Групповое логопедическое занятие для учащихся с ОНР 3 класса "Путешествие в космос"
план-конспект на тему

      Логопедическое занятие нацелено на обогащение и активизацию словаря по теме "Космос", на накопление словаря родственных слов, развитие умения работать с деформированным предложением и вступать в учебный диалог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс

Групповое логопедическое  занятие

Учитель-логопед 

ОГБОУ « Школа №10 г. Рязани»

Фирсаева Г.И.

Тема: Путешествие в космос.

Цели:

Образовательные: - обогащение и закрепление словаря по теме «Космос»;

                                   - закрепление навыка подбора родственных слов, слов-

                                     антонимов;

                                   - закрепление навыка работы с деформированным

                                     предложением;

                                    - закрепление навыка выразительного чтения текста,

                                      умения вступать в учебный диалог.

Коррекционно-развивающие: - развитие фонематического восприятия,

                                                       зрительного и слухового внимания, памяти,

                                                       мышления, конструктивного праксиса,    

                                                       мелкой моторики.

Воспитывающие: - воспитание чувства сопереживания, чувства гордости за

                                   свою страну.

Формирование УУУ:

личностные формирование адекватной учебной мотивации;

регулятивные -  понимать учебную задачу, контролировать процесс её                        

                              выполнения;

познавательные -  соотносить поставленную задачу с имеющимися                

                                  знаниями;

коммуникативные - сотрудничать с логопедом при выполнении задания.

Оборудование: компьютерная презентация, плоскостные детали для конструирования ракеты, карточки для выполнения заданий «Буквы-прилипалы», «Полубуква», для чтения текста, для выполнения самооценки, цветные карандаши (красный и зеленый).

Лексический материал: космос, космический, космонавт, космодром, скафандр, орбита, планета.

Форма занятия: занятие-путешествие.

Ход занятия

  1. Оргмомент  (слайд №1)

Настрой на работу, создание положительного микроклимата.

Логопед: Ребята, сегодня у нас на занятии гости. Поприветствуйте их, а потом соедините свои ладошки и пожелайте друг другу хорошего настроения.

  1. Самоопределение к теме

Логопед: Сегодня у нас не обычное занятие, а занятие-путешествие. А вот куда мы отправимся, вы узнаете, если выполните задание «Буквы- прилипалы».

Ученики зачеркивают повторяющуюся букву и получают слово «космос».

                             ИКИОИСИМИОИСИ      (слайд №2)

Логопед читает стихотворение:

Окрашен космос в черный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Там нет земной голубизны,

Там виды странны и чудны,

И звезды сразу все видны,

И солнце, и луна.

(В. Лепилов)

III. Работа по теме

1.Задание на развитие конструктивного праксиса и целостности восприятия – сборка плоскостного изображения ракеты (к ракете прикрепляется название «Восток»)   (слайд №3).

                                               

2.Задание на подбор родственных слов.

Ученики отвечают на вопросы логопеда:

а) Если ракета полетит в космос, то она какая? – космическая

б) По небу летит самолет, а ракету по-другому как можно назвать? – космолет

в) Как называется площадка для запуска ракеты? - космодром

г) Как называется человек, который управляет ракетой? – космонавт

3. Задание на развитие фонематического восприятия и логического мышления «Лишнее слово»

Логопед произносит слова: космос, космический, космолет, косматый, космодром, космонавт. Ученики объясняют, почему слово «косматый» лишнее (не подходит по смыслу к остальным родственным словам)         (слайд №4).

4.Физкультминутка (слайд №5)

В темном небе звезды светят.

Космонавт летит в ракете.

День и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Руки над головой, сжимать и разжимать кулачки.

Ладони соединены под острым углом.

Упражнение «Очки».

                                                     

  1. Диалог с учеником (подготовлен заранее)   (слайд №6)

У. – Вот звездное небо. Что видно на нем?

Л. – Звезды там светят ярким огнем.

У. – Только ли звезды на небе сияют?

Л. – Нет! Среди звезд там планеты блуждают.

