Групповое логопедическое занятие для учащихся с ОНР 3 класса "Путешествие в космос"
план-конспект на тему
Логопедическое занятие нацелено на обогащение и активизацию словаря по теме "Космос", на накопление словаря родственных слов, развитие умения работать с деформированным предложением и вступать в учебный диалог.
Скачать:
Предварительный просмотр:
3 класс
Групповое логопедическое занятие
Учитель-логопед
ОГБОУ « Школа №10 г. Рязани»
Фирсаева Г.И.
Тема: Путешествие в космос.
Цели:
Образовательные: - обогащение и закрепление словаря по теме «Космос»;
- закрепление навыка подбора родственных слов, слов-
антонимов;
- закрепление навыка работы с деформированным
предложением;
- закрепление навыка выразительного чтения текста,
умения вступать в учебный диалог.
Коррекционно-развивающие: - развитие фонематического восприятия,
зрительного и слухового внимания, памяти,
мышления, конструктивного праксиса,
мелкой моторики.
Воспитывающие: - воспитание чувства сопереживания, чувства гордости за
свою страну.
Формирование УУУ:
личностные – формирование адекватной учебной мотивации;
регулятивные - понимать учебную задачу, контролировать процесс её
выполнения;
познавательные - соотносить поставленную задачу с имеющимися
знаниями;
коммуникативные - сотрудничать с логопедом при выполнении задания.
Оборудование: компьютерная презентация, плоскостные детали для конструирования ракеты, карточки для выполнения заданий «Буквы-прилипалы», «Полубуква», для чтения текста, для выполнения самооценки, цветные карандаши (красный и зеленый).
Лексический материал: космос, космический, космонавт, космодром, скафандр, орбита, планета.
Форма занятия: занятие-путешествие.
Ход занятия
- Оргмомент (слайд №1)
Настрой на работу, создание положительного микроклимата.
Логопед: Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Поприветствуйте их, а потом соедините свои ладошки и пожелайте друг другу хорошего настроения.
- Самоопределение к теме
Логопед: Сегодня у нас не обычное занятие, а занятие-путешествие. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание «Буквы- прилипалы».
Ученики зачеркивают повторяющуюся букву и получают слово «космос».
ИКИОИСИМИОИСИ (слайд №2)
Логопед читает стихотворение:
Окрашен космос в черный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны,
И звезды сразу все видны,
И солнце, и луна.
(В. Лепилов)
III. Работа по теме
1.Задание на развитие конструктивного праксиса и целостности восприятия – сборка плоскостного изображения ракеты (к ракете прикрепляется название «Восток») (слайд №3).
2.Задание на подбор родственных слов.
Ученики отвечают на вопросы логопеда:
а) Если ракета полетит в космос, то она какая? – космическая
б) По небу летит самолет, а ракету по-другому как можно назвать? – космолет
в) Как называется площадка для запуска ракеты? - космодром
г) Как называется человек, который управляет ракетой? – космонавт
3. Задание на развитие фонематического восприятия и логического мышления «Лишнее слово»
Логопед произносит слова: космос, космический, космолет, косматый, космодром, космонавт. Ученики объясняют, почему слово «косматый» лишнее (не подходит по смыслу к остальным родственным словам) (слайд №4).
4.Физкультминутка (слайд №5)
В темном небе звезды светят. Космонавт летит в ракете. День и ночь летит И на землю вниз глядит. | Руки над головой, сжимать и разжимать кулачки. Ладони соединены под острым углом. Упражнение «Очки». |
- Диалог с учеником (подготовлен заранее) (слайд №6)
У. – Вот звездное небо. Что видно на нем?
Л. – Звезды там светят ярким огнем.
У. – Только ли звезды на небе сияют?
Л. – Нет! Среди звезд там планеты блуждают.
У. – Как так блуждают? Дороги не знают?
Л. – Нет! Это кажется, будто блуждают!
Все они – Солнца большая семья.
И под влияньем его притяженья
Вечно творят круговые движенья.
Вопросы: Какая самая большая звезда в нашей вселенной? – Солнце
Как вращаются планеты вокруг Солнца? – по кругу
Логопед: Каждая планета движется вокруг Солнца по своему кругу-орбите. Всего вокруг Солнца вращаются 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (слайд №7)
Ученики хором читают названия планет на слайде.
- Задание на воспроизведение ритма «Космические позывные», работа с деформированным предложением.
Логопед: Космонавт в ракете тоже движется по определенной орбите, заданной ему с Земли, и посылает на Землю свои позывные и радиограммы (слайд №8). Повторите за мной позывные (ученики простукивают заданный ритм).
|| |, | ||, || |||, ||| ||
А теперь правильно составьте радиограмму из слов:
- ракета, пролетать, Землей, над;
- космонавт, настроение, хорошее, у
(Ракета пролетает над Землей. У космонавта хорошее настроение.)
- Задание на подбор антонимов, игра «Слова-наоборот» (слайд №9)
Логопед: Звезды и планеты в космосе разные, бывают
- далекие, а наоборот… близкие, холодные - …, большие - …, видимые - …, обитаемые - …, могут удаляться- …, медленно - … .
8. Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы.
Логопед: Космос давно манил к себе людей. Но первыми в космосе побывали не люди. Давайте прочитаем текст и все узнаем.
Первыми в космос летали мыши, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-«космонавт» пробыла в космосе почти сутки. Затем в космосе побывали собаки Лайка, Белка и Стрелка. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт (слайд №10).
И вот 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин нашей страны. Первая женщина-космонавт – Валентина Владимировна Терешкова. В 2013 году исполнилось 50 лет со дня её полёта в космос (слайд №11).
Вопросы: Кто первым из живых существ побывал в космосе?
Когда мы отмечаем День космонавтики?
Кто был первым космонавтом?
Как называлась ракета, на которой Ю.А. Гагарин полетел в космос?
Как звали первую женщину-космонавта?
9.Задание на восстановление «полубукв».
Логопед: В космосе каждый космонавт выполняет задания – исследования. Вот и вы сейчас тоже должны выполнить задание, прочитать слова по половинке букв, которые остались после космического шторма.
ПЛАНЕТА ЗВЕЗДА
ЗЕМЛЯ КОСМОНАВТ
Логопед: Среди слов - название планеты, на которую возвращается каждый космонавт. (Земля) Ну а нам пора заканчивать наше занятие (слайд №12).
IV. Рефлексия занятия
- Вопросы: Куда мы совершили путешествие?
Какие задания вам понравились?
- Оценка работы учеников логопедам.
- Самооценка детей. Раскрашивание «сигнальных огней» (кружков):
- первый кружок – понравилось, не понравилось (зеленый, красный цвета);
- второй кружок – настроение (смайлик «улыбка» или «грусть»).
(слайд №13)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида
В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...
Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"
Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х хЦель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуко...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».Задачи...
Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР
Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...