Коррекционно-развивающая программа "Живой песок"
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему
цель данной программы является снятие психоэмоционального напряжения пятиклассников посредством песочной терапии
Задачи:
1. выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации
2. коррекция эмоционального неблагополучия у детей (агрессии, тревожности. страхов застенчивости)
3. Развивать умение регулировать свое поведение.
4. Развивать способность ребенка прислушиваться к своим ощущениям и учиться передавать их словами. накопление сенсорного опыта ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционно-развивающая программа "Живой песок" | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ортолыкская средняя общеобразовательная школа им.М.И.Лапшина»
Рассмотрено на заседании ____________________ протокол№__________ от«____»_______2016г. | «Согласовано» Зам.руководителя по УВР МКОУ«Ортолыкская СОШ им.М.И.Лапшина» ____________Е.Ж.Джуманова «____» ___________ 2016г. | «Утверждаю» Руководитель МКОУ «Ортолыкская СОШ им. М.И.Лапшина» ___________Б.К.Абулова «____» ___________ 2016г. |
Коррекционно-развивающая программа
«Живой песок»
(работа с пятиклассниками)
Срок реализации: 2016-2017 учебный год
Педагог-психолог
МКОУ «Ортолыкская СОШ
имени М.И.Лапшина»
___________Н.А.Кожанова
c.Ортолык, 2016
Содержание
- Пояснительная записка................................................................................3
- Структура занятия........................................................................................5
- Используемые методы.................................................................................5
- Материально-техническое обеспечение....................................................6
- Ожидаемые результаты от реализации программы...................................9
- Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий...12
Литература........................................................................................................13
Приложение.......................................................................................................14
Пояснительная записка
Проблема школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Ее результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребенка.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Состояние детей в этот период, с педагогической точки зрения, характеризуется с низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической точки зрения - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности.
В связи с этим, необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с пятиклассниками для преодоления трудностей в период адаптации к новой социальной ситуации, для предупреждения и преодоления школьных факторов риска.
Психологическая деятельность должна включать в себя создание психолого–педагогических условий, обеспечивающих развитие личности каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребенка к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению, к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру.
Целью данной программы является снятие психоэмоционального напряжения пятиклассников посредством песочной терапии.
Задачи:
- Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации
- Коррекция эмоционального неблагополучия у детей (агрессии, тревожности, страхов, застенчивости и пр.)
- Развивать умение регулировать свое поведение.
- Развивать способность ребенка прислушиваться к своим ощущениям и учиться передавать их словами, накопление сенсорного опыта ребенка.
Срок реализации программы составляет 2016-2017 учебный год. Коррекционно-развивающая программа «Живой песок» предназначена для пятиклассников. Включает в себя 7 коррекционно – развивающих занятий.
Содержание программы
Занятие №1. «Знакомство»
Занятие №2. «Кто Я?»
Занятие №3. «Мы и наше настроение»
Занятие №4. «Я глазами других людей».
Занятие №5. «Мои эмоции и чувства».
Занятие №6. «Побеждаем все тревоги».
Занятие №7. «Я могу собой гордиться!
Структура занятия
Этапы | Задачи | Средства | Роль ведущего |
Приветствие | Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность. | Определенные ритуалы. | Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу. |
1.Вводная часть (разминка) | Самоопределение участников | Ритуализированная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием. | Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства. |
2.Основная часть (рабочая) | Задачи соответствуют теме занятия | Самые разнообразные активные формы (игры, беседа, игровые упражнения) | Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть навыками, основываясь на полученной информации. |
3.Завершение занятия | Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии. | Подвижные или релаксационные игры | Обеспечение безопасности участников. |
4. Прощание | Обозначить конец занятия | Определенные ритуалы | Эмоциональная поддержка детей |
Используемые методы:
- Песочная терапия;
- Игровые упражнения;
- Проективные методики;
Форма проведения занятий: групповая и индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение
Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Песок обладает способностью струиться и уводить в землю негативные переживания и страхи. Поэтому результатом песочных игр-занятий является освобождение от всего, что беспокоит и волнует. И, самое главное, что это освобождение происходит на подсознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Занятия песочной терапией при помощи детского психотерапевта или педагога-психолога, который ненавязчиво подталкивает ребенка к освобождению от внутренних проблем, развивают самооценку ребенка и помогают ему самоутвердиться в обществе. Детская песочная терапия не ставит цель переделать ребенка, а позволяет через игру научиться быть самим собой.
Основной формой работы является занятие с песком, которое предполагает взаимодействие педагога-психолога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Песочная терапия имеет огромный потенциал в нескольких направлениях:
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы ребенка;
- развитие чувства уверенности в себе, развитие мотивации познания, творчества и учения;
- развитие мелкой моторики;
- развитие высших психических функций (мышление, внимание, воображение, речь);
- коррекция страхов, переживаний ребенка;
- гармонизировать психоэмоциональное состояние;
- успешно адаптироваться к школе;
Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания. Не рекомендуется в случаях когда:
- Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
- Есть кожные заболевания и порезы на руках.
Основные средства песочной терапии:
- Деревянный ящик (песочница). Внутренняя поверхность песочницы (дно и борта) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта – небо.
- Чистый просеянный песок. Песком заполняется меньшая часть ящика. Песок задает символическую «линию горизонта».
- Набор миниатюрных фигурок, не более 8 см в высоту:
- человеческие персонажи;
- животные- реальные и фантастические;
- дома, деревья, машины;
- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы и т.д.
- естественные предметы: ракушки, шишки, камни и т.д.
- сказочные персонажи- добрые и злые;
- символические предметы: ящики с сокровищами, драгоценности.
Выбор игрушек ребенком на каждом занятии осуществляется самостоятельно на бессознательном уровне. Он выбирает в данный момент то, что хочет и в зависимости от того, как он себя чувствует. Это один из диагностических моментов.
Основные принципы игр на песке
- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
- «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
- Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. Таким образом, смоделированная в песке ситуация, и ее разрешение тем или иным способом, проходит через бессознательное ребенка. Это метод разрешения конфликтов поможет ребенку в будущем в реальной жизни использовать конструктивный подход в решении различных жизненных ситуаций, которые были ранее смоделированы в песке.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение.
Ожидаемые результаты от реализации программы:
- Сохранение психологического здоровья детей.
- Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов.
- Развитие произвольности поведения.
- Освоение конструктивных способов поведения.
- Снижение эмоционального напряжения, отреагирование эмоций.
Результативность программы
- С целью изучения психоэмоционального состояния личности пятиклассников и построения коррекционно - развивающей работы посредством методов песочной терапии на начальном этапе с обучающимися 5 класса проведено диагностирование с применением методик: экспресс-методика выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации, «Тест школьной тревожности Филлипса», методика незаконченных предложений, методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А.Андреев).
Сравнительный анализ результатов теста школьной
тревожности Филлипса».
Результаты теста школьной тревожности Филлипса, проведенного до коррекционно-развивающей работы, для изучения уровня и характера тревожности у младших подростков, связанной со школой и обучением, показали следующую тенденцию – у большинства пятиклассников выражена тревожность:
Диаграмма 1. Уровень тревожности
До коррекционно – развивающей работы высокий уровень тревожности наблюдается у 12% опрошенных, повышенный уровень – у 44%, у 44% опрошенных отмечен средний уровень.
После … наблюдается положительная динамика: у 66 % опрошенных отмечается средний уровень тревожности, у 22 % опрошенных - повышенный уровень (уменьшилось количество диагностируемых с повышенной тревожностью), у 12% диагностируемых наблюдается низкий уровень тревожности. Возросло количество опрашиваемых со средним уровнем тревожности (с 44% до 66 %) и уменьшении количества опрашиваемых с повышенной (с 44% до 22 %) и высокой (с 12 % до 0%) тревожностью.
На основании вышеперечисленных полученных результатов методики «Тест школьной тревожности Филлипса» можно сделать вывод о том, что при использовании метода песочной терапии в работе у пятиклассника происходит снижение школьной тревожности, появляется уверенность в суждениях, поведении; повышается учебная мотивация, развиваются навыки общения, сотрудничества со сверстниками.
В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей:
- Эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;
- Появляется постоянная дружба со сверстниками;
- Развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- Ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
- Эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
Метод песочной терапии является мощным и эффективным методом коррекции и развития пятиклассника.
Программа «Песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения пятиклассников » рекомендуется педагогам – психологам образовательных учреждений.
