«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»
рабочая программа по физкультуре на тему

Лесников Игорь Анатольевич

Программа для учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

 детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

ПРОГРАММА

адаптированная для детской юношеской

спортивной школы г. Салехард.

                                                          Этапы спортивно – оздоровительный,

                                                             начальной подготовки и

                                                             учебно – тренировочной

САЛЕХАРД-2010


СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ…………………….        

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ………………………….        

2.1. Задачи программы………………………………………………………..        

2.2. Недельная нагрузка и продолжительность одного занятия……………        

2.3. Доступность программы и условия комплектования групп…………...        

2.4. Наполняемость групп и их состав……………………………………….        

2.5. Дифференциация занимающихся………………………………………..        

2.6. Применение игр…………………………………………………………..        

3. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ ОФП 1-3……..        

3.1. Учебный план-график……………………………………………………        

3.2. Примерные планы -графики для групп ОФП 1-3.        

3.3. Примерная схема распределения материала  по неделе……………….        

4. Содержание программного материала………………………………………        

    4.1. Общеразвивающие  и корригирующие упражнения……………….        

4.2. Развитие физических качеств………………………………………..        

    4.2.1. Развитие скоростно-силовых качеств……………………………….        

    4.2.2. Развитие общей выносливости……………………………………...        

    4.2.3. Развитие гибкости……………………………………………………        

4.3. Обучение двигательным умениям и навыкам………………………        

    4.3.1. Ходьба………………………………………………………………...        

    4.3.2. Бег……………………………………………………………………..        

    4.3.3. Лазания и перелазания……………………………………………….        

    4.3.4. Прыжки……………………………………………………………….        

    4.3.5. Метания……………………………………………………………….        

    4.3.6. Гимнастические и акробатические упражнения…………………...        

    4.3.7. Лыжная подготовка…………………………………………………..        

    4.4. Теоретическая подготовка……        ……………………………………...

4.5. Воспитательно-образовательные мероприятия…………………….        

4.6. Вариативная часть программы………………………………………        

    4.7. Соревнования и прием контрольно-переводных нормативов        

     5. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...        


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;

 детско-юношеских спортивно-адаптивных школ; отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (далее - Учреждения).

Программа составлена с учетом нижеследующего.

 Данные рекомендации являются дополнением к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Приложение к письму Росспорта от 12.12.2006.№СК-02-10/3685), которые используются при организации деятельности учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

В соответствии  со статьей 31 Федерального закона №329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Письмо Росспорта от 21.03.2008 № ЮА-02-07/912

Ключевые слова: адаптивная физическая культура (адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация), лечебная физическая культура, медицинская реабилитация, валеология, профилактическая медицина.

Адаптивная физическая культура -- это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры может быть определена так: максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

Необходимо помнить, что в процессе физкультурно-спортивных занятий с инвалидами и лицами с отклонениями в развитии,  решаются коррекционные задачи наряду с общими задачами:

1. Общие: укрепление здоровья, повышение работоспособности организма, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование двигательных качеств; формирование навыков здорового образа жизни и устойчивого желания и осознанного отношения к выполнению физических упражнений.

- организация с ними коррекционно-оздоровительной и физкультурно-спортивной работы, проведение спортивных соревнований по доступным видам спорта, - во многом зависит от качества учебных программ, учебных планов и других документов, регулирующих учебно-тренировочный процесс.

2. Коррекционные: коррекция нарушений физического развития и психомоторики. Задачи определяются дифференцированно в зависимости от характера и степени выраженности дефекта. Для инвалидов по зрению это коррекция скованности и ограниченности движений, развитие навыков ориентирования на слух, развитие функций кинестетического анализатора. Для глухих и слабослышащих детей - развитие функций статического и динамического равновесия, обучение речевому материалу, связанному с развитием двигательных умений и навыков. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - профилактика развития вторичной тугоподвижности, контрактур суставов конечностей, сохранившейся конечности, культи, недоразвитых конечностей, укрепление и развитие силы мышечных групп сохранившейся конечности, тренировка опорной функции рук, улучшение подвижности в суставах, повышение психоэмоционального тонуса.

2. ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ

В ГРУППАХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (АФКиС)

Многолетняя подготовка занимающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей в области адаптивной физической культуры и спорта разделяется на следующие этапы:

физкультурно-оздоровительный (физкультурно-коррекционный) с элементами спорта - который может длиться весь период занятий в учреждении;

-начальной подготовки - продолжительностью 2-3 года;

-учебно-тренировочный - продолжительностью от 4 лет и более;

-спортивного совершенствования - продолжительностью от 3 лет и более;

-высшего спортивного мастерства - продолжительностью от 2 лет и более.

Каждому этапу соответствуют следующие задачи и критерии оценки деятельности учреждений АФКиС.

Физкультурно-оздоровительный (физкультурно-коррекционный) с элементами спорта этап предполагает привлечение максимально возможного числа инвалидов и лиц с отклонениями в развитии или состоянии здоровья без ограничения возраста к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и спортом для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья, воспитания их личности, формирования здорового образа жизни, развития физических качеств.

Критерии оценки:

1) стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий;

2) динамика индивидуальных показателей, характеризующих состояние органов и систем, нарушения которых являются причинами инвалидности, а также сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, общее состояние организма и уровень функциональных возможностей индивида;

3) динамика индивидуальных показателей физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) и основных физических качеств занимающихся (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности);

4) уровень освоения навыков гигиены, самоконтроля, бытового самообслуживания, общения с окружающими; способности к самостоятельному передвижению.

Этап начальной подготовки предусматривает в дополнение к задачам первого этапа начало спортивной специализации занимающихся.

Критерии оценки:

1) стабильность состава занимающихся;

2) динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

3) динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств занимающихся;

4) уровень освоения основ техники вида спорта, навыков гигиены и самоконтроля, самостоятельного передвижения (в том числе с помощью соответствующих технических средств) и бытового самообслуживания, умение ориентироваться в окружающей среде и незнакомой обстановке, способность контактировать с незнакомым тренером.

Учебно-тренировочный этап предусматривает в дополнение к задачам первого и второго этапов повышение уровня спортивных результатов и физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и требований программ по видам спорта, в индивидуальных случаях предусматривает привлечение перспективных спортсменов-инвалидов к специализированной спортивной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в состав сборных команд России и успешно выступать в международных соревнованиях; профилактику вредных привычек и правонарушений.

Критерии оценки:

1) освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программами по видам спорта, выполнение спортсменом-инвалидом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки;

2) освоение теоретических разделов программы;

3) динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;

4) динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств занимающихся и навыков социальной адаптации;

5) динамика спортивно-технических показателей;

6) cтабильность результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов;

7)Число спортсменов-инвалидов, подготовленных в составы сборных команд России.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО –ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.

1.Основными требованиями учебно-тренировочного процесса  являются:

- тестирование и медицинский контроль;

- медико-восстановительные мероприятия;

- работа по индивидуальным планам (обязательна на всех этапах подготовки);

- групповые и индивидуальные учебно-тренировочные и теоретические занятия;

- участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах, спортивно-оздоровительных лагерях;

- инструкторская и судейская практика занимающихся.

Расписание занятий должно составляться с учетом создания благоприятных условий и режима тренировок, отдыха занимающихся, графика обучения их в общеобразовательных и других учреждениях, характера и графика трудовой деятельности.

В группах по видам спорта не осуществляются функции лечебной физической культуры. Лица, прошедшие курс занятий лечебной физической культурой и получившие соответствующие рекомендации от лечащего врача, могут далее заниматься в группах адаптивной физической культуры и в избранном или рекомендованном виде спорта

2. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре

3. Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре

1.2. Распределение спортсменов по функциональным классам

 Чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами, имеющими различные отклонения и нарушения, в последних летних Паралимпийских играх, прошедших в октябре 2000 года в Сиднее (Австралия), состязались спортсмены:

1) с физическими нарушениями:

- лица с ампутациями, прочими двигательными нарушениями (они относятся к Международной спортивной организации инвалидов - ISOD);

- лица с последствиями церебрального паралича (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - CP-ISRA);

- лица, имеющие поражение спинного мозга и передвигающиеся на колясках (Международная Стоук Мэндвиллская спортивная федерация колясочников - ISMWFS).

2)  с нарушением зрения (Международная спортивная ассоциация слепых - IBS А);

3)  с нарушением интеллекта (Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта - INAS-FID).

