Методическая разработка на тему: «Работа над ритмико-интонационной стороной речи с детьми с нарушениями слуха»
методическая разработка на тему
Конечной целью воспитания и обучения детей с нарушением слуха является социальная адаптация, способность детей к самостоятельному общению.
Учитывая исключительную роль устной речи, как средства общения глухого и слабослышащего ребенка со слышащими, наиболее важным является формирование у него внятной, понятной для окружающих речи. И в работе с не слышащим ребенком большое значение придается именно развитию ритмико – интонационной стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_ritmiko-intonats_storonoy_rechi.pptx | 297.77 КБ |
doklad_rabota_nad_ritmiko_intonats_stor_rechi.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ритмико-интонационной стороной речи можно назвать такие качества голоса как ритм, темп, слитность, логическое и словесное ударение, высота и сила голоса.
Причины, влияющие на выразительность речи неслышащего ребенка: Нарушение звукопроизношения. Нарушение состояния голоса, интонации, орфоэпии. Нарушение словесного и логического ударения. Нарушение паузального членения фраз.
Что такое интонация? Интонация (лат. Intono «громко произношу») – ритмико - мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения смысла и эмоциональной окраски речи. Интонация бывает повествовательная, восклицательная и вопросительная .
Средства и приемы работы над ритмико-интонационной стороной речи у детей с нарушениями слуха Как показать неслышащему ребенку изменение интонации? Проблема заключается в том, что ребенок считывает с губ, смысл фразы ему понятен, а интонацию он не понимает. Подготовительная работа по обучению основным элементам интонации включает упражнения по развитию восприятия на слух и воспроизведению модуляций голоса по высоте, силе, по формированию слитности речи и пауз, изменений темпа, ударения (словесного и логического). При работе над интонацией большое внимание уделяется формированию у учеников умений произносить один и тот же речевой материал, придавая ему разное эмоциональное звучание в соответствии с новой ситуацией (весело, грозно, строго, печально, радостно). Формирование у учащихся интонационной структуры осуществляется как в свободном общении (прежде всего при подражании речи слышащих), так и на специальных занятиях - индивидуальных, музыкально-ритмических, в слуховом кабинете, а также во время фонетических зарядок на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. Также дети учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации.
- У Маши красивое платье. - У Маши красивое платье! - У Маши красивое платье?
В 1 классе подготовительные упражнения включают обучение восприятию (на слух и слухо-зрительно ) и воспроизведению: слитности и пауз, краткого и долгого произнесения гласных звуков, силы голоса, ударения в двух-, трехсложных словах; логического ударения, темпа речи, высоты голоса.
Во 2 классе эти навыки закрепляются и расширяются. Второклассники учатся говорить эмоционально и выразительно, произносить фразы в нормальном темпе, слитно или деля паузой на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, воспроизводя доступные элементы мелодического контура, а также адекватно использовать выразительную мимику.
В 3 классе основное внимание уделяется развитию навыков восприятия на слух и воспроизведения ритмико-мелодической структуры фраз в повествовательных и вопросительных предложениях, а также в оценочных предложениях со значением предельно высокой степени признака, действия, состояния. На занятиях широко применяется подражание образцу речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и на слух (с помощью слуховых аппаратов), обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух основных элементов интонации, фонетическая ритмика. Также используются вибро-тактильные ощущения, графические средства, инсценирование . Дети учатся изображать, подражая действиям педагога, различные чувства.
Упражнения по формированию правильной интонации Боль - а-а-а, бобо, больно, болит, у меня болит живот и т.п.; Радость - А_, ура! Мама! Мама пришла! Вопрос - А? Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему? Просьбу - а_ , а-а, дай, помоги, иди ко мне; Осуждение - а_,а-а-а , ай-яй-яй , фу!, плохо, неверно; Усталость - О_, ох, устал(а), я устал(а)
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений. В которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Обширное использование фонетической ритмики способствует формированию естественной речи у неслышащих детей.
Работа над ритмом Ритм - чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Прежде всего, внимание школьников обращается на более интенсивный голос и на длительное произнесение гласного звука . При этом следует опираться на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, его зрительное восприятие и слуховые ощущения. Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемый ритм отхлопывается, при этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания , применяется отстукивание и дирижирование . Начинать надо со слогов, а потом переходить к словам. Берется словарь, которым дети уже владеют.
Упражнения по развитию ритма Произнеси Татата Отхлопай паПУпаПУпаПу Отстучи ПАпапаПАпапа Оттопай Подбор слов по заданному ритму. тА - та РУчка та -ТА альБОм ТА – та - та ГУсеница та - ТА – та лоПАта каПУста поСУда та - та-ТА каранДАш красоТа
Словесное ударение Правильное словесное ударение - существенное условие выразительности, разборчивости, естественности звучания. При словесном ударении один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука.
