Программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» (ТНР) 2 класс
рабочая программа

Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов и  достижения цели курса:

формирование умения планировать содержание собственного связного высказывания

развитие диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекционного курса

«Логопедическая ритмика»

для обучающихся 2 класса

        

Количество часов: 34

 Составила: Рыль А.Ф.

учитель-логопед

МБОУ гимназии г. Советский

2023-2024 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» для 2 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников»;
  • Рабочая программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» для 2 класса составлена в соответствии c адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1 или 5.2.) в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2023 г. № 534 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего образования на 2023-2024 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс логоритмики направлен на достижение следующих задач обеспечивающих реализацию личносто-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельстного подходов и  достижения цели курса:

•        формирование умения планировать содержание собственного связного высказывания

•        развитие диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

•        укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции.

В процессе коррекции звукопроизношения обучающихся программой предусмотрены и решение следующих задач

•        активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного восприятия;

•        увеличение объёма памяти;

•        развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

•        развитие двигательных кинестезий;

•        развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторной координаций;

•        формирование двигательных навыков.

Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики. Она способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата). Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи и оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе:

•        Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти и внимания.

•        Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Программа по логопедической ритмике включает музыкально-ритмические движения, упражнения способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Программа по логоритмике для второго класса составлена на основе программы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Программа решает задачи по формированию правильного произношения, развитию навыка правильного речевого дыхания, общей и мелкой моторики.

В процессе урока по логопедической ритмике предполагается корригировать нарушения речи и психомоторное развитие детей, осуществлять развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формировать темп, ритм, мелодическую выразительность речи, совершенствовать фонематические процессы, слуховое восприятие, внимание, память, зрительно-пространственную организацию движений, пространственное восприятие и пространственные представления.

Музыкально-ритмические движения. К ним относятся упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью.

Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой, служат и для коррекции речи. Это песни- пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и  правильно предавать темп и ритм речи.

Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

При проведении различных игр, построении серии движений используются счетные упражнения, которые облегчают пространственную ориентацию обучающихся перед тем или иным заданием или используются как сигнал для выполнения движений.

Упражнения  на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развития дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Для нормализации дыхания используются и упражнения с произнесением различного речевого материала на выдохе (тянуть глухие согласные звуки, гласные звуки, сочетания гласных с согласными звуками, двух- трёхсложные слова с открытыми и закрытыми слогами, фразы).

Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Выразительность голоса воспитывается с помощью мелодекламаций и чтения стихотворений с различными интонациями.

Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счёт, на определённый акцент в музыке. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану АООП НОО всего на изучение  предмета «Логопедическая ритмика» во 2 классе выделяется 34 ч. во внеурочной деятельности (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уроки логопедической ритмики предоставляют детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение знаний умений на уроке логопедической ритмики предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание его неразрывной связи с жизнью.

Внимание на уроке логопедической ритмики акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку, художественные произведения.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Курс  «Логопедическая ритмика», развивая умение учиться, его творческие способности призван формировать у ребенка современную картину мира, что способствует успешной социализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижения выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
  • Знание и выполнение правил работы в группе
  • Формирование рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета

  • Принимать и сохранять цели учебной деятельности.
  • Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем.
  • Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
  • Работать в определённом темпе и применять знания в новых ситуациях.
  • Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
  • Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,         процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Логоритмика».
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Выделять главное в учебном материале с помощью учителя – логопеда.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями)  в  соответствии  с  содержанием учебного предмета «Логоритмика».
  • Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности;  осуществлять  взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Готовность   конструктивно   разрешать   конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • Овладение умениями слушать музыку, определять ее характер, соотносить темпо-ритмические и эмоционально-смысловые параметры музыки, движений, речи.
  • Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять перестроения, выполнять различные виды движений, ходьбы и бега.
  • Способность координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.
  • Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
  • Сформированность умений голосоведения, модуляций голоса; способность выполнять оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления голосового аппарата.
  • Сформированность подвижности артикуляционного аппарата.
  • Способность правильно произносить и различать звуки на изученном материале различной сложности (изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах)
  • Сформированность   плавности   и   интонационной выразительности речи.
  • Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам; овладение   предметной   лексикой   (доступной терминологией).
  • Способность координировать движения        и речь, соотносить ритм движений и речи, использовать движения в соответствии со смыслом высказывания.
  • Способность выполнять оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления голосового аппарата.
  • Готовность выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов.

Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического, мелодического  (звуковысотного),  тембрового,  динамического  слуха.  Восприятие  и воспроизведение различных ритмических структур, как простых (неакцентированных), так и акцентированных, с целью развития слухомоторных дифференцировок, сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения; развитие межанализаторного взаимодействия (слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей); создание предпосылок для усвоения словесного ударения, правильного воспроизведения акцентно-ритмической, звукослоговой структуры слова; дифференциация звучания различных по высоте источников звука (звучащие колокольчики, поставленный вертикально металлофон и др.), различных по силе и характеру звучания источников звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты). Развитие слухового восприятия как основы формирования фонематического восприятия.

Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема, переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые сигналы; способности распределять внимание между сигналами различной модальности. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной; умения удерживать в памяти и воспроизводить заданный ряд последовательных движений, сохраняя двигательную программу.

Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по представлению. Формирование умений регулировать мышечный тонус, обеспечивающих произвольное управление движениями общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.

Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров общих/ручных/артикуляторных движений. Обучение различным видам ходьбы; формирование статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений); пространственно-временной организации двигательного акта. Все движения выполняются ритмично, под счет или в соответствии с определенным акцентом в музыке.

Развитие чувства музыкального размера (метра). Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в звучании. Умение прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, давать на них ответную реакцию движением. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.).

Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей работы над темпом речи. Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, построения, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). Умение чувствовать темп музыкального произведения с целью его соотнесения темпом речи.

Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как основа дальнейшей работы по формированию ритма речи. Основные сенсорные компоненты чувства музыкального ритма: отношения длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; отношения акцентированных и неакцентированных звуковых элементов, составляющих основу музыкального метра; скорость следования опорных звуков, определяющая музыкальный темп. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).

Развитие речи и коррекция речевых нарушений

Развитие дыхания и голоса. Развитие дыхания и голоса проводится в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решает задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата, создает предпосылки для формирования четкой дикции. Формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания (смешанно- диафрагмального) и на его основе – продолжительного плавного речевого выдоха. Статические дыхательные упражнения, обеспечивающие дифференциацию носового и ротового дыхания, подготавливающие речеголосовой аппарат к ощущению правильного резонирования и создающие необходимые условия для развития фонационного дыхания. Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха и способствующие снятию голосовой зажатости. Произнесение различного речевого материала на выдохе (гласных, глухих согласных звуков, их сочетаний, двух- трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами, фраз) с учетом параметров движения: интенсивности (характеризующей динамический компонент артикуляции), напряженности (характеризующей степень напряжения различных мышц, участвующих в артикуляции), длительности.

Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. При этом учитываются физиологические возможности обучающихся с ТНР.

Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции), затем с речью. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой без труда различаются ритмические удары (акценты).

Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения.

Специфика содержания работы по формированию дыхания, голоса, звукопроизношения определяется с учетом механизма речевой патологии.

Развитие фонематического восприятия. Подготовительные упражнения: восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными звуками.

Развитие темпа и ритма речи. Ритмическая основа речи, обеспечивающая овладение слоговой/акцентной структурой слова, словесным ударением. Ориентация на ритмическую основу слогов, слов и фраз на основе формирования чувства ритма (музыкального и двигательного). Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движений. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-пляски, в которых движения согласуются со словом, а речевой материал обеспечивает автоматизацию и дифференциацию звуков, обогащение лексикона, развитие грамматического строя речи.

Развитие просодической стороны речи. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. Развитие просодии на основе воспитанных характеристик речевого дыхания, темпо-ритмической организации движений, звуковысотных, динамических изменений, речевого слуха, обеспечивающего способность точно распознавать интонации, устанавливать связь интонационных средств со смыслом высказывания. Организация и уточнение семантической стороны речи, лексического значения  слов.  Сопровождение  высказываний  различных  коммуникативных  типов

 (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки.

Формы организации учебных занятий:

  • индивидуальная
  • парная
  • фронтальная
  • групповая
  • коллективная.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (1ч в неделю 34 ч)

Кол- во

часов

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

1.

1

Русские потешки. Восприятие и воспроизведение различных тематических структур.

Слуховое восприятия.

осуществлять музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе. правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

2.

1

Дифференциация звучания различных по высоте источников звука (колокольчик, металлофон)

3.

1

Сказка «Петушок – золотой гребешок». Воспроизведение заданного ряда последовательных движений, речевых структур, сохраняя двигательную программу

координировать движения и речь, соотносить ритм движений и речи, использовать движения в соответствии со смыслом высказывания.

Осуществлять музыкально-ритмические, игровые        движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

Координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе, правильного речевого и физиологического дыхания. Голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

4.

1

Сказка «Лиса и журавль».

Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация.

5.

1

Ф.Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» Двигательная         инсценировка стихотворения.

Готовность выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

Способность координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе. Правильное речевого и физиологическое дыхание. Умение голосоведения, модуляций голоса; способность выполнять оздоровительные и тренировочные упражнения для укрепления голосового аппарата. Плавная и интонационно выразительная речь.

Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам; овладение предметной лексикой (доступной терминологией).

Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания. Сформированность умений голосоведения, модуляций голоса;

6.

