Семинар - "круглый стол": «Психолого-педагогические и технологические аспекты личностно ориентированного обучения».
учебно-методический материал по теме

Енгуразова Рамиля Ярулловна

Главная задача педагогов, исповедающих личностно ориентированное обучение, - содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к своей деятельности в обществе. Важно, чтобы ученик, сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала. В материале раскрывается сущность личностно ориентированного образования, дана психолого-дидактическая характеристика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – «круглый стол».

«Психолого-педагогические и технологические аспекты личностно ориентированного обучения»

Цель:

  1. проанализировать особенности традиционных и личностно ориентированных технологий обучения;
  2. сформировать у участников семинара представление о современной развивающей технологии обучения;
  3. разработать рекомендации по планированию и анализу личностно ориентированного урока, составлению разноуровневых заданий.

Вступительное слово.

Сущность личностно ориентированного образования включает (кроме знаний, умений и навыков) такие составляющие, как освоение опыта творческой деятельности и овладение опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям, которые дают личности возможность самосовершенствоваться, поддерживать взаимовыгодные отношения социальной средой, решать разнообразные проблемы жизни и деятельности.

Развивающее обучение учит «видеть» и формулировать проблему, анализировать факты, работать с различными пособиями, выдвигать гипотезы, осуществлять проверку правильности гипотезы, формулировать выводы.

Доклад по теме «Сущность педагогической технологии».

Говоря о современной дидактике, мы подразумеваем прежде всего такое направление в нынешней отечественной педагогике, как развивающее личностно ориентированное образование, реализующееся через различные технологии обучения.

В настоящее время понятие «технология» трактуется в дидактике по-разному. Н а практике это часто приводит к неумению учителей отличить технологию от метода, средств обучения, типа урока и т. д.

Итак, признаками педагогической технологии являются:

  1. концептуальность (опора на философские, психологические, педагогические идеи);
  2. алгоритмичность (последовательность действий, шагов, операций в процессе обучения);
  3. управляемость (возможность прогнозировать результат, при необходимости – корректировать, представлять составляющие алгоритм элементы с целью улучшения результата);
  4. эффективность (главный родовой признак любой технологии – получение гарантированного результата с оптимальными затратами (времени, усилий педагога);
  5. воспроизводимость (возможность широкого применения в педагогической практике, что в значительной мере обеспечивается алгоритмичностью, то есть возможностью повторения однотипных действий в определённой последовательности).

Любая методическая система направлена на решение следующих задач: чему учить? зачем учить? как учить?

Технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос: «Как учить?» с одним существенным уточнением: «Как учить результативно?»

Популярность личностно ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:  

1. Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.

2. Современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

3. Современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Развивающие технологии реализуют принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально–личностного отношения к обучению.

Традиционные технологии обучения – технологии, построенные на основе объяснительно–иллюстративного способа обучения. применяемые по традиции, по образцу. Личностно ориентированные технологии обучения – технологии, обеспечивающие учёт возможностей и способностей обучаемых, создающие необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Цель традиционной технологии обучения – информирование, просвещение учащихся, организация их репродуктивных действий с целью выработки общеучебных умений и навыков. Цель личностно ориентированной технологии – создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности учащихся, учёта и развития их индивидуальных особенностей. Основные признаки традиционных технологий – просвещение обучающихся (трансляция готового учебного содержания, изложение нового материала (монолог учителя), диалог между учащимися исключён, навыки общения специально не формируются; доминирование обучения над учением (три основные функции учителя: информирующая, контролирующая, оценивающая); единообразие в содержании и формах ученической деятельности; регламентированное исполнительство (ученик – объект воздействия учителя); превознесение внешних показателей (процент успеваемости, обеспеченность учебного процесса сопутствующими дидактическими атрибутами), при этом не акцентируется внимание на внутренних показателях, связанных с изменениями, происходящими в сознании школьника, с развитием его интеллектуальных способностей. Личностно ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов ребёнка, на развитие в нём уникальных личностных качеств, на становление и проявление его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира, стиля жизнедеятельности.

Идеи, принципы и психолого-педагогические основы личностно ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И. С. Якиманской, наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. Согласно этой концепции, каждый ученик – индивидуальность, которой учитель помогает реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения. В основе модели личностно ориентированного образования – научная психолого-педагогическая концепция, поэтому в ходе её реализации необходимо психолого-педагогическое сопровождение, участие, помощь и поддержка психолога.

Выступление психолога по теме «Психологические аспекты личностно ориентированного обучения»

Характерные черты

Методы

Психологические аспекты

  1. Замысел личностно ориентированного урока – создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Цели:
  1. формирование у учащихся системы научных знаний;
  2. оказание помощи в поиске и обретении индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
  3. содействие в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и самостроительства.
  1. Содержание личностно ориентированного урока избирается в соответствии с образовательной программой.
  2. Организация личностно ориентированного урока предполагает:
  1. проектирование характера учебного взаимодействия на основе учёта личностных особенностей учащихся;
  2. применение педагогических приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта школьника;
  3. использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  4. создание ситуаций успеха;
  5. стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора учебных заданий, форм и способов их выполнения;
  6. избрание приёмов и методов педагогической поддержки в качестве преобладающих способов организации деятельности учителя на уроке;
  7. использование учащимися таких речевых оборотов, как «Я полагаю, что…», «Мне кажется, что…», «По моему мнению…», «Я думаю, что…» и т. д.
  1. Педагогические условия актуализации субъектного опыта учащихся:
  1. осознание учителем важности и необходимости развития субъектных возможностей учеников, их жизненного опыта;
  2. теоретическая и методическая готовность педагога к проектированию и формированию ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта учащихся на различных стадиях освоения учебного материала;
  3. знание педагогом групповых и индивидуальных особенностей класса;
  4. готовность и способность школьника оперативно и умело применять собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности;
  5. сформированность благоприятного эмоционально-психологического климата в учебном сообществе детей и взрослых;
  6. использование педагогом специальных технологических приёмов и методов «вызова» ранее накопленных школьниками знаний, умений, навыков;
  7. создание ситуаций выбора на уроке.
  1. Оценочно-аналитический компонент:
  1. обогащённость субъектного опыта школьника культурными образцами человеческого опыта;
  2. сформированность учебной деятельности учащихся и индивидуального стиля познания;
  3. проявление самостоятельности, инициативы учащихся, их творческих способностей.




























диалог; игровые;

рефлексивные;

педагогической поддержки;

диагностические;

создание ситуаций выбора и успеха;

проблемные, творчекие

  1. Психологическая культура педагога.
  2. Значение целеполагания, контроля, самоконтроля.
  3. Значение мотивационной сферы, создание познавательного интереса на уроках.






Схема развития личности:

чувство – направленность – интересы – характер – способности.












  1. Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся.
  2. Значение эмоционально-волевой сферы учащихся.
  3. Стиль педагогической деятельности, педагогического общения.
  4. Знание педагогом групповых и индивидуальных особенностей класса.
  5. Знание условий, методов и приёмов формирования коллектива и создания в нём благоприятного психологического климата.
  6. Психология творческой деятельности.
  7. Саморазвитие педагога.

Выступление  по теме «Подготовка и проведение личностно ориентированного урока»

Этапы планирования и подготовки к занятию

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение триединой задачи урока на основе программы, методических пособий, учебника и дополнительной литературы

3. Отбор оптимального содержания учебного материала, разделение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке.

5. Формулирование учебных задач урока.

6. Разработка структуры урока, определение его типа и оптимальных методов и приёмов обучения.

7. Определение межпредметных связей и методов их использования на уроке.

8. Планирование всех действий учителя и учеников на всех этапах урока, особенно в нестандартных ситуациях.

9. Подбор дидактических средств урока (видеоматериала, картин, таблиц, карточек, схем и т. д.).

10. Проверка оборудования и технических средств обучения.

11. Планирование записей на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.

12. Определение оптимального объёма и форм самостоятельной работы учащихся на уроке.

13. Выбор приёмов и форм закрепления полученных знаний на уроке и дома, приёмов обобщения и систематизации знаний.

14. Составление списка учеников, знания, умения и навыки которых будут проверяться методами и формами, соответствующими уровню их сформированности.

15. Определение объёма и форм домашнего задания.

16. Продумывание форм итогов урока.

17. Запись плана урока в соответствии с требованиями к планированию.

Примерное содержание разделов поурочного плана

  1. Тема урока:
  1. дидактическая цель и задачи урока;
  2. тип, структура урока;
  3. общие методы, приёмы работы учеников;
  4. средства наглядности, источники информации, ТСО и т. д.
  1. Повторение опорных знаний:
  1. определение понятий, законов, которые надо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала;
  2. самостоятельная работа учащихся, (её объём, формы);
  3. способы развития интереса учащихся к предмету в целом и к конкретной теме;
  4. формы контроля класса, отдельных учащихся.
  1. Усвоение новых знаний:
  1. новые понятия, законы и способы их усвоения;
  2. определение познавательных учебных задач урока (что должны знать и усвоить ученики);
  3. самостоятельная работа и её содержание (дидактическое назначение);
  4. проблемные и информационные вопросы, варианты решения проблемы;
  5. варианты закрепления изученного материала.

4.  Формирование умений и навыков:

  1. конкретные умения и навыки для отработки;
  2. виды устных и письменных самостоятельных работ и     упражнений;
  3. способы «обратной» связи с учащимися;
  4. фамилии учащихся, которые будут опрошены.

5.  Домашнее задание:

  1. что повторить и приготовить к уроку;
  2. творческая самостоятельная работа;
  3. объём и время выполнения домашнего задания.

Подготовка учителя к уроку непосредственно перед звонком включает в себя:

  1. мысленное воспроизведение основных этапов урока;
  2. воспроизведение плана урока;
  3. стремление вызвать соответствующий эмоциональный настрой.