У. – Как так блуждают? Дороги не знают?

Л. – Нет! Это кажется, будто блуждают!

        Все они – Солнца большая семья.

        И под влияньем его притяженья

        Вечно творят круговые движенья.

Вопросы: Какая самая большая звезда в нашей вселенной? – Солнце

                 Как вращаются планеты вокруг Солнца? – по кругу

Логопед: Каждая планета движется вокруг Солнца по своему кругу-орбите. Всего вокруг Солнца вращаются 9 планет:  Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (слайд №7)

         Ученики хором читают названия планет на слайде.

  1. Задание на воспроизведение ритма «Космические позывные», работа с деформированным предложением.

Логопед: Космонавт в ракете тоже движется по определенной орбите, заданной ему с Земли, и посылает на Землю свои позывные и радиограммы  (слайд №8). Повторите за мной позывные (ученики простукивают заданный ритм).

                                    ||  |,     |  ||,    ||  |||,    |||  ||  

А теперь правильно составьте радиограмму из слов:

- ракета, пролетать, Землей, над;

- космонавт, настроение, хорошее, у

(Ракета пролетает над Землей. У космонавта хорошее настроение.)

  1. Задание на подбор антонимов, игра «Слова-наоборот» (слайд №9)

Логопед: Звезды и планеты в космосе разные, бывают

- далекие, а наоборот… близкие, холодные - …, большие - …, видимые - …, обитаемые - …, могут удаляться- …, медленно - … .

8.  Работа с текстом: чтение, ответы на вопросы.

Логопед: Космос давно манил к себе людей. Но первыми в космосе побывали не люди. Давайте прочитаем текст и все узнаем.

Первыми в космос летали мыши, насекомые и даже микробы. Первая маленькая мышка-«космонавт» пробыла в космосе почти сутки. Затем в космосе побывали собаки Лайка, Белка и Стрелка. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт (слайд №10).

И вот 12 апреля 1961 года  на корабле «Восток» в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин, гражданин нашей страны. Первая женщина-космонавт – Валентина Владимировна Терешкова. В 2013 году исполнилось 50 лет со дня её полёта в космос (слайд №11).

Вопросы: Кто первым из живых существ побывал в космосе?

                 Когда мы отмечаем День космонавтики?

                 Кто был первым космонавтом?

                 Как называлась ракета, на которой Ю.А. Гагарин полетел в космос?

                 Как звали первую женщину-космонавта?

9.Задание на восстановление «полубукв».

Логопед: В космосе каждый космонавт выполняет задания – исследования. Вот и вы сейчас тоже должны выполнить задание, прочитать слова по половинке букв, которые остались после космического шторма.

ПЛАНЕТА        ЗВЕЗДА  

ЗЕМЛЯ       КОСМОНАВТ

Логопед: Среди слов  - название планеты, на которую возвращается каждый космонавт. (Земля) Ну а нам пора заканчивать наше занятие  (слайд №12).

IV.  Рефлексия занятия

  1. Вопросы: Куда мы совершили путешествие?

                           Какие задания вам понравились?

  1. Оценка работы учеников логопедам.
  2. Самооценка детей. Раскрашивание «сигнальных огней» (кружков):

- первый кружок – понравилось, не понравилось (зеленый, красный цвета);

- второй кружок – настроение (смайлик «улыбка» или «грусть»).

                                                         (слайд №13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса (ФФНР)

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии с учащимися 1 класса...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: Звуки [х] и [х′] . Буква Х хЦель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуко...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Н] - [Н’]. Буква Н»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Н] и [Н’], закрепить образ буквы «Н».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [М] - [М’]. Буква М»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [М] и [М’], закрепить образ буквы «М».Задачи...

Групповое логопедическое занятие по профилактике дисграфии у учащихся 1 классов с ТНР

Тема: «Звуки [Л] - [Л’]. Буква Л»Цель: Развить у учащихся навык слышать и различать твёрдое и мягкое звучание согласных [Л] и [Л’], закрепить образ буквы «Л».Задачи...