Буклет "Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по математике
В буклете представлены игры и упражнеия по развитию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Знакомство с понятиями: лист, страница, тетрадь:
• Лист состоит из двух страниц.
• Тетрадь состоит из листов...
2. Повторение названий сторон и углов листа и страницы.
3. Изучение клеточного и строчечного микропространства.
4. Рисование точек, палочек, фигур, узоров на листе.
5. Рисование фигур по точкам: на бумаге в клетку.
6. Запись цифр.
Формирование умения «читать» и моделировать пространственные отношения на рисунках, чертежах, планах-схемах
Дошкольникам часто предлагают задания по разгадыванию лабиринтов и т. п. Эта работа требует подготовки. Прежде чем использовать готовые схемы, полезно научиться самостоятельно их создавать (трансформировать трехмерное пространство в двухмерное).
Дидактические игры
«Обставить кукле комнату, как на рисунке» (моделирование обстановки комнаты с использованием: игрушечной мебели, плоских изображений предметов, условных знаков, геометрических фигур). «Обозначь стрелками словесные направления движения». «Найди клад по схеме». «Путешествие на игрушечном автомобиле» (в соответствии с указанным маршрутом).
Развития временных представлений у дошкольников
Основную работу начинаем в старшей группе с беседы: «Сутки часто называют словом «день». Дни сменяют друг друга. 7 дней составляют неделю. Каждый из семи дней имеет свое название: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Пройдет неделя, наступит другая, и опять всё дни недели пойдут по порядку».
Последовательность обучения:
1. Выучивают названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью.
2. Ежедневно называют, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером. Можно рассказать детям о происхождении этих названий.
4. Ежедневно на специальном календаре выставляют символ сегодняшнего дня недели. Для этого можно использовать полоски разного цвета: «Сегодня — вторник».
Дидактические игры
«Неделя, стройся!» У каждого из семи детей символ одного из дней недели — цвет или порядковый номер. По сигналу дети строятся.
Ознакомление с месяцами
и временами года
На занятиях по математике в подготовительной группе дети обобщают и систематизируют свои знания, обращая внимание на математический аспект:
• количество и порядок времен года;
• количество месяцев в году;
• порядок месяцев;
• классификация месяцев по сезонам.
Каждый месяц связывается с явлениями природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.
Изучение календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени (день, неделя, месяц, год).
Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни «уходят», события «приближаются», месяц «кончается». Чтобы сорвать следующий листок календаря, надо ждать целые сутки.
Формирование умения различать пространственные направления относительно себя «от себя»
Только после изучения собственного тела и направлений на нем переходим к ориентировке относительно себя.
В старшей группе, после того как сформируется умение ориентироваться относительно другого лица, можно отменить «зеркальный показ».
— Раскладывай круги правой рукой слева направо.
— Подними левую руку вверх.
— Взмахни флажком вправо, влево.
— Посмотри вниз, вверх.
— Сделай два шага назад, вперед.
Дидактические игры
«Куда бросим мяч»; «Где звенит колокольчик?» и др.
Формирование умения ориентироваться относительно другого лица
Со старшей группы учим детей ориентироваться относительно другого человека. В процессе этой работы ребенок сначала проверяет свой ответ практически, а затем должен научиться мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.
Фрагмент:
Воспитатель стоит напротив детей:
— Где находится окно относительно вас? (Слева.)
— А относительно меня? (Справа.)
— Почему так? (Вы не так стоите.)
— Встаньте на мое место. Убедитесь в правильности своего ответа.
— Попробуйте это сделать мысленно. Где относительно меня дверь?
Замечание: после освоения этой ориентировки можем отменить «зеркальный показ» образца выполнения действий.
Формирование умения определять место положения предметов относительно других предметов
После освоения правого и левого направлений в старшей группе усложняем задания:
— Расскажи, что где стоит на столе. (Справа от кубика стоит пирамидка, а слева матрешка.)
— Поставь мишку справа от зайчика, а собачку слева от зайчика.
— Поставь красный кубик между синим и зеленым. Расскажи, где стоят кубики относительно красного.
Дидактические игры
«Что изменилось?», «Где спрятана игрушка?», «Зайчик в лесу», «Расставь на столе предметы и расскажи о них», «Расскажи, что видишь»; «Поручение» («Поставь игрушки на полке так, как я скажу»); «Парные картинки» (Дети получают по одной карточке с изображением какого-либо сюжета. Парные картинки с изменившимся сюжетом остаются у воспитателя. Воспитатель показывает одну из карточек. Ребенок, у которого похожий сюжет, описывает свою картинку и отличия на карточке воспитателя); «Построй игрушки» («Поставь игрушки друг за другом, лицом друг к другу, напротив друг друга») и др.
Знакомство с правилами дорожного движения
Со старшей группы знакомим детей с правилами поведения на улице:
— По тротуару необходимо ходить правильно, придерживаясь правой стороны.
— Улицу переходят, посмотрев сначала налево, а, дойдя до| середины, направо.
— Если есть «зебра», то дорогу переходят только по ней, на| зеленый свет светофора.
— Обходят автобус, троллейбус сзади, а трамвай спереди и др.
В подготовительной группе совершенствуем точность и быстроту выполнения правил.
Дидактические игры
«Правила дорожного движения» (настольная, напольная, подвижная), «Как пройти в магазин», «Дорога в школу», «Улицы нашего города» и др.
Обучение ориентировке на листе бумаги
Основная работа проводится со старшей группы с целью подготовки к формированию у детей навыков работы на листе бумаги в клетку для успешного обучения в школе.
Последовательность формирования ориентировок:
- Знание плоскости листа.
2. Понимание пространственных отношений на листе. Рассматривание карточек-перевертышей и обсуждение расположения на ней картинок.
3. Умение фиксировать предметы на листе в нужном месте.
Дидактические игры
«Найди такой же узор», «Найди узор по описанию»; «Составь узор по образцу» (I вариант: рассмотреть и описать узор, сделать такой же, сверяя с образцом, рассказать о своей работе. II вариант: рассмотреть и описать узор, запомнить (образец убирается), сделать такой же, сверить с образцом (образец показывается для самопроверки или взаимопроверки), результат обсуждается); «Составь узор по описанию» (Математический диктант с последующим обсуждением, взаимопроверкой или проверкой по образцу).
Формирование умения работать на листе бумаги в клетку
В подготовительной группе на каждом занятии уделяется примерно 10 минут для работы на листе бумаги в клетку с целью подготовить детей к школе. В группе должна быть доска с размеченными клеточками.
Последовательность обучения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности
В статье, сопровождаемой наглядной презентацией, представлены рекомендации для родителей и педагогов по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в к...
Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Дипломная работа по теме "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...
Конспект НОД по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР....
«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »
Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Статья по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития"....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....