Рабочая программа дистанционного коррекционно-развивающего курса «МОЙ РУКОТВОРНЫЙ МИР» (1-4 классы)
рабочая программа на тему
Данный коррекционно-развивающий курс предназначен для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_korrektsionno-razvivayushchego_kursa_moi_rukotvornyi_mir.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
- Министерство образования Нижегородской области
ГКОУ Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III- I\/ вида
- Ресурсный центр обучения детей с использованием дистанционных образовательных технологий г. Н. Новгород
“СОГЛАСОВАНО” Руководитель РЦДО___________ Н.В. Боголюбова____________ ___________________________ “____”______________2014 г. | “УТВЕРЖДАЮ” Директор Е.Д. Морозова_______________ ___________________________ “____”______________2014 г. |
- Рабочая программа дистанционного коррекционно-развивающего курса
«МОЙ РУКОТВОРНЫЙ МИР»
(1-4 классы)
Составитель: учитель
к.п.н., доцент - Пасечник Л.В.
- Программа утверждена
на заседании педагогического совета 24 апреля 2014 года.
Протокол № 4
Нижний Новгород
2014 г.
Пояснительная записка
Данный коррекционно-развивающий курс предназначен для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме.
Цель программы – преодоление психомоторного, когнитивного, личностного недоразвития детей и выведение их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей, в том числе и средствами художественно-изобразительной деятельности.
В качестве основных задач решаемых в ходе реализации разработанной программы следующие:
- Формирование у детей, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины, развитие слухового восприятия;
- исправление недостатков моторики, зрительно-моторной координации;
- обогащение словарного запаса детей;
- формирование целенаправленности движений и действий.
- формирование ребенка как субъекта психомоторной деятельности;
- формирование ребенка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта психомоторной деятельности;
- формирование эмоционального отношения к художественно-изобразительной деятельности через изучение произведений изобразительного искусства и продуктивной деятельности;
- формирование мотивационного, ориентировочно-операционного, регуляционного компонентов субъектной активности ребенка в процессе художественно-изобразительной деятельности;
- формирование социальной компетентности и психологической подготовленности к школьному обучению и жизни в окружающей ребенка социокультурной среде через художественно-изобразительную деятельность.
Программа коррекции психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья нацелена и на решение общеразвивающих задач: формирование эстетического и сенсорного восприятия, психомоторных функций, творческой активности и художественного мышления, интереса к различным видам искусства.
Содержательная часть программы по психомоторному развитию детей средствами художественно-изобразительной деятельности рассчитана на проведение трех занятий в неделю (рисование, лепка, аппликация) на протяжении учебного года. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут (в зависимости от состояния здоровья, уровня интеллектуального и психомоторного развития детей); кроме того, ее можно использовать как часть других занятий - музыкальных, по развитию речи, обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений и др.
Отбор содержания психомоторной деятельности производится в соответствии с требованиями государственной образовательной программы воспитания и обучения в детском саду и программы обучения в начальных классах, а в семейных условиях в дистанционной форме обучения с учетом несформированных ранее психических функций; используются как традиционные психолого-педагогические формы, методы и средства обучения, так и нетрадиционные.
В то же время общая система психолого-педагогического воздействия на ребенка, работа с ним по расширению, углублению, уточнению их представлений о ближайшем окружении (людях, их труде, общественных событиях, предметах, животных, растениях, явлениях природы, а также некоторых закономерных связях и отношениях между ними), формированию навыков и умений определяется в каждый конкретный момент в соответствии с уровнем его психического развития.
Учитывая значительную задержку в развитии психомоторной сферы детей в сравнении с оптимально реализованными возрастными возможностями, в развитии эмоционального, ориентировочно-операционального, социально-личностного компонентов специалист должен стремиться к максимальному использованию различных форм психомоторной деятельности, предметных действий как важнейшего условия для развития анализирующего восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации и др. На основе практического интеллектуально активного освоения ребенком предметов и явлений ближайшего окружения специалист помогает ему овладевать сенсорными эталонами, устанавливать простейшие количественные связи и зависимости (уточняет и закрепляет представления о геометрической форме, количественных отношениях «больше - меньше», делении на части и т. д.). При этом учитывает особенности индивидуального темпа и характера усвоения ребенком программного содержания.
