Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедическая ритмика» 1-4 класс (пролонгированное обучение)
рабочая программа
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrektsionnomu_kursu.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по коррекционному курсу
«Логопедическая ритмика»
1-4 класс (пролонгированное обучение)
на 2023-2028 уч. г.
Пояснительная записка
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений: ритм оказывает организующее влияние на становление движений совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных рече-двигательных.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекцию речевых нарушений посредством движений. В основе движения лежат двигательные умения и двигательный навык. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу учащихся, что активизирует их познавательную деятельность, помогает адаптации к условиям внешней среды. Музыка вызывает положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение улучшает обмен веществ. Логоритмика включает в себя использование здоровьесберегающих технологий.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Поэтому необходимо проводить логоритмику с детьми имеющих ТНР.
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ приказ Минобрнауки России № 1598 от 19.12.2014 года
2.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
4.Адаптированная образовательная программа МКОУ С(К)ШИ №116
5Примерная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
Методические разработки:
- Г.А.Волкова «Логопедическая ритмика»;
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия с детьми 6-7 лет»;
- М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»;
- Т.В.Волосовец, Е.Н. Кутеповой «Программа логоритмических занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья»;
- Е.А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»;
- Т.П.Трясорукова «Речедвигательный тренинг»;
- Т.Ю.Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с ОНР».
Цель программы: создать условия для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.
Основная задача программы: овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Логопедическая ритмика представляет активную технологию, реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений речи. Логопедическая ритмика играет существенную роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных движений обучающихся.
Логоритмика позволяет решать целый комплекс задач.
1. Оздоровительно-коррекционные.
2. Образовательные.
3. Воспитательные.
4. Коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач:
- Укрепляется костно-мышечный аппарат; развивается дыхание;
- Развиваются моторные, сенсорные функции;
- Воспитывается чувство равновесия;
- Правильная осанка, походка, грация движений.
Осуществление образовательных задач способствует:
- Формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений;
- Развитию ловкости, силы, выносливости, переключаемости, координаций движений, организаторских способностей;
- Усвоению знаний о музыкальной культуре, музыкальному восприятию.
Решение педагогических задач содействует:
- Развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- Умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
- Воспитанию положительных личностных качеств;
- Чувство коллективизма.
Коррекционная направленность обусловлена учетом механизма и структуру речевого нарушения; комплексность и поэтапностью логопедической работы.
Принципы построения программы
- Принцип системности.
- Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка, взрослого к своей деятельности.
- Принцип наглядности.
- Принцип доступности и индивидуализации.
- Принцип постепенного повышения требований.
- Принцип повторений умений и навыков.
- Принцип отбора лингвистического материала.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
- Принцип результативности.
Курс логопедической ритмики является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.
Занятия по логоритмике для данной категории учащихся также способствуют:
- коррекции звукопроизношения (артикуляционные упражнения, проговаривание стихов, специально подобранных согласно этапу логопедической работы);
- развитию просодической стороны речи (дыхательные и голосовые упражнения);
- формированию слоговой структуры слова (отхлопывание ритмических рисунков, упражнения на развитие чувства ритма);
- коррекции грамматического строя речи;
- формированию связной речи, коммуникативных возможностей.
Еще один плюс занятий по логоритмике это коллективные выполнения заданий, когда отдельным учащимся за счет подражания другим удается правильно выполнить ритмическое упражнение.
На логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы. Каждый метод имеет ряд разнообразных приемов:
- наглядно-зрительные – показ педагогом образца движения или его отдельных элементов; подражание образцам окружающей жизни; наглядных пособий.
- тактильно-мышечные – включение в двигательную деятельность различных пособий;
- наглядно-слуховые – звуковая регуляция движений.
При словесном методе используются следующие приемы: o пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы; o беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет игры т.д.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Общая характеристика коррекционного курса
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятие создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Программа по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Описание места коррекционного курса в учебном плане
Общеобразовательный курс, включающий набор основных учебных предметов, адаптируется и преобразуется, приобретая коррекционно-развивающую направленность в связи с особенностями речевого и личностного развития обучающихся на разных этапах обучения. Особенно выделяется коррекционный лингвистический курс, который включает в себя специальные предметы, в том числе и логоритмику.
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 доп. | 1 | 33 |
1 | 1 | 33 |
2 | 1 | 34 |
3 | 1 | 34 |
4 | 1 | 34 |
Курс рассчитан на 33 часа в год (на один класс). Количество часов на 1-4-ый класс 168 часа.
Наблюдаемые в настоящее время речевые отклонения значительно осложняют коррекционные мероприятия, проводимые со школьниками начального звена и учащимися 4-го класса, у которых отмечаются отсутствие зачатков понятийного мышления, недостатки психомоторного развития, зрительно-моторной координации, наличие проблем в эмоциональном и личностном развитии.
