Конспект занятия по обучению пересказу текста цепной организации по теме: «Зима»
план-конспект на тему

Занятие проведено в логопедической подготовительной к школе группе, где воспитанники учатся пересказывать  текст с помощью картинно - графического плана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению пересказу текста цепной организации в подготовительной  логопедической группе ОНР по теме: «Зима»

Цели:

1. Закрепление представлений о правилах смысловой связи предложений в рассказе.

2. Продолжать учить пересказывать текст цепной структуры с опорой на графическую схему.

3. Формирование умения обогащать предложения однородными прилагательными.

4. Развитие словарного запаса по лексическим теме «Зима».

5. Развитие зрительной и вербальной  памяти, слухового внимания, логического мышления.

6. Упражнять детей в умении составлять предложения по схеме - модели.

Оборудование: Предметные картинки для составления картинно- графического плана к рассказу "Зима"; предметные картинки: воробей, сапоги, дождь, осень; семь стрелок синего цвета, маркер красного цвета; девять треугольников жёлтого цвета; снежинки; схема - модель для составления предложения, угощение – зефир.

Лексический материал.

1. Текст рассказа.

1. В городе наступила зима.

2. Зимой дует ветер.

3. Ветер кружит снежинки.

4.Снежинки падают, ложатся на землю и озеро.

5. Озеро сковал лёд.

6. Лёд блестит под солнцем.

7. Солнце светит, но уже не греет.

2. Слова, сложные по семантике: сковал.

3. Слова, сложные по слоговой структуре: кружит, блестит.

4. Предложения.

Снег падает на дома и деревья.

Снежинки ложатся на варежки и шапки.

В лесу много снега.

Дети катаются на лыжах и санках.

Люди мастерят кормушки для птиц.

Люди зимой топят печки.

Ход занятия

Организационный момент.

 Ребята, сейчас вы сами угадаете тему нашего занятия. Я вам буду называть слова, а вы запоминайте указанный звук в этих словах и составьте из них слово.

Логопед: Второй звук в слове - изморозь. Первый звук в слове - иней. Первый звук в слове - мороз. Последний звук в слове - вьюга.

Дети: Зима.

Логопед: Да, сегодня мы будем говорить о зиме. Давайте вспомним, какая бывает зима?

Дети: Снежная, морозная, холодная, ветреная, суровая, долгая, затяжная.

Логопед: Ребята, сегодня вы шли в детский сад, шёл снег, и  несколько снежинок залетело к нам, давайте соберем их.

Дети берут снежинки и видят, что на них нарисованы схемы - модели предложений.

Логопед: Ой, это необычные снежинки, на каждой из них зашифровано какое - то предложение. Прочитайте.

                            20160404_164021

Логопед: О чём говорилось во всех предложениях?

Дети: О зиме.

Логопед: Послушайте рассказ о зиме.

Чтение рассказа логопедом.

1. Уточнение семантики слов.

Логопед: Ребята, в рассказе встретились трудные слова, давайте их разберём. (Логопед выслушивает ответы детей)

2. Работа над словами сложной слоговой структуры.

Логопед: В рассказе встретились слова, которые трудно произнести. Давайте их проговорим, отхлопывая по слогам.

3. Развитие объёмной речеслуховой памяти.

Детям предлагаются предметные картинки, среди которых присутствуют картинки, не относящиеся к данному рассказу.

Логопед: Посмотрите на картинки и отберите только те, о которых говорится в нашем рассказе.

Логопед: Сейчас мы будем “записывать” наш рассказ с помощью картинок. Я прочту первое предложение, а вы подберите к нему слова-картинки.

Логопед: Где наступила зима?

 Дети: В городе.

Картинка с изображением города закрепляется на доске слева.

Логопед: Что наступило в городе?

Дети: Зима.

Картинка с изображением города закрепляется на доске справа.

Логопед: Что зима сделала?

Дети: Наступила.

Логопед: Стрелкой обозначаем слово-действие. Какое слово обозначили синей стрелкой?

Дети: Наступила.

Аналогично составляются остальные предложения. В результате выстаивается картинно-графический план.

                       20160404_163315

Логопед: Ребята, обратите внимание, что об одном и том же предмете говорится в 1 и 2 предложениях. Эти слова помогают дружить соседним предложениям. Соединяем их красными стрелками. Благодаря этим словам предложения цепляются друг за друга и объединяются в рассказ.

Пересказ  рассказа детьми.

Физминутка. 

Выпал беленький снежок, 

Соберёмся все в кружок. 

Мы на саночки садимся, 

И с горы на санках мчимся.
Дети все на лыжи встали.

Друг за другом побежали.
Мы из снега ком слепили,

Снеговика мы мастерили,

Поиграли, полепили,
И к делам мы приступили. 

Дети идут по кругу.

Останавливаются.
Приседают.

Имитация ходьбы на лыжах.

«Рисуют» руками большой круг
«Рисуют» снеговика из трёх комков.

Проходят на свои места.

Логопед: Молодцы, но ребята, вспомните, сколько мы знаем красивых слов о зиме. Давайте эти слова вставим в наш рассказ. Какая зима?

Дети: Морозная, снежная.

 В   картинно -  графический план добавляются жёлтые треугольники.

 Логопед: Повторите первое предложение.

Дети: В городе наступила  морозная, снежная зима.

Логопед: Вспомните второе предложение.

Дети: Зимой дует ветер.

Логопед: Какой ветер может быть?

Дети: Холодный, сильный.

Логопед: Повторите всё предложение.

Дети: Зимой дует холодный, сильный ветер.

Аналогично составляются остальные предложения. Дети пересказывают рассказ по- новому.

                      20160404_163538       

1. В городе наступила морозная, снежная зима.

2. Зимой дует холодный, сильный ветер.

3. Ветер кружит, несёт лёгкие, белые снежинки.

4.Снежинки падают, ложатся на землю и озеро.

5. Озеро сковал крепкий, прозрачный лёд.

6. Лёд блестит под зимним солнцем.

7. Солнце светит, но уже не греет.

Логопед: Молодцы, ребята. Зиме понравилось, как вы работали на занятии и она дарит вам  угощение –  сладкие снежки.

Используемая литература:

1 Воробьёва, В.К.  Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. [Текст] -  М.: Астрель, 2005. - 160с.

2. Сеничкина, В.В.  Конспекты по формированию связной речи практическими методами на примере рассказов цепной структуры. [Текст]

Мурманск, 2004. - 36с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия логопеда для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зима и птицы»

Коррекционно-образовательные цели:1.Уточнить и активизировать словарь детей по теме.2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными...

конспект занятия по обучению грамоте детей в старшей группе. Тема "Звук "В"

конспект занятия для учителей - логопедов  работающих в детских садах  Тема: Звук "В"...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"

Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ ДбДЬ"

Занятие по развитию фонематических  процессов и обучению грамоте у  старших дошкольников....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ Б,БЬ

Занятие  по ознакомлению и дифференциации звуков Б-БЬ  в старшей логогруппе...

Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры

Семинар-практикум «Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»Цель:  популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обе...