В коррекционной деятельности использован цикл занятий, включающий:
- Формирование представлений о круглой форме (14 часов)
- Формирование представлений о предмете (бумажная техника) (10 часов)
- Техники рисования и лепки (8 часов)
Все они способствуют интеграции основных перцептивных систем, обогащению познавательного процесса по изотворчеству, формированию пространственного поля восприятия, субъектной активности и учебной деятельности ребенка с отклонением в развитии.
Каждое занятие предполагает III этапа работы.
На I этапе обеспечивается накопление детьми чувственного опыта. Основная задача специалиста - направить и сфокусировать внимание ребенка на сенсорных ощущениях при обследовании предмета: «Осеннее впечатление», «Когда деревья были маленькие», «Сказочный лес» и др. Ребенок наблюдает за изменениями в природе, рассматривает деревья, находит отличия по их внешнему виду, на прогулке обнимает дерево руками, прижимается к стволу, вдыхая запах коры. При этом необходимо активно формировать эмоциональную сторону развития ребенка. Эмоциональный настрой в художественно изобразительной деятельности для ребенка становится определяющим фактором в процессе приобретения новых знаний, навыков и умений.
На II этапе необходимо направить в нужное русло мотивационный компонент, положительную мотивацию к художественно-изобразительной деятельности главным образом через эмоциональное отношение к процессу и результату деятельности, через эмоциональное отношение к возможности продолжения деятельности. Безусловно, это делается на основе развития психомоторики: на основе обследующих действий предметов и последующего перенесения полученного опыта в изобразительную деятельность.
На занятиях лепкой специалист формирует у ребенка умения из множества одинаково скатанных элементов («колбасок») составлять дерево, представленное сначала в образе. Пластичный, мягкий материал (глина, пластилин, соленое тесто) позволяет изобразить изогнутость ветвей, подчеркнуть выразительность характерных признаков определенного дерева (березы, елки и др.). Эти нетрадиционные формы работы позволяют формировать у ребенка кинестетико - визуальные ассоциации, укреплять мышцы рук, формировать определенную доминантность головного мозга.
Занятия рисованием по решению специалиста начинаются также в нетрадиционной форме. Например, ребенку предлагается изобразить дерево разными частями тела на бумаге с помощью красок. «Протопать» его, оставляя следы ступней; «прохлопать», оставляя отпечатки ладошек, «проскользить» при помощи локтей; нарисовать пальцем, обмакивая его в краску. В этом виде изобразительной деятельности используется основное положение: маленький ребенок - большой формат рисунка.
Стоя у мольберта или стены, ребенок на большом формате графически изображает рост дерева (снизу вверх), используя художественный материал - уголь или сангину. Основные факторы - это интеграция кинестетической, визуальной, аудиальной системы с психомоторной. Одна из задач на занятии по рисованию двумя руками с помощью кисти и гуаши предполагает развитие периферического зрения, а также способность к манипуляции одновременно обеими руками под визуальным и вестибулярным контролем. Такие занятия закрепляют умения графически изображать объект и позволяют творчески варьировать полученные знания.
Овладев рисованием прямой, слегка прогнутой линии ребенок может видоизменять ее. Например, на занятии «Кудрявые деревья» ребенок пробует «завить» линию и нарисовать «кудрявые» веточки. Сначала это задание выполняют с веревкой, затем на большом формате графическим материалом и, наконец, на маленьком формате, где доминирует движение кисти руки. Ребенка знакомят с новым приемом изображения, формируют умения работать в технике «энкаустика» (процарапывание изображения), которая требует мелких, четко дифференцированных движений, умения мыслить, ставить перед собой цель, программировать предстоящую деятельность, оценивать полученный результат.
При этом эмоциональная сфера ребенка представляет собой постоянно изменяющуюся систему субъективных реакций на окружающую действительность. Ребенок переживает различные связи с миром, а это, как известно, необходимая предпосылка его субъектной активности. Эмоциональные процессы обеспечивают «энергетическую» основу его деятельности и являются ее мотивами. Именно они определяют качественную и количественную характеристику поведения на всех этапах деятельности.
На III этапе работы под особым контролем специалиста находится регуляционный компонент детской субъектности. Нужно добиваться определенной степени полноты постановки и соответственно принятия задачи в полном объеме, стремиться к тому, чтобы ребенок также в полном объеме сохранил ее до конца занятия, при этом следить за качеством его самоконтроля по ходу выполнения задания, учить оценивать качество самоконтроля при оформлении результата деятельности, учить критически оценивать результат своего труда, адекватно обосновывать свою оценку. Для этого специалист проводит совместный анализ выполненных работ, их «обыгрывание» и побуждает ребенка к улучшению результата.