Выступление  по теме «Анализ личностно ориентированного урока»

Схема анализа личностно ориентированного урока

Мотивационно-ориентационный аспект

Содержательный аспект

Организационный аспект

Оценочно-результативный аспект

  1. Смог ли учитель обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке? Какие педагогические приёмы для этого были использованы?
  2.  Насколько точно и доходчиво разъяснены целевые ориентиры урока? Стали ли они личностно значимы для ученика?
  3.  Нацелена ли деятельность педагога на развитие индивидуальности учащихся, на формирование их способности к самопознанию?

1. Является ли отобранный учебный материал адекватным требованиям образовательной программы, цели, задачам и ведущим идеям урока?

2. Смог ли учитель правильно определить групповые и индивидуальные познавательные возможности учащихся, установить взаимосвязь учебного материала с субъектным опытом ребёнка? Насколько изучаемое является интересным и значимым для школьника?

3. Пытался ли учитель сформировать системное представление об изучаемом явлении или процессе, выявить в нём наиболее важное и характерное, обнаружить и установить внутрипредметные и межпредметные связи?

4. Очевидна ли практическая направленность учебного материала, его значение для формирования эмоционально-волевой сферы, ценностных отношений и творческих способностей школьника?

1. Какие педагогические приёмы использовались для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся?

2. Применялись ли диалоговые и полилоговые формы общения в ходе учебного процесса?

3. Стимулировал ли учитель учеников к коллективному и индивидуальному выбору вида задания и формы его выполнения?

4. Создавалась ли на уроке ситуация успеха для каждого учащегося?

5. Были ли созданы на уроке условия для проявления самостоятельности учащихся? Оптимальна ли мера помощи учителя?

6. Присущ ли домашним заданиям дифференцированный характер? Обладали ли ученики реальным правом выбора домашнего задания?

1. Стали ли предметом оценочных суждений учителя не только правильность ответа, но и его оригинальность, а также рациональность путей и способов выполнения учебного задания?

2. Способствовала ли оценочно-аналитическая деятельность учителя формированию положительной Я-концепции личности учащегося, выработке у ребёнка индивидуального стиля познания?

1. Учащимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы на уроке

  1. да;
  2. нет;
  3. частично

2. Задания предоставляются учащимся на выбор

  1. по содержанию;
  2. по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая

3. Характер заданий, предлагаемых учащимся

  1. репродуктивный;
  2. частично-поисковый;
  3. исследовательский;
  4. творческий

4. Формы общения, которые используются на уроке

  1. монолог;
  2. диалог;
  3. полилог

5. При введении нового понятия учитель предлагает ученикам дать свои версии его содержания

  1. да;
  2. нет;
  3. частично

6. При изучении новой темы учитель опирается на субъектный опыт учеников, обобщает его, систематизирует

  1. да;
  2. нет;
  3. частично

7. Домашнее задание предлагается ученикам на выбор

  1. по форме;
  2. по содержанию

8. Обсуждение с учащимися итогов урока

  1. что понравилось/не понравилось;
  2. что хотелось бы повторить;
  3. что хотелось бы изменить или от чего отказаться

9. Обсуждение наиболее рациональных способов работы

10. Беседа строится на уважительном отношении к мнению учеников

11. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания

Критерии отметки:

  1. уровень активности ученика на уроке;
  2. выбор самостоятельного способа работы

12. На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности

  1. фронтальные;
  2. парные;
  3. групповые;
  4. индивидуальные

Подведение итогов семинара.

Список литературы по проблеме семинара

1. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

3. Якиманская И. С. Личностно ориентированное образование в современной школе. – М., 1996.

4. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования. – М.: Сентябрь, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по теме " Личностно-ориентированное обучение.

Семинар по теме " Личностно-ориентированное обучение". Буклет.  Доклад. Визитка. Инструкционная карточка. Самоанализ урока. Технология личностно-ориентированного урока....

Базарова О.Л. Выступление на круглом столе городского этапа конкурса «Педагог года – 2012» Тема: Применение технологий личностно-ориентированного обучения на современном этапе.

В статье рассмотрены преимущества и трудности применения новых педагогических технологий сотрудничества, критического мышления, деятельностного метода и проектов в учебном процессе. Предлагаемая сводн...

Городской семинар "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"

Материалы к городскому семинару для социальных педагогов по теме: "Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми"....

Обучающий семинар для педагогов"Психолого-педагогические аспекты мотивации учения"

Данный материал рассматривает вопросы учебной мотивации,классификацию мотивов учения,особенности мотивации учения у школьников....

План - конспект круглого стола "Психолого - педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения".

В материале представлен план - конспект круглого стола с педагогам работающими с детьми, имеющими аутистические нарушения....

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Круглый стол «Психолого – педагогическая поддержка ученика в домашнем воспитании»

В каждом из нас живет три человека «Ребенок, родитель, взрослый». В жизненных ситуациях мы играем роли разные. В зависимости от ситуации мы можем быть или маленьким ребенком, ...