Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
статья на тему
В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v_dekabre_2016_-_slogovaya_struktura_slova.odt | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с речевыми нарушениями значительно отличается от возрастной нормы и поэтому вопрос формирования слоговой структуры слова является актуальным.
У детей дошкольного возраста отмечаются следующие виды нарушений развития слоговой структуры слова.
- Нарушения количества слогов.
а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При согращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конда («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).
б) Итерации - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» - трава).
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот).
- Искажения структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных - в слог без стечения («тул» - стул).
- вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).
- Антиципации - уподобление одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).
- Персеверации - это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
- Контаминации - соединения частей двух слов (холодильница» - холодильник, хлебница).
Все перечисленные виды искажений слогового состава слова распространены у детей с нарушениями речи.
Литература
Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов.- М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...
Обследование слоговой структуры слова у детей
Описание методики обследования слоговой структуры слова у детей...
Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...
Игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
Обобщение опыта работы за учебный год по теме: формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи . Целью работы было: формирование слоговой структуры слова и формирование ...
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Игры на коррекцию слоговой структуры слова...
Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...