Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса Тема: «Родственные слова».
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока для учащихся 1 класса
Тема: «Родственные слова».
Цель: практическое усвоение понятия «родственные слова»
Задачи:
1. развивать умение проводить дифференциацию родственных и неродственных слов; развивать умение находить родственные слова.
2.Развивать фонематические процессы, уточнять и расширять словарь детей; развивать и совершенствовать грамматический строй речи.
Оборудование: наглядный материал, карточки, раздаточный материал.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
-Какое сейчас время года?
-Какое сегодня число и какой месяц?
2. Объявление темы урока.
-Составьте слово из букв. (Школа.)
-Сегодня мы с вами будем учиться подбирать родственные слова и начнем мы их подбирать к слову школа.
3. Работа с родственными словами.
Учитель-логопед выставляет на доску карточку со словом школа.
-Как называют девочку, которая учится в школе? (Школьница.)
-Как называют мальчика, который учится в школе? (Школьник.)
-На уроках мы пишем мелом на чем? (На школьной доске.)
-Цветы у школы растут, на каком участке? (На пришкольном.)
-Как называют ребенка, который ходит в детский сад? (Дошколенок.)
(По мере выставления карточек на доску учащиеся записывают все слова в тетрадь, оформляя запись в виде «солнышка», для наглядного примера им выдаются карточки.)
-Скажите, что объединяет все эти слова? (Уточняется, что слова являются близкими по значению.)
-Что еще общего у этих слов? (Уточняется, что слова имеют общую часть-корень.)
-Во всех словах выделите корень.
-Кто скажет, что такое корень слова?
-Давайте уточним, какие слова являются родственными?
4.Отработка способа проверки безударных гласных в корне слова.
-Поставьте во всех словах ударение.
-Назовите слова, в которых ударение падает на гласную в корне слова.
-А есть слова с безударной гласной в корне слова? (Дошколёнок.)
-Как можно проверить эту безударную гласную?
5. Физминутка.
Игра с мячом. (Перекидывание мяча с подбором родственных слов к словам снег, лес.)
6 .Работа со словами близкими по значению, но не имеющими одинакового корня.
-Прочитайте слова, записанные на доске. (На доску выставляются карточки со словами корова-телёнок, овца-ягнёнок и т. д.)
-Являются эти слова близкими по значению?
-А имеют ли они одинаковый корень?
-Являются ли они родственными?
7. Работа с однокоренными словами, не являющимися родственными.
-Прочитайте слова, записанные на доске. (На доску выставляются карточки со словами гора- горе, рисовал-рисовый и т. д.)
-Эти слова имеют одинаковый корень? (Слова записываются и в них выделяются корни.)
- Являются ли эти слова близкими по значению?
-А являются ли они родственными?
8.Работа с деформированным предложением.
-Составьте предложение из слов, данных на доске.
-Запишите получившееся предложение в тетрадь.
-Найдите в предложении родственные слова и докажите, что они являются
родственными.
9.Домашнее задание.
-Выполните задание по карточкам.
10.Итог урока.
-С какими словами мы сегодня познакомились?
-Какие слова являются родственными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно- развивающих логопедических занятиях с учащимися с нарушениями чтения
Чтение остаётся основным способом получения новых знаний. Но не все дети в необходимой степени овладевают этим навыком. Дислексические нарушения поддаются коррекции.Конспект занятия. 2 класс. Тема: "С...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"
Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...
Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия.
Цель занятия: коррекция агрессивных проявлений у детей.Задачи занятия:- создание в группе доверительной обстановки;- тренировка умения выражать свои эмоции в мимике, пантомимике;- развитие навыков общ...
Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия по курсу "Лексика" по теме "Составление описательного рассказа о двух предметах в сравнении с использованием сенсорно-графического плана. Фрукты."
Цели: расширение словаря существительных, прилагательных, антонимов; закрепление навыка образования относительных прилагательных; развитие связной речи; обучение составлению описательного ра...
Программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащихся с ОВЗ
При составлении рабочей программы использованы системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенные авторами ведущих специалистов в области логопедии ...