Для занятий предлагаются следующие типы упражнений:
- Слушание музыки и создание образных характеристик.
- Слушание музыки с элементами музыкального анализа.
- Ритмические импровизации.
- Музыкально-иллюстративное (фоновое) восприятие музыки.
Выделим основные требования к использованию музыки на занятиях:
Мотивация на создание образа. Используется в начале занятия для воссоздания ребенком определенного образа, который всесторонне будет анализироваться с помощью специалиста.
Закрепление образа, обогащение его различными качественными и ситуативными дополнениями в процессе занятия с применением других видов деятельности.
Фоновое звучание музыки при рисовании: ритмичное - с совпадением музыкального ритма и ритма изображения, асимметричное, свободное, когда музыка и рисование в темпе не согласуются.
Прослушивание музыкальных произведений и музыкальные развивающие упражнения имеют цель формировать музыкальные, психоэмоциональные и психомоторные способности и восприятие ребенка. Специалист формирует у него внимание, координацию, ритмичность, слух, чувство формы и цвета.
Музыку для детей c отклонениями в развитии специалист выбирает в соответствии с их возрастными особенностями и интеллектуальными возможностями. Она должна звучать недолго и ненавязчиво. Предпочтительнее «живое» акустическое звучание посредством натуральных инструментов и натуральных голосов. Небольшой диапазон, негромкое звучание, «прозрачная» фактура, средние темпы и несложные мелодии - все это важно для максимального музыкально-звукового воздействия на ребенка.
Приведем пример художественно-изобразительных занятий с использованием музыкальных произведений:
«Волшебные деревья в нашем саду». На занятии может звучать натуральный «шум леса» - шелест листвы, щебет птиц, простукивания и шорохи. Эти звуки не являются музыкой, однако они способствуют активизации восприятия (нового вида деятельности для ребенка), образного мышления, акцентированию и выделению качественных признаков художественного образа, мотивации на образный строй всего занятия.
«Зимний пейзаж» («Веревочные деревья»). А. Вивальди. «Времена года». Музыка Вивальди - светлая, ясная, гармоничная. Это одно из наиболее популярных произведений композитора. Структура, гармония, оркестровка, оформление музыки дают представление о классически выстроенных музыкальных «текстах», целостных и законченных.
Небольшие «округлые» фразы восьмитактового классического периода создают звуковое впечатление определенности и четкой оформленности, необходимое для целостного восприятия при выполнении работы, например лоскутной аппликации.
Музыка должна звучать ненавязчиво, негромко, но в сочетании мецефорто и мецепиано. Исполнение ее в качестве звукового сопровождения может быть фрагментарным.
Рисунок «Деревья». Э. Григ. «Весной». Фортепианная пьеса Э. Грига может быть использована при мотивации на мысленный образ при создании художественного образа вырастающего дерева. Высокий регистр, мелодия широкого дыхания, ощущение «зыбкого», «шуршащего» звучания - все это позволяет ребенку не только представить ощущения пробуждающейся природы, но и самому «сыграть» роль вырастающего дерева.
«Где у дерева глазки?» Ритмическое нанесение мазков на поверхность бумаги может сопровождаться ритмической музыкальной импровизацией. Прежде чем нанести краску на поверхность, можно предложить ребенку «простучать» ритм, в котором он будет работать, предварительно дав ему понять, что его работа и простукивание могут быть разными или одинаковыми по ритму. Ритмические фразы могут быть метрически оформленными или более свободными в ритмической организации. Темп нанесения мазков на поверхность бумаги ребенок выбирает сам. Не следует обязательно требовать от него быстрых и ритмических движений.
«Рисунки для Клоуна». Д. Кабалевский. «Клоуны». Эта детская пьеса Д. Кабалевского отличается четким ритмом, несложной мелодией, выразительной «скульптурностью» образа. Под эту музыку дети с удовольствием двигаются, «играют в клоуна». Особенно важно, что в пьесе звучат мажоро-минорные гармонии, вызывающие «светотеневые» ассоциации, эффект «мерцания». Это определяет образные взаимосвязи с различной интенсивностью цвета при закрашивании окружности пастелью.