Приемы работы над словесным ударением При овладении словесным ударением слабослышащие учащиеся испытывать известные трудности. Прежде всего необходимо научить детей: технике выделения ударного слога правильной постановке ударения в словах. Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно - первый, второй или третий . Следует добиваться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.
Дирижирование Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у слабослышащих и глухих школьников навыков дирижирования . При этом производится движением руки в воздухе. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением. Обучать дирижированию рекомендуется на материале слогов, слов, фраз и связных текстов.
Логическое ударение Логическое ударение – это выделение голосом во фразе наиболее важного по смыслу слова.
Приемы работы над логическим ударением Хорошим приемом работы над логическим ударением является постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителя в вопросе и учеников в ответе. Например: Какая сегодня погода? Сегодня пасмурно.
Полезной разновидностью упражнений служит подчеркивание логического ударения в текстах , воспринятых учащимися слухо-зрительно и только на слух. МАМА придет завтра. Мама ПРИДЕТ завтра? Мама придет ЗАВТРА !
Высота и сила голоса Высота голоса - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками. Сила голоса - это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах (зависит от размаха колебаний голосовых связок).
Упражнения по развитию высоты голоса Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков А а А а А а А а О о О о О о «Вопрос-ответ» - Был сапожник? (высоко) - Был. (низко)
Упражнения по развитию силы голоса Усиление голоса (немая артикуляция, шепот, тихо, громко) О-О-О-О Ослабление голоса (громко, тихо, шепот, немая артикуляция) У-У-У-У Прямой счет с постепенным усилением голоса 1-2-3-4-5 Обратный счет с постепенным ослаблением голоса 5-4-3-2-1
Темп речи Темп - скорость произнесения звуков , слогов , слов и целых фраз. Темп бывает разный (медленный, замедленный, быстрый, очень быстрый, почти скороговорный). Формирование нормального темпа крайне важно и для внятности , и для восприятия речи. Необходимо формировать умение произвольно изменять темп произносимого речевого материала.
Упражнения по развитию темпа голоса Медленно ТА___ТА___ТА Нормально Та-ТА-ТА Быстро ТАТАТА Произнести, с изменением темпа голоса Идет ПАПА медведь (медленный) ПА___ПА___ПА Идет МАМА медведица (средний) Па-ПА-ПА Идет МЕДВЕЖОНОК (быстрый) ПАПАПА
Изменение темпа произнесения и силы голоса Мёд тут, / мёд там, / мёд тут и там. //
Методические рекомендации по работе над ритмико-интонационной стороной речи у детей с нарушениями слуха Работу над ритмико – интонационной стороной речи неслышащего ребенка следует начинать уже в раннем возрасте; речевое общение с детьми должно происходить четко, внятно, на хорошей, комфортной громкости, в нормальном темпе; обязательно должно соблюдаться логическое и словесное ударение; следует обращать внимание на произносительную сторону речи учащихся, исправляя допущенные ошибки; важно подбирать материал, который соответствует речевому развитию детей, его следует усложнять по мере усвоения; работа над ритмико-интонационной стороной речи должна вестись системно, в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на музыкальных и индивидуальных занятиях, нужно включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом урока.; чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над ритмико-интонационным строем речи, тем лучших результатов можно достигнуть .
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Доклад
«Работа над ритмико-интонационной стороной речи с детьми с нарушениями слуха»
Конечной целью воспитания и обучения детей с нарушением слуха является социальная адаптация, способность детей к самостоятельному общению.
Учитывая исключительную роль устной речи, как средства общения глухого и слабослышащего ребенка со слышащими, наиболее важным является формирование у него внятной, понятной для окружающих речи. Огромное влияние на внятность речи оказывает ее ритмико – интонационная сторона.
Ритмико – интонационной стороной речи можно назвать такие качества голоса как ритм, темп, слитность, логическое и словесное ударение, высота и сила голоса.
Для речи также необходим эмоциональный окрас и правильное интонирование. Это содействует внешней и естественной речи, что важно для активизации устной коммуникации глухих со слышащими людьми. И в работе с не слышащим ребенком большое значение придается именно развитию ритмико – интонационной стороны речи.
Слышащие дети овладевают словом как ритмико – интонационной структурой к шести годам, это происходит благодаря постоянному речевому общению. У глухого же ребенка обязательно будет нарушение этой стороны. Речь глухих обычно резко отличается от речи нормального человека. Ей недостает внятности, выразительности, благозвучности: она монотонна, часто неестественно груба.