В каждой международной спортивной организации инвалидов спортсмены распределялись по классам в соответствии с их функциональными возможностями, а не группами инвалидности. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на тех способностях спортсмена, которые позволяют ему или ей соревноваться в определенной спортивной дисциплине, а потом уже на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам (например, спортсмен с церебральным параличом и спортсмен, имеющий спинномозговую травму), могут оказаться в одном функциональном классе в такой дисциплине, как плавание вольным стилем на 100 м, так как они имеют одинаковые функциональные возможности. Это делается с целью, чтобы спортсмен мог соревноваться с другими спортсменами, имеющими равные или похожие функциональные возможности.

Иногда, например в соревнованиях в марафонском беге, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревновались вместе. Однако занятые ими места определялись в соответствии с их функциональными классами.

Каждая из выше названных международных спортивных организаций установила свои правила для определения классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.

Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние спортсмена. Поэтому спортсмен на протяжении своей спортивной карьеры проходит через процесс определения класса не один раз.

Например, у каждого спортсмена, прибывшего на Паралимпийские игры, проверяются классификационные документы, и те спортсмены, которые нуждаются в переклассификации, приглашаются на комиссию, где международные специалисты или подтверждают имеющийся у спортсмена класс или присваивают ему новый.

Во избежание накопления большого количества спортсменов, нуждающихся в классификации, из числа прибывших на Паралимпийские игры, международные федерации совместно с Оргкомитетом Паралимпийских игр стараются проклассифицировать более 80% спортсменов до начала игр.

Далее приводятся определения функциональных классов у спортсменов, выступавших в летних видах спорта, вошедших в программу Паралимпийских игр 2000 года.

1.2.1. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением зрения

(Международная спортивная ассоциация слепых - IBS А)

Спортивная классификация незрячих спортсменов универсальна для всех видов спорта, а применение ее для разных соревнований может зависеть от вида спорта. Например, в борьбе дзюдо спортсмены выступают без учета спортивного класса, имеются только особенности судейства для класса В1, а для плавания и лыжных гонок важно строгое соответствие спортивному классу.

Классификация учитывает состояние двух основных зрительных функций органа зрения: остроты зрения и периферических границ поля зрения.

Спортсмены, которые имеют остроту зрения выше 0.1 и периферические границы поля зрения шире 20 градусов от точки фиксации, не допускаются к международным соревнованиям инвалидов по зрению.

Критерии спортивной медицинской классификации международной ассоциации спорта слепых

Спортивные классы 

Состояние зрительных функций 

Класс В 1 

Отсутствие светопроекции или при наличии светопроекции - неспособность определить тень руки на любом расстоянии и в любом направлении 

Класс В2 

От способности определить тень руки на любом расстоянии до остроты зрения ниже 2/60 (0.03) или при концентрическом сужении поля зрения до 5 градусов 

Класс ВЗ 

От остроты зрения выше 2/60, но ниже 6/60 (0.03-0.1), и/или при концентрическом сужении поля зрения более 5 градусов, но менее 20 градусов 

* Классификация проводится по лучшему глазу в условиях с лучшей оптической коррекцией. Счет пальцев определяется на контрастном фоне. Границы поля зрения определяются с меткой, максимальной для данного периметра.

Согласно принятым правилам IBSA, спортсмены, выступающие в классе В1, во время соревнований должны иметь светонепроницаемые очки, которые контролируются судьями.

Классифицировать слепых и слабовидящих спортсменов должны врачи-офтальмологи. Проводить спортивную классификацию инвалидов по зрению рационально еще на этапе обучения в школах слепых и слабовидящих, так как при этом легче решать вопросы как тренерской работы (наполняемость в группах, выбор соответствующего оснащения и т.д.), так и проводить наблюдение за динамикой состояния зрительных функций.

1.2.2. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением опорно-двигательного аппарата

Спортсмепы-ампутапты и «прочие» (Международная спортивная организация инвалидов — ISOD)

Классификация спортсменов с ампутациями

Класс А1. Двусторонняя ампутация бедра (независимо от длины культи).

Класс А2. Односторонняя ампутация бедра:

односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы другой ноги по Пирогову; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы другой ноги на различном уровне; односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией голени другой ноги.

