Реабилитационное пространство специальной школы закрытого типа
статья на тему

В статье рассматривается реабилитационное пространство специальной школы закрытого типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реабилитационное пространство ГКСУВУ СО СОШ №124

.

Реабилитация – восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

В школу направляются воспитанники, которые характеризуются педагогической запущенностью. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Педагогическая запущенность имеет несколько форм:

  1. Нравственно-педагогическая – т.е. искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных чувств, несформированность навыков нравственного поведения.
  2. Интеллектуально-педагогическая – т.е. слабость развития познавательных процессов, нежелание, неумение учиться.
  3. Нравственно-трудовая – т.е. искажение представлений о труде в жизни общества, нежелание, неумение трудиться в соответствии со своими возможностями и требованиями общества.
  4. Медико-педагогическая – т.е. отклонения в состоянии здоровья, слабость знаний о гигиене быта, поведения, возникновение отрицательных привычек.

Таким образом, в школе обучаются воспитанники, которые испытывают трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе, социальному окружению. Все они относятся к категории школьной, соматической и психофизической дезадаптации.

Задача школы является создание условий адекватных психическим и физическим возможностям учащегося. Решить эту задачу можно только, создав единое реабилитационное пространство.

Успешная деятельность школы и вообще образовательного учреждения становится немыслимой без коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах диагностики и обоснованных организационных и методической форм работы.

Система коррекционно-развивающего обучения – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи активной помощи воспитанникам с трудностями в обучении. Эта форма дифференциации возможна при традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но наиболее эффективна при создании специальных классов, позволяющих обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами соматическом и нервно-психическом здоровье. Именно, в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, социально-трудового, лечебно-профилактического направлений деятельности.

Характерными особенностями этой системы являются:

  1. Наличие диагностико-консультативной службы, работающей на основе междисциплинарного взаимодействия.
  2. Разработка и внедрение учебного плана наиболее отвечающего потребностям учащихся.
  3. Максимальная социально-трудовая адаптация учащихся к современным условиям (в том числе в условиях рынка труда).

Важным моментом в системе является динамическое наблюдение за продвижением каждого воспитанника педагогами, которые работают с каждым классом – это классный руководитель, воспитатель, учителя, педагог дополнительного образования, психолог. В обязанности педагогов и специалистов школы входит изучение состояния здоровья (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенности развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития воспитанника, запаса знаний и представлений о жизни, сложившихся до прибытия в школу, грамматических, математических, об окружающих предметах и явлениях действительности (педагогическое изучение).

Итогом изучения воспитанника [ПМПК] являются рекомендации: установление целей работы, путей и сроков ее достижения, выработка адекватного состоянию воспитанника подхода со стороны всех взрослых, выделение сильных сторон воспитанника, на которые можно опереться в работе, анализ хода развития и результатов педагогической работы.

В организации системы обучения важным моментом является создание в школе климата психологического комфорта. Здесь имеют значение многие факторы: учет индивидуально-типологических особенностей воспитанников при организации учебно-воспитательного процесса, разработка учебного плана, выбор программы, составление тематического планирования, учебно-методическое оснащение, поддерживающего мотивацию достижения успеха обучающихся, формирование навыков самооценки и самоконтроля.

Таким образом, исходной точкой коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является диагностика их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы.

На результатах диагностики строится образовательная работа с воспитанниками.

Устранение пробелов в знаниях осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Оно может проявляться в даче посильных индивидуальных заданиях, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указаниях способов в работе, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Кроме того, устранение пробелов в знаниях может быть более дифференцированным, иметь характер непосредственной (оперативной) и опосредованной (длительной) помощи.

Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия.

Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер, призвана оперативно устранить недостатки в учебно-познавательной деятельности.

Дифференцированная непосредственная (оперативная) помощь строится педагогом в зависимости от учебной ситуации.

Пример: Если ученик затрудняется в ответах на вопросы по содержанию рассказа учителя или тексту учебника, если неправильно воспроизводит формулу, определение понятий, в этих случаях полезно повторить объяснение в максимально расчлененном виде, а затем задавать вопросы о главном, отделяя детали.

Можно затратить много сил и энергии в коррекции знаний педагогически запущенных подростков, но мало продвинуться в решении этой задачи. Поэтому следующим аспектом в создании реабилитационного пространства в учебно-познавательной деятельности воспитанников является их мотивация учебно-воспитательного процесса.

Первое, что необходимо сделать – это создать ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала. Это могут быть ситуации, связанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого материала. В усилении мотивации учебной деятельности важную роль играют эмоциональный фон, состояние занимательности, удивления в восприятии предлагаемого материала.

Чтобы усилить эмоционально-действенную сторону познавательного процесса, необходимо задействовать еще одно направление этого процесса – овладение учащимися познавательными умениями. В процессе формирования учебных умений не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения.

В формировании и развитии учебно-познавательных умений играет алгоритмизация отработки умений.

Частью учебно-воспитательного процесса является также внеклассная работа. В школе сформировалась определенная система этой работы: по каждому предмету проводятся недели, научно-практическая конференция, праздник знаний в конце учебного года.

Метод коррекции через труд чрезвычайно важен как для общего социального воспитания ребенка с девиантным поведением, так и для коррекции отдельных форм поведения.

В мастерских воспитанник приобретает целый ряд навыков, важных для его дальнейшей профессиональной деятельности: учится слесарному, столярному, токарному, швейному делу. Однако наиболее существенную роль труд в мастерских играет тогда,  когда он рассматривается с точки зрения коллективистского воспитания, формирования социально-активной личности. Работа в мастерских позволяет прежде всего развить и укрепить мотивацию социального самоутверждения воспитанника. В условиях коллективного труда он научается ценить себя и других, приучается относиться к другим также, как и к себе, начинает сознавать все преимущества совместных форм деятельности и правила их осуществления. Одним словом, в мастерской воспитанник обретает прообраз своего будущего трудового, социального бытия. Здесь закладываются основы его наиболее ценных личностных качеств, устраняющих, компенсирующих или уравновешивающих дефекты характера. Наряду с этим, труд в мастерских стимулирует развитие положительных творческих возможностей воспитанника.

Особенностью процесса труда в школе является наличие 12 часов трудовой деятельности через систему дополнительного образования. Объектами труда являются ремонт мебели, оборудования, хозяйственно-строительные работы, изготовление учебно-наглядных пособий для учебных кабинетов школы.

Вопрос о соотношении необходимо-производственного и свободно-творческого труда находит свое решение в работе кружков технической направленности: “Художественная обработка древесины”, “Юный техник”, “Портняжка”.

Система преодоления трудовой запущенности:

  1. Вызывание и развитие общей работоспособности. Часть воспитанников имеют отвращение к труду, в большинстве случаев в результате ненормального семейного и школьного воспитания. Индивидуальный подход к таким воспитанникам заключается в следующем: первую работу приходится давать чрезвычайно интересную. После ее выполнения пережив удовольствие, и будучи оценен приобретает охоту к труду.
  2. Выработка систематичности и выдержки в работе.
  3. Развитие общей активности, особенно у пассивных детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении на уроках географии в школе закрытого типа

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию....

Мотивация к обучению в школе закрытого типа

Процесс обучения в школе закрытого типа имеет ряд особенностей, ...

Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...

Санкт-Петербургская ГКСУВУ Специальная общеобразовательная школа №1 (закрытого типа) СПб

Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) создана на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в 1964 году и является учреждение...

Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа

Данная статья была представлена на конкурс в рамках I Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии России: современные тенденци...

Межведомственное взаимодействие при помещении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процес...