Дополнительная программа по логопедической ритмике.
рабочая программа по теме
На занятиях логопедической ритмики особое значение придается стимулированию речевой активности детей. Следовательно, логоритмическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отстающих от возрастной нормы некоторых функций, или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, двигательных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции. Присутствие развивающего начала необходимо, так как речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logoritmike.doc | 426.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений в современной дошкольной педагогике является ранняя помощь детям с ОВЗ. По медицинским показаниям в анамнезе детей, посещающих дошкольные учреждения, более 80% детей имеют III и IV группы здоровья, около 60 % детей дошкольного возраста имеют различные речевые нарушения. Причины этого самые разнообразные.
В данной ситуации необходимо проводить активную дифференцированную помощь детям с отклонениями в развитии, как специалистам, так и педагогам дополнительного образования, создавать благоприятные условия для успешной социализации детей, используя личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Для ребенка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объемом предметных знаний в той или иной области он владеет, а то, каким способом эти знания ребенком были освоены. Проведение занятий по логоритмике является наиболее эффективным и эмоциональным звеном профилактики нарушений речи в более раннем возрасте.
Основу логоритмических занятий составляет система двигательных упражнений, которые сочетаются с произнесением специального речевого материала. Они включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность: общеразвивающие упражнения, работу над дыханием, простейшие приемы массажа, гимнастику для глаз.
На занятиях логопедической ритмики особое значение придается стимулированию речевой активности детей. Следовательно, логоритмическое воздействие на детей с речевыми нарушениями должно проходить в рамках формирующего обучения, которое не исправляет, а ускоряет формирование отстающих от возрастной нормы некоторых функций, или их систем с помощью специальных методов: подвижных игр, двигательных ритмов, выполнения движений по речевой инструкции. Присутствие развивающего начала необходимо, так как речевое расстройство появляется и развивается у формирующейся личности.
Актуальность данной программы определяется особенностями, сложившимися в современных социальных и образовательных областях. Это увеличение рождаемости детей, чрезмерная занятость родителей, часто нежелание их переводить своего ребенка из массовой группы в речевую, ссылаясь на сложности адаптации ребенка, а также отдаленность специального детского сада от места проживания. Логоритмические занятия – это один из видов своевременной помощи детям с нарушением речевого развития в раннем возрасте, это форма профилактической работы по формированию произносительных возможностей, сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников, созданию такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Новизна программы заключается в том, что в настоящее время в систему обучения широко внедряется инклюзивное (включающее) образование, которое подразумевает доступность его для всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. Помощь квалифицированного специалиста в качестве дополнительной услуги – это частный пример внедрения инклюзивного образования в деятельность современного детского сада. На занятиях по логоритмике ребенок может на ранних этапах получить своевременную помощь.
Педагогическая целесообразность проведения логоритмических занятий в условиях обычного детского сада, как одной из форм дополнительного образования, заключается в более широком охвате детей с нарушениями речи, ослабленной общей и мелкой моторикой, а также оказание помощи таким детям на более ранних этапах развития. Логоритмика помогает выявить и расширить компенсаторные возможности ребенка по преодолению своего дефекта, но она ни в коем случае не подменяет полноценную логопедическую работу, проводимую в стационарной речевой группе.
В логоритмической работе выделяют два основных направления.
Первое направление предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса, воспитание чувства темпа и ритма, активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление способствует формированию правильных произносительных навыков. Эта работа включает в себя артикуляционную, дыхательную гимнастику, формирование умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности, совершенствование мимической моторики, выработку четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Цель программы: профилактика и коррекция двигательных и речевых нарушений в развитии ребенка посредством сочетания движения и слова.
Отличительные особенности от уже существующих программ заключаются в том, что данная программа направлена на выработку системы помощи и поддержки большего количества детей с незначительными речевыми нарушениями в условиях массового детского сада через внедрение инновационных технологий, а также закладываются серьезные предпосылки к развитию инклюзивного образования в дошкольном учреждении. Провидит такую работу педагог со специальным образованием: учитель-логопед, или учитель-дефектолог.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 3,5 до 5,5 лет.
Сроки реализации программы: вся программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся два раза в неделю и составляют 72 часа в год.
Режим занятий: продолжительность занятий 20-25 мин для детей среднего возраста и 30 мин для детей старшего возраста.
Задачи первого года:
Образовательные:
- систематизировать знания детей об окружающей действительности;
- расширить понимание обобщения нескольких предметов, относящихся к одному понятию;
- заучивание небольших стихотворений.
Воспитательные:
- способствовать формированию устойчивого эмоционального контакта с педагогом и со сверстниками;
- воспитывать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям;
- оказывать помощь детям в преодолении речевого и неречевого негативизма;
- способствовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности;
- поощрять речевую активность детей, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
Развивающие:
- совершенствовать умение слушать и ориентироваться в звуках окружающего мира, различать звуки по высоте и силе;
- повышать двигательную активность артикуляционных органов;
- способствовать формированию правильного речевого дыхания;
- способствовать развитию общей и ручной моторики;
- стимулировать развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов речи;
- создавать благоприятные условия для последующего формирования функций фонематической системы;
Ожидаемые результаты:
- укрепить мышцы артикуляционного аппарата;
- правильно понимать эмоционально-выразительные движения рук, мимики и адекватно их использовать;
- овладеть простейшими навыками пальчиковой моторики;
- улучшить функции дыхания, укрепить дыхательную мускулатуру;
- владеть навыками правильного, умеренного темпа речи ( речь с движением, пение с движением);
- увеличить словарь за счет стихотворений, потешек, считалок, подвижных и коммуникативных игр;
- продолжить развивать творчество в двигательной деятельности, согласовывать динамические движения с речью, чувствовать заданный темп и ритм.
