Ткани животного происхождения
план-конспект урока на тему
Ткани животного происхождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_nat._tkanyam_zhivotnogo_proizhogdenia.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
1.Организационный момент.
1.1 Упражнение для шейного отдела позвоночника:
Наклоны головой вперёд и назад
Наклоны головой вправо и влево
Перекаты головой
1.2 Проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
Сегодня мы продолжаем изучать раздел, который называется Материаловедение. Как вы уже знаете, материаловедение изучает свойства текстильных волокон. Вспомните, на какие два больших класса делятся текстильные волокна?
- Текстильные волокна делятся на натуральные и химические. (учитель на доске развешивает листы со схемой). Почему такое название получили натуральные волокна?( Эти волокна даёт природа)
-Чтобы вспомнить, какие волокна мы изучали, отгадайте загадки:
Голубой глазок, золотой стебелек (лён) (показ слайда)
Пушист ,да не пух,
И бел, да не снег
На поле растёт замечательный мех.
(Хлопок) (показ слайда)
-Какими волокнами являются лен и хлопок натуральными или химическими?
- Лен и хлопок – это натуральные волокна.
-Какого происхождения эти волокна?
- Эти волокна растительного происхождения.
-А какого еще происхождения бывают волокна, вы мне ответите, отгадав загадку:
По горам, по долам,
Ходит шуба да кафтан. (Овца)
-Волокно какого происхождения можно получить от овцы?
- От овцы можно получить волокна животного происхождения.
3.Сообщение темы урока.
Тема нашего урока - натуральные волокна животного происхождения, одним из которых является шерсть, которую мы уже изучили, а вторая группа - это шёлк, которую мы сегодня подробно изучим. А затем мы сравним эти группы тканей.
А сейчас историческая страничка урока.
Мы с вами изучали материал о шерстяных тканях и сейчас некоторые из вас расскажут нам об истории шерсти.
Текстильные волокна
Натуральные химические
Волокна животного волокна растительного
Происхождения происхождения
Шерсть шёлк Хлопок лён
4. Историческая справка. Выступление учеников.
Наши далекие предки ходили в шкурах. А какое животное было первым домашним? Собака, конь? Многие ученые говорят, что баран и овца. По крайней мере, сто веков назад овца уже была домашней. Что привлекло к ней человека? Неприхотливость, молоко, овечья шкура, шерсть? Все вместе, трудно выделить что-то одно. Но нас интересует овечья шерсть, из которой делали одежду древние. Сразу вспоминаем древнюю легенду об аргонавтах, отправившихся в Колхиду за золотым руно. На самом деле, аргонавты искали овец лучших пород. Уже тогда ценились овцы, дающие тонкую шерсть, из которой можно выделывать плотную, теплую и сравнительно легкую ткань. Таких овец разводили жители селений, окружающих город Милет. Откуда их привезли на Пиренейский полуостров.
Англия стала первой овцеводческой страной. И ныне символически лорд-канцлер восседает не на кресле, а на мешке, набитом шерстью.
Овец также разводят в районах с полузасушливым климатом: Казахстан, Грузия, Туркмения, Азербайджан.
-Чем же на самом деле является золотое руно?
- Золотое руно – это качественная шерсть овец.
-Шерсть – волосяной покров животных.
Этот покров состоит из разных видов волокон – волос, шерсть и пух. Волос и шерсть – длинные и прямые, пух – короткие, мягкие и извитые.
Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руном. Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных.
- Назовите их.(показ слайда)
Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке.
Ее сортируют – перебирают по качеству,
треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений,
промывают – горячей водой с мылом и содой,
сушат – в сушильных машинах.
Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.(учитель)
Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они произведены.
Каково волокно – таково и полотно, говорится в русской пословице. (учитель)
А как же ухаживать за одеждой из шерстяных тканей?
Изделия из шерстяных тканей стирают в специальных моющих средствах для шерсти в тёплой воде, сильно не выжимают. Утюжат по долевой нити с изнаночной стороны или через влажный проутюжильник. Терморегулятор утюга ставят на указатель «Шерсть» или на два кружка как в нашем утюге. Лучше отдавать изделия из шерсти в чистку.
5.Объяснение нового материала.
А теперь поговорим с вами о второй группе тканей животного происхождения, а именно о шёлке.
Давайте сейчас узнаем название страны , где возникла культура шелкопрядения.
Коррекционное упражнение ( показ слайда)
Эта страна КИТАЙ.
Культура шелкопрядения возникла около 5 тысяч лет до нашей эры в Китае.
По легенде культуре шелкопрядения людей научила Лэй Цзу, которая являлась первой женой Желтого императора. Она обнаружила на листьях тутовника кокон бабочки и , решив, что это может быть вполне съедобно, бросила кокон в чай. Потом она случайно обнаружила, что из кокона тянется нить.
Лэй Цзу научила людей разводить тутового шелкопряда, распутывать кокон, изготавливать для себя одежду, а впоследствии – и шелковое постельное белье.
(Так началась удивительная, волнующая история шелка.
Шелк является самым древним тканным материалом. Некоторые словари даже ассоциируют с ним вообще слово «ткань».)
Китайцы очень трепетно относились к технологии его изготовления и пытались держать ее в строжайшем секрете.
Однако уже в 5 веке шёлк был вывезен из Китая.
(Именно из Китая тянется Великий шёлковый путь, которым купцы поставляли через Азию и Европу драгоценные шёлковые ткани для королевских домов.
Впоследствии, достаточно скоро, началось его производство в нескольких странах мира. А уже в XVII веке вся Западная Европа ткала свой собственный шелк и изготавливала шелковое постельное белье и принадлежности. )
Однако, и по сей день, главным производителем шёлка считается Китай.
Шёлковое волокно представляет собой очень тонкую нить, которую выделяет гусеница бабочки тутового шелкопряда. Тутовый шелкопряд – это бабочка жёлтого цвета, её разводят в шелководческих хозяйствах . Бабочка откладывает яйца и погибает. Гусеницы, которые появляются из яиц ,питаются молодыми листьями тутового дерева. Гусеницы быстро растут и начинают опутываться тонкими шёлковыми волокнами – завивают кокон. Эти коконы собирают и отправляют на специальные фабрики для обработки.
Выступление учеников
Производителя шелковой нити – тутового шелкопряда называют маленьким императором. Это гордое звание шелкопряд получил за то, что кормить его надо 48 раз в сутки!!! За это личинка способна сплести тысячи метров волшебной нити. Кокон шелкопряда – это оболочка гусеницы шелкопряда. Энергетический потенциал кокона достигает 2400 энергетических единиц. Из куколки достают конец шелковой нити и начинают наматывать. После специальной обработки кокон разматывается полностью. После этого нити расчесывают и отправляют на швейное производство. Производство шелка первоначально было ручным. Впоследствии появились специальные станки. Современное оборудование мало от них отличается.
Производство шелка было и остается очень трудоемким процессов. Это в совокупности с его удивительными, поистине волшебными качествами, и определяет его стоимость.
(Шелковая подушка обеспечивает Вашему организму идеальный отдых, успокаивает нервную систему, предотвращает бессонницу и полностью устраняет дневную усталость. Исследования показали, что во время сна человек меняет положение головы 30-40 раз. Шелковая подушка непрерывно приспосабливается к Вашим движениям и поддерживает голову в оптимальном положении, обеспечивая Вам крепкий и целительный сон.)
Шёлковые одеяла и подушки очень комфортны и гигроскопичны. Уникальность их заключается ещё и в том, что в стужу они Вас согревают, а в жару создают прохладу.
Шёлк является гипоаллергенным материалом и обладает способностью предотвращать размножение патогенных микробов. Он полностью исключает появление пылевых клещей и сапрофитов, не накапливает в себе пыль, что делает продукцию из шёлка идеальными постельными принадлежностями для людей, страдающих различными аллергическими заболеваниями.
Рассказ учителя сопровождается показом презентации.
6. Распознавание шерстяного и шёлкового волокна. Проведение опыта.
А как же распознать шерстяную и шёлковую ткань самим. В боковом шве часто пришит запасной кусочек ткани. Выдерните из него одну ниточку. При разрыве нить шёлка не распадается на составляющие волокна. При нагревании они становятся хрупкими и разрушаются, на конце образуется спёкшийся чёрный наплыв, чувствуется запах жжёного пера. ( Опыт проводит учитель)
Шерстяное волокно горит слабо , на конце образуется шарик- спёк черного цвета, при горении чувствуется запах жжёного пера. При разрыве шерстяной нити обрыв имеет вид кисточки расходящимися в разные стороны извитыми волоконцами. (Опыт производит учитель)
Объяснение нового материала
А как же ухаживать за одеждой из шёлковых тканей?
Шёлковые ткани утюжат также как и шерсть по долевой нити. Терморегулятор утюга ставят на один кружок или на указатель шёлк. Стирают в теплой воде при температуре 30 градусов. Перед раскроем шёлковые и шерстяные необходимо продекатировать, т.е .увлажнить через проутюжильник, чтобы ткань дала усадку.
Название шёлковых тканей – креп-сатин, креп-жоржет, крепдешин, шифон.
7. Лото по символам ухода за одеждой.
А как же быть , если всё же забыли об основных правилах ухода. На помощь придут специальные ярлыки , пришитые в боковые швы одежды. На этих ярлыках изображены различные символы по уходу за этим изделием, которые нужно соблюдать, иначе изделие испортится.
Чтобы изучить их , воспользуемся лото.
8. Отгадывание кроссворда. Заполнение карточек.
А сейчас сравним свойства шерсти и шёлка, записывая их в карточку. Одновременно будем отгадывать кроссворд.
9.Итог урока
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
Мы изучили волокна животного происхождения и узнали , как ухаживать за изделиями из этих волокон, научились различать шерстяное и шёлковое волокно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.
Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...
Материаловедение Ткани животного происхождения
Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у...
Влияние энергетических напитков на ткани растительного и животного происхождения
Данная презентация является результатом научно-исследовательской работы учащихся. В работе раскрывается состав, история производства и вредное воздействие энергетических напитков на живые организмы....
технолог карта урока по материаловедению "Ткани из натуральных волокон животного происхождения"
Технологическая карта урока по материаловедению в 6 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. К технологической карте приложена презента...
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»
Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.
План-конспект урока по технологии. Раздел "Элементы материаловедения". Класс 6. Тема "Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей." Содержит презентацию к уроку и приложения с инструк...
"Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей"
Цели урока:Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить...