РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)
календарно-тематическое планирование по теме
РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ) КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЖИВОЙ МИР» 1 класс ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени )
Учитывая сложный состав учеников (в классе дети с различной степенью выраженности интеллектуальных нарушений и различной степенью подготовленности) в основу планирования легла «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 класс» Воронковой В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа 1 класс школ VIII вида | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» | «Утверждаю» |
решением педагогического совета | Директор |
протокол №______ | ___________/______________/ |
от «____»_________20____г. |
РАБОЧАЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ)
КОРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЖИВОЙ МИР»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
(рассчитана на детей 7-8 лет с ментальными нарушениями разной степени)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Учитель-дефектолог
Ясман Юлия Владимировна
г. Москва
2014 – 2015 уч. Год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ОВЗ. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Дети с ментальными нарушениями - многочисленная категория, разнородная по своему составу, имеющая наряду с интеллектуальными нарушениями, проблемы психофизического, речевого и сенсорного развития.
Учебный предмет «Живой мир» является специфическим для обучения школьников. Основной задачей курса «Живой мир» является пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла. Это очень важно для обучения учащихся, имеющих нарушения интеллектуального развития, так как усвоение систематических знаний о природе способствует общему развитию детей, формирует образное и аналитическое мышление, способствует расширению кругозора, обогащает словарный запас, воспитывает в детях младшего возраста интерес и бережное отношение к живому.
Введение в учебный план предмета «Живой мир» по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием таких первоклассников, в общем, и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Учитывая сложный состав учеников (в классе дети с различной степенью выраженности интеллектуальных нарушений и различной степенью подготовленности) в основу планирования легла «Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 класс» Воронковой В.В.
В программе по всем учебным предметам указывают на разно уровневые требования к овладению знаниями: 1-й — базовый уровень, 2-й — минимально необходимый, что в свою очередь, дает возможность практически осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с нарушенным интеллектом.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Для реализации данного планирования был выбран учебник для 1 класса (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида) – «Живой мир 1 класс» Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О..
В учебнике заложена основа для формирования у учащихся базовых представлений о природе: о взаимосвязи живой и неживой природы, о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времен года.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Цель программы: формирование у учащихся знаний об окружающем мире и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи программы:
Диагностические
- Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
- Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
- Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
- Социализация.
- Формирование самостоятельности.
- Становление нравственной ориентировки.
- Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
- Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка.
- Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
- Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
- Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование всех видов детской деятельности.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, и рассматриваются как коррекционные. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 66 учебных часов для обязательных уроков «Живой мир» в 1 классе для детей с выраженным недоразвитием интеллекта из расчета 2 учебных часа в неделю. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Срок реализации программы рассчитан на 1 год.
Возраст детей: 7-8 лет.
Состав класса: до 12 человек. Класс формируется из детей с особыми образовательными потребностями: интеллектуальные нарушения различной степени выраженности, речевые нарушения различной тяжести, расстройства поведения.
Ожидаемые результаты усвоения программы и способы их проверки:
Учащиеся должны уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
- составлять простые нераспространенные предложения;
- распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
- названия изучаемых предметов, части предметов.
Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения логопедической, дефектологической и социально- педагогической диагностики: первичной и повторной, обработки и анализа полученных результатов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Краткое содержание раздела | Кол-во часов |
Неживая природа | Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет. Когда можно увидеть на небе Луну? Занятия людей днём и ночью. Занятия взрослых и детей. Что можно увидеть ночью. Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток. Познакомить со значением Солнца для планеты Земля ; значением для растений. | 10 | |
Сезонные изменения (времена года) | Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года. | 20 | |
Растения | Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы Учить различать семена разных растений и определять растения по семенам. Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи. Учить рассказывать о том, что нужно растениям для жизни (свет, тепло, вода). Познакомить со способами приспособления растений к разным условиям жизни. | 10 | |
Животные | Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые. Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах. Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках. Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках. Познакомить учащихся со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. Познакомить учащихся со способами приспособления животных к разным временам года. | 10 | |
Человек | Учить различать людей по возрасту, полу. Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов. Изучать строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.) Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. Формировать элементарные представления о строении ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. Можно провести исследование – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей. | 16 | |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 66 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение: предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг; загадки; муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
Дополнительная литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.
- ГудимовВ.П. «Тематические загадки для дошкольников».
- Программа «Живой мир»/институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.
- Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с 5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006
- «Окружающий мир». Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.
- Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Учебное мет.пособие Иванова Т.С. – М.:ЦГЛ, 2003
- Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 1класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А
Оборудование:
Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений.
Технические средства:
Ноутбук, интерактивная доска, МФУ
№ | Дата урока | Тема урока (страница учебника) | Тип урока | Элементы содержания | Коррекционные задачи |
1 четверть | |||||
Неживая природа (10 часов) Цель: формирование представлений о солнце как источнике света и тепла. | |||||
Введение. Стр.3-4 | Экскурсия | Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными. | |||
Объекты живой и неживой природы | Урок первичного предъявления знаний | Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет. | Уметь называть объекты и делить их на группы :живые или неживые. развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Земля и Солнце. Стр.6 | Урок первичного предъявления знаний | Обратить внимание на материал предыдущих уроков. Планета земля и звезда Солнце. Вращение Земли вокруг Солнца. | Знать, что Земля – это планета, а Солнце – звезда. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
День и ночь. Стр. 7-8 | Урок первичного предъявления знаний | Когда можно увидеть на небе Луну? Занятия людей днём и ночью. | Уметь рассказывать, чем занимаются люди днём и ночью. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
День и ночь. Стр. 8-9 | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Занятия взрослых и детей. Что можно увидеть ночью. | Уметь рассказывать о занятиях взрослых и детей. Знать, что на небе есть Луна и звёзды. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Сутки. | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток. | Знать что такое «сутки». Уметь рассказывать о занятиях людей в течении суток. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Занятия людей в течении суток. Стр.10-11 | Урок первичного предъявления знаний | ||||
Значение Солнца. | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить со значением Солнца для планеты Земля ; значением для растений. | Уметь рассказать о влиянии Солнца на растения. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Солнце и жизнь растений. Стр.12-13 | Урок первичного предъявления знаний | ||||
Закрепление полученных знаний. | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Закрепить и обобщить знания по материалу раздела. | |||
Сезонные изменения (времена года) 20 часов Цель: формирование представлений о влиянии солнца на сезонные изменения в природе. | |||||
Осень. стр.14-16 | Комбини- рованный | Выявить причину сезонных изменений осенью (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике) познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Учить выбирать одежду по погоде. Учить рассказывать о занятиях людей осенью. | Знать причину сезонных изменений осенью. | ||
Признаки осени. Стр.17-18 | Урок первичного предъявления знаний | Уметь рассказать об отлёте птиц и листопаде. | |||
Экскурсия в природу. | Экскурсия | Уметь рассказать и показать признаки осени. | |||
Занятия и одежда детей осенью. Стр.19-20 | Урок первичного предъявления знаний | Уметь рассказывать об одежде детей осенью и занятиях людей в это время года. | |||
Обобщение знаний по теме «Осень» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | ||||
Зима. Стр.21 | Урок первичного предъявления знаний | Выявить причину сезонных изменений зимой (продолжить работу со схемой дерева), признаками зимы; наблюдать за снегом в классе. | Знать причину сезонных изменений зимой. | ||
Признаки зимы. Стр.22 | Урок первичного предъявления знаний | Уметь рассказать о признаках зимы. | |||
Признаки зимы. Стр.23 | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Уметь рассказать о признаках зимы | |||
2 четверть | |||||
Одежда и занятия детей зимой. Стр.24 | Урок первичного предъявления знаний | . Учить рассказывать об одежде и занятиях детей зимой. | Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей зимой. | ||
Лото «Времена года. Зима» | Урок-игра | Закреплять во время игры полученные знания о зиме. | |||
Весна. Стр.25 | Урок первичного предъявления знаний | Выявить причину сезонных изменений весной с помощью схемы дерева, познакомить с признаками, познакомить с одеждой и занятиями детей весной. | Знать причину сезонных изменений весной. | ||
Признаки весны. Стр.26 | Урок первичного предъявления знаний | Уметь рассказывать о признаках весны. | |||
Признаки весны. Стр.27-28 | Урок первичного предъявления знаний | Уметь рассказывать о признаках весны. | |||
Одежда и занятия детей весной. Стр.29 | Урок первичного предъявления знаний | Повторить признаки весны, познакомить с одеждой и занятиями детей весной. | Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей весной. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Обобщающий урок | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Учить выделять признаки изученных времён года, обосновывать выбор одежды для разных времён года. | Уметь давать полный развёрнутый ответ на заданный вопрос (обосновывать ответ). . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Лето. Стр.30 | Урок первичного предъявления знаний | Выявить причину сезонных изменений летом с помощью схемы дерева, познакомить учащихся с признаками лета, учить рассказывать о них. Познакомить с одеждой и занятиями детей летом. | Знать причину сезонных изменений летом. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Признаки лета. стр.31 | Урок первичного предъявления знаний | Уметь рассказывать о признаках лета. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | |||
Признаки лета. Стр.32-33 | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Уметь рассказывать о признаках лета. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | |||
Одежда и занятия детей летом. стр.34 | Урок первичного предъявления знаний | Уметь рассказывать об одежде и занятиях детей летом. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | |||
Лото «Времена года. Лето» | Урок-игра | Закреплять полученные знания о временах года. | . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Живая природа | |||||
Растения (10 часов) Цель: формирование представлений о многообразии растений, их строении, приспособлении к разным условиям жизни. | |||||
Растения. Стр.36-37 | Урок первичного предъявления знаний | Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы. | Уметь рассказать о видах растений. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Строение и сходство растений. Стр.38 | Урок первичного предъявления знаний | Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. | Уметь показать части растений. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
3 четверть | |||||
Различие растений. Стр.39-40 | Урок первичного предъявления знаний | Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений. | Уметь показывать части растений. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Разнообразие цветов. Стр.41 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы | Уметь показать садовые и полевые цветы. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Семена. Стр.42-43 | Урок первичного предъявления знаний | Учить различать семена разных растений и определять растения по семенам. | Уметь различать семена растений. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Плоды растений. Стр.44 | Урок первичного предъявления знаний | Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи. | Уметь различать овощи и фрукты. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Овощи и фрукты. Стр.45 | Урок первичного предъявления знаний | Уметь рассказывать об использовании овощей и фруктов. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | |||