Класс A3. Двусторонняя ампутация голени:

односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы другой ноги по Пирогову; двусторонняя ампутация стопы по Пирогову. Основной принцип отнесения к данному классу -потеря двух опор, даже если сохранился один коленный сустав.

Класс А4. Односторонняя ампутация голени:

односторонняя ампутация голени в сочетании с ампутацией стопы другой ноги; двусторонняя ампутация стопы по Пирогову (хорошая опора на пятку).

Минимальный физический недостаток для допуска к соревнованиям - ампутация должна проходить по крайней мере через голеностопный сустав.

Класс А5. Двусторонняя ампутация плеча (независимо от длины культи):

двустороннее вычленение плечевого сустава.

Класс А6. Односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову:

односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне.

Класс А7. Двусторонняя ампутация предплечья:

ампутация предплечья в сочетании с ампутацией плеча с другой стороны.

Класс А8. Односторонняя ампутация предплечья:

минимальный физический недостаток - ампутация проходит по лучезапястному суставу; ампутация предплечья в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову и другими ампутационными дефектами стопы.

Класс А9. Смешанная ампутация верхних и нижних конечностей:

односторонняя ампутация предплечья в сочетании с односторонней ампутацией бедра; ампутация плеча в сочетании с ампутацией бедра; односторонняя ампутация предплечья в сочетании с ампутацией голени.

Классификация спортсменов, отнесенных к группе «прочие»

Класс 1. Резкое ограничение функций четырех конечностей.

Класс 2. Функциональные ограничения трех или четырех конечностей.

Класс 3. Ограничены необходимые функции по меньшей мере двух конечностей.

Класс 4. Ограничены двигательные функции двух или более конечностей, но ограничения менее значительны, чем в классе 3.

Класс 5. Ограничены функции одной конечности.

Класс 6. Незначительные ограничения необходимых функций.

Лица с врожденными недоразвитиями конечностей (отсутствие кисти, стопы, плеча, голени и т.п.) приравниваются по классификации к ампутантам и классифицируются по вышеизложенной схеме.

При комбинированных ампутациях следует исходить индивидуально и классифицировать спортсменов в зависимости от вида спорта, в котором они участвуют.

Спортсмены с последствиями церебрального паралича (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - CP-ISRA)

СР1, СР2, СРЗ и СР4 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях используют коляски (за исключением плавания).

СР1 - спортсмен с ограниченными движениями и слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Спортсмен использует коляски с электроприводом или постороннюю помощь при передвижении. Он не в состоянии вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.

СР2 - спортсмен со слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Он в состоянии самостоятельно вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.

СРЗ - спортсмен демонстрирует способности к движениям тела при передвижении на коляске, однако наклоны тела вперед при этом ограничены.

СР4 - спортсмен демонстрирует хорошую функциональную силу с минимальными ограничениями или проблемами контроля в руках и туловище. Спортсмен демонстрирует слабое равновесие. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.

СР5, СР6, СР7 и СР8 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях не используют коляски.

СР5 - спортсмен имеет нормальное статическое равновесие, но демонстрирует проблемы в динамическом равновесии. Небольшое отклонение от центра тяжести приводит к потере равновесия.

Спортсмену требуется приспособление для ходьбы, но не обязательно при положении стоя или во время движений в метании (метательные дисциплины в легкой атлетике). Спортсмен может иметь достаточные двигательные возможности для бега по легкоатлетической дорожке.

СР6 - у спортсмена нет способности сохранять неподвижное положение; он демонстрирует непроизвольные циклические движения, как правило, поражены все конечности. Спортсмен может ходить без посторонней помощи. Обычно спортсмен имеет проблемы контроля над руками, а ноги функционируют лучше, чем у спортсмена класса СР5, особенно при беге.

СР7 - спортсмен имеет непроизвольные мышечные спазмы с одной стороны тела. У него имеются хорошие функциональные возможности в доминирующей половине тела. Он может ходить без посторонней помощи, но часто прихрамывает на одну ногу по причине непроизвольных мышечных спазм. При беге хромота может исчезнуть почти полностью. Его сильная сторона тела лучше развита и хорошо выполняет движения при ходьбе и беге. Кисть и рука поражены с одной стороны тела, в то же время с другой стороны тела демонстрируется хорошая подвижность руки.