Причины, влияющие на выразительность речи неслышащего ребенка таковы:
- нарушение звукопроизношения;
- нарушение состояния голоса, интонации, орфоэпии;
- нарушение словесного и логического ударения;
- нарушение паузального членения фраз.
Работу над ритмико – интонационной стороной речи не слышащего ребенка следует начинать уже в раннем возрасте и продолжать на протяжении всего процесса школьного обучения.
Рассмотрим отдельно несколько компонентов, входящих в состав выразительности речи.
Что такое интонация?
Интонацией (от латинского intonare - громко произносить) – ритмико – мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения смысла и эмоциональной окраски речи. Интонация бывает повествовательная, восклицательная и вопросительная. По другому, интонация – это изменение голоса.
Работа по формированию интонации проводиться с использованием различных методических приемов.
Средства и приемы работы над ритмико-интонационной стороной речи
Как показать неслышащему ребенку изменение интонации? Проблема заключается в том, что ребенок считывает с губ, смысл фразы ему понятен, но интонацию он не понимает.
Подготовительная работа по обучению основным элементам интонации включает упражнения по развитию восприятия на слух и воспроизведения:
- модуляций голоса по высоте, силе;
- по формированию слитности речи и пауз;
- изменений темпа, ударения (словесного и логического).
При работе над интонацией большое внимание уделяется формированию у учеников умений произносить один и тот же речевой материал, придавая ему разное эмоциональное звучание в соответствии с новой ситуацией (весело, грозно, строго, печально, радостно). Формирование у учащихся интонационной структуры осуществляется как в свободном общении (прежде всего при подражании речи слышащих), так и на специальных занятиях - индивидуальных, музыкально-ритмических, в слуховом кабинете, а также во время фонетических зарядок на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. Также дети учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации.
- У Маши красивое платье.
- У Маши красивое платье!
- У Маши красивое платье?
В 1 классе подготовительные упражнения включают обучение восприятию (на слух и слухо-зрительно) и воспроизведению:
- слитности и пауз,
- краткого и долгого произнесения гласных звуков,
- силы голоса,
- ударения в двух-, трехсложных словах; логического ударения,
- темпа речи,
- высоты голоса.
Первоклассники учатся говорить эмоционально, в темпе, приближающемся к нормальному, произносить короткие фразы слитно, делить более длинные фразы паузой на смысловые синтагмы, выделять логическое и синтагматическое ударение.
Во 2 классе эти навыки закрепляются и расширяются. Второклассники учатся говорить эмоционально и выразительно, произносить фразы в нормальном темпе, слитно или деля паузой на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, воспроизводя доступные элементы мелодического контура, а также адекватно использовать выразительную мимику.
В 3 классе основное внимание уделяется развитию навыков восприятия на слух и воспроизведения ритмико-мелодической структуры фраз в повествовательных и вопросительных предложениях, а также в оценочных предложениях со значением предельно высокой степени признака, действия, состояния.
- На занятиях широко применяется подражание образцу речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и на слух (с помощью слуховых аппаратов), обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух основных элементов интонации, фонетическая ритмика. Также используются вибро-тактильные ощущения, графические средства, инсценирование.
- изображать, подражая действиям педагога, различные чувства.
Упражнения на формирование правильной интонации:
- Боль - а-а-а, бобо, больно, болит, у меня болит живот и т.п.;
- Радость - А_, ура! Мама! Мама пришла!
- Вопрос - А? Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?
- Просьбу - а_, а-а, дай, помоги, иди ко мне;
- Осуждение - а_,а-а-а, ай-яй-яй, фу!, плохо, неверно;
- Усталость - О_, ох, устал(а), я устал(а)
Хорошим помощником при работе с интонацией является – фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений. В которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Ребенок пытается повторить положение рук и речь взрослого, копирует выражение лица, и соответственно, интонацию речевого высказываний.
Обширное использование фонетической ритмики способствует формированию естественной речи у неслышащих детей.
Работа над ритмом
Работу над ритмом с неслышащими детьми начинают уже в раннем возрасте. Нслышащие школьники учатся правильному воспроизведению разных ритмов с первых дней пребывания в школе.
Ритм - чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.
Прежде всего, внимание школьников обращается на более интенсивный голос и на длительное произнесение гласного звука. При этом следует опираться на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, его зрительное восприятие и слуховые ощущения. Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемый ритм отхлопывается, при этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование. Начинать надо со слогов, а потом переходить к словам. Берется словарь, которым дети уже владеют.
Упражнения по развитию ритма:
- Произнеси Татата
Отхлопай паПУпаПУпаПу
Отстучи ПАпапаПАпапа
Оттопай
- Подбор слов по заданному ритму.
