«Применение инновационных технологий на занятиях по формированию положительных качеств у воспитанников»
учебно-методический материал на тему

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого заведения. и это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и апределяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитуемых. именно вопросам инновационных педагогических технологий посвящается данный материал. а также приведены примеры из опыта работы в педагогической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_2013_dekabr.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

Из опыта работы «Применение инновационных технологий на занятиях по формированию положительных качеств у воспитанников»

                               

                                  Выполнила воспитатель

                                                          высшей квалификационной категории

                                                    КОУ «Детский дом № 4» г. Омска

                                            Пахотина Ольга Анатольевна

В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.

Давайте вспомним, что такое инновация.

Слайд

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному, в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

- инновация рассматривается как результат творческого процесса;

- инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Слайд

В работах американских и английских ученых Х. Барнет, А. Николс, H. Гросс, М. Майлз, А. Хаберман, Р. Хейвлок и др., анализируются вопросы управления инновационными процессами, условия организации изменений, разрабатываются способы их распространения и рекомендации. Уточняется новая роль учителя-исследователя в инновационных школах. Инновация рассматривается и как основа культурных изменений в обществе.

 Слайд

Авторы работ по педагогической инноватике М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и другие понятие «новое в педагогике» соотносят с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, положительное, современное, передовое.

М.В. Кларин, например, в понятие «инновация» вкладывает следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».

Слайд

Современный словарь по педагогике трактует термин: «Педагогическая инновация» -  как нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности».

Таким образом, под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это не случайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской воспитанников.

Слайд

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии
  • Личностно-ориентированные технологии
  • Проективые и деятельностные технологии    
  • Креативные технологии                                            
  • Игровые технологии: имитационные;  операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; психодрама и социодрама
  • Этнопедагогические технологии
  • Коллективные и групповые способы обучения
  • Тренинги
  • Кейс-технология
  • Коучинг (индивидуальное обучение, тренировка)
  • Сетевые технологии

Слайд

Информационно-коммуникативные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных и технических средств работы с информацией.

Примеры форм занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

  • Занятия-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).
  • Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.

Слайд

Личностно-ориентированные технологии - технологии, ставящие в центр воспитательной системы личность ребенка, обеспечивающие ей комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка.

Слайд

Проектная технология – организация образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения конкретного задания. В ее основе лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Слайд

Креативная технология - оргaнизaции твoрческoгo прoцессa на заказ или по необходимости. Учит обучаемых учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего. Показатель творческой самостоятельности - личность, проявляющаяся в способности ставить перед собой цели, находить способы и средства для их достижения путем самообразования, самовоспитания и самоактуализации.

Слайд

Игровые технологии (ролевые, деловые, и другие видов обучающих игр)

– организация образовательного процесса, основанная на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Примеры форм занятий с использованием игровых технологий:

Деловая игра – моделирование различных ситуаций, связанных с выработкой и принятием совместных решений, обсуждением вопросов в режиме «мозгового штурма», реконструкцией функционального взаимодействия в коллективе и т.п.

Ролевая игра – имитация или реконструкция моделей ролевого поведения в предложенных сценарных условиях.

Слайд

Этнопедагогические технологии - возросшее этническое самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении.

внедрение в систему воспитания накопленных народом приемов и методов воспитания достойного члена общины, передаваемых из поколения в поколение и усваиваемых в конкретной жизненной действительности. Это не что иное, как передача социального опыта, норм индивидуального и общественного поведения, традиционного образа жизни и этнической идеологии.

Слайд

Групповые и коллективные технологии - способы организации деятельности детей являются особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Они предполагают взаимное обогащение воспитанников, организацию совместных действий, ведущую к активизации воспитательно-познавательных процессов. Использование коллективных и групповых форм организации деятельности обеспечивает воспитанникам коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и, благодаря которым, планируются адекватные воспитательной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия. В процессе обучения, у воспитанников, формируется немаловажная способность рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Слайд

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Слайд

Кейс-технология (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

Слайд

Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1. Интеллектуальное развитие воспитуемых.

2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5. Развитие коммуникативных навыков.

Слайд

Коучинг — новое направление психологического консультирования, использующее современные психотехнологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Коуч не учит своего клиента, как что-либо делать. Он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь цели, сам выбрал наиболее целесообразный способ действия и сам наметил основные этапы достижения цели. (см. Приложение 1)

Слайд

Сетевая технология -  чаще всего используется как набор средств и правил для построения сети, например, «технология сквозной маршрутизации», «технология создания, защищенного канала», «технология IP-сетей».

Слайд

Каталог инновационных методик (интерактивные методы обучения)

  1. Эвристическое обучение;
  2. Мозговой штурм;
  3. Проблемное обучение;  
  4. Дебаты;
  5. Метод проектов;
  6. Сократический диалог;
  7. Дерево решений;
  8. Ролевые игры;
  9. Деловая игра;
  10. Деловая корзина;
  11. Форум;
  12. Обсуждение вполголоса;
  13. «Думай и слушай»;
  14. Панельная дискуссия;
  15. Программа саморазвития и т.д.

Таким образом, инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Из опыта работы

Стремление помочь детям найти свое место в жизни, облегчить процесс социализации, привело меня к созданию авторской программы «Зеркало», направленной на формирование у воспитанников детского дома адекватной самооценки, которая в течение 2006-2012 учебного года мною была апробирована и реализована.

Слайд

Программа  предусматривает  создание и реализацию оптимальных условий, направленных на формирование и развитие положительных качеств личности каждого воспитанника, личностного самоопределения, обучение навыкам жизненных ситуаций, умение разрешать сложные проблемы, формирование конструктивных навыков общения в процессе совместной игровой и творческой деятельности.

Слайд

Программа решает как общие задачи: представление у воспитанников понятие о самооценке и определение ее места и роль в жизни человека; формирование умения и навыков регуляции своего поведения в различных жизненных ситуациях; развитие и совершенствование у воспитанников аналитических и проективных способностей, так и специальные задачи, направленные на коррекцию дефектов развития  эмоционально-волевых процессов: развитие творческого воображения, обучение способам адекватного взаимодействия друг с другом,  воспитание интереса и уважения к окружающим, сверстникам и взрослым.

Предполагается коррекция и развитие коммуникативных способностей детей посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познание других и приобретения навыков работы над собой.  

Слайд

 В основу инновационного педагогической работы по программе легли личностно-ориентированные  и коррекционно-развивающие технологии в воспитательном процессе, которые способствуют целевой ориентации на формирование познавательного интереса воспитанника, реализацию личностно-ориентированного подхода на практике, создание личностно-ориентированной ситуации, направленной на оказание помощи ребенку в решении  его нравственных и бытовых проблем.

Слайд

Результатом применения данных технологий является представление о самооценке и определение важности ее приспособленности к жизни («адекватная самооценка»). Понимание неизбежности конфликтных ситуаций и развитие навыков их разрешения («социальные навыки»). Умение анализировать, обобщать и делать выводы в жизненных, проблемных и успешных ситуациях («аналитические и прогностические способности»). Понимание собственной уникальности и осмысление через это неповторимости, уникальности других людей («уверенность в себе, позитивное самоотношение ребенка к себе»). Успешное овладение навыкам конструктивного общения, уверенное владение вербальными средствами общения («коммуникативные навыки»). Восприятие и выражение чувств, желаний, взглядов социально приемлемыми способами («чувства, желания, мнения»). Освоение способов выражения эмоций при помощи невербальных средств общения: мимики, жестов, поз, использование выразительных телесных проявлений в общении («эмоциональная отзывчивость»).

Повышение творческой активности, побуждение к самостоятельности, развитие у воспитанников таких показателей как целеполагание, осознанность, положительное отношение к сотрудничеству и саморефлексии.

Слайд

Используется деятельностный  подход  к организации занятий с применением здоровьесберегающих технологий. Планомерное  использование которых привело к формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни воспитанников. При этом всегда наблюдается позитивный настрой детей на выполнение различных заданий, упражнений, прослеживается положительная динамика в развитии саморегуляции, становление самосознания и формирование ответственности за своё здоровье.

Слайд

На занятиях применяется игровая, изобретательная, творческая деятельность детей, которая используется как средство психолого-педагогической коррекции, создание творчески-развивающей образовательной среды, возможность решения ряда вопросов, касающихся проблемы социализации подрастающего человека, создание благоприятного психологического климата в группе.  

Слайд

Применяю в работе с детьми информационно-коммуникативные технологии, с включением активных форм обучения для творческого развития каждого воспитанника. ИКТ – не только действенное коммуникативное средство развития мотивации познавательных процессов, но и рост в несколько раз познавательного  интереса к общению и самопознанию.

Слайд

В совместной деятельности воспитанники приобрели опыт коллективной работы, правильного взаимного общения. Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности воспитуемых. Отмечаются улучшения в развитии речи, положительные изменения происходят в эмоционально-волевой сфере, самостоятельно воспитывается  чувство вкуса, умение видеть красивое в природе, окружающей жизни.  

Слайд

Для достижения цели и решения  педагогических задач  используются различные методы и формы работы, создание новых условий педагогической деятельности: диалоговые методы (беседа, тематические беседы, эвристическая беседа, дискуссия), развивающие упражнения и обучающие игры, театрализованные миниатюры, рефлексивные методы.

Слайд

Результатом эффективности работы являются следующие показатели: воспитанники знают о различных  способах, приемах сохранения здоровья, умеют выстраивать  диалог, слушать и слышать собеседника,  управлять своим эмоциональным  состоянием,  учатся  преодолевать психологические установки,  препятствующие развитию личности, развивают в себе  следующие качества.

Слайд

Качества: самостоятельность,  мобильность, доброжелательность,  коммуникабельность, честность.  Проявляется качественный рост уровня  коммуникативности  детей,  общения, повышение  интереса к познанию нового.

Слайд

 Нахожусь в постоянном поиске. На данном этапе осваиваю новую для меня технологию  «Проектная деятельность».

Литература и источники:

  1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с.
  2.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Коучинг
  3. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65
  4. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения//Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
  5. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1. - С. 14
  6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 42-49
  7. Креативная педагогика: методология, теория, практика (2002)./ Под ред. Ю. Г. Круглова. — М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, изд. центр «Альфа»

Приложение 1

Самые полезные коучинговые вопросы

  • Что ценного в твоей жизни сейчас не происходит?
  • Что в этом ценного? Что еще ценного в этом?
  • Чем это для тебя ценно? Чем еще?
  • Если бы ты знал ответ, каким бы он был?
  • Что еще в этом не хватает?
  • Что еще?
  • Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?
  • Какие могут быть последствия для тебя и других?
  • Какими критериями ты пользуешься?
  • Что для тебя в этом самое трудное?
  • Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?
  • Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?
  • Я не знаю, что делать дальше. А ты?
  • В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?
  • Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?
  • Что ты будешь делать?
  • Когда ты намереваешься это сделать?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Кому следует знать об этом?
  • Какая поддержка тебе нужна?
  • Зачем тебе это нужно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Статья "Влияние занятий Физической Культурой и Спортом на формирование положительных качеств личности."

Физическая культура человека неразрывно связана с его общей культурой....

методические рекомендации по применению инновационных технологий на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования

Применение инновационных технологий, разноформатных упражнений для развития всех четырех видов речевой деятельности на занятиях английского языка в рамках дополнительного образования...

«Применение инновационных технологий на занятиях по хореографии»

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:  современные педагогические технологии  развития лидерских и диалогических способностей;  педагогические аспекты творческой де...

«Применение инновационных технологий в занятиях по хореографии»

Взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях по хореографии....