«Рисование солнышка». Р. Паулс. «Выйди, солнышко». Песня в исполнении детского хора (или голоса) используется в качестве образно-развивающего средства на занятии. Секвентное построение мелодии, прозрачная фактура, ласковые «уговаривающие» интонации песни сочетаются с мягкой «закрученностыо» мелодических линий.
«Мелодические импровизации» - одноголосные мелодии в среднем и высоких регистрах дают представление о постепенном мелодическом развертывании в свободном ритмическом оформлении.
«Зимний пейзаж». А. Крутицкий. «Зима». Негромкая маленькая пьеса А. Крутицкого - пример пейзажной музыки. Состояние затаенного, оцепенения, неподвижности создает ощущение зимнего холода и глубокого сна природы.
Учебно-тематический план (34 часа)
Введение.
Входной контроль (2 часа)
- «Сказочный мир воздушных шаров» (2 часа)
I - занятие. Лепка из соленого теста: «Мячи, большие и маленькие» (1 час)
II – Рисование цветными карандашами на тему: «Мои любимые шары» (1 час)
- Беседа о земном шаре. Лепка из глины: «Шары для детей всей планеты» (1 час)
- «Осень. Осеннее настроение». Рисование: «Краски осеннего леса» (1 час)
- «Осенняя палитра». Рисование: «Осеннее настроение» Живопись (1 час)
- «Секреты старого дерева». Графика на тему: «Дерево» (1 час)
- «Сказочные деревья». Лепка (барельеф) (1 час).
- «Волшебный лес». Рисование по работам из соленого теста (1 час).
- «Желтые подсолнухи в нашем огороде». Фитодизайн в технике аппликации (1 час).
- «Крупяное царство». Фитодизайн. Аппликация (1 час).
- «Ожившие сказки». Фитодизайн. Аппликация (1 час).
- «Нардные костюмы». Аппликация (1 час).
- «Осенняя принцесса сказочного леса». Фитодизайн. Аппликация (1 час).
- «Деревья из бумажных полосок». Конструирование из бумаги. Квиллинг, (1 час)
- «Прически из полосок бумаги для любимых друзей». Бумагопластика (1 час)
- «Снежинки на моей рукавичке». (Бумагопластика) (1 час)
- «Бумажные фантазии» (1 час)
- (Художественное конструирование. Бумажная пластика) (1 час)
- «Пальчики художники». Пальчиковая живопись (1 час)
- «Мои фантазии». Рисование, живопись, акварель (1 час)
- «Зимний вечер. Мои размышления о зимней природе». Рисование (1 час)
- Рассматривание репродукций картин художников. (1 час)
- «Нарисуй то, что услышал». Рисование акварельными красками (1 час)
- «Зимнее настроение. Мои впечатления от зимних каникул» (1 час)
- «Мороз-художник». Декоративное рисование узора (1 час)
- «Весна и весеннее настроение в звуках музыки». Рисование по замыслу под музыку П.И. Чайковского «Март», «Апрель», «Май» отражая свои чувства в весенних тонах акварели (рисование по мокрому полотну или бумаге акварельными красками) (1 час)
- «Волшебные деревья. Сказка своими руками». Лепка (1 час)
- «Пушистая верба. Предвкушение праздника».Рассматривание репродукции. Рисование с натуры под музыку П.И. Чайковского «Апрель» (1 час)
- «Весенний пейзаж. Мои умения». Лоскутная техника. Вырезание мелких деталей из ткани. Составление композиции на сегментах в технике лоскутной аппликации (1 час)
- «Украшение полотенца, юбки, фартука». Аппликация по мотивам русских вышивок. Фитодизайн (1 час)
- «Украшение кокошника для народного танца». Наматывание ниток на картонный шаблон, разрезание круга и затягивание нитки в помпон, пришивание помпона к ободку кокошника (1 час)
- «Автопортрет. Как я вижу себя». Рисование с натуры перед зеркалом (простой карандаш). Обследование своего лица перед зеркалом (1 час)
- «Какой ты человек. Мое отношение к самому себе». Графика (1 час)
Таблица 2
Варианты занятий по психомоторному развитию на основе художественно-изобразительного творчества для формирования субъектной активности детей
с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи в дистанционной форме
Для детей с ограниченными возможностями здоровья | |
Темы занятий, задачи | Психофизиологическая характеристика деятельности |
«Сказочный мир воздушных шаров» I - занятие. Лепка из соленого теста: «Шары, большие и маленькие». Задачи:
II – занятие. Рисование цветными карандашами на тему: «Мои любимые шары» Задачи:
| Активизация различных сенсорных модальностей. Умение выполнять работу под музыку: Т. Булановой «Шар в небе голубом. Лепка включает сенсорные (кинетико-кинестетические, психолингвистические) и другие модально-специфические факторы развития; при этом формировать тактильно-двигательную координацию, произвольную регуляцию, концентрацию внимания, усидчивость. |
«Беседа о земном шаре» Лепка из глины: «Шары для детей всей планеты» Задачи:
