Дополнительная программа по логопедической ритмике.
рабочая программа по теме

Антоник Галина Борисовна

На  занятиях логопедической ритмики особое значение придается стимулированию речевой активности детей. Следовательно, логоритмическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках  формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отстающих от возрастной нормы некоторых функций, или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, двигательных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции. Присутствие развивающего начала необходимо, так как речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности.

 

                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_logoritmike.doc426.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

УТВЕРЖДАЮ

 Дополнительная общеобразовательная программа по логопедической ритмике

«Раз колечко, два словечко»

Срок  реализации:  2 года

Возрастной    диапазон освоения программы:  от 3,5  до  5,5 лет

                                             

                                             

                                                Автор-составитель программы:    Антоник

                                                Галина       Борисовна,       учитель-логопед

                                               

                                                Консультанты:   Силиванова Лариса Васильевна,

                                               учитель-дефектолог,

                                               Амирова  Ольга  Наиловна, психолог

                                               

                                                         

Санкт-Петербург

2014

                                                Пояснительная записка

               Одним из приоритетных направлений в современной дошкольной педагогике является ранняя помощь детям  с ОВЗ.  По медицинским показаниям в анамнезе детей, посещающих    дошкольные  учреждения, более 80% детей имеют III и IV группы здоровья,  около 60 %  детей  дошкольного возраста имеют различные речевые нарушения. Причины этого самые разнообразные.

               В данной ситуации необходимо проводить активную дифференцированную помощь детям с отклонениями в развитии, как специалистам, так и педагогам дополнительного образования, создавать благоприятные условия для успешной социализации детей, используя личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Для ребенка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объемом предметных знаний в той или иной области он владеет, а то, каким способом эти знания ребенком были освоены.  Проведение занятий по логоритмике  является наиболее эффективным и эмоциональным звеном профилактики нарушений речи в более раннем возрасте.

           Основу логоритмических занятий составляет система двигательных упражнений, которые сочетаются  с произнесением специального речевого материала. Они включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие упражнения, работу над дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастику для глаз.

           На  занятиях логопедической ритмики особое значение придается стимулированию речевой активности детей. Следовательно, логоритмическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках  формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отстающих от возрастной нормы некоторых функций, или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, двигательных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции. Присутствие развивающего начала необходимо, так как речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности.

   

            Актуальность данной программы определяется особенностями, сложившимися в современных социальных  и образовательных областях. Это увеличение рождаемости детей, чрезмерная занятость родителей, часто нежелание их переводить своего ребенка из массовой группы в речевую, ссылаясь на сложности адаптации ребенка, а также отдаленность специального детского сада от места проживания. Логоритмические занятия – это один из видов своевременной помощи детям с нарушением речевого развития в раннем возрасте,  это  форма профилактической работы по формированию  произносительных возможностей, сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников, созданию такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

              Новизна  программы заключается в том, что в настоящее время  в систему обучения широко внедряется инклюзивное (включающее) образование, которое подразумевает  доступность его для всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. Помощь квалифицированного специалиста в качестве дополнительной услуги – это частный пример внедрения инклюзивного образования в деятельность современного детского сада. На занятиях по логоритмике ребенок может на ранних этапах получить своевременную помощь.

         

            Педагогическая целесообразность проведения логоритмических занятий в условиях обычного детского сада, как одной из форм дополнительного образования, заключается в более широком охвате  детей с  нарушениями речи, ослабленной общей и мелкой моторикой, а также  оказание помощи  таким детям на более ранних этапах развития.  Логоритмика помогает выявить и расширить компенсаторные возможности ребенка по преодолению своего дефекта, но она ни в коем случае не подменяет полноценную логопедическую работу, проводимую в стационарной речевой группе.

            В логоритмической  работе  выделяют два основных направления.

            Первое направление предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса, воспитание чувства  темпа и ритма,  активизация всех видов внимания и памяти.

            Второе направление    способствует  формированию правильных произносительных навыков. Эта работа включает в себя  артикуляционную, дыхательную гимнастику, формирование умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности, совершенствование мимической моторики, выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Цель программы:    профилактика и коррекция двигательных и речевых нарушений в  развитии ребенка посредством сочетания  движения и слова.

            Отличительные особенности от уже существующих программ заключаются в том, что данная программа направлена на выработку системы помощи и поддержки большего количества детей с незначительными речевыми нарушениями в условиях массового детского сада через внедрение  инновационных технологий, а также закладываются серьезные предпосылки к развитию инклюзивного  образования в дошкольном учреждении. Провидит такую работу педагог со специальным образованием: учитель-логопед, или учитель-дефектолог.

            Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 3,5 до 5,5 лет.

           Сроки реализации программы: вся программа рассчитана на 2 года.  Занятия проводятся два раза в неделю и составляют 72 часа в год.

          Режим занятий:  продолжительность занятий  20-25 мин для детей среднего возраста и 30 мин для детей старшего возраста.

       

 

Задачи  первого  года:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей об окружающей действительности;
  • расширить  понимание обобщения нескольких предметов, относящихся к одному понятию;
  • заучивание небольших стихотворений.

Воспитательные:

  • способствовать формированию устойчивого эмоционального контакта с педагогом и со сверстниками;
  • воспитывать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям;
  • оказывать помощь детям в преодолении речевого  и неречевого негативизма;
  • способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности;
  • поощрять речевую активность детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

Развивающие:

  • совершенствовать умение слушать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по высоте и силе;
  • повышать двигательную активность артикуляционных органов;
  • способствовать формированию правильного речевого дыхания;
  • способствовать развитию общей и ручной моторики;
  • стимулировать развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов  речи;
  • создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;

Ожидаемые результаты:

  • укрепить мышцы артикуляционного аппарата;
  • правильно понимать эмоционально-выразительные движения рук, мимики и адекватно их использовать; 
  • овладеть простейшими навыками пальчиковой моторики;
  • улучшить  функции дыхания,  укрепить дыхательную  мускулатуру;
  • владеть навыками правильного, умеренного темпа речи ( речь с движением, пение с движением);
  • увеличить словарь за счет стихотворений, потешек,  считалок, подвижных и коммуникативных игр;
  • продолжить развивать творчество в двигательной деятельности, согласовывать  динамические движения с речью, чувствовать заданный темп и ритм.

         Формы проведения занятий: подгрупповые занятия. Наполняемость подгрупп от 5 до 6 детей младшего дошкольного возраста и от 6 до 7 детей старшего дошкольного возраста.

Каждое занятие представляет собой:

  • мини-проект с  игровыми  элементами, фонетической ритмикой, пальчиковыми,  подвижными и коммуникативными играми;
  • воображаемые путешествия;
  • игры-драматизации;
  • дидактические  и сюжетные игры.

          Отбор детей в логоритмический кружок осуществляется  по личному желанию родителей, по рекомендации невролога, по предварительному осмотру логопеда или дефектолога детей, рекомендуемых воспитателями групп. Проводится предварительная диагностика детей, желающих  посещать занятия, затем беседа с родителями, воспитателями групп и специалистами дошкольного учреждения.

          Методы отслеживания успешности овладения детьми содержания программы:

  • метод наблюдения;
  • метод беседы: с ребенком, с воспитателями, со специалистами;
  • изучение результатов деятельности детей;

         Формы подведения итогов реализации программы:  анализ  результатов работы по каждому возрасту.

Учебно-тематический план

1-ый год обучения

(  3,5-4,5 года)

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

Всего

1.

Общеразвивающие упражнения (ритмопластика)

  • «Вместе весело шагать»
  • «Тропинка»
  •  «Камешки и лужи»
  • «Заботливое солнышко»
  • «Делай так, как я скажу»
  • «Пружинки»
  • «Карусели»

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

2

1

2

2.

 Слуховое и зрительное внимание

  • «Будь внимательным»
  • «Тихо - громко»
  • «Подбери пару»
  • «Угадай, чей голосок?»
  • «Что изменилось?»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

Мелкая моторика

  • «Этот пальчик в лес пошел»
  •  «Солнышко и дождик»
  • «Мама нам печет блины»
  • «Зернышки птичкам»
  • «Вышли пальчики гулять»
  • «Замок»

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

2

2

4.

 Речь с движением (мимика, пантомима)

  • «Веселая лягушка»
  •  «Капля»
  • «Ежик и яблоки»
  • « Снежный ком»
  • «Тень-тень-потетень»
  • «Тише, мыши, не шумите»
  • «Ждет гостей сегодня кошка»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

5.

Общие речевые навыки

  • «Веселый язычок»»
  • «Ветер и листья»
  • «Песенка»
  • «Волшебные трубочки»
  • «Лошадки»
  • «Самолеты»
  • «Прятки»
  • «Качели»

                       

                     Разделы и темы

1

1

2

1

2

1

2

2

2

2

практика

3

1

3

1

2

2

2

2

Всего

6.

Развивающая речевая среда

  • «Разбежавшиеся картинки»
  • «Башмачки»
  • «Угадай, кто в домике живет?»
  • «Непослушные игрушки»
  • «Веселое путешествие»
  • «Куда едет трамвай?»
  • «В гостях у Маши»
  • «Заболела наша книжка»
  • «Как цыпленок голос искал»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ВСЕГО

27часов

45 часов

72 часа

Содержание программы:

1.Общеразвивающие упражнения  (ритмопластика). Практические занятия.

Тема: «Вместе весело шагать».

  • Выработка четких и точных движений, выполняемых в определенном                темпе и ритме.
  • Развитие ловкости, умения действовать в общем темпе.
  • Обогащение двигательного опыта детей.

     Тема: «Тропинка».

  • Способствовать развитию ориентировки в пространстве.
  • Формирование у детей подражательных движений, наиболее часто                 употребляемых в быту.
  • Обучение выполнению  простых правил.
  • Воспитывать у детей умение  изменять силу голоса, учить говорить тише, громче;

 Тема: «Камешки и лужи».

  • Формирование умению двигаться в заданном направлении.
  • Развитие устойчивости и равновесия при ходьбе  по уменьшенной      площади опоры.
  • Развитие ловкости и координации движений.
  • Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг  друга до конца.

 Тема: «Заботливое солнышко»

  • Укрепление и развитие мышц рук и ног.
  • Развитие равновесия.
  • Обучение пластике и выразительности движений, умению расслаблять мышцы.
  • Формировать  правильное физиологическое и речевое дыхания.

 Тема: «Делай так, ка я скажу».

  • Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных  реакций ребенка.
  • Расширение объема понимания речи с ориентировкой на понимание целостных словосочетаний,  подкрепленных наглядным образом.
  • Развитие ритмичности движений.

 Тема: «Пружинки».

  • Профилактика  плоскостопия. Развитие  праксиса  «позы».
  • Обучение согласованию своих действий с движениями других детей.
  • Обучение умению действовать сообща, в одинаковом  для всех темпе.  
  • Совершенствовать интонационную выразительность речи.

      Тема: «Карусели».

  • Развитие у детей умения двигаться ритмично, самостоятельно менять  движения  в соответствии со сменой силы звучания.
  • Развитие координации движений и ориентировки в пространстве.
  • Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на  материале трех сигналов.
  • Активизация словаря и мыслительной деятельности с помощью  введения в упражнения и игры различных предметов.

 2.Слуховое  и зрительное  внимание. Практические занятия.

Тема: «Будь внимательным»:

  • Развитие слухового внимания и умение правильно  показывать рукой  направление  звучания.
  • Развитие речевого слуха.
  • Увеличение словарного запаса.
  • Развитие ориентировки в схеме собственного тела.
  • Формировать темп и ритм движений.

    Тема: «Тихо – громко»:

  • Развитие слухового внимания.
  • Формировать интонацию, произносить тихо и громко слова.
  • Учить дифференцировать тихие и громкие звуки на музыкальных инструментах.
  • Развивать силу голоса.

   Тема: «Подбери пару»:

  • Развитие зрительного внимания.
  • Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие подражательности в движениях.
  • Соотнесение двух групп предметов по количественному признаку.

  Тема: «Угадай,  чей  голосок?»:

  • Развитие слухового внимания, речевого слуха.
  • Воспитание чувства рифмы.
  • Учить детей правильно произносить сочетания двух гласных звуков  с ритмичными движениями рук.
  • Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.

   Тема: « Что изменилось?»:

  • Уточнение артикуляции гласных звуков,  учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
  • Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
  • Развивать мимику детей и пантомимику.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.
  • Совершенствовать слуховое и зрительное внимание.

3. Мелкая моторика. Практическая часть.

 Тема: «Этот пальчик в лес пошел»:

  • Накопление активного и пассивного словаря.
  • Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей.
  • Укрепление дыхательной мускулатуры и воспитание навыка спокойного смыкания губ.
  • Воспитание силы, высоты и выразительности голоса.

  Тема: ««Солнышко и дождик»:

  • Улучшение координации в работе  зрительного, слухового и двигательного анализатора.
  • Вызывать у детей потребность подражать слову взрослого.
  • Выработка правильного диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных.
  • Восприятие содержания маленьких стихотворений с опорой на картинку.

  Тема: «Мама нам печет блины»:

  • Выработка  четких и точных движений,  выполняемых в определенном темпе и ритме.
  • Развитие подражания движениям рук.
  • Дальнейшее формирование слов с правильным воспроизведением интонационно-ритмического рисунка.
  • Развитие ориентировки на плоскости и в схеме собственного тела.

 Тема: «Зернышки птичкам»

  • Увеличение амплитуды движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
  • Развитие равновесия, ориентировки на месте и в пространстве.
  • Накопление активного словаря, закрепление  результатов, достигнутых на основных занятиях.
  • Формирование длительного плавного ротового выдоха.

Тема: «Вышли пальчики гулять»

  • Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных и звуковых реакций ребенка.
  • Активизация движений артикуляционного аппарата и формирование элементарных произносительных навыков.
  • Активизация словаря и мыслительной деятельности.
  • Развитие умения  воспроизводить мимику и жесты, различать эмоциональное состояние детей и взрослых.

 Тема: «Замок»

  • Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук за счет сжатия, растяжения и вращения кисти.
  • Выработка точных движений,  выполняемых в определенном темпе.
  • Развитие ориентировки в схеме собственного тела, основных пространственных направлениях.
  • Формирование интонационной выразительности речи, длительного речевого выдоха.

 4.Координация речи с движением. Теоретическая часть.

  Тема: «Веселая лягушка»

  • Закрепить знания детей о лягушке и  насекомых.
  • Помогать устанавливать простейшие связи между ними.
  • Формировать  умение называть характерные особенности внешнего вида лягушки с опорой на картинку.
  • Активизировать употребление в речи названий предметов и их частей.

 Тема: «Улитка»

  • Расширить представления детей о жизни животных в природных условиях.
  • Раскрыть на конкретном примере понятия «быстро - медленно».
  • Заучивание короткого стихотворения с опорой на картинку.

 Тема: «Ежик и яблоки»

  • Расширить представления о жизни ежика в природных условиях, чем питается, как передвигается.
  • Формировать умение называть внешние признаки, сравнивать с другими дикими животными.
  • Учить употреблять  существительные с обобщающим значением.

 Тема: «Снежный ком»

  • Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Рассматривание сюжетной картины о зиме.
  • Заучивание стихотворного текста.

 Тема: «Тень-тень-потетень»

  • Систематизировать знания детей о диких животных, называть характерные особенности внешнего вида.
  • Обучение ответам на вопросы по демонстрации действий.
  • Работа над диалогической речью.

 Тема: «Тише, мыши, не шумите»

  • Расширение и уточнение словаря  о домашних животных, особенностях их поведения, что едят, какую пользу приносят людям.
  • Заучивание стихотворного текста, состоящего из двух частей, с опорой на картинку.

 Тема: «Ждет гостей сегодня кошка»

  • Систематизировать знания о диких и домашних животных.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

4.Координация речи с движением.  Практическая  часть.

Тема:  «Веселая лягушка»

  • Развитие эмоциональных движений и мимики.
  • Развитие  пластики движений.
  • Координация взаимодействия двигательного и слухового анализаторов.
  • Формирование  умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
  • Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.

 Тема: «Улитка»

  • Развитие умения выполнять серию    движений, согласовывая их с речью.
  • Развитие праксиса «позы»  на моторике отдельных движений, выполняемых по подражанию взрослому.
  •  Расширение объема  понимания чужой речи, накопление активного словаря.
  • Развитие правильного  речевого диафрагмального дыхания и длительного, плавного  ротового выдоха.

 Тема: «Ежик и яблоки»

  • Воспитание правильного умеренного темпа речи.
  • Развитие произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
  • Понимание и активное  усвоение глагольного словаря, используя    стихотворный текст.
  • Развитие умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью.

Тема: « Снежный ком»

  • Работа над четкостью речи в пределах доступного словаря  с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  • Развитие умения действовать сообща при выполнении  игровых упражнений.
  • Тренировка слуховой памяти и слухового внимания.
  • Закрепление обобщающих понятий.

Тема: «Тень-тень-потетень»

  • Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания.
  • Укрепление дыхательной мускулатуры и воспитание навыка спокойного смыкания губ.
  • Развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах.
  • Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи. Способности к модуляции голоса.

 Тема: «Тише, мыши, не шумите»

  • Формирование  навыков выразительных и ритмичных движений.
  • Развитие у детей эмоционально-выразительных жестов и мимики.
  • Улучшение координации пальцев руки, развитие быстроты движения.
  • Закрепление ориентировки на месте, в пространстве.

 Тема: «Ждет гостей сегодня кошка»

  • Развитие правильного понимания детьми мимики и жестов и адекватного их использования.
  • Продуцирование речевых контактов,  положительных эмоциональных переживаний.
  • Накопление пассивного и активного словаря детей.
  • Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных и звуковых реакций ребенка.

5. Общие речевые навыки.  Теоретическая часть.

  Тема: «Веселый язычок»

  • Закрепить знания детей об органах артикуляционного аппарата.
  • Обучать детей ответам на вопросы по демонстрации действий.
  • Рассматривание лица человека и уточнение названия его частей.
  • Учить детей доброжелательно общаться со сверстниками.

  Тема: «Песенка»

  • Систематизировать знания детей о частях тела;
  • Выделение гласных звуков из ряда звуков.
  • Уточнение имеющего словаря  существительных и его обогащение.
  • Отстукивание  слогов по заданному алгоритму.

5.Общие речевые навыки. Практическая часть.

Тема: Веселый язычок»

  • Подготовка артикуляционного аппарата  к выполнению определенных упражнений.
  • Укрепление мышц языка и носогубных складок.
  • Работа над коротким и бесшумным вдохом и  плавным выдохом.
  • Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Тема: «Ветер и листья»

  • Координация взаимодействия  зрительного и двигательного анализаторов.
  • Развитие умения расслаблять мышцы.
  • Работа над длительным плавным выдохом.
  • Укрепление мышц губ и активизация кончика языка.

Тема: «Песенка»

  • Активизация мышц губ и нижней челюсти.
  • Развитие силы голоса.
  • Развитие длительного плавного выдоха.
  • Формирование слухового внимания.

Тема: «Волшебные трубочки»

  • Активизация мышц кончика и середины языка.
  • Выработка у детей умения чередовать выполнение заданных упражнений.
  • Формировать способность детей к правильному выполнению движений артикуляционного аппарата по подражанию.
  • Раз зрительного и слухового внимания.
  • Развитие мимических движений.

 Тема: «Лошадки»

  • Отработать подъем языка и его подвижность. Способствовать растяжке  подъязычной связки.
  • Тренировка ритмичности и четкости при выполнении артикуляционных движений.
  • Координация взаимодействия зрительного и двигательного  анализаторов.

 Тема: «Самолеты»

  • Развитие звукового подражания.
  • Активизация мышц губ, кончика языка.
  • Формирование плавного длительного выдоха.
  • Развитие интонационной выразительности, способности к модуляции голоса.
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

 Тема: «Прятки»

  • Активизация мышц корня  языка.
  • Выработка у детей  способности к переключению движений органов артикуляционного аппарата.
  • Развитие правильного диафрагмального дыхания.
  • Отработка выразительности и ритмичности движений.
  • Развитие речевого подражания.

 Тема: «Качели»

  • Отработать движение языка, укреплять мышцы и развивать его подвижность.
  • Совершенствовать у детей способности  к переключению с одной позиции на другую.
  • Воспитывать правильный умеренный  темп движений артикуляционного аппарата.
  • Развитие координации движений.

6.Развивающая речевая среда. Теоретическая часть.

Тема: «Разбежавшиеся  картинки»

  • Расширить активный предметный словарь с помощью предметных картинок.
  • Совершенствовать умения группировать  предметы по внешнему признаку.
  • Учить детей осваивать правила дидактической игры.

Тема: «Башмачки»

  • Систематизировать знания детей об обуви.
  • Формировать представления о предмете и его частях.
  • Расширять и обогащать словарь, используя сказочный сюжет.

Тема: «Кто в домике живет?»

  • Уточнить знания детей о диких животных.
  • Воспитание выразительности речи и мимики.
  • Учить детей подбирать названия предметов к названиям действий.
  • Формирование ориентировки в пространстве.

Тема: «Непослушные игрушки»

  • Систематизировать знания детей об игрушках.
  • Учить детей узнавать демонстрируемые игрушки по их описанию.
  • Упражнять детей в умении драматизировать набольшую сказку.
  • Совершенствовать фразовую речь.

 Тема: «Веселое путешествие»

  • Подводить детей к самостоятельному созданию игровых сюжетов.
  • Учить детей по аналогии подбирать определения к предметам.
  • Расширение и обогащение активного словаря.
  • Расширять знания детей о природе с учетом их интересов.

Тема: «Куда едет трамвай?»

  • Расширять знания детей об общественном транспорте.
  • Формировать умение ориентироваться в  ближнем пространстве.
  • Повторить правила безопасности на дороге.
  • Обучение детей умению задавать вопросы.

Тема: «В гостях у Маши»

  • Продолжить работу по развитию и обогащению сюжетов игр.
  • Формировать умения детей активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.
  • Формирование диалогической речи.

Тема: «Заболела наша книжка»

  • Закрепить знания детей о книге, книжной иллюстрации.
  • Воспитывать навыки бережного отношения к вещам.
  • Формирование фразовой речи.

Тема: «Как цыпленок голос искал»

  • Расширять представления детей о домашних птицах.
  • Воспитание интонационной выразительности,  мимики и пантомимы.
  • Уточнить названия действий животных.
  • Способствовать развитию  диалогической речи.

Методическое обеспечение

п/п

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1.

Общеразвивающие упражнения (ритмопластика)

Соревнование

«Вместе весело шагать»

Занятие-игра

поощрение,

созд. ситуации успеха

символы и знаки

«Тропинка»

Занятие-путешествие

тренировка,

поощрение

схема, лабиринты

«Камешки и лужи»

Игровое занятие

показ,

массаж, тренировка

мешочки с наполнителями

«Заботливое солнышко»

Занятие-инсценировка

игра,

созд. ситуации успеха

разноцветные круги, прищепки

«Делай так, как я скажу»

Занятие-тренинг

тренировка,

поощрение

жестовые символы

«Пружинки»

Занятие-игра

упражнение, взаимопроверка

предметные картинки,

волчки

«Карусели»

Занятие-игра

игра,

поощрение

сюжетная картина,

ленты

2.

Слуховое и зрительное внимание

Анализ

Будь внимательным»

Игровое занятие

упражнение,

поощрение

предметные картинки

«Тихо - громко»

Занчтие-оркестр

взаимопроверка,

наблюдение

музыкальные инструменты,

«Подбери пару»

Занятие-игра

наблюдение,

взаимодействие

дидактическая игра

«Угадай, чей голосок?»

Занятие – маскарад

опора на жиз. опыт,

наблюдение

маски,

предметные картинки

«Что изменилось?»

Занятие-игра

наблюдение, игра

дидактическая игра

3.

Мелкая моторика

«Этот пальчик в лес пошел»

Занятие-тренинг

поощрение,

ситуация успеха

жестовые символы

«Солнышко и дождик»

Занятие-игра

упражнение.

тренировка

цветной песок, набор пуговиц

«Мама нам печет блины»

Занятие-игра

беседа,

поощрение

цветной пластилин,

зубочистки

«Зернышки птичкам»

Игровое занятие

наблюдение, тренировка

картинки, косточки

«Вышли пальчики гулять»

Занятие-театр

упражнение,

игра

пальчиковый театр

«Замок»

Занятие-тренинг

тренировка,

поощрение

предметные картинки,

набор палочек

4.

Речь с движением (мимика, пантомима)

Анализ

«Веселая лягушка»

Игровое занятие

поощрение,

упражнение

книжка-раскраска

«Капля»

Занятие-игра

наблюдение,

тренинг

трафареты,

предметные картинки

«Ежик и яблоки»

Занятие-аэробика

тренировка,

упражнение

муз. игрушки,

муляжи фруктов

« Снежный ком»

Занятие-игра

игра,

наблюдение

дыхательные тренажеры, крупа

«Тень-тень-потетень»

Занятие-инсценировка

поощрение,

упражнение

маски,

игрушки

«Тише, мыши, не шумите»

Занятие-хоровод

тренинг,

игра

жестовые символы

«Ждет гостей сегодня кошка»

Занятие-инсценировка

создание ситуации успеха

маски,

картинки

5.

Общие речевые навыки

Анализ

«Веселый язычок»

Занятие-тренинг

поощрение.

тренировка

зрительные символы

«Ветер и листья»

Занятие-игра

упражнение, ситуация успеха

предметные картинки,

аудиозапись

«Песенка»

Занятие тренинг

поощрение,

тренировка

дидактическая игра

«Волшебные трубочки»

Занятие-соревнование

беседа.

тренировка

дыхательные тренажеры

«Лошадки»

Игровое занятие

наблюдение, тренировка

жестовые символы

«Самолеты»

Занятие-игра

поощрение,

упражнение

игрушки, символы

«Прятки»

Занятие-игра

тренировка,

ситуация успеха

зрительные символы

«Качели»

Занятие-игра

взаимодействие,

поощрение

предметные картинки, символы

6.

Развивающая речевая среда

Открытое занятие

«Разбежавшиеся картинки»

Занятие-игра

беседа,

создание ситуации успеха

дидактическая игра

«Башмачки»

Занятие-сказка

наблюдение,

взаимодействие

шнуровки, книжка-раскраска

«Угадай, кто в домике живет?»

Занятие-сказка

рассказ,

упражнение

плоскостные фигурки животных

«Непослушные игрушки»

Занятие-игра

игра,

порицание

игрушки, набор мелких предметов

«Веселое путешествие»

Занятие-путешествие

создание ситуации успеха

транспорт,

разрезные картинки

«Куда едет трамвай?»

Занятие-путешествие

игра,

поощрение

конструктор,

схемы

«В гостях у Маши»

Занятие-игра

беседа,

игра

игрушечная посуда

«Заболела наша книжка»

Занятие -драматизация

упражнение,

создание ситуации успеха

набор инструментов

«Как цыпленок голос искал»

Занятие -сказка

беседа, поощрение

предметные картинки, маски

 

Задачи второго года:

Образовательные:

  • продолжить систематизировать представления детей об окружающем мире;
  • расширять  умение обобщать и обогащать активный словарь;
  • совершенствовать связную речь.

Воспитательные:

  • способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности;
  • расширять и укреплять интерес к слову, его звучанию, образности и красочности;
  • способствовать расширению поисковой деятельности;
  • закреплять навыки самоуважения, привычку выполнять необходимые правила самостоятельно;
  • способствовать выражению своих эмоций в мимике и пантомимике.

Развивающие:

  • повышать двигательную  активность артикуляционных органов, общей и ручной моторики;
  • улучшать слухо - зрительное и слухо - моторное взаимодействие в процессе восприятии и воспроизведения ритмических структур;
  • расширять возможности  участия детей в диалоге, формировать монологическую речь;
  • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;
  • способствовать овладению фонетической стороной речи и фонематическими процессами.

Ожидаемые результаты второго года:

  • использовать в речи разные виды интонации;
  • осмысленно работать над своим произношением,  умением слушать себя;
  • владеть навыками правильного речевого дыхания при артикуляции звуков речи;
  • овладеть навыками пальчиковой гимнастики;
  • уметь правильно ориентироваться в ближнем пространстве, схеме собственного тела;
  • правильно понимать эмоционально-выразительные движения рук, мимики;
  • расширить  и обогатить   словарь,  активизируя диалогическую речь;
  • выполнять установленные нормы поведения, соблюдать правила игры, в своих поступках следовать хорошему примеру.

Учебно-тематический план

2-ой год обучения

(  от 4,5  до 5,5 лет)

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

Всего

1.

Общеразвивающие упражнения (ритмопластика)

«Ручеек»

«Капельки»

«Аист, аист длинноногий»

«Камешки»

«Следы»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2.

Развитие слухового и зрительного внимания

«Обезьянки с платочками»

«Что пропало?»

«Посмотри, запомни, повтори»

«Кто за кем»

«Телефон»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3.

Мелкая моторика

«Пальчики уснули»

«Наши ручки»

«Сидит белка на тележке»

«В кладовке на полке»

«Повстречались»

«Апельсин»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4.

Координация речи с движением

«Песенка стрекозы»

«Дождик, дождик»

«Зеркало»

«Ветер и птицы»

«Найди игрушку»

«Хитрая лиса»

«Ниточка с иголочкой»

«На лошадке ехали»

Разделы, тема

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

5.

Общие речевые навыки

«Поиграем в зоопарк»

«Любопытный язычок»

«Лесенка»

«Прогулки по мостику»

«Волшебное зеркало»

«Перебежки»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

6.

Развивающая речевая среда

«Фруктовая ярмарка»

«Путешествие на поезде»

«Бюро находок»

«Светофор»

«Наш театр»

«В гостях у Мойдодыра»

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ВСЕГО

12часов

60 часов

72 часа

Содержание программы:

1.Общеразвивающие упражнения (ритмопластика). Практические занятия.

Тема: «Ручеек»

  • Развитие ориентировки в пространстве.
  • Выработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме.
  • Способствовать развитию умения наблюдать за явлениями окружающего мира.
  • Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

     Тема: «Капельки»

  • Развитие ориентировки в пространстве.
  • Способствовать формированию навыков взаимодействия и сотрудничества.
  • Повышать физическую работоспособность, предупреждать утомление.
  • Закреплять представления об  явлениях окружающей действительности.

 

 

Тема: «Аист, аист, длинноногий»

  • Закрепление умения сохранять равновесие.
  • Формирование умению двигаться в заданном направлении.
  • Способствовать формированию умений вступать в общение, использовать мимику и жесты.
  • Поддерживать общение между детьми, способствовать воспитанию навыков сотрудничества.

      Тема: «Камешки»

  • Укрепление и развитие мышц  ног, профилактика плоскостопия.
  • Развитие равновесия.
  • Обучение пластике и выразительности движений, умению расслаблять мышцы.
  • Учить детей наблюдать, проявлять интерес, используя пространственно-предметную среду.

      Тема: «Следы»

  • Развитие у детей умения двигаться ритмично, самостоятельно менять  движения  в соответствии со сменой силы звучания.
  • Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных  реакций ребенка.
  • Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на  материале трех сигналов.
  • Профилактика  плоскостопия.  Развитие праксиса «позы».

2. Слуховое  и зрительное  внимание. Практические занятия.

    Тема: «Обезьянки с платочками»

  • Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  • Развитие ориентировки в местонахождении предметов.
  • Формирование конструктивного  праксиса.
  • Активизация словаря и мыслительной деятельности детей с помощью введения в игру предметов, отличающихся по величине, цвету и форме.

      Тема: «Что пропало?»

  • Воспитание  зрительного внимания и памяти.
  • Продолжить работу по расширению активного словаря.
  • Воспитание правильного,  умеренного темпа речи.
  • Формирование зрительно- моторной координации.

      Тема: «Посмотри, запомни, повтори»

  • Развитие зрительного внимания.
  • Способствовать развитию слухового внимания и памяти, сосредоточенности.
  • Расширение  и обогащение активного и пассивного словаря.
  • Дальнейшее развитие ориентировки на  плоскости, направлении и местонахождении предметов.

   

  Тема: «Кто за кем»

  • Развитие слухового внимания, речевого слуха.
  • Воспитание умения изменять ролевое поведение в ходе игры в зависимости от роли партнера или сюжета.
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.

      Тема: «Телефон»

  • Способствовать умению правильно и отчетливо произносить звуки.  
  • Обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.
  • Отрабатывать интонационную выразительность.
  • Воспитывать правильное речевое дыхание.
  • Совершенствовать слуховое  внимание.

3. Мелкая моторика. Практическая часть.

         Тема: «Пальчики уснули»:

  • Помогать  детям  употреблять слова  активно, правильно,  в точном соответствии со смыслом.
  • Закрепить координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей.
  • Укрепление дыхательной мускулатуры и воспитание правильно речевого дыхания.
  • Воспитание силы, высоты и выразительности голоса.

           Тема: «Наши ручки»

  • Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных и звуковых реакций ребенка.
  • Развитие чувства ритма, выразительности движений.
  • Совершенствование координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук.
  • Способствовать развитию устойчивого слухового внимания.

         Тема: «Сидит белка на тележке»

  • Улучшение координации в работе  зрительного, слухового и двигательного анализатора.
  • Координация одновременно двух выполняемых движений.
  • Выработка правильного диафрагмального дыхания и правильной артикуляции звуков.
  • Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений руки адекватного использования жеста в этюде.

       

   Тема: «В кладовке на полке»

  • Выработка  четких и точных движений,  выполняемых в определенном темпе и ритме.
  • Увеличение амплитуды движения в суставах пальцев рук и кистей.
  • Дальнейшее формирование слов с правильным воспроизведением интонационно-ритмического рисунка.
  • Развитие ориентировки  в схеме собственного тела.

    Тема: «Повстречались»

  • Выработка динамичной координации движений пальцев.
  • Дальнейшая работа по обучению пластике движений и умению расслаблять мышцы.
  • Накопление активного словаря, закрепление  результатов, достигнутых на основных занятиях.
  • Формирование длительного плавного ротового выдоха.

    Тема: «Апельсин»

  • Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных и звуковых реакций ребенка.
  • Активизация движений артикуляционного аппарата и формирование элементарных произносительных навыков.
  • Активизация словаря и мыслительной деятельности.
  • Развитие умения  воспроизводить мимику и жесты, различать эмоциональное состояние детей и взрослых.

  1. Координация речи с движением.  Практическая  часть.

   Тема:  «Песенка стрекозы»

  • Развитие  ритмичной и выразительной речи.
  • Совершенствование   пластики движений.
  • Координация взаимодействия двигательного и слухового анализаторов.
  • Развитие ориентации в пространстве.
  • Дальнейшее совершенствование памяти, внимания, мышления.

     Тема: «Дождик, дождик»

  • Способствовать развитию умения выполнять серию    движений, согласовывая их с речевым сопровождением.
  • Формирование оптико-пространственной функции.
  •  Расширение объема  понимания чужой речи, накопление активного словаря.
  • Развитие правильного  речевого диафрагмального дыхания и длительного, плавного  ротового выдоха.

   

    Тема: «Зеркало»

  • Отработка точных и четких движений , выполняемых в определенном темпе и ритме.
  • Воспитание правильного умеренного темпа речи.
  • Развитие произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
  • Понимание и активное  усвоение глагольного словаря, используя  материал текста.

    Тема: «Ветер и птицы»

  • Обогащение двигательного опыта детей.
  • Развитие умения действовать сообща при выполнении  игровых упражнений.
  • Тренировка слуховой памяти и слухового внимания.
  • Закреплять умение узнавать птиц.

    Тема: «Найди игрушку»

  • Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания.
  • Укрепление дыхательной мускулатуры и воспитание навыка спокойного смыкания губ.
  • Развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах.
  • Закрепление умения ориентироваться в пространстве, совершенствование глазомера.

    Тема: «Хитрая лиса»

  • Формирование  навыков выразительных и ритмичных движений.
  • Развитие у детей эмоционально-выразительных жестов и мимики.
  • Совершенствовать основные виды движений.
  • Закрепление ориентировки на месте, в пространстве.
  • Расширять представления об обитателях природы.

      Тема: «Ниточка с иголочкой»

  • Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи. Способности к модуляции голоса.
  • Продолжить развивать творчество  в двигательной деятельности, придумывать и выполнять имитационные  упражнения.
  • Совершенствование умения свободно двигаться в помещении.
  • Способствовать точному  воспроизведению простого ритмичного рисунка.

      Тема: «На лошадке ехали»

  • Отрабатывать интонационную выразительность речи.
  • Познакомить детей с разными способами передвижения.
  • Способствовать умению двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
  • Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, впереди,  между,  рядом.
  • Автоматизация простых пройденных ритмов в играх.

5. Общие речевые навыки. Практическая часть.

      Тема: Поиграем в зоопарк»

  • Активизация движений артикуляционного аппарата и дальнейшее         формирование произносительных навыков.
  • Развитие правильного речевого дыхания.
  • Воспитание ритмичности речи.
  • Развитие силы и динамики голоса.

       Тема: «Любопытный язычок»

  • Закреплять умение расслаблять мышцы языка путем самомассажа.
  • Воспитание диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры.
  • Совершенствование просодических компонентов речи.
  • Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.

       Тема: «Лесенка»

  • Укреплять произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность.
  • Развивать координацию и умение переключаться.
  • Способствовать формированию  звукового подражания.
  • Закреплять умения последовательно выполнять артикуляционные движения.

       Тема: «Прогулки по мостику»

  • Укреплять мускулатуру щек, отработать четкость движений.
  • Преодолевать спастичность   языка путем самомассажа, способствовать расслаблению мышц.
  • Формировать длительную направленную воздушную струю воздуха.

       Тема: «Волшебное зеркало»

  • Развитие звукового подражания.
  • Активизация мышц губ, кончика языка.
  • Формирование плавного длительного выдоха.
  • Развитие интонационной выразительности, способности к модуляции голоса.
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

 Тема: «Прятки»

  • Развивать мускулатуру языка, укреплять  корень  языка.
  • Выработка у детей  способности к переключению движений органов артикуляционного аппарата.
  • Развитие правильного диафрагмального дыхания.
  • Отработка выразительности и ритмичности движений.

   Тема: «Перебежки»

  • Отрабатывать умение попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
  • Дальнейшее развитие длительности речевого выдоха.
  • Формирование умения менять движения со сменой темп.
  • Отработка мягкой атаки голоса, а также умения пользоваться громким и тихим голосом.

6.Развивающая речевая среда. Теоретическая часть.

       Тема: «Фруктовая ярмарка»

  • Углублять и конкретизировать представления детей о фруктах.
  • Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.
  • Учить детей соблюдать правила игры.
  • Закреплять умение детей отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме.

       Тема: «Путешествие на поезде»

  • Обогащать речевой словарь детей словами, обозначающими взаимоотношения людей, характеризующими настроение человека.
  • Продолжить развивать представления детей о видах транспорта.
  • Формировать умение выполнять установленные нормы поведения в транспорте.
  • Расширять представления о родном крае.

       Тема: «Бюро находок»

  • Способствовать правильному  употреблению  слова,  в точном соответствии со смыслом.
  • Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов.
  • Формировать умение составлять небольшой рассказ  по образцу.

       Тема: «Светофор»

  • Закреплять основные пространственные ориентировки.
  • Самостоятельно составлять рассказ по образцу из личного опыта.
  • Закреплять правила дорожного движения.

       Тема: «Наш театр»

  • Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.

      Рассматривание иллюстраций.

  • Развитие диалогической речи.
  • Учить детей импровизировать движения разных персонажей.

       Тема: «В гостях у Мойдодыра»

  • Обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы из их бытового окружения.
  • Продолжить развивать речь, как средство общения.
  • Воспитывать гигиенические привычки на материале произведения.

Методическое обеспечение

п/п

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1.

Общеразвивающие упражнения (ритмопластика)

Соревнование

Ручеек»

Игровое занятие

поощрение,

тренинг,

взаимоподдержка

сюжетная картинка,

аудиозапись

«Капельки»

Занятие-тренинг

создание ситуации успеха.

игра

предметные картинки,

схеты

«Аист, аист длинноногий»

 

Занятие-аэробика

упражнение,

игра

предметные картинки, видеозапись

«Камешки»

Занятие-игра

Поощрение,

наблюдение

мешочки с наполнителями,

муз. игрушки

«Следы»

Игровое занятие

создание ситуации успеха,

тренировка

трафареты следов,

муз.  игрушки,

аудиозапись

2.

Слуховое и зрительное внимание

Анализ

«Обезьянки с платочками»

Игровое занятие

создание ситуации успеха,

поощрение

предметные картинки,

схемы,

«Что пропало?»

Занятие-игра

наблюдение,

игра

предметные картинки,

фишки

«Посмотри, запомни, повтори»

Занятие-соревнование

поощрение,

упражнение

дидактический материал

«Кто за кем?»

Занятие-тренинг

игра,

тренировка

дидактическая  игра

«Телефон»

Игровое занятие

упражнение,

игра

набор предметных картинок

3.

Мелкая моторика

Анализ

«Пальчики уснули»

Игровое занятие

поощрение,

тренинг

Трафареты с жестовыми символами

«Наши ручки»

Занятие-тренинг

работа по образцу,

Трафареты,

аудиозапись

«Сидит белка на тележке»

Занятие-игра

тренировочные

упражнения,

Сюжетная картинка,

муз. инструменты

«В кладовке на полке»

Занятие-тренинг

тренинг,

поощрение

мнемотехнические

таблицы

«Повстречались»

Занятие-путешествие

тренировочные упражнения,

игра

сюжетная картинка,

таблицы

«Апельсин»

Занятие-тренинг

поощрение,

упражнение

предметные картинки,

игрушки

4.

Речь с движением (мимика, пантомима)

Соревнование

Песенка стрекозы»

 

Занятие-путешествие

поощрение,

тренинг

предметные картинки,

аудиозапись

«Дождик, дождик»

Занятие-игра

создание ситуации успеха

коврики,

аудиозапись

«Зеркало»

Занятие-тренинг

тренинг,

поощрение

зеркало,

жестовые символы

«Ветер и птицы»

Игровое занятие

игра,

поощрение,

трафареты,

«Найди игрушку»

Занятие-игра

опора на жиз.опыт,

игра

игрушки,

музыкальные инструменты

«Хитрая лиса»

Занятие-драматизация

взаимопроверка,

игра

маска лисы,

аудиозапись,

обручи

«Ниточка с иголочкой»

Занятие-поход

работа по образцу,

наблюдение

мягкие игрушки,

муз. инструмент

«На лошадке ехали»

Занятие-путешествие

тренировочные упражнения,

поощрение

Предметные картинки,

5.

Общие речевые навыки

Анализ

«Поиграем в зоопарк»

 

Занятие-путешествие

поощрение,

игра

иллюстрации,

жестовые символы

«Любопытный язычок»

Занятие-сказка

тренинг,

создание ситуации успеха

рисунки,

дыхательные тренажеры

«Лесенка»

Занятие-тренинг

поощрение,

тренинг

жестовые символы

«Прогулки по мостику»

Занятие-тренинг

упражнения,

наблюдение

иллюстрации,

дыхательные тренажеры

«Волшебное зеркало»

Игровое занятие

наблюдение,

игра

зеркало,

картинки,

схемы

«Перебежки»

Игровое занятие

поощрение,

тренинг

иллюстрации,

набор мелких предметов

6.

Развивающая речевая среда

Открытое занятие

«Фруктовая ярмарка»

Занятие-игра

рассказ,

игра

муляжи фруктов,

предметные картинки

«Путешествие на поезде»

Занятие-путешествие

наблюдение,

игра

сюжетная картина,

фланелеграф

«Бюро находок»

Занятие-игра

беседа,

игра

дидактическая игра,

магнитная доска

«Светофор»

Занятие-путешествие

опора на жиз.опыт,

игра

картина,

набор трафаретов,

контейнер с фишками

«Наш театр»

Занятие-

инсценировка

игра,

создание ситуации успеха

маски,

пальчиковый театр

«В гостях у Мойдодыра»

Занятие-сказка

игра,

опора на жиз. опыт

дидактическая игра

 

Список литературы

Картушина М.Ю.  Логоритмические  занятия в детском саду. - Москва: Творческий центр, 2003.

Крупенчук О.И.,  Воробьева Т.А.  Артикуляционная гимнастика. – СПб: Издательский дом «Литера», 2004.

Нищева Н.В.  Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб,  Детство – Пресс, 2008.

Рузина М.С.  Пальчиковые и телесные игры для малышей. – СПб, 2003.

Куликова Т.Д. Учитель-логопед как педагог дополнительного образования  в свете инклюзивных тенденций // Логопед. – 2013. - № 1. – С.17 – 20.

Бураков Н.Б. Скороговорки.- Тула, 2007.

Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007.

Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: Академия развития, 2007.

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ Сборник методических рекомендаций. – СПб: Детство – Пресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика», рассчитана на 3 года обучения детей 4-7 лет

Программа "Ритмика" рассчитана на детей 4-7 лет.  Содержание: 1. Пояснительная записка. 2.Цели и задачи. 3. Формы проведения 4. Ожидаемые результаты. 5. План 1 (2 и 3) года обучения. 6. Содержани...

Программа по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи

Программа предполагает занятия по логопедической ритмике с использованием музыкальной системы САУНДБИН....

Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.

В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика»

В программе представлены два модуля: «Ритмика» и «Креативное творчество».  Все модули объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному п...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» 1-4 класс (пролонгированное обучение)

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий....

Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» (ТНР) 2 класс

Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов и  достижения цели курса:&bull...