2

А.Фет. “Ласточки         пропали…” Динамическая координация общих/ручных/артикуляторных и мимических движений.

7

1

А.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук,

туловища, ног, головы)

8.

1

А.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" (отрывок). Связь интонации со смыслом высказывания.

9.

1

Л.Толстой. "Старый дед и внучек". Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями.

10.

1

И.Крылов. "Стрекоза и муравей". Мелодекламация стихотворения с использованием различных видов голосоведения.

Сформированность плавности и интонационной выразительности речи.

Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам; овладение предметной лексикой (доступной терминологией).

11.

1

Инструментальная музыка.

Знать и различать по изображению и звучанию ударные и клавишные инструменты, знать название основных частей инструментов, способов извлечения звука.

осуществлять музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки, плавная и интонационно выразительная речь.

Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам; овладение предметной лексикой (доступной терминологией).

12.

1

Вокальная музыка.

Знать и различать по изображению и звучанию язычковые и электро- инструменты, знать название основных

Осуществлять музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

13.

1

Вокальная музыка.

Знать названия певческих голосов, различать по звучанию низкие и высокие голоса.

Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи.

Осуществлять музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

14.

1

Вокальная музыка

Знать основное строение голосового аппарата, оберегать свой голос.

Знать особенности исполнения дискантом и фальцетом.

Осуществлять музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

плавная и интонационно выразительная речь.

Сформированность знаний по лексическим темам, расширение словарного запаса по лексическим темам; овладение предметной лексикой (доступной терминологией).

15.

1

Повторение

Виды музыки (Народная, классика, эстрада, джаз)

Изменение темпа речи.

Уметь правильно распределять дыхание во фразе при пении, знать основные певческие штрихи, уметь передавать характер песни.

осуществлять        музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных

движений с ориентировкой на начало и конец музыки

16.

1

Музыка разных народов Изменение темпа речи.

Знать особенности создания, основные признаки народной музыки, понимать её значение для поколений.

Закрепить вокально-хоровые навыки, специфические для народного исполнения

осуществлять        музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

17.

1

Музыка разных народов. Воспроизведение вопросительной, восклицательной интонаций.

Знать особенности народной музыки.

Повторить названия русских народных инструментов, уметь исполнять несложные ритмы на шумовых инструментах.

осуществлять        музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

18.

 1

Музыка разных народов. Воспроизведение вопросительной, восклицательной интонаций.

Знать виды русских народных песен, уметь различать их по звучанию, уметь приводить примеры.

Закрепить вокально-хоровые навыки, специфические для народного исполнения

Осуществлять музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

19.

1

Музыка разных народов.

Знать виды русских народных песен, уметь различать их по звучанию, уметь приводить примеры.

Закрепить вокально-хоровые навыки, специфические для народного исполнения

Осуществлять музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

20.

1

Музыка разных народов. Изменение        высоты и силы голоса        при воспроизведении восклицательной интонации.

Знать особенности сочинения и исполнения частушек, историю названия.

приводить примеры частушек, определять, что высмеивает. Сочинять собственные частушки на актуальные темы.

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

21.

1

Музыка разных народов. Изменение        высоты и силы голоса        при воспроизведении восклицательной интонации.

Знать особенности сочинения и исполнения частушек, историю названия.

приводить примеры частушек, определять, что высмеивает. Сочинять собственные частушки на актуальные темы.

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

22.

1

Музыка разных народов.

Изменение        высоты и силы голоса        при  воспроизведении

вопросительной интонации.

Знать названия русских народных танцев, различать пляску и перепляс,

исполнять простые движения.

осуществлять        музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных

движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

23

1

Музыка разных народов.

Знать названия русских народных танцев, основные признаки и определение хоровода,

осуществлять        музыкально-ритмические,        игровые        движения,        изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

24.

1

Музыка разных народов.

Воспроизведение ритмов.

Знать особенности современных народных песен, различать их по звучанию, уметь приводить примеры.

Закрепить вокально-хоровые навыки, специфические для народного исполнения

осуществлять        музыкально-ритмические,        игровые        движения,        изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

25.

1

Повторение.        Воспроизведение ритмов.

Знать особенности создания, основные признаки, виды и жанры народной музыки, приводить примеры.

Закрепить вокально-хоровые навыки: передавать характер песен, делать кульминацию во фразах, исполнять «открытым» звуком.

осуществлять        музыкально-ритмические,        игровые        движения,        изменение заданных

движений с ориентировкой на начало и конец музыки.

26.

 1

Музыка разных народов.

Знать особенности создания, основные признаки народной музыки, понимать её значение для поколений.

Закрепить вокально-хоровые навыки, специфические для народного исполнения

осуществлять        музыкально-ритмические,        игровые        движения,        изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

27

1

Картины природы в музыке.