| Формирование визуально-кинестетической координации. Кинестетико-визуальное обследование различных поверхностей и предметов с целью формирования интеграции, согласованию образа предмета с движением. |
«Осень. Осеннее настроение» Рисование: «Краски осеннего леса». Задачи:
| Активизация всех сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильно-двигательной. Работа с репродукциями, музыкальными произведениямиобразцами рисунков. Интеграция всех перцептивных систем, формирование системы пространственного восприятия и произвольной регуляции. |
«Осенняя палитра». Рисование: «Осеннее настроение» Живопись. Задачи:
| Интеграция кинетико-кинестетической и визуальной систем. Воспроизведение впечатления увиденного на прогулке. Выражение своего настроения красками. |
«Секреты старого дерева». Графика на тему: «Дерево» Задачи: Подготовительная часть.
Основная часть.
| Формирование зрительно-пространственного восприятия, глазомера. Формировать понятие соответствия размеров и пропорций. Развивать графомотроные навыки. |
«Сказочные деревья». Лепка (барельеф). Задачи:
| Формировать умение погружения в творческую атмосферу, активизация слухового, зрительного, тактильно-чувствительного восприятия. Задействование при лепке основных сенсорных (кинетико-кинестетических, модально-специфических) систем взаимодействий, образно-пространственно-кинестетической интеграции, произвольной регуляции. |
«Волшебный лес». Рисование по работам из соленого теста. Задачи:
| Формировать умение прослушивать стихи, сказки, загадки, рисование под музыку. Формирование кинетико-кинестетических, модально-специфических и пространственных систем. |
«Желтые подсолнухи в нашем огороде». Фитодизайн в технике аппликации. Задачи:
| Формирование кинетико-кинестетических, модально-специфических и пространственных систем. Сенсомоторная интеграция для формирования произвольной регуляции деятельности. |
«Крупяное царство». Фитодизайн. Аппликация. Задачи:
| Активизация тактильно-двигательной чувствительности, адекватной сенсомоторной координации, кинетико-кинестетической регуляции. Развитие тонкодифференцированных движений пальцев и кисти. Активизация процессов произвольной регуляции. |
«Ожившие сказки». Фитодизайн. Аппликация. Задачи:
| Формировать умение эмоционального погружения в творческую деятельность с целью развития более устойчивых сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем. Активизация процессов произвольной регуляции движений. |
«Нардные костюмы». Аппликация. Задачи:
| Активизация тактильно-двигательной чувствительности, адекватной координации на уровне сенсомоторной, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кистей рук. Активизация процессов произвольной регуляции. |
«Осенняя принцесса сказочного леса». Фитодизайн. Аппликация. Задачи:
| Формировать умение эмоционального погружения в творческую деятельность с целью развития более устойчивых сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции. Развитию тонкой и крупной моторики пальцев и кистей рук. Развитию зрительного восприятия образа. Активизация процессов произвольной регуляции движений. |
«Деревья из бумажных полосок». Конструирование из бумаги. Квиллинг, Задачи:
| Формировать умение сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственная координация). |
«Прически из полосок бумаги для любимых друзей». Бумагопластика Задачи:
| Формирование умения видеть красоту причесок, выделять главные и отличительные особенности. Формировать эмоциональный отклик на персонажей сказки, положительную мотивацию к предстоящей деятельности. Отражение полученных ощущений от восприятия картин в художественно-изобразительной деятельности. Формирование кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти рук (тактильная чувствительность). |
«Снежинки на моей рукавичке». (Бумагопластика) Задачи:
| Закрепление умения видеть красоту природы, выделять главные отличительные особенности временных периодов жизни. Отражение полученных ощущений от восприятия картин в изобразительной деятельности. Формирование кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти рук (тактильная чувствительность). |
«Бумажные фантазии». (Художественное конструирование. Бумажная пластика). Задача:
| Формировать умение пользоваться ножницами, с легкостью раздвигать лезвия и выполнять разрезающие и закручивающие движения. Формировать движения кисти рук в нужном направлении. Формирование кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти рук (тактильная чувствительность). |
«Пальчики художники». Пальчиковая живопись. Задачи:
| Интеграция кинетико-кинестетической и визуальной систем. Воспроизведение впечатления увиденного на прогулке. Выражение своего настроения красками. Формирование кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти рук (тактильная чувствительность). Активизация процессов произвольной регуляции движений. |
«Мои фантазии». Рисование, живопись, акварель. Задачи:
| Создание живописной картины на свободную тему в данной технике. Совершенствование работы в технике акварели. Интеграция кинетико-кинестетической и визуальной систем. Выражение своего настроения красками. Формировать умение эмоционального погружения в творческую деятельность с целью развития более устойчивых сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции. Развитию тонкой и крупной моторики пальцев и кистей рук. |
«Зимний вечер. Мои размышления о зимней природе». Рисование. Рассматривание репродукций картин художников. Задачи:
| Формировать умение рассматривать репродукции картин художников. Воспроизводить увиденное в своем рисунке. Работа с репродукциями, музыкальными произведениями образцами рисунков. Интеграция всех перцептивных систем, формирование системы пространственного восприятия и произвольной регуляции. Перенесение движений на качественно другой уровень - уровень корково-управляемых (уровень «D» по Н.А. Бернштейну). |
«Нарисуй то, что услышал». Рисование акварельными красками. Задачи:
| Слушание разных по характеру музыкальных произведений. Задействование различных специфических сенсомоторных оттенков восприятия образа и пространства. Перенесение движений на качественно другой уровень - уровень корково-управляемых (уровень «D» по Н.А. Бернштейну). |
«Зимнее настроение. Мои впечатления от зимних каникул». Пастельная живопись по замыслу на тему: «Зима». Рисование под звуки музыки П.И. Чайковского «Декабрь», «Январь», «Февраль» рассматривая репродукции известных художников. Задачи:
| Просмотр репродукций картин художников. Слушание разных по характеру музыкальных произведений. Задействование различных специфических сенсомоторных оттенков восприятия образа и пространства. Перенесение движений на качественно другой уровень - уровень корково-управляемых (уровень «D» по Н.А. Бернштейну). |
«Мороз-художник». Декоративное рисование узора. Задачи:
Формировать субъектную активность и самоконтроль. | Мотивация деятельности с помощью музыки. |
«Весна и весеннее настроение в звуках музыки». Рисование по замыслу под музыку П.И. Чайковского «Март», «Апрель», «Май» отражая свои чувства в весенних тонах акварели (рисование по мокрому полотну или бумаге акварельными красками). Задачи:
| Просмотр репродукций картин художников. Просмотр мастеркласса рисования по мокрому полотну или бумаге акварельными красками. Слушание разных по характеру музыкальных произведений. Задействование различных специфических сенсомоторных оттенков восприятия образа и пространства. Перенесение движений на качественно другой уровень - уровень корково-управляемых (уровень «D» по Н.А. Бернштейну). |
«Волшебные деревья. Сказка своими руками». Лепка. Задачи:
| Развитие сенсомоторной интеграции движений пальцев и кисти, с одной стороны (кинетико-кинестетический фактор), и сенсорной координации (визуально-моторной), с другой стороны. Перенесение движений на качественно другой уровень - уровень корково-управляемых (уровень «D» по Н.А. Бернштейну). |
«Пушистая верба. Предвкушение праздника». Рассматривание репродукции. Рисование с натуры под музыку П.И. Чайковского «Апрель». Задачи:
| Основные факторы, включенные в данный вид деятельности: кинетический, кинестетический, пространственный, модально-специфический, произвольная регуляция. Перенесение движений на качественно другой уровень - уровень корково-управляемых (уровень «D» по Н.А. Бернштейну). |
«Весенний пейзаж. Мои умения». Лоскутная техника. Вырезание мелких деталей из ткани. Составление композиции на сегментах в технике лоскутной аппликации. Задачи:
| Активизация тактильно-двигательной чувствительности, адекватной координации на уровне сенсомоторной, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кистей рук. Активизация процессов произвольной регуляции. Перенесение движений на качественно другой уровень - уровень корково-управляемых (уровень «D» по Н.А. Бернштейну). |
«Украшение полотенца, юбки, фартука» Аппликация по мотивам русских вышивок. Фитодизайн. Задачи:
| Знакомство с декоративным русским арнаментом на ткани, раскрытие символического значения древних орнаментальных мотивов в народной вышивке. Формировать умение эмоционального погружения в творческую деятельность с целью развития более устойчивых сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции. Развитию тонкой и крупной моторики пальцев и кистей рук. Развитию зрительного восприятия образа. Активизация процессов произвольной регуляции движений. |
«Украшение кокошника для народного танца». Наматывание ниток на картонный шаблон, разрезание круга и затягивание нитки в помпон, пришивание помпона к ободку кокошника. Задачи:
| |
«Автопортрет. Как я вижу себя». Рисование с натуры перед зеркалом (простой карандаш). Обследование своего лица перед зеркалом. Задачи:
| Активизация визуальной памяти и способности графически изображать увиденное в зеркале. |
«Какой ты человек. Мое отношение к самому себе». Графика. Задачи:
| Срисовывание под визуальным контролем (зрительно-моторная координация). |
Планируемые результаты обучения по программе
Курс обеспечивает:
- Формирование у детей, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины, развитие слухового восприятия;
- исправление недостатков моторики, зрительно-моторной координации;
- обогащение словарного запаса детей;
- формирование целенаправленности движений и действий.
- формирование ребенка как субъекта психомоторной деятельности;
- формирование ребенка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта психомоторной деятельности;
- формирование эмоционального отношения к художественно-изобразительной деятельности через изучение произведений изобразительного искусства и продуктивной деятельности;
- формирование мотивационного, ориентировочно-операционного, регуляционного компонентов субъектной активности ребенка в процессе художественно-изобразительной деятельности;
- формирование социальной компетентности и психологической подготовленности к школьному обучению и жизни в окружающей ребенка социокультурной среде через художественно-изобразительную деятельность.
Условия реализации программы
Рабочее место преподавателя и учащегося должно включать: компьютер MacBook, выход в Интернет, сканер, принтер.
Серверное программное обеспечение: специальная среда обучения Moodle, которая позволяет создавать учебные материалы, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель – ученик», вести проектную работу.
Минимальное программное обеспечение:
- сетевые учебные материалы, размещённые в образовательной среде Moodle Нижегородского Ресурсного центра дистанционного обучения детей;
- программа Skype, позволяющая вести общение между педагогом и учеником;
- Neo Office.
ЛИТЕРАТУРА
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные отклонения как первичный показатель деформации процесса формирования личности // Личность в системе общественных отношений. - М.: Педагогика, 1983. - 96 с.
- Брушлинский, А. В. О природных предпосылках психического развития человека. - М.: Знание, 1977. – 64 с.
- Брязгунов, И. П. Функциональная патология в детском возрасте. - М.: Медицина, 1973. - 106 с.
- Бурко, М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
- Валлон, А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1967. – С. 19-48.
- Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.
- Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича. - М.: Академия, 1997. - С. 167-181.
- Выгодская, Т.Л. Лифанова, Т.М. Лев Семенович Выготский Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996. С. 114-126.
- Выготский, Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
- Выготский, Л. С. Проблема развития психики. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1983.– 367 с.
- Выготский, Л. С. Детская психология. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1984.– 432 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. – 351с.
- Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1967. - 93 с.
- Выготский, Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. - М.: МПА, 1995. - С. 13-29.
- Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка + // Вопросы психологии. - 1969. - № 1. - С. 15-25.
- Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно - развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. - 1999. - № 6. - С. 25-39.
- Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР шестилетнего возраста // Дефектология. - 1989. - №4. – С.48-55.
- Коробейников, И. А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. псих. наук: М., 1986. – 23 с.
- Коробейников, И. А., Лубовский, В. И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей // Дефектология. - 1981. - № 6. - С. 3 - 6.
- Левченко, И. Ю. Система психологического изучения лиц с ДЦП на разных этапах социальной адаптации. Дис. … д-ра психол. наук. М., 2001.
