Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
рабочая программа по теме
В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигательного восприятия, формированию сотрудничества ребенка и взрослого, способам усвоения общественного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программно-методическое обеспечение | 635.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей детский дом (смешанный) № 31
Московского района Санкт-Петербурга
Адрес: 196244, Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д.18, к.3, лит. А
Утверждаю: Согласовано:
Директор д/д № 31 Зав. кафедрой
В.Г. Григорьева психологии СПбАППО
_________________ проф. А.К. Колеченко
____________________
Программно-методическое обеспечение
психолого-логопедического сопровождения детей
по формированию оптико-пространственных функций и
временных ощущений
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Составитель: Антоник Г.Б., учитель-логопед д/д № 31
при участии службы сопровождения детского дома
педагога-психолога Амировой О.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя "двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого пространства ". Одно из главных стремлений ребенка в этом возрасте - стремление к овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия с другими.
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. У детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно - двигательного, слухового, формируется представление о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт приобретается в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.
У детей с когнитивной (отсутствие условий для учения и приобретения различных навыков) и сенсорной (недостаток зрительных, слуховых, тактильных стимулов) депривацией чувственное познание мира без специального коррекционного воздействия развивается гораздо медленнее, чем у их сверстников в нормальных семьях. Овладеть пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве представляет трудности и для нормально развивающихся дошкольников, а для детей, которые поступили в детский дом, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте осваивать пространство особенно сложно. Для ликвидации последствий депривации, прежде всего, необходимо устранение и компенсация вызвавших ее условий.
Наблюдения показывают, что формирование пространственных представлений и временных ощущений носит общий, недифференцированный характер. Сначала ребенок правильно понимает положение предметов по вертикали - на, под; горизонтальное положение воспринимается в целом, как положение - рядом, за; и лишь постепенно в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности появляются восприятия таких отношений, как за, перед, справа, слева.
В представлении ребенка пространство ограничено и заполнено, так как оно неотделимо от предметов и исчерпывается местонахождением известных ребенку предметов. В большинстве случаев путем образования ассоциаций по расположению предметов ребенок может много запомнить и воспроизвести, особенно, если эти впечатления были сильными, эмоционально окрашенными.
Психологическое время у детей, воспитывающихся в детском доме, имеет свои особенности. Часть детей считают, что они никогда не были маленькими. Для них воспоминания и представления о себе маленьком не связываются с особенностями внешнего облика, с эмоциональными состояниями, поведенческими проявлениями, характерными для маленьких детей, а также с их предметным окружением и деятельностью.
Отсутствие постоянного общения с одними и теми же людьми лишает детей прошлого, так как только от близких людей они могут узнать, каким они были в детстве, что переживали раньше. Дети не могут оценить свой прошлый опыт, а это препятствует формированию представлений о будущем, приводит к тому, что дети живут лишь сегодняшним днем, не накапливая личного опыта. Тогда как их сверстники, воспитывающихся в семье, давно миновали эту промежуточную стадию существования «вне времени».
В детском доме у детей формируется как бы параллельный мир, состоящий из образов наполняющих его людей, мало меняющийся с течением времени и как бы «застывший» в необъятном плохо осознаваемом настоящем «без границ», но резко ограниченный внутренним пространством жилища. Но даже это жизненное пространство нередко не принадлежит ребенку целиком.
А между тем, проживание ребенком проблемы своего места как подтверждение факта бытия, важно ему для убеждения в том, что он есть и что с ним все в порядке.
Необходимость оказания помощи детям дошкольного возраста, воспитывающимся в детском доме в формировании их пространственно – временных представлений очевидна, а ценность такой работы вряд ли можно преувеличить. Достаточно сказать, что формируя пространственно –временные представления у детей, одновременно решаются и многие другие задачи, связанные с такими базовыми составляющими, как становление произвольной деятельности ребенка и навыков самостоятельной творческой работы, обозначение схемы собственного тела, развитие образного и логического мышления, увеличение объема экспрессивного словаря и общей осведомленности, развитие слухового восприятии и зрительной памяти, рост коммуникативных навыков и эмпатических способностей.
Организация коррекционно-развивающей работы с детьми по формированию оптико-пространственных представлений и временных отношений.
