Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП СУР с учеником 4 класса ( 1 вид+ ЗПР) по теме: «Семья. Дифференциация звуков [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».
план-конспект занятия ( класс) на тему

Савина Ольга Ивановна

Конспект индивидуального занятия  по РСВ и ФП СУР с учеником 4 класса ( 1 вид+ ЗПР) по теме: «Семья. Дифференциация звуков     [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               ОГБОУ « Школа- интернат №18» г. Рязани.

Конспект индивидуального занятия

по РСВ и ФП СУР с учеником 4-А класса ( 1 вид+ЗПР)

    Брусковым Никитой по теме: «Семья. Дифференциация звуков     [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».

                                                         Подготовила: учитель-дефектолог  

                                                    высшей квалификационной категории

                    Савина Ольга Ивановна

                                                    Рязань 2016 год.

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП СУР с учеником 4-А класса ( 1 вид+ ЗПР) Брусковым Никитой по теме: «Семья. Дифференциация звуков [М] и [П]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».

Цель: Понять родственные отношения в семье, формировать представление о членах семьи и тех, кто в ней проживает. Вырабатывать дифференцировку звуков П-М, в слогах и словах, опираясь на зрительный, слуховой анализаторы. Сделать речь более интонированной.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • Закреплять зрительный образ букв М, П.
  • учить дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки перед гласными;
  • закреплять навык произнесения слов сложной слоговой структуры.

коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и восприятие, анализ и синтез;
  • развивать навык словоизменения существительных;
  • развивать зрительную и слуховую память;
  • обогащать словарный запас по теме «Семья» как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться способами словоизменения;
  • развивать общую моторику (синхронизировать движения с речью).

коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у учащегося самоконтроль за речью и поведением;
  • воспитывать  гуманное отношение и чувство любви к своим родным и близким.

Оборудование: таблички, картинки, фотоальбом, рисунки, магнитная доска, магниты, компьютер, цветные карандаши.

          Речь учителя                   Предполагаемая речь ученика

1.Орг. момент.

- [Встань.]                                                 ( встаёт)

- Здравствуй, Никита!                             - Здравствуйте Ольга Ивановна.

- У нас сегодня гости.                              – Здравствуйте.

Поздоровайся с гостями.

-[Сядь.]

 [Что ты сделал?]                                - Я сел.

-Сядь прямо и красиво.

- [Никита, какой сейчас                       - Сейчас урок развития слуха и речи.

 урок?]

- [Какое сейчас время                      -Сейчас весна.

 года?]

- [Какой месяц?]        - Сейчас апрель месяц.

- [Какой был месяц?]        - Был месяц –март.

-[Какой сегодня день        - Сегодня среда.

 недели?]

- Какое у тебя         ( выполняет задание, показывает

настроение? Покажи.

-Очень хорошо, что у        картинку, соответствующую его

 тебя сегодня хорошее        настроению)

 настроение. У меня тоже

 хорошее настроение.

- [Подумай, что мы                 - Мы будем слушать( говорить, играть,                        

будем делать? ]                                заниматься и т.д.)

- Послушай, что мы

будем делать сначала,

 что потом, что после

этого и находи нужную

 табличку. Слушай

внимательно.

- Сначала [будем слушать. ]        ( слушает и находит нужные   таблички

                                                           вешает их на магнитную доску).

- Потом [будем отвечать    

на вопросы.]                

- Потом [будем красиво

 говорить.]

-Затем [будем играть.]

- После этого [будем

выполнять задание на

 компьютере.]

- [Будем слушать. ]                                            - Будем слушать.

                             

2.Сообщение темы урока.

- Послушай и назови

 тему нашего урока.

-[Семья.]                                                               -Семья.

           

- А что такое семья?                                   - Семья-это …., ….., ….. .

- Правильно.

- Слушай слова,

ищи нужные

 картинки.

( учитель встаёт на

 расстоянии нескольких

шагов за спиной ребёнка

 и называет слова громко,

 тихо, шёпотом)

- [Мама. ]                                                        - Мама.

- [Бабушка.  ]                                                   ……..

-[Брат.]                                                             ……..

-[Папа.  ]                                                           ……..

- [Сестра. ]                                                       …….

- Что у тебя получилось?                           - У меня получилась семья.

- [Что мы делали?  ]

                                                                         - Мы слушали.

3.Основная часть урока.

- [Будем красиво говорить.]                          - Будем красиво говорить.

-А зачем нам нужно                                    …………..

правильно и красиво

 говорить?

Послушай, с какими

звуками мы будем

сегодня работать.

[П, ]      [ М   ]                                                             П,         М

- Найди эти звуки.                                      ( ищет и показывает

                                                                        звуки на «веере»)

- Посмотри, как я

 произношу звуки.

П   М                                                               ( повторяет за учителем) П М                        

( фиксирует внимание

ребёнка на артикуляции,

 показывает профиль

 произношения.

- Повтори слоги, говори

хорошо.

                                                                                        ПА-МА-ПА

                                                                                        ПО-МО-ПО

                                                                                        ПЫ-ПЫ-МЫ

                                                                                         МУ-ПУ-МУ

                                                                                          ПЭ-МЭ-МЭ

- А сейчас попробуем

выполнить следующее

 задание , я произношу

 слог со звуком (П),а ты

 произноси новый слог

со звуком (М).

ПО                                                                                           МО
ПА                                                                                           МА
ПЭ                                                                                           МЭ
ПУ                                                                                           МУ
ПЫ                                                                                           МЫ

- Молодец, Никита.

Развитие звуко-буквенного

 анализа. Упражнение

"Измени звук в слове".

- Я буду называть слова со

звуком М, а ты заменяй

 на П.

МАМА, МАША, МУШКА                    ПАПА, ПАША, ПУШКА.

-[Что мы делали?  ]                                    - Мы красиво говорили.

-[Будем играть.  ]                                         - Будем играть.

-Первая игра называется                 ( мыло, шляпа, сумка, сапоги и  т.д.)

« Помоги маме и папе».

( картинка мамы и папы).

- Дай маме картинки, в

Названиях  которых есть

звук М, а папе со звуком П,

назови их.

-Правильно.

- Вторая игра называется                                  ( выполняет задание).

 « Помоги дедушке»

- Дедушка любит читать газету.

Но он старенький, плохо видит

буквы, путает их. Помоги

 дедушке, вот тебе газета,

найди и подчеркни М- синим

 фломастером, а П- чёрным.

-Третья игра называется                                    морковь, репа,  капуста,              

 « Помоги бабушке».                                          

Бабушка, купила в магазине                             помидор( есть и М и П).

 овощи, но забыла, как они

 называются. Помоги бабушке,

назови овощи, положи в первую

 карзинку овощи в названиях

которых есть звук П, а во

вторую, в названиях которых

есть звук М.

- [Что мы делали?       ]                                  - Мы играли.

-[ Будем отвечать                                       - Будем отвечать на вопросы.

 на вопросы.    ]                            

                                                           

-Что это? ( показывает                                 - Это семья.

 картинки семьи).

- У тебя есть семья?                                               Да.

-Чья это семья.                                                   – Это моя семья.

( показывает рисунок

 семьи ученика)

- У каждого человека

 есть своя семья.

- Расскажи о своей семье.

                                                                          - Моя семья : мама, папа,

                                                                          брат, бабушка, дедушка и я.

                                                                           В моей семье  … человек.

                                                                    Маму зовут …, папу зовут …,

                                                              …………………………. .

                                                                              У меня большая семья.

- Никита, я знаю,

 что ты принёс на

урок свой фотоальбом.                    ( показывает фото, называет тех, кто  

Покажи нам его                                  на  них изображён)

 пожалуйста.

- Кто это?                                            - Это мама Марина.

                                                              - Это брат Максим.

                                                              - Это папа  ….. .

- В каких словах есть звуки              М- мама, Марина, Максим.

 П и   М ?                                             П- папа.

[Что мы делали?   ]                                - Мы отвечали на вопросы.

- Давай, немного отдохнём.

4.Физкультминутка.

« Распускается цветок».

- Покажи цветок.                              ( приседает, руки перед

                                                             собой ладонями друг к другу.

                                                             Медленно поднимается, руки

                                               вытягиваются вверх. Встаёт

                                                             на носочки, подбородок                

                                                             приподнят, руки разводятся

                                                             в стороны, глубокий выдох)

Послушай, что мы сейчас                      

 будем делать.

- [Будем заниматься

 на компьютере.  ]                               - Будем заниматься на компьютере.

- [Надень наушники.]

Программа «Учимся

говорить».

- Кто это ?                                                - Это семья( это мама, папа,  …,)

Послушай внимательно,                           ( выбирает персонажа, слушает,                

 кто каким голосом говорит.                     каким голосом они        

                                                                     говорят, следит за интонацией.)

(произносят персонажи

 на компьютере)  

- Идёмте пить чай!

- Повтори, как говорит мама.                            - Идёмте пить чай!

- Повтори, как говорит папа .                         - Идёмте пить чай!

-Повтори, как говорит ….. .                          

  5.Подведение итога урока.  

     

-Молодец, на следующем уроке

мы продолжим работать с

этой программой.

-[ Сними наушники.  ]                                             – Я снял наушники.

-[Что мы делали? ]                                                 - Мы занимались на  

                                                                               компьютере.

-Наш урок подходит к                           - Сначала мы  слушали.

 концу. Давай подведём                        - Потом мы …. .        

итоги, что мы сегодня с тобой              -  ……………………….. .

делали?

 - Никита, ты сегодня

 занимался хорошо.

- Урок окончен.

- До свидания.                                          – До свидания, Ольга  Ивановна.

-Попрощайся с гостями.                          –До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: дифференциация звуков “ш-ж” на материале темы урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.

Тема урока: дифференциация   звуков “ш-ж” на материале темы  урока. Работа над мелодико-интонационной стороной речи.Цель урока: дифференцировать  звуки  ш-ж”. Учить учащихся г...

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ОП во 2 классе. Тема: Сила голоса. Звуки Б, Р. Перелётные птицы.

В конспекте предложены задания для  автоматизации звуков: Б, Р в слогах, словах и предложениях, игровые упражнения по развитию  силы голоса и игровые задания по развитию слухового восприятия...

Методическая разработка на тему: «Работа над ритмико-интонационной стороной речи с детьми с нарушениями слуха»

Конечной целью  воспитания и обучения  детей с нарушением слуха является социальная адаптация, способность детей к самостоятельному общению. Учитывая исключительную роль устной речи,  к...

Урок развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи в 1 классе в рамках апробации ФГОС НОО для глухих детей. Тема; "Семья". Автоматизация звука Ш.

Представлен конспект урока развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи. В конспекте отражены цели и задачи урока. Дана подробная объяснительная записка содержания данног...

Конспект коррекционного занятия Тема: Звук М. Работа над мелодико-интонационной стороной речи. Тема: Учебные вещи. Поручения.

Конспект коррекционного занятия с уч-ся 1 класса. Тема: Звук М. Работа над мелодико-интонационной стороной речи. Тема: Учебные вещи. Поручения....