Урок чтения и развития речи . Тема:И.С. Соколов -Микитов "Весна"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Цель: Расширять круг знаний о приметах весны на основе текста.

Задачи: Помочь понять, о каких новых приметах весны говорит автор, какие чувства взывает у ребят прилёт птиц, какие изменения произошли в жизни жителей леса с наступлением весны. Развивать навык качественного чтения, умение находить ответы тексте, находить в тексте описание, пересказывать прочитанное, сравнивать два текста. Отрабатывать умение ориентироваться в тексте, определять его тему, выделять главную мысль.

   Работать над коррекцией внешней речи при помощи упражнения в составлении связных предложений при ответе, в процессе пересказа, слухового восприятия при помощи упражнений в чтении вслух, слушании музыки, зрительного восприятия при помощи упражнений в работе с текстом, представления при помощи упражнений в словесном рисовании, просмотре слайдов.

   Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      Чтение и развитие речи 5 класс

Тема: Иван Сергеевич Соколов-Микитов «Весна»

Цель: Расширять круг знаний о приметах весны на основе текста.

Задачи: Помочь понять, о каких новых приметах весны говорит автор, какие чувства взывает у ребят прилёт птиц, какие изменения произошли в жизни жителей леса с наступлением весны. Развивать навык качественного чтения, умение находить ответы тексте, находить в тексте описание, пересказывать прочитанное, сравнивать два текста. Отрабатывать умение ориентироваться в тексте, определять его тему, выделять главную мысль.

   Работать над коррекцией внешней речи при помощи упражнения в составлении связных предложений при ответе, в процессе пересказа, слухового восприятия при помощи упражнений в чтении вслух, слушании музыки, зрительного восприятия при помощи упражнений в работе с текстом, представления при помощи упражнений в словесном рисовании, просмотре слайдов.

   Воспитывать бережное отношение к природе, наблюдательность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебники, тетради, мультимедийное оборудование, иллюстрации, полоски со словами.

                                                                             Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Постановка учебных целей и задач.

-Ребята, сейчас я прочту вам стихотворение известного поэта Александра Плещеева, а вы подумайте и скажите, о каком времени года идёт речь.

Звучит музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Весенний вальс»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

-О каком времени года говорится в стихотворении?

-Какой раздел мы сейчас с вами читаем?

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с приметами весны, чтобы вы по ним могли определить время года. А ещё мы будем учиться читать, отвечать на вопросы и пересказывать, смотреть презентацию. Работать на уроке будем так: сейчас пройдёт конкурс чтецов, а потом познакомимся с новым рассказом.

3. Проверка домашнего задания.

Дети читают наизусть стихотворение е. Серовой «Подснежник»

- Чему учит это стихотворение?

-Какое это стихотворение по настроению: грустное или весёлое, полное надежды?

-Скажите, а как мне узнать, что пришла весна? По каким приметам вы её узнаете? (Синее небо, кучевые облака, ручьи и т.д.)

-Да, это действительно так. Эти приметы представлен в виде рисунков, выполненных вашими руками.

(Рассматривание иллюстраций, помещённых на доске, обсуждение).

4.Работа по теме урока.

-Но это ещё не все приметы. О новых вы узнаете. Когда познакомитесь с рассказом Ивана Алексеевича Соколова – Микитова «Весна».

Запись темы в тетрадях.

- Только вот в чём дело. У меня есть знакомый мальчик, который читал этот рассказ и одновременно смотрел телевизор. Вот что у него получилось:

-первыми прилетели гуси, журавли;

-потом на поляну вышел заяц-беляк с зайчатами;

-за ним медведь и лось;

-последними прилетели скворцы.

(Выделенные слова помещены на доске в перечисленном порядке).

-Но мне кажется, он что-то напутал. Поэтому мы будем сейчас внимательно читать рассказ и попробуем разобраться, так ли всё было, а ещё не будем забывать о новых приметах.

1.Чтение текста рассказа учителем.

2.Словарная работа.

Посинел лёд, зазвенели по скатам ручьи, надулись почки, скворечни, выбежали на опушку, ушки на макушке, глухой лес. Пробудившаяся земля, полынья, на пригреве в лесу, мягкие пуховки.

ФИЗМИНУТКА

3.Повторное чтение текста («птичий базар»).

4.Работа над содержанием. Анализ текста по вопросам.

-О каком времени года говорится в рассказе?

-Прочитайте, что писатель говорит о солнышке (стр. 156).

-Какие знакомые нам приметы весны описывает автор (на стр. 156, 1-й абзац стр. 156)?

-О каких новых приметах весны в прочитали? Найдите их в тексте.

-Как встречают ребята птиц? Прочитайте (стр. 157) (они кричат)

-Кто прилетел первым?

-Какие чувства вызывают у детей птицы?

-Найдите в тексте описание прилёта гусей. Прочитайте.

-Как гуси встречают друзей? Почему?

-Как встречают весну лесные жители? Прочитайте.

-Расскажите своими словами о зайце-беляке, лосе и медведице.

(На столе рисунки – заяц, лось, медведь. Во время рассказа вывешиваются на доску)

-Прочитайте последний абзац. Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали к последним трём предложениям?

5.Обобщение.

-Мы прочитали рассказ, ответили на вопросы. Теперь давайте подумаем, всё ли правильно рассказал мне знакомый мальчик?

Составление плана.

1.Скворцы.

2.Заяц- беляк.

3.Лось.

4.Гуси, журавли.

5.Муравьи бабочки.

-Какой совет можно дать всем детям? (Читать надо внимательно).

-О каком времени года читали?

-С какими новыми приметами познакомились?

-О чём это рассказ? (о весне)

-Что хотел сказать писатель? (С наступлением весны происходит много перемен в природе, эти перемены вызывают радость и веселье)

-Чему учит рассказ? (Рассказ учит быть наблюдательными, уметь видеть красоту природы, беречь её).

6.Просмотр презентации.

-В рассказе есть такое предложение: «…Вышел на опушку леса огромный лось с бородою. Остановился, слушает…»

-Я хочу предложить вам послушать звуки весеннего леса и посмотреть, что можно увидеть там весной.

Просмотр презентации по звуки весеннего леса.

5.Итог урока.

-С каким рассказом познакомились?

-Кто его написал?

-О каком времени года говорится?

-С какими новыми приметами познакомились?

-Что учились делать?

6. Домашнее задание. Читать страницы 156-157, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Конспект урока чтения и развития речи. Тема: Г. Скребицкий «Весенняя песня».

Конспект урока чтения и развития речи " Г. Скребицкий «Весенняя песня" , 6 класс обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Урок чтения и развития речи на тему: "Чтение по ролям I части повести Н.В.Гоголя "Майская ночь ,или Утопленница"

Цель: познакомить обучающихся с содержанием главы «Ганна».Задачи: образовательные  - формирование умений обучающихся читать текст по ролям и анализировать прочитанное;коррекционно &nd...

Урок чтения и развития речи Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий».

Конспект урока в коррекционной школе 8 вид, 8 класс...