Работа по развитию оптико-пространственных функций и временных ощущений строится с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка. К 4 годам ребенок уже различает равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, различает равные и разные по величине предметы, направление от себя: вперед, назад, называет утро, день, вечер, ночь, соотносит, различает и называет основные цвета и их оттенки, складывает фигуры по образцу из геометрических форм.
При обследовании детей, поступающих в детский дом, мы обратили внимание на то, что при выполнении задания ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает на какие свойства и отношения предметов нужно опираться. У детей не развит поисковый способ ориентировки, они действуют либо хаотично, совсем не учитывая свойства предметов, либо привычным, усвоенным способом, не перенося знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию.
Наша основная задача состояла в том, чтобы сформировать у детей младшего дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении заданий, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.
Игры и игровые упражнения, в которых дети действуют совместно со взрослым, развивают у них умение учитывать свойства и отношения предметов в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Вначале предлагаются детям такие ситуации, с которыми они уже встречались по подражанию, затем схожие, а уже потом новые.
Для того чтобы психическое развитие проходило полноценно, нужно не только научить ребенка правильно воспринимать окружающий мир, но и закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления, соединить образ восприятия со словом.
В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигательного восприятия, формированию сотрудничества ребенка и взрослого, способам усвоения общественного опыта.
Занятия рассчитаны на группу детей 4-5, 5-6 лет в количестве шести-восьми человек один раз в неделю в специально организованной предметно-развивающей среде, их проводит логопед и психолог.
Основные направления работы по формированию оптико-пространственных представлений и временных ощущений у детей с нарушениями речи:
- знакомство с факторами, влияющими на здоровье ребенка, расширение его представлений о самом себе (кто я и какой я);
- формирование оптико-пространственных функций и временных ощущений специально организованными дополнительными и специфичными средствами, методами и приемами;
- отработка скорости ориентировочной реакции, последовательность выполнения действий по условному знаку;
- совершенствование координаторно-двигательных механизмов в процессе игровых действий;
- активизация мотивационно – побудительной деятельности;
- развитие рефлексии и самоконтроля;
- формирование развернутой фразовой речи, расширение экспрессивного словаря;
- развитие коммуникативных навыков, в том числе образно-жестовых знаков;
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы, развитие эмпатических способностей;
Вся программа состоит из 144 занятий, которые объединены в циклы, соответствующие программному содержанию работы с детьми данного возраста. Это новый практический психолого-логопедический курс для формирования оптико-пространственных функций и временных представлений у детей с нарушениями речи. В специально организованной совместной деятельности ребенка и взрослого достигается положительный обучающий и воспитательный эффект. На первый план выступает предметно-практическая деятельность, составленная из орудийных операций, соединенных в последовательные цепочки. Главное, чтобы в работе совершалось как можно больше игровых действий, характеризующих наличие творческой фантазии.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Средняя группа:
1 период – обогащение двигательного опыта детей в действиях с предметами, развитие праксиса позы по подражанию и самостоятельно, развитие стереогноза, соотнесение формы, величины и цвета со словом.
2 период – выполнение в определенном темпе и ритме динамической координации движений, удержание двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений, увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.
3 период – обучение выполнению правил в подвижных играх, согласованию своих движений с движениями других детей, расширение круга узнаваемых предметов на основе сформированных слуховых и зрительных представлений, совершенствование процессов запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов, ряда неречевых звуков и звукоподражаний.
Старшая группа:
1 период – выполнение игровых упражнений, связанных с перемещением в пространстве, использование речевых и имитационных средств в процессе называния и показа пространственных отношений, сопровождение действий речью.
2 период – поддерживать и стимулировать стремление детей использовать конструктивные умения и навыки в ролевых играх, учить детей словесному отчету о ходе выполнения задания, развивать и поддерживать у детей словесное сопровождение практических действий.
3 период – воспитывать адекватное отношение детей к ролевым действиям, учить детей овладевать техникой перевоплощения, стимулировать детей к использованию основных игровых умений в новой игре, развивать воображение детей, стимулировать речевую активность и положительный эмоциональный настрой.
Подготовительная группа:
1 период – расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти, дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей, развитие кинетической основы артикуляционных движений, развитие топологических представлений о перемещении объекта в пространстве, определение своего местоположения среди окружающих объектов, использование подвижных игр, различных упражнений на перемещение в пространстве с изменением направления движения.
2 период – выполнение действий по инструкции, включающей изменения направления движения, развитие ориентировки в сторонах относительно себя и другого объекта или предмета, развитие фразовой речи в ходе комментированного действия с предметами, дальнейшее совершенствование двигательной сферы детей, обучение их выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения.
3 период – обозначение пространственного расположения предметов словом, совершенствование процессов запоминания и воспроизведения, обучение детей активной поисковой деятельности, развитие у детей стремления передавать радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений, развивать все виды словесной регуляции в процессе игры, в общении друг с другом, в повседневной жизни.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ВРЕМЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ.
Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. У детей происходит становление всех видов восприятия - зрительного, тактильно - двигательного, слухового, формируется представление о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт приобретается в процессе широкой ориентировочно - исследовательской деятельности.
У детей с депривацией чувственное познание мира без специального коррекционного воздействия развивается гораздо медленнее, чем у их сверстников в нормальных семьях. Когда мы говорим о пространственном восприятии, то имеем в виду восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, впереди) и пространственные отношения предметов и их частей. Ориентировка в пространстве значит, что ребенок должен осознать свое положение в пространстве, уметь жить и действовать в этом пространстве. Ориентировка в ближнем пространстве формируется раньше и легче, чем ориентировка в дальнем пространстве. Овладеть пространственными представлениями и ориентировкой в пространстве представляет трудности и для нормально развивающихся дошкольников, поэтому мы обратили внимание на этот аспект в работе с детьми - сиротами, поступившими в детский дом в возрасте трех лет.
Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по подражанию.
Наблюдения показывают, что формирование пространственных представлений и временных ощущений носит общий, недифференцированный характер. Сначала ребенок правильно понимает положение предметов по вертикали - на, под; горизонтальное положение воспринимается в целом, как положение - рядом, за; и лишь постепенно в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности появляются восприятия таких отношений, как за, перед, справа, слева. Вначале предлагаются детям такие ситуации, с которыми они уже встречались по подражанию, затем схожие, а уже потом новые.
В представлении ребенка пространство ограничено и заполнено, так как оно неотделимо от предметов и исчерпывается местонахождением известных ребенку предметов. В большинстве случаев путем образования ассоциаций по расположению предметов ребенок может много запомнить и воспроизвести, особенно, если эти впечатления были сильными, эмоционально окрашенными.
Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребенок производит по подражанию.
Работу по развитию зрительно-пространственных функций мы построили с учетом возрастных, психологических и эмоциональных особенностей ребенка. К четырем годам ребенок различает равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, соотносит равные и разные по величине предметы, определяет пространственные направления от себя: вперед, назад; называет утро, день, вечер, ночь, различает и соотносит основные цвета и их оттенки и по образцу из геометрических форм складывает фигуры.
На что мы обратили внимание при обследовании детей, поступающих в детский дом: выполняя задание, ребенок не может ориентироваться в его условиях, не знает на какие свойства и отношения предметов нужно опираться. У детей не развит поисковый способ ориентировки, они действуют либо хаотично, совсем не учитывая свойства предметов, либо привычным, усвоенным способом, не перенося знания на новую игрушку и даже на сходную ситуацию.
Наша основная задача состояла в том, чтобы сформировать у детей младшего дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении заданий, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести детей к подлинной зрительной ориентировке.
Игры и игровые упражнения, в которых дети используют метод проб и примеривания, развивают у них умение учитывать свойства и отношения предметов в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, надо не только научить его правильно воспринимать окружающий мир, но и закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления, соединить образ восприятия со словом.
В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигательного восприятия, формированию сотрудничества ребенка и взрослого, овладению детьми способами усвоения общественного опыта.
Пространственное познание тесно связано с пространственным поведением. Ребенок в норме осваивает пространство через его сенсорное восприятие. Пространственную ориентировку разделяют на ориентировку в микро и макропространстве.
«Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуации».
Г.Л. Лэндрет, «Игровая терапия».
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА СРАВНЕНИЕ ДВУХ ГРУПП ПРЕДМЕТОВ ПО КОНТРАСТНЫМ ПРИЗНАКАМ, НАХОЖДЕНИЕ ПРИЗНАКОВ СХОДСТВА МЕЖДУ НИМИ.
ЦЕЛЬ: сформировать у детей способность узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.
Игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форме.
"Следы и следочки"
Игровая ситуация: для этой игры предлагаются трафареты следов большого размера и трафареты следов маленьких. Следы раскладываются по комнате, детям предлагается пройти по маленьким следам
.
