Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.
план-конспект урока по технологии (6 класс) по теме
План-конспект урока по технологии. Раздел "Элементы материаловедения". Класс 6. Тема "Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей." Содержит презентацию к уроку и приложения с инструкционными картами к практической части урока и дополнительными материалами к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2 МБ |
instruktsionnaya_karta_pril3.doc | 38 КБ |
legenda_shelka_prilozhenie_2.doc | 24 КБ |
prilozhenie_4instr_karta.doc | 32.5 КБ |
prilozhenie1.doc | 614.5 КБ |
plan_uroka_po_materialovedeniyu.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Меринос Тонкорунная
отличаются отменной шерстью. С одной овцы этой породы удается получить до 10 килограммов шерсти за одну стрижку. На сегодняшний день лучшей породой овец считается МЕРИНОС
Запомни новые слова! Шерсть – волосяной покров животных. Руно - шерсть, снятая с овец. Пух -наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно. Ость (переходной волос) - более толстое, жёсткое и менее извитое волокно. Мёртвый волос - малопрочное и очень жёсткое волокно.
Одни из самых древних изделий из шерсти, сохранившиеся до наших дней - это ковры. Самый старый из известных ковров был найден на Алтае, его возраст более двух с половиной тысяч лет.
Плато Укок, Алтай
Пазырыкский ковер ( 5-3 век до н.э.) хранится в Эрмитаже.
композицию обрамляет бордюр с 24 фигурами пасущихся пятнистых ланей с характерными широколопастными рогами.
Физкультминутка 1. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Гимнастика для глаз Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Шелк, а точнее, шелковая нить – это продукт деятельности тутового шелкопряда. Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен
Гусеница тутового шелкопряда
Запомни новые слова! Шелк натуральный – тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда Шелк-сырец - материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов. Грена – яйца тутового шелкопряда.
Лабораторное исследование «Отличительные признаки волокон» 1) Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая; 2) Сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани; 3) Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей подожгите. Пронаблюдайте процесс горения; 4) Другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва; 5) Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон; 6) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.
Признаки Хлопчатобумажная Льняная Шерстяная Натуральный шёлк Фактура поверхности Шероховатая, матовая Гладкая, блестящая Шероховатая, матовая Гладкая, блестящая Мягкость Мягкая Жесткая Средней жесткости Мягкая Извитость Малоизвитые Прямые Извитые Прямые Вид обрыва нитей Ватка Кисточка из прямых волокон Кисточка с расходящимися извитыми волоконцами Связанная масса волокон Горение Серый пепел, запах горелой бумаги Серый пепел, запах горелой бумаги Черный шарик, запах жженого пера Черный шарик, запах жженого пера
«Определение свойств тканей» 1. Определить сминаемость тканей: а) в течение нескольких секунд сжимайте лоскут в руке; б) положите его на стол и оставьте на несколько минут; в) определите на глаз внешний вид ткани: сильно сминаемая, сминаемая и несминаемая. 2. Определить драпируемость тканей: а) верхний срез лоскута по длине соберите на нитку; б) внимательно рассмотрите образовавшиеся складки. 3. Определить осыпаемость