Формирование целостного восприятия мира посредством антропологического видения истории
статья на тему

Токарева Мария Алексеевна

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ МИРА ПОСРЕДСТВОМ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ ИСТОРИИ

Токарева М.А., аспирант кафедры философии ЛГТУ

    История органически присутствует в сознании общества. В своих существенных компонентах оно базируется на данных исторической науки, ибо всякое общество может осознать себя лишь зная собственное прошлое и свое место в общем процессе развития человечества. Все элементы, составляющие в совокупности сознание общества, - взгляды, идеи, политические и иные теории – историчны.

    История как наука опирается на определенную совокупность законов развития общества, имеющих свои специфические особенности. Если в природе действуют бессознательные силы и закономерности проявляются непосредственно в их взаимодействии, то общество состоит из людей, наделенных сознанием и волей, ставящих перед собой определенные цели, стремящихся осуществить их, и закономерность прокладывает себе дорогу как некая равнодействующая миллионов людских поступков.

    Человек находит в прошлом ответы на многие жгучие вопросы современности. Даже из древней истории наш современник может почерпнуть много поучительного. Новейшая история – фундамент для современной политической и хозяйственной деятельности, она изучает генезис сложившейся ситуации для того, чтобы найти оптимальный вариант решения современных проблем.

     История – школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образы. Республиканская доблесть античности вдохновляла деятелей французской революции; Радищев и декабристы – служили примером для многих поколений русских революционеров. На героических традициях родной истории воспитывается наше молодое поколение.

    Опыт истории – верный ориентир, которым зачастую пользуются даже бессознательно. Подчас, не отдавая себе отчета, человек корректирует свое поведение, руководствуясь примером пережитого, увиденного, услышанного.

     И тот, кто исследует историю, и тот, кто ею только интересуется, не может быть равнодушен к материалу: история повествует о людских свершениях. Жизнь общества – это не только естественноисторический процесс, но и всемерно-историческая драма. За каждым фактом – судьба человека, интерес к истории – это интерес к человеку. Читая жизнеописания римских цезарей, средневековые хроники, историю войн, революций, науки и искусства, мы видим перед  собой людей, их устремления, борьбу, заблуждения и страсти, мы переживаем их судьбу. Подобного эмоционального, человеческого отношения к своему материалу не знают науки о природе.

     К изучению прошлого человека влечет чувство исторического интереса. Люди обязаны знать свое прошлое, во всей его полноте, во всех деталях. Это своего рода категорический императив, заставляющий ученого и просто любителя восстанавливать историческую правду. «Изучая предков узнаем самих себя, - говорил Ключевский, - без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться» [1, с.332]. Радость истории – знание правды. Любой исторический факт, лишенный мистификации, представляет позитивную ценность. Можно отрицательно относиться  к какому-либо событию, но знать его необходимо. Интерес к истории – это интерес к самому себе как части общественного целого.

     Устная народная традиция – гигантский аккумулятор культуры. На протяжении многих веков из поколения в поколение передаются предания, сказки, обогащаясь новыми вариантами или в неизменном виде, как их рассказывали предки. Передают, что археолог Шлиман, путешествуя по Итаке, родному острову Одиссея, встретил однажды мельника, прочитавшего ему отрывок из Гомера. Шлиман был восхищен тем, как простой человек превосходно знает Гомера. «А что такое Гомер?» - спросил мельник. «Разве ты его не читал?» - удивился Шлиман. «Я не умею ни читать, ни писать, как и все жители Итаки. То, что я тебе рассказал, я услышал от своего отца, а он  - от своего». Пример выразителен: пока жив народ, живет его творчество [2, с. 98].

     То или иное отношение к прошлому самым непосредственным образом отражается на идеологических системах настоящего. Воспоминание о нем в значительной мере определяют представления каждой эпохи о будущем. Так в общественном сознании утверждается представление о неразрывной связи времен, вследствие чего настоящее включается в общую историческую перспективу. Актуальность истории связана с тем, что актуально в настоящее время. На историческую традицию всегда накладывается груз социальных норм современности, от этого напрямую зависит интерпретация тех или иных исторических событий.

      Феномены человеческой истории по сути своей, по самой своей природе неисчерпаемо многозначны и поэтому их дефиниция неизбежно зависит от угла зрения, под которым они рассматриваются, от контекста, из которого их пытается вычленить наша мысль, равно как и от взглядов исследователей.

      Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

На уроках истории я стараюсь учить ребят не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.

      Необходимо воспитывать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязи, уникальных для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений.

     На мой взгляд, важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

      Я вырабатываю свою образовательную модель развивающего обучения, исходя из концепции исторического образования в реформируемой школе, когда на первое место ставится гуманизация истории.

      Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально-психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии являются важным элементом моего урока истории.

Библиографический список

  1. Ключевский В.О. Письма. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968 г
  2. Гулыга А.В. Эстетика истории М., 1974 г.
  3. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории М., 1989 г.
  4. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории СПб, 1997 г.
  5. Ковалев А.М. Человек – продукт природы и основа социума. Т.3 М., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему "Лицо"

Воспитание у детей бережного отношения к своему телу; закрепление знаний о строении лица; рассказать детям о роли слуха, зрения в жизни человека; способствовать развитию связной речи; активизиро...

Непосредственно образовательная деятельность в работе с детьми среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Вечерняя сказка».

воспитывать послушание, любовь к родителям; закреплять у детей знания о культурно-гигиенических навыках; о режимных процессах, развивать умение зашнуровывать ботинки; развивать выдержку и вниман...

Статья "Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира"

Целью статьи является выявление возможностей интеграции как средства в формировании целостного восприятия мира. Без интеграции в учебном процессе в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные ...

Интеграция математического образования как условие целостного восприятия мира

С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Поэтому все более необходимой становится идея интеграции среднего математического образования, на...

"Предметная интеграция как проводник к целостному восприятию мира"

предметная интеграция как проводник к целостному восприятию мира...

«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей и процессов, предс...

Урок-практикум "Формирование целостного восприятия мира через решение прикладных математических задач"

Примеры задач для формирования целостного восприятие мира, функциональной грамотности через решение прикладных математических задач в 8-9 классах...