С помощью введенных часов по логоритмике обеспечивается коррекция различных проявлений речевого развития, устраняются нарушения произношения, несформированность фонематического слуха, аграмматизмы, нарушения чтения и письма с учетом индивидуальных психических особенностей личности.
Сроки реализации программы: с 15 сентября по 15 мая. Первые две недели в начале и в конце учебного года отводятся на мониторинг по методике Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломахе «Неречевые психические функции»
Сроки могут варьироваться в зависимости от: компенсаторных возможностей ребенка, состояния интеллекта, посещения занятий, степени выраженности речевого недоразвития.
Описание ценностных ориентиров содержания
коррекционного курса
• понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
• фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
• владеть навыками простой ситуативной и контекстной речи;
• правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
• пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями,
• владеть навыками рассказывания;
• владеть навыками диалогической речи;
• владеть навыками словообразования;
• грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
• использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения коррекционного курса
Коррекционно-логопедическое занятия являются для учащихся основой для успешного освоения основной общеобразовательной программы, способствуют достижению не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.
УУД | Результат |
Предметные УУД | - Различать смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок; - воспринимать и исполнять на слух несложный ритмический рисунок; - четко прекращать движение по сигналу; - правильно сидеть и стоять при исполнении песен, правильно пользоваться дыханием; - ходить и бегать в колонне по одному и парами змейкой, по кругу, врассыпную, выполняя несложные задания; - хорошо открывать рот, правильно артикулируя гласный звук, четко выговаривать звуки; - ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать в колонне и по кругу, прекращать движение по сигналу; - согласовывать движения рук с движениями ног и туловища без музыки и с музыкой в быстром, умеренном и медленном темпе; - отличать начало и конец звучания музыкального произведения; - развитие зрительного и слухового внимания; - определять звучание отдельных инструментов; - определять характер музыки, различать на слух низкие, высокие и средние звуки. |
Личностные УУД | - Осознание языка как основного средства человеческого общения; - понимание того, что правильная устная речь есть показатель индивидуальной культуры человека; - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью и движениями. |
Метапредметные | - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции. |
Регулятивные УУД | - стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; - воспитание умения планировать и прогнозировать работу; - оценивать результаты; - формирование навыков саморегуляции, целеполагания. - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия для выполнения задания. |
Коммуникативные | - слушать и вступать в диалог, - участвовать в коллективном обсуждении, - интегрироваться в группу сверстников; - выстраивать межличностые и коммуникативные взаимодействия; - создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении;
- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками. |
Планируемые результаты
Целенаправленное коррекционное воздействие, с одной стороны, ведет к исправлению речевых дефектов, с другой – создает базу для освоения программ других предметов общеобразовательных циклов и дает возможность продолжить обучение в школы. В результате практического воплощения коррекционного курса происходит:
- сформированность знаний по лексическим темам;
- исправление и смягчение дефектов речи детей;
- способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
- сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок;
- улучшение двигательных способностей детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
- сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами;
- усиление впечатлительности, музыкального восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
- формирование правильного речевого и физиологического дыхания;
- сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания;
- способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега);
- способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
- улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти;
- воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей
Направления коррекционной работы.
В логоритмическом воздействии выделяются два основных направления работы:
- развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у обучающихся с ТНР (слухового и зрительного внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; сукцессивных и симультанных процессов; артикуляторного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма в движении в соответствии с темпом и ритмом музыки);
- развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с воспитанием его объема, плавности, ритмичности, продолжительности и т.д.)
Развитие и коррекция неречевых процессов
Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического, мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического слуха.
Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема, переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые сигналы; способности распределять внимание между сигналами различной модальности.
Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по представлению. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.
Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров общих/ручных/артикуляторных движений.
Развитие чувства музыкального размера (метра).
Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей работы над темпом речи.
Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении.
Развитие речи и коррекция речевых нарушений
Развитие дыхания и голоса.
Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции), затем с речью.
Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса.
Развитие фонематического восприятия.
Развитие темпа и ритма речи.
Развитие просодической стороны речи. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация.
По уровню освоения – ориентированная на устранение речевых дефектов.
Вид обучения – практико-ориентированный с коллективными, групповыми, индивидуальными формами работы.
Направления | Средства коррекционной работы |
Развитие внимания, памяти и восприятия | Упражнения на активизацию внимания, на развитие речи, наблюдательности, на объем внимания и его распределения. Игры (подвижные, с предметами и без предметов) |
Развитие общей и мелкой моторики | Различные виды ходьбы и бега, упражнение с предметами и без предметов, пением, проговариванием текста. Общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища. |
Коррекция эмоционально-поведенческих расстройств | Упражнения на передачу музыкального образа, характера музыки, выразительности движений, речи. |
Активизация интеллектуальной деятельности | Усвоение понятий через выполнение заданий на сравнение, через размышление, передачу впечатлений. Упражнения передачи музыкальных образов. |
Исполнительская деятельность | Танцы (сюжетные, народные, бальные). Песни (программные и внепрограммные). Игра на музыкальных инструментах. |
Коррекция речевых дефектов. Работа над звукопроизношением, связной речью, выразительностью. | Упражнения, песенный материал, подобранный для групп нарушений. Специальные упражнения на дыхание, силу голоса и его выразительность |
Представленная система логопедического воздействия носит комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукобуквенного анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связанным высказыванием, нормализацией дыхания, темпа и ритма речи, умением владеть своим телом.
Спецификой работы является сочетание дифференцированной артикуляционной гимнастики с логопедической ритмикой.
Занятия способствуют развитию дифференцированного слухового восприятия, зрительно-кинестетических ощущений, формированию простых моторных координаций.
Успех логопедических занятий во многом зависит от раннего начала и систематического проведения; от развития мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений; самоутверждения, саморегуляции и контроля.
Содержание коррекционного курса
В коррекционном курсе предусмотрена реализация шести блоков:
I БЛОК. Воспитание и развитие темпа и ритма дыхания.
Задачи: Развивать слуховое внимание, правильный темп и ритм дыхания, мимику и пантомимику у детей, адекватные формы проявления эмоций, ритма, работы над голосом, решать лексические задачи.
Дыхание, голосообразование, артикуляция – единые взаимообусловленные процессы, поэтому необходимо добиваться: тренировки дыхания, улучшения голоса и уточнения артикуляции одновременно.
- Организационный момент
Создание у детей готовности, установки к деятельности
- Работа над голосом и дыханием
Статические и динамические дыхательные упражнения
- Психогимнастика
Интонационность, выразительность речи, мимические упражнения
- Подвижные игры с речевым сопровождением
Работа над темпом, ритмом, высотой, силой голоса
- Слуховое восприятие и память
Работа над интонационной стороной речи, музыкальное сопровождение
- Релаксация (аутотренинг)
Психомышечные тренировки, саморасслабление, соблюдение чувства меры и дозированности внушений
II БЛОК. Развитие орального праксиса.
Задачи: Воспитание правильной осанки, естественного голосообразования; формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи; развитие мелкой моторики рук; интонационной окрашенности речи.
Решение речевых задач: расширение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, правильного звукопроизношения.
- Организационный момент
Воспитание правильной осанки, работа над дыханием, формирование точных движений артикуляционного аппарата
- Развитие фонематического восприятия
Вербальный и невербальный уровень; развитие и закрепление навыков звукового и морфологического анализа слов; разная ритмическая структура
- Психогимнастика, пантомимика
Каждое движение включает в деятельность мысли, образы, чувства (эмоции), внутреннее внимание
- Слуховое восприятие и память
Дальнейшее развитие интонационной стороны речи, словарная работа; музыкальное сопровождении
- Подвижная игра с речевым сопровождением
Артикуляция, дыхание и модуляция голоса
- Релаксация (аутотренинг)
Скользящее расслабление по всем группам мышц: «послушное» переключение
III БЛОК. Формирование фонематического восприятия.
Задачи: Развивать слуховое внимание, слуховую память, способность саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков, формировать речедвигательные акты, развивать зрительные, кинестетические и пространственные восприятия; и тесную связь между ними.
Уточнять пространственные понятия, классификации, лексическое значение слов; формировать навык правильного употребления в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
- Организационный момент
Работа над правильностью процесса дыхания; носовое, ротовое дыхание
- Дифференциация, автоматизация звуков
Свистящие, шипящие, соноры, аффрикаты; оппозиционные звуки; звуко-буквенный анализ
- Подвижные игры и упражнения со звуками, слогами, словами, фразами.
Уточнение пространственных понятий, классификаций, лексического значения слов
- Психогимнастика
Этюды на отражение положительных черт характера; этюды на отражение отрицательных черт характера
- Песенный материал. Музыкальное сопровождение.
Кассета, бубен, металлофон
- Релаксация (аутотренинг)
Комплексная релаксационная гимнастика; уловить контраст между напряжением и расслаблением
IV БЛОК. Речь – ритм – движение.
Задачи: Развитие зрительного и пространственного восприятия, слухового внимания и памяти, моторики; умение выполнять упражнения в определённом заданном направлении; развитие общей и мелкой моторики; регуляции мышечного тонуса; выдерживание ритма движений и соотнесение речи и движения. Использовать музыку, бубен, хлопки, барабан.
- Организационный момент
Упражнения на ритм, силу голоса, на правильное дыхание
- Артикуляционная, мелкая, общая моторика
Подражательность, активность, фантазирование, импровизация; тренинг мышц голосового аппарата
- Психогимнастика
Пантомимические загадки, игры, представления, этюды; лексический материал
- Подвижные игры с речевым сопровождением
Игры с незначительной психофизической нагрузкой; упражнения на
метрический, переходный, неожиданный акценты
- Фонематическое восприятие, формирование ритма, темпа, метра музыкального восприятия
Словарная работа; логическое ударение; овладение навыками управления своей эмоциональной сферой
- Аутотренинг (релаксация)
Напряжение-расслабление
V БЛОК. Развитие мышечной активности.
Задачи: Вырабатывание двигательных навыков, ритма, музыкального метра, темпа, развитие творческих способностей; способствование развитию мышечной активности, координации движений, произвольного внимания; формирование правильной осанки; содействие перестройке различных систем: сердечно-сосудистой, речедвигательной, сенсорной.
Работа над увеличением лексического запаса.
- Организационный момент
Упражнения на формирование общей и мелкой моторики
- Физкультминутки с движениями
Формирование словарного запаса, координации, слов-движений
- Теневой театр. Мелкая моторика.
- Ориентировка в теле и пространстве
Азбука-зарядка; буквы-упражнения
- Безречевые подвижные игры со значительной и умеренной активностью
Танцевальные движения, подвижные игры с речевым сопровождением
- Релаксация. Аутотренинг.
Напряжение-расслабление, тренинг мышц голосового аппарата, шеи, плеч; «твёрдая», «мягкая» придыхательная атака
VI БЛОК. Формирование просодической стороны речи.
Задачи: Развивать фонематическое восприятие, чувство музыкального размера и метра, продолжать работать над темпом и ритмом дыхания, совершенствовать движения и артикуляцию речевых органов, специальных мимических мышц, формировать слуховое внимание и память. Решать задачу эстетического развития детей, творческих слуховых восприятий.
- Организационный момент
Дыхание; работа над произношением коротких и распространенных фраз на одном выдохе
- Работа над голосом
Относительная сила произношения слов, их частей; мягкая голосовая подача; навыки регулирования силы голоса
- Темп, паузация, тембральная окраска
Фонетическое формирование речи; выработка дыхания; нормы литературного произношения
- Ударение, интонации, ритм
Инсценировки, диалоги-экспромты, тексты стихов и прозы; словесные игры; изменение мелодико-интонационной стороны речи
- Подвижные игры с речевым сопровождением
Развитие общей и мелкой моторики; синхронность, владение собственным телом, ориентировка в пространстве
- Релаксация, аутотренинг.
Релаксационно-танцевальный комплекс; использование музыкального сопровождения в виде дисков, флешнакопителей; классические музыкальные произведения.
Тематическое планирование
1-ый (пролонгированный) класс
Тема | Основной вид учебной деятельности | Кол-во часов |
«Неречевые психические функции» | Обследование | 1-2 |
Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (9 часов) | Динамическая пауза. Игры на внимание « Ласковые слова». | 3 |
Динамическая пауза. Игры на четкое проговаривание звуков. | 4 | |
Исполнение на слух несложного ритмического рисунка. Музыкально-ритмические движения. | 5 | |
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Ритмичная ходьба по кругу. | 6 | |
Упражнения, способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой. | 7 | |
Ориентирование в пространстве. Ритмичность и координация движений. | 8 | |
Музыкально-ритмические игры для развития общих движений рук, ног, туловища. | 9 | |
Упражнения на развитие мелкой моторики « Пальчики». Мышечная релаксация. | 10 | |
Театрализованные представления под музыку. | 11 | |
Тема « Музыкально-ритмические движения» (4 часа) | Движения под музыку с хлопками. Игра « Поезд» | 12 |
Исполнение на слух несложных ритмических рисунков. Упр. связан.с речью и музыкой «Снежинки». | 13 | |
Движение в соответствии с характером, темпом и динамикой музыки. Выполнение игровых упражнений. | 14 | |
Упр.на развитие и формирование основных движений. Игра « Изобрази». | 15 | |
Тема «Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции» (3 часа) | Упр.на развитие речевого дыхания и мимической выразительности. | 16 |
Упр.на развитие четкости и подвижности артик.аппарата. Работа над дикцией. | 17 | |
Игры на развитие речевого дыхания, мимической выразительности на материале р.н.с. «Заячьи слезы». | 18 | |
Тема « Музыкально-ритмические движения» (5 часов) | Упраж.на развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений. | 19 |
Упр.на формирование чувства муз. темпа, размера восприятия ритм. рисунка. | 20 | |
Согласование движений с пением | 21 | |
Согласование движений с музыкой. | 22 | |
Упр. на развитие имитационно-подражательных выразительных движений без музыки, под музыку. | 23 | |
Тема « Ориентирование в пространстве» (2 часа) | Упр. на развитие ориентировки в пространстве через движения. Счетные упражнения. | 24 |
Упр.на развитие пространственных представлений: выполнение действий на основе вербальной инструкции. | 25 | |
Тема « Музыкальные инструменты» (3 часа) | Воспроизведение ритмического рисунка на инструментах ( бубен, ложки, погремушки, барабан, трещотки) | 26 |
Правильная передача ритмич.рисунка на муз. инструментах. | 27 | |
Воспроизведение неслож.муз.рисунка с использование инструментов ( бубен, шум. игрушки, треугол, трещотки, ложки). Оркестр. | 28 | |
