Конспект занятия по обучению пересказу текста цепной организации по теме: «Зима»
план-конспект на тему
Занятие проведено в логопедической подготовительной к школе группе, где воспитанники учатся пересказывать текст с помощью картинно - графического плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_pereskazu_teksta_tsepnoy_organizatsii_po_teme_zima.docx | 347.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению пересказу текста цепной организации в подготовительной логопедической группе ОНР по теме: «Зима»
Цели:
1. Закрепление представлений о правилах смысловой связи предложений в рассказе.
2. Продолжать учить пересказывать текст цепной структуры с опорой на графическую схему.
3. Формирование умения обогащать предложения однородными прилагательными.
4. Развитие словарного запаса по лексическим теме «Зима».
5. Развитие зрительной и вербальной памяти, слухового внимания, логического мышления.
6. Упражнять детей в умении составлять предложения по схеме - модели.
Оборудование: Предметные картинки для составления картинно- графического плана к рассказу "Зима"; предметные картинки: воробей, сапоги, дождь, осень; семь стрелок синего цвета, маркер красного цвета; девять треугольников жёлтого цвета; снежинки; схема - модель для составления предложения, угощение – зефир.
Лексический материал.
1. Текст рассказа.
1. В городе наступила зима.
2. Зимой дует ветер.
3. Ветер кружит снежинки.
4.Снежинки падают, ложатся на землю и озеро.
5. Озеро сковал лёд.
6. Лёд блестит под солнцем.
7. Солнце светит, но уже не греет.
2. Слова, сложные по семантике: сковал.
3. Слова, сложные по слоговой структуре: кружит, блестит.
4. Предложения.
Снег падает на дома и деревья.
Снежинки ложатся на варежки и шапки.
В лесу много снега.
Дети катаются на лыжах и санках.
Люди мастерят кормушки для птиц.
Люди зимой топят печки.
Ход занятия
Организационный момент.
Ребята, сейчас вы сами угадаете тему нашего занятия. Я вам буду называть слова, а вы запоминайте указанный звук в этих словах и составьте из них слово.
Логопед: Второй звук в слове - изморозь. Первый звук в слове - иней. Первый звук в слове - мороз. Последний звук в слове - вьюга.
Дети: Зима.
Логопед: Да, сегодня мы будем говорить о зиме. Давайте вспомним, какая бывает зима?
Дети: Снежная, морозная, холодная, ветреная, суровая, долгая, затяжная.
Логопед: Ребята, сегодня вы шли в детский сад, шёл снег, и несколько снежинок залетело к нам, давайте соберем их.
Дети берут снежинки и видят, что на них нарисованы схемы - модели предложений.
Логопед: Ой, это необычные снежинки, на каждой из них зашифровано какое - то предложение. Прочитайте.
Логопед: О чём говорилось во всех предложениях?
Дети: О зиме.
Логопед: Послушайте рассказ о зиме.
Чтение рассказа логопедом.
1. Уточнение семантики слов.
Логопед: Ребята, в рассказе встретились трудные слова, давайте их разберём. (Логопед выслушивает ответы детей)
2. Работа над словами сложной слоговой структуры.
Логопед: В рассказе встретились слова, которые трудно произнести. Давайте их проговорим, отхлопывая по слогам.
3. Развитие объёмной речеслуховой памяти.
Детям предлагаются предметные картинки, среди которых присутствуют картинки, не относящиеся к данному рассказу.
Логопед: Посмотрите на картинки и отберите только те, о которых говорится в нашем рассказе.
Логопед: Сейчас мы будем “записывать” наш рассказ с помощью картинок. Я прочту первое предложение, а вы подберите к нему слова-картинки.
Логопед: Где наступила зима?
Дети: В городе.
Картинка с изображением города закрепляется на доске слева.
Логопед: Что наступило в городе?
Дети: Зима.
Картинка с изображением города закрепляется на доске справа.
Логопед: Что зима сделала?
Дети: Наступила.
Логопед: Стрелкой обозначаем слово-действие. Какое слово обозначили синей стрелкой?
Дети: Наступила.
Аналогично составляются остальные предложения. В результате выстаивается картинно-графический план.
Логопед: Ребята, обратите внимание, что об одном и том же предмете говорится в 1 и 2 предложениях. Эти слова помогают дружить соседним предложениям. Соединяем их красными стрелками. Благодаря этим словам предложения цепляются друг за друга и объединяются в рассказ.
Пересказ рассказа детьми.
Физминутка.
Выпал беленький снежок, Соберёмся все в кружок. Мы на саночки садимся, И с горы на санках мчимся. Друг за другом побежали. Снеговика мы мастерили, Поиграли, полепили, | Дети идут по кругу. Останавливаются. Имитация ходьбы на лыжах. «Рисуют» руками большой круг Проходят на свои места. |
Логопед: Молодцы, но ребята, вспомните, сколько мы знаем красивых слов о зиме. Давайте эти слова вставим в наш рассказ. Какая зима?
Дети: Морозная, снежная.
В картинно - графический план добавляются жёлтые треугольники.
Логопед: Повторите первое предложение.
Дети: В городе наступила морозная, снежная зима.
Логопед: Вспомните второе предложение.
Дети: Зимой дует ветер.
Логопед: Какой ветер может быть?
Дети: Холодный, сильный.
Логопед: Повторите всё предложение.
Дети: Зимой дует холодный, сильный ветер.
Аналогично составляются остальные предложения. Дети пересказывают рассказ по- новому.
1. В городе наступила морозная, снежная зима.
2. Зимой дует холодный, сильный ветер.
3. Ветер кружит, несёт лёгкие, белые снежинки.
4.Снежинки падают, ложатся на землю и озеро.
5. Озеро сковал крепкий, прозрачный лёд.
6. Лёд блестит под зимним солнцем.
7. Солнце светит, но уже не греет.
Логопед: Молодцы, ребята. Зиме понравилось, как вы работали на занятии и она дарит вам угощение – сладкие снежки.
Используемая литература:
1 Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. [Текст] - М.: Астрель, 2005. - 160с.
2. Сеничкина, В.В. Конспекты по формированию связной речи практическими методами на примере рассказов цепной структуры. [Текст]
Мурманск, 2004. - 36с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия логопеда для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зима и птицы»
Коррекционно-образовательные цели:1.Уточнить и активизировать словарь детей по теме.2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными...
конспект занятия по обучению грамоте детей в старшей группе. Тема "Звук "В"
конспект занятия для учителей - логопедов работающих в детских садах Тема: Звук "В"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. «Звуки "М", "Мь". Буква "М"»
Обучение элементам грамоты...
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР. Тема"Звук и буква С"
Коррекционно-образовательные задачи:- научить детей характеризовать звук [C] по акустическим и артикуляционным признакам;- закрепить навык правильной артикуляции звука [C];- учить обозначать звуки бук...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ ДбДЬ"
Занятие по развитию фонематических процессов и обучению грамоте у старших дошкольников....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ О ТЕМЕ " ЗВУКИ Б,БЬ
Занятие по ознакомлению и дифференциации звуков Б-БЬ в старшей логогруппе...
Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры
Семинар-практикум «Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»Цель: популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обе...