Тематическое планирование
коррекционно – развивающих занятий
№ п/п | Темы занятий | Количество часов |
«Знакомство» | 1 | |
«Кто я?» | 1 | |
«Мы и наше настроение» | 1 | |
«Я глазами других людей» | 1 | |
«Мои эмоции и чувства» | 1 | |
«Побеждаем все тревоги» | 1 | |
«Я могу собой гордиться» | 1 | |
Всего | 7 |
Литература
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006.
- Кононович К.Ю. Притчи тренера или Искусство слов попадать прямо в сердце. СПб.: Речь, 2010
- Лебедева Л Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий – СПб.: Речь, 2003
- Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006
- Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001
- Интернет-ресурсы. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Песочная терапия.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочнойтерапии». СПб.: Речь, 2005.
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас //Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. М.: Речь, 2005.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира. – Ярославль, 1997 г.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие.– М., 2001 г.
Приложение 1
Методика диагностики уровня
школьной тревожности Р. Филлипса.
Назначение методики – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение исследования.
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».
Текст опросника.
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
- Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Бланк ответов:
Фамилия, имя _________________________ Дата ______________ | |||||
№ | «Да» | «Нет» | № | «Да» | «Нет» |
1 | 30 | ||||
2 | 31 | ||||
3 | 32 | ||||
4 | 33 | ||||
5 | 34 | ||||
6 | 35 | ||||
7 | 36 | ||||
8 | 37 | ||||
9 | 38 | ||||
10 | 39 | ||||
11 | 40 | ||||
12 | 41 | ||||
13 | 42 | ||||
14 | 43 | ||||
15 | 44 | ||||
16 | 45 | ||||
17 | 46 | ||||
18 | 47 | ||||
19 | 48 | ||||
20 | 49 | ||||
21 | 50 | ||||
22 | 51 | ||||
23 | 52 | ||||
24 | 53 | ||||
25 | 54 | ||||
26 | 55 | ||||
27 | 56 | ||||
28 | 57 | ||||
29 | 58 |
Алгоритм построения диагноза
и особенности интерпретации методики.
Результаты:
1) Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
- Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
- Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3,8,13,17.22; сумма = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9,14.18.23,28; сумма = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8 |
Ключ к вопросам
1 - | 7- | 13- | 19- | 25 + | 31 - | 37- | 43 + | 49- | 55- |
2 - | 8- | 14- | 20 + | 26- | 32- | 38 + | 44 + | 50- | 56- |
3- | 9- | 15- | 21 - | 27- | 33- | 39 + | 45- | 51 - | 57- |
4- | 10- | 16- | 22 + | 28- | 34- | 40- | 46- | 52- | 58- |
5- | 11 + | 17- | 23- | 29- | 35 + | 41 + | 47- | 53- | |
6- | 12- | 18- | 24 + | 30 + | 36 + | 42 - | 48- | 54- |
Приложение 2
Занятие №1. «Знакомство»
Цель: Знакомство, снятие психологического напряжения в группе.
Развитие представления о новом социальном статусе пятиклассника
Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги, фломастеры, деревянный ящик с песком.
Ход занятия
Приветствие.
- Вводная часть. Педагог предлагает участникам выполнить упражнение «Имя и качество»: участники сидят в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или в отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, психолог обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то, что все они очень разные, им предстоит совместная работа.
«Принятие правил»
Педагог предлагает заключить договор о совместной работе, опираясь на некоторые правила, которые помогут во взаимодействии участников группы друг с другом.
Предлагаются следующие правила:
- Не обижать друг друга.
- Стремится быть активным частником того, что происходит.
- Иметь право высказать свое мнение по любому вопросу.
- Правило поднято руки («один в эфире»).
- Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.
- Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.
Правила вывешиваются и действуют на протяжении всего периода работы группы.
- Основная часть
Упражнение «Продолжи фразу»
На доске или в середине круга укрепляется рисунок «Школьный путь». На нем изображена гора, отображающая школьный путь с 1-го по 10-й класс. Участникам предлагается продолжить фразу: «В начальной школе мне больше всего запомнилось...»; «В пятом классе мне хотелось бы...».
Все высказываются по кругу, передавая друг другу мяч или игрушку. Ведущий отмечает наиболее интересные высказывания и оптимистические ожидания, обращает внимание на то, что все участники имеют довольно большой школьный опыт, поэтому дальнейший путь должен быть легче.
Каким он будет?
Педагог предлагает поговорить о том, что нового появилось в школьной жизни учащихся в связи с переходом в 5-й класс.
Мы с вами сегодня начнем знакомство с волшебной страной. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал
Ритуал «входа» в Песочную страну:
Звучит музыка
Чтобы попасть в Песочную страну, нужно встать вокруг песочницы и взяться за руки. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной заклинание:
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А еще желательно
Делать все внимательно!
Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками, познакомитесь с жителями этой прекрасной страны. А для этого необходимо соблюдать правила игр на песке.
Упражнение «Добрый день, Песчинка»
Цель: снять напряжение.
Педагог от имени Песчинки просит детей «познакомиться с песком», то есть различными способами прикоснуться к песку. Каждый ребенок:
- касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;
- сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;
- касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной;
- перетирает песок между пальцами, ладонями.
Детям предлагается рассказать о своих ощущениях: «тепло - холодно», «приятно - неприятно».
- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение
По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья
Рефлексия занятия:
Педагог: Дети, сегодня мы с вами начали знакомство с волшебной страной. Узнали, какой песок на ощупь. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)
Ритуал «выхода» из Песочной страны
Теперь протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Педагог: До следующей встречи!
Занятие №2. «Кто Я?»
Цель: способствовать осознанию своих качеств и повышения самооценки.
Оборудование: трафареты звезды, плакат с качествами, цветные карандаши плакат, клей, заготовить характеристики на детей, ящик с песком.
1.Вводная часть
Ритуал приветствия. Создаём хорошее настроение «Пожелание» Учащимся предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца — так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем идет обсуждение, кто что почувствовал.
2. Основная часть
1. Упражнение «Какое слово не подходит..» и почему?
Робкий застенчивый разгневанный уверенный
Разгневанный -это характеристика эмоциональной сферы, а остальные –качества
Жизнерадостный удивленный изумленный разгневанный
Жизнерадостный - качества
2. Упражнение «Найди объединяющее слово»
Дружелюбие отзывчивость сердечность (доброта)
Приветливость вежливость тактичность (воспитанность)
На доске плакат (слайд) отзывчивый, упорный, волевой, нежный, целеустремлённый, добрый.
--Выберите из списка качества, которых вам не хватает, и записать их в столбик «себе»а во второй части «другим»
упорный
волевой
целеустремленный - характеризуют сильные стороны.
Отзывчивый
Нежный
Добрый - характеризуют мягкость человека.
Упражнение «Кто я?» Ведущий говорит учащимся, что каждый взрослеющий человек задает себе вопрос «Кто я?». И иногда ответить на него труднее, чем решить самую сложную задачу. Затем в качестве примера сам отвечает на этот вопрос (я - дочь, жена, спортсменка, читатель, садовод и т.п.). Предлагает учащимся ответить на этот вопрос письменно. Затем дети по желанию читают написанное вслух.
Упражнение «Какой я». Ведущий предлагает учащимся написать в тетради маленькое сочинение на тему, «Какой я и чем отличаюсь от остальных».
Какой я? в столбик: заботливая, верная, серьёзная, доверчивая, добрая, любимая, эмоциональная, упорная, энергичная
Упражнение «Звезда самоуважения».
а) Упражнение «Найди свою звезду»
Цель: даёт возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себя.
Инструкция: Закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха…(музыка)
-А теперь представьте себе звёздное небо. Звёзды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звёзд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.
-посмотрите внимательно на звёзды и выберите самую прекрасную звезду себе. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напоминает о минутах счастья, радости, удачи. Ещё раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до неё дотронуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите её с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.
А теперь сладко потянитесь, откройте глаза, подойдите к столику с песком, и попробуйте нарисовать вашу звезду и украсить его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, монетами, пуговицами и т.д. После этого вам нужно дать название своей песочной звезде , рассказать о нем.
И теперь звезды будут нам светить до конца занятия, излучать добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. Посмотрите на звёзды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.
Придумайте историю о каждом пальчике: кто он такой, что он любит и не любит
- Прежде чем приступить к игре песок должен быть влажным. А как это сделать?
- Правильно, его нужно полить. Теперь приступайте!
- Молодцы, а сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение. Давайте, попрощаемся с Песком.
