Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
учебно-методический материал на тему
Материал по развитию речевого и внеречевого дыхания у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий»
Реферат на тему
«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
Содержание
1. Основные функции механизма речи
1.1 Дыхание, одна из функций механизма речи
1.2 Физиологическое и речевое дыхание.
2. Этапы формирования и развития речевого дыхания
2.1 Этап развития физиологического дыхания
2.2 Этап формирования и развития фонационного выдоха.
2.3 Этап формирования и развития речевого дыхания
В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем динамичных периодов своей истории. Увеличилось количество семей, имеющих официальные доходы ниже прожиточного минимума. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, её этимологии и социальной адаптации детей-логопатов свидетельствует о том, что положение детей в современной России вызывает обоснованную тревогу общества. Лишь 14% детей практически здоровы, в то же время половина имели отклонения в состоянии здоровья, а 35% страдали хроническими заболеваниями.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.
Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание, ринолалия и различного типа дизартрии.
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи и детские психоневрологические санатории. Реабилитация таких детей требует комплексного подхода, необходимо сочетать логопедическую работу с медикаментозным лечением, физиотерапией, общей лечебной физкультурой.
У таких детей наблюдаются нарушения во всех сферах деятельности и страдают все компоненты речи: лексика, фонетика, грамматика.
Корректируется все в комплексе: дыхание, голосообразование, темп, ритм, произношение, грамматика.
1. Основные функции механизма речи
1.1 Дыхание, одна из функций механизма речи
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.
У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей, сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.
Полное понимание разных явлений патологии речи возможно лишь на основе знаний о нормальных функциях механизма речи.
Произнесение слов обеспечивается синхронной работой четырёх систем:
- Энергетической - трахея, бронхи, лёгкие и дыхательная мышца(диафрагма);
- Генераторной - гортань;
- Резонаторной - глотка, полость носа, околоносовые пазухи;
- Артикуляторной - ротовая полость, зубы, губы, твёрдое и мягкое нёбо.
Первая система речевого аппарата подаёт струю воздуха. Вторая служит для образования голоса. Третья (резонатор) усиливает звук голоса и сообщает ему тот или иной тембр. Четвертая система является органами произношения.
Дыхание - это энергетическая основа нашей речи. Что представляет собой дыхание?
Дыхание периодически повторяющиеся следующие акты: вдох, выдох, мгновенная остановка (покой), потом опять вдох, выдох, остановка и т.д. - это непроизвольное дыхание. В процессе говорения мы используем произвольное дыхание, т.е. дыхание, производимое по нашей воле, контролируемое и регулируемое нами. И здесь отдельные элементы дыхания изменяют свою последовательность: вдох, краткая остановка, затем постепенный, медленный выдох и вновь остановка. Такое дыхание, обслуживающее речь, называется речевым дыханием.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Все это в большинстве случаев представляет трудности для многих детей, имеющих речевые нарушения. С такими детьми проводится целенаправленная работа, которая заключается в проведении специальных дыхательных упражнений.
Важно отметить, что существует ряд условий, которые важно соблюдать при выполнении дыхательных упражнений:
- Заниматься в проветренной, не сырой комнате.
- Не заниматься после еды.
- Помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (вызывают головокружения), поэтому лучше чередовать их с другими упражнениями.
- Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений, т.к. в дыхательной гимнастике применяются и статические и динамические упражнения.
- Лучше проводить упражнения в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Кроме логопедов и педагогов в детском учреждении все специалисты (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор ЛФК) активно включают ежедневно упражнения на дыхание в свои занятия.
1.2 Физиологическое и речевое дыхание.
Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционального физиологического дыхания. Следует различать физиологическое (жизненное, внеречевое) дыхание и речевое дыхание. Они значительно отличаются друг друга. Основные различия представлены в таблице:
Физиологическое(внеречевое) дыхание | Речевое дыхание |
Назначение: осуществление газового обмена | Назначение: является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики |
Фазы: вдох-выдох -пауза | Фазы: вдох-пауза-выдох |
Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания | Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо |
Вдох и выдох через нос | Комбинированное дыхание, преимущественно через рот |
Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое | Выдох значительно длиннее вдоха. Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох |
Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая | В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет |
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи
Речевое дыхание характеризуют:
- активность, связанная с тем , что дыхание служит энергетической базой речи;
- организованный выдох, т.к. речевое дыхание связано с возникновением и распространением, то выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке;
- распределение выдоха, умение сознательно делить весь объём выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки;
- добор дыхания в процессе речи.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой, межреберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная её функция создавать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:
- нижнее, или «брюшное» диафрагмальное (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного средняя);
- среднее, или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается);
- верхнее, или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетки и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного их средняя часть);
- смешанное, или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).
Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы:
- расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;
- формирование и развитие длительного фонационного выдоха;
- развитие речевого дыхания;
2. Этапы формирования и развития речевого дыхания
2.1 Этап развития физиологического дыхания
Цель: увеличить объем дыхания, выработать плавный, длительный, экономный выдох, выработать диафрагмально-реберный тип дыхания при активном участии диафрагмы, активизировать мышцы губ.
Сначала знакомим детей с внешним выражение процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц.
- Сесть ровно, спокойно, ладонь положить на живот (на область диафрагмы). Делаем правильный вдох. Посмотрите, животик надувается, как шарик.
- Выдыхаем – шарик медленно уменьшается.
Плечи опущены не напряжены. Другая рука дирижирует – показывает длительность, плавность выдоха.
После знакомства и постановки правильного дыхания начинается его тренировка в играх и упражнениях.
Игры и упражнения на развитие физиологического дыхания
Игры на развитие воображения | Поддувание легких игрушек | Поддувание легких предметов | Дыхательные упражнения с водой | Надувание, активный ротовой выдох |
- «Задуй свечу», -«Погрей руки», -«Понюхай цветочек» | - вертушки -султанчики из полосок бумаги или цветных перьев, хвосты у птичек, плавники у рыбок и др. -волчки -карусели -автогонки -соревнования лыжников -паровозики, железные дороги -футбол -бумажные снежинки, листочки, бабочки, птички, стрекозы на ниточках и без | -перекатывание карандашей, ручек, катушек от ниток, крышечек, ватных шариков, перышек, одуванчиков; -дутьё в пузырьки «Паровоз гудит» | -пускание бумажных и пластиковых корабликов -игра «Бульканье» через трубочку -пускание мыльных пузырей и их поддувание | -надувание воздушных шариков -игра на музыкальных инструментах |
Можно отдельные упражнения выполнять через трубочку и без. Упражнения сложные, многие дети не умеют складывать губы «трубочкой» при выдохе.
На данном этапе координируем носовое и ротовое дыхание, выполняем упражнения на чередование ротового и носового вдоха, выдоха (вдох и выдох можно производить через одну ноздрю, затем через другую). Кроме этого выдох может быть не только обычным, но и:
-длительным, плавным
-выдох толчками
2.2 Этап формирования и развития фонационного выдоха.
Уже на 2,3 занятии переходим ко 2 этапу - развитию фонационного выдоха, но параллельно продолжаем работу над внеречевым дыханием. Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом, артикуляцией.
Фонационный выдох отрабатывается:
- на материале гласных звуков;
- на материале согласных звуков.
Работа над дыханием на данном этапе связана с формированием навыка рациональной голосоподачи и голосоведения. Упражнения так и называются «голосо-дыхательные».
Внимание детей акцентируется не на вдохе, а на звучании голоса в процессе выдоха с изменением его высоты, силы, тембра.
Работа начинается с длительного звучания гласных звуков. Игры: «Укачаем куклу», «Вьюга», «Лесенка». Постепенно количество гласных на одном выдохе увеличивается. Важно добиваться плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. Формируем навык мягкого голосоведения. Игры: «Эхо», «Лесенка». Эта же работа продолжается на материале согласных звуков и их сочетаний. Здесь активно используем звукоподражания.
Звукоподражания:
«Польем водичку» - С-с-с
«Комарик» -З-з-з
«Зазвонил телефон» - З-з-з
«Змея шипит»- Ш-ш-ш
«Мышонок шуршит»-Ш-ш-ш
«Дует ветер» -В-в-в
«Трактор ревет» - Р-р-р
«Тишина!» - Тс-с-с
На этом этапе активно используются не только статистические, но и динамические дыхательные упражнения, когда произнесение звуков на выдохе сочетается с движениями. Игры: «Насос», «Шарик лопнул», «Гуси шипят», «Поймай комарика».
Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики с последующим усложнением, мы постепенно вовлекаем органы дыхания в процесс голосообразования.
2.3 Этап формирования и развития речевого дыхания
Плавно, постепенно ребенок подготавливается к формированию собственно речевого дыхания. Также от простого к сложному. Сначала дети обучаются произносить в процессе выдоха слоги, отдельные слова, фразы, рифмованные строки. Затем более сложные речевые задачи - прозаические тексты из 3-4 коротких предложений, затем ответы на вопросы.
На материале слогов:
- «Перекличка животных»
- «На лугу»
- «Дровосек»
- «Эхо»
- «К нам приехал паровоз»
На материале слов:
- «Перекличка детей по именам»
- «Что за чем следует»
- -«Эхо»
-«Часики»
Постепенно переходим к тренировке речевого дыхания на материале фраз:
- небольшие чистоговорки
- «Веселый счет»
- пословицы, поговорки
- -загадки
- потешки
- считалочки
- короткие стихи
- перечисление дней недели, времен года, названий месяцев
- упражнения по наращиванию фразы
Для тренировки правильного речевого дыхания, его силы и длительности необходимо учитывать следующие методические указания:
- дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребёнок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха;
- дыхательные упражнения организуются в виде игры, чтобы ребёнок мог непроизвольно сделать более глубокий вдох и более длительный выдох;
- на одном выдохе произносить слитно не более 3-4 слов;
- в распространённых предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха, делать быстрое и незаметное пополнение израсходованного воздуха в процессе речи .
- все динамические упражнения выполняются в следующей последовательности: руки из положения «в стороны» движутся вперёд, из положения «вверх» движутся вниз, наклоны корпуса вниз или в стороны;
Развитие детской речи – это сложный и многообразный процесс. Одним из важных компонентов этого процесса является развитие речевого и внеречевого дыхания. Если речевое дыхание в онтогенезе у детей без отклонений в развитии спонтанное по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически. В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Таким образом, мы приходим к выводу, что работа над развитием дыхания должна проводиться со всеми детьми, имеющими речевые нарушения.
- Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
- Гуровец Г.В., Маевская СИ. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стёртой формой дизартрии и ринофобией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. - М., 1981.
- Винарская Е.Н., Гулатов A.M. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент, 1989.
- Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
- Поваляева М.А., Справочник логопеда. изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2002.
- Щетинин М.Н., Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. изд. «Метафора», 2010.
- Поварова И.А., Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. изд. «Союз», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи»
«Развитие речевого и внеречевого дыхания у детей с нарушениями речи »...
Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Одежда" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....