«Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира».
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей и процессов, представляющих данную картину. Новые государственные стандарты общего образования предусматривают необходимость преодоления узкопредметного подхода в образовании и интеграцию предметов школьного курса. Проблема актуальна, поскольку не все школьники в процессе обучения видят взаимосвязь отдельных школьных предметов, а без нее нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_na_urokah_istorii_obshchestvoznaniya.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеграция на уроках истории, обществознания
как средство формирования целостного восприятия мира».
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей и процессов, представляющих данную картину. Новые государственные стандарты общего образования предусматривают необходимость преодоления узкопредметного подхода в образовании и интеграцию предметов школьного курса. Проблема актуальна, поскольку не все школьники в процессе обучения видят взаимосвязь отдельных школьных предметов, а без нее нельзя понять и полноценно изучить суть многих явлений природы и общества.
Само понятие «интеграция» широко используется в развитии современного общества. Буквальный смысл этого понятия (от латинского integration – восполнение, восстановление) – объединение, суммация определенных процессов, видов деятельности.
Отсюда следует, что под интеграцией в широком смысле слова понимают процесс становления целостности системы, понятия, предмета, объекта познания, достижения, истины. Интеграция относится к общенаучным категориям и заимствована педагогикой из философии.
В философии интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место в рамках уже сложившихся систем – в этом случае они ведут как к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов.
Различные аспекты проблемы интеграции наук, как основы разработки интегративного подхода к содержанию образования, рассмотрены в трудах таких выдающихся ученых, педагогов, психологов современности, как В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Ю.А. Самарин, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов, Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Н.А Менчинская и других.
Впервые интерес к проблеме интеграции возник еще в трудах Я.А. Коменского «Всё – и самое большое, и самое малое так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое».
Первоначально теория интеграции возникла как философская теория. Но, прежде чем стать теорией, т.е. системой обобщенных знаний, она прошла непростой путь. В истории человечества первоначальные знания, полученные в результате наблюдений природы и жизни общества, были эмпирическими. Это наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
Но наступило время, когда потребовалась систематизация всех накопленных столетиями знаний. Так возникла философия, объединяющая всю совокупность знаний о природе, обществе и о человеке на доступном ему уровне. Когда объем накопленных научных знаний стал выходить за привычные рамки, начался процесс «отпочкования» отдельных наук от философии, т.е. начался процесс дифференциации наук.
Понятие «интеграция» используется в различных областях науки и практики весьма часто. Довольно активно, ненадуманно вписывается оно в педагогику и психологию, особенно за последнее десятилетие. Приведем несколько примеров: интеграция языков; педагогические условия формирования интегративных нравственных качеств учащихся; интеграция – как стадия развития личности (приведение своей потребности в персонализации в соответствие с интересами и запросами социума, общности, группы); интеграция воспитательных задач; интегративных подход к воспитанию и обучению и т.д.
Возвращаясь к теме интеграции в преподавании предметов в школе, мы должны помнить, что учащиеся, заканчивая изучение нашего курса, должны применять знания по одному предмету при изучении других, например, истории и литературы, истории и географии, географии и биологии, экономики и экологии, экономики и информатики, истории и музыки и др. Чтобы предметная разобщенность не стала одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов.
В связи с этим уместно утверждение, что учащимся нужно периодически давать такие уроки, где бы они увидели взаимосвязь между различными учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной области облегчают понимание процессов, изучаемых в других областях. Такими должны стать те уроки, где процесс интеграции изучаемых предметов является естественным и увлекательным.
На протяжении ХХ столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребенком мира.
Интересные признаки интегративного процесса выделяет Ю.С. Тюнников:
- Интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных отдельных элементов.
- Интеграция связана с качественными и количественными преобразованиями взаимодействующих элементов.
- Интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу.
- Должны иметь место педагогическая целесообразность и относительная самостоятельность интегративного процесса.
Сегодня такие предметы, как история, география, литература, обществознание, философия, логика, правоведение, политология, а также предметы региональной компетенции и др., имеют свои точки соприкосновения.
На уроках истории и литературы целесообразно при изучении восстания Е.Пугачева, упомянуть сказку старой калмычки, рассказанную герою рассказа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина о диалоге орла и ворона, отметив тем самым мудрость калмыцких предков и закрепить знания по истории культуры калмыков.
Также уместно применение в интеграции уроков истории и литературы обзора трилогии В.Г. Яна при изучении монголо-татарского нашествия в истории древней Руси, «Войны и мира» Л.Н.Толстого, когда речь идет о войне 1812 года, об участии калмыков в этой войне. При изучении восстания декабристов и его последствий для Пушкина, уместно пояснить учащимся причину появления Пушкина в калмыцкой степи. Соответственно, и появления стихотворения – мадригала «Прощай, любезная калмычка».
Здесь прослеживается и воспитательная линия патриотизма, и осознание причастности к развитию мировой (всеобщей) истории, формирование абстракции и навыков проектно – исследовательской работы.
Интегрированные уроки позволяют рассмотреть учебные процессы или проблемы многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает урок интереснее, а знания ребят богаче, глубже. Данные уроки эффективны независимо от того, изучают ли учащиеся новый материал или обобщают уже пройденный, или то и другое вместе, готовят ли они заранее часть материала или вообще не знают о проведении такого урока.
Социальный заказ общества ориентирует современную среднюю школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы учащихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося.
Использование знаний, приобретенных на уроках информатики, также дает прекрасные результаты. Сегодня, использование информационных технологий в учебном процессе является жизненно важной необходимостью. В данном случае каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе, и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют более чётко осознать, для каких целей эти знания могут быть применены. Учащиеся, осознав взаимосвязь изученных исторических событий, социальных процессов, природных явлений, легко готовят презентации на основе полученных в процессе интегрированного урока знаний.
Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовно-нравственным ценностям. Человеческий фактор становится одной из проблем, стоящих перед психолого-педагогической наукой. Мы как бы возвращаемся к целостному восприятию мира, характерному для античности. Это, своего рода, Возрождение на современном этапе.
Таким образом, сегодня происходит синтез моделей обществоведческих, гуманитарных, естественных наук, так как решение любой серьезной проблемы, поиски выхода из экономических тупиков, из экологического кризиса, требует потенциала не отдельных наук, а всего их комплекса.
Многие исследователи считают, что в необычной ситуации интегрированных уроков учащиеся психологически более готовы к установлению межпредметных связей, что не всегда успешно удается на обычном уроке.
Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:
- во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Существуют уровни интеграции, призванные отразить сам процесс.
Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Таким образом, планируя деятельность интеграции, мы должны ответить на вопрос: Какие средства и формы обучения мы используем для интеграции знаний?
Любой школьный предмет уже сам по себе интегрален. Курс математики – это арифметика, алгебра и геометрия; обществознание – это право, политика и философия и т.д.
Можно выделить следующие дидактические основания введения в учебный процесс комплексных проблемных учебных занятий:
1) необходимость введения мировоззренческого содержания, дающего представление о комплексности значительной части проблем, с которыми сталкивается человечество и каждый человек;
2) необходимость введения содержания, отражающего интеграционные процессы в современной науке;
3) дидактическая целесообразность введения такого типа занятий регулируется принципом соответствия содержания образования общим принципам развития:
а) введение комплексных проблемных учебных занятий с целью создания первоначальной целостности на этапе введения нового материала; в этом случае постановка комплексного проблемного задания создаёт мотивацию для освоения, усвоения и присвоения данного фрагмента содержания;
б) введение комплексных проблемных уроков с целью создания новой целостности на основе соответствующих обобщенных категорий на этапе обобщения и применения усвоенных знаний.
Критерии и показатели результативности интегрированного подхода к обучению истории, обществознания и предметов региональной компетенции.
Наиболее близкий мне предмет «история» занимает особое интегративное место в общей системе знаний. Являясь обществоведческой наукой, история способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной картине мира. Но, опять же, только синхронизировав подачу материала по всем гуманитарным предметам и не только гуманитарным, можно создать такую картину.
Политическая и экономическая ситуация в России выдвигает необходимость постановки нового подхода к знакомству с историей - наукой, которая может и должна не только объяснить происходящие в меняющемся мире процессы и явления, но и дать необходимые данные для предсказания их дальнейшего развития.
Нынешним поколениям учащихся предстоит жить и трудиться в 21 веке. Именно им придется сохранять и приумножать общечеловеческие ценности: мир, свободу, здоровье человека и благоприятное состояние окружающей его среды. Поэтому интеграция предметов просто необходима. Мысленно совершая далекие путешествия с выдающимися землепроходцами и мореплавателями к неизведанным землям, осваивая новые территории и строя города, вместе со своими далекими предками учащиеся открывают для себя процесс становления и развития духовного мира человека на протяжении всего исторического периода. Они начинают задумываться над тем, что двигало людьми, стремящимися, преодолевая огромные трудности, познавать мир и созидать собственную культуру. Формируется чувство патриотизма. Можно проводить уроки-конференции, уроки-путешествия, постоянно совершенствовать методические приемы. Самое главное создать на таких уроках представление о взаимодействии природы и общества на протяжении всего исторического развития.
Итак, интеграция в обучении является важным средством повышения качества преподавания в школе, повышения познавательной активности учащихся, формирования целостного восприятия мира, систематизации знаний учащихся. По моему мнению, ее необходимо постоянно совершенствовать и развивать.
Много проблем у процесса интеграции, но он активно и должен постоянно осмысляться и корректироваться. Одна из проблем в этом плане - подготовка учителя в этом направлении, совершенствование его педагогического опыта. Конечно, при интегрированном подходе к процессу обучения учителя должны постоянно заниматься самообразованием, необходимы спецкурсы по культурологии, по изучению смежных дисциплин, выход за рамки узкопредметного подхода. Используя интеграцию на уроках, мы должны создать целостную картину мира у своих учеников, показать, что все явления в мире взаимосвязаны, помочь ими найти свое место в этом мире. К определенным мировоззренческим выводам и обобщениям учащиеся должны быть подведены в процессе изучения отдельных предметов.
Таким образом, на современном этапе образования от учителя требуется подача своего материала в связи с другими предметами и науками. Для этого необходимо постоянное самообразование и самосовершенствование. И здесь интеграция выступает как способ повышения творческого потенциала учителя.
Интегрирование как нельзя более соответствует цивилизованному подходу к изучению истории человечества, восстанавливает естественную взаимосвязь идей, событий судеб, имевших место в одной пространственно-временной реальности, но искусственно разделенных. В сознании ученика не укладывается тот факт, что Толстой и Лермонтов были одногодками, ровесниками, что молодой Лев Николаевич относился к тому поколению, о котором написана горькая «Дума» поэта.
Историки зачастую сталкиваются с тем, что дня учеников ничего не значат имена: Радищев, Фонвизин, Державин, ведь их жизнь и творчество - материал по литературе и русской истории, а выдающийся представитель русского просвещения И.А. Крылов так и остается для них лишь автором житейски мудрых басен. Интегрированные уроки формируют прочные хронологические и смысловые соответствия. У ребят складывается панорамное видение эпохи, охватывающее все стороны действительности. Поэтому учитель сам, прежде всего, должен видеть все события и явления во взаимосвязи и показывать в процессе своей деятельности учащимся. Конечно же, здесь на первый план выходит самосовершенствование и самообразование.
Учитель постоянно должен работать не только над повышением уровня своего образования, но и искать новые формы и методы работы. Придумывать новые виды уроков, искать возможности установлению параллелей с другими предметами и т. д.
Конечно, интегрированные уроки имеют ряд особенностей, сложностей, которые я уже рассматривала выше, но результат такой работы очень важен. Подготовка и проведение интегрированного урока сложный, но весьма увлекательный процесс.
В конечном счёте, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и его познающего, единства земли и космоса, единство вселенной.
Таким образом, интеграция - это способ развития творческого потенциала современного учителя, отличная площадка для подачи многоуровневых знаний посредством изучения причинно – следственных связей в развитии человеческого общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Применение ИКТ на уроках истории обществознания, как средство формирования ключевых компетентностей школьников и создание электронных учебных пособий».
Творческий отчёт по реализации темы по самообразованию....
Статья "Интеграция на уроках истории, обществознания как средство формирования целостного восприятия мира"
Целью статьи является выявление возможностей интеграции как средства в формировании целостного восприятия мира. Без интеграции в учебном процессе в настоящее время нельзя рассчитывать на качественные ...
Интеграция математического образования как условие целостного восприятия мира
С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Поэтому все более необходимой становится идея интеграции среднего математического образования, на...
"Предметная интеграция как проводник к целостному восприятию мира"
предметная интеграция как проводник к целостному восприятию мира...
Урок-практикум "Формирование целостного восприятия мира через решение прикладных математических задач"
Примеры задач для формирования целостного восприятие мира, функциональной грамотности через решение прикладных математических задач в 8-9 классах...
Формирование целостной картины мира на уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности
Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе научился учиться и имеет стрем...