Конспект занятия логопеда для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зима и птицы»
план-конспект урока по теме

Куприянова Светлана Павловна

 

 

Коррекционно-образовательные цели:

1.Уточнить и активизировать словарь детей по теме.
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными предложениями.                                                                                                                                                                 4. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать  прилагательные, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, множественное число существительных.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
2. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику.
4. Развивать зрительное восприятие и память.
5.Развивать  правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.                                                                                                                                  2. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

Оборудование: «Звуки природы»-запись голосов птиц; иллюстрации зимующих птиц; кормушка для птиц, корзинка, мешочки с семенами (корм) для птиц

Ход занятия:

1.      Организационный момент.

Ветер веет, веет, веет,                                                                                                                                                                                                                                                 Тёплым снегом сеет, сеет…                                                                                                                                                                                                                                           Пух да пух – Бело вокруг.                                                                                                                                                                                                                                            Сразу тихо-тихо стало.                                                                                                                                                                                                                                                      Снег лежит, как одеяло

- Ребята, какой недавно был праздник? (Новый год).                                                                                                                                                                                          Декабрь завершил старый год и начался новый  год и первый его месяц- январь

 Месяц зимний, месяц снежный,                                                                                                                                                                                                                                    Открывает первым год,                                                                                                                                                                                                                                                        И со снегом и морозом                                                                                                                                                                                                                                                           В гости к нам январь идёт.

  • Январь – году начало, зиме – середина.
  • Январь – носик года.

2. Введение в тему

- Ребята, новогодний праздник прошёл, а я нашла подарок.

Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!

(Выставляется красивая корзинка. В ней мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?)

Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.

1 мешочек – семечки.              2 мешочек – сушёные ягоды рябины.                                                          3 мешочек – кусочки сала.     4 мешочек – зерно. 5 мешочек – сушёные ягоды шиповника                                                                 - Что в мешочках? (корм)

- Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (Птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)

- Легко ли им найти корм там, где много снега? ( Корм в снегу найти трудно, снега выпадает очень много).

- Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.

- Мы знаем, что птицы приносят огромную пользу.

- Какую пользу птицы приносят людям?                                                                               Спасают от вредителей деревья, поля, огороды.                                                                                      Радуют песней.                                                                                                                                  Украшают природу                                                                                                                              - 15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.  Много их гибнет от голода, и сейчас в лесах довольно пусто. И нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?

3.  Сообщение темы занятия:

Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.

3.1. Прилёт первой птицы. Загадка про клеста.

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И клюв непростой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)

 Клёст тут прыгает, шуршит                                                                                                    Клювом шишки потрошит                                                                                                              Голоском речистым, чистым                                                                                                       Клее-кле-кле поет со свистом? (клест)                                                                                      живёт в гнезде, питается семенами, выводит своих птенцов зимой. Клёст нарядный, яркий с необычным клювом.       У клеста необычный клюв, а у нас с вами тоже очень умелые губы и подвижный язычок. Покажем клесту, как мы умеем выполнять гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

« Улыбочка», «Трубочка», «Змейка», «Иголочка», «Качели», «Конфетка», «Лошадка».

3.2. Прилёт второй птицы. Загадка про снегиря.                                                                  Красногрудый, чернокрылый                                                                                                     Любит зернышки клевать                                                                                                                   С первым снегом на рябине                                                                                                                Он появится опять

Кто это? (снегирь) живёт на деревьях, питается ягодами рябины, семенами клёна, ясеня. Снегирь малоподвижный.

Упражнение «Назови ласково»

Попевка « Снегири» Е. Тиличеевой                                                                                                       Дети поют и прохлопывают ритм попевки

Побелело за окошком: Всё в снегу. Какая ширь!                                                                                 Как румяная матрёшка – на крыльце живой снегирь.                                                                Поскорее посмотри: за окошком снегири.                                                                                       Видно их и сквозь пургу,                                                                                                                              Словно яблоки в снегу.                                                                                                                               У него красная грудка- красногрудый.

3.3  . Прилёт третьей птицы. Загадка про сороку.                                                                        Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,                                                                                         Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) живёт на деревьях питается семенами.                           Сорока - белобокая, чернохвостая.

Самомассаж «Сорока»

Ока-Ока-Ока Я быстрая сорока      круговыми движениями поглаживают  грудь                                                                                                                                            Ока-ока-ока- сорока-белобока       так же поглаживают бока                                                                                                                                                                                Аю – аю - аю- я во дворе летаю      поглаживают правую руку от кисти , затем левую.                                                                                                                              Аю – аю – аю -  и крошки собираю   круговыми движениями поглаживают бедра и колени

3.4.    Прилёт четвёртой  птицы. Загадка про синицу                                                                                                                                                                                         Спинкою зеленовата, Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.   (Синица) У синички голова чёрная, синица-черноголовая. Высиживает птенцов летом.

И чтоб легче синичке стало –
Ведь исчезли червячки –
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.

Синица:      Ваше сало я склюю
                    Вам спасибо говорю:
                    Синь-синь! Синь-синь!

Упражнение на координацию речи и движения « Синичка»

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится,  Дети прыгают врассыпную по залу                                                                                                                                 Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок.   Кружатся                                                                                                                                                                                    Вот присела на минутку,                                          Приседают.                                                                                                                                                                          Почесала клювом грудку,                                       Почесывают пальчиками грудь.                                                                                                                                                   И с дорожки- на плетень.                                         Убегают на места.                                                                                                                                                 Синь-синь,сень-сень-сень.                                      Сидя, взмахивают кистями рук.

3.5. Прилёт пятой птицы. Загадка про дятла                                                                                                                                                                                                      Черный жилет, красный берет,                                                                                                                                                                                                                                      Нос, как топор, хвост, как упор                                                                                                                                                                                                                                      Всё время стучит, деревья долбит.                                                                                                                                                                                                                                    Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)        живёт в дупле, питается зимой     семенами шишек, достаёт личинки из коры деревьев.
 

Пальчиковое упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой!

4. Закрепление понятия «Зимующие птицы

Птицы, как вы видели, очень разные. Но …что же вы запомнили?                                                                                                                                                             Продолжите фразу, начатую мной:

  • У синицы клюв тонкий, а у дятла – … (толстый)
  • Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой)
  • Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)
  • Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)
  • Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)
  • Если у снегиря красная грудка, то он какой? (красногрудый)

5. Внесение кормушки

Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что в сугробе?                                                                                                                                                                          Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.   (Кормушка)
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою …   (Кормушка)      (под белой тканью спрятана кормушка).                Логопед открывает ткань и достаёт кормушку. Вы знаете, что за странный домик? (кормушка) Откуда она? (кто-то сделал) А зачем нужна кормушка?  ( В кормушку насыпают корм для птиц)

6. Обобщение. Итог занятия.

  • Кто у нас был в гостях?
  • Почему эти птицы так называются?
  • Как люди помогают зимующим птицам?
  • Как называется “птичья столовая”?
  • Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc11 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»

Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».Цели:1.     Расширение и активизация словаря по теме «Осень».2....

Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"

Цель  совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания....

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

В Феднральном Государственном образовательном  стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»

Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....

Конспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Страна профессий»

Возраст детей: 5-6 летКонспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста реализуется в рамках АООП ДО для детей с тяжёлым...