Статья "Использование инновационных компьютерных технологий на логопедических занятиях"
статья по теме

Егорова Елена Сергеевна

Использование ИКТ - это путь к интелектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие  детской любознательности и активности, индивидуально дифференцированный подход к ребенку с проблемами развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_ipk_1.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование инновационных компьютерных технологий на логопедических занятиях»

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального развития. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Компьютерные технологии (ИКТ) принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности. Специальное включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью, оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития и социализации детей.            (Гаркуша Ю.Ф., Манина Е.В., Черлина Н.А.,  2004г.)

Использование компьютера в логопедической работе позволяет работать с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует работу учителя-логопеда.

При подготовке к занятиям учитель-логопед может использовать следующие виды компьютерных программ:

программа Power Point - позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий;

программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – позволяют создать яркие иллюстрации к занятиям;

программы Macromedia Flash, Power Point – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы.

программа “Word” помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.

Выше перечисленные программы, наиболее употребляемые при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике.

Коррекционная работа по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью требует системного, комплексного подхода. Наиболее эффективными компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», «Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Веселая азбука», «Даша-следопыт», «Фонема» и др.

Например, программы “Игры для Тигры” и  «Развитие речи. Учимся говорить правильно» предназначены для коррекции речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Они позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программы построены на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Все упражнения представлены в игровой форме.

Компьютерная технология “Игры для Тигры” предлагает серии упражнений, входящих в четыре раздела – Звукопроизношение, Просодика, Фонетика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией: звукопроизношения,  фонематического  слуха и восприятия, фонематического анализа  и синтеза, лексико-грамматического строя речи, коммуникативных навыков, артикуляционной  моторики, мелкой моторики (работа с мышью, клавиатурой), слухового  и зрительного восприятия, внимании,  мышлении.

Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»  Г.О. Аствацатурова, Л.Е. Шевченко содержит четыре раздела – Неречевые звуки, Звукоподражание, Речевые звуки, Развитие связной речи. Игровые задания программы направлены на развитие и коррекцию речи детей: узнавание звуков окружающего мира,  обучение правильному  звукопроизношению, развитие связной речи.

Компьютерная программа “Фонема” фирмы “Дельфа” включает серии заданий для коррекции и развития общих речевых навыков - девяти компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесения гласных и согласных звуков, темпа и ритма речи.

Решение коррекционных задач с помощью программ встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями развития.

Применение компьютера на логопедических занятиях имеют два направления:

- как средство обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении письму, чтению;

- как средство познавательного развития, развития высших психических функций ребенка,  альтернативных коммуникаций.  

В процессе работы выделено три основных этапа коррекционного воздействия с использованием компьютерных технологий.

Первый этап  - подготовительный.

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка к участию в коррекционно-развивающем процессе с использованием ИКТ. Кроме того, ребенок обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Основные направления работы на первом этапе:

- создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;

- преодоление его неречевого и речевого негативизма;

 - ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа;

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.

 Большое внимание уделяется формированию правильного расположения перед монитором. Ребенка учат, как и на каком расстоянии от экрана нужно сесть, как поставить ноги, в какую руку взять мышь, как держать ее. Для каждого ребенка подбирается наиболее удобная для него поза. Логопед сначала сам демонстрирует, как нужно выполнять предложенные задания. Затем воспитаннику самому предлагается выполнить задание.

Для ознакомления ребенка с правилами выполнения  задания, требуется привлечь его внимание, научить концентрироваться на картинке с дисплея, инструкции логопеда. Надо также убедиться в адекватности его восприятия путем называния изображенных предметов, их описания, обозначения цвета, формы, размера.

Для затормаживания непроизвольных насильственных движений подвижных органов артикуляционного аппарата используются тренировочные упражнения для расслабления соответствующих мышц.

Второй этап – формирующий.

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

Важно сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха, научить ребенка с регулировать силу своего голоса. Выполняя специальные задания, дети понимали, что, например, с увеличением громкости сказочные персонажи шире открывают рот. Сначала от лица героев говорил логопед, затем ребенок и логопед  менялись ролями. Таким образом, дети учились на игровых ситуациях.

По ходу занятий мы активизировали речь детей, предлагая интересные и доступные им (по возрасту и с учетом уровня развития речемыслительной деятельности) вопросы. Параллельно с расширением возможностей речевого дыхания и голоса детей мы проводили работу по развитию артикуляционного праксиса. Сначала упражнения делались в медленном темпе. Выполняя упражнения, дети старались удерживать  заданную позицию артикуляционных органов, двигать  ими.

Различные упражнения мы использовали и для выработки определенного темпа речи. По мере расширения произносительных возможностей детей применялись задания компьютерной программы, направленные на развитие звукового анализа.

На каждом занятии обогащался активный словарный запас детей и формировалась их связная речь. Темы диалогов с ребенком могли быть различными: герои сказки (кто из них старше, кто больше, кто важнее), время года, в которое разворачивается действие (что происходит в природе, какую одежду носят персонажи и т.д.). На занятиях удавалось создать эмоционально положительный психологический климат.

Третий этап – саморазвивающий.

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля и в закреплении полученных навыков устной речи и  выполнения заданий. Детям предлагались более сложные задания. Все больше обогащался лексический запас детей и развивалась их связная речь. Отметим, что на занятиях нередко можно было обращаться к знакомым для детей заданиям для решения других коррекционных задач.

Кроме того, на этом этапе активно привлекались в работу родители детей. Мы рекомендовали родителям, как следует заниматься с ребенком, на что обращать особое внимание.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми использовались задания программ "Фонема",  «Развиваем речь. Учимся говорить правильно», «ПервоЛого» и др., адаптировав их к возможностям детей. На каждом из этапов последовательно применялись приемы дифференцированного и индивидуального логопедического воздействия.

Предварительный анализ проведенной работы показал, что применение новых информационных компьютерных технологий в логопедической работе значительно сокращает время формирования произносительных и коммуникативных навыков, способствует развитию самоконтроля у детей. Эффективность применения адаптированных коррекционных программ на компьютерной основе во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами. В процессе такого специального обучения ребенок с проблемами развития  постепенно овладевает навыками пользователя компьютера, овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира, что способствует его социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер - это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской любознательности и активности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального настроя. Применение компьютера в логопедической работе возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка с проблемами развития.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья « Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе сейчас очень актуально. Особенно актуальность  эта возникла на уроках преподавания географии, работая по новой программ...

Уроки химии с использованием инновационных компьютерных технологий

Надо ли использовать презентации на уроках химии? Какое место в учебном курсе может занять эта форма подачи материала? На эти вопросы я постаралась ответить в своей статье....

Статья «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на логопедических занятиях в детском саду»

В данной работе изложен практический опыт использования здоровьесберегающих технологий....

Программа «Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Введение, Пояснительная записка, Содержание программы, Учебно-тематическое планирование...

Статья «Применение инновационных компьютерных технологий на уроках географии».

Использование современных инновационных технологий в учебном процессе....

Использование инновационных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. (проект)

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развит...

«Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях с детьми младшего школьного возраста».

В статье раскрыт опы моей работы на логопедических занятиях с использование ИКТ.Современные дети  очень хорошо разбираются в компьтерах, а компьтерные игры  позволяют сделать  логопедич...