Районный психолого-педагогический семинар на тему: "Самооценка"
методическая разработка (5 класс) по теме
Адаптационный период 5-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Районный психолого-педагогический семинар на тему: "Самооценка" | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ "СОШ №5" г. Валуйки
Районный психолого-педагогический семинар на тему: |
«Самооценка». |
Педагог – психолог: Алимова О.Н. |
|
18.10.2013 |
Занятие на тему: «Самооценка».
Цель: дать понятие о самоценности человеческого «Я»; развитие навыков самоанализа и самооценки; коррекция завышенной и заниженной самооценки; закрепление навыков группового взаимодействия.
Оборудование: ручки, тетради, цветные карандаши, альбомные листы, полоски разного цвета, магнитофон, цветок-свеча.
Ход занятия.
- Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня наша работа будет посвящена самооценке. Я надеюсь, что вам будет интересно, так как знания и опыт, полученные в результате нашего психологического часа, помогут вам лучше узнать себя, понять других. (Слайд 1)
-Сейчас вы мне поможете узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу. Для этого выполним игровое упражнение «Ручки».
-По моей команде на счет три вы выбрасываете руки определённым способом: скрещиваете руки на груди - нежелание работать, ладони – вы готовы к работе.
-Итак, вы готовы к работе, спасибо, вы помогли мне знать ваш настрой на сегодняшнюю работу!
(Слайд 2)
-Представьте, что вы мамино ожерелье, которое состоит из бусинок. Каждый из вас красивая бусинка. Бусинки переливаются разными цветами. Давайте встанем из-за парт и возьмёмся за руки (в круг). Ожерелье крутится вокруг маминой шеи.
(Дети кружатся по кругу в одну сторону, потом в другую.)
-Но вот ниточка порвалась, и ожерелье рассыпалось.
(Все дети хаотично перемещаются.)
-Давайте выберем ювелира, кто им хочет стать?
(Выбирается ювелир. Он собирает ожерелье: берет за руку одного человека, тот берет за руку другого и т.д.)
-Вот и собрали мамино ожерелье, давайте полюбуемся им.
-А теперь, пожалуйста, сядьте на свои места.
- Основная часть.
А) Упражнение «Цвет настроения».
-Ребята, в мире столько много разнообразных цветов, каждое время года, месяц, день и миг нашей жизни окрашен своими цветами. Скажите мне, пожалуйста, какое настроение у вас?
(Дети поднимают полоски разного цвета.)
-Какие разные у вас настроения, но есть и часто повторяющие цвета.
-Как вы думаете, какое настроение передают эти цвета?
(Слайд 3)
(Желтый – работоспособность, зелёный – спокойствие, синий – устремленность в работе, красный – желание узнать что-то новое.)
-Ребята – это и есть наше настроение.
Б) Методика «Самооценка».
-На этой замечательной ноте мы продолжим занятие.
-На протяжении двух месяцев мы с вами много работали, а так же проводили тест на самооценку в начале сентября.
-Ребята, а что же такое самооценка? (Ответы детей. Это то, как человек себя оценивает.)
(Слайд 4)
Самооценка – это оценка собственных качеств, достоинств и недостатков (Слайд 4).
-А теперь давайте вспомним, как раскрывается это понятие в психологии.
-Что такое адекватная самооценка? (Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как положительные, так и отрицательные качества).
(Слайд 4)
-Что такое низкая самооценка? (Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счёт замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам).
(Слайд 4)
-Что такое высокая самооценка? (Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», не признает своих ошибок и чужую правоту).
-Сейчас каждый из вас определит свою самооценку. На столах лежат у вас бланки, на которых изображено в ряд 8 кружков.
(Слайд 5)
-Послушайте задание.
Задание: Впишите в один кружок букву «Я».
-Ребята, вы сами обработаете тест и определите самооценку.
Ключ: чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка.
ВЫВОД:
-Из этого упражнения вы можете сделать вывод о своей самооценке и определить направление работы и корректировать её.
-А теперь, давайте вспомним, какая самооценка была у вас вначале года в сентябре.
(Слайд 6)
-Переверните ваши бланки, на которых вы работали, вспомните результаты первичного тестирования.
-Давайте сравним с результатом сегодняшнего тестирования.
-У скольких человек самооценка изменилась в лучшую сторону, поднимите красные полоски?
-У скольких она осталась прежней?