Знать категории юмора, уметь различать шутку, понимать отличие шутки от лжи и обмана, закрепить вокально-хоровые навыки.

осуществлять        музыкально-ритмические,        игровые        движения,        изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

28.

1

Картины природы в музыке.

Изменение темпа речи.

Знать, на каких принципах может строиться шутка в музыке.

Повторить способ исполнения каноном, закрепить вокально-хоровые навыки.

осуществлять        музыкально-ритмические,        игровые        движения,        изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

29.

1

Картины природы в музыке. Изменение темпа речи.

Познакомиться с примером инструментальной шутки, повторить определение частушки, закрепить вокально-хоровые навыки.

осуществлять        музыкально-ритмические,        игровые        движения,        изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

30-31.

2

Героические страницы истории в музыке.

Знать понятия Родина, отчизна, уметь проводить примеры песен о Родине, уметь описать характер и образ музыки, закрепить вокально-хоровые навыки.

осуществлять        музыкально-ритмические,        игровые        движения,        изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания. голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

32.

1

Героические страницы истории в музыке.

Вспомнить песни о войне как часть нашей истории, живой источник любви к своей Родине, закрепить вокально-хоровые навыки при исполнении песен маршевого характера. Осуществлять музыкально-ритмические, игровые движения, изменение заданных движений с ориентировкой на начало и конец музыки

выполнять упражнения на укрепление осанки, способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц тела.

координировать движения пальцев рук и кистей, менять виды движений в различном темпе.

правильного речевого и физиологического дыхания.

голосоведения, модуляций голоса;

выполнение оздоровительных и тренировочных упражнений для укрепления голосового аппарата.

33-34.

2

Урок-концерт.

Повторить        теоретический материал года: знать        авторов и        названия музыкальных произведений, терминологию. Уметь передавать характер песен, делать кульминацию во фразах при пении хором.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Дидактическое и методическое обеспечение

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Алмазова, А. А. Русский язык в школе для детей с нарушениями речи / А. А. Алмазова, В. И. Селиверстов. – М..: ВЛАДОС, 2011.
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017.
  3. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС.
  4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М: ВЛАДОС.
  5. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. — М.: Academia.

Информационно-коммуникативные средства

- раздаточный материал, соответствующий тематике занятий;

Материально-технические средства:

  • компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная техника);
  • интерактивная доска;
  • аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, картинок и т. д.;
  • погремушки и музыкальные инструменты (фортепиано, бубен, деревянные ложки, треугольник, трещотки, маракасы, металлофон);
  • музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
  • телевизор и набор видеоматериалов;
  • реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

•        Ходить в колонне с левой ноги, с правильной осанкой и координацией движений рук в ускоренном и замедленном темпе;

•        отмечать в движении акценты, метр, ритмический рисунок;

•        бегать легким пружинистым шагом с высоким подниманием колен;

•        прыгать на месте и с продвижением на обеих ногах и попеременно;

•        действовать с предметами в определенном ритме и чередовать два ритма, автоматизируя движения;

•        распределять дыхание при пении, особенно в напевных песнях с различными динамическими оттенками;

•        сохранять правильное формирование гласных при пении двух звуков на один слог;

•        различать по характеру звучания песни, танцы и пляски разных народов;

•        находить правильно нужный темп ходьбы в соответствии с характером и строением музыкальных произведений (двухчастная, трех частная форма);

•        различать в музыке и передавать движением двухдольный размер, метр, акценты, ритмический рисунок;

•        менять самостоятельно характер движений в соответствии со сменой частей в музыке,

•         различать на слух мелодию и сопровождение в песне и инструментальной музыке, звучание хоров (мужского, смешанного, детского);

•        петь ритмично, выразительно;

•        артикулировать правильно звуки и четко произносить слова песни;

•        петь в унисон и с элементами двухголосия;

•        следить за дыханием, за динамическими оттенками при исполнении песен;

•        работать с предметами в определенном ритме;

•        воспроизводить ритмический рисунок хлопками и игрой на ударных инструментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 1-7 класс обучающихся с ОВЗ

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" полностью соответствует требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс

Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс...

Адаптированная программа коррекционного курса «Логопедические занятия». 6 класс

 Адаптированная  программа коррекционного курса "Логопедические занятия" разработана для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС. В программе отражены нор...

Адаптированная программа коррекционного курса «Логопедические занятия».7 класс.

Адаптированная  программа коррекционного курса "Логопедические занятия" разработана для обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с ФГОС. В программе отражены нормативные доку...

Адаптированная программа коррекционного курса «Логопедические занятия».8 класс.

Адаптированная  программа коррекционного курса "Логопедические занятия" разработана для обучающихся с глубокой  умственной отсталостью (вариант 2). Программа состоит:  пояснит...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» 1-4 класс (пролонгированное обучение)

Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий....