Рабочая программа по музыке для коррекционной школы 8 вида. 7,8 классы
рабочая программа (7, 8 класс) на тему
Программа по музыке для малокомплектых коррекционных классов школы 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programma_po_muz_78.docx | 40.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения Шалинского городского округа «Шамарская средняя общеобразовательная школа №26» - «Горная средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
директор филиала
________Т.А.Желтышева
«_____»________2015 г.
Рабочая программа по МУЗЫКЕ
для учащихся 7,8,9 классов коррекционной школы 8 вида
Разработчик:
Курзина Т.Е. – учитель
I квалификационной категории
д. Гора 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке составлена на основе:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
За основу рабочей программы по музыке взята программа для 5 – 9 классов учащихся коррекционной школы VIII вида под ред. доктора педагогических наук В. В. Воронковой, в которой музыка представлена разработками И. В. Евтушенко (М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012).
В школьном учебном плане на изучение предмета «Музыка и пение» в 7,8,9 классах отводится 34 часа (1 час в неделю).
Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы. Является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственным учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.
Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:
- коррекционная направленность обучения;
- оптимистическая перспектива образования;
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
- комплексное обучение передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Для осуществления этих принципов учителю музыки необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает в произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – это основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определёнными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным аспектом является создание благоприятных условий для восприятия музыки, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования продуманы перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в начальных, средних и старших классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своём репертуаре, включать в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки проводятся в специально оборудованном музыкальном кабинете.
Оценка по предмету «Пение и музыка» учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально- слуховых представлений, практических умений и навыков, накоплений первичных знании о музыке. Поводом для отрицательной оценки не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых высказываний.
Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера – рисунки на тему произведения, сочинять небольшие произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
- включать её звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.
Содержание программы по музыке и пению в 7 класс
Пение:
Использование песенного материала в диапазоне СИ1 – МИ 2,однако крайние звуки используются довольно редко.
Продолжение работы над формированием певческого звука в условиях мутации. Щадящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого ученика.
Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой инструментальной и вокальной.
Вокально- хоровые упражнения, попевки, прибаутки.
Повторение песен, разученных в 6 классе.
Слушание музыки:
Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов: произведения современных композиторов, лирические песни, мелодии из классических сочинений в произведениях легкой музыки.
Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Програмная музыка- инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной драматургии в оперном искусстве.
Особенности творчества композиторов: Глинки, Чайковского, Римского- Корсакова.
Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада.
Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезатор, гитара, ударные инструменты.
Повторное прослушивание произведений из программы 6 класса.
Музыкальная грамота:
Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонация в разговорной речи и в музыке. Мелодия, как основное выразительное средство. Характер мелодии в зависимости от лада, ритма, тембра. Мелодии декламационного характера.
Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать:
- средства музыкальной выразительности;
- основные жанры музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты;
- музыкальные профессии и специальности;
- особенности творчества изученных композиторов;
- особенности народного музыкального творчества.
Должны уметь:
- самостоятельно исполнять несколько песен;
- отвечать на вопросы о прослушанном произведении;
- называть произведения, композиторов;
- называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;
- определять характер, содержание произведения;
- определять ведущие средства выразительности;
- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения.
8,9 классы
Количество часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часа.
Задачи:
-. развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
7 класс: Кузнецова Елена
Список учащихся 8 класса: Летунова Ольга, Лыкова Оксана, Мясников Фёдор.
9 класс: Мясникова Анна
Планирование индивидуальной работы с учащимися.
Предмет | Список учащихся | Задачи | Вид упражнений по предмету |
Музыка и пение. | Мясников Фёдор | Выработать интерес к предмету путём позитивного настроя. Прививать чувство уверенности в своих силах. | Использование разных методик для развития внимания, памяти, мышления, речевой активности, эмоциональной отзывчивости , музыкальной памяти, звуковысотного слуха. |
Содержание программы по музыке и пению в 8, 9 классах
Пение:
Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений. Совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре \ дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль \.
Эмоциональное осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений.
Выразительное концертное исполнение разученных произведений.
Пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности.
Точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей: достижение дикционной ясности и четкости.
Певческие упражнения: пение на одном звуке, на разные слоги, пение мажорных и минорных трезвучий и пентаккордов, звукорядов на слоги.
Пение попевок с полутоновыми интонациями.
Пение с закрытым ртом.
Совершенствование певческого дыхания.
Упражнения на чистое округлое интонирование.
