Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. «Звуки "М", "Мь". Буква "М"»
план-конспект занятия на тему

           Обучение элементам грамоты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_m_i_m._bukva_m.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №300» Советского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Конспект

занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

Тема. «Звуки "М", "Мь". Буква "М"»

                                                                                                          Составила:

                                                                                                          учитель-логопед: Байкова Л.Я.

                                                                                                                     

Уфа – 2014г.

Цель: Обучение элементам грамоты

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

–  Уточнение знаний о звуках М, М’,

– Упражнять в выделении звуков М, М’ в словах и в определении позиции звуков  в словах; 

- Закреплять употребление антонимов;

– Знакомство с буквой «М»;

– Упражнять в выкладывании буквы «М» из палочек;

     –  учить читать обратные и прямые слоги; закрепление навыков ориентировки на  листе        

         бумаги, штриховки не выходя за контур и мелкой моторики;

  1. Коррекционно-развивающие:

      –  Развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

      –  Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

  1. Коррекционно-воспитательные:

      –  Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать;

      –  Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию логопеда, умение выслушивать      

          ответ товарища.

Оборудование:

Картинки к стихам-шуткам о буквах («а», «у»,  «и», «м»), раздаточные буквы «а», «у», «и» на столах у детей; большие листы – загадки на гласные буквы;  картинки (корова, теленок); картинки гномиков «Муа» и «Миа».

картинки продуктов питания : маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа, эскимо, сметана; схемы для  д/и  «Определи где звук?»;  «Живые буквы» (+ подсказка – таблица со слогами); изображение буквы «М» из наждачной бумаги; шаблоны буквы «М» на каждого ребенка, тетради в клеточку; счетные палочки, карандаши, сюрприз.

Методические приёмы: Объяснение заданий, игровой момент с персонажами, внесение пособий к играм, вопросы, корректировка ответов, сюрпризный момент.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Садится тот, кто скажет сколько звуков в словах:

(мак, рыба, ком, Маша, лиса, ус, утка, волк, сыр, банан, дуб, ам, гуси, машина)

  1. Закрепление пройденного материала  («а», «у», «и»)
  1. Ребята что такое звук? (это то, что мы слышим и говорим)
  • А как мы обозначаем звук? (буквой)
  • Что такое буква? (это то, что мы видим и пишем)
  • С какими буквами мы уже познакомились? («а», «у», «и»)
  • Кто вспомнит стихи-шутки про них?  
  1. Соотнесение звука с буквой. Логопед называет слова, дети показывают      

             соответствующую букву по первому звуку.

        - Я говорю слово, вы слушаете и определяете 1-ый звук в  этом слове и    

           поднимаете соответствующую букву (аист, умный, идет, акула, играет, уснул, Илья,

          адрес, усы, Уля, иголка, Андрей)

  1. Определение  места буквы в слове. Отгадывание  загадок.

          На доску выставить  большие листы-загадки  на буквы «а», «у», «и». (Е.В.

          Колесникова)

  1. Повторение артикуляции и характеристики звука, соответствующего изучаемой букве.

Выставить картинки (корова, теленок)

- Как мычит корова? –М- м-м!

- А как теленок?  -  Мь-мь-мь!

Артикуляция звука:  губы сжаты и напряжены, зубы разомкнуты, язык лежит спокойно. Звуки произносятся с помощью губ. Произнесение хором и индивидуально.

Характеристика звука:

М – согласный, твердый, звонкий

М’ -  согласный мягкий, звонкий

  1. Постановка цели занятия.

- С какими звуками и с какой буквой будем знакомиться?

 (со звуками «М – М’» и буквой «М»)  

Речевая зарядка:  

                              ма - мя        ам – амь

                              мо – мё       ом – омь

                              му – мю      ум  - умь

                              мы – ми      им - имь

  1. Игровой момент.

- Вместе с  буквой «М» к нам в гости пришли веселые гномики «Муа» и «Миа».

- Как вы думаете кто из них «Муа», а кто «Миа»?

а) Д/и «Кто больше?» 

   Дети перечисляют продукты, в названиях которых есть звуки «М», «М’»

- Эти гномики очень любят покушать, а любимые продукты у них…

- Ребята а вы сами назовите какие?  

(маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа, эскимо, сметана)

б) Д/и  «Определи где звук?» 

    Выставляются схемы.

  - А что сегодня у гномиков на столе? Давайте отгадаем (мясо, сметана, молоко, эскимо).

в) Д/игра «Наоборот»

  Эти гномики дружные, но иногда они спорят друг с другом и говорят все наоборот.

  Словарный материал:

Война – мир                               ссориться – мириться

Быстро – медленно                  твердый – мягкий

Глупый – умный                        большой - маленькийц

  1. Знакомство с буквой.

  - Ребята,  мы знаем что каждый звук обозначается буквой.

  - Звуки «М – М’» - согласные, значит и буква «М»  -  согласная.

  - Показ заглавной  ( - что мы пишем с заглавной буквы?) и прописной буквы.

  - Сравнение буквы с образом. (использование буквы – шутки).

.                          Палочка и палочка,                             Вот качели -

Между ними галочка.                           Буква М!

И понятно сразу всем:                         Здесь качаться

Получилась Буква   М.                         Можно всем!

                                                                                                      (Е. Тарлапан)

П куда – то торопилась,                       Мама, глянь –ка! Две горы

Посрединке проломилась,                   Словно две родные сестры!

П не П теперь совсем –                                                         (Г. Виеру)

Она стала буквой М.                              Мама Милу с мылом мыла,

                           ( Г. Ванюхина)             В глаз попало Миле мыло.

                                                                                              Мама Миле говорила:

Хорошо известно всем:                         - Не сердись, дочурка Мила!

Где метро, там буква М.                       - Не сержусь,  - сказала Мила, -

                                 (А. Шибаев)             Я выплакиваю мыло.

                                                                                                            (И. Демьянов)

Взявшись за руки,                                    Взялись за руки друзья

Мы встали                                                И сказали: «Ты да я – это мы».

И на М похожи стали.                             А между тем получилась буква М.

                                        (В.  Степанов)                                               (А. Шибаев)

  1. Физкультминутка.   «Живые буквы» (+подсказка)

             Составление имен гномиков (Миа, Муа)

  1.  Работа в тетрадях

     а)

  1. Нахождение буквы в кассе букв (раздать на каждого).
  2. «Из скольких элементов состоит буква?»
  3. Выкладывание буквы из счетных палочек.
  4. Обведение буквы из наждачной бумаги перед собой на столе.
  5. Прорисовывание «М» в воздухе.

  б) Обведение заглавной буквы по контуру  в тетрадях и штриховка  

       карандашом (сверху  вниз).

       Чтение  таблицы слогов: ам, ум, им, ма,  му, ми. 

  1. Подведение итога занятия.  

       - Какие звуки мы сегодня повторили?  

       - С какой буквой познакомились?

       - Какое задание было самым интересным?

       - Кто помогал нам сегодня на занятии? ( гномики Миа и Муа)

Эти гномики очень любят сладости,  они и вам подготовили вкусный сюрприз («Милки Вэй», в котором очень много полезного молока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки [Х], [Х\'], буква Х. "Слияние", "Вне слияния"

Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа и синтеза с элементами обучения грамоте. Тема «Звуки [Х], [Х’], буква Х». Знакомство с терминами «Слияние», «Вне слияния»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....