Сообщение на тему: «Совершенствование трудовых навыков учащихся с ОВЗ средствами обучения и воспитания».
статья (5, 6, 7 класс) по теме

Горина Марина Сергеевна

Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания детей с ОВЗ. Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки  к жизни в социуме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания детей с ОВЗ. Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки  к жизни в социуме. Школа  ставит перед собой ряд задач по обучению детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами. Работа по трудовому воспитанию включает: организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе; ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду; обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда; обучение уходу за растениями, животными; обучение ручному труду.

   Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д.  

  Дети специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида отстают от своих сверстников. В силу тяжести интеллектуального нарушения, дети быстро забывают правила поведения в разных жизненных ситуациях, у них затруднено формирование умений и навыков, необходимых в обычной жизни, они часто приступают к выполнению поставленной задачи без должной ориентировки в ней, без анализа ее условий, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств достижения цели.

   Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.

   Работа с детьми планируется  с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников, уровня индивидуального развития, индивидуальных особенностей, медицинских показаний, уровня сформированности знаний, умений, навыков, доверительных отношений с педагогом, по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, социального поведения, ориентировки в окружающем мире.

 

Работа по воспитательным блокам  ведется по разделам "Личная гигиена", "Культура поведения", "Одежда, обувь", "Жилище", "Транспорт", "Торговля", "Средства связи", "Медицинская помощь", "Питание". Наиболее эффективными формами работы являются: индивидуальные занятия, групповые мероприятия, работа в парах (старший – младший, педагог - воспитанник, работа в мини-группах, поручения, совместная деятельность).  Методы работы: беседы, экскурсии, конкурсы, практические работы репродуктивного и творческого характера, объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, праздники, развлечения, трудовая деятельность, моделирование реальной ситуации. Занятия проводятся в игровой форме и  в форме практических занятий.

  Если у младшего звена с целью приобретения трудовых навыков и умений проводится больше занятий в игровой форме, то у среднего звена для закрепления полученных знаний проводятся практические занятия с усложнением целей.

  Отработка навыков и умений  успешно осуществляется через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни. Большую роль в выработке у детей умений ориентироваться и лучше приспособиться к окружающей жизни играют тематические экскурсии (почта, библиотека, столовая, магазин). Они организовываются таким образом, чтобы воспитанники не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли там, где позволяют условия, совершать определенные действия, подражать деятельности взрослых. Каждой экскурсии  предшествует подготовительная работа. Учащимся необходимо напомнить о правилах поведения в общественных местах.

   При проведении экскурсий у детей более старшего возраста каждый ученик может получить задание узнать что-либо на экскурсии, например: записать названия рабочих профессий, запомнить название рабочих предметов, спросить их основные обязанности, или о зарплате. Есть задания, касающиеся приемов работы: как сидят или стоят рабочие при выполнении операций, как располагают руки и др.

 

 Формирование трудовых умений и навыков также способствуют расширению социального опыта воспитанников и облегчению процесса интеграции их в общество. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения  (подметание и мытье пола, вытирание пыли, дежурство в столовой и группе, поливка комнатных цветов) и территории учреждения: (уборка сухих листьев, подметание дорожек, чистка снега). Работая на огороде, дети полют и поливают грядки, ухаживают за цветами в посаженных  клумбах, высаживать рассаду, собирают урожай.    

    Работая на территории школы дети учатся создавать уют в школьном дворе, бережно относится к растениям, умению работать с с/х инвентарём. Если дети младшего звена в игровой форме учатся собирать мусор и веточки, пользоваться веником при уборке территории школы, то дети 5-7 класса становятся более самостоятельными в связи с приобретением трудовых навыков. У них появляется чувство ответственности за порученное дело, формируется умение видеть и чувствовать необходимость проведения того или иного трудового процесса.

 Постепенно в работу детей воспитатель включает элементы соревнований. Например, объединяя детей в подгруппы, предложить чья группа быстрей подметёт участок, или соберёт мусор. Важно отмечать как дружно дети работали, помогали друг другу и какой у них  получился результат.