- У скольких человек самооценка изменилась в худшую сторону, поднимите красные полоски?
-Ребята, а где вам может пригодиться самооценка? (При общении в коллективе, в жизни.)
-А у вас сплоченный коллектив? Мы сейчас проверим?
-Я вам предлагаю узнать, насколько ваш коллектив сплочен.
-Выполним с вами мини-тест.
(Слайд 7)
ЗАДАНИЕ: Перед вами 3-и картинки. Вы должны выбрать одну из них.
Горящий факел – синяя полоска;
Куча песка – желтая полоска;
Алый парус – красная полоска.
-Поднимите полоски.
-Ребята, если вы выбрали горящий факел – это значит, что в коллективе есть тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
-Если вы выбрали алый парус – это говорит, что коллектив сплочён, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не хватает мужества признать свои ошибки.
-А если вы выбрали кучу песка – этому коллективу не хватает сплочённости, нет желания идти навстречу друг другу.
ВЫВОД: Ребята, я вижу, что у вас уже сформировался настоящий коллектив.
-Как вы понимаете слова настоящий коллектив?
(Настоящий коллектив – это, тот, где бескорыстно приходят на помощь все, чтобы принести пользу людям; это единая воля, отличное взаимопонимание, сотрудничество, ответственность не только за себя, но и за весь коллектив.)
(Слайд 8)
В) Сказкотерапия «Конфеты» (коррекция).
-А сейчас послушайте, пожалуйста, сказочную историю про конфеты. И в конце сказки вы ответите на вопрос: «У какого героя, по вашему мнению, была завышенная самооценка? Какие в связи с этим у героя возникали проблемы? Можно ли исправить героиню?».
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
(Возникали проблемы в общении. Никого не слышала. Пренебрежительное отношение к другим героям, неуважительного отношения к ним, нетерпимости к чужому мнению, оскорбление высокомерием других героев и зазнайством.
Научиться слышать других героев, уважать мнение других, любить себя – значит признавать право на любовь других людей к себе.)
(ИНСЦЕНИРОВАННАЯ СКАЗКА приложение 1)
(Слайд 9)
Г) Дыхательная гимнастика.
-Мы с вами хорошо поработали. Давайте проведем звуковую гимнастику.
-Еще в древних китайских трактатах о здоровье говорилось, что каждый звук имеет значение. Звук «Ч» снимает тревогу, врачует душевные переживания и даже излечивает бессонницу.
-Звук «Я» гармонизирует работу всего организма и даже избавляет от боли.
ЗАДАНИЕ:
-Вдох через нос и на выдохе произносим звук «Ч», «Я». (Повторяем упражнение несколько раз.)
-Молодцы!
(Слайд 10)
Д) Упражнение «Ладошки».
Звучит релаксационная музыка.
-Сейчас на альбомном листе каждый обводит свою ладонь и пишет на ладони имя цветным карандашом, тем цветом, который нравится. Затем меняетесь листами с соседом. Каждый (сосед) должен написать в пальчиках то качество, которое привлекает вас в этом человеке, т.е. то, которое нравится. После окончания работы меняетесь листами (возвращаете хозяину).
(Уч-ся коллективно зачитывают качества, написанные одноклассниками, и обсуждают.)
-Приятно ли было читать положительные качества?
-Что нового узнали о себе?
-О каком своём качестве вы не знали?
- Завершение.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
-Могут ли вам пригодиться полученные сегодня знания?
-Какое качество есть у каждого человека? (Самооценка.)
-Можно ли корректировать свою самооценку?
(Работать над собой: научиться слышать людей, уважать мнение других, любить себя – значит признавать право на любовь других людей к себе, верить в себя и свой успех.)
Зажигается цветок. Звучит музыка.
(Слайд 10)
-Ребята, мы хорошо поработали. Давайте будем передавать прекрасный цветок друг другу и говорить теплые пожелания.
-Цветок вернулся ко мне.
-Я желаю вам здоровья, счастья, уверенности, хороших отметок, веселого настроения, оптимизма, дружелюбия, улыбок.
-Наше занятие закончим упражнением «Накопительные аплодисменты».
-Спасибо за работу! Мне очень приятно с вами было общаться!
Приложение 1
Сказка «Конфеты».
В одной хрустальной вазочке жили – были конфеты: Карамелька в простеньком невзрачном платьице, фруктовая Мармеладка в платье из сахарной пудры, соевый Батончик в полосатом комбинезончике, а украшала вазу, бесспорно, шикарная, ну просто Супер-конфета в чудесном ярком наряде с блестками от знаменитого кутюрье. Эта Супер-конфета строила из себя невесть что, хвасталась своим знатным происхождением.
Она говорила, вскинув голову:
- Мне нет здесь равных! Вы все из обычного сахара, только я сделана из настоящего шоколада!
Когда другие конфеты пытались унять её хвастовство, шоколадная красавица не унималась!
- Посмотрите на себя! У Батончика и Карамельки платья не модные, а у Мармеладки – самое дешевое!
Хоть и кичилась шоколадная красавица своим знатным происхождением, модными и красивыми нарядами, а судьба то всех ждала одна – быть съеденными рано или поздно. Вопрос только в том, когда, когда и кем.
Наконец представился случай испытать судьбу. К Белочке, хозяйке хрустальной вазы, пришли гости: Лисичка, Медвежонок и Ёжик. Белочка принялась угощать гостей конфетами.
Лисичка:
- Я выберу Мармеладку, потому что больше всего люблю именно такие конфеты.
Ёжик:
- У меня на шоколад аллергия, я выберу Карамельку.
Медвежонок:
- А я слежу за фигурой, боюсь поправиться, возьму лучше соевый Батончик.
Шоколадная красавица лежала на дне вазы и вздыхала. Почему? Почему не выбрали её? Она досталась хозяйке хрустальной вазы. Белочка осторожно развернула её, но что это? Под шикарной одеждой скрывался обыкновенный кусок пластилина грязно-серого цвета. Может быть, что-то на кондитерской фабрике перепутали, а может кто-то хотел подшутить над Белочкой и её друзьями. Неизвестно. Но в этот день Белочка и её гости поняли, что не всегда за прекрасной, шикарной, модной одеждой, скрывается такая замечательная душа. Недаром говорится: «Не всё золото, что блестит».
мальчик
В одной хрустальной вазочке жили – были конфеты: Карамелька в простеньком невзрачном платьице, фруктовая Мармеладка в платье из сахарной пудры, соевый Батончик в полосатом комбинезончике, а украшала вазу, бесспорно, шикарная, ну просто Супер-конфета в чудесном ярком наряде с блестками от знаменитого кутюрье. Эта Супер-конфета строила из себя невесть что, хвасталась своим знатным происхождением.
Она говорила, вскинув голову:
Когда другие конфеты пытались унять её хвастовство, шоколадная красавица не унималась!
Хоть и кичилась шоколадная красавица своим знатным происхождением, модными и красивыми нарядами, а судьба то всех ждала одна – быть съеденными рано или поздно. Вопрос только в том, когда, когда и кем.
ведущий
Наконец представился случай испытать судьбу. К Белочке, хозяйке хрустальной вазы, пришли гости: Лисичка, Медвежонок и Ёжик. Белочка принялась угощать гостей конфетами.
Лисичка:
Ёжик:
Медвежонок:
Шоколадная красавица лежала на дне вазы и вздыхала. Почему? (Слова Алины) Почему не выбрали её? Она досталась хозяйке хрустальной вазы. Белочка осторожно развернула её, но что это? Под шикарной одеждой скрывался обыкновенный кусок пластилина грязно-серого цвета. Может быть, что-то на кондитерской фабрике перепутали, а может кто-то хотел подшутить над Белочкой и её друзьями. Неизвестно. Но в этот день Белочка и её гости поняли, что не всегда за прекрасной, шикарной, модной одеждой, скрывается такая замечательная душа. Недаром говорится: «Не всё золото, что блестит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся "на контроле" МБОУ СОШ п.Солидарность Елецкого муниципального района
Модель психолого-педагогического сопровождения "обучающихся на контроле"...
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельно...
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения системы образования Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район».
Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения начала свою работу в системе образования муниципального района с 1991 года. В результате целенаправленной и активной деятельности по...
Районный психолого-педагогический семинар: «Строим дом своего здоровья».
Групповая дискуссия....
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»
Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...
Презентация моего выступления на семинаре «Ресурсный центр как императив психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников»
Семинар«Образовательная реабилитация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»Семинар проводился в рамках реализации Форума педагогических работников «Инклюзивное образован...