Дипломная работа студентки на тему "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
материал по теме
Дипломная работа по теме "Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom_nina.docx | 262.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Торжокский педагогический колледж им. Ф.В. Бадюлина»
Специальность 050144 «Дошкольное образование»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Влияние дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
по учебной дисциплине
Теория и методика математического развития
Выполнила:
Смородкина Нина Евгеньевна
студентка 41группы
заочная форма обучения
Научный руководитель
Соколова Наталья Юрьевна
Оценка _________
Подпись________
Торжок 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ОРЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ
1.1. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста……5
1.2. Задачи и методика формирования временных отношений……….. … 7
1.3. Моделирование и модель, как основной метод формирования представлений о времени………………………………………………………12
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностика уровня усвоения представлений о времени…………16
2.2. Комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста……………… 20
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………. …29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………...30
ПРИЛОЖЕНИЯ
3
ВВЕДЕНИЕ
Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Данная тема является актуальной.
Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.
Предмет исследования: дидактические игры при формировании временных отношений у ребенка дошкольного возраста.
4
Гипотеза: если использовать с детьми дидактические игры, то формирование временных представлений у детей будет проходить более успешно.
Целью работы является исследование влияния дидактических игр на развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:
- изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;
- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;
- апробировать диагностические авторские методики для выявления уровня сформированности представлений о времени;
- разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
Методы исследования:
Теоретические: анализ научной и методической литературы; изучение и анализ диагностических методик.
Практические: диагностика уровня усвоения представления о времени; разработка комплекса развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста; анализ и интерпретация результатов исследования.
5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ОРЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ
1.1. Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.
Исследование Т.Д. Рихтерман, К.В. Назаренко, Т.А. Мусейибовой, О.А. Фунтиковой свидетельствуют о некоторых возрастных и индивидуальных особенностях знаний детей о времени и временных отношениях. С целью изучения уровня знаний о времени детям старшей группы были предложены следующие вопросы и задания: «Сколько частей в одних сутках?», «Что быстрее проходит: сутки или неделя?», « Какой день недели больше: четверг или пятница?», «Сколько частей будет в завтрашних сутках?», «Мы живем в одних и тех же сутках?», «Мы живем в одной и той же неделе?» и другие. Значительные затруднения испытывают дети при определении времени на часах, у большинства детей пяти-шести лет отсутствует понимание системного характера каждой отдельной единицы измерения. А. М. Леушина, отмечая низкий уровень знаний о времени, пишет, что это происходит потому, что эпизодические занятия, проводимые с детьми преимущественно словесным методом, носят часто формальный характер: они не формируют основных понятий о времени – о его текучести. Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются: объективные – время не имеет наглядных средств, а ребенок мыслит образами; субъективность восприятия времени как основной признак как бы противоречит объективности существования времени; восприятие времени самой природой. К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку времени окружающими взрослыми.
6
Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются: Значение временных эталонов. Для того чтобы ребенок мог понять, о какой временной длительности ему говорят, или определить самостоятельно длительность временного интервала, он должен знать меры времени на часах и научиться пользоваться часами. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке ориентировки во времени.
Таким образом, время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности.
7
1.2 Задачи и методика формирования временных отношений
Основными задачами по выработке временных представлений являются:
- формирование первичной практической ориентировки во времени;
- формирование чувства времени;
- ознакомление с отдельными «временными» эталонами;
- формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени.
На основании психолого-педагогических исследований выделяются средства, обеспечивающие обучение детей ориентировки во времени: накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства, общественные и природные явления окружающей действительности, различные модели – как материальные и материализованные формы наглядности. Упрощенное и адаптированное к психологическим особенностям и уровню знаний детей дошкольного возраста определения понятия «время» - это то, что определяет смену природных явлений, разных событий и продолжительность существования чего-либо в нас и вокруг нас» становится результатом материала:
1. Единицы измерения времени: основные (сутки, неделя, месяц, год), производные (час, минута, секунда). Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в системе строгой последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления с последующей и раскрывали детям существенные характеристики времени: текучесть, непрерывность и необратимость.
8
2. Приборы для измерения времени: часы (песочные, механические, электронные).
3. Периодические, в том числе сезонные природные явления и периодические события повседневной жизни. Календарь.
4. Свойства времени.
