Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_v_dekabre_2016_-_slogovaya_struktura_slova.odt19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

 Процесс формирования слоговой структуры слова у дошкольников с речевыми нарушениями значительно отличается от возрастной нормы и поэтому вопрос формирования слоговой структуры слова является актуальным.

У детей дошкольного возраста отмечаются следующие виды нарушений развития слоговой структуры слова.

  1. Нарушения количества слогов.

   а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

   Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При согращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конда («капу» - капуста).

   В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал),  другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).

    б) Итерации - увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной  в  том месте,  где имеется  стечение согласных («тарава» - трава).

  1. Нарушение последовательности слогов в слове:

-  перестановка слогов в слове («деворе» -  дерево);

- перестановка звуков соседних слогов («гебемот»   -  бегемот).

  1. Искажения структуры отдельного слога:

- сокращение стечения согласных, превращающее  закрытый слог в открытый («капута» -  капуста);  слог со стечением согласных  - в слог без стечения  («тул» - стул).

- вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

  1. Антиципации - уподобление одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).
  2. Персеверации - это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» - панама; «вввалабей» - воробей).

   Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

  1. Контаминации - соединения частей двух слов (холодильница» - холодильник, хлебница).

    Все перечисленные виды искажений слогового состава слова распространены у детей с  нарушениями  речи.

Литература

Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов.- М.: АСТ: Астрель:  Хранитель,  2007. -  319 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Данная статья затрагивает вопрос об овладении произношением звуко - слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недораз­витием речи. Каждый логопед-практик сталкивается в своей работе с дет...

Обследование слоговой структуры слова у детей

Описание методики обследования слоговой структуры слова у детей...

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Игровые упражнения и задания для формирования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игровые упражнения и задания для формирования  слоговой структуры  слова у детей дошкольного  возраста....

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР

Обобщение опыта работы за учебный год по теме: формирование слоговой структуры слова у детей с  общим недоразвитием речи . Целью работы было: формирование слоговой структуры слова и формирование ...

Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Игры на коррекцию слоговой структуры слова...

Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...