Сообщение на МО «Совершенствование трудовых навыков учащихся средствами обучения и воспитания»
материал (9 класс) на тему
Сообщение на МО
«Совершенствование трудовых навыков учащихся средствами обучения и воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovye_navyki_mo_1.docx | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ с. Малый Толкай.
Сообщение на МО
«Совершенствование трудовых навыков учащихся средствами обучения и воспитания»
Воспитатель: Кутырёва И.Л
2014-2015уч.год
Труд играет большую роль в судьбе детей с ограниченными возможностями здоровья и служит эффективным средством коррекции умственных; физических и личностных нарушений воспитанников; а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната. Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способов индивида.
В школе интернате при работе с детьми я применяю различные виды трудовой деятельности.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. При этом проводятся такие беседы, как “Личная гигиена воспитанника” Беседа – практикум “Соблюдение индивидуальных требований гигиены тела”; Инструктивные занятия (правила личной гигиены юноши ; правила ухода за кожей лица, волосами; мода и индивидуальность); комплексные практические работы (соблюдение правил гигиены; выполнение зарядки, занятия физическими упражнениями с целью формирования фигуры т.д.). В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию ребята моей группы постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Большое значение придается общественно-полезному труду. Следует отметить, что для повышения интереса и активности у детей моей группы в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение. Для формирования интереса к труду, все дети задействованы в кружки различного направления: «Юный парикмахер», «Смак», « Спортивные игры», «Волонтеры» . Цель волонтеров «Помогать всем, кто нуждается в помощи», ребята участвовали в различных операциях "Снег”, «Листопад», копали огороды , носили воду. Ребята ходили к своим подшефным и оказывали им посильную помощь.
Хозяйственно-бытовой труд. Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме, его интерьере; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий интерната ; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни.
Во внеурочное время дети систематически привлекаются к благоустройству своих групп : чистят линолеум, утепляют окна, вешают тюль и шторы, ремонтируют постели, принимают участие в оформлении группы и в украшении комнат к праздникам. В группе имеется журнал « Сохранение школьного имущества», ежемесячно я знакомлю детей с вверенным имуществом, провожу беседы «Каждой вещи свое место», «Я хозяин», дети расписываются в нем. Был проведен воспитательский час «Берегите школьное имущество». Учила детей уважать труд педагогов, медицинского, обслуживающего персонала и труд всех лиц, которые сделали необходимые и окружающие ребенка вещи. Чтобы вызвать у детей уважение к труду и чтобы они почувствовали и осознали, сколько ума, усилий вкладывается в изготовление вещи, я рассказала историю создания книги. Вся эта работа способствует формированию бережного отношения к результатам труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, я воспитываю привычку трудиться, а вместе с ней - привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет - летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в любой работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим я предлагаю детям разнообразные виды труда, обновляю их содержание, поддерживаю стремление к работе и веру в успех. Вот почему воспитатели должны, стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Ребята моей группы выполняют обязанности дежурного по графику, который был составлен по согласию детей. Добросовестно выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить их так, чтоб следующий воспитанник не имел претензий. При этом я стараюсь всегда принимать активное участие в процессе трудовой деятельности, всегда помогаю, подсказываю, как правильно надо сделать, но есть и исключения у Куцева Д , Спицына К навыки дежурства сформированы , но нет желания выполнять работу самостоятельно и качественно. Возможно, из-за того, что эти ребята эмоционально неуравновешенны, они нуждаются в постоянном контроле со стороны воспитателей.
Сельскохозяйственный труд - это работа на участке, в огороде, работа по уходу за растениями на участке и в помещении, выращивание рассады, уход за домашними животными. Трудовые обязанности стараюсь распределять с учетом желания ребят, а также их возраста и имеющегося опыта. Для них подобраны педагогически целесообразные виды труда с учетом возраста. На территории школы имеется земля, на которой расположен огород и цветники. В весенний –осенний период каждодневный труд на пришкольном участке помогает научить ребят элементарным навыкам работы на земле, дети видят результаты своего труда. За каждой группой закреплен собственный объект работ: уборка школьной территории, уход за огородными культурами, разбивка цветников. Во время месячника по профориентационной работе «Мы славимся трудом!» ставились цели : воспитание социально значимой целеустремленности в трудовых отношениях; воспитание ответственности за порученное дело; содействие профессиональному самоопределению выпускника, подготовка его к осознанному выбору профессии. Проводилась игра – практикум «Кто больше назовет профессий», Анкета «Твоя будущая профессия»была проведена с целью : помочь учащимся выявить свои способности к определенному виду деятельности. Одним из видов профориентационной деятельности является экскурсия, так как сочетает в себе наглядность и доспупность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать , делать выбор. В 2014гбыла произведена экскурсия на зерноток СПК «Хлебороб».
Дети, проживая в условиях интерната, обучаются трудовым навыкам и умениям по всем трем направлениям. Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.
В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.
Мною было разработано циклы занятий для воспитанников интерната , по трем направлениям: хозяйственно бытовой труд, труд в природе, самообслуживание. Была поставлена цель: Формирование у воспитанников устойчивых трудовых навыков необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни.
Данные циклы занятий разработаны на 1 год, проводятся 4 раза в месяц (по циклограмме). Использовала следующие формы работы: беседа, беседа-практикум, игры, экскурсии, конкурсные игровые программы. Срез знаний проводится раз в квартал через следующие направления :викторины, игры, конкурсы, анкеты; а также на каждом занятие мини опрос о усвоенных знаний на занятиях.
