Конспект занятия логопеда для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зима и птицы»
план-конспект урока по теме
Коррекционно-образовательные цели:
1.Уточнить и активизировать словарь детей по теме.
2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными предложениями. 4. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать прилагательные, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, множественное число существительных.
Коррекционно-развивающие цели:
1. Развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
2. Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику.
4. Развивать зрительное восприятие и память.
5.Развивать правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. 2. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование: «Звуки природы»-запись голосов птиц; иллюстрации зимующих птиц; кормушка для птиц, корзинка, мешочки с семенами (корм) для птиц
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Ветер веет, веет, веет, Тёплым снегом сеет, сеет… Пух да пух – Бело вокруг. Сразу тихо-тихо стало. Снег лежит, как одеяло
- Ребята, какой недавно был праздник? (Новый год). Декабрь завершил старый год и начался новый год и первый его месяц- январь
Месяц зимний, месяц снежный, Открывает первым год, И со снегом и морозом В гости к нам январь идёт.
- Январь – году начало, зиме – середина.
- Январь – носик года.
2. Введение в тему
- Ребята, новогодний праздник прошёл, а я нашла подарок.
Но он не подписан. Давайте, догадаемся для кого он!
(Выставляется красивая корзинка. В ней мешочки. Дети, кто сможет на ощупь отгадать, что в мешочках?)
Выходят дети по одному. Если кто-то не может отгадать, пробует другой.
1 мешочек – семечки. 2 мешочек – сушёные ягоды рябины. 3 мешочек – кусочки сала. 4 мешочек – зерно. 5 мешочек – сушёные ягоды шиповника - Что в мешочках? (корм)
- Для кого он? (Для птиц). Зачем птицам нужен корм? (Птицам зимой корм добывать трудно, корма мало)
- Легко ли им найти корм там, где много снега? ( Корм в снегу найти трудно, снега выпадает очень много).
- Птицы зимой гибнут не от мороза, а от голода. В морозы труднее всего найти еду.
- Мы знаем, что птицы приносят огромную пользу.
- Какую пользу птицы приносят людям? Спасают от вредителей деревья, поля, огороды. Радуют песней. Украшают природу - 15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. Много их гибнет от голода, и сейчас в лесах довольно пусто. И нам просто необходимо помочь нашим пернатым друзьям. Но как? Чтобы ответить на этот вопрос надо знать, кого ждать в гости? Как помочь птицам перезимовать? Чем подкармливать птиц?
3. Сообщение темы занятия:
Сегодня мы узнаем, для каких птиц эти подарки. Кому нужен корм в сильные морозы.
3.1. Прилёт первой птицы. Загадка про клеста.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И клюв непростой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Клёст тут прыгает, шуршит Клювом шишки потрошит Голоском речистым, чистым Клее-кле-кле поет со свистом? (клест) живёт в гнезде, питается семенами, выводит своих птенцов зимой. Клёст нарядный, яркий с необычным клювом. У клеста необычный клюв, а у нас с вами тоже очень умелые губы и подвижный язычок. Покажем клесту, как мы умеем выполнять гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
« Улыбочка», «Трубочка», «Змейка», «Иголочка», «Качели», «Конфетка», «Лошадка».
3.2. Прилёт второй птицы. Загадка про снегиря. Красногрудый, чернокрылый Любит зернышки клевать С первым снегом на рябине Он появится опять
Кто это? (снегирь) живёт на деревьях, питается ягодами рябины, семенами клёна, ясеня. Снегирь малоподвижный.
Упражнение «Назови ласково»
Попевка « Снегири» Е. Тиличеевой Дети поют и прохлопывают ритм попевки
Побелело за окошком: Всё в снегу. Какая ширь! Как румяная матрёшка – на крыльце живой снегирь. Поскорее посмотри: за окошком снегири. Видно их и сквозь пургу, Словно яблоки в снегу. У него красная грудка- красногрудый.
3.3 . Прилёт третьей птицы. Загадка про сороку. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) живёт на деревьях питается семенами. Сорока - белобокая, чернохвостая.
Самомассаж «Сорока»
Ока-Ока-Ока Я быстрая сорока круговыми движениями поглаживают грудь Ока-ока-ока- сорока-белобока так же поглаживают бока Аю – аю - аю- я во дворе летаю поглаживают правую руку от кисти , затем левую. Аю – аю – аю - и крошки собираю круговыми движениями поглаживают бедра и колени
3.4. Прилёт четвёртой птицы. Загадка про синицу Спинкою зеленовата, Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица) У синички голова чёрная, синица-черноголовая. Высиживает птенцов летом.
И чтоб легче синичке стало –
Ведь исчезли червячки –
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Синица: Ваше сало я склюю
Вам спасибо говорю:
Синь-синь! Синь-синь!
Упражнение на координацию речи и движения « Синичка»
Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится, Дети прыгают врассыпную по залу Прыг-скок, прыг-скок, завертелась, как волчок. Кружатся Вот присела на минутку, Приседают. Почесала клювом грудку, Почесывают пальчиками грудь. И с дорожки- на плетень. Убегают на места. Синь-синь,сень-сень-сень. Сидя, взмахивают кистями рук.
3.5. Прилёт пятой птицы. Загадка про дятла Черный жилет, красный берет, Нос, как топор, хвост, как упор Всё время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит. (Дятел) живёт в дупле, питается зимой семенами шишек, достаёт личинки из коры деревьев.
Пальчиковое упражнение «Дятел»
Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой - Все равно он будет мой!
4. Закрепление понятия «Зимующие птицы
Птицы, как вы видели, очень разные. Но …что же вы запомнили? Продолжите фразу, начатую мной:
- У синицы клюв тонкий, а у дятла – … (толстый)
- Синицы высиживают птенцов летом, а клест – … (зимой)
- Если у синицы черная голова, то она какая? (черноголовая)
- Если у сороки белый бок, то какая она? (белобокая)
- Если у сороки черный хвост, то она какая? (чернохвостая)
- Если у снегиря красная грудка, то он какой? (красногрудый)
5. Внесение кормушки
Ребята, посмотрите, какой сугроб вьюга намела! А что в сугробе? Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою … (Кормушка) (под белой тканью спрятана кормушка). Логопед открывает ткань и достаёт кормушку. Вы знаете, что за странный домик? (кормушка) Откуда она? (кто-то сделал) А зачем нужна кормушка? ( В кормушку насыпают корм для птиц)
6. Обобщение. Итог занятия.
- Кто у нас был в гостях?
- Почему эти птицы так называются?
- Как люди помогают зимующим птицам?
- Как называется “птичья столовая”?
- Что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 11 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»
Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».Цели:1. Расширение и активизация словаря по теме «Осень».2....
Конспект интегрированной деятельности учителя-логопеда и детей старшего дошкольного возраста "В стране Читалии"
Цель совместной деятельности: формирование устойчивого интереса к книге, к детской художественной литературе. Воспитывать читателя, проявляющего устойчивый интерес к процессу чтения и слушания....
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные в зоопарке. Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
В Феднральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....
Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Перелётные птицы»
Данный конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. К конспекту прилагается презентация с иллюстративным материалом по теме....
Конспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста на тему: «Страна профессий»
Возраст детей: 5-6 летКонспект подгруппового занятия по коррекции недостатков лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста реализуется в рамках АООП ДО для детей с тяжёлым...