Дети прощаются
По окончании работы педагог предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья
Рефлексия занятия:
Ритуал «выхода» из Песочной страны
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
После произнесения этих слов ребята прощаются с Песком.
Занятие № 3 «Мы и наше настроение».
Цель. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции своего настроения.
Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, листы бумаги A3, набор цветных карандашей (фломастеров) или красок и кисточек для каждой краски, ящик с песком.
Ход занятия
- Вводная часть.
Игра «Встаньте, сколько назовут». Участники по команде ведущего «Встаньте, четверо (трое, пятеро и т. д.)» должны встать в указанном количестве. При выполнении упражнения каждый должен, не договариваясь ни с кем, самостоятельно принять решение (угадать!), вставать ли ему сейчас или оставаться сидеть. Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет сделано правильно.
Далее участникам предлагается по очереди на общем листе бумаги изобразить свое настроение цветным карандашом, фломастером или краской — все выстраиваются в цепочку и в быстром темпе, подходя к столу, делают росчерк какого-либо цвета. По окончании ведущий предлагает участникам ответить на вопрос, какое у группы общее настроение (яркие и светлые тона свидетельствуют о преобладании хорошего настроения).
Ведущий побуждает участников вспомнить ситуации, когда настроение бывает не таким уж хорошим. Желающие приводят примеры, передавая друг другу мяч или игрушку.
По кругу передается лист бумаги, на котором участники по очереди, выбирая карандаш (фломастер) соответствующего цвета, изображают свое настроение, когда:
- тебе предстоит делать то, чего ты делать не хочешь;
- кто-то указывает тебе на твои недостатки;
- кто-то несправедливо обвиняет тебя;
- кто-то не выполнил то, что тебе пообещал;
- ты получаешь оценку хуже, чем предполагал;
Можно одни и те же ситуации предлагать нескольким участникам.
Педагог демонстрирует оба листа, укрепляет их на доске и предлагает обсудить, что же такое настроение. Участники отвечают по кругу, продолжая фразу: «Настроение — это...». Далее обсуждается, от чего может зависеть наше настроение. Подводя итог высказываниям, ведущий подчеркивает, что на настроение влияют не только реальные события, но и воспоминания, самочувствие, погода и т. п.
- Основная часть.
Педагог предлагает вспомнить, что мы чувствуем, когда у нас плохое настроение: подавленность, беспокойство, раздражение и т. п. Обсудите, нужно ли человеку уметь преодолевать свое настроение, в каких случаях (необходимо выполнять свои обязанности, несмотря на настроение, бывают ситуации, когда нельзя показывать, что у тебя плохое настроение и т. п.). Обратите внимание, что в жизни каждого человека возникает необходимость управлять своим настроением. Желающим предлагается рассказать, как они справляются со своим плохим настроением (побыть одному, встретиться с другом, пожаловаться близким, послушать музыку, порисовать). Затем ведущий предлагает участникам, которые не высказывались, выбрать лучший, с их точки зрения, способ. Подводя итог обсуждению, ведущий подчеркивает, что тот, кто умеет управлять своим настроением, получает серьезное преимущество (может вовремя сосредоточиться, хорошо справляться с делами, не выдавать себя и т. п.) — примеры могут привести сами дети.
Упражнение «Победители»
Игра «Победитель» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, и с плохим настроением не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение .
Ребенок делает из мокрого песка шар, на котором отмечают углубления или рисуют глаза, нос, рот: « В этом шаре теперь живет твое плохое настроение». Этот процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства, мысли. Ученик может комментировать весь процесс изготовления «шара », которому в результате присваиваюютса все «злые мысли и действия».
Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем плохое настроение, приглашаем радость». Ребенок дает выход, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, также ученик получает специфическое удовольствие от разрушения.
После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на нем отпечатки своих ладоней - успокоение, получения равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свое плохое настроение. Я спокоен, » . По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.
Рефлексия занятия
Ритуал «выхода» из Песочной страны
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...
Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»
Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"
Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...
КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Умелые ручки» социально-педагогической направленности Тема «Волшебный песок»
Конспект открытого занятия. Тема: "Волшебный песок"....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с воспитанником дошкольного возраста с ОВЗ «День рождения пчёлки Жужжи» с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича.
закреплять умение считать в пределах 5, соотносить цифру с количеством предметов; уточнить, расширить элементарные представления о форме, цвете; учить различать количественный и порядковый счет, прави...
Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...