Для измерения времени приняты регулярно повторяющиеся явления: смена дня и ночи, смены лунных фаз, смена времени года, обусловленные суточным вращением земного шара вокруг своей оси, движением Луны вокруг Земли, а также движением Земли вокруг Солнца. Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и употребления временных терминов осуществляется на занятиях с использованием раздаточного дидактического материал. Начиная с четвертого года жизни формирование временных представлений, осуществляется на занятиях по математике. Основными методами и приемами при этом выступают: наблюдения, беседы, объяснения, показ, художественное слово, упражнения, приучение, дидактические игры. Применение этих методов во многом зависит от возраста детей и особенностей конкретных задач, решаемых на данном занятии. У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения. Воспитатель должен следить, за тем, чтобы дети употребляли слова: «утро», «день», «вечер», «ночь». Слово «сутки» в этой группе употреблять не должны. При обучении детей распознанию частей суток достаточно ограничится соотнесением правильного обозначения каждой из частей суток с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для них деятельности и внешним признакам. Различение и называние дня и вечера как частей суток больше затрудняет детей. Объем знаний об этих понятиях почти не увеличивается от одной
9
возрастной группы к другой. В процессе обучения необходимо в большей мере включать объективные показатели для распознания частей суток – положение солнца в разное время дня, различную силу освещенности земли, неба, а также различную окраску всего окружающего в разные части суток. После того как дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание нужно сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, степень освещения земли, цвет неба). В этих целях организуются наблюдения за этими явлениями на прогулках. В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня, «завтра», «вчера». Можно использовать такие упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию. Какую песню вы пели вчера на музыкальном занятии? Чтобы предоставить детям возможность поупражняться, можно на занятиях использовать 2 – 3 сюжетно связанных картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности. Понятие «быстро», «медленно» формируется у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц . Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову». С целью закрепления приобретенных знаний используются различные упражнения и дидактические игры, в которых широко применяются наглядные пособия. Организуются с детьми рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, которые содержанием деятельности, изображенной на картинке, и некоторыми объективными показателями помогают ребенку определить и назвать время. А начиная со средней группы, используются модели. В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые
10
сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что солнце на протяжении дня движется по небесному своду. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».
В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. При усвоении детьми понятия «сутки» используется ряд приемов: показ картин, вопросы, игры и др. Для закрепления умений различать части суток по характерной деятельности можно в работе использовать компьютер. На экране дисплея могут демонстрироваться заготовленные фрагменты изображения в цвете характерных объективных данных: положение солнца, наличие луны, звезд на небосклоне и соответствующей цветовой освещенности земной поверхности; или деятельности, характерной для каждой части суток. Ребенок, распознав часть суток, должен нажать соответствующую функциональную клавишу, чтобы цветным значком обозначить на экране дисплея в виде различной реакции изображенного символа: например, забавного человека, радующегося или опечаленного (при правильном или отрицательном ответе). Использование персонального компьютера и соответствующего набора программ машиной графики
11
позволяет в доступной для ребенка игровой форме, самостоятельно, без непосредственной помощи взрослого решать поставленные задачи и применять имеющиеся знания в повседневной жизни. Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. Основная методика по ознакомлению с днями недели начинается с беседы. Слово «день» дети раньше использовали для названия частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.
Последовательность обучения:
1. Учим названия дней недели по порядку, связывая со своей деятельностью
2. Ежедневно называем, какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра.
3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером.
Ежедневно на специальном календаре выставляют символ дня недели. Для этого используются полоски разного цвета. Необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времени года, с которыми связаны сезонные изменения.
12
С временами года детей можно знакомить с помощью карточек, картинок и дидактических игр. Для старшего возраста можно использовать карточки модели.
Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
1.3. Моделирование и модель, как основной метод формирования представлений о времени
Начиная со средней группы, появляется возможность использовать различные модели. В моделях – квадратах, кружках – обычно цветом символизируется один из значительных признаков временного отрезка. Обобщенные знаки-модели выступают наглядным материалом, как для установления отдельных эталонов, так и для установления последовательности между ними. Детям 4-х лет предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения – линейная. Кружки или квадраты разного цвета выкладывают слева направо друг за другом. При этом решается очень важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы, запоминает названия эталонов времени, чередование, последовательность их. Однако, как показывает в своих исследованиях
Т.Д. Рихтерман, использование плоскостного наглядного материала в линейном расположении не всегда формирует у детей правильные представления об основных свойствах времени. В представлениях многих из
13
них последовательность частей суток имеет одну постоянную точку отсчета – утро.
В конце пятого года жизни и в старшем дошкольном возрасте есть возможность познакомить детей с иной формой движения – по кругу. И это очень важно. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени. Однако эта модель именно подводит к пониманию, но не решает проблему. Важно показать, что новый день тоже состоит из тех же частей что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро и не вчерашний вечер, а совершенно новые. Идет повторение, но на новом «витке», в иных условиях. Именно понимание сути данного движения и затрудняет дошкольников. Дети не видят новизны, изменения. Цикличность явления в природе воспринимается ими как простое повторение. Данное обстоятельство, а подобные представления о цикличности времени являются типичными для дошкольников, искажает суть времени как последовательность существования сменяющих друг друга явлений и не формирует у детей общего представления о диалектической связи, будущего с прошлым через настоящее, что является главным тормозом в понимании и активном овладении временными отношениями. В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, определить последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периода суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. На занятиях задания постепенно усложняются, широко используются модели, в том числе объемные и модели часов. Созданные объемные модели времени позволяют наглядно показать динамику и основанные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. В процессе использования этой
14
модели дети легко и достаточно быстро доходят до самой сути такого сложного не столько математического, сколько философского понятия время. Основа объемной модели – спираль, каждый виток которой, в зависимости от решения конкретной дидактической задачи, наглядно показывает движение, изменения процессов, явлений во времени. Для успешного решения разных дидактических задач по ознакомлению детей с разными отрезками времени, с его главными свойствами объемная модель исполнена в виде нескольких спиралей, отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как по размеру рабочего и выходного времени. Для лучшего запоминания дней недели можно использовать картинки, короткие стихи, модели и т.д. Чтобы дети лучше запомнили последовательность дней недели, можно рекомендовать родителям закреплять эти задания дома. У детей подготовительной группы расширяются и углубляются знания о времени, его характерных особенностях, таких как объективность, текучесть, периодичность, необратимость. Специфика времени не позволяет организовать непосредственные действия с единицами его измерения. Поэтому формирование знаний о неделе, годе следует проводить на основе оперирования с эквивалентами – символами.
В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года до самой единице – годе. Используются четырехцветные круги, фишки, что позволяет будущим школьникам лучше усвоить последовательность времен года, осознать, что длительность года не изменяется, если начать считать с любого времени года. Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Старших дошкольников можно знакомить с малыми единицами времени – минутой, секундой, часом. Для формирования у них начальных представлений продолжительности часа. Минуты и секунды используются различные часы как приборы для измерения. Можно показать
15
преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и черного в ночное время. Признак цвета сможет служить показателем различных частей суток, появится возможность использовать цветные знаки как модели, символизирующие один из значимых признаков каждой части суток – ее цветовую гамму. В таком цветном знаке можно отразить существенные признаки каждой из частей суток, связанные с различным положением солнца и степенью освещенности земной поверхности. Обобщенные знаки могут служить наглядным материалом, как для распознания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток (см. прил. 1).
Таким образом, с помощью моделей можно дать представление о цикличности времени, последовательности сменяющих друг друга явлений, о связи будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму времени года, частей суток и дни недели.
16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Диагностика уровня усвоения представлений о времени
База исследования: Победовский детский сад « Радуга» Ржевского района Тверской области с сентября 2013 года по март 2014 года .
В исследовании принимала участие старшая группа детского сада включающая 15 человек в возрасте 5 – 6 лет.
Цель: выявить уровень усвоения представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- выявить уровень сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;
- провести контрольную диагностику уровня сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в III этапа.
I этап – диагностика уровня усвоения представления о времени.
II этап – комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
17
III этап – анализ и интерпретация результатов исследования.
На первом этапе исследования использовалась диагностика уровня усвоения представления о времени у детей старшей группы. Была использована диагностика по методике Е.И. Щербаковой (см. прил. 2)
Показатели уровня усвоения представления о времени показаны в таблице 1. Таблица 1
Показатели уровня усвоения представления о времени на I этапе
Ф.И. ребенка | Баллы | Уровень |
1. Егор Б. | 12 | Средний |
2. Антон Б . | 17 | Высокий |
3. Соня Г. | 8 | Низкий |
4. Кристина М. | 5 | Низкий |
5. Саша Р. | 18 | Высокий |
6. Катя Ш. | 6 | Низкий |
7. Степан Ц. | 4 | Низкий |
8. Диана П. | 5 | Низкий |
9. Даша И. | 3 | Низкий |
10. Артем Т. | 3 | Низкий |
11. Милана Т. | 11 | Средний |
12. Маша И. | 12 | Средний |
13. Алена Д. | 13 | Средний |
14. Таисия М. | 8 | Низкий |
15. Полина К. | 11 | Средний |
18
Оценка знаний проводилась по следующей шкале:
За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Диагностика показала результаты, которые отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Уровень развития элементарных математических представлений определяли по шкале:
Высокий уровень 16– 20 баллов
Средний уровень 9 – 15 баллов
Низкий уровень 0 – 8 баллов
19
Показатели уровня в процентном отношении на начало года
Уровень | % | Количество детей |
Высокий Средний Низкий | 13 33 54 | 2 5 8 |
Протоколы обследования детей представлены в приложении 3.
В результате диагностики уровня усвоения представления о времени выявилось, что в группе преобладает низкий уровень.
При ответах на вопросы были обнаружены однотипные виды ошибок.
На вопрос, что делаешь утром, Егор Б., Милана Т., Маша И, Алена Д. и Полина К. начинали рассказывать весь свой день, но при помощи воспитателя делили свой день по порядку. Даша И., Артем Т. даже при помощи воспитателя не смогла ответить, что они делали утром, а просто беспорядочно перебирали все, что делали целый день. Когда дети называли дни недели, у некоторых была нарушена последовательность. Например, Катя Ш., Степа Ц., Таисия М., Миша И., Диана П. называли дни недели не по порядку, начиная не с понедельника, а с других дней недели. Алена Д., Егор Б. и Полина К. не назвали выходные дни, а Артем Т. и Милана Т. назвали только три дня недели.
Большие затруднения вызвал вопрос, что длиннее день или ночь. Все дети отвечали по-разному. Все дети затруднялись в ответе на этот вопрос. Некоторые с помощью воспитателя справились с заданием. Егор Б., Соня Г., даже с подсказкой воспитателя не справились с заданием.
20
На восьмой вопрос, какая стрелка движется быстрее, Кирилл К., Марина Б., Настя М., Света З., Женя С. и Полина К. давали правильный ответ, если им давались часы, многие не смогли назвать стрелку, но показывали правильно.
Месяцы зимы Антон Б., Саша Р., Милана Т., называли с помощью воспитателя. Алена Д., Полина К. назвали один месяц, Артем Т. не назвал ни одного месяца зимы.
С целью повышения уровня усвоения представления о времени был разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений.
2.2. Комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшей группы
На втором этапе исследования был разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (таблица 3). В этот комплекс входили: занятия, упражнения и игры на формирование временных представлений.
При проведении исследований решались следующие задачи:
- составить систему развивающих игр, упражнений и занятий;
- апробировать воздействие разработанного комплекса развивающих мероприятий на формирование уровня усвоения временных представлений.
21
Таблица 2
Комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшей группы
Занятия | Цель |
1. Знакомство с календарем | Ознакомить детей с видами календаря, рассказать о его значении. Помочь детям наглядно представить длинные промежутки времени: неделя, месяц и год. |
2. Дни недели, месяц | Представление о днях недели, учить их связывать названия дней недели с порядковым местом. |
3. Дни недели (цветные карточки) | Уточнить представление о неделе, о названии дней недели. |
4. Обобщающее занятие по знакомству с календарем | Уточнить представление о календарном годе, сколько в году месяцев, какие. |
5. Представление об 1 минуте | Познакомить детей с длительностью 1-минутного интервала, с секундомером и песочными часами, учить контролировать время. |
6.Закрепление 1-минутного интервала | Закрепить представление о длительности 1-минутного интервала, формировать чувство удовлетворения от умения точно определять время |
7. Занятие на ознакомление с 3-минутным интервалом | Познакомить с длительностью 3-минутного интервала, учить контролировать время по песочным часам при выполнении разнообразной деятельности, формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время |
8. Умение определять длительность 3-минутного интервала | Учить детей оценивать длительность своей работы, закреплять знания длительности 3-минутного интервала, сравнивать длительность 3 минут и 1 минуты |
9. Умение определять объем работы на 3-минутный интервал | Учить правильно выбирать объем работы соответственно указанному интервалу, умение правильно планировать деятельность по времени |
10. Ознакомление с длительностью 5-минутного интервала | Познакомить с длительностью 5-минутного интервала, учить контролировать время по песочным часам и часам-конструктору в процессе выполнения разнообразной деятельности |
11.Представление о длительности 5-минутного интервала | Закрепить представление о длительности 5-минутного интервала, сравнивать возможный объем работы для выполнения 1 – 3 – 5 минут. |
12. Умение определять объем работы на 5-минутный интервал | Учить оценивать длительность своей работы, закрепление знания детьми длительности 5-минутного интервала, сравнивать длительность 5 минут с длительностью 3 минут |
13. Отношение временной последовательности | Учить детей вычленять временную последовательность, воспроизводить порядок следования предложенных звеньев, самостоятельно устанавливать последовательность |
Упражнения | Цель |
№1 «Времена года» | Формировать представление о временах года |
№2 «Когда это бывает» | Учить соотносить характерные признаки сезонной принадлежности с временами года |
№3 «Чем похожи и чем отличаются» | Формировать представление о сезонных признаках на основе проведения сравнения |
№4 «Кто за кем идет?» | Уточнять знания о последовательности времена года |
№5 «Сложи картинку» | Закрепить представление о временах года. |
№6 Сложи узор за 1 минуту | Учить заканчивать работу по песочным часам. |
№7 Сложи лодочку за 3 минуты | Следить за песочными часами и заканчивать работу с окончанием 3 минут |
№8 Рисовать геометрические фигуры 3 минуты | Учить точно, определять временной интервал |
№9 Вырезать фигуры 3 минуты | Уметь правильно выбрать лист, на котором можно успеть вырезать фигуры за 3 минуты. |
№10 Выложи узор из геометрических фигур за 5 минут | Учить своевременно оканчивать работу, выкладывать больше узоров за 5 минут |
№11 Построить дом из строителя за 5 минут | Учить следить за временем по песочным часам и заканчивать вовремя работу |
Игры | Цель |
1. «Наш день» | Закрепление знаний о частях суток |
2. «Времена года» | Закрепление знаний о временах года |
3. «Который час» | Знакомство с моделью часов, упражнять в определении ровного часа и получаса |
4. «Наш дачный день» | Закреплять знания о частях суток, устанавливать последовательность действий |
5. «Который час» (подвижная игра) | Учить правильно показывать «ровный» час, получас, соотносить время с режимом дня. |
6. «Наоборот» (словесная игра) | Учить отвечать противоположным по смыслу слова |
7. Придумать предложение на слово, обозначающее время (словесная игра) | Учить придумывать предложения со словом обозначающее время. |
8. Дополнить предложение (словесная игра) | Учить продолжать предложения применяя слова обозначающие время. |
9. «Назови соседей» | Закреплять знания о днях недели, называть с любого дня. |
10. «По порядку стройся» | Учить называть дни недели по числу, с любого названного. |
11. «Неделька стройся» | Закреплять знания о днях недели |
12. «Сутки» | Определение уровня умения детей ориентироваться во времени |
13. «Живая неделя» | Закреплять знания о днях недели. |
25
Комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшего возраста проводился в период с сентября 2013 года по март 2014 года.
С детьми, у которых выявили, средний и низкий уровень знаний временных представлений, были проведены индивидуальные занятия, с целью повышения уровня.
С детьми низкого уровня: Катя Ш., Степа Ц., Диана П., Даша И., Артем Т., Кристина М., проводились дополнительные занятия по формированию временных представлений. Большое внимание уделялось вопросам, на которые дети затруднялись ответить.
Все занятия и игры, вызвали у детей большой интерес, что необходимо для успешного обучения. Понравившиеся игры, дети использовали в самостоятельной деятельности. Подвижные игры использовались также и на других занятиях. (см. прил. 5)
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования
Для выявления влияния комплекса развивающих мероприятий на формирование представлений о времени, была проведена контрольная диагностика. Результаты диагностики уровня усвоения представлений о времени детей старшей группы наглядно представлены таблице 3 и диаграмме 2.
26
Таблица 3
Показатели уровня усвоения временных представлений у детей старшего возраста на III этапе исследования
Ф.И. ребенка | Баллы на I этапе | Уровень на I этапе | Баллы на III этапе | Уровень на III этапе |
1. Егор Б. | 12 | Средний | 18 | Высокий |
2. Антон Б. | 17 | Высокий | 20 | Высокий |
3. Соня Г. | 8 | Низкий | 15 | Средний |
4. Кристина М. | 5 | Низкий | 14 | Средний |
5. Саша Р. | 18 | Высокий | 20 | Высокий |
6. Катя Ш. | 6 | Низкий | 14 | Средний |
7. Степан Ц. | 4 | Низкий | 11 | Средний |
8. Диана П. | 5 | Низкий | 12 | Средний |
9. Артем Т. | 3 | Низкий | 9 | Средний |
10. Милана Т. | 11 | Средний | 16 | Высокий |
11. Маша И. | 12 | Средний | 16 | Высокий |
12. Алена Д. | 13 | Средний | 18 | Высокий |
13. Таисия М. | 8 | Низкий | 18 | Средний |
14. Полина К. | 11 | Средний | 17 | Высокий |
15. Даша И. | 3 | Низкий | 8 | Низкий |
27
Диагностика показала результаты, которые отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Показатели уровня в процентном отношении
Уровень | % | Количество детей |
Высокий | 47 | 7 |
Средний | 47 | 7 |
Низкий | 6 | 1 |
28
В начале года у детей преобладал низкий уровень, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий высокий и средний уровни значительно повысился. Значительно улучшился результат у детей. Даша И., Таисия М., Артем Т., Катя Ш., Диана П., Степан Ц., Соня Г., Кристина М. – имели низкий уровень, а на втором этапе повысился до среднего. Полина К., Алёна Д., Маша И., Милана Т., и Егор Б. от среднего перешли к высокому уровню.
Таким образом, проделанная работа дала положительные результаты.
Анализ проведённой работы.
Сравним результаты первой и второй диагностики
Итак, после проведённой работы уровень у 7 человек повысился с низкого до среднего, а у 5 детей повысился со среднего до высокого.
Значит, использование дидактических игр оказывает существенное влияние на развитие временных представлений дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь-модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.
Таким образом, у детей дошкольного возраста, возможно, формировать представление о времени. Для этого необходимо осуществлять знакомство с временными интервалами в строгой системе, последовательности и с использованием разнообразных методов.
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском сада //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972.
2. Белошинская А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. – М.: Владос, 2003.
3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 2003.
4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М., 1983.
5. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. – СПб., 1994, 4.III/
6. Давайте поиграем! / Под редакцией А.А. Столяра. – М., 2004.
7. Данилова В.В. и др. Обучение математике в детском саду. – М., 1998.
8. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.
9. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. – 2002.
10. Клименченко Д.В. Время. Календарь // Начальная школа, 1993.
11. Корнеева Г.А., Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей. – М., 1989.
12. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблема и стратегия развития // Дошкольное воспитание. – 1998, №10.
13. Куликова Т.А. Использование проблемно-поисковых ситуаций в обучении дошкольников. – М., 1987.
14.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1991.
15. Сербина Е.А. Математика для малышей. – М, 1992.
16. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.
16.Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М., 1981.
17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под редакцией А.А. Столяра. – М., 2000.
18. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. – М., 2006.
19. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.
20. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. // Дошкольное воспитание. – 1986.
Приложение 1
Части суток : обобщенные знаки могут служить наглядным материалом, как для распознания частей суток, так и для установления последовательности между ними, помогут детям составить представление о продолжительности суток.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика Е.И. Щербаковой по определению уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы к детям:
1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
2. Назови дни недели.
3. Какое сейчас время года? Какое было, будет?
4. Когда бывает новый год?
5. Когда день твоего рождения?
6. Что можно сделать за одну минуту? За час?
7. Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?
9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
10. Назови месяцы зимы.
За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Уровень сформированности временных представлений детей.
Достаточный уровень:
- знать и называть дни недели по порядку;
- понимать, из каких частей состоят сутки утро, день, вечер, ночь;
- с помощью плоскостных и объемных моделей понимать непрерывность и необратимость времени;
- формировать знания о соотношениях единиц времени: неделя содержит семь дней, месяц четыре недели, год двенадцать месяцев и так далее;
- ориентироваться во времени по часам.
Показатели:
- называть части суток, дни недели;
-ориентироваться во времени, пользоваться часами;
- применять знания в самостоятельной деятельности.
Высокий уровень:
- осознанно использовать в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра;
- знать дни недели, времена года по порядку;
- уметь пользоваться моделями времени;
- понимать объективность, непрерывность (продолжительность) необратимость времени: после зимы всегда наступает весна, а после ночи утро;
- ориентироваться по часам.
- ориентироваться во времени;
- пользоваться часами.
Показатели:
Высокий уровень – 15 – 20 баллов
Средний уровень – 8 – 16 баллов
Низкий уровень – 0 – 9 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Протокол обследования детей на начало года
№ | И.Ф. ребенка | Е.Б | АБ | С.Г | К.М | С.Р | К.Ш | С.Ц | Д П | АТ | М Т | М И | А Д | ТМ | ПК | ДИ |
1 | Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью? | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
2 | Назови дни недели. | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 |
3 | Какое сейчас время года? Какое было, будет? | 0 | 2 | 0 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 |
4 | Когда бывает новый год? | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
5 | Когда день твоего рождения? | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
6 | Что можно сделать за одну минуту? За час? | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | |
7 | Какое занятие у вас сегодня было? А завтра? | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
8 | Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее? | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 2 | 1 | 1 |
9 | Что длиннее день или ночь? Утро или вечер? | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | |
10 | Назови месяцы зимы. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | |||
12 | 17 | 8 | 5 | 18 | 6 | 6 | 4 | 3 | 11 | 12 | 13 | 8 | 11 | 3 |
За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Приложение 3
Протокол обследования детей на конец года
№ | И.Ф. ребенка | Е.Б | АБ | С.Г | К.М | С.Р | К.Ш | С.Ц | Д.П | А.Т | МТ | М.И | Т.М | П.К | Д.И |
1 | Что делаешь утром?Днем? Вечером? Ночью? | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
2 | Назови дни недели. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
3 | Какое сейчас время года? Какое было, будет? | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 | 1 |
4 | Когда бывает новый год? | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
5 | Когда день твоего рождения? | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
6 | Что можно сделать за одну минуту? За час? | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
7 | Какое занятие у вас сегодня было? А завтра? | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
8 | Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее? | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
9 | Что длиннее день или ночь? Утро или вечер? | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 |
10 | Назови месяцы зимы. | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
18 | 20 | 15 | 14 | 20 | 14 | 11 | 12 | 11 | 9 | 16 | 18 | 18 | 17 | ||
|
За полный и правильный ответ – 2 балла
За неверный ответ – 1 балл
За отсутствие ответа – 0 баллов
Показатели:
Высокий уровень – 16 – 20 баллов
Средний уровень – 9 – 15 баллов
Низкий уровень – 0 – 8 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«Части суток».
Программное содержание:
Формировать у детей представление о частях суток , об их характерных особенностях, последовательности (утро -день-вечер-ночь). Добиваться ответов на вопросы : «Что делаешь утром?», «Что делаешь днем?», «Что делаешь вечером?», «Что делаешь ночью?». Закрепить в активном словаре детей названия частей суток . Учить ориентироваться во времени. Воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять и активизировать словарь детей.
Развивающая среда:
Круг, разделенный на 4 части ,на каждой части круга – картина с изображением времени суток : утро, день, вечер, ночь; картинки с изображением различных действий людей в разное время суток.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Чтение стихотворений о времени суток, пальчиковые игры, настольная игра «Все о времени». Наблюдение в течении дня за сменой времени суток ,рассматривание картин с изображением различных действий людей в разное время суток.
Методические приемы :
Наблюдения, рассматривание картин, карточек, пальчиковые игры, дидактическая игра, беседа, чтение художественного произведения.
Ход занятия.
1. Воспитатель показывает детям круг и спрашивает:
-Когда встает солнышко? (Утром).
-Когда поют птицы? (Утром).
-Что можно делать утром? (делать зарядку , умываться ,завтракать. идти в школу, в детский сад , на работу).
-А когда солнышко высоко в небе? ( Показывает другую картинку ).
(Это бывает днем).
-Что можно делать днем? (Гулять , играть, ходить в магазин, обедать).
-Когда темнеет , наступает сумерки? Когда заходит солнышко? (Вечером).
-Что можно делать вечером? (Смотреть телевизор , читать ,играть, делать уроки, ужинать).
-Когда в небе появляются луна ? Когда появляется луна ? Когда появляются звезды? (Ночью). Что можно делать ночью ? (Спать).
Затем воспитатель показывает детям картинки с изображением различных действие людей в различное время суток . Дети отгадывают :когда это бывает ,в какое время суток.
2. Пальчиковый игротрениг «Утречко».
Утро настало , солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Вставай, большак , вставай ,указка,
Вставай, середка, вставай , сиротка!
Вставай , крошка Митрошка!
Привет ладошка! Все потянулись и проснулись.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает название пальцев руки, объясняет , почему они так называются.
Большой палец - самый большой на руке. Указательный- на все указывает. Средний - находится по середине. Безымянный- у него нет имени. Мизинец - самый маленький , мизерный.
-Что может быть мизерным? (муравей , снежинки, капелька, букашка, пуговка) (дети предлагают свои варианты).
3.Воспитатель. Ребята мы с вами поиграем в игру « Закончи предложение». ( дидактическая игра )
-Завтракаем мы утром , а ужинаем…( Вечером).
-Спим мы ночью, а делаем зарядку…(Утром).
-Днем мы обедаем , а завтракаем …(Утром).
-Солнце светит днем ,а луна …(Ночью).
Ужинаем мы вечером , а обедаем…(Днем).
Воспитатель хвалит самых активных в игре ребят.
Воспитатель. Сейчас, ребята я вам прочитаю стихотворение, а вы должны ответить, о каком времени суток идет речь.
Предлагаю детям послушать стихотворение.
Доброе утро – птицы запели.
Добрые люди , вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам ,
Солнце встает и идет по делам!
(А.Кондратьева).
-О какой части суток это стихотворение. (Утро).
- Какие части суток еще есть? (День, вечер, ночь).
Воспитатель . Ребята части сутки идут друг за другом ,по порядку, которые никогда не нарушаются.
Предложить детям расставить картинки по порядку следования части суток.
4. Подвести итог занятия.
Воспитатель. Дети ,что мы делали сегодня на занятии ?
Дети мы беседовали, говорили о времени суток, играли в игру, рассматривали картинки о временах суток.
Воспитатель. Сегодня, ребята вы просто молодцы! Хорошо занимались и правильно отвечали на вопросы. Наше занятие подошло к концу.
Расспросить самих детей понравилось ли им сегодняшнее занятие.
Фрагмент занятия по представлению 1 минуты у детей старшей группы
На каждый стол ставят 1-минутные песочные часы. Воспитатель говорит:
- Дети, посмотрите, как за 1 минуту весь песок из одного баллончика песочных часов пересыплется в другой, а стрелка на секундомере пройдет один круг.
По сигналу дети переворачивают песочные часы, а вызванный ребенок наблюдает за секундомером.
Сколько прошло времени?—Дети отвечают, что 1 минута.
Посмотрим, что мы успеем сделать за 1 минуту,— говорит воспитатель.— Правильно выполнит задание тот, кто закончит работу через минуту. Время можно увидеть на песочных часах: когда весь песок пересыплется из одного баллончика в другой, пройдет 1 минута. Работая, вы должны следить за часами и во время кончить. А теперь,— дает сигнал воспитатель,— в течение минуты складывайте из палочек узоры, кто какой хочет.
Подводя итоги работы, он говорит:
Правильно выполнили задания точно через минуту Вова, Оля (и др.). Они следили за песочными часами и закончили выкладывать узоры, когда прошла 1 минута.
Сколько узоров получилось за минуту у тебя, Лена? И т.д.
Времена года.
Игра с мячом «Бывает - не бывает»
Цель-развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Материал: мяч.
Ход игры: Играющие встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.
Упражнение «Повтори, не ошибись»
Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних …) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Игра «Сравни».
Цель – учить составлять рассказ - сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Материал: опорные демонстрационные картинки, картинки с изображением времён года (периодов времени года)
Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.
Игра с мячом «Продолжай»
Цель – закреплять умение называть признаки времён года.
Материал: мяч
Ход игры: дети и педагог встают в круг, педагог называет время года и отдает мяч ребёнку, дети называют признаки этого времени года и передают мяч по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование оптико-пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данной работе большое внимание уделялось начальному этапу формирования временных ощущений путем перекодирования их в пространственные представления на конкретных предметах, развитию тактильно-двигат...
Дидактические игры для развития конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)
Коррекционно-развивающая работа с детьми с легкой умственной отсталостью в первую очередь направлена на формирование мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и становление элементов л...
Конспект НОД по формированию пространственно-временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Формирование пространственно-временных представлений у детей с ЗПР....
«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »
Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:«Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста и у детей подготовительной группы с ОНР »...
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития.
Статья по теме: "Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих задержку психического развития"....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР....
Буклет "Развитие пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
В буклете представлены игры и упражнеия по развитию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста....