Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры
консультация
Семинар-практикум
«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»
Цель: популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обеспечивающего эффективное запоминание текстов.
Задачи:
- раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок не только научился отчетливо произносить все звуки русского языка, приобрел достаточный лексический запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения, предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.
Проводя диагностические исследования, выявляется низкий уровень развития связной речи. Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий
С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.
Предлагаю вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ ПЕРЕСКАЗ, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей.
Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой еще в 1989 году.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Для дошкольников, особенно имеющих нарушения речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, в нарушении последовательности и или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз.
Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом.
Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать с детьми, имеющими речевые нарушения.
-Что же из себя представляет текст цепной структуры?
В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.
-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,
-на втором - действие в виде стрелки;
-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета
Предметно-графическая схема или картинно–графический план выглядит так:
-Рамочка отражает подчиненность содержания единой теме.
- Предметы и лица, о которых говорится в рассказе, помещены внутри рамочки (слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними.
-Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом и показывает связь между словами в предложении.
- Стрелки между рамками показывают связь между предложениями.
Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 - 7 предложений
Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.
Таким образом, применение цепной структуры «от схемы – модели к рассказу» плана смысловой программы текста позволяет показать детям приемы построения, как отдельного предложения, так и целого, небольшого текста, и создает основу для развития осознанного самоконтроля за речью
Алгоритм обучения детей пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы по картинно - графической схеме.
1.Рассмотрите с детьми картинку.
2.Предложите назвать слова только с заданным звуком.
3. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.
4. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово, скрывающееся за картинкой – схемой (дети называют предметы)
5. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.
6. Предложите вспомнить, как начинался рассказ.
7. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.
8. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу.
9. Перейдите ко второй рамочке (к третьей и так далее).
10. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой на схему.
Игры и упражнения
В старшем возрасте задания могут усложняться.
Например: предложить отобрать из ряда картинок, представленных на доске, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются с этой задачей. Далее попросить расположить картинки в последовательности содержания рассказа.
Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.
В работе с картинно - графической схемой необходимо уделить особое внимание словарной работе.
Для обогащения и активизации словаря детей можно предложить такие задания:
-вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);
-какое слово – действие еще можно сказать?
-послушайте мои слова и выберите нужное!
-предложить детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла
Таким образом, отрабатывать каждое предложение.
Практическое задание.
Педагоги делятся на две команды. Участникам семинара раздаются схемы, сюжетную картинку, алгоритм выполнения заданий. Каждая команда составляет пересказ текста.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры | 22.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 "Колокольчик" муниципального района
Давлекановский район Республики Башкортостан
Семинар-практикум
«Обучение дошкольников пересказу текста
цепной структуры»
Выполнил: учитель-логопед Некрасова В.М
ноябрь 2022г.
Семинар-практикум
«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»
Цель: популяризация метода наглядного моделирования - «цепной рассказ», обеспечивающего эффективное запоминание текстов.
Задачи:
- раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии;
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
ФГОС ДО определяет «Речевое развитие» как приоритетное направление. Ребенок с хорошо развитой речью – это успешный ребенок!
Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребенок не только научился отчетливо произносить все звуки русского языка, приобрел достаточный лексический запас, но и мог правильно, без труда объединять слова в предложения, предложения в связные высказывания - обладал сформированной связной речью.
Проводя диагностические исследования, выявляется низкий уровень развития связной речи. Нарушения связной речи у детей проявляются в следующем:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий
С трудностями в обучении детей рассказыванию сталкиваются многие педагоги. Так как, отчетливо понимают, что уже на начальном этапе обучения связной речи традиционно принятые виды упражнений такие как: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов, создание разных видов творческих рассказов, а также составление рассказов по картине недоступно большинству детей. В основном, это происходит от того, что ребенок не может оформить связные речевые высказывания, он просто не знает правила построения рассказа.
Предлагаю вашему вниманию один из подходов к организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста связной речи . Это - ЦЕПНОЙ ПЕРЕСКАЗ, где наглядное моделирование представлено как основной метод развития связной речи у детей.
Методика по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания была предложена кандидатом педагогических наук В.К. Воробьёвой еще в 1989 году.
Связная монологическая речь является наиболее сложным видом речи по сравнению с диалогической — она требует достаточно высокого уровня развития познавательной деятельности ребенка.
Для дошкольников, особенно имеющих нарушения речи, нарушения связной речи являются характерными и ярко выраженными. Они проявляются в трудностях передачи причинно-следственных, временных связей, в нарушении последовательности и или пропуске слов в предложении, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций, в аграмматизмах при построении фраз.
Развитие связной монологической речи важно не только для наиболее полного устранения речевого недоразвития, но и для подготовки к овладению чтением и письмом.
Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Поэтому применение этой методики актуально начинать в среднем дошкольном возрасте, а также использовать с детьми, имеющими речевые нарушения.
-Что же из себя представляет текст цепной структуры?
В таких текстах, как правило, новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном тексте используется предметно - графическая схема.
-на первом месте - изображение предмета или живого объекта,
-на втором - действие в виде стрелки;
-на третьем - изображение нового предмета или живого объекта сюжета
Предметно-графическая схема или картинно–графический план выглядит так:
-Рамочка отражает подчиненность содержания единой теме.
- Предметы и лица, о которых говорится в рассказе, помещены внутри рамочки (слева и справа), что показывает взаимосвязь между ними.
-Стрелки внутри рамочки обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом и показывает связь между словами в предложении.
- Стрелки между рамками показывают связь между предложениями.
Рассказ, который предъявляется на слух, не превышает 6 - 7 предложений
Тексты могут быть составлены из слов, насыщенных звуками, над которыми идет работа по автоматизации или дифференциации. Правильно подобранный для текстов речевой материал позволяет одновременно решать несколько задач: развитие связной речи, коррекция нарушений звукопроизношения, обогащение словарного запаса, усвоение различных моделей словообразования и форм словоизменения.
Таким образом, применение цепной структуры «от схемы – модели к рассказу» плана смысловой программы текста позволяет показать детям приемы построения, как отдельного предложения, так и целого, небольшого текста, и создает основу для развития осознанного самоконтроля за речью
Алгоритм обучения детей пересказу текста цепной структуры с опорой на картинно - графические схемы по картинно - графической схеме.
1.Рассмотрите с детьми картинку.
2.Предложите назвать слова только с заданным звуком.
3. Прочитайте детям рассказ. Предложите его пересказать.
4. Предложите посмотреть на план – схему и назвать каждое слово, скрывающееся за картинкой – схемой (дети называют предметы)
5. Попросите назвать, что нарисовано внутри верхней рамочки.
6. Предложите вспомнить, как начинался рассказ.
7. Спросите, какое слово «зашифровано» стрелкой.
8. Предложите соединить «слова» (картинки) словом – стрелкой и повторить предложение. Можно подобрать другое слово, подходящее по смыслу.
9. Перейдите ко второй рамочке (к третьей и так далее).
10. Попросите ребенка пересказать весь рассказ с опорой на схему.
Игры и упражнения
В старшем возрасте задания могут усложняться.
Например: предложить отобрать из ряда картинок, представленных на доске, только те, которые относятся к данному рассказу. Дети обычно легко справляются с этой задачей. Далее попросить расположить картинки в последовательности содержания рассказа.
Отбирая предметные картинки к каждому предложению, дети восстанавливают сюжет рассказа и составляют схему.
В работе с картинно - графической схемой необходимо уделить особое внимание словарной работе.
Для обогащения и активизации словаря детей можно предложить такие задания:
-вспомни слово – стрелку в первом предложении (глагол);
-какое слово – действие еще можно сказать?
-послушайте мои слова и выберите нужное!
-предложить детям на выбор несколько слов, подходящих по смыслу, и слово созвучное, но другое по лексическому значению, например: (яблоня) росла, подросла, выросла, вынесла
Таким образом, отрабатывать каждое предложение.
Практическое задание.
Педагоги делятся на две команды. Участникам семинара раздаются схемы, сюжетную картинку, алгоритм выполнения заданий. Каждая команда составляет пересказ текста.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Цикл занятий по обучению детей пересказу"
конспект из авторского методического пособия...
Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта
Схема. Игра , как одна из форм обучения детей со сложной структурой дефекта....
Презентация к педсовету "Комплексный подход в обучении детей со сложной структурой дефекта""
В данной презентацииописаны факторы, влияющие на возникновение нарушений развития, раскрыта структура сложных дефектов....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...
Консультация для родителей "Обучение детей пересказу"
В консультации даны этапы обучения детей с ОНР пересказу текстов. Приведены тексты произведений для пересказа....
Обучение детей пересказу
Речевой и картинный материал по обучению детей пересказу...
Рабочая тетрадь по обучению детей пересказу текстов
В пособии использованы тексты Виталия Валентиновича Бианки. Сочетание наглядного игрового материала с произведениями известного писателя помогут учителю-логопеду развивать у учащихся навыки монологиче...