" Большой - маленький"
Игровая ситуация: логопед бросает мяч ребенку, называя предмет, например - яблоко. Ребенок возвращает логопеду мяч, называет этот предмет ласково «яблочко».
Это упражнение хорошо проводить, используя имена. Предлагается ребенку сначала назвать ласково свое имя, а затем назвать ласково имя своего соседа.
"Домик"
Игровая ситуация: два домика контрастные по величине. В большом домике «живут» большие игрушки, а в маленьком домике - маленькие игрушки. Распределить предлагаемые игрушки, предметы, предметные картинки по домикам.
"Печка"
Игровая ситуация: дети становятся в круг, произносят слова, показывая: высокая - поднимают руки вверх, широкая - разводят руки в стороны, большой - соединяют руки в круг перед собой.
Течет широкая речка.
Стоит высокая печка,
А в ней большой пирог.
А рядом узкая речка
Стоит низкая печка,
А в ней маленький пирожок.
"Каравай"
Игровая ситуация: выбирается ведущий, который показывает, какой каравай пекут на именины. Можно выбирать несколько детей одновременно.
Как на наши имены
Испекли мы каравай-
Вот такой вышины,
Вот такой нижины,
Каравай, каравай,
Вместе с нами поиграй!
"Тень-тень-потетень"
Игровая ситуация: речь дети сопровождают действием.
Тень-тень-потетень
Выше города плетень!
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
-Всему миру я краса!
Похвалялся зайка:
-пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
-Могу песни я петь!
"Меткий стрелок"
Игровая ситуация: нужно попасть в центр ладони партнера. Ладонь держат без движения: ладонь повернута вверх, вниз, вправо, влево. Как легче попасть в ладошку?
"Осень"
Цель: развитие физиологического дыхания, координации речи и движения, формирование цветовых ощущений.
Игровая ситуация: дети собирают желтые листочки, рассыпанные на полу, и делают желтый ковер. Слово "желтые" в песенке заменяется на другой цвет.
Дует, дует ветер, дует-задувает,
Желтые листочки с дерева срывает
И летят цветочки, кружат по дорожке,
Падают листочки прямо нам под ножки.
"Автобус"
Цель: формирование ориентировки в пространстве, обогащение словаря.
Игровая ситуация: в игре участвует группа детей. Посередине комнаты выстраиваются стульчики (парами, как в автобусе), между ними проход для пассажиров. На каждой остановке выходит ребенок и берет игрушку, соответствующую его остановке: "Зоопарк", "Магазин", "Библиотека".
" Карусели"
Цель: формирование представлений "быстро - медленно".
Игровая ситуация: Под громкую музыку (бубен, барабан) дети идут высоко поднимая ноги, под тихую музыку передвигаются на носочках.
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом быстрее, быстрей,
Побежали веселей.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
"Слушай музыку"
" Потешка "
Цель: формирование представлений «высоко – низко».
Сели куры на забор
И пустились в разговор:
-Ко-ко-ко,ко-ко-ко,
Мы взлетели высоко.
" Пирамидка "
Игровая ситуация: в "волшебном" мешочке четыре колечка пирамидки, разные по величине. Дети достают из мешочка колечки по степени уменьшения на ощупь и нанизывают на пирамидку.
" Холодно "
Кто мяукал у дверей?
Открывайте поскорей!
Очень холодно зимой
Мурка просится домой.
" Далеко "
В лес далекий я пойду,
Зайку серого найду,
Принесу его домой
Будет этот зайка мой.
" Солнышко "
Игровая ситуация: к солнышку прикреплены ленточки - лучики. Дети выбирают длинные "лучики" и бегут по кругу.
Солнышко, солнце,
Выгляни в оконце.
Выходит солнце из-за туч
И мне протягивает луч.
Беремся за руки мы с ним
И вдоль по улице бежим.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА, ОСНОВНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И МЕСТОНАХОЖДЕНИИ ПРЕДМЕТОВ.
Цель: формировать у детей умение ориентироваться в схеме собственного тела, развивать двигательную активность.
«Посмотри на меня»
Цель: учить активно использовать в речи слова вверху, внизу.
Дети становятся парами друг против друга.
Выполняется команда; "Посмотри на своего друга сверху вниз, снизу вверх.
Проведи руками сверху вниз и снизу вверх по себе.
Покажи так на своем соседе.