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. 46. | Урок первичного предъявления знаний | Учить рассказывать о том, что нужно растениям для жизни (свет, тепло, вода). | Уметь рассказать о том, что нужно растениям для жизни. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Приспособление растений к разным условиям жизни. Стр. 47 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить со способами приспособления растений к разным условиям жизни. | Уметь рассказывать о приспособленности растений к разным условиям жизни. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Растения. Стр.48-49 | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Повторить и обобщить изученный в разделе «Растения» материал. | |||
Животные (10 часов) Цель: формировать представления о разнообразии животного мира, приспособлении животных к различным условиям обитания, их повадках. | |||||
Животные. Стр.50 Строение и сходство животных. Стр.51 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.. Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост. | Уметь называть виды животных, изображать некоторых насекомых и рыб. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. Уметь называть части тела разных животных. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Различие животных. Стр.52-53 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания). | Уметь рассказать о различиях животных. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Детёныши животных. Стр.54-55 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах. | Уметь называть взрослого животного и его детёныша. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Домашние животные. Стр.56 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках. | Уметь называть и показывать на картинках домашних животных. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Дикие животные. Стр.57 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках. | Уметь называть и показывать на картинках диких животных. развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Приспособление животных к различным условиям жизни. Стр.58-59 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить учащихся со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни. | Уметь рассказать о приспособленности животных к различным условиям жизни. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Приспособление животных к разным временам года. Стр. 60-61 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить учащихся со способами приспособления животных к разным временам года. | Уметь рассказывать о приспособленности животных к разным временам года. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Обобщающий урок Животные. Стр.62 | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | В ходе игры повторить пройденный в разделе «Животные» материал. | |||
4 четверть | |||||
Человек (16 часов) Цель: формировать элементарные представления о строении тела человека, его лица, работе органов чувств. | |||||
Человек. Стр.63-64 | Урок первичного предъявления знаний | Учить различать людей по возрасту, полу. | Уметь различать людей по возрасту и полу. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Части тела человека. Стр.65 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги). | Уметь рассказать о частях тела человека. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Гигиенические навыки человека. Стр.66-67 | Урок первичного предъявления знаний | Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов. | Уметь рассказать о гигиенических навыках человека. Уметь пользоваться этими навыками в реальной жизни. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Лицо человека. Стр.68-69 | Урок первичного предъявления знаний | Изучать строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.) | Уметь называть основные части лица человека. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Глаза. Стр.70-72 | Урок первичного предъявления знаний | Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. | Уметь рассказать о строении глаз, правилах бережного отношения к глазам. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Уши. Стр 73-75 | Урок первичного предъявления знаний | Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. | Уметь рассказывать о значении органов слуха для человека, правилах сохранения слуха и органов слуха. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Нос. Стр.76-78 | Урок первичного предъявления знаний | Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. | Уметь элементарно рассказать об органе обоняния и дыхания – носе, правилах ухода за ним, профилактике простудных заболеваний. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Рот. Стр. 79-81 | Урок первичного предъявления знаний | Формировать элементарные представления о строении ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью. | Уметь элементарно рассказать о ротовой полости, правилах ухода за ротовой полостью. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Кожа. Стр.82-84 | Урок первичного предъявления знаний | Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. | Уметь элементарно рассказать о коже, о свойстве осязания, о правилах ухода за кожей. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Осанка. Скелет и мышцы человека. Стр.85-86 | Урок первичного предъявления знаний | Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. Можно провести исследование – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей. | Уметь элементарно рассказать об опорно-двигательном аппарате человека, о профилактике заболеваний. . развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
Обобщение и закрепление знаний по теме «Человек» | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков | Повторить изученный в разделе материал в форме викторины. | Развивать непроизвольную память, мышление, зрительное восприятие. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Живой песок"
цель данной программы является снятие психоэмоционального напряжения пятиклассников посредством песочной терапииЗадачи:1. выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации2. коррекция эм...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа "Живой мир" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
Рабочая программа "Живой мир" 5 класс для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности для учащихся с умеренной и тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточност...
Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Ритмика» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП обучающихся с ЗПР -2020-
Аннотацияк адаптированной рабочей программе по ритмике для учащихся 1-4 класс Курс «Ритмика...
Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Ритмика» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся
Аннотация к адаптированной рабочей программе по ритмике для учащихся 1-4 классАдаптированная образовательная рабочая программа коррекционно-развив...
Адаптированная рабочая программа корекционно - развивающего занятия «Адаптивная физическая культура» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся
Аннотация к адаптированной рабочей программе корекционно - развивающего занятия«Адаптивная физическая культура» 1-4 класс ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихсяАдаптированная рабочая п...
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логоритмика» 2 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адап...