СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья на тему

Лукин Роман Сергеевич

мое видение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx14.57 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лукин Р.С.

Известно, что психофизическая организация инвалида, человеческая телесность, духовно-телесное единство являются важнейшими факторами формирования физической культуры личности ( И. М. Быховская, Л. И. Лубышева). Следует указать, что морфофизиологические особенности человека, сформировавшиеся в процессе эволюции, не могут приспособительное изменяться с такой же быстротой, с какой изменяются технологические процессы и окружающая среда. Отдельные авторы полагают, что биологический тип прекратил эволюционное развитие и остался типом кроманьонского человека (С. П. Давиденко, А. П. Быстров). Нам кажется более плодотворным вывод других ученых (Д. А. Бирюков, В. Е. Давидович, Т. В. Карсавская и др.), что вся история есть не что иное, как беспрерывное изменение условий деятельности и жизнедеятельности человека. И это относится не только к социальной, но и естественно-биологической стороне человеческой природы (морфогенез, реология тканей и пр.)

Опыт подготовки спортсменов, космонавтов, военнослужащих, методы адаптивной физической культуры свидетельствует об огромной лабильности человека, гибкость его адаптационных механизмов. Научные данные, изложенные в работах отечественных ученых (Б. Я. Слулович, Ю. П. Лисицин), позволяют отвергнуть концепцию “вырождения” человечества. Авторы указывают на ряд биодемографических предпосылок современного общественного прогресса. К ним можно отнести пролонгацию сроков человеческих генераций, сдвиги в границах возрастной периодизации в строну удлинения творческого периода жизнедеятельности людей и т.д. (А. Т. Шаталов). Об этом свидетельствует также тенденция ускорения (акселерация) полового созревания и физического развития современного человека.

        Вместе с тем социокультурный механизм формирования и развития человеческой телесности, адаптации лиц с нарушениями в развитии с необходимостью требует утверждения гуманистической ориентации социальных отношений в практике физического воспитания ( В. И. Столяров).

        Известно, что двигательные действия человека подчиняются не только законам мозга, но и законам образовательной среды, технологиям обучения, структурам духовно-ценностного “Я - сознания" личности. Поэтому в психодидактике и теории адаптивной физической культуры личности наряду с “рефлексами головного мозга” следует изучать рефлескивно - смысловые механизмы “внутренней деятельности”, обеспечивающие духовно-ценностный потенциал личности. “Я - сознание”, описанное в рамках теории функциональных систем, больше свидетельствует о телесном совершенстве, нежели о духовной сущности человека. “Mens sana in corpora sano”(“здоровый дух в здоровом теле”) было для Д. Ю. Ювенала не более, чем просьбой к Всевышнему о ниспослании здорового духа (разума и мудрости)в здоровое тело. Последнее рассматривалось в этой просьбе как “телесная плоть”,  “грубая материя”.

        Современные мыслители (М. К. Мамардашвили, П. В. Симонов.) усматривают истинно человеческое “Я - сознание” не как природную ( или тесно связанную с природой) данность, а как продукт духовного “дозревания” субъекта. Известный русский философ И. А. Ильин писал, что пробуждение “Я - сознания” дается человеку значительно труднее, чем телесное совершенство. Для достижения “одухотворенной личности” человеку понадобилось по меньшей мере полмиллиарда лет. Природа подготовила живое существо, которое, по выражению Тейяра де Шардена, стало готовым к “провиденциальной связи” (это и рука, и прямостояние, и совершенный мозг, не сдерживаемый более мощными мускулами челюстей).

        Путь к нравственному идеалу, к действительной (экзистенциональной) природе человека – это путь постоянного движения к вершинам духовного очищения, путь нравственного максимализма, в котором ( по И. Канту) смысл жизни становится дороже самой жизни.  Однако, как показано нами ранее (см. Ю. А. Гагин, С. В. Дмитриев. Духовный акмеизм биомеханики. Санкт-Петербург, 2000), технократическая ориентация современной науки и образования на материальность, телесность и анализ сознания человека как свойства мозга не позволяет разрабатывать методы трансцендентальной педагогики ( термин Ю. П. Азарова).

        В теории и практике адаптивной физической культуры нужны новые антропно – деятельностные парадигмы, позволяющие исследовать единство души, интеллекта и тела не по принципу альтернативности, а по принципу дополнительности ( в соответствии с воззрениями Н. Бора.). В этом заключается, на наш взгляд, гуманистическая ориентация методологии и методики в сфере адаптивной физической культуры и реабилитационных технологиях ( медицина, спорт, социальная гигиена, психотерапия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...

«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Программа для учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта; детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного обр...

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Актуальность использования программы АФК с целью реализации воспитательных и социализирующих функций урока физической культуры...

Статья «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Основные средства и пути Ф.В.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта, закал...

Адаптивная физическая культура и лечебная физическая культура

1.Аннотация     В настоящее время все человечество испытывает огромную гиподинамию. Стал  привычным сидячий образ жизни. Появились новые  болезни у молодых людей. Стала п...