  Формируя навыки самообслуживания, воспитатели  главное внимание уделяют на то, как дети умеют правильно одеваться и раздеваться, застилать постель,  самостоятельно расстегивать и застегивать пуговицы, молнию, выполнять утренний и вечерний туалет (умываться, чистить зубы, вытираться полотенцем, расчесывать волосы расческой, есть ложкой и пить из кружки, ухаживать за своей одеждой (пришивать пуговицы, стирать и гладить мелкие вещи, убирать свои вещи на место).  

   Так, например,  соблюдая технику безопасности, воспитатели учат детей  5-7 класса пользоваться стиральной машиной-автоматом,  умению правильно сортировать вещи по цвету и качеству.

  В школе особое внимание уделяется внешнему виду детей, ввели школьную форму.

Все дети посещают школу согласно требованиям: по мере возможностей они стирают свои рубашки, чистят брюки и пиджаки. Во всех группах проводятся занятия на темы: «Виды и значения одежды», следствие чего дети учатся моделировать стили одежды и приобщаются к культуре внешнего вида.

   Значительное внимание уделяется развитию индивидуальных творческих способностей детей с ОВЗ  и организации досуговой деятельности (календарные и спортивные праздники,  участие в конкурсах, прогулки, подвижные игры, трудовые десанты, кружковая работа ). Все дети заняты в кружковой работе. Их поделки и творческие работы  мы все видим на школьных выставках.

С целью  формирования  и совершенствования представления о профессии  дворника или уборщицы (мастер по клинингу) в школах 8 вида  вводятся   курсы с соответствующими названиями  для учащихся 9-10 классов ( школьный компонент базисного учебного плана), который подразумевает формирование трудовых приемов, входящих в обязанности дворника или уборщицы.  Внимание уделяется развитию  коммуникабельности учащихся, их поведению в общественных местах. Учителем большое количество времени уделяется  на проведение ролевых игр  для формирования у учащихся представления  о правильном поведении дворника и уборщицы  на своем рабочем месте, об этике и культуре поведения.

В результате проделанной работы предполагаются следующие результаты:

 - Выработать у воспитанников привычку систематическому труду.

 - Сформировать у воспитанников общетрудовые умения и навыки.

 - Создать  сплоченный детский коллектив, через включение воспитанников в активную коллективно - творческую деятельность.

 - Воспитать гражданина, семьянина, труженика у которого будет сформировано сознательное отношение к труду.

   Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социально-бытовых и трудовых знаний, умений и навыков возможно лишь при правильной организации коррекционно-воспитательной работы и соблюдения единых требований.  А главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить пути её достижения, получать результат, соответствующий цели. Руководя  процессом работы, следует учить детей работать тщательно, спокойно, не отвлекаясь. Тогда вместе с навыками будет формироваться привычка к опрятности, умение следить за собой, поддерживать порядок во всём. И главное – у детей будет развиваться привычка к трудовым усилиям и формироваться представление о том, что значит быть трудолюбивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Совершенствование чтения на уроках русского языка» Анпилогова Л.А. – учитель МОУ СОШ №3 2010-2011учебный год

       Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учи­теля считают читательскую подготов­ку. Именно отсюда проистекают часто школьные пробл...

Текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение метода круговой тренировки на уроках физической культуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков учащихся"

материал содержит текст к презентации обобщения опыта по теме "Применение иметода круговой тренировки на уроках физкультуры для развития физических качеств и совершенствования двигательных навыков уча...

Краеведение-средство обучения и воспитания учащихся на уроках немецкого языка

Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре стимулирует не только интерес детей и изучению иностранного языка, но и развивает самостоятельность,активность к...

Краеведение - как средство обучения и воспитания учащихся на уроках иностранного языка.

Обновление содержания обучения иностранным языкам и культурам в средней школе - один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации...

Сообщение на МО «Совершенствование трудовых навыков учащихся средствами обучения и воспитания»

                                        Сообщение на МО«Совершенствование трудовых навык...

Тема: «Совершенствование вычислительных навыков у учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида»

Изменение социальной и экономической жизни нашего общества неизбежно влечёт за собой пересмотр задач специальной школы, требует усиления подготовки учащихся к новым условиям в быту и на производстве....