Формы проведения занятий: подгрупповые занятия. Наполняемость подгрупп от 5 до 6 детей младшего дошкольного возраста и от 6 до 7 детей старшего дошкольного возраста.
Каждое занятие представляет собой:
- мини-проект с игровыми элементами, фонетической ритмикой, пальчиковыми, подвижными и коммуникативными играми;
- воображаемые путешествия;
- игры-драматизации;
- дидактические и сюжетные игры.
Отбор детей в логоритмический кружок осуществляется по личному желанию родителей, по рекомендации невролога, по предварительному осмотру логопеда или дефектолога детей, рекомендуемых воспитателями групп. Проводится предварительная диагностика детей, желающих посещать занятия, затем беседа с родителями, воспитателями групп и специалистами дошкольного учреждения.
Методы отслеживания успешности овладения детьми содержания программы:
- метод наблюдения;
- метод беседы: с ребенком, с воспитателями, со специалистами;
- изучение результатов деятельности детей;
Формы подведения итогов реализации программы: анализ результатов работы по каждому возрасту.
Учебно-тематический план
1-ый год обучения
( 3,5-4,5 года)
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1. | Общеразвивающие упражнения (ритмопластика)
| 1 1 1 1 2 1 2 | 1 1 1 1 2 1 2 | |
2. | Слуховое и зрительное внимание
| 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | |
3. | Мелкая моторика
| 1 1 2 2 2 2 | 1 1 2 2 2 2 | |
4. | Речь с движением (мимика, пантомима)
| 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 2 |
5. | Общие речевые навыки
Разделы и темы | 1 1 | 2 1 2 1 2 2 2 2 практика | 3 1 3 1 2 2 2 2 Всего |
6. | Развивающая речевая среда
| 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
ВСЕГО | 27часов | 45 часов | 72 часа |
Содержание программы:
1.Общеразвивающие упражнения (ритмопластика). Практические занятия.
Тема: «Вместе весело шагать».
- Выработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме.
- Развитие ловкости, умения действовать в общем темпе.
- Обогащение двигательного опыта детей.
Тема: «Тропинка».
- Способствовать развитию ориентировки в пространстве.
- Формирование у детей подражательных движений, наиболее часто употребляемых в быту.
- Обучение выполнению простых правил.
- Воспитывать у детей умение изменять силу голоса, учить говорить тише, громче;
Тема: «Камешки и лужи».
- Формирование умению двигаться в заданном направлении.
- Развитие устойчивости и равновесия при ходьбе по уменьшенной площади опоры.
- Развитие ловкости и координации движений.
- Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца.
Тема: «Заботливое солнышко»
- Укрепление и развитие мышц рук и ног.
- Развитие равновесия.
- Обучение пластике и выразительности движений, умению расслаблять мышцы.
- Формировать правильное физиологическое и речевое дыхания.
Тема: «Делай так, ка я скажу».
- Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных реакций ребенка.
- Расширение объема понимания речи с ориентировкой на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным образом.
- Развитие ритмичности движений.
Тема: «Пружинки».
- Профилактика плоскостопия. Развитие праксиса «позы».
- Обучение согласованию своих действий с движениями других детей.
- Обучение умению действовать сообща, в одинаковом для всех темпе.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Тема: «Карусели».
- Развитие у детей умения двигаться ритмично, самостоятельно менять движения в соответствии со сменой силы звучания.
- Развитие координации движений и ориентировки в пространстве.
- Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале трех сигналов.
- Активизация словаря и мыслительной деятельности с помощью введения в упражнения и игры различных предметов.
2.Слуховое и зрительное внимание. Практические занятия.
Тема: «Будь внимательным»:
- Развитие слухового внимания и умение правильно показывать рукой направление звучания.
- Развитие речевого слуха.
- Увеличение словарного запаса.
- Развитие ориентировки в схеме собственного тела.
- Формировать темп и ритм движений.
Тема: «Тихо – громко»:
- Развитие слухового внимания.
- Формировать интонацию, произносить тихо и громко слова.
- Учить дифференцировать тихие и громкие звуки на музыкальных инструментах.
- Развивать силу голоса.
Тема: «Подбери пару»:
- Развитие зрительного внимания.
- Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие подражательности в движениях.
- Соотнесение двух групп предметов по количественному признаку.
Тема: «Угадай, чей голосок?»:
- Развитие слухового внимания, речевого слуха.
- Воспитание чувства рифмы.
- Учить детей правильно произносить сочетания двух гласных звуков с ритмичными движениями рук.
- Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
Тема: « Что изменилось?»:
- Уточнение артикуляции гласных звуков, учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
- Развивать мимику детей и пантомимику.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
- Совершенствовать слуховое и зрительное внимание.
3. Мелкая моторика. Практическая часть.
Тема: «Этот пальчик в лес пошел»:
- Накопление активного и пассивного словаря.
- Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей.
- Укрепление дыхательной мускулатуры и воспитание навыка спокойного смыкания губ.
- Воспитание силы, высоты и выразительности голоса.
Тема: ««Солнышко и дождик»:
- Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализатора.
- Вызывать у детей потребность подражать слову взрослого.
- Выработка правильного диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных.
- Восприятие содержания маленьких стихотворений с опорой на картинку.
Тема: «Мама нам печет блины»:
- Выработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме.
- Развитие подражания движениям рук.
- Дальнейшее формирование слов с правильным воспроизведением интонационно-ритмического рисунка.
- Развитие ориентировки на плоскости и в схеме собственного тела.
Тема: «Зернышки птичкам»
- Увеличение амплитуды движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
- Развитие равновесия, ориентировки на месте и в пространстве.
- Накопление активного словаря, закрепление результатов, достигнутых на основных занятиях.
- Формирование длительного плавного ротового выдоха.
Тема: «Вышли пальчики гулять»
- Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных и звуковых реакций ребенка.
- Активизация движений артикуляционного аппарата и формирование элементарных произносительных навыков.
- Активизация словаря и мыслительной деятельности.
- Развитие умения воспроизводить мимику и жесты, различать эмоциональное состояние детей и взрослых.
Тема: «Замок»
- Развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук за счет сжатия, растяжения и вращения кисти.
- Выработка точных движений, выполняемых в определенном темпе.
- Развитие ориентировки в схеме собственного тела, основных пространственных направлениях.
- Формирование интонационной выразительности речи, длительного речевого выдоха.
4.Координация речи с движением. Теоретическая часть.
Тема: «Веселая лягушка»
- Закрепить знания детей о лягушке и насекомых.
- Помогать устанавливать простейшие связи между ними.
- Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида лягушки с опорой на картинку.
- Активизировать употребление в речи названий предметов и их частей.
Тема: «Улитка»
- Расширить представления детей о жизни животных в природных условиях.
- Раскрыть на конкретном примере понятия «быстро - медленно».
- Заучивание короткого стихотворения с опорой на картинку.
Тема: «Ежик и яблоки»
- Расширить представления о жизни ежика в природных условиях, чем питается, как передвигается.
- Формировать умение называть внешние признаки, сравнивать с другими дикими животными.
- Учить употреблять существительные с обобщающим значением.
Тема: «Снежный ком»
- Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.
- Рассматривание сюжетной картины о зиме.
- Заучивание стихотворного текста.
Тема: «Тень-тень-потетень»
- Систематизировать знания детей о диких животных, называть характерные особенности внешнего вида.
- Обучение ответам на вопросы по демонстрации действий.
- Работа над диалогической речью.
Тема: «Тише, мыши, не шумите»
- Расширение и уточнение словаря о домашних животных, особенностях их поведения, что едят, какую пользу приносят людям.
- Заучивание стихотворного текста, состоящего из двух частей, с опорой на картинку.
Тема: «Ждет гостей сегодня кошка»
- Систематизировать знания о диких и домашних животных.
- Развивать диалогическую речь.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
4.Координация речи с движением. Практическая часть.
Тема: «Веселая лягушка»
- Развитие эмоциональных движений и мимики.
- Развитие пластики движений.
- Координация взаимодействия двигательного и слухового анализаторов.
- Формирование умения вслушиваться в речь и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
- Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Тема: «Улитка»
- Развитие умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью.
- Развитие праксиса «позы» на моторике отдельных движений, выполняемых по подражанию взрослому.
- Расширение объема понимания чужой речи, накопление активного словаря.
- Развитие правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного, плавного ротового выдоха.
Тема: «Ежик и яблоки»
- Воспитание правильного умеренного темпа речи.
- Развитие произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
- Понимание и активное усвоение глагольного словаря, используя стихотворный текст.
- Развитие умения выполнять серию движений, согласовывая их с речью.
Тема: « Снежный ком»
- Работа над четкостью речи в пределах доступного словаря с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Развитие умения действовать сообща при выполнении игровых упражнений.
- Тренировка слуховой памяти и слухового внимания.
- Закрепление обобщающих понятий.
Тема: «Тень-тень-потетень»
- Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания.
- Укрепление дыхательной мускулатуры и воспитание навыка спокойного смыкания губ.
- Развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах.
- Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи. Способности к модуляции голоса.
Тема: «Тише, мыши, не шумите»
- Формирование навыков выразительных и ритмичных движений.
- Развитие у детей эмоционально-выразительных жестов и мимики.
- Улучшение координации пальцев руки, развитие быстроты движения.
- Закрепление ориентировки на месте, в пространстве.
Тема: «Ждет гостей сегодня кошка»
- Развитие правильного понимания детьми мимики и жестов и адекватного их использования.
- Продуцирование речевых контактов, положительных эмоциональных переживаний.
- Накопление пассивного и активного словаря детей.
- Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных и звуковых реакций ребенка.
5. Общие речевые навыки. Теоретическая часть.
Тема: «Веселый язычок»
- Закрепить знания детей об органах артикуляционного аппарата.
- Обучать детей ответам на вопросы по демонстрации действий.
- Рассматривание лица человека и уточнение названия его частей.
- Учить детей доброжелательно общаться со сверстниками.
Тема: «Песенка»
- Систематизировать знания детей о частях тела;
- Выделение гласных звуков из ряда звуков.
- Уточнение имеющего словаря существительных и его обогащение.
- Отстукивание слогов по заданному алгоритму.
5.Общие речевые навыки. Практическая часть.
Тема: Веселый язычок»
- Подготовка артикуляционного аппарата к выполнению определенных упражнений.
- Укрепление мышц языка и носогубных складок.
- Работа над коротким и бесшумным вдохом и плавным выдохом.
- Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.
Тема: «Ветер и листья»
- Координация взаимодействия зрительного и двигательного анализаторов.
- Развитие умения расслаблять мышцы.
- Работа над длительным плавным выдохом.
- Укрепление мышц губ и активизация кончика языка.
Тема: «Песенка»
- Активизация мышц губ и нижней челюсти.
- Развитие силы голоса.
- Развитие длительного плавного выдоха.
- Формирование слухового внимания.
Тема: «Волшебные трубочки»
- Активизация мышц кончика и середины языка.
- Выработка у детей умения чередовать выполнение заданных упражнений.
- Формировать способность детей к правильному выполнению движений артикуляционного аппарата по подражанию.
- Раз зрительного и слухового внимания.
- Развитие мимических движений.
Тема: «Лошадки»
- Отработать подъем языка и его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.
- Тренировка ритмичности и четкости при выполнении артикуляционных движений.
- Координация взаимодействия зрительного и двигательного анализаторов.
Тема: «Самолеты»
- Развитие звукового подражания.
- Активизация мышц губ, кончика языка.
- Формирование плавного длительного выдоха.
- Развитие интонационной выразительности, способности к модуляции голоса.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Тема: «Прятки»
- Активизация мышц корня языка.
- Выработка у детей способности к переключению движений органов артикуляционного аппарата.
- Развитие правильного диафрагмального дыхания.
- Отработка выразительности и ритмичности движений.
- Развитие речевого подражания.
Тема: «Качели»
- Отработать движение языка, укреплять мышцы и развивать его подвижность.
- Совершенствовать у детей способности к переключению с одной позиции на другую.
- Воспитывать правильный умеренный темп движений артикуляционного аппарата.
- Развитие координации движений.
6.Развивающая речевая среда. Теоретическая часть.
Тема: «Разбежавшиеся картинки»
- Расширить активный предметный словарь с помощью предметных картинок.
- Совершенствовать умения группировать предметы по внешнему признаку.
- Учить детей осваивать правила дидактической игры.
Тема: «Башмачки»
- Систематизировать знания детей об обуви.
- Формировать представления о предмете и его частях.
- Расширять и обогащать словарь, используя сказочный сюжет.
Тема: «Кто в домике живет?»
- Уточнить знания детей о диких животных.
- Воспитание выразительности речи и мимики.
- Учить детей подбирать названия предметов к названиям действий.
- Формирование ориентировки в пространстве.
Тема: «Непослушные игрушки»
- Систематизировать знания детей об игрушках.
- Учить детей узнавать демонстрируемые игрушки по их описанию.
- Упражнять детей в умении драматизировать набольшую сказку.
- Совершенствовать фразовую речь.
Тема: «Веселое путешествие»
- Подводить детей к самостоятельному созданию игровых сюжетов.
- Учить детей по аналогии подбирать определения к предметам.
- Расширение и обогащение активного словаря.
- Расширять знания детей о природе с учетом их интересов.
Тема: «Куда едет трамвай?»
- Расширять знания детей об общественном транспорте.
- Формировать умение ориентироваться в ближнем пространстве.
- Повторить правила безопасности на дороге.
- Обучение детей умению задавать вопросы.
Тема: «В гостях у Маши»
- Продолжить работу по развитию и обогащению сюжетов игр.
- Формировать умения детей активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы.
- Формирование диалогической речи.
Тема: «Заболела наша книжка»
- Закрепить знания детей о книге, книжной иллюстрации.
- Воспитывать навыки бережного отношения к вещам.
- Формирование фразовой речи.
Тема: «Как цыпленок голос искал»
- Расширять представления детей о домашних птицах.
- Воспитание интонационной выразительности, мимики и пантомимы.
- Уточнить названия действий животных.
- Способствовать развитию диалогической речи.
Методическое обеспечение
№ п/п | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1. | Общеразвивающие упражнения (ритмопластика) | Соревнование | |||
«Вместе весело шагать» | Занятие-игра | поощрение, созд. ситуации успеха | символы и знаки | ||
«Тропинка» | Занятие-путешествие | тренировка, поощрение | схема, лабиринты | ||
«Камешки и лужи» | Игровое занятие | показ, массаж, тренировка | мешочки с наполнителями | ||
«Заботливое солнышко» | Занятие-инсценировка | игра, созд. ситуации успеха | разноцветные круги, прищепки | ||
«Делай так, как я скажу» | Занятие-тренинг | тренировка, поощрение | жестовые символы | ||
«Пружинки» | Занятие-игра | упражнение, взаимопроверка | предметные картинки, волчки | ||
«Карусели» | Занятие-игра | игра, поощрение | сюжетная картина, ленты | ||
2. | Слуховое и зрительное внимание | Анализ | |||
Будь внимательным» | Игровое занятие | упражнение, поощрение | предметные картинки | ||
«Тихо - громко» | Занчтие-оркестр | взаимопроверка, наблюдение | музыкальные инструменты, | ||
«Подбери пару» | Занятие-игра | наблюдение, взаимодействие | дидактическая игра | ||
«Угадай, чей голосок?» | Занятие – маскарад | опора на жиз. опыт, наблюдение | маски, предметные картинки | ||
«Что изменилось?» | Занятие-игра | наблюдение, игра | дидактическая игра | ||
3. | Мелкая моторика | ||||
«Этот пальчик в лес пошел» | Занятие-тренинг | поощрение, ситуация успеха | жестовые символы | ||
«Солнышко и дождик» | Занятие-игра | упражнение. тренировка | цветной песок, набор пуговиц | ||
«Мама нам печет блины» | Занятие-игра | беседа, поощрение | цветной пластилин, зубочистки | ||
«Зернышки птичкам» | Игровое занятие | наблюдение, тренировка | картинки, косточки | ||
«Вышли пальчики гулять» | Занятие-театр | упражнение, игра | пальчиковый театр | ||
«Замок» | Занятие-тренинг | тренировка, поощрение | предметные картинки, набор палочек | ||
4. | Речь с движением (мимика, пантомима) | Анализ | |||
«Веселая лягушка» | Игровое занятие | поощрение, упражнение | книжка-раскраска | ||
«Капля» | Занятие-игра | наблюдение, тренинг | трафареты, предметные картинки | ||
«Ежик и яблоки» | Занятие-аэробика | тренировка, упражнение | муз. игрушки, муляжи фруктов | ||
« Снежный ком» | Занятие-игра | игра, наблюдение | дыхательные тренажеры, крупа | ||
«Тень-тень-потетень» | Занятие-инсценировка | поощрение, упражнение | маски, игрушки | ||
«Тише, мыши, не шумите» | Занятие-хоровод | тренинг, игра | жестовые символы | ||
«Ждет гостей сегодня кошка» | Занятие-инсценировка | создание ситуации успеха | маски, картинки | ||
5. | Общие речевые навыки | Анализ | |||
«Веселый язычок» | Занятие-тренинг | поощрение. тренировка | зрительные символы | ||
«Ветер и листья» | Занятие-игра | упражнение, ситуация успеха | предметные картинки, аудиозапись | ||
«Песенка» | Занятие тренинг | поощрение, тренировка | дидактическая игра | ||
«Волшебные трубочки» | Занятие-соревнование | беседа. тренировка | дыхательные тренажеры | ||
«Лошадки» | Игровое занятие | наблюдение, тренировка | жестовые символы | ||
«Самолеты» | Занятие-игра | поощрение, упражнение | игрушки, символы | ||
«Прятки» | Занятие-игра | тренировка, ситуация успеха | зрительные символы | ||
«Качели» | Занятие-игра | взаимодействие, поощрение | предметные картинки, символы | ||
6. | Развивающая речевая среда | Открытое занятие | |||
«Разбежавшиеся картинки» | Занятие-игра | беседа, создание ситуации успеха | дидактическая игра | ||
«Башмачки» | Занятие-сказка | наблюдение, взаимодействие | шнуровки, книжка-раскраска | ||
«Угадай, кто в домике живет?» | Занятие-сказка | рассказ, упражнение | плоскостные фигурки животных | ||
«Непослушные игрушки» | Занятие-игра | игра, порицание | игрушки, набор мелких предметов | ||
«Веселое путешествие» | Занятие-путешествие | создание ситуации успеха | транспорт, разрезные картинки | ||
«Куда едет трамвай?» | Занятие-путешествие | игра, поощрение | конструктор, схемы | ||
«В гостях у Маши» | Занятие-игра | беседа, игра | игрушечная посуда | ||
«Заболела наша книжка» | Занятие -драматизация | упражнение, создание ситуации успеха | набор инструментов | ||
«Как цыпленок голос искал» | Занятие -сказка | беседа, поощрение | предметные картинки, маски |
Задачи второго года:
Образовательные:
- продолжить систематизировать представления детей об окружающем мире;
- расширять умение обобщать и обогащать активный словарь;
- совершенствовать связную речь.
Воспитательные:
- способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности;
- расширять и укреплять интерес к слову, его звучанию, образности и красочности;
- способствовать расширению поисковой деятельности;
- закреплять навыки самоуважения, привычку выполнять необходимые правила самостоятельно;
- способствовать выражению своих эмоций в мимике и пантомимике.
Развивающие:
- повышать двигательную активность артикуляционных органов, общей и ручной моторики;
- улучшать слухо - зрительное и слухо - моторное взаимодействие в процессе восприятии и воспроизведения ритмических структур;
- расширять возможности участия детей в диалоге, формировать монологическую речь;
- осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функции;
- способствовать овладению фонетической стороной речи и фонематическими процессами.
Ожидаемые результаты второго года:
- использовать в речи разные виды интонации;
- осмысленно работать над своим произношением, умением слушать себя;
- владеть навыками правильного речевого дыхания при артикуляции звуков речи;
- овладеть навыками пальчиковой гимнастики;
- уметь правильно ориентироваться в ближнем пространстве, схеме собственного тела;
- правильно понимать эмоционально-выразительные движения рук, мимики;
- расширить и обогатить словарь, активизируя диалогическую речь;
- выполнять установленные нормы поведения, соблюдать правила игры, в своих поступках следовать хорошему примеру.
Учебно-тематический план
2-ой год обучения
( от 4,5 до 5,5 лет)
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1. | Общеразвивающие упражнения (ритмопластика) «Ручеек» «Капельки» «Аист, аист длинноногий» «Камешки» «Следы» | 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 | |
2. | Развитие слухового и зрительного внимания «Обезьянки с платочками» «Что пропало?» «Посмотри, запомни, повтори» «Кто за кем» «Телефон» | 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 | |
3. | Мелкая моторика «Пальчики уснули» «Наши ручки» «Сидит белка на тележке» «В кладовке на полке» «Повстречались» «Апельсин» | 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 | |
4. | Координация речи с движением «Песенка стрекозы» «Дождик, дождик» «Зеркало» «Ветер и птицы» «Найди игрушку» «Хитрая лиса» «Ниточка с иголочкой» «На лошадке ехали» Разделы, тема | 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
5. | Общие речевые навыки «Поиграем в зоопарк» «Любопытный язычок» «Лесенка» «Прогулки по мостику» «Волшебное зеркало» «Перебежки» | 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 | |
6. | Развивающая речевая среда «Фруктовая ярмарка» «Путешествие на поезде» «Бюро находок» «Светофор» «Наш театр» «В гостях у Мойдодыра» | 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 | |
ВСЕГО | 12часов | 60 часов | 72 часа |
Содержание программы:
1.Общеразвивающие упражнения (ритмопластика). Практические занятия.
Тема: «Ручеек»
- Развитие ориентировки в пространстве.
- Выработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме.
- Способствовать развитию умения наблюдать за явлениями окружающего мира.
- Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
Тема: «Капельки»
- Развитие ориентировки в пространстве.
- Способствовать формированию навыков взаимодействия и сотрудничества.
- Повышать физическую работоспособность, предупреждать утомление.
- Закреплять представления об явлениях окружающей действительности.
Тема: «Аист, аист, длинноногий»
- Закрепление умения сохранять равновесие.
- Формирование умению двигаться в заданном направлении.
- Способствовать формированию умений вступать в общение, использовать мимику и жесты.
- Поддерживать общение между детьми, способствовать воспитанию навыков сотрудничества.
Тема: «Камешки»
- Укрепление и развитие мышц ног, профилактика плоскостопия.
- Развитие равновесия.
- Обучение пластике и выразительности движений, умению расслаблять мышцы.
- Учить детей наблюдать, проявлять интерес, используя пространственно-предметную среду.
Тема: «Следы»
- Развитие у детей умения двигаться ритмично, самостоятельно менять движения в соответствии со сменой силы звучания.
- Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных реакций ребенка.
- Тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале трех сигналов.
- Профилактика плоскостопия. Развитие праксиса «позы».
2. Слуховое и зрительное внимание. Практические занятия.
Тема: «Обезьянки с платочками»
- Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
- Развитие ориентировки в местонахождении предметов.
- Формирование конструктивного праксиса.
- Активизация словаря и мыслительной деятельности детей с помощью введения в игру предметов, отличающихся по величине, цвету и форме.
Тема: «Что пропало?»
- Воспитание зрительного внимания и памяти.
- Продолжить работу по расширению активного словаря.
- Воспитание правильного, умеренного темпа речи.
- Формирование зрительно- моторной координации.
Тема: «Посмотри, запомни, повтори»
- Развитие зрительного внимания.
- Способствовать развитию слухового внимания и памяти, сосредоточенности.
- Расширение и обогащение активного и пассивного словаря.
- Дальнейшее развитие ориентировки на плоскости, направлении и местонахождении предметов.
Тема: «Кто за кем»
- Развитие слухового внимания, речевого слуха.
- Воспитание умения изменять ролевое поведение в ходе игры в зависимости от роли партнера или сюжета.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
- Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
Тема: «Телефон»
- Способствовать умению правильно и отчетливо произносить звуки.
- Обогащать речевой словарь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения.
- Отрабатывать интонационную выразительность.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
- Совершенствовать слуховое внимание.
3. Мелкая моторика. Практическая часть.
Тема: «Пальчики уснули»:
- Помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.
- Закрепить координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей.
- Укрепление дыхательной мускулатуры и воспитание правильно речевого дыхания.
- Воспитание силы, высоты и выразительности голоса.
Тема: «Наши ручки»
- Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных и звуковых реакций ребенка.
- Развитие чувства ритма, выразительности движений.
- Совершенствование координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук.
- Способствовать развитию устойчивого слухового внимания.
Тема: «Сидит белка на тележке»
- Улучшение координации в работе зрительного, слухового и двигательного анализатора.
- Координация одновременно двух выполняемых движений.
- Выработка правильного диафрагмального дыхания и правильной артикуляции звуков.
- Развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений руки адекватного использования жеста в этюде.
Тема: «В кладовке на полке»
- Выработка четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме.
- Увеличение амплитуды движения в суставах пальцев рук и кистей.
- Дальнейшее формирование слов с правильным воспроизведением интонационно-ритмического рисунка.
- Развитие ориентировки в схеме собственного тела.
Тема: «Повстречались»
- Выработка динамичной координации движений пальцев.
- Дальнейшая работа по обучению пластике движений и умению расслаблять мышцы.
- Накопление активного словаря, закрепление результатов, достигнутых на основных занятиях.
- Формирование длительного плавного ротового выдоха.
Тема: «Апельсин»
- Воспитание умения вслушиваться в речь с получением ответных двигательных и звуковых реакций ребенка.
- Активизация движений артикуляционного аппарата и формирование элементарных произносительных навыков.
- Активизация словаря и мыслительной деятельности.
- Развитие умения воспроизводить мимику и жесты, различать эмоциональное состояние детей и взрослых.
- Координация речи с движением. Практическая часть.
Тема: «Песенка стрекозы»
- Развитие ритмичной и выразительной речи.
- Совершенствование пластики движений.
- Координация взаимодействия двигательного и слухового анализаторов.
- Развитие ориентации в пространстве.
- Дальнейшее совершенствование памяти, внимания, мышления.
Тема: «Дождик, дождик»
- Способствовать развитию умения выполнять серию движений, согласовывая их с речевым сопровождением.
- Формирование оптико-пространственной функции.
- Расширение объема понимания чужой речи, накопление активного словаря.
- Развитие правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного, плавного ротового выдоха.
Тема: «Зеркало»
- Отработка точных и четких движений , выполняемых в определенном темпе и ритме.
- Воспитание правильного умеренного темпа речи.
- Развитие произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
- Понимание и активное усвоение глагольного словаря, используя материал текста.
Тема: «Ветер и птицы»
- Обогащение двигательного опыта детей.
- Развитие умения действовать сообща при выполнении игровых упражнений.
- Тренировка слуховой памяти и слухового внимания.
- Закреплять умение узнавать птиц.
Тема: «Найди игрушку»
- Развитие у детей подражательности, вызывание речевого подражания.
- Укрепление дыхательной мускулатуры и воспитание навыка спокойного смыкания губ.
- Развитие координации движений в крупных и мелких мышечных группах.
- Закрепление умения ориентироваться в пространстве, совершенствование глазомера.
Тема: «Хитрая лиса»
- Формирование навыков выразительных и ритмичных движений.
- Развитие у детей эмоционально-выразительных жестов и мимики.
- Совершенствовать основные виды движений.
- Закрепление ориентировки на месте, в пространстве.
- Расширять представления об обитателях природы.
Тема: «Ниточка с иголочкой»
- Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи. Способности к модуляции голоса.
- Продолжить развивать творчество в двигательной деятельности, придумывать и выполнять имитационные упражнения.
- Совершенствование умения свободно двигаться в помещении.
- Способствовать точному воспроизведению простого ритмичного рисунка.
Тема: «На лошадке ехали»
- Отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Познакомить детей с разными способами передвижения.
- Способствовать умению двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.
- Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, впереди, между, рядом.
- Автоматизация простых пройденных ритмов в играх.
5. Общие речевые навыки. Практическая часть.
Тема: Поиграем в зоопарк»
- Активизация движений артикуляционного аппарата и дальнейшее формирование произносительных навыков.
- Развитие правильного речевого дыхания.
- Воспитание ритмичности речи.
- Развитие силы и динамики голоса.
Тема: «Любопытный язычок»
- Закреплять умение расслаблять мышцы языка путем самомассажа.
- Воспитание диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры.
- Совершенствование просодических компонентов речи.
- Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.
Тема: «Лесенка»
- Укреплять произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность.
- Развивать координацию и умение переключаться.
- Способствовать формированию звукового подражания.
- Закреплять умения последовательно выполнять артикуляционные движения.
Тема: «Прогулки по мостику»
- Укреплять мускулатуру щек, отработать четкость движений.
- Преодолевать спастичность языка путем самомассажа, способствовать расслаблению мышц.
- Формировать длительную направленную воздушную струю воздуха.
Тема: «Волшебное зеркало»
- Развитие звукового подражания.
- Активизация мышц губ, кончика языка.
- Формирование плавного длительного выдоха.
- Развитие интонационной выразительности, способности к модуляции голоса.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
Тема: «Прятки»
- Развивать мускулатуру языка, укреплять корень языка.
- Выработка у детей способности к переключению движений органов артикуляционного аппарата.
- Развитие правильного диафрагмального дыхания.
- Отработка выразительности и ритмичности движений.
Тема: «Перебежки»
- Отрабатывать умение попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
- Дальнейшее развитие длительности речевого выдоха.
- Формирование умения менять движения со сменой темп.
- Отработка мягкой атаки голоса, а также умения пользоваться громким и тихим голосом.
6.Развивающая речевая среда. Теоретическая часть.
Тема: «Фруктовая ярмарка»
- Углублять и конкретизировать представления детей о фруктах.
- Совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности.
- Учить детей соблюдать правила игры.
- Закреплять умение детей отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме.
Тема: «Путешествие на поезде»
- Обогащать речевой словарь детей словами, обозначающими взаимоотношения людей, характеризующими настроение человека.
- Продолжить развивать представления детей о видах транспорта.
- Формировать умение выполнять установленные нормы поведения в транспорте.
- Расширять представления о родном крае.
Тема: «Бюро находок»
- Способствовать правильному употреблению слова, в точном соответствии со смыслом.
- Уточнять и активизировать в речи детей названия разнообразных предметов. Объяснять назначение незнакомых предметов.
- Формировать умение составлять небольшой рассказ по образцу.
Тема: «Светофор»
- Закреплять основные пространственные ориентировки.
- Самостоятельно составлять рассказ по образцу из личного опыта.
- Закреплять правила дорожного движения.
Тема: «Наш театр»
- Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.
Рассматривание иллюстраций.
- Развитие диалогической речи.
- Учить детей импровизировать движения разных персонажей.
Тема: «В гостях у Мойдодыра»
- Обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы из их бытового окружения.
- Продолжить развивать речь, как средство общения.
- Воспитывать гигиенические привычки на материале произведения.
Методическое обеспечение
№ п/п | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы | Дидактический материал | Формы подведения итогов |
1. | Общеразвивающие упражнения (ритмопластика) | Соревнование | |||
Ручеек» | Игровое занятие | поощрение, тренинг, взаимоподдержка | сюжетная картинка, аудиозапись | ||
«Капельки» | Занятие-тренинг | создание ситуации успеха. игра | предметные картинки, схеты | ||
«Аист, аист длинноногий»
| Занятие-аэробика | упражнение, игра | предметные картинки, видеозапись | ||
«Камешки» | Занятие-игра | Поощрение, наблюдение | мешочки с наполнителями, муз. игрушки | ||
«Следы» | Игровое занятие | создание ситуации успеха, тренировка | трафареты следов, муз. игрушки, аудиозапись | ||
2. | Слуховое и зрительное внимание | Анализ | |||
«Обезьянки с платочками» | Игровое занятие | создание ситуации успеха, поощрение | предметные картинки, схемы, | ||
«Что пропало?» | Занятие-игра | наблюдение, игра | предметные картинки, фишки | ||
«Посмотри, запомни, повтори» | Занятие-соревнование | поощрение, упражнение | дидактический материал | ||
«Кто за кем?» | Занятие-тренинг | игра, тренировка | дидактическая игра | ||
«Телефон» | Игровое занятие | упражнение, игра | набор предметных картинок | ||
3. | Мелкая моторика | Анализ | |||
«Пальчики уснули» | Игровое занятие | поощрение, тренинг | Трафареты с жестовыми символами | ||
«Наши ручки» | Занятие-тренинг | работа по образцу, | Трафареты, аудиозапись | ||
«Сидит белка на тележке» | Занятие-игра | тренировочные упражнения, | Сюжетная картинка, муз. инструменты | ||
«В кладовке на полке» | Занятие-тренинг | тренинг, поощрение | мнемотехнические таблицы | ||
«Повстречались» | Занятие-путешествие | тренировочные упражнения, игра | сюжетная картинка, таблицы | ||
«Апельсин» | Занятие-тренинг | поощрение, упражнение | предметные картинки, игрушки | ||
4. | Речь с движением (мимика, пантомима) | Соревнование | |||
Песенка стрекозы»
| Занятие-путешествие | поощрение, тренинг | предметные картинки, аудиозапись | ||
«Дождик, дождик» | Занятие-игра | создание ситуации успеха | коврики, аудиозапись | ||
«Зеркало» | Занятие-тренинг | тренинг, поощрение | зеркало, жестовые символы | ||
«Ветер и птицы» | Игровое занятие | игра, поощрение, | трафареты, | ||
«Найди игрушку» | Занятие-игра | опора на жиз.опыт, игра | игрушки, музыкальные инструменты | ||
«Хитрая лиса» | Занятие-драматизация | взаимопроверка, игра | маска лисы, аудиозапись, обручи | ||
«Ниточка с иголочкой» | Занятие-поход | работа по образцу, наблюдение | мягкие игрушки, муз. инструмент | ||
«На лошадке ехали» | Занятие-путешествие | тренировочные упражнения, поощрение | Предметные картинки, | ||
5. | Общие речевые навыки | Анализ | |||
«Поиграем в зоопарк»
| Занятие-путешествие | поощрение, игра | иллюстрации, жестовые символы | ||
«Любопытный язычок» | Занятие-сказка | тренинг, создание ситуации успеха | рисунки, дыхательные тренажеры | ||
«Лесенка» | Занятие-тренинг | поощрение, тренинг | жестовые символы | ||
«Прогулки по мостику» | Занятие-тренинг | упражнения, наблюдение | иллюстрации, дыхательные тренажеры | ||
«Волшебное зеркало» | Игровое занятие | наблюдение, игра | зеркало, картинки, схемы | ||
«Перебежки» | Игровое занятие | поощрение, тренинг | иллюстрации, набор мелких предметов | ||
6. | Развивающая речевая среда | Открытое занятие | |||
«Фруктовая ярмарка» | Занятие-игра | рассказ, игра | муляжи фруктов, предметные картинки | ||
«Путешествие на поезде» | Занятие-путешествие | наблюдение, игра | сюжетная картина, фланелеграф | ||
«Бюро находок» | Занятие-игра | беседа, игра | дидактическая игра, магнитная доска | ||
«Светофор» | Занятие-путешествие | опора на жиз.опыт, игра | картина, набор трафаретов, контейнер с фишками | ||
«Наш театр» | Занятие- инсценировка | игра, создание ситуации успеха | маски, пальчиковый театр | ||
«В гостях у Мойдодыра» | Занятие-сказка | игра, опора на жиз. опыт | дидактическая игра |
Список литературы
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - Москва: Творческий центр, 2003.
Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб: Издательский дом «Литера», 2004.
Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб, Детство – Пресс, 2008.
Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей. – СПб, 2003.
Куликова Т.Д. Учитель-логопед как педагог дополнительного образования в свете инклюзивных тенденций // Логопед. – 2013. - № 1. – С.17 – 20.
Бураков Н.Б. Скороговорки.- Тула, 2007.
Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С.Е. Гаврилина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения/ Сборник методических рекомендаций. – СПб: Детство – Пресс, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика», рассчитана на 3 года обучения детей 4-7 лет
Программа "Ритмика" рассчитана на детей 4-7 лет. Содержание: 1. Пояснительная записка. 2.Цели и задачи. 3. Формы проведения 4. Ожидаемые результаты. 5. План 1 (2 и 3) года обучения. 6. Содержани...
Программа по логопедической ритмике для детей с общим недоразвитием речи
Программа предполагает занятия по логопедической ритмике с использованием музыкальной системы САУНДБИН....
Презентация программы по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко" для детей с общим недоразвитием речи.
В презентации содержится информация о программе по логопедической ритмике "Раз словечко,два словечко"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика»
В программе представлены два модуля: «Ритмика» и «Креативное творчество». Все модули объединяет игровой метод проведения занятий, который придает учебно-воспитательному п...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» 1-4 класс (пролонгированное обучение)
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий....
Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» (ТНР) 2 класс
Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов и достижения цели курса:&bull...