тА - та РУчка
та -ТА альБОм
ТА – та - та
та - ТА – та лоПАта каПУста поСУда
та - та-ТА карандАш красоТа
Словесное и логическое ударение приемы работы
Словесное ударение - выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи.
Правильное словесное ударение - существенное условие выразительности, разборчивости, естественности звучания. При словесном ударении один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука. Словесное ударение характеризуется следующими особенностями. Прежде всего, оно разноместно. В разных словах оно может приходиться на разные слоги. Второй его особенностью является подвижность. Это значит, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой.
При овладении ударением слабослышащие учащиеся испытывать известные трудности. Прежде всего необходимо научить детей:
- технике выделения ударного слога
- правильной постановке ударения в словах.
Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно - первый, второй или третий. Следует добиться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.
К отработке техники и правильной постановке словесного ударения приступают с первых лет пребывания детей в школе. Подвижностью ударения они овладевают с IV класса. Обучение технике выделения ударного слога начинается на слоговом материале.
Отработка технике выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующему данному ритму.
Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у школьника навыков дирижирования. При этом производится движением руки в воздухе. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движениемю. Успешность усвоения словесного ударения в значительной мере зависит от повторяемости словесного материала. Работа над словесным ударением ведется на индивидуальных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках.
Овладение логическим ударением предполагает умение выделять его с помощью усиления громкости произнесения соответственного слова.
Работа над логическим ударением осуществляется двумя путями:
- С одной стороны, дети чисто практически, следую указаниям учителя, приучаются произносить те или иные фразы, заучиваемые на память стихи и прозаические тексты с правильным логическим ударением. При этом они руководствуются готовым образом. Овладение умением выделять ударное слово во фразе достигается тем же способом, которым используется над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху глухих и слабослышащих школьников, с помощью которого они легко усваивают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение. Кроме того, учащиеся могут воспринимать логическое ударение и с помощью тактильно-вибрационных ощущений.
- С другой стороны, не слышащие школьники учатся и самостоятельному выделению во фразах логического ударения, и, прежде всего, в вопросах и ответах. Во время упражнений полезно выделять ударные слова не только голосом, но и подчеркиванием их в тексте.
Хорошим приемом работы над логическим ударением является постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителя в вопросе и учеников в ответе. Например: Какая сегодня погода? Сегодня пасмурно.
Указанные приемы работы могут проводиться на основе зрительно-слухового, зрительно-тактильно-слухового восприятия фразы, произносимой учителем устно или устно-дактильно.
Полезной разновидностью упражнений служит подчеркивание логического ударения в текстах, воспринятых учащимися слухо-зрительно и только на слух.
МАМА придет завтра.
Мама ПРИДЕТ завтра?
Мама придет ЗАВТРА!
Также, к интонации относится высота и сила голоса.
Высота голоса - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками.
Упражнения по развитию высоты голоса:
Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков
- А а А а А а А а
О о О о О о
- «Вопрос-ответ»
- Был сапожник? (высоко)
- Был. (низко)
Сила голоса - это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах. (зависит от размаха колебаний голосовых связок).
Следует учить детей говорить низким и высоким голосом. Например, изображать большого и маленького мишку, хитрую кошку и разозлившуюся большую собаку. Именно в ходе упражнений дети учатся выражать различные эмоциональные состояния, обыгрывать манеры и повадки животных и многое другое. Также, можно создавать ситуации, в которых ребенок вынужден эмоционально выражать чувства или что – то спрашивать.
Упражнения по развитию силы голоса
- Усиление голоса (немая артикуляция, шепот, тихо, громко) О-О-О-О
- Ослабление голоса (громко, тихо, шепот, немая артикуляция) У-У-У-У
- Прямой счет с постепенным усилением голоса 1-2-3-4-5
- Обратный счет с постепенным ослаблением голоса 5-4-3-2-1
Темп - скорость произнесения звуков, слогов, слов и целых фраз. Темп бывает разный (медленный, замедленный, быстрый. Очень быстрый, почти скороговорный).Формирование нормального темпа крайне важно и для внятности , и для восприятия. Необходимо формировать умение произвольно изменять темп произносимого речевого материала.
Упражнения по развитию темпа голоса
- Медленно ТА___ТА___ТА
- Нормально Та-ТА-ТА
- Быстро ТАТАТА
- Произнести, с изменением темпа
Следует подбирать такие тексты, чтение которых требует изменение темпа.
