Психолого-педагогическое занятие для выпускников " Как справиться со стрессом на экзамене? "
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
Подготовка к экзаменам и сам процесс их прохождения – это, несомненно, определенный стресс для выпускников. Известно, что стрессы могут оказывать положительное, мобилизующее влияние на деятельность, но чаще - отрицательное, вплоть до ее полной дезорганизации. Частые и длительные стрессы негативно сказываются как на психологическом, так и физическом состоянии человека. Представленное психолого-педагогическое занятие направлено на оптимизацию деятельности, снижение уровня тревожности и включает комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса посредством групповой дискуссии, элементов аутотренинга и ролевого моделирования.
Данная разработка может быть полезна как педагогу–психологу, так и классному руководителю выпускного класса, осуществляющему педагогическую поддержку своих воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shtalbaum_t.a_psikhologo-pedagogicheskoe_zanyatie.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Штальбаум Татьяна Александровна,
учитель английского языка, педагог-психолог МБОУ «ООШ № 7»
г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области
Подготовка к экзаменам и сам процесс их прохождения – это, несомненно, определенный стресс для выпускников. Известно, что стрессы могут оказывать положительное, мобилизующее влияние на деятельность, но чаще - отрицательное, вплоть до ее полной дезорганизации. Частые и длительные стрессы негативно сказываются как на психологическом, так и физическом состоянии человека. Представленное психолого-педагогическое занятие направлено на оптимизацию деятельности, снижение уровня тревожности и включает комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса посредством групповой дискуссии, элементов аутотренинга и ролевого моделирования.
Данная разработка может быть полезна как педагогу–психологу, так и классному руководителю выпускного класса, осуществляющему педагогическую поддержку своих воспитанников.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
«КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ НА ЭКЗАМЕНЕ?»
2014
Пояснительная записка
Стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Первоначально это понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Выделяют физиологический стресс (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т.д.) и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении многих заболеваний, в т.ч. сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ЕГЭ или ОГЭ являются психолого-педагогические занятия, которые по форме совмещают в себе элементы тренинга и классного часа. Основное содержание занятий направлено не на усвоение определенной информации, а на ее проживание, освоение собственного способа деятельности. При этом целесообразно использование таких методов работы как групповая дискуссия, элементы аутотренинга, ролевое моделирование.
Занятие «Как справиться со стрессом на экзамене?» в выпускном классе длится 40 минут и может быть проведено как классным руководителем так и педагогом-психологом. Оно включает три блока:
- информационный (получение необходимых сведений, знаний);
- эмоциональный (актуализация своих чувств);
- поведенческий (отработка желаемого поведения).
Проект занятия
«Как справиться со стрессом на экзамене?»
Цель: познакомить обучающихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Необходимые материалы: мягкая игрушка.
- Разогрев. «Самое трудное»
Ведущий показывает ребятам игрушку и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается эта игрушка, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене – это…» и бросить игрушку любому другому человеку. Нельзя бросать игрушку одному и тому же человеку больше одного раза.
- Презентация темы.
Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют простые психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.
- Информирование.
Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Мы познакомимся с некоторыми из них.
Простой, но очень эффективный способ - аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
Правила составления формулы аутотренинга:
- Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
- Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».
Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен»
Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.
Наконец, справиться с тревогой помогает медитация. Конечно, мы не буддийские монахи и на таком уровне медитировать не будем. По сути, медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.
- Проигрывание.
(Лучше всего проводить упражнения непосредственно после рассказа о той или иной технике.)
Предложите ребятам составить формулы аутотренинга для себя. Попросите желающих прочитать составленные ими формулы.
«Состояние тревоги и покоя». (Это упражнение можно провести перед тем, как рассказывать о релаксации). Предложите участникам закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в ситуации тревоги. Затем предложите вспомнить ситуацию, в которой они чувствуют себя уверенно, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.
По завершении этого упражнения обсудите его результаты и составьте «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Обратите особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие – расслабленностью.
- Упражнения на релаксацию.
«Мышечная релаксация». Наиболее простой способ - расслабление рук. Попросите участников принять удобное положение, положить руки на колени или на стол и закрыть глаза. Предложите им сосредоточить внимание на руках. Пусть дети ощутят тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.
«Дыхательная релаксация». Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Предложите детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.
«Медитация на предмет». Попросите участников выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положите его перед собой. Предложите им попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.
По завершении релаксационных упражнений спросите у детей, как меняется их состояние.
- Рефлексия.
Спросите детей, какой способ снятия тревоги показался им наиболее подходящим лично для них. Предложите им записать наиболее подходящий для них способ снятия напряжения.
Методические рекомендации: во время занятия очень важно создать особую спокойную атмосферу. Желательно, чтобы и сам ведущий был уравновешен и сдержан.
При обсуждении формул особое внимание уделите удачным находкам.
Объясните участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.
Слайд-презентация прилагается.
Список литературы
- Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебное пособие /Р.С. Немов.- М.:Владос, 2003. С. 435-452.
- Пекелис, В.Д. Как найти себя: Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше [Текст]: /В.Д. Пекелис.- М.: Дет.лит., 1988. – 351с.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] /Е.И. Рогов.- М.:Владос, 1995. – 478с.
- Чибисова, М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка[Текст ] /М.Ю. Чибисова. – М.: Генезис, 2004. – 127 с.
- Шабарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шабарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. – Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 808 с.
Штальбаум Т.А. Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая и предметная подготовка выпускников к ЕГЭ
Из опыта работы...
Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.
Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....
Цикл занятий по психолого-педагогического сопровождения для выпускников в период подготовки к ГИА
Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.Занятия данно...
Тренинговое занятие "Как справиться со стрессом во время экзамена"
Сценарий занятия для обучающихся 9, 11 классов...
Психолого-педагогическая подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС. Разработка сценария родительского собрания для выпускников.
Данный материал предназначен для выпускников 9 и 11 классов и их родителей!!!...