет весной. (2-41).
Задания к тексту:
1.Какое время года наступило? 2.Кто вылез из норок? 3.Кто проснулся? 4.Назови первые цветы нашего леса. Какие они?
Повтори слова и словосочетания: лес – лесной - на лесной, на лесной поляне, весна, весеннее, солнышко, нора – норка – из норок, подснежники, ящерицы, лягушки, ежи, муравьи, жучки, букашки.
Школьный двор
Наш школьный двор большой и чистый. Ученики посадили деревья и кусты. Они посадили много цветов. За цветами ухаживают малыши. На школьном дворе всегда чисто. В субботу все ребята нашего класса убирают двор. Мы собираем мусор (бумажки, палки). Дорожку мы подметаем. Мы любим гулять в нашем дворе.
Задания к тексту:
1.Кто посадил цветы и деревья на школьном дворе? 2.Что делают малыши? 3.Почему школьный двор чистый?
Повтори слова и словосочетания: школьный двор, чистый, ухаживают, дорожка-дорожку, наш двор-в нашем дворе.
Май
Май последний месяц весны. Ярко светит солнышко. На деревьях распустились молодые листочки. С юга прилетели перелётные птицы. Они строят гнёзда. В садах зацветают яблони, сирень. Поют птицы, гудят пчёлы, летают бабочки. В лесу зацвели ландыши и фиалки.
(2-40)
Задания к тексту:
1.Назови последний месяц весны. 2.Расскажи, какая природа в мае. 3.Какие птицы прилетели? 4.Что они делают? 5.Какие деревья зацветают?
Повтори слова и словосочетания: май, месяц, последний первый, яркое солнышко, цветы, цветут, зацветают, зацвели, перелётные птицы, поют птицы, гудят пчёлы, летают бабочки, строят гнёзда.
Скоро лето
Скоро наступит лето. Начнутся летние каникулы. Летом ребята отдыхают. Они ходят в лес. Там они собирают грибы и ягоды. На реке дети купаются и загорают. Летом ребята читают книги, рисуют, играют. Ребята хорошо отдохнут. Первого сентября они придут в школу в третий класс.
(2-49)
Задания к тексту:
1.Какое время года скоро наступит? 2.Что делают ребята летом? 3.Что ты будешь делать на летних каникулах?
Повтори слова и словосочетания: лето, летом, летние каникулы, отдыхают, купаются, загорают, собирают грибы и ягоды, река, на реке, первого сентября.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения в подготовительном классе
Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся подготовительного класса с глубоким недоразвитием речи и непрошедших дошкольную подготовку....
Рабочая программа по развитию слуха и формированию произношения 1 класс
Рабочая программа разработана для слабослышащих учащихся 1 класса...
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СЛУХА И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ (ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)
В программу включены темы занятий по развитию слуха и формированию произношения относительно математического языка для обучающихся с ограниченными возможностями слуха и речи (5 класс). План заня тий р...
Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 3 класс
Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 3 класса школы II вида....
Приложение к рабочей программе по предмету развитие слуха и формирование произношения 4 класс
Приложение к рабочей программе по предмету РС и ФП разработано для учащихся 4 класса школы II вида....
Сценарий открытого урока по развитию слуха и формированию произношения «Дифференциация звуков Ц-Ть», Текст «Школьная елка»
Урок по РС и ФПРС в 5 классе. Работа в режиме дистанционного обучения...