Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
план-конспект занятия по теме
Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по активизации словаря по ранее изученным темам "Овощи", "Фрукты","Садовые ягоды".Ставились основные образовательные задачи на умение дифференциации согласных звуков,умение определять местоположение звука в слове,звуковой анализ и синтез слов,фонематическое восприятие.Предупреждение дисграфии.Развитие фразовой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по обучению грамоте | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»
муниципального образования город-курорт Геленджик
КОНСПЕКТ
ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
в подготовительной к школе группе детского сада
для детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема занятия: «На базар ходили мы...»
Выполнила :Степанкова Марина Владимировна,
учитель-логопед первой квалификационной категории
МБДОУ компенсирующего вида №30 «Лукоморье»
Муниципальное образование
город-курорт Геленджик
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III уровня
Тема занятия: «На базар ходили мы...
Закрепление звуков С, Сь. Буква С.
Звуковой анализ ,синтез,чтение слов СОК-СУК-СУП».
Цели и задачи:
I. Образовательные задачи:
1.Закреплять:
-артикуляционную позу для звуков «С», «Сь»;
-умение определять местоположения звуков «С», «Сь» в слове;
-умение дифференцировать согласный звук по твёрдости-мягкости;
-активизацию словаря на основе изученных лексико-грамматических тем «Овощи», «Фрукты», «Садовые ягоды».
2. Развивать фразовую речь:
-словообразование;
-подбор родственных слов;
-построение предложений.
II. Коррекционные задачи:
Развивать:
-артикуляционный аппарат;
-мускулатуру мелкой моторики рук;
-фонематическое и интеллектуально-эмоциональное восприятие.
III. Воспитательные задачи:
Воспитывать:
-умение слушать и слышать логопеда и своих товарищей;
-нравственность,гуманистическое отношение к окружающему.
Оборудование: Куклы Соня и Сима, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, корзинки. Сюжетная картинка фруктового сада, муляжи овощей и фруктов, макет фруктового дерева, карточки с изображением буквы «С» на предупреждение дисграфии, карточки для выкладывания буквы «С» из фасоли, кассы букв, схемы на определение места звука в слове, схема звуков «С», «Сь».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент.
-Однажды тёплым осенним деньком мама Света попросила дочерей Соню и Симу сходить на рынок, чтобы купить овощей и фруктов для обеда.
-Какой первый звук вы слышите в имени Света? Соня? Сима?
-Правильно,звуки «С» и «Сь».
1.Уточнение характеристики звука по акустическим и артикуляторным признакам.
-Давайте вспомним артикуляционный уклад звуков «С» и «Сь».
Когда мы произносим эти звуки, кончик язычка спокойно лежит за нижними зубами, зубы сомкнуты в «Заборчик», а губы растянуты в «Улыбке».
-Произнесём вместе: «С-С-С...»
-Дайте характеристику этому звуку .(Предполагаемые ответы детей: «Согласный, потому что ни петь, ни долго тянуть мы его не можем, он встречает преграду во рту. Этот согласный глухой( «горлышко «спит», «не работает»,глухо произносим).Он может быть твёрдым «С» или мягким «Сь».(синяя-зелёная фишка).
Выставляется схема звуков «С-Сь».
-Молодцы,всё верно назвали.
-Давайте вместе с девочками отправимся на рынок, и поможем им в выборе фруктов и овощей.
2. Пальчиковая гимнастика.
На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Сливы, дыни, мандарины,
Но купили мы арбуз-
Это самый вкусный груз!
3.Развитие фонематического восприятия.
Различение звуков по твёрдости-мягкости.
Делимся на две команды.
Соня выберет...
1-я команда выбирает фрукты и овощи для Сони(с твёрдым согласным звуком «С»)-салат, капуста, абрикос.
Сима выберет...
2-я команда выбирает овощи и фрукты для Симы( с мягким согласным звуком «Сь») -сельдерей,апельсин, персик.
-Молодцы, мы справились с этой задачей!
4. Определение местоположения звуков в словах.
-Давайте поможем девочкам выбрать овощи для супа.
Отгадайте загадки: 1.Она спряталась в земле-
Оказалась на столе.
Чаще ешьте винегрет-
Проживёте триста лет! (Свёкла).
2. Расселась барыня на грядке 3.Без рук, без ног
Одета в шумные шелка. Ползёт на батог (Фасоль).
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли пол -мешка (Капуста). 4.Зелен и густ
На грядке вырос куст.
(Сельдерей).
-Теперь подберём фрукты и ягоды для соков:
1.Варенье солнечно, как юг, 2.С юга этот неженка-
На пирожки с повидлом -спрос. Кругленький, да свеженький.
В сушёном виде -он урюк, На щеках его пушок,
А в натуральном...(Абрикос). А дотронься-брызнет сок!
(персик).
3.На сучках висят шары- 4.Три сестры летом зелены,
Посинели от жары.(Слива). К осени одна краснеет,
Другая чернеет,
Третья белеет.(Смородина).
(Также определяем местоположение звуков «С», «Сь» в других словах: редис, ананас, апельсин, салат, чеснок).
5. Проговаривание слоговых цепочек со звуками «С»,«Сь» в чистоговорках:
Соль-соль-соль----------выросла фасоль.
Соль-соль-соль----------вкусная фасоль.
Ас-ас-ас------------------сочный ананас.
Ос-осо-ос----------------спелый абрикос.
Син-син-син-------------сладкий апельсин.
Дис-дис-дис-------------розовый редис.
II. Работа с буквой .
-Посмотрите на Соню и Симу. На что похожи их косички?
(«На букву С»).
-У кого она правильная?(у Сони).А у Симы неверно. Давайте исправим.
-стихотворение о букве: «Часть кружочка потерялась-буква С у нас осталась».
-рисуем букву в воздухе;
-выкладываем из фасоли на пластилиновых карточках.
-работа по индивидуальным карточкам: «Подчеркни такую же, как внизу»; «обведи в кружок все буквы С»---О Ю С Б О Ю Р С Э С Э О С
-найдите букву с в кассах букв и слогов.
III. Развитие координации речи с движением:
Мы идём во фруктовый сад (шагаем по кругу)
Вдыхаем яблок аромат, (выполняем дыхательные упражнения)
Хотим яблоки сорвать с дерева (тянемся руками вверх)
Может быть, допрыгнем до них? (прыжки на месте)
Нужно поставить лестницу (движение вверх по воображаемой
лестнице)
Срываем яблоки и кладём в корзину («срываем, складываем в
корзину»)
Яблоки собрали ,теперь отдохнём (присели, расслабились).
(После выполнения физминутки возвращаемся на места).
VI.Звукобуквенный анализ и синтез слова «СОК»:
1.Мама Света приготовила сок.
-Назовите звуки по порядку в слове: С,О,К.
-Какой первый звук?(«С»).Охарактеризуем его. Что это за звук?(«Согласный ,глухой,твёрдый».)-выкладываем фишку.
-Назовите 2й звук.(«О»)-характеристика звука, выкладывание фишкой.
-Называем последний звук в слове («К»).
-Сколько гласных звуков?(Один, называем ещё раз, показываем).
-Сколько согласных звуков?(Два, называем их, показываем). Какие это согласные звуки?(«Оба твёрдые,глухие»).
-Выкладываем буквами, прочитываем.(«СОК»).
2.Работа по словообразованию:
Давайте назовём, какие соки можно приготовить:
-из абрикосов-абрикосовый;
из апельсинов-апельсиновый;
из персиков- персиковый;
из сливы-слИвовый;
из ананасов-ананасовый;
из смородины-смородиновый;
из капусты-капустный;
из свёклы-свекольный.
3.«Волшебное превращение»: СОК-СУК-СУП (работа с кассой букв).
Мама Света приготовила сок, но ей нужно сварить ещё суп.
-Давайте поможем превратить слово «СОК» в слово «СУП».
-Кто поможет первый? Обратите внимание на гласный и согласный звуки и буквы, которыми обозначаются эти звуки.
Соня и Сима будут сыты сегодня, у них есть и суп, и сок.
4. «Слово рассыпалось»
Но вот подул осенний ветерок и рассыпал ещё одно слово. А собрать мы его сможем из первых БУКВ слов «Слива», «Апельсин»,
«Дюшес».(«САД»).
5 «Родственные слова»
Какие другие слова можно образовать от слова «САД»?
САД-САДИК-САДОВОД-САДОВНИК-ПОСАДКА-ПЕРЕСАДКА-ВЫСАДКА-САДОВЫЙ-САДИТЬ-ПОСАДИТЬ-ВЫСАДИТЬ-ПЕРЕСАДИТЬ.
-Как мы называем такие слова?(родственные).Молодцы!Вы много слов придумали от слова «САД».Теперь их знают и Соня с Симой.
6. «Договори предложение»:
В саду растёт много...(слив, абрикосов, персиков, апельсинов....)
V. Итог занятия.
-Что мы узнали вместе с Соней и Симой? Где мы побывали? Что делали?
Поощрение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"
Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"
В конспекте представлен авторский подход к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"
В конспекте представлен авторский подход к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Слог. Деление слов на слоги»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: "Путешествие в Буквалэнд"
Конспект по обучению грамоте...