Идет ПАПА медведь (медленный)
Идет МАМА медведица (средний)
Идет медвежонок (быстрый)
Методические рекомендации по работе над ритмико-интонационной стороной речи у детей с нарушениями слуха
- Работу над ритмико – интонационной стороной речи не слышащего ребенка следует начинать уже в раннем возрасте;
- речевое общение с детьми должно происходить четко, внятно, на хорошей, комфортной громкости, в нормальном темпе.
- следует обращать внимание на произносительную сторону речи учащихся, исправляя допущенные ошибки;
- важно подбирать материал, который соответствует речевому развитию детей, его следует усложнять по мере его усвоения;
- обязательно должно соблюдаться логическое и словесное ударение;
- работа над ритмико-интонационной стороной речи должна вестись системно: в ходе всего учебно-воспитательного процесса на музыкальных и индивидуальных занятиях, нужно включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом урока.
- Чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над ритмико - интонационным строем речи, тем лучших результатов можно достигнуть.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- 1. Андреева Е.И. “Психологические основы обучения глухих детей произношению” Л., 1977г.
- 2. Бельтюков В.И. “ Взаимодействие анализаторов в процессе воспитания и усвоения устной речи ” М., 1977г.
- 3. Бондарко Л.В. “Звуковой строй современного русского языка” М., 1977г.
- 4. Брызгунова Е.А. “Звуки и интонация русской речи” М., 1969г.
- 5. Волкова К.А. “Методика обучения глухих произношению” М., 1980г.
- 6. Головин Б.Н.. “Основы культуры речи”. Издательство "Высшая школа", 1980г.
- 7. Леонтьев А.А. “Слово в речевой деятельности” М., 1965г.
- 8. Леонгард Э.И. “ Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих школьников” М., 1971г.
- 9. Логопедия / под редакцией Л.С. Волковой М., 1989г.
- 10. Матусевич М.И. “Современный русский язык. Фонетика.” М., 1976г.
- 11. Развитие слухового восприятия и обучения произношения детей с недостатками слуха / сост.: Е.П. Кузьмичева, Н.Ф. Слезина, М., 1986г.
- 12. Рау Ф.Ф. “О механизме восприятия устной речи при нормальном и нарушенном слухе” // Дефектология 1972год № 6 стр. 23
- 13. Рау Ф.Ф. “Обучение глухонемых произношению” М., 1960г.
- 14. Рау Ф.Ф. “Руководство по обучению глухонемых произношению” М., 1960г.
- 15. Рау Ф.Ф. “Формирование устной речи у глухих детей” М., 1981г.
- 16. Рау Ф.Ф. “Устная речь глухих” М., 1973г.
- 17. Рау Ф.Ф. , Слезина Н.Ф.“Методика обучения произношению в школе глухих” М., 1981г.
- 18. Салахова А.Д. “Развитие звуковой стороны речи ребенка” М., 1973г.
- 19. Слезина Н.Ф. “Формирование произношения у глухих школьников” М.,1984г.
- 20. Слезина Н.Ф. “Применение технических средств в обучении глухих произношению” М., 1975г.
- 21. Сурдопедагогика / под ред. М.И. Никитиной, М., 1989г.
- 22. Устная речь глухих и слабослышащих / под ред. Рау Ф.Ф. и В.И. Бельтюкова, М., 1965г.
- 23. Чуманова “Работы над ритмом стихотворений” // Дефектология 1977г. № 1
- 24. Шматко М.Д. “Преемственность в системе работы над произношением детей с нарушениями слуха в дошкольных и школьных учреждениях ”// Дефектология 1999 № 5
- 25. Шустрова Л.Г. “Соблюдение орфоэпических норм глухими учащимися с 5 по 8 класс” // Дефектология 1975 № 4
- 26. Яхнина Е.З. “Пути совершенствования произносительной стороны устной речи глухих школьников” Сообщение 1 // Дефектология 1994 г. № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Изучение местоимения как части речи с использованием ПК"
Данная разработка является программой по изучению Местоимения в 6 классе...
методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"
В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....
Методическая разработка по теме: " Работа с фетром".
Фетр -это красивый и простой в работе материал, создавать изделия из которого одно удовольствие. Фетр очень подходит для детского творчества. Цель разработки: развивать ...
Методическая разработка на тему: «Работа исполнителя над музыкальным произведением»
В данной метод. разработке будут изложены основные этапы работы исполнителя над музыкальным произведением.Также эта работа будет полезна не только для преподавателей, но и для учащихся и студент...
Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...
Методическая разработка на тему: "Работа с текстом".
Работа с текстом. Сказка: "Prinzessin Isabel und der Talerputzer"....
Методическая разработка на тему: работа социального педагога с подростками. Проявления школьной и социальной дезадаптации.
С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблем...