Дифференциация [Д]-[Т]
план-конспект занятия ( класс) на тему

Вашему вниманию представлен коспект логопедического занятия "Дифференциация [Д]-[Т]". Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями в игровой форме учатся различать данные звуки в речи, буквы на письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_d-t.docx43.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока, направленного на формирование УУД

Предмет: логопедия

Учитель: Могорич Надежда Александровна

 Класс: 3

Тема урока: Дифференциация [Д]-[Т].

Тип урока: урок закрепления знаний

Форма урока: путешествие в поисках сокровищ

  1. Блок  целеполагания.

Общедидактическая цель (в зависимости  от типа урока)

- закрепление изученного материала, использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности

Задачи:

  1. Воспитательные

-формировать  нормы нравственно-этического поведения в различных формах работы

-воспитывать интерес к занятиям, формирование положительной учебной мотивации

  1. коррекционно-развивающие

-способствовать умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и организовывать сотрудничество в парах.

-актуализировать  словарный запас  учащихся, обогащать  и активизировать  их лексикон;

-развивать   фонематический слух

  1. образовательные

-  дифференцировать по звонкости-глухости звуки [Д]и [Т] в слогах, словах, словосочетаниях

- совершенствовать умения и навыки работы с символами для характеристики звуков

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Формирование ответственного отношения к учению,

Удовлетворение потребности учащихся в совместной деятельности,

Формирование адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности

Умение извлекать информацию из различных источников,( умение пользоваться словарём),

Декодирование информации

Формирование умения прогнозировать предстоящую работу;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-формировать методы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль);

 -проявление способности к мобилизации сил и энергии.

Формирование умения построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации,

-развивать умение слушать и понимать других;

-формировать умение работать в паре, группе

Осознание объективной значимости логопедических занятий,

Закрепление умения безошибочно дифференцировать звуки по звонкости-глухости

  1. Инструментальный   блок.

Основные понятия:

- предметные:  звонкий, глухой звук, слог, слово, словосочетание

- метапредметные: словарь, письмо

Межпредметные связи

письмо, чтение, окружающий мир

Формы организации деятельности

Индивидуальная, парная, групповая.

Технология  

Технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного плана, здоровьесберегающая технология, технология дифференцированного подхода

Ресурсы

- для учителя: презентация, карточки с заданиями (раздаточный материал), планы-опоры, мяч,  символы для характеристики звуков, предметные картинки, карточки, сюрприз для детей.

- для обучающихся: карточки с заданиями, ручки, цветные карандаши.

  1. Организационно-деятельностный блок.

Ход занятия

Структура занятия

Деятельность учителя-логопеда (характеристики)

Деятельность участников (характеристики)

Планируемые результаты

I.Орг.момент. Создание эмоционально положительного фона.

II Постановка темы и цели занятия

Работа с толковым словарём

III Закрепление знаний

Сравните льная характеристика звуков

«Лови ошибку»

Дыхатель ные упражнения

Работа со слогами. Графический диктант.

Сравнение слов-паронимов

 Работа со словами. Определение наличия и места звуков [Д], [Т] в названиях картинок.

Интонационное упражнение «Маленькие ножки, большие ноги»

Игра с мячом в кругу.

Закончите слова, добавив слог – да или – та.

«Допиши недостающую в словах букву Д

или Т.

Назови проверочное слово»

Упражнение для коррекции зрения

Дифференциация Д-Т в словосочетаниях

«Корректор»( работа на карточках)

IVИтог занятия

VРефлексия«Закончи предложение»

-Добрый день, добрый час,

Очень рада видеть вас!

Самомассаж лица, пальцев рук( шарики суджок)

Итак, вас ждут незабываемые приключения,  а помогут вам будут:  смекалка и находчивость,.

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на занятии узнать что-то новое и быть успешным?

Сядьте пожалуйста красиво, тем самым вы покажете свою готовность к работе.

- Нам пришло необычное письмо (Слайд № 1)

         Здравствуйте друзья!

В нашем царстве хранятся сокровища, но пока эти сокровища никто не смог добыть. Мы узнали, что вы сообразительные и любопытные. Может быть именно Вам достанутся эти сокровища?

под музыку( вьюга) появляются две снежинки( слайд1 презентации)-  Даня и Тоша).

Ребята, посмотрите какое хорошее у них настроение? Как вы думаете – почему?

У них  очень хорошее настроение, потому что сейчас их любимое время года.

-  А какое?

-  Почему зима любимое время года снежинок?

- Ребята, какие первые звуки в именах снежинок?

-Как вы думаете, чем же мы займёмся на занятии?

Зачем нужно уметь различать  звуки?

- Итак, друзья, вперёд! Интересное  путешествие ждёт нас!  будем с вами учиться различать  [Д] и [Т]в слогах, словах, словосочетаниях.

А что такое путешествие?

Ребята, посмотрите на доску и скажите, всё ли здесь верно (на доске охарактеризованы звуки с помощью символов)

Давайте произнесем звук [д]. Какой это звук?

А сейчас -[т]. Какой он? 

- Чем же похожи и чем отличаются звуки [Д] и [Т]?

Нам пора оправляться в путь! Кажется поднимается ветер?( аудиозвук вьюги)

Вот вьюга Как подует Дед Мороз –
В воздухе холодном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.

(Логопед следит, чтобы дети дули правильно)

Мы пойдём по тропинке из слогов. Если вы услышите слог со звуком Д-рисуете колокольчик, если слог со звуком Т- наушники.

Взаимопроверка.

 

А перед нами гора из пар слов.
- Объясните снежинкам, чем отличаются друг от друга пары слов.

  • Дело-тело
  • Дрова-трава
  • Доска-тоска
  • Дом-том
  • Душ-тушь
  • Дачка-тачка
  • Дочка-точка

А перед вами лес ссор, в котором живут слова со звуками Д и Т. Пожалуйста, возьмите свои картинки, определите в вашем слове наличие и место звуков [Д], [Т] и расположите их под снежинками Даней и Тошей, чтобы они не успели поссориться.

А нам пора идти дальше.

 

И вот перед нами игровая поляна. Помогите Дане и Тоше закончить слова Давайте встанем в круг. Я буду называть начало слова, а вы заканчивать: Бе..., коф…, во…, ва…, ро…, горо…, воро…, боро…, гуся…, утя…, пого…

Молодцы!

Звук вьюги переносит нас во дворец Снежной королевы. Из него нужно выбираться поскорее, потому что очень холодно.

Вставить пропущенную букву, подобрать  проверочное слово

ко…         сосе…       кус…

са…         лё…           вхо…

похо…     мос…        кну…

хвос…      самолё…  снегопа…

Из каких слов образованы слова: самолёт, снегопад?

Какие родственные слова вы можете подобрать  к слову снег? Что нужно вспомнить для выполнения данного задания?

( для некоторых учеников слова предлагаются, из них нужно выбрать подходящие)

Подберите три слова к существительному, отвечающие на вопрос какой?

Мы снежинку увидали, -
Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
(логопед отводит снежинку на указке вправо) Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
(логопед отводит снежинку влево)

Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
(логопед поднимает снежинку вверх и опускает вниз.)

Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.

И вот мы в вами находимся у снежной пещеры, но она завалена глыбами льда.

Исправьте ошибки в словосочетаниях и вход в пещеру будет очищен: замените в словах Д-Т и наоборот. Выделите Д - Т.

ДРУТНОЕ ТЕЛО - ...

ЧИСДАЯ ТЕДРАТЬ - ...

СЛАДКИЙ ДОРД-...

ДЕНИСДЫЙ САТИК

ТУБОВЫЙСДОЛ-...

СДАРЫЙ ХОЛОТИЛЬНИК

ТУШИСДЫЙ ЛАНТЫШ - ...

Проверьте у соседа по парте верно ли он исправил ошибки?

Какую оценку вы поставили бы себе за это задание?

А для того, чтобы снежная пещера с сокровищами открылась, выложите из спичек:

  • «Лесенку»;
  •  «Ключ»

Пещера открывается ( Слайд презентации)

- Вам понравились путешествие со снежинками в поисках сокровищ?

 - ребята, какие звуки мы сравнивали на занятии и учились не путать? 

- где мы искали эти звуки?

-Подумайте, определите: что будем делать на следующем уроке?

Самым трудным для меня было…

Мне понравилось…

Своей работой на уроке я …доволен/не доволен

Дети стоят возле своих мест.

Добрый день, добрый час, Очень рады видеть вас!

самомассаж  лица, пальцев рук( шарики суджок)

Нужно быть внимательными и старательными.

Один из хорошо читающих ребят вслух читает письмо.

Ответы детей

-Сейчас зима 

-Потому что  снежинки любят холод

- они появляются только зимой.

Даня- звук [Д], Тоша- звук [Т]

Будем различать звуки Д и Т в словах

Для того, чтобы писать без ошибок

Учиться на пятёрки и т.д.

Обучающиеся   по толковому словарю С.И.Ожегова уточняют лексическое значение слова

Ответы детей

Характеристику звука [д] дает ребёнок(согласный, твёрдый, звонкий) – исправляет ошибки на доске.

Один из детей дает характеристику звука [т]. (Cогласный, твёрдый, глухой)- исправляет ошибки на доске.

Сходны местом и способом образования.

Отличаются, тем, что при произнесении звука [т] голос не участвует, при произнесении звука [д] – участвует.

Дети встают, берут снежинки на ниточках и  дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.

Дети садятся

Дети выполняют задание.

-Они отличаются первыми звуками

- они разные по значению ( дети объясняют лексическое значение слов).

У детей на столах картинки с изображениями. Дети по очереди выходят к доске и  располагают картинки  со звуком [Д] под снежинкой Даней  и картинки со звуком [Т]  под  снежинкой Тошей( раскладывают в кармашки

Проговаривание текста стишка высоким и низким голосом, с разной интонацией

Дети бросают мяч логопеду и заканчивают слова

Дети выполняют задание на карточках письменно

Проверка вслух по цепочке: вставляют пропущенную букву, называют проверочное слово

кот-коты и т.д.

ответы детей

 

Родственные слова близкие по значению.

Дети составляют словосочетания( устно)

Дети следят за движением снежинки взглядом

Дети закрывают ладошками глаза, затем открывают

Дети работают на карточках

Дети обмениваются карточками в парах и проверяют работу

Дети видят сокровища и получают наклейки

Ответы детей

Дети называют понравившиеся и наиболее трудные задания полным ответом

Регулятивные:

--проявление способности к мобилизации сил и энергии.

Личностные:

-нравственно-этические нормы поведения

Личностные:

Осознавать значимость логопедических занятий,

формировать мотивацию к обучению

Познавательные:

 -формирование умения извлекать информацию из личного жизненного опыта;

-Умение пользоваться толковым словарём для  уточнения лексического значения слова.

Регулятивные:

 -совместное определение темы урока;

-определение и осознание целей и задач  обучения.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать,

-умение полно и точно выражать свои мысли,

Познавательные:

умение анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать.

Регулятивные:

- осуществлять взаимоконтроль

- проявлять способности к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные:

- осуществлять учебное сотрудничество в парах,

-умение полно и точно выражать свои мысли,

-формирование умения слушать, вести диалог.

Познавательные:

-умение проводить анализ, оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

- развитие умения прогнозировать

Регулятивные: 

- Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Коммуникативные: 

-умение выражать свои мысли.

Личностные:  

-формирование активной позиции ребёнка

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"

В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...

Уровневая дифференциация на уроках математики

Актуальность использования технологии уровневой дифференциации в образовательном процессе, положительные и отрицательные аспекты.    ...