Эффективное применение инновационных технологий на логопедических занятиях.
статья ( класс) по теме
Логопедия, как наука, использует в своей практике наиболее эффективные, нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_primenenie_innovatsionnyh_tehnologiy_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Красноуральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» Эффективное применение инновационных технологий на логопедических занятиях
Клюкина Светлана Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории ГО Красноуральск 2016 г |
Логопедия, как наука, использует в своей практике наиболее эффективные, нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, которые помогают оптимизировать работу учителя-логопеда. Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.
Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся:
• Технология логопедического обследования.
• Технология коррекции звукопроизношения.
•Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
• Технология развития интонационной стороны речи.
• Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
• Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
• Технология логопедического массажа.
Применительно к педагогическому процессу, инновация обозначает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основными критериями «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения.
Инновационные технологии:
• арт - терапевтические технологии;
• современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
• «Су – Джок» – терапия;
• информационные технологии;
• метод проекта.
На групповых и индивидуальных занятиях я использую следующие виды арт-терапии:
• музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
• изо-терапия (нетрадиционные техники рисования);
• кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
• сказкотерапия;
• куклотерапия;
• мнемотехника;
• креативная игротерапия (песочная терапия);
• смехотерапия.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей. Важно научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз);
- коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, песочная терапия, фонетическая ритмика, психогимнастика);
- технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).
В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и социальная значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Результаты применения музыкотерапии:
• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;
• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;
• улучшение общего состояния детей;
• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
• стимуляции речевой функции;
• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
• формирование навыков словообразования;
• формирование слоговой структуры слова.
Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Техники изо-терапии,
используемые для развития речи:
• техника «кляксография»;
• пальцевая живопись;
• рисование мягкой бумагой;
• рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
• рисование на стекле;
• ниткография;
• рисование в манке, в песке;
• техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ;
• техника отпечатывания ватой;
• техника «оттиск пробками»;
• рисование ладонями.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует:
Привлечению внимания об-ся к логопедическим занятиям;
Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики;
Облегчает постановку, введение звуков в речь;
Сокращает сроки работы, усиливает результативность через синхронизацию работы над речевой и мелкой моторикой;
Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:
• повышают стрессоустойчивость,
• улучшают мыслительную деятельность,
• способствуют улучшению памяти и внимания,
• облегчают процесс чтения и письма,
• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Логопедический массаж
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.
Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
К основным видам логопедического массажа относятся:
• классический ручной;
• точечный;
• аппаратный.
Пальцевый массаж
• массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
• прищепочный массаж;
• массаж орехами, каштанами;
• массаж шестигранными карандашами;
• массаж чётками;
• массаж травяными мешочками;
• массаж камнями;
• массаж зондами, зондозаменителями;
• массаж приборами Су-Джок терапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Коррекционные задачи сказкотерапии:
• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
• совершенствование лексико-грамматических средств языка;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• развитие диалогической и монологической речи;
• эффективность игровой мотивации детской речи;
• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности.
Результаты применения: живой интерес к занятиям, дисциплина на уроке, диалог с куклой.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса запоминания, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.
Песочная терапия способствует:
• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;
• обогащению словарного запаса;
• развитию связной речи;
• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;
• развитию фантазии и образного мышления.
• регулирование процессов возбуждения и тормажения.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. На подгрупповых и индивидуальных занятиях по коррекции недостатков речи наряду с традиционными средствами я использую компьютер. Обучающихся привлекает новизна проведения уроков с применением ИТ. В логопедическом кабинете во время такого занятия создаётся обстановка реального общения, обучающиеся с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем обучения школьников с нарушением интеллекта – проблема удержания их внимания. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение длительного времени. В результате лучше усваиваются знания обучающимися, лучше развиваются их речевые навыки.
Дети с нарушенным интеллектом нечётко различают многие фонемы: гласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные. Это проявляется в большом количестве разнообразных ошибок на письме. Обучающиеся, слабо различающие звонкие и глухие согласные, испытывают большие трудности в усвоении правила правописании сомнительной согласной в корне и в конце слов. Несмотря на знания правила, обучающийся не может применить его, так как звонкий и глухой звуки для него неразличимы даже в тех случаях, когда они стоят в сильной позиции – перед гласной.
Если ученик с трудом различает понятие “мягкость” и “твёрдость” звуков, он не может усвоить и правила правописания твёрдости и мягкости согласных перед гласными. Для полного исчезновения ошибочных ответов нужны многократные повторения.
Применение информационных технологий решает и эти проблемы, т.к предполагает дробное представление материала, длительное его закрепление, поэтапную автоматизацию полученных речевых навыков.
Применение специализированных компьютерных программ на логопедических занятиях позволяет также оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы.
На логопедических занятиях я применяю логопедический тренажер «Дэльфа – 142.1», «Игры для Тигры», возможности которых позволяют работать с любыми речевыми единицами: от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания до развития лексико-грамматической стороны речи.
Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет при проведении коррекционной работы учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности ребёнка.
Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Для работы по выбору фонемы и её соотнесению с буквой я использую игровые компьютерные тренажёры по различению: гласных, согласных (звонких, глухих). Из букв алфавита ученик выбирает гласную, если правильно выбрал гласную, буква окрашивается в красный цвет, если нет - звуковой сигнал предупреждает об ошибке. Если правильно выбрал согласную, буква окрашивается в синий цвет, если нет - звуковой сигнал предупреждает об ошибке и т. д. Вывод, который делается в конце выполнения упражнений, помогает запомнить количество гласных, звонких и глухих согласных.
Тренажёры: «Покажи правильно написанную букву», на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы, «Узнай букву», на котором изображены сходные по начертанию буквы, использую также для выявления «зеркальности» зрительного восприятия и его устранения. Тренажёры служат для усвоения правильного начертания букв. В процессе обследования предлагаю такие задания: в каждой паре букв показать правильно написанную букву. Использую в работе и тренажёр «Прочти слова», на котором написаны стилизованными буквами слова.
В кабинете логопеда имеются программы по коррекции звукослоговой структуры слова. Обучающиеся анализируют звуковой, слоговой состав слова. В результате работы дети могут дать характеристику любому звуку, различают гласные и согласные звуки, звуки и буквы, определяют место и последовательность звуков в слове, производят звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Специальные приёмы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции речи и в целом содействуют гармонизации развития ребёнка.
В ближайшей перспективе необходимо включить в логопедические занятия комплексы упражнений, офтальмологические тренажеры, направленные на профилактику нарушений зрения.
Литература:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1991.
2. Беспалъко В.П. Слагаемые педагогической технологии - М.: Педагогика, 1989.
3. Грабов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Класcикс Стиль, 2005.
4. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении.-Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.-384с.
5. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта/Составитель И.А.Мухина.-Выпуск 1.-СПб., 1995
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогов вузов и институтов повышения квалификации.-М., 1998.
7. Смолкин А.М. Методы активного обучения, М.: Высшая школа, 1991.
8. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
9. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с.
10. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение инновационных технологий на занятиях по формированию положительных качеств у воспитанников»
В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого заведения. и это не случайно. Именно инновационная деятельнос...
Статья "Использование инновационных компьютерных технологий на логопедических занятиях"
Использование ИКТ - это путь к интелектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской любознательности и активности, ин...
Обобщение темы самообразования "Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях"
Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время весьма актуализировалось. Трудно представить школьника, не знакомого тем или иным образом с компьютером. Положительные и о...
методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования
Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ «Применение инновационных технологий в логопедической практике. Денс - терапия». на 2016-2017у.г.
Актуальность темы: В последние десятилетия в области коррекционной педагогики и логопедии особое внимание исследователей привлекали дети предшкольного возраста, имеющие ...
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Формирование здорового образа жизни должно начинатьсяв детском саду.Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детейс нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а неко...
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ.
Виды здоровьесберегающих технологий1.Гимнастика.-артикуляционная.Она необходима для укрепления органов речевого аппарата.-дыхательная.Она способствует правильному развитию речевого дыхания.-гимнастика...