СР8 - у спортсмена минимальные непроизвольные спазмы в одной из рук, ног или половине тела. Чтобы соревноваться в данном классе, спортсмен должен иметь диагноз церебральный паралич или другое не прогрессирующее поражение головного мозга.

Спортсмены с поражением спинного мозга (Международная Стоук Мэндвиллская спортивная федерация колясочников—ISMWFS)

Класс IA. Поражение верхнешейного отдела спинного мозга (С4-С7 сегменты). Трехглавая мышца не функционирует, не оказывает сопротивления (не более 0-3 баллов при мануально-мускульном тестировании ММТ).

Класс IB. Поражение среднешейного отдела спинного мозга (С8 сегмент). Нормальная сила трехглавой мышцы (4-5 баллов ММТ), слабые мышцы предплечья (0-3 балла ММТ). Функция сгибателей предплечья не нарушена.

Класс 1C. Поражение нижнешейного отдела спинного мозга (Д1 сегмент). Нормальная сила трехглавой мышцы, сгибателей предплечья. Хорошие мышцы предплечья (4-5 баллов ММТ). Межкостные и червеобразные мышцы кисти не функционируют. Ослаблена сила мышц туловища и ног.

Класс П. Поражение верхнегрудного отдела спинного мозга (Д2-Д5 сегменты). Межреберные мышцы и мышцы туловища не функционируют, в положении сидя равновесие не удерживается, наблюдается нижний спастический парапарез или параплегия.

Класс III. Поражение нижнегрудного отдела (Д6-Д10 сегменты). Мышцы туловища и грудные мышцы ослаблены (1-2 балла ММТ). Снижена сила мышц живота, имеется нижний спастический парапарез, параплегия. Возможно удержание равновесия.

Класс IV. Поражение поясничного отдела (Д11-ЛЗ сегменты). Мышцы туловища сохранены (более 3 баллов ММТ), слабые разгибатели голени и приводящие мышцы бедра (1-2 балла ММТ). Суммарная сила нижних конечностей 1-20 баллов ММТ. К этому классу могут быть отнесены спортсмены с последствием травм и заболеваний нижних конечностей, при условии, что при мануально-мускульном тестировании при оценке силы мышц нижних конечностей они набирают не более 20 баллов. Спортсмены с последствием полиомиелита также могут быть включены в этот класс, если при тестировании они набирают 1-15 баллов.

Класс V. Поражение крестцового отдела (Л4-Д1). Четырехглавая мышца функционирует (3-5 баллов ММТ), остальные мышцы ног ослаблены. Результаты ММТ - 1-40 баллов. Сюда же относятся спортсмены с последствием травм или заболеваний

нижних конечностей, набравшие 21-60 баллов ММТ, и лица с последствием полиомиелита, набравшие 16-50 баллов ММТ.

При проведении соревнований по плаванию выделяется класс VI, куда относятся спортсмены с поражением органов опоры и движения с оценкой 41-60 баллов ММТ и с последствиями полиомиелита - 35-50 баллов ММТ.

1.2.3. Распределение на функциональные классы спортсменов с нарушением интеллекта

(Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта - INAS-FID)

Чтобы быть допущенным к соревнованиям на Паралимпийских играх спортсмены с нарушением интеллекта должны соответствовать хотя бы минимальным критериям, которые в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выражаются следующим образом:

- уровень интеллекта в баллах не превышает 70 IQ (средний человек имеет 100 IQ)

- наличие ограничений в овладении обычными навыками (такими как общение, социальные навыки, самообслуживание и т.п.)

- проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет.

1.4. Условия зачисления в группы, перевод занимающихся на последующий этап многолетней подготовки

На этапы коррекциошю-оздоровительной (КО) и начальной подготовки (НП) принимаются дети с отклонениями в развитии или состоянии здоровья и инвалиды любого возраста, желающие заниматься адаптивной физической культурой и спортом, при наличии: у инвалидов - рекомендаций специалистов учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы, внесенных в индивидуальную программу реабилитации; у детей с отклонениями в развитии или состоянии здоровья - направление или разрешение (допуск) лечащего врача к занятиям адаптивной физической культурой и спортом.

На учебно-тренировочный этап (УТ) подготовки зачисляются на конкурсной основе спортсмены, которые за период не менее двух лет прошли необходимую подготовку в группах начальной подготовки, при выполнении ими требований по общефизической и специальной подготовке и наличии соответствующих заключений медицинских работников.

Далее приводятся примерные таблицы, составляющие учебную программу физкультурно-спортивного клуба инвалидов.

Таблица 1

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке

* В разрезе функциональных классов занимающихся. При объединении в одну группу спортсменов, имеющих разные по тяжести поражения (класс), минимальное число учащихся в группе должно соответствовать следующим нормам:

- в коррекционно-оздоровительной группе и группе начальной подготовки - не более 6 человек;

в остальных группах - не более 4 человек.

Таблица 2

Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле (количество соревнований)

Таблица 3

Приемные нормативы для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки

Контрольные упражнения

Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка Техническая подготовка

Таблица 4

Контрольно-переводные нормативы по годам обучения на учебно-тренировочном этапе подготовки

Контрольные Упражнения

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и  физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% .

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время численность инвалидов приближается к 10 млн. чел. (около 7% населения) и продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3 года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной перспективе России грозит “инвалидизация всей страны”, во всяком случае, всего ее населения в пенсионных возрастах. Несмотря на существующие макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не может.

                                                        

Приложение № 1

                                                        режиму работы

ГОУ «ОблДЮСАШ»

ГОДОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

распределения учебных часов по годам обучения в ГОУ «ОблДЮСАШ»

на 2007-2008 уч. год

Содержание

СОГ

НП-1

НП-2

НП-3

УТ-1

УТ-2

УТ-3

УТ-4

УТ-5

4 ч/н

6 ч/н

6 ч/н

6 ч/н

8 ч/н

9 ч/н

10 ч/н

12 ч/н

16ч/н

1.Теория

4

6

6

6

7

8

8

9

10

2.Практика:

ОФП

СФП

204

200

200

190

208

200

190

180

200

-

102

102

112

195

254

314

427

612

3.Инструкторская и судейская практика

-

2

2

2

4

4

6

6

8

4.Участие в соревнованиях

по  календарному плану

5.Контрольные испытания

-

2

2

2

2

2

2

2

2

ИТОГО  ЧАСОВ

208

312

312

 

312

416

468

520

624

832

Примечание: В специальную физическую подготовку (СФП) спортсмена входят восстановительные мероприятия и медицинское обследование.

Показателями эффективности  работы  педагогов  дополнительного физкультурного образования являются: улучшение состояния здоровья и физической подготовленности  воспитанников (определяемые не менее двух раз в год - в начале и конце), а так же количество  воспитанников,  закончивших  полный  курс обучения в ДЮКФП.

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. " Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам", - считает профессор П.А. Виноградов.

Задачи дополнительного физкультурного образования

Задачи физкультурного образования для детей, занимающихся в группах коррекционной и реабилитационной физической культуры (КРФП) - достижение физического состояния детей до категории “практически здоров”.

Индивидуальные и индивидуально-групповые занятия, направленные на достижение полной или частичной компенсации сопутствующих дефектов развития умственно отсталых школьников: коррекцию дефектов речи - посредством занятий логоритмикой; коррекцию нарушений зрения - посредством специальной гимнастики для глаз  и т.п.

Задачи физкультурного образования для детей, занимающихся в группах общей физической подготовки (ОФП) - повышение уровня общего физкультурного образования детей; достижение гармоничности в физическом развитии посредством "подтягивания" отстающих двигательных качеств до "среднего" уровня; ориентация детей на занятия определенным видом спорта или развитие физических качеств и двигательных навыков, характерных для будущей профессии (с учетом индивидуальных особенностей физического развития).

Задачи физкультурного образования для школьников, занимающихся в группах профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) - повышение уровня общего физкультурного образования подростков и юношей; достижение гармоничности в физическом развитии посредством "подтягивания" отстающих двигательных качеств до "среднего" уровня; развитие физических качеств и двигательных навыков, характерных для будущей профессии (с учетом индивидуальных особенностей физического развития).

Задачи физкультурного образования для школьников, занимающихся в группах специальной физической подготовки (СФП):

для групп СФП 1,2 - начальная спортивная специализация.

для групп СФП 3,4,5  - углубленная специализированная спортивная подготовка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План ФОМ в режиме дня школьников младших классов, обеспечивающих сохранение здоровья и поддержание работоспособности в течение учебного дня Лесников И. А., учитель физической культуры

Слайд 2

1. Утренняя Гимнастика до учебных занятий Цель – способствование организованному началу учебного дня, улучшение самочувствия и настроения, повышение работоспособности обучающихся на первых уроках

Слайд 3

Основные упражнения, дозировка, последовательность выполнения Основа утренней гимнастики до занятий – это комплексы из 7-9 физических упражнений динамического характера, воздействующие на различные группы мышц выполняемые в течение 5-6 минут (мл. классы). Комплексы упражнений обновляются через 2-3 недели , т.е. 2-3 раза в четверти.

Слайд 4

Основные упражнения, дозировка, последовательность выполнения Утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, а при неблагоприятной погоде – в помещении (в проветренных коридорах, рекреациях). Общее руководство и организацию УГ до занятий осуществляет учитель физкультуры . Ему помогают учителя-предметники, ведущие первый урок в данном классе.

Слайд 5

2. Физкультурные минутки (физкультурные паузы) Цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при проявлении первых признаков утомления (нарушение внимания, снижение активности и т.д.) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок.

Слайд 6

Основные упражнения, Дозировка, последовательность выполнения Комплексы физкультминуток состоят из 3-5 упражнений (потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы и приседы с различными движениями рук), повторяемых по 4-6 раз. Продолжительность выполнения комплекса упражнений 1-2 минуты.

Слайд 7

Например: * Сначала буду маленьким (присесть) К коленочкам прижмусь (обнять колени руками) Потом я вырасту большим (встать) До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки) * 1,2,3,4,5 Начал заинька скакать (подскоки на месте) Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул 10 раз

Слайд 8

3. Игры и физические упражнения на удлиненных переменах Цель – активный отдых, укрепление здоровья, восстановление работоспособности обучающихся в процессе учебного дня. * Важными условиями проведения игр и физических упражнений на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования (как правило, во всех играх дети участвуют по желанию)

Слайд 9

Основные упражнения, дозировка, последовательность выполнения Помещение чистое, проветриваемое, соблюдение ТБ , под контролем учителя физкультуры или преподавателей чьи дети находятся на перемене. «Ручеек», «Змея», «Третий лишний» и т.д.

Слайд 10

4. Ежедневные физкультурные Занятия в группах продленного дня Цели и задачи: * укрепление здоровья, * закаливание организма обучающихся, * повышение уровня физической и умственной работоспособности, * поддержание работоспособности на протяжении всего учебного года, совершенствование ДУ и ДН, * формирование умений и воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Слайд 11

Основные упражнения, дозировка, последовательность выполнения * Занятия проводятся на свежем воздухе. * Они не регламентируются строго по структуре и времени, как уроки физкультуры. * Распределение времени выполнения упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей.

Слайд 12

Основные упражнения, дозировка, последовательность выполнения Каждое занятие состоит из 3-х частей. Первая часть - подготовительная (10-15 минут) Состоит из: построения, разновидностей ходьбы, медленного бега, общеразвивающих или подготовительных упражнений.

Слайд 13

Основные упражнения, дозировка, последовательность выполнения Вторая часть – основная ( от 30 до 60 минут, в зависимости от общего времени занятия) Содержит: подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения, а также самостоятельную двигательную деятельность (игры, физические упражнения)

Слайд 14

Основные упражнения, дозировка, последовательность выполнения Третья часть – заключительная (5-7 минут) В основном направлена на организационное окончание занятия. Состоит из: построения, спокойной ходьбы, малоинтенсивные подвижные игры, игры на внимание. При такой структуре занятия обеспечивается постепенное нарастание и снижение нагрузки во время занятия. Организация физкультурных занятий возлагается на воспитателей групп продленного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")...

Статья «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры»

Основные средства и пути Ф.В.- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные виды спорта, закал...

методика адаптивного физического воспитания для обучающихся с задержкой психического развития

Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интер...

Методические разработки: «Оздоровительная и адаптивная физическая культура»

     Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено детям с ограниченными возможностями здоровья...

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Основные средства и пути физического воспитания- занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастические, легкоатлетическими), различные ...