Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры
консультация

Некрасова Валентина Михайловна

Семинар-практикум

 «Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»

Цель:  популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обеспечивающего эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок  не только научился отчетливо  произносить все звуки русского  языка, приобрел достаточный лексический  запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения,  предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.

Проводя диагностические исследования, выявляется низкий уровень развития связной речи. Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем:

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

          • уровень информативности высказывания очень низкий

С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие  педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи  традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству  детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.  

Предлагаю вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ ПЕРЕСКАЗ, где  наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей.  

Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой  еще в 1989 году.

Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. 

       Для дошкольников, особенно имеющих нарушения речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, в нарушении последовательности  и или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз.

Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом. 

Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать  с детьми, имеющими речевые нарушения.

-Что же из себя представляет текст цепной структуры?

 В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.            

-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,

-на втором - действие в виде стрелки;

-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета

Предметно-графическая схема или картинно–графический план выглядит так:

-Рамочка отражает подчиненность содержания единой теме.

- Предметы и лица, о которых говорится в рассказе, помещены внутри рамочки (слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними.

-Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом и показывает связь между словами в предложении.

- Стрелки между рамками показывают связь между предложениями.

Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 - 7 предложений

Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.

Таким образом, применение цепной структуры «от схемы – модели  к  рассказу» плана смысловой программы текста позволяет показать детям приемы построения, как отдельного предложения, так и целого, небольшого текста, и создает основу для развития осознанного самоконтроля за речью

Алгоритм обучения детей пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы по картинно - графической схеме.

 1.Рассмотрите с детьми картинку.

2.Предложите назвать слова только с заданным звуком.

3. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.

4. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово, скрывающееся за картинкой – схемой (дети называют предметы)

5. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.

6. Предложите вспомнить,  как начинался рассказ.

7. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.

8. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу.

9. Перейдите ко второй рамочке (к третьей и так далее).

10. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой  на схему.

Игры и упражнения

В старшем возрасте задания могут усложняться.

Например: предложить  отобрать из ряда картинок, представленных на доске, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются  с этой задачей. Далее попросить   расположить картинки в последовательности содержания рассказа.

Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.

В работе с картинно - графической схемой  необходимо уделить особое внимание словарной работе.

   Для обогащения и активизации словаря детей можно предложить    такие задания:

-вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);

-какое слово – действие еще можно сказать?

-послушайте мои слова и выберите нужное!

-предложить детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла

  Таким образом, отрабатывать  каждое предложение.

 Практическое задание.  

Педагоги делятся на две команды. Участникам семинара раздаются схемы, сюжетную картинку, алгоритм выполнения заданий. Каждая команда составляет пересказ текста.

.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 "Колокольчик" муниципального района

 Давлекановский район Республики Башкортостан

Семинар-практикум

 «Обучение дошкольников пересказу текста

 цепной структуры»

Выполнил: учитель-логопед Некрасова В.М

ноябрь 2022г.

Семинар-практикум

 «Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»

Цель:  популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обеспечивающего эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;

- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

ФГОС  ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок  не только научился отчетливо  произносить все звуки русского  языка, приобрел достаточный лексический  запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения,  предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.

Проводя диагностические исследования, выявляется низкий уровень развития связной речи. Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем:

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

          • уровень информативности высказывания очень низкий

С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие  педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи  традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству  детейВ основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.  

Предлагаю вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ ПЕРЕСКАЗ, где  наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей.  

Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой  еще в 1989 году.

Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка. 

       Для дошкольников, особенно имеющих нарушения речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, в нарушении последовательности  и или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз.

Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом. 

Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать  с детьми, имеющими речевые нарушения.

-Что же из себя представляет текст цепной структуры?

 В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее. 

Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.            

-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,

-на втором - действие в виде стрелки;

-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета

Предметно-графическая схема или картинно–графический план выглядит так:

-Рамочка отражает подчиненность содержания единой теме.

- Предметы и лица, о которых говорится в рассказе, помещены внутри рамочки (слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними.

-Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом и показывает связь между словами в предложении.

- Стрелки между рамками показывают связь между предложениями.

Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 - 7 предложений

Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.

Таким образом, применение цепной структуры «от схемы – модели  к  рассказу» плана смысловой программы текста позволяет показать детям приемы построения, как отдельного предложения, так и целого, небольшого текста, и создает основу для развития осознанного самоконтроля за речью

Алгоритм обучения детей пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы по картинно - графической схеме.

 1.Рассмотрите с детьми картинку.

2.Предложите назвать слова только с заданным звуком.

3. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.

4. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово, скрывающееся за картинкой – схемой (дети называют предметы)

5. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.

6. Предложите вспомнить,  как начинался рассказ.

7. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.

8. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу.

9. Перейдите ко второй рамочке (к третьей и так далее).

10. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой  на схему.

Игры и упражнения

В старшем возрасте задания могут усложняться.

Например: предложить  отобрать из ряда картинок, представленных на доске, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются  с этой задачей. Далее попросить   расположить картинки в последовательности содержания рассказа.

Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.

В работе с картинно - графической схемой  необходимо уделить особое внимание словарной работе.

   Для обогащения и активизации словаря детей можно предложить    такие задания:

-вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);

-какое слово – действие еще можно сказать?

-послушайте мои слова и выберите нужное!

-предложить детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла

  Таким образом, отрабатывать  каждое предложение.

 Практическое задание.  

Педагоги делятся на две команды. Участникам семинара раздаются схемы, сюжетную картинку, алгоритм выполнения заданий. Каждая команда составляет пересказ текста.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цикл занятий по обучению детей пересказу"

конспект из авторского методического пособия...

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта

Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....

Презентация к педсовету "Комплексный подход в обучении детей со сложной структурой дефекта""

В данной презентацииописаны факторы, влияющие на возникновение нарушений развития, раскрыта структура сложных дефектов....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...

Консультация для родителей "Обучение детей пересказу"

В консультации даны этапы обучения детей с ОНР  пересказу текстов. Приведены тексты произведений для пересказа....

Обучение детей пересказу

Речевой и картинный материал по обучению детей пересказу...

Рабочая тетрадь по обучению детей пересказу текстов

В пособии использованы тексты Виталия Валентиновича Бианки. Сочетание наглядного игрового материала с произведениями известного писателя помогут учителю-логопеду развивать у учащихся навыки монологиче...