Трудовое воспитание в процессе реабилитации несовершеннолетних в условиях школы закрытого типа.
статья на тему
1. Роль трудового воспитания в процессе реабилитации в СОШЗТ
1.1. Понятие о трудовом воспитании
1.2. Цели и задачи трудового воспитания в СОШЗТ
2. Методы и формы организации трудового воспитания в СОШЗТ
3.Заключение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Трудовое воспитание в процессе реабилитации несовершеннолетних в условиях школы закрытого типа.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Роль трудового воспитания в процессе реабилитации в СОШЗТ
1.1. Понятие о трудовом воспитании 1.2. Цели и задачи трудового воспитания в СОШЗТ
2. Методы и формы организации трудового воспитания в СОШЗТ
3.Заключение
4. Список использованных Интернет- ресурсов.
Роль трудового воспитания в процессе реабилитации несовершеннолетних в СОШЗТ.
1. Понятие о трудовом воспитании
Труд представляет собой сложную деятельность, осуществление которой предполагает определенный уровень физического и психического развития. Необходимые для трудовой деятельности психические качества личности формируются под влиянием условий жизни и воспитания.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; коллективизм; постоянное проявление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренней потребности работать в полную меру своих умственных и физических сил; стремление строить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов и открывает простор для использования активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретательства.
2. Цель трудового воспитания в СОШЗТ направляется на воспитание психологической и практической готовности подростков к труду.
Трудовое воспитание учащихся СОШЗТ ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего:
1) реабилитацией воспитанников и адаптацией к окружающей среде
2) воспитанием личности, обладающей индивидуальностью и такими важными качествами, как:
- ответственность;
- трудолюбие;
- работоспособность;
- коммуникабельность;
- толерантность;
- стрессоустойчивость;
- умение рационально организовывать и использовать свой потенциал.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков .
Методы и формы организации трудового воспитания в СОШЗТ.
На протяжении существования Казенного специального учебно-воспитательного учреждения ХМАО-Югры для детей и подростков с девиантным поведением «СОШЗТ» неоднократно ставилась проблема наиболее эффективного осуществления трудового воспитания в условиях нашей школы . В процессе становления личности красной линией проходит трудовое воспитание от начала нахождения воспитанника в данном учебном заведении и до выпуска. Трудовое воспитание должно осуществляться с учётом перспектив развития каждого подростка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей. Выпускники школы по окончанию срока пребывания должны успешно социализироваться: продолжить обучение в других учебных заведениях (возможно, профессиональных), зарабатывать себе на жизнь, выполнять различные социальные функции: создавать семью, растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро- и микросоциуме. Для создания условий реабилитации и адаптации целесообразно использование следующих методов и форм организации трудового воспитания:
- методы формирования сознания личности.
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
- методы стимулирования поведения и деятельности.
(Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.)
Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения .
В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее - методами убеждения, поскольку главное их назначение - формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки подростков с формами девиатного поведения, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании следующих методов: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.
Весьма важным в трудовой деятельности воспитанников является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдение правил техники безопасности. Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в освоении рациональных способов его выполнения.
Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование воспитанников.
Значительную роль в формировании положительного отношения к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение подростков, стимулирует у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу.
Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности - упражнение. К этой группе относят: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
К третьей группе методов стимулирования относятся: поощрение, наказание, соревнование.
Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важно - в случае необходимости - и порицания. В процессе педагогически организованного труда вырабатывается правильная нравственная и эстетическая оценка каждой личности .
Формами трудового воспитания в школе являются :
1) средства морального и материального поощрения (грамоты, кубки, сувениры и т.д.)
2) представление широких возможностей для повышения своих способностей (кружки и секции по интересам)
3) подготовка воспитанников к труду методами коллективного воспитания в условиях закрытого учебного учреждения
4) использование средств массовой информации в целях трудового воспитания (наличие в школе местного радио и издание газеты «Муравейник» )
5) эффективной формой трудовой активности являются индивидуальные трудовые поручения, которые даются учащимся учителями
Формы работы по организации трудового воспитания следующие: озеленение территории школы, ремонтные работы (спортивная площадка, мастерские), благоустройство территории и помещений спального и учебного корпусов, самообслуживающий труд, декоративное облагораживание территории, работы в школьной теплице, «трудовой десант» на территории школы и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение многих вопросов трудового воспитания подростков с формами девиантного поведения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда.
Труд воспитанников в условиях нашей школы имеет свою специфику. Прежде всего, труд подростков, находящихся в режимном учреждении закрытого типа, отличается от труда всех остальных тем, ради чего он организован -для достижения и реализации воспитательных целей и задач.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков
Трудовое воспитание учащихся СОШЗТ ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего
1) реабилитацией воспитанников и адаптацией к окружающей среде ;
2) воспитанием личности, обладающей индивидуальностью и такими важными качествами, как :
- ответственность;
- трудолюбие;
- работоспособность;
- коммуникабельность;
- толерантность;
- стрессоустойчивость;
- умение рационально организовывать и использовать свой потенциал.
Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогической деятельности, а средство для развития главной человеческой способности - способности к труду.
Труд занимает большую часть времени подростков, поэтому оказывает огромное влияние на их воспитание. Роль обучения в трудовом воспитании детей надо рассматривать как источник приобретения определенных знаний о значении труда в жизни человека, о характере труда в нашем обществе, о нравственном облике современника-труженика и формирования определенных черт характера, трудовых умений и навыков в самом процессе организации труда.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Проанализировав опыт работы других учебных заведений подобного типа по данному направлению , можно сделать следующие выводы:
-формы и методы работы по организации трудового воспитания схожи. Это обусловлено условиями содержания детей, спецификой закрытого учреждения и исходящими целями и задачами воспитания;
-наша школа решает такие же проблемы, что и другие учебные заведения подобного профиля.
Таким образом, трудовое воспитание в сочетании с другими формами воспитания в условиях специальной школы закрытого типа должно правильно, педагогически целесообразно организовано, что дает возможность воспитанникам после окончания срока пребывания выбрать правильный жизненный путь законопослушного гражданина страны .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....
Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа
Данная статья была представлена на конкурс в рамках I Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии России: современные тенденци...
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ, КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ, В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Реализация новой модели образования требует применения комплекса подходов к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом. Наиболее востребованным и интегрированным...
Взаимодействие педагогов по формированию правовой культуры воспитанников в условиях учреждений закрытого типа
В последние десятилетия в России произошли значительные изменения в области правовых отношений в связи с провозглашением курса на формирование правового государства и гражданского общества. Эффективно...
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы
Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...
Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра
Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...
Межведомственное взаимодействие при помещении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»
Основной целью работы педагогов с трудными подростками в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процес...