Буклет "Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по математике

Мельникова Ирина Михайловна

В буклете представлены игры и упражнеия по развитию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:

• Лист состоит из двух страниц.

• Тетрадь состоит из листов...

2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.

3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.

4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе. 

5. Рисование фигур по точкам: на бумаге в клетку.

6. Запись цифр.

Формирование умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах

Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное).

Дидактические игры

«Обставить кукле комнату, как на рисунке» (моделирование обстановки комнаты с использованием: игрушечной мебели, плоских изображений предметов, условных знаков, геометрических фигур). «Обозначь стрелками словесные направления движения». «Найди клад по схеме». «Путешествие на игрушечном автомобиле» (в соответствии с указанным маршрутом).

Развития временных представлений у дошкольников

Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять всё дни недели пойдут по порядку».

Последовательность обучения:

1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.

2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.

3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером. Можно рассказать детям о происхождении этих названий.

4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».

Дидактические игры

«Неделя, стройся!» У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся.

Ознакомление с месяцами

и временами года

На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:

• количество и порядок времен года;

• количество месяцев в году;

• порядок месяцев;

• классификация месяцев по сезонам.

Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.

Изучение календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).

Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки.

       

Формирование умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»

Только после изучения собственного тела и направлений на нем переходим к ориентировке относительно себя.

В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».

— Раскладывай круги правой рукой слева направо.

— Подними левую руку вверх.

— Взмахни флажком вправо, влево.

— Посмотри вниз, вверх.

— Сделай два шага назад, вперед.

Дидактические игры

«Куда бросим мяч»; «Где звенит колокольчик?» и др.

Формирование умения ориентироваться относительно другого лица

Со старшей группы учим детей ориентироваться относительно другого человека. В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Фрагмент:

Воспитатель стоит напротив детей:

— Где находится окно относительно вас? (Слева.)

— А относительно меня? (Справа.)

— Почему так? (Вы не так стоите.)

— Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего ответа.

— Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня дверь?

Замечание: после освоения этой ориентировки можем отменить «зеркальный показ» образца выполнения действий.

Формирование умения определять место положения предметов относительно других предметов

После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:

— Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)

— Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика.

— Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расскажи, где стоят кубики относительно красного.

Дидактические игры

«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»; «Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изменившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель показывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя); «Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, лицом друг к другу, напротив друг друга») и др.

Знакомство с правилами дорожного движения

Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице:

— По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны.

— Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя до| середины, направо.

— Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, на| зеленый свет светофора.

— Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди и др.

В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.

Дидактические игры

«Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога в школу», «Улицы нашего города» и др.

Обучение ориентировке на листе бумаги

Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.

Последовательность формирования ориентировок:

  1. Знание плоскости листа.

2. Понимание пространственных отношений на листе. Рассматривание карточек-перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.

         

3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.

Дидактические игры

«Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»; «Составь узор по образцу» (I вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе. II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается); «Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).

Формирование умения работать на листе бумаги в клетку

В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками.

Последовательность обучения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности

В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...

Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Дипломная работа по теме "Влияние   дидактических игр  на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...

«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »

Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста  и у детей подготовительной группы с ОНР »...

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.

Статья  по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития"....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....