«Паучки»
Цель: упражнять в ориентировке на собственном теле, закрепить умение правильно употреблять простые предлоги.
«Паучки» - руки сидят на голове, затем по команде спускаются на нос, плечи, шею, живот, ноги. Паучки могут сидеть на ногах, затем поднимаются вверх по команде.
« Где же наши ручки»
Цель: упражнять в ориентировке на собственном теле, развитие слухового внимания.
Игровая ситуация: дети сидят на стульчиках. Ведущий стоит перед ними, читает стихотворение и выполняет действия, дети повторяют их.
Где же рученьки мои? (руки за спиной)
Где же мои ручки?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять.(показать руки).
Слово - ручки - затем заменяют другими, по желанию
ведущего: ножки, глазки, ушки и т.д.( ножки – присесть), (глазки – закрыть ), ( ушки – закрыть руками) и т.д.
«Водичка-водичка»
Цель: развитие моторики руки и мимических движений.
Игровая ситуация: ведущий читает потешку, дети выполняют действия.
Водичка- водичка, (встряхнуть кисти рук)
Умой мое личико, ( ладошками провести круг вокруг лица)
Чтоб щечки алели, ( похлопать по щечкам)
Чтоб глазки блестели, ( положить пальчики на закрытые глазки)
Чтоб смеялся роток, (имитация улыбки)
Чтоб кусался зубок. (показать зубки)
«Кот»
Цель: формирование элементов перевоплощения, развитие ритмичной речи, развитие воображения. Ребенок представляет собой воображаемого кота и показывает, какая у кота шубка, усы, хвостик и т.д.
Как у нашего кота – показать движения кота
Шубка очень хороша. – провести руками сверху вниз
Как у котика усы – показать усы
Удивительной красы.- развести руки в стороны
Глаза смелые, - сделать большие глаза
Зубы белые, - показать зубы
Лапки быстрые, - быстро пробежать
Хвост пушистый.- «повилять» хвостиком
«Зайка»
Цель: развитие ритмичной речи, воображения, четкости движений.
Дети выполняют движения в такт звучащих слов
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит. –
Вот так, вот так, - вперед, назад
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, - похлопали
Надо лапочки погреть.- подули на руки
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.- прыжки на месте
Прыг-скок, прыг-скок, - прыжки вперед
Надо зайке поскакать.
« Чепуха»
Цель: развитие внимания, обогащение словаря.
Игровая ситуация: задание выполняется по подражанию. Ведущий показывает и называет, что он показывает. Затем ведущий, к примеру, говорит "голова", а показывает "ноги". Дети должны показать то, что ведущий называет, а не то, что он показывает.
«Пальчики»
Цель: развитие мелкой моторики, формирование фразовой речи.
Вот она пятерка братьев.- показывают пальчики
Дома все они без платьев, - вертят пальчиками
А на улицу зато – двигаются по столу
Нужно каждому пальто.- гладят каждый пальчик сверху вниз
«Слушай и выполняй»
Цель: развитие слухового внимания, координации движений.
Игровая ситуация: под громкую музыку (выбирается любой музыкальный инструмент) дети идут высоко поднимая ноги, под тихую - на носочках, музыка не звучит – остановились.
« Котик»
Цель: развитие ориентировки на теле, координации движений.
Котик лапкой умывается. – машут на себя руками
Вымыл носик, - потереть носик
Вымыл ротик, - потереть губки
Вымыл ухо, - потереть одно ухо
Вытер сухо. – гладят себя
« Маланья»
Цель: развитие образно-жестовых знаков, координации речи с движением, воспитание ритма и силы голоса.
Игровая ситуация: один ребёнок выходит. Остальные договариваются, какое движение будут выполнять. Когда входит отсутствующий, дети рассказывают стих и показывают это движение.
У Маланьи у старушки –хлопают в ладоши
Жили в маленькой избушке – делают руками домик над головой
Пять сыновей.- показывают пять пальцев
Все без бровей,- закрывают руками брови
Вот с такими глазами, - делают из большого и указательного пальца колечки
Вот с такими ушами, - показывают большие уши
Вот с такой бородой,- показывают большую бороду
Вот с такой головой.- показывают большую голову
Они ни пили, ни ели – крутят головой
На Маланью все смотрели – вытягивают руки вперед вверх ладошками
И все делали вот так.- показывают задуманное движение
«Не забудь»
Цель: ориентировка на собственном теле, формирование санитарно-гигиенических навыков
На ночь вымыть не забудь
Уши, шею, руки, грудь!
Воды, мыла не жалей.
Тогда ты будешь здоровей!
«Жил-был зайка»
Цель: формирование речевого ритма, координации движений.
Жил-был зайка
Длинные ушки.
Отморозил зайка
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик.
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
«Киска»
Цель: развитие диалогической речи.
-Здравствуй, киска,
Как дела?
Что же ты от нас ушла.
- Не могу я с вами жить.
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете.
«Запрещенное движение»
Цель: формирование внимания, ориентировки в собственном теле.
Игровая ситуация: ведущий показывает одно движение и предупреждает, что в ходе игры это упражнение нельзя показывать детям, например: «Поднимать руки вперед». Затем показывает разные движения: руки в стороны, руки на пояс, руки на плечи, руки вперед». Дети повторяют за ведущим все упражнения, кроме задания: «Руки вперед!» Упражнение выполняется пять-шесть раз.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР И ФОРМ ПРЕДМЕТОВ.
ЦЕЛЬ: научить детей различать геометрические фигуры по форме, определять форму предметов, освоить ряд практических действий, которые помогут ребенку воспринимать форму независимо от положения фигуры в пространстве, от цвета и величины.
« На что похожа эта фигура»
Цель: формирование навыка распознавания форм предметов, развитие зрительного и слухового внимания.
Игровая ситуация: детям предлагаются геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. На столе разложены картинки: солнце, шар, флажок, домик, арбуз. Подобрать к геометрическим фигурам данные картинки.
«Домик в волшебном мешочке»
Цель: формирование конструктивного праксиса и гнозиса, закрепление цветовых ощущений.
Игровая ситуация: детям раздается одна из геометрических фигур: квадрат либо треугольник. Недостающие фигуры находятся в мешочке. Ребёнок на ощупь находит ту фигуру, которой ему не хватает и строит домик. Геометрические фигуры даются разных цветов. Для усложнения задания предлагаются детям три треугольника, два квадрата и два треугольника, четыре треугольника, один прямоугольник и два треугольника и т. д.
«Построй дорожку»
Цель: развитие пространственных представлений и конструктивного праксиса.
Игровая ситуация: дорожка прямоугольной формы с вырезанными отверстиями разной формы. Достать из коробки объемную геометрическую форму и поставить ее в соответствующее отверстие.
«С кем ты дружишь?»
Цель: закрепление цветовых ощущений, формирование фразовой речи.
Игровая ситуация: на столе разложены цветные кружки.Ребенок выбирает себе цветной кружок. Затем ему дается задание: "Мы сегодня будем выбирать себе друзей или подарки для своего друга. Сегодня ты будешь дружить с игрушками или предметами синего цвета". Ребенок выбирает из группы предметов только те, которые соответствуют цвету его кружка.
« Кукла»
Цель: формирование обобщающих понятий по теме «Одежда», формирование воображения и имитации движений.
Игровая ситуация: роли выполняют три девочки. Одна - роль куклы, другая – роль Кати, третья – роль Нади.
У куклы синие глаза (карие, зеленые, черные),
У куклы желтая коса (рыжая, черная, светлая)
И красненькое платье.
Для куклы Катя фартук (шляпку, шарфик, кофту) шьет,
А Надя варит ей компот (Какой?) из слив, яблок, груш, малины.
На столе лежат предметные картинки по тексту.
« Паровоз»
Цель: формирование ритма и темпа речи, координация движений.
а/ Разогнался паровоз,
Паровоз из трех колес,
Эй, ребята, осторожно!
Из вагона выпасть можно.
б/ Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ОЩУЩЕНИЙ.
Цель: развивать у детей навыки ориентировки во времени, используя стихи, потешки, чувственный опыт.
«Солнышко»
Цель: развитие координации движений и речевого сопровождения.
а/ Солнышко просыпается - глазки прищурены, руки разведены в стороны - утро.
Солнышко на небе - пальцы разведены веером, ладонь одной руки накладывается на другую руку, глаза широко открыты - день.
Солнышко укладывается спать - глаза прищурены, руки опущены вдоль туловища - вечер.
Солнышко спит - глаза закрыты, голова опущена на сложенные вместе ладошки - ночь.
Солнце просыпается -
Утро начинается.
На небо взошло-
День привело.