- Лурия, А. Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций. Тексты. - М.: МГУ, 1984. – 285 с.
- Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – 3-е изд.-М.: Академический Проект, 2000.- 512 с.(506 + вступ. ст.)
- Малофеев, Н. Н. Актуальные проблемы специального образования // Дефектология. – 1994. - №6 С. 3-9.
- Малофеев, Н. Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. - 1996. - № 1. - С. 3 - 10.
- Пасечник, Л. В. Многоуровневый анализ умеренных отклонений психического развития в условиях специальной системы домашнего образования. Научные основы психолого-педагогического сопровождения детей с УОПР в условиях семьи. [текст]: Монография / Л. В. Пасечник. – Н. Новгород: Изд-во СГУТ и КД, 2004. – 154 с.
- Пасечник, Л. В. Теоретические и организационные основы психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с умеренными отклонениями в психическом развитии. [текст]: Монография / Л. В. Пасечник. Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н. Новгород: НГПУ 2007. – 241 с.
- Пасечник, Л. В. Организация психолого-педагогической помощи детям с умеренными отклонениями в психическом развитии в системе специального семейного образования // Современные тенденции развития системы специального образования. (Материалы региональной научно-практической конференции) 17-18 ноября. – Н. Новгород: НГПУ, 2005. – С.103-106.
- Пасечник, Л. В. Влияние психосоматических заболеваний в ранние периоды развития на школьную адаптацию / Актуальные проблемы реабилитологии и пути их решения. Тезисы выступлений на региональной научно-практической конференции 14 апреля 2004 года / Под ред. В. В. Яшина, Л. В. Пасечник. Н. Новгород: ФСГУТ и КД, 2004. – 102 с.
- Пасечник, Л. В. Диагностика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. – М.: Скрипторий, 2009. - 158 с.
- Пасечник, Л. В. Семья и проблемы воспитания. Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2010. № 1. – С. 8-19.
- Пасечник, Л. В. Семья и проблемы воспитания. Трудности семейной жизни людей воспитывающих детей с отклонениями в развитии. // Дошкольное воспитание. – 2010. № 2. – С. 24-31.
- Семаго, М. М., Семаго, Н. Я. Интегративный подход к психологической диагностике отклоняющегося развития // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. - М.: АРКТИ, 1998. – 354 с.
- Семаго, М. М., Семаго, Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: [Методическое пособие] / Семаго М. М., Семаго Н. Я. – М.: АРКТИ, 2005. – 336 с.
- Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога./ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, - М.: АРКТИ, 2003. – 207 с.
- Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Семаго Н. Я., Семаго М. М. СПб.: Речь, 2005 – 373 с.
- Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития. - Н.Н.: НГПУ, 1994.- 230 с.
- Ульенкова, У. В. О некоторых вопросах теории индивидуального подхода к детям с задержкой психического развития. - Горький. ГПИ, 1980.- 196 с.
- Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с ЗПР. - М.: Педагогика, 1990. – 180 с.
- Ульенкова, У. В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей // Дети с нарушениями развития. - М.: Просвещение, 1995. - 236 с.
- Ульенкова, У. В. Коррекционно–педагогическая помощь детям с задержкой психического развития в системе «дошкольное учреждение – школа» // Вестник психолого–педагогического факультета. - Н. Н.: НГПУ, 2000. № 2. - С. 43 - 44.
- Ульенкова, У. В., Лебедева, О. В. Л. С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня: Учеб. пособие. Н.Н.: НГПУ, 2001. - 196 с.
- Хомская, Е. Д. и др. Нейропсихология индивидуальных различий. - М.: Просвещение, 1997. – 478 с.
- Хомская, Е. Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. – 288 с.
Требования к исполнителю программы. Наличие высшего психологического образования, наличие специализации в сферах игротеррапии, арттерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, психогимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Рабочая программапо коррекционно-развивающему курсу«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему обучению для детей с ОВЗ (5-6 классы) «Буду знать, уметь, применять».
Рабочая программа по коррекционно-развивающему обучению для детей с ОВЗ (5-6 классы) «Буду знать, уметь, применять»....
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи"
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" (7кл., вариант 1.2)...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 1 класс
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха. 1 класс...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" 3 класс
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи" для детей с нарушениями слуха 3 класс...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" 8 класс
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Развитие восприятия и воспроизведения устной речи" для детей с нарушениями слуха 8 класс...