Тема «Речевые упражнения» (2 часа) | Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. | 29 |
Счетные упражнения. | 30 | |
Тема « Расскажи стихи руками». | Упражнения на расстановку ритмических акцентов. Стихи о природе. | 31 |
«Неречевые психические функции» | Обследование | 32-33 |
Итого | 33 |
2-ой класс
Тема | Основной вид учебной деятельности | Кол-во часов |
«Неречевые психические функции» | Обследование | 1-2 |
Обследование | ||
Звук «А». Путешествие по осеннему лесу. | Автоматизация звука «А», развитие психомоторики на данном звуковом материале. | 3 |
Звук «У». Путешествие по осеннему лесу. | Автоматизация звука «У», развитие слухового внимания, развитие умения соотносить темп движения с музыкальным сопровождением, речевого дыхания и артикуляционной моторики. | 4 |
Веселая песенка. | Автоматизация гласных звуков, развитие длительного речевого дыхания, развитие артикуляционного аппарата | 5 |
Спор грибов и ягод | Расширять знания по теме «Осень», развивать двигательную активность, чувство ритма, активизировать речевые подражания, формировать положительные взаимоотношения со сверстниками. | 6 |
Мы по овощи пойдем | Развитие голосового аппарата, регуляция мышечного тонуса, расширение словаря по теме «Осень», развитие пространственной организации движений. | 7 |
Приключения дождика | Продолжать формировать коммуникативные навыки со сврестниками, развивать речевую моторику, слуховое внимание. Формировать слоговую структуру слова. | 8 |
Краски осени | Развивать физиологическое и фонационное дыхание, мелкую моторику. Расширять активный словарь по теме «Осень», побуждать проговаривать считалку с опорой на наглядность. | 9 |
Осенние подарки | Развивать чувство темпа, слаженности движений. Формировать умение выражать мысли через мимику, эмоции. Продолжать учить сочетать речь с движениями. | 10 |
До свидания, птицы | Развитие слухового внимания, расширение словарного запаса. Воспитиание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться. | 11 |
Холодно | Развитие общей и мелкой моторики, фонационного дыхания, формирование чувства ритма. | 12 |
Автоматизация звуков (с) – (сь). Зимняя прогулка. | Отрабатывать четкость произнесения данных звуков, расширять и активизировать словарь по теме, развивать кинестетические ощущения, пространственную ориентировку. | 13 |
Дифференциация звуков (с) – (з). Цветик – семицветик. | Формировать длительную воздушную струю, дифференцировать звуки (с) – (з) на слух и в произношении, развивать фонематический слух, внимание, силу и высоту голоса. | 14 |
Снеговик на елке | Активизировать речевую деятельность посредством двигательных упражнений, развивать голосовое дыхание, развивать мимико – артикуляторные мышцы. | 15 |
Елка | Развивать воображение, слуховое восприятие, активизировать словарь ребенка, формировать слоговую структуру слова. Стимулировать развитие общей и тонкой моторики. | 16 |
Автоматизация звука (ц). Путешествие в лес. | Развитие зрительно-двигательных координаций, пространственной организации движений, нормализация темпа и ритма речи. Воспитание выразительности и грации движений, умение перевоплощаться. | 17 |
Снежная книга. | Развитие речевой моторики, внимания, слухового восприятия. Формировать положительную установку на общение со сверстниками, расширять словарь ребенка. | 18 |
Автоматизация звука (ш). Кошка да мышка. | Автоматизировать в речи звук (ш), развивать мелкую моторику пальцев рук. Развитие координации движений, пластики, творческой инициативы, слухового внимания. | 19 |
Мороз, солнце и ветер | Развитие внимания, координации речи и движения, интонации, силы голоса. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, длительность речевого выдоха, активизация словаря. | 20 |
Дифференциация звуков (с)-(ш). Путешествие в зимний лес. | Формирование пластики в движениях, развитие пространственной ориентации, кинестетических ощущений, развитие чувства ритма. Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов. | 21 |
Приключения снежинки | Развитие фонационного дыхания, пластичности в движениях, слухового восприятия. Воспитание чувства ритма, развитие подвижности артикуляционного аппарата. | 22 |
Автоматизация звука (ж). Пасека. | Развитие мелкой, общей моторики, активизация фразовой речевой деятельности, развитие фонематического слуха, мышления, творческой инициативы. | 23 |
Дифференциация звуков (ш)-(ж) Хороши пирожки. | Различать на слух и в произношении звуки (ш)-(ж). Развитие координации движений, мелкой моторики пальцев рук, воспитание чувства ритма. Развивать интонационную выразительность в речи, формирование слоговой структуры слова. | 24 |
Весеннее путешествие. | Расширять словарь по лексической теме «Весна», активизировать подвижность нижней челюсти, развивать слуховое восприятие, общую моторику, ритм в речи и движениях. | 25 |
Весенний ручеек | Развитие слухового внимания, речевой активности, отрабатывать умение детей координировать слова с движениями. | 26 |
Автоматизация звуков (л)-(ль). Путешествие в лодке. | Автоматизация звуков (л)-(ль) в слогах, словах, развитие фонематического слуха, пластичности и ритмичности движений пальцев рук, развитие выразительности движений. | 27 |
Морские обитатели | Активизировать словарь детей о морских обитателях, развитие общей и тонкой моторики, воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться. | 28 |
Космическое путешествие | Расширять пассивный и активный словарь по теме «Космос», развивать умение передавать мимическое настроение героев, воспитывать интонационную выразительность в речи. | 29 |
Автоматизация звуков (р)-(рь). Автомобильчики. | Автоматизировать во фразовой речи звуки (р)-(рь), развивать фонематический слух, отрабатывать умение согласовывать движения со словами текста. | 30 |
Дифференциация звуков (р)-(л) в связной речи. Летняя прогулка. | Учить различать звуки (р)-(л) на слух и в произношении, активизировать словарь по теме «Лето», развивать координацию в движениях, воспитывать умение работать в парах, способствовать нормализации темпа и ритма в речи. | 31 |
Развлечение «Волшебный замок красивой речи» | 32 | |
«Неречевые психические функции» | Обследование | 33-34 |
Итого | 34 |
3-ий класс
Тема | Основной вид учебной деятельности | Кол-во часов |
«Неречевые психические функции» | Обследование | 1-2 |
Обследование | 3 | |
До свидания, лето. «Овощи». «Фрукты» | Закрепить знания об овощах и фруктах, укрепить голосовые связки с помощью оздоровител. упражнений. | 4 |
Осенние краски. «Осень» | Закрепить знания по лексической теме «Осень». Развивать мелкую моторику пальцев рук. Закрепить в речи правильное произношение звука [А]. Развивать чувство ритма, изменять темп речи в зависимости от реч. контекста. | 5 |
Во саду ли, в огороде…. «Грибы» «Ягоды» | Закрепить знание о съедобных и несъедобных грибах, ягодах. Уточнить артикуляцию звука [У], пропивая звук в чистоговорках. Формировать правильное речевого дыхания. | 6 |
Марья-искусница. «Одежда» | Дать знания классификации одежды по сезону. Уточнить артикуляцию звука [И], работать над пропеванием звука на вдохе. | 7 |
Сказка старого башмака. «Обувь».«Головные уборы» | Закрепить знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь», «Головные уборы». Закрепить правильное произношение звука [М] в чистоговорках и звуковых играх. Развивать фонематическ. слуха, слуховое внимание, зрительную память. | 8 |
У нас в гостях. «Посуда» | Закрепить знания детей о классификации посуды. Совершенствовать автоматизацию звука [П] в логопедических распевках. Закрепить мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук. | 9 |
Наше меню. «Продукты» | Закрепить правильное произношение звука [Н]. Совершенствовать умение образовывать существительные ед. и мн. ч. Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие. | 10 |
Путешествие по старому дому. «Мебель» | Закрепить знания детей по теме. Формирование правильной артикуляции звука [О] в слоговых рядах. Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными. Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх. | 11 |
А что у вас? «Электроприборы» | Закрепить знания детей о правилах безопасности. Уточнить артикуляцию звука [Б] в слоговых рядах и чистоговорках. Формировать умение детей согласовывать движение со словами. | 12 |
Спутники зимы. «Зима» | Научить делать самомассаж лица, шеи. Развивать фонематического слуха и слуховое внимание детей. Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах. | 13 |
Птичья кладовая «Зимующие птицы» | Систематизировать знания детей о зимующих птицах Закрепить правильную артикуляцию звука [Т] в потешках. Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта. Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений. | 14 |
Эх, качусь я с горки…. «Зимние забавы» | Закрепить правильную артикуляцию звука [Д] в логопедических распевках. | 15 |
Путешествие в новогоднюю сказку. «Новый год» | Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту. Развивать темпо-ритмическое восприятие. Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений. | 16 |
Дед Егор зовет во двор «Домашние животные» | Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах. Развивать зрительное внимание. Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы. Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах, распевках. | 17 |
Сказка «Гадкий утенок» «Домашние птицы» | Закрепить знания детей о домашних птицах. Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки. Закрепить правильную артикуляцию звука [К]. | 18 |
Путешествие по зимнему лесу. «Дикие животные» | Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах. Формировать у детей правильную артикуляцию звуков [Р],[Л] и четкое произношение слов с этими звуками. Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве. Уточнить артикуляцию звука [Г] в слоговых рядах и чистоговорках | 19 |
В пруду. «Обитатели водоемов» | Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедическ. распевках. Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение. | 20 |
Три богатыря «23 февраля» | Учить детей образовывать сравнительные прилагательные по данной теме. Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики. Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях. | 21 |
Добрые советы «Международный женский день. Семья» | Закрепление знаний детей правильно произносить глаголы настоящего времени 3 лица. Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма. Тренировать умение детей дифференцировать звуки [П – Б] в слоговых рядах. | 22 |
Давайте познакомимся. «Профессии» | Закреплять знания детей о профессиях. Речедвигательные игры. Тренировать умение детей дифференцировать звуки [В – Ф] в слоговых рядах и логопедических распевках. | 23 |
Откуда берутся вещи? «Инструменты» | Расширить словарный запас детей по теме. Тренировать умение детей дифференцировать звуки [Д – Т] в слоговых рядах. Развивать двигательное внимание детей. | 24 |
Путешествие на воздушном шаре. «Мой город» | Дать детям знания по данной теме. Закрепить артикуляцию звука [С] в слоговых рядах и логопедических распевках. Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа. | 25 |
Мы едем, едем, едем. «Транспорт» | Закреплять знания детей по теме. Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа. Использование логического ударения в речи. Тренировать автоматизацию звуков [З – С] в дыхательных упражнениях. | 26 |
Путешествие капельки «Весна» | Закрепление знаний об изменениях в природе весной. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш] в дыхательных играх. | 27 |
С ветром наперегонки «Перелетные птицы» | Закрепить знания детей о перелетных птицах. Развивать зрительно-моторную координацию. Закреплять правильную артикуляцию звука [Ж] в чистоговорках и потешках. | 28 |
Цветик-семицветик «Цветы» | Закреплять представления детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать по месту произрастания. Формировать умение детей согласовывать движения со словами текста. Развивать чувство ритма, метра, такта. Закрепить правильную артикуляцию звуков [Л – Л’] в чистоговорках и потешках. | 29 |
Солнце и туча. «День Победы» | Закрепить знания детей по теме. Уточнить правильную артикуляцию звука [Ч] в дыхательных играх. Развивать силу и модуляцию голоса. | 30 |
В лесу. «Деревья и кустарники» | Закрепить знания детей по теме. Совершенствовать умение детей образовывать сравнительные прилагательные по теме. Развивать речевое дыхание, долгий выдох, умение произносить фразу целиком на одном дыхании. Закреплять правильную артикуляцию звука [Щ] в логопедических распевках, скороговорках. | 31 |
Лето красное. | Закреплять умение детей согласовывать числительные и существительные. Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в слоговых рядах, чистоговорках. | 32 |
«Неречевые психические функции» | Обследование | 33-34 |
Итого | 34 |
4-ый класс
Тема | Основной вид учебной деятельности | Кол-во часов |
«Неречевые психические функции» | Обследование | 1-2 |
Обследование | ||
«Осенние краски» | Закреплять знания детей об осени, как времени года. Уточнить артикуляцию звука [И] в проговаривании чистоговорок. Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание. Развивать силу голоса в упражнениях и играх. | 3 |
«Родина» | Закрепить знания по теме. Закрепить представление о звуке [У] в пении вокализов. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух | 4 |
«У бабушки в деревне» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах в дидактической игре. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных [И - У]. Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений. Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста. Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата. | 5 |
«Караваюшка» | Углубить знания детей о том, как пекут хлеб, о многообразии хлебобулочных изделий. Закрепление артикуляции звука [А] в фонематических упражнениях. Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо- ритмическое восприятие. Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки. | 6 |
«Городок игрушек» | Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки. Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ]. Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями. Развивать слуховое внимание. | 7 |
«Спор грибов и ягод» | Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о ягодах. Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца. Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А- У- И], определять последний согласный звук в словах. | 8 |
«У кошки новоселье» | Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука. Развивать навыки двигательных импровизаций под текст. Развивать мимику детей и пантомимику. Воспитывать правильное речевое дыхание. | 9 |
«Кем быть?» | Закрепить знания детей о различных профессиях. Упражнять детей в выделении звука [О] в слогах и словах. Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре. Развивать общую и мелкую моторику. | 10 |
«Прощайте, друзья, до весны!» | Закреплять знания детей о перелетных птицах. Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений. Уточнить артикуляцию звуков [А-О-У-И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ]. Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях. | 11 |
«Пау-пау-паучок» | Систематизировать знания детей о различных видах одежды. Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании. Разучить с детьми комплекс игрового массажа. Формировать правильное речевое дыхание. Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру | 12 |
Сказка «Дорога на мельницу» | Закрепить знания детей по теме. Закрепить умение использовать в речи простые предлоги. Учить детей выделять звуки [Ы - И] из ряда гласных звуков. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах | 13 |
«У нас в гостях инопланетяне» | Систематизировать знания детей о различных видах посуды. Уточнить артикуляцию звуков [М-М’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх. Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх. Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах. | 14 |
«В зоопарке» | Расширить знания детей об обитателях зоопарка. Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов. Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения. Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание. | 15 |
«Домик куклы Кати» | Закрепить знания детей по теме «Мебель». Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках. Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки. Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок. | 16 |
«Синичкин календарь» | Закрепить знания детей по теме. Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх. Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения. Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки. | 17 |
« Фея Зима» | Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений. Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх. Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память. Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок. | 18 |
«Наши любимые сказки» | Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру. Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах. Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта. Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений | 19 |
«Кошкин дом» | Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации «Пожарные». Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги. Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений. Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса | 20 |
«Родной край» | Закрепить знания детей о родном крае, его населении, обычаях, культуре. Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках. Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук. Формирование длительного плавного ротового выдоха. | 21 |
«Три богатыря» | Закреплять знания детей по данной теме. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх. Учить детей петь выразительно, слушать друг друга | 22 |
«Весна – красна» | Закрепить знания детей о весне, ее приметах. Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков. Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте. Формировать навык выразительных и ритмичных движений | 23 |
«Самая любимая мама» | Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой. Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх. Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру. Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах | 24 |
Сказка «Как лиса пробралась в курятник» | Систематизировать у детей знания о домашних птицах. Учить детей определять позицию звука [Х] в словах. Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи. | 25 |
«На лесном перекрестке» | Дать детям знания о правилах безопасности на дороге. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре «Круглый год». Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах. Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох. | 26 |
«Мы строители» | Закрепить знания детей по теме. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках. Закреплять умение согласовывать движения со словами. Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх | 27 |
«Полетим на ракете» | Расширить знания детей о первом космонавте. Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх. Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру. Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх. | 28 |
«Мы едем, едем, едем…» | Закрепить знания детей о различных видах транспорта. Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках. Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала. | 29 |
«В гости к радуге» | Закрепить умение детей дифференцировать звуки [С - З] в речевых и оздоровительных играх. Развивать слуховое внимание и память. Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа | 30 |
Сказка «Почему бабочки летают?» | Расширить знания детей о насекомых и среде их обитания. Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком. Формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков [А – У - О] в логопедических распевках. Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи. | 31 |
«Здравствуй, лето!» | Закрепить правильную артикуляцию звуков [К – Г - Х] в чистоговорках. Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания. Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку. Развивать умения детей петь выразительно, брать дыхание в начале песни, между фразами. Правильно произносить в словах гласные, определять направление мелодии. | 32 |
«Неречевые психические функции» | Обследование | 33-34 |
Итого | 34 |
Система оценки планируемых результатов
Мониторинг проводится по методике Н.В.Серебряковой, Л.С.Соломахе «Неречевые психические функции» в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Данный коррекционный курс проводиться в кабинете ЛФК.
На занятиях используется:
- музыкальное сопровождение (диски, флешносители);
- логопедические распевки;
- пальчиковый театр; предметные, сюжетные картинки;
- музыкальные инструменты (бубен, деревянные ложки);
- наглядный материал для проведения занятий;
- материал для отработки ритмов (грецкая скорлуп
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" на 2018-2019 учебный год
Программа логопедических занятий адресована обучающимся 2,3,4 классов с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия»: Развитие общих речевых навыков у обучающихся с умственной отсталостью в 1 классе.
У всех обучающихся в первом классе с интеллектуальным недоразвитием имеется системное нарушение речи разной степени выраженности, которые проявляются как:I. Нарушения фонетико-фонематическ...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" 2020-2021 учебный год
Программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 коррекционного курса «Логопедические занятия» (для 1 - 7 класса)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающ...
Рабочая программа по коррекционно развивающему часу "Ритмика"
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского орг...
Рабочая программа по коррекционному курсу «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» предназначена для обучающихся с легкой умтсенной отсталостью со 2 по 4 классы...