Психолого-педагогическое занятие для выпускников " Как справиться со стрессом на экзамене? "
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Штальбаум Татьяна Александровна

Подготовка к экзаменам и сам процесс их прохождения – это, несомненно, определенный стресс для выпускников. Известно, что стрессы могут оказывать положительное, мобилизующее влияние на деятельность, но чаще - отрицательное, вплоть до ее полной дезорганизации. Частые и длительные стрессы негативно сказываются как на психологическом, так и физическом состоянии человека. Представленное психолого-педагогическое занятие направлено на оптимизацию деятельности, снижение уровня тревожности и включает комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса посредством групповой дискуссии, элементов аутотренинга и ролевого моделирования.

Данная разработка может быть полезна как педагогу–психологу, так и классному руководителю выпускного класса, осуществляющему педагогическую поддержку своих воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shtalbaum_t.a_psikhologo-pedagogicheskoe_zanyatie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Штальбаум Татьяна Александровна,

учитель английского языка, педагог-психолог МБОУ «ООШ № 7»

 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области

Подготовка к экзаменам и сам процесс их прохождения – это, несомненно, определенный стресс для выпускников. Известно, что стрессы могут оказывать положительное, мобилизующее влияние на деятельность, но чаще - отрицательное, вплоть до ее полной дезорганизации. Частые и длительные стрессы негативно сказываются как на психологическом, так и физическом состоянии человека. Представленное психолого-педагогическое занятие направлено на оптимизацию деятельности, снижение уровня тревожности и включает комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса посредством групповой дискуссии, элементов аутотренинга и ролевого моделирования.

Данная разработка может быть полезна как педагогу–психологу, так и классному руководителю выпускного класса, осуществляющему педагогическую поддержку своих воспитанников.

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

«КАК СПРАВИТЬСЯ СО СТРЕССОМ НА ЭКЗАМЕНЕ?»

2014


Пояснительная записка

Стресс (от англ. Stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Первоначально это понятие возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Выделяют физиологический стресс (чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания и т.д.)  и психологический стресс. Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.  Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние  на деятельность (дистресс), вплоть до ее полной дезорганизации. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении многих заболеваний, в т.ч. сердечно-сосудистых и заболеваний желудочно-кишечного тракта. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ЕГЭ или ОГЭ  являются психолого-педагогические занятия, которые по форме совмещают в себе элементы тренинга и классного часа. Основное содержание занятий направлено не на усвоение определенной информации, а на ее проживание, освоение собственного способа деятельности. При этом целесообразно использование таких методов работы как групповая дискуссия, элементы аутотренинга, ролевое моделирование.

Занятие «Как справиться со стрессом на экзамене?» в выпускном классе длится 40 минут и  может быть проведено как классным руководителем так  и педагогом-психологом. Оно включает три блока:

- информационный (получение необходимых сведений, знаний);

- эмоциональный (актуализация своих чувств);

- поведенческий (отработка желаемого поведения).

Проект занятия

«Как справиться со стрессом на экзамене?»

Цель: познакомить обучающихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Необходимые материалы: мягкая игрушка.

  1. Разогрев. «Самое трудное»

Ведущий показывает ребятам игрушку и предлагает следующее задание: «Тот, у кого в руках оказывается эта игрушка, должен продолжить фразу «Самое трудное на экзамене – это…» и бросить игрушку любому другому человеку. Нельзя бросать игрушку одному и тому же человеку больше одного раза.

  1. Презентация темы.

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют простые психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.  

  1. Информирование.

Существуют различные способы справиться со своей тревогой. Мы познакомимся с некоторыми из них.

Простой, но очень эффективный способ  - аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Правила составления формулы аутотренинга:

  1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
  2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Нельзя употреблять слова типа «пытаться», «стараться».

Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен»

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Наконец, справиться с тревогой помогает медитация. Конечно, мы не буддийские монахи и на таком уровне медитировать не будем. По сути, медитация – это состояние глубокого сосредоточения на одном объекте. Такое состояние позволяет обрести душевный покой и равновесие.

  1. Проигрывание.

(Лучше всего проводить упражнения непосредственно после рассказа о той или иной технике.)

Предложите ребятам составить формулы аутотренинга для себя. Попросите желающих прочитать составленные ими формулы.

«Состояние тревоги и покоя». (Это упражнение можно провести перед тем, как рассказывать о релаксации). Предложите участникам закрыть глаза и как можно лучше вспомнить или представить ситуацию, которая вызывает у них тревогу или волнение. Необходимо обратить внимание на то, что происходит с физическим самочувствием, как дети ощущают себя в ситуации тревоги. Затем предложите вспомнить ситуацию, в которой они чувствуют себя уверенно, и снова обратить внимание на физическое самочувствие.

По завершении этого упражнения обсудите его результаты и составьте «портрет тревоги» и «портрет спокойствия». Обратите особое внимание на то, что тревога сопровождается напряжением, а спокойствие – расслабленностью.

  1. Упражнения на релаксацию.  

«Мышечная релаксация». Наиболее простой способ - расслабление рук. Попросите участников принять удобное положение, положить руки на колени или на стол и закрыть глаза. Предложите им сосредоточить внимание на руках. Пусть дети ощутят тепло своих рук, их мягкость. Если в руках есть напряжение, просто позвольте ему быть. О том, что достигнуто полное расслабление, можно судить, если руки теплеют и становятся тяжелыми.

«Дыхательная релаксация». Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Предложите детям принять удобную позу, закрыть глаза и сосредоточиться на дыхании. На четыре счета делается вдох, на четыре счета – выдох.

«Медитация на предмет». Попросите участников выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.) и положите его перед собой. Предложите им попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли.

По завершении релаксационных упражнений спросите у детей, как меняется их состояние.

  1. Рефлексия.

Спросите детей, какой способ снятия тревоги показался им наиболее подходящим лично для них. Предложите им записать наиболее подходящий для них способ снятия напряжения.

Методические рекомендации: во время занятия очень важно создать особую спокойную атмосферу. Желательно, чтобы и сам ведущий был уравновешен и сдержан.

При обсуждении формул особое внимание уделите удачным находкам.

Объясните участникам, что не существует единственно правильного способа справиться со стрессом, каждый должен выбрать то, что подходит лично ему.

Слайд-презентация прилагается.


Список литературы

  1. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебное пособие /Р.С. Немов.- М.:Владос, 2003. С. 435-452.
  2. Пекелис, В.Д.  Как найти себя: Энциклопедия в трех книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше [Текст]:  /В.Д. Пекелис.- М.: Дет.лит., 1988. – 351с.
  3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании  [Текст] /Е.И. Рогов.- М.:Владос, 1995. – 478с.
  4. Чибисова, М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка[Текст ] /М.Ю. Чибисова. – М.: Генезис, 2004. – 127 с.
  5. Шабарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] / В.Б. Шабарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. – Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 808 с.

Штальбаум Т.А.        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену. Путь к успеху.

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах....

Цикл занятий по психолого-педагогического сопровождения для выпускников в период подготовки к ГИА

Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.Занятия данно...

Тренинговое занятие "Как справиться со стрессом во время экзамена"

Сценарий занятия для обучающихся 9, 11 классов...