Цикл занятий по направлению “Труд в природе”
Задачи:
1. Сформировать у детей представления о жизни растительного и животного мира.
2. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.
3. Развивать интерес к природе.
Занятия:
1. Беседа “В чем польза комнатных растений”
2. Беседа “Вредители и болезни растений”
3. Беседа “Разнообразие комнатных растений, их строение и требования к условиям выращивания”
4. Беседа-практикум “Размножение комнатных растений стеблевыми и листовыми черенками”
5. Беседа-практикум “Размножение комнатных растений делением куста и окоренившейся порослью”
6. Беседа-практикум Операция “Забота за комнатными растениями (подкормка, обрезка, подсыпка землей, рыхление)”
7. Беседа-практикум “Уход за кактусами (почва, поливка, пересадка, размножение и т.д.)”
8. Беседа-практикум “Выращивание рассады в домашних условиях (посев цветов)”
9. Беседа-практикум “Высадка рассады на клумбы”
10. Практические занятия “Выращивание рассады цветочных растений в открытом грунте”
11. Беседа-практикум “Правило посадки деревьев и кустарников”
12. Практические занятия “Весенние посадки в огороде”
13. Практические занятия “Осенние заботы”
!4. Практические занятия “Прополка и поливка растений”
15. Беседа-практикум “Способы хранения овощей”
16. Экскурсия в овощехранилище “Хранение овощей”
17. Беседа-практикум “Засолки”
18. Беседа-практикум “Уход за питомцами группы”
19. Практические занятия “Забота о птицах”
20. Викторина “Труд даром не дается”
21. Вечер загадок “Что растет на грядке”
22. Игровая программа “Соберем урожай”
23. Викторина “Птицы”
Цикл занятий по направлению “Хозяйственно бытовой труд”
Задачи:
1. Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и комнате.
2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу.
3. Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.
Занятия:
1. Беседа “С чего начинается дом, квартира”
2. Беседа – практикум “Моя квартира, мое лицо (Мебель, шторы, зеркало, картины)”
3. Беседа – практикум “Правило поддержания чистоты в помещении”
4. Беседа – практикум “Все о мебели. Уход за мебелью”
5. Беседа – практикум “Уход за полами”
6. Беседа – практикум “Чистота ковров и паласов. Уход за ними”
7. Беседа – практикум “Окна и уход за ними”
8. Практическое занятие “Стирка штор и тюлей”
9. Беседа – практикум “Каждой веще свое место”
10. Беседа – практикум “Виды электрических приборов. Уход за ними”
11. Викторина “Уличный инвентарь”
12 Викторина “ Без труда, не вынешь рыбку из пруда”
!3. Конкурсная игровая программа “Все успеем, все сумеем”
Цикл занятий по направлению “Самообслуживание”
Задачи:
1. Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
2. Воспитывать самостоятельность , следить за внешнем видом
3. Развивать познавательные интересы детей.
Занятия:
1. Беседа “Личная гигиена воспитанников”
2. Беседа – практикум “Соблюдение индивидуальных требований гигиены тела”
3. Беседа – практикум “Умение по назначению применять средства для гигиены тела”
4. Практические занятия “Уход за различными видами одежды”
5. Занятие – практикум “Глажка личных вещей. Значки на одежде”
6. Беседа – практикум “Каждой вещи свое место”
7. Игра “Наведи порядок в шкафу у Марфуши”
8. Беседа-практикум “Уход за различными видами обуви”
9. Беседа-рассуждение “Опрятность внешнего вида”
10. Мастерская для детей “Пуговка”
11. Анкета “Мое отношение к внешнему виду”
12. Игра-путешествие “Чистюлька”
Проводя занятия по трудовому воспитанию, формируя у детей самостоятельность, я в то же время воспитывала и чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если ребенку не удавалось что-либо сделать, старалась его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалила за старание, добросовестное отношение к делу, отмечала проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. Учу детей со стороны видеть свою работу, поэтому часто предлагаю самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Проведенные с детьми запланированные занятия по формированию навыков и умений показали следующие результаты. Дети получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затем самостоятельно. После чего было проведено контрольное наблюдение.
Таким образом, проведенная методика дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития, помочь им в личностном развитии, особенно в их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность - самообслуживание, хозяйственно - бытовой, труд в природе становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краеведение-средство обучения и воспитания учащихся на уроках немецкого языка
Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре стимулирует не только интерес детей и изучению иностранного языка, но и развивает самостоятельность,активность к...
Краеведение - как средство обучения и воспитания учащихся на уроках иностранного языка.
Обновление содержания обучения иностранным языкам и культурам в средней школе - один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации...
ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СПЕЦИФИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ КАК СПОСОБ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА
В творческом процессе развиваются речь, художественные способности, абстрактное, пространственное и логическое мышление, воображение, повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому воспр...
Сообщение на тему: «Совершенствование трудовых навыков учащихся с ОВЗ средствами обучения и воспитания».
Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания детей с ОВЗ. Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки к жизни в социуме....
Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся
Подвижные игры — один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли педагога...
Краеведение как средство обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время.
В статье рассказывается, что невозможно осуществлять реальное общение, не зная традиции и обычай своего края. На уроках английского языка необходимо использовать краеведческий материал....