Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и задания по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Единственное и множественное число существительных

Игра «Скажи наоборот»

Логопед называет существительное в единственном числе, бросая  мяч ребенку. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

Шар - (шары)

гриб - ...(грибы)

стол - (столы)

корова - (коровы)

лимон — (лимоны)

роза - (розы)

пирог — (пироги)

«Волшебник»

Логопед предлагает ребёнку стать волшебнику и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением одного предмета, «превратить» его в другой, образовав форму множественного числа. Если ребёнок выполняет задание правильно, то картинка переворачивается и ему демонстрируется изображение нескольких предметов.

Глаз — глаза, кресло — кресла, яйцо — яйца, гнездо — гнезда, лист — листья, крыло — крылья.

«Один - одна - одно - одни»

Логопед поочередно бросает детям мяч и называет слова:

карандаш — рука — колесо - сапоги;

фартук — шапка — яблоко — петухи;

конь — кровать — одеяло — машины;

чемодан — кастрюля — полотенце — волки.

Ребёнок, возращая мяч, называет подходящее к названному слову слова: один, одна, одно, одни.

Винительный падеж

«Кто что любит?»

Детям демонстрируется предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

Кошка любит ...(молоко).

Собака любит ...(кость).

Корова любит ...(траву).

Медведь любит ...(мёд).

Заяц любит ...(морковку).

Волк любит ...(мясо).

«Закончи предложение»

Логопед начинает предложение и просит ребёнка закончить его, отвечая на поставленный вопрос. После этого ребёнок должен произнести предложение целиком.

Врач лечит (кого?) …

Парикмахер стрижет (кого?) …

Пастух пасет (кого?) …

Машинист ведёт (что?) …

Водитель ведёт (что?) …

Учитель учит (кого?)...

Мышка боится (кого?) …

Художник рисут (кого?) …

«Подбери пару»

Логопед называет слова и предлагает детям подобрать к ним пару, соответствующее слово, отвечающее на вопрос «кого?» или «что?».

Жду ….; догоню  …; спрашиваю ….; кормлю ….; рисую ….; поливаю ….; покупаю ….; варю ….

Родительный падеж

«Прятки»

Детям демонстрируются картинки с изображением частей тела спрятавшихся животных, по которым они должны узнать животное и назвать, чья это часть тела. Если дети затрудняются при выполнении задания, им предлагается вопрос «кого?».

Хвост ...(лисы)

Хвост ...(медведя)

Хвост ...(зайца)

Уши ...(зайца)

Лапы ...(волка)

Копыта...(лошади)

«Отгадай загадку»

Логопед предлагает детям отгадать загадку и подобрать к слову — отгадке картинку.

У кого длинные уши и короткий хвост? … (У зайца)

У кого копыта и грива? ...(У лошади).

У кого хвост крючком и нос пятачком? ….(У свиньи)

У кого рога и вымя? … (У коровы)

«Чего много?»

Логопед раздаёт детям картинки с изображением нескольких одинаковых предметов.  У логопеда — картинки с изображением этих же  предметов в единственном числе. Логопед показывает детям свои картинки и говорит: «У меня один флажок». Ребёнок, у которого есть картинка с изображением нескольких флажков, отвечает: «У меня много флажков».

Стул - много стульев

Дерево - много деревьев

Тетрадь - много тетрадей

Карандаш - много карандашей

Кукла - много кукол.

«Что забыл нарисовать художник?»

Детям раздаются картинки с изображением животных и птиц, у которых недостаёт отдельных частей тела. Логопед просит детей сказать, что забыл нарисовать художник.

У свиньи нет ...(пятачка).

У коровы нет  ...(хвоста).

У лошади нет ...(гривы).

У лисы нет ...(лапы).

У козла нет ...(бороды).

У оленя нет ...(копыта).

Дательный падеж

«Кому что нужно?»

На наборном  полотне выставлены картинки с изображением диц разных профессий и животных. Логопед раскладывает перед детьми предметные картинки и предлагает ответить на вопрос «кому что нужно?», сгруппировав картинки соответствующим образом:

а) человеку какой профессии нужны эти предметы:

игла, бинт, указка, ножницы, малярная кисть, лекарство, краски, скрипка, кастрюля,  белый халат, поварской колпак, метла, лопата.

б) Какому животному нужна такая еда:

морковка, трава, молоко, овёс, рыба, желуди, мёд, орехи, зерно, сено.

«Найди хозяина»

Логопед демонстрирует детям предметные картинки с изображением различных предметов, принадлежащих сказочным персонажам, и предлагает сказать, кому принадлежит каждая вещь.

Корона — королю

Ступа - …

Хрустальная туфелька - …

золотой ключик - …

шапочка красного цвета - …

полено - …

Творительный падеж

«Ответь на вопрос»

Логопед задаёт детям вопросы и предлагает на них ответить:

а) с опорой на предметные картинки:

шьют (чем?) …

рисуют (чем?)...

копают (чем?)...

Картинки: игла, карандаш, лопата.

б)  без опоры на       предметные     картинки:

слушаем (чем?) …. ушами

думаем (чем?) …. головой

смотрим (чем?) …. глазами

едим (чем?) … ложкой, вилкой

топаем (чем?) …. ногами

«Профессии»

Логопед раздает детям картинки с изображением людей  разных профессий. Затем он обращается к кому — нибудь из детей и задает вопрос: «Кем ты будешь?»

Я буду … (учителем).

Я буду ….(летчиком).

Я буду … (строителеи).

Я буду ...(космонавтом).

Я буду ...(художником).

«Кто чем защищается?»

Логопед раздаёт детям картинки с изображением животных и просит сказать, кто чем защищается.

Кошка защищается ...(когтями).

Собака защищается ….(зубами).

Лошадь защищается ...(копытами).

Слон защищается ...(хоботом).

Изменение глаголов настоящего времени по числам.

«Доскажи словечко»

Логопед предлагает детям закончить начатое им предложение по образцу.

Мальчики поют. Мальчик ….поёт.

Змея ползёт. Змеи ….

Птица поёт. Птицы …

Самолёт летит. Самолёт...

Метели метут. Метель …

Деревья растут. Дерево …

«Скажи наоборот»

Логопед бросает мяч ребёнку, называя в случайном порядке глаголы в форме 3 — го лица единственного и множественного числа настоящего времени. Ребёнок, возвращая мяч, должен произнести глагол в противоположном названному логопедом числе.

Стучит, висит, стучат, кричат, ползёт, кричит, летят, вьют.

Согласование прилагательного с существительным

«Разложи и назови картинки»

Перед детьми размещают предметные картинки.

Логопед предлагает детям объедить в одну группу картинки, про изображения на которых можно сказать «большая», в другую - «большое», и назвать их.

«Мой - моя - моё - мои»

Логопед  называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?», чьё?, чьи?, чья?, правильно согласуя местоимение с существительным.

Мяч, кубик, мишка, конь, шар, помидор, платье, яблоко, туфли, ведро, перо, сапоги, ножницы, солнышко.

«Назови»

Логопед предлагает детям назвать, каким может быть:

трава...

луна...

листья....

море...

лимон...

роза...

яблоко....

тучи....

арбуз....

Согласование существительных с числительными

«Посчитай»

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов и предлагается ссчитать их.

Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.

Примерный речевой материал: гриб, стул, кукла, перо, ведро, колесо.

«Что прислала почта?»

Каждому ребёнку по почте пришло письмо. Логопед предлагает детям открыть конверт и назвать, что и сколько им прислали.

Примерный речевой материал: один мяч, пять шаров, две сливы, пять кукол, пять тетрадей, одно кольцо, одна ручка, пять ведёр.

