Психолого-педагогический семинар на тему "Управление стрессом. Искусство равновенсия."
методическая разработка на тему

Удалова Эльвира Яковлевна

Семинар

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stress.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                В наши дни много говорят о стрессе. Каждый человек испытал его на себе.

                                     Что же такое стресс?

              Стресс в переводе  с английского обозначает напряжение, давление, нажим.

              Стресс - это такое состояние организма, когда он работает на пределе своих возможностей.

              Это состояние наступает в случае угрозы или опасности. Стрессы подстерегают нас на каждом шагу: кто-то наступил на ногу, кто-то сказал что-то недоброе, да и вообще пасмурная погода, а денег в ближайшее время не предвидится. Подобные мелкие неприятности, накапливаясь изо дня в день, дают в итоге хорошо развитый невроз. Вызывать стресс могут не только такие очевидные ситуации, как потеря работы, крупные долги, конфликты с начальством, но и достаточно радостные события: бракосочетание, отпуск, семейное торжество.

          Стресс – реакция развивается не только на негативные воздействия, но и на позитивные, если они только  существенно меняют ситуацию для организма. Независимо от того, радуетесь ли вы неожиданной премии или, наоборот, расстроены штрафом на большую сумму, на физиологическом уровне начальная реакция на оба эти события будет  одинаковой. Для организма не важно, плохо это или хорошо. Поэтому подразделяют два вида стресса: эустресс и дистресс.

         Эустресс – это стресс, вызванный положительными эмоциями и несильный стресс, мобилизующий  организм.

        Дистресс – это негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справится. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

       Итак, стресс – это нервное напряжение.  И несущественно приятен стрессор или неприятен.  Его стрессорный эффект зависит от интенсивности требований организма.

       Стресса избежать невозможно, да и не следует этого делать.

       В обиходной речи, когда говорят, что человек испытывает стресс, обычно имеют в виду «чрезмерный стресс». Аналогично выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, т. е. жар.

 А обычная температура – неотъемлемое свойство жизни.

            Так и стресс.

         Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс. Сердце перекачивает кровь, кишечник переваривает пищу, дыхательные мышцы обеспечивают движение грудной клетки. Даже мозг полностью не отключается, т. к. человек видит сны.

       Полная свобода от стресса означает смерть. Уровень стресса наиболее низок в минуты равнодушия,  избыточное  раздражение сопровождается возрастанием стресса.

     Вопреки расхожему мнению мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. Мы просто должны правильно справляться с ним. И даже использовать его.

            Большая способность к приспособлению, или адаптация, - вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это основа сопротивления стрессу.

              Есть 2 способа выживания: борьба и адаптация. Но чаще всего адаптация оказывается вернее ведущей к успеху. Наиболее грубая форма адаптации – взаимное безразличие, которое допускает сосуществование, но не сотрудничество. Безразличие способно предотвратить войну, но не способно дать никакого положительного выигрыша.

           Источником стресса являются прежде всего межличностные отношения. Почему? Потому что мы руководствуемся больше эмоциями, чем надежными логическими решениями. Именно эмоция заставляет человека жертвовать жизнью, жениться по любви, совершать садистские преступления или вступать в секту. Если человек и пользуется логикой, то лишь задним числом, чтобы оправдать содеянное.

        Стресс, вызванный необходимостью уживаться друг с другом, - главная причина дистресса.

        Существует стереотипная модель ответа на стресс независимо от его причины.  Исход зависит от наших реакций на стрессор. Нужно осуществить разумный выбор: или принять брошенный вызов и оказать сопротивление, или уступить и покориться, т. е. не сопротивляться и терпеть.

      Итак, в межличностных отношениях каждый человек может и должен быть своим собственным врачом.

        Трудно сдержать мстительную вспышку в ответ на противозаконное насилие, т. к. очень хочется доказать обидчику пагубность нападения. Когда мы наказываем непослушного ребенка, мы невольно приближаемся к мести, т. е. мы хотим создать страх перед возмездием. К сожалению, часто трудно провести границу между вдумчивым воспитанием с помощью наказаний и бессмысленной жаждой мести. Педагоги не всегда улавливают это.

          Но мы, и именно мы – педагоги, должны подсказывать детям, какие виды поведения скорее всего принесут ему поощрение или наказание. Нужно избегать даже самых мягких форм бессмысленного мщения, т. к. это вызовет еще более сильную ответную жестокость.

                   Стресс - это аромат и вкус жизни. 

         Поскольку стресс связан с любой деятельностью, избежать его может только тот, кто ничего не делает. Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок?  Широко известно, что трудотерапия – лучший метод лечения некоторых душевных болезней, а постоянные упражнения мышц поддерживают бодрость и жизненный тонус.

          Продолжительный досуг вынужденного ухода в отставку или одиночного заключения  - даже если питание и жилье будут лучшими в мире – не очень привлекательный образ  жизни.

           Многим старым людям после выхода на пенсию невмоготу чувство собственной ненужности.

                В межличностных отношениях выигрывает тот, кто своими поступками и действиями возбуждает чувство дружбы, благодарности, доброжелательности и любви, а проигрывает тот, кто руководствуется чувством ненависти, жажды мести, враждебностью.

           Возбуждать  любовь к себе – вот конечная цель жизни. Устойчивое положение в обществе лучше всего обеспечивается возбуждением положительных чувств у максимального числа людей. Ведь ни у кого не возникнет желание вредить человеку,  которого он любит, уважает, к которому испытывает доверие или благодарность.

         

                 Будьте добрее, закрывайте глаза на темные стороны жизни и присматривайтесь ко всему светлому. Это просто необходимо вам для того, чтобы выжить!

 

               Каждый человек может научиться путем выполнения специальных упражнений концентрировать свою психику на состоянии покоя и релаксации (расслабленности) и превратит это умение в автоматизированный рефлекторный навык.

               Стрессоустойчивость – способность человека адекватно переносить напряженную или нестандартную ситуацию, не погружаясь в состояние стресса.

   Упражнение «Отрезаем проблему»

     Нарисовать справа от себя на листе бумаги в виде клубка запутанных ниток.

      Слева нарисовать себя.

      Затем взять ножницы и отрезать ту часть рисунка, где изображена проблема. Это действие поможет нашему мозгу легко распутать создавшуюся проблему.

     Наши мысли, выраженные в письменном виде, есть не что иное как наши голограммы. Следовательно их можно уничтожить, т. е. освободиться от негативной энергии, от негативных мыслей и эмоций.

Упражнение «Отрезаем проблему»

     Нарисовать справа от себя на листе бумаги в виде клубка запутанных ниток.

      Слева нарисовать себя.

      Затем взять ножницы и отрезать ту часть рисунка, где изображена проблема. Это действие поможет нашему мозгу легко распутать создавшуюся проблему.

     Наши мысли, выраженные в письменном виде, есть не что иное как наши голограммы. Следовательно их можно уничтожить, т. е. освободиться от негативной энергии, от негативных мыслей и эмоций.

Основные принципы борьбы со стрессом

Научиться по - новому смотреть на жизнь.

Быть оптимистом.

Регулярно заниматься физическими упражнениями.

Стремиться к разумной организованности.

Учиться говорить «Нет».

Учиться радоваться жизни.

Не быть максималистом.

Не концентрироваться на себе.

Не копаться в своем прошлом.

Правильно питаться, высыпаться, не злоупотреблять алкоголем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - "круглый стол": «Психолого-педагогические и технологические аспекты личностно ориентированного обучения».

Главная задача педагогов, исповедающих личностно ориентированное обучение, - содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к сво...

Психолого-педагогическое занятие для выпускников " Как справиться со стрессом на экзамене? "

Подготовка к экзаменам и сам процесс их прохождения – это, несомненно, определенный стресс для выпускников. Известно, что стрессы могут оказывать положительное, мобилизующее влияние на деятельность, н...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...

Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»

Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...