Особенности работы учителя – логопеда в школе.
статья

Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования творческих решений, управления всеми видами деятельности. Речь напрямую связана со всеми психическими функциями: вниманием, памятью, мышлением. Недостатки речи неизбежно сказываются на общем развитии детей, снижая обучаемость. Нарушения речи носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, если помощь своевременно не оказана, отставание в учёбе неизбежно. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы. Работа школьного логопеда заключается в профилактике и коррекции устной и письменной речи ребенка с речевыми проблемами.

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

  • своевременная диагностика нарушений речевого развития у учащихся;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  • предупреждение и профилактика речевых нарушений;
  • пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_osobennosti_raboty_uchitelya_-_logopeda_v_shkole.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы учителя – логопеда в школе.

Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования творческих решений, управления всеми видами деятельности. Речь напрямую связана со всеми психическими функциями: вниманием, памятью, мышлением. Недостатки речи неизбежно сказываются на общем развитии детей, снижая обучаемость. Нарушения речи носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, если помощь своевременно не оказана, отставание в учёбе неизбежно. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы. Работа школьного логопеда заключается в профилактике и коррекции устной и письменной речи ребенка с речевыми проблемами.

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

  • своевременная диагностика нарушений речевого развития у учащихся;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  • предупреждение и профилактика речевых нарушений;
  • пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.

Коррекционная работа - систематизированный процесс, базирующийся на общепедагогических и специфических дидактических принципах

Первоначально, на этапе обследования, выявляется причина появления логопатологии. Понимание этиологии и патогенеза речевого нарушения в каждом отдельно взятом случае, т.е. с учетом индивидуальных особенностей конкретно взятого ребенка, его возраста, позволяет определить наиболее подходящую программу работы, при необходимости привлечь к решению данной проблемы других специалистов. Таким образом в работе учителя-логопеда реализуются принципы комплексного воздействия и учета ведущей деятельности, т.к. в каждом возрастном периоде существуют специфические методы и приемы коррекционного воздействия, разработанные специально для данной возрастной группы. Для детей дошкольного и даже младшего школьного возраста, такой деятельностью является игра. В процессе игры у ребенка возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопедический процесс длительный и целенаправленный, поэтому и родителям, и детям необходимо запастись терпением и стараться активно участвовать в преодолении речевых проблем их детей. С логопедом ребенок проводит несколько часов  в неделю, тогда как становление речи - процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка.

Помимо преодоления непосредственно речевого нарушения, в соответствии с принципом комплексного воздействия на личность ребенка, учителями-логопедами проводится работа по развитию сенсомоторных функций, которые зачастую страдают при той или иной форме речевой патологии. Сюда относятся комплексы упражнений, способствующие развитию мелкой моторики и, соответственно, графомоторного навыка, улучшению подвижности артикуляционного аппарата, что оказывает влияние на качество звучания устной речи. Помимо этого, в ходе коррекционно-развивающего процесса ведется активная работа по развитию психических функций ребенка, эмоционально-волевой сферы. Учителя-логопеды включают эти, на первый взгляд, не связанные с актом речи процессы, в коррекционную работу с целью воспитания гармонично развитой личности.

Учителя-логопеды начинают работу с учащимися 1 сентября. В течение первых 2 учебных недель, т.е. до 15.09 логопедической службой школы проводится диагностика устной (в 1 классах) и письменной (во 2, 3  и 4 кл.) речи учащихся. По результатам обследования формируются списки детей, нуждающихся в логопедической помощи, им предлагается логопедическая помощь. В случае согласия родителей (законных представителей), ребенок попадает в логопедическую группу или на индивидуальные занятия (в каждом отдельно взятом случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке с учетом уровня развития ребенка, тяжести нарушения и иных аспектов).

Параллельно с осуществлением коррекционной работы, учителя-логопеды проводят мониторинг состояния письменной речи обучающихся с целью оказания своевременной квалифицированной помощи детям, проводят консультирование родителей и учителей. Любой из родителей, независимо от того, посещает их ребенок логопедические занятия  или нет, может записаться на консультацию.

Логопедическая служба школы работает в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения. Таким образом мы реализуем в своей деятельности принципы комплексного воздействия на имеющуюся проблему с привлечением необходимых специалистов.

Для того, чтобы коррекционный процесс был не только полезным, но и интересным нашим маленьким клиентам, мы активно используем в своей работе различные дидактические пособия и настольные игры, а также различные демонстрационные пособия и игры, одной из функций которых является здоровьесберегающая.

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников и младших школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

​ Артикуляционная гимнастика направлена на выработку правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

​ Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

​ Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей школьного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

​ У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи;

​  самомассаж лицевых мышц;

​ самомассаж кистей и пальцев рук;

​ Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

Особенности работы учителя – логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ

Кратко раскрываются особенности роботы учителя - логопеда с детьми по освоению ФГОС ОВЗ....

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ

Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ОВЗ...

Особенности работы учителя-логопеда с неговорящими детьми

Социально-психологическое сопровождение  детей с особенностями развития....

Презентация к конференции: "Особенности работы учителя – логопеда в коррекционной школе с детьми, овладевающими русским (неродным) языком".

Логопедическая работа с детьми, овладевающими русским (неродным) языком, обучающимися в специальной коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта»...