Изменение глаголов по лицам

«Я, мы, он, она - вместе дружная семья»

Логопед произносит предложение, затем бросает мяч ребёнку, называя местоимение и предлагая  закончить предложение.

Я гуляю в парке. Ты ….Мы.... Вы.... Он... Она.... Они....

Я рисую дом....Ты.... ….Мы.... Вы.... Он... Она.... Они....

Я пою песню.Ты ….Мы.... Вы.... Он... Она.... Они....

Я мою руки.Ты ….Мы.... Вы.... Он... Она.... Они....

Совершенный и несовершенный вид глагола

«Делает - сделал»

Логопед демонстрирует детям сюжетные картинки с изображением однинаковых действий, одно из которых уже выполнено, а другое выполняется. Ребёнок должен назвать действие и объединить картинки парами.

Примерный речевой материал: ест — съел (а)

поливает — полил

читает — прочитал

пишет — написала

моет — вымыла

чистит — почистила

Предлоги

«Кто с кем?»

Логопед сообщает детям о том, что животные пошли на прогулгу со своими детёнышами. На наборном полотне с одной стороны выставляются картинки с изображением взрослых животных, на другой — в случайном порядке их детеныши. Детям предлагается сгруппировать картинки, ответив на вопрос «кто с кем?».

Образец ответа: лиса с лисёнком (лисятами).

Примерный речевой материал: волк с волчонком, ёж с ёжонком, заяц с зайчонком, медведь с медвежонком, лось с лосёнком.

«Что с чем?»

Детям предлагается продолжить предложение, начатое логопедом.

Примерный речевой материал: Я люблю хлеб с ….(маслрм, сыром, колбасой).

Лена любит гулять с ...(мамой, папой, бабушкой, дедушкой, сестрой).

Дети пили чай с … (конфетами, сахаром, лимоном, тортом).

«Колобок»

Логопед напоминает детям сказку «Колобок» и предлагает им рассказать, от кого ушёл колобок, а от кого он не смог уйти.

Колобок ушёл: ...от бабушки

                             от дедушки

                              от зайца

                              от волка

                               от медведя

Колобок не ушёл  … от лисы

«Потерянное слово»

Логопед предлагает детям найти потерявшееся слово и произнести его целиком.

Примерный речевой материал:

Кот спит … диване.

Продукты покупают … магазине.

Грибы растут … лесу, а клюква … болоте.

Дети пошли … реку и купались … реке.

Одежду вешают … шкаф.

«Исправь ошибки»

Логопед предлагает детям прослушать предложения, определить, все ли в них правильно, и исправить ошибки.

Примерный речевой материал:

Бабушка приехала с деревни.

Шубу сняли из вешалки.

Мама пришла с магазина.

Птенец выпал с гнезда.

«Что (кто) под чем?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что под чем?

Примерный речевой материал:

тапки — стул

шкаф — коробка

куст — заяц

гусеница — листик

батарея — окно

«Что (кто) над чем?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что над чем?

Примерный речевой материал:

чайки — море

гуси — озеро

голуби — крыша

картина — диван

солнце — лес

пчела — цветок

«Скажи наоборот»

Логопед бросает мяч, одновремено произнося предложение с предлогом «под» или «из — под».

Ребёнок, возвращая мяч, должен сказать своё предложение, изменив предлог.

Образец ответа: Кошка спала под столом. -  Кошка вылезла из — под стола.

Примерный речевой материал:

Котёнок залез под кровать. - котёнок вылез … кровати.

Заяц выскочил из - под куста. - Заяц спрятался …

Клубок закатился под шкаф. - Клубок вытащили …

Литература

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) — Спб.: Союз, 1999 - 160 с.

2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. - Спб.:  Издательство «Союз», 2005. - 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В данном материале представлены дидактические игры и задания для формирования словообразования у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией....

Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале  представлены игры и задания  по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты"  у  детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Одежда" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....

Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....