Вокально- хоровые распевания на песнях.
Пение без сопровождения.
Повторение песен, разученных в 5-7 классах.
Слушание музыки:
Взаимосвязь искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей, чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.
Народная музыка в творчестве композиторов.
Особенности творчества композиторов: Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова.
Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.
Музыкальная грамота:
Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений.
Повторение определения средств музыкальной выразительности - темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.
Анализ музыкальных произведений из программы 5-7 классов.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 7,8,9 классах
малокомплектной специальной (коррекционной) школы.
№ урока | Наименование разделов темы | Кол-во часов | Содержание | |
Пение | Слушание музыки | |||
Iчетверть. Тема «Музыка моего народа» - 9 часов | ||||
1 | Моя Россия | 1 | «Отговорила роща золотая» Муз. Г.Пономаренко, сл. С.Есенина – разучивание «Красно солнышко» П.Аедоницкий - разучивание | Прослушивание произведений из программы 6 класса. Н.Римский – Корсаков «Колыбельная Волховы» из Оперы «Садко» |
2 | Народная музыка выражает разные настроения и характеры людей | 1 | «Отговорила роща золотая» Муз. Г.Пономаренко, сл. С.Есенина – продолжение разучивания. «Красно солнышко» П.Аедоницкий – продолжение разучивания | М. Мусоргский. «Сцена юродивого». Из оперы «Борис Годунов». «Три подружки» Д. Кабалевский |
3 | Сердечность и широта души русского народа, отображённая в музыке. | 1 | «Сторона моя». Муз. И. Космачёва, сл. Л. Дербенёва.- разучивание. «Отговорила роща золотая» Муз. Г.Пономаренко, сл. С.Есенина – исполнение. «Красно солнышко» П.Аедоницкий - исполнение | М.Глинка. «Ария Сусанина». Из оперы «Жизнь за царя» |
4 | Человек трудом славен | 1 |
«Сторона моя». Муз. И. Космачёва, сл. Л. Дербенёва.- продолжение разучивания. «Во кузнице» р.н.п. - исполнение | Во кузнице. Русская народная песня. Эх, дубинушка, ухнем! |
5 | Русская осень. | 1 | «Листья жёлтые». Муз.Р.Паулса, сл. Я. Петерса – разучивание. Дождик. Стихи и музыка Ю. Верижникова. | Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. Наш край. Муз. Д. Кабалевского, слова М. Пляцковского Дождик. Стихи и музыка Ю. Верижникова. |
6 | Интонационная выразительность русской песни. | 1 | Исполнение русских народных песен по желанию детей. | Тонкая рябина. Русская народная песня. Эх, дубинушка, ухнем! Слушание музыки по желанию учащихся. |
7 | Счастливое детство. | 1 | «Школьный корабль». Муз. Г. Струве, Сл. К. Ибряева – разучивание «Листья жёлтые». Муз.Р.Паулса, сл. Я. Петерса –продолжение разучивания. | Дорога добра. Из м/ф «Приключения маленького Мука». Муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. Наш край. Муз. Д. Кабалевского, сл. М. Пляцковского. |
8,9 | Что мы узнали за Iчетверть? Повторение и закрепление материала уроков четверти. | 2 | «Школьный корабль». Муз. Г. Струве, Сл. К. Ибряева, «Листья жёлтые». Муз.Р.Паулса, сл. Я. Петерса –продолжение разучивания | Прослушивание музыки по выбору учащихся. |
II четверть. Тема «О чём говорит музыка» - 7 ч. | ||||
1(10) | О чём говорит музыка? | 1 | «Московские окна» - муз. Т.Хренникова, сл. М. Матусовского – разучивание «Антарктические вьюги» А.Гроссу - разучивание | И. Бах. «Ария», ре мажор |
2(11) | Что выражает музыка? | 1 | «Колокола». Муз Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – разучивание. «Московские окна» - муз. Т.Хренникова, сл. М. Матусовского – продолжение разучивания. «Антарктические вьюги» А.Гроссу – разучивание - исполнение | Л. Бетховен.Allegro con brio из симф.№5, до минор |
3(12) | О чём рассказывает музыка? | 1 | «Песня остаётся с человеком». Муз А. Островского, сл. С. Островского – разучивание. Колокола». Муз Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина – «Московские окна» - муз. Т.Хренникова, сл. М. Матусовского – продолжение разучивания. «Новогодняя хороводная» - разучивание | Дж. Бизе. «Вступление». Из оперы «Кармен». |
4(13) | О чём рассказывает музыка: развитие темы | 1 | «Волшебник – недоучка».- Муз. А. Зацепина. Сл. Л. Дербенёва – разучивание. «Колокола», «Московские окна» - исполнение. «Новогодняя хороводная» - исполнение | Дж.Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен» |
5,6 (14, 15) | Изобразительность в музыке | 2 | «Волшебник – недоучка».- Муз. А. Зацепина. Сл. Л. Дербенёва – разучивание. «Санта Лючия» - частичн. разучив. Исполнение ранее выученных песен. «Новогодняя хороводная» - исполнение. Исполнение песен на новогоднюю тему, разученных ранее | М. Равель. «Болеро» М. Майерс. «Каватина» |
7(16) | Обобщение и закрепление изученного материала | 1 | Исполнение песен по желанию учащихся. | Прослушивание музыки по выбору учащихся. |
III четверть. Тема «Что такое музыкальная речь?» - 10 часов | ||||
1(17) | Что такое музыкальная речь? | 1 | «Хорошие девчата» муз А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского – разучивание. «Санта Лючия» «Хорошие девчата» муз А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского - исполнение | Д.Россини. «Увертюра» из оперы «Севильский цирюльник». |
2(18) | Музыкальная речь | 1 | «Женька». Муз Е. Жарковского, сл. К. Ваншенкина – разучивание «Хорошие девчата» муз А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского «Почему медведь зимой спит?». Музыка Л.Книппера. Слова Л.Некрасовой. - исполнение | И.Штраус. «Вальс».Из оперы «Летучая мышь» |
3,4 (19, 20) | Музыкальная речь. Форма произведения. | 2 | «Трус не играет в хоккей» - муз А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова «Папа может» - пение «»Милая мамочка» -пение | Ф. Шуберт. «Серенада». |
5(21) | Музыкальная речь: оркестр | 1 |
Трус не играет в хоккей» - муз А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова | Звучание оркестра: симфонического, духового, оркестра народных инструментов. С. Прокофьев. «Марш». Из оперы «Любовь к трём апельсинам» |
6,7,8 (22, 23, 24) | Музыкальная речь: тембр, мелодия, ритм. | 3 | «Баллада о гитаре и трубе» - разучивание Трус не играет в хоккей» - муз А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова | Г. Свиридов.»Увертюра» из к/ф «Время, вперёд» А. Хачатурян. «Танец с саблями» Из балета «Гаянэ» |
9,10 (25, 26) | Закрепление материала темы «Музыкальная речь» и повторение материала по теме четверти. | 2 | Исполнение песен по желанию учащихся. | Прослушивание музыки по выбору учащихся. |
IV четверть. Тема «Мир детства и юности» - 8 часов | ||||
1(27) | Милая моя Россия! | 1 | «Берёзовый сок» из к.ф «Мировой парень» - муз В. Баснера, сл. М. Матусовского «Во поле берёза стояла» р.н.п. - исполнение | П. Чайковский. Allegro con focco из концерта для фортепиано с оркестром. |
2(28) | О моей Родине | 1 | «На безымянной высоте» из к/ф «Тишина» «Берёзовый сок» из к.ф «Мировой парень» - муз В. Баснера, сл. М. Матусовского «Как красива ты, Россия!» разучивание |
Г. Свиридов. «Увертюра» из к/ф «Время, вперёд» |
3(29) | Школьное детство. | 1 | Школьный корабль». Муз. Г. Струве, Сл. К. Ибряева «Как красива ты, Россия!» исполнение | |
4(30) | Музыка звучит в мультипликационных и телевизионных фильмах. | 1 | «Тёмная ночь» из к/ф «Два бойца» муз Н. Богословского. Сл. В. Агатова. «Песня туристов» из оп. «А зори здесь тихие» муз К. Молчанова, сл. Народные | Песня Шапокляк. Расскажи, Снегурочка. Песенка Мамонтёнка. Мы – маленькие дети. Из т/ф «Приключения Электроника». Е. Дога. «Мой белый город» из одноимённого к/ф |
5(31) | Великая победа | 1 | «Тёмная ночь» из к/ф «Два бойца» муз Н. Богословского. Сл. В. Агатова. «Песня туристов» из оп. «А зори здесь тихие» муз К. Молчанова, сл. народные | Г. Свиридов. «Увертюра» из к/ф «Время, вперёд» |
6(32) | Скоро лето. | 1 | Повторение изученных ранее песен | Радуга. О. Юдахина, в. Ключников. В небе облака. Сл. и муз. П. Ермолаева. Песенка о лете. |
7(33) | Что мы узнали за год. Повторение. | 1 | Исполнение песен по желанию учащихся. | Прослушивание музыки по выбору учащихся. |
8(34) | Резерв. | 1 |
Итого за год: 34 часа
Мониторинг по предмету музыка и пение в 7 классе.
Ф. И. учащегося | Критерии оценивания | |||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | |
1 – соблюдение певческой установки;
2 –правильная артикуляция гласных звуков;
3 – правильная передача мелодии в диапазоне ре 1- си1;
4 – знание названий музыкальных инструментов;
5 – узнавание знакомых мелодий;
6 – соблюдение норм поведения на занятии ;
7 – выполнение простых танцевальных движений;
8 – исполнение песен коллективно;
9- умение исполнять песни и простые вокальные упражнения;
10 – точное интонирование мелодии.
Н. г. – Начало года;
К. г. – Конец года.
Уровни оценивания:
Высокий – 50 – 41 б.; Средний – 40 – 31 б.;
Низкий –30 –21 б.; Несформированный – 20 и ниже.
Контрольно-измерительный материал
Тест 1
1. Выберите правильные ответы:
В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка
б) бубен
в) виолончель
г) балалайка
д) домра
е) барабан
ж) баян
з) гусли
и) флейта
2.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
3. Найдите лишнее:
Жанры народных песен:
а) Колыбельные
б) Игровые
в) Плясовые
г) Хороводные
д) Спокойные
е) Трудовые
ж) Обрядовые
4.Найдите лишнее:
Струнно-смычковые инструменты:
а) Скрипка
б) Альт
в) Арфа
г) Виолончель
д) Контрабас
5. Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6. Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
Тест 2
- Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:
а) Н.А.Римский-Корсаков
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
- Оцените утверждение:
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.
а) Верно
б) Неверно
- Назовите композитора балета «Петрушка»:
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) И.Ф.Стравинский
- Найдите лишнее:
В музыкальном театре показывают следующие спектакли:
а) опера
б) балет
в) этюд
г) оперетта
д) мюзикл
- Приведите в соответствие:
1) Опера а) действующие лица выражают свои чувства в танце
2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, комедия
3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма
4) Мюзикл г) выражают свои чувства в пении
Учебно – методическое обеспечение:
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовательном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Абдулин Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в школе», М. «Просвещение», 1997г.
Абрамян Г. А. Солнечный круг» Музыкальная азбука, М., «Росмэн», 1999г.
Апрксина О. А. «Методика музыкального воспитания», М., «Просвещение», 1999г.
Бекина С. И., Ломова Т. П., «Музыка и движение», М., «Просвещение», «2005» г.
Волков С. А. «Всё о музыке», М., «Росмэн», 1998 г.
Зильберквит М. «Мир музыки», М., «Детская литература»,1988г.
Кабалевский Д. Б. «Как рассказать детям о музыке», М., «Просвещение», 1989г.
Михеева Л.А. «Музыкальный словарь в рассказах», М., 1984г.
Музыка. Поурочные планы по программе Д. Б. Кабалевского, сост. Т.С. Максимова, Издательство «Учитель», 2006г.
Михалева И.В. «От улыбки хмурый день светлей», М., 1996г.
Науменко Г. М. «Фольклорная азбука», М., 1996г.
Музыка для 1 - 7 классов. Сост. Фадин В.В. В помощь преподавателю, Издательство «Учитель», Волгоград, 2005г.
Челышева Т. В. «Спутник учителя музыки», М., 1998г.
Ворожцова О. А. «Музыка и игра в детской психотерапии», М. Издательство Института Психотерапии, 2004г.
Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы, 2 – 7 кл., М., «Просвещение», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по математике для 5-9 классов разработана в соответствии с программами:- программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII-вида 5-9 классов,...
Рабочие программы по предметам в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы для коррекционных школ-интернатов 8 вида для 4 классов по предметам: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, изобразительной искусство, развитие устной речи на ос...
Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....
Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс
Рабочая программа для логопедических занятий коррекционной школы V вида 5 класс...
Рабочая программа по русскому языку коррекционной школы 8 вида. Авторы учебника: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе коррекционной школы...
Рабочая программа по сельхозтруду в коррекционной школе VIII вида в 10 классе
Курс подготовки учащихся по специальности плодоовощевод...