За гору спустилось-
Вечером прикрылось.
Глазки закрыло-
Ночь наступила.
б/ Солнышко, солнышко, (пальцы веером, ладошка одной руки накладывается на ладонь другой руки).
Посвети в окошечко. (поднять ладошки вверх)
Пойдут детки погулять, (идут на месте)
Будут бегать и играть.(бегают и бросают друг другу мяч)..
в/ Детям дают круглый желтый шарик, который можно
спрятать в ладошки;
Цель: формирование пространственных представлений с опрой на тактильные ощущения.
ночь - прячут "солнышко" в ладонях;
день - поднимают руки вверх, показывая шарик. Выполняя движения, дети проговаривают стихи.
Солнце ходит полный круг,
Освещая все вокруг.
" Колыбельная "
Цель: формирование временных ощущений, закрепление частей суток.
Игровая ситуация: с помощью игры «Фанты» выбирают белку, ежа с ежатами, зайчишку и ребёнка. Каждый из действующих лиц выполняет действие, соответствующее тексту стихотворения.
Белка спряталась в дупло,
Спать, спать, спать,
Еж домой ведет ежат
Спать, спать, спать,
Под кустом зайчишка лег
Спать, спать, спать.
И тебе пора, дружок,
Спать, спать, спать.
«Доброе утро»
Цель: закрепление знания детьми частей суток, развитие моторики руки.
Игровая ситуация: выходит «солнышко», дети сидят на стульчиках. «Солнышко» обходит круг со словами:
С добрым утром, детвора,
Я встаю и вам пора.
Сколько разных дел вокруг
Для проворных ваших рук.
Затем детям даются разные задания для развития моторики руки.
" Уснули "
Цель: расширение представлений о временных отношениях, о частях суток.
Игровая ситуация: предлагаются два трафарета окон: тёмного и светлого. После чтения стихотворения, детям предлагается выбрать правильный трафарет по тексту. Педагог поднимает трафарет, все дети закрывают глаза. Выходит ребёнок, играющий роль «мишки», ставит на окошко-трафарет луну и произносит фразу из стихотворения.
Стало темно,
Все спят давно.
Только мишка не спит
На окне сидит,
Глядит на луну:
-Никак не усну.
" Петушок "
Цель: уточнение и расширение представлений о временных отношениях.
а/ Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай голосок
Через темный лесок,
Через лес за реку
Покричи:
- Ку-ка-ре-ку!
б/ Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь?
Детям спать не даешь.
в/ Солнышко ясное
Покажись!
Солнышко красное
Нарядись!
Платье алое надень,
Подари нам светлый день!
" Важный петух "
Цель: формирование речи с движением, закрепление знания частей суток.
Игровая ситуация: Дети, исполняющие роли петушка и солнышка идут навстречу друг другу, останавливаются друг перед другом. Петушок стоит на одной ноге, руки на пояс, а солнышко руками делает руками круг.
Просто так по пустяку
Не пою " ку-ка-реку " -
Утро привечаю,
Солнышко встречаю
" В гости "
Цель: ориентировка в пространстве, развитие ритмических движений, обогащение словаря, формирование временных представлений.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
" Дни недели "
Цель: ввести в активный словарь последовательность дней недели, развитие речи и движения.
Игровая ситуация: дети имитируют движения по тексту стихотворения.
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали,
В среду мы пекли калач,
А в четверг играли в мяч,
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу торт купили.
В воскресенье, в воскресенье
Мы пошли на день рождения.
Развитие пространственных и временных представлений в дошкольном возрасте должно сочетаться с практическими действиями. Дети могут наблюдать течение времени в повседневной жизни. После завтрака они идут заниматься, после обеда - тихий час, после ужина - ночной сон. Наблюдается регулярное постоянство. На первых порах объяснения даются с опорой на события, которые происходят во времени. Дети легче учатся называть дни недели, если каждый день происходит что-то особенное.
Сопровождение речью собственных действий наблюдается у детей очень часто. В большинстве случаев дети используют простые предложения. Тем не менее, высказывания такого рода важны: отражение действий в громкой речи - один из начальных этапов формирования умственных действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...
Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Дипломная работа по теме "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «По дороге в лесную школу».
Конспект открытого НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе № 15, МАДОУ "Сказка"...
Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...
Конспект НОД по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР....
Буклет "Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В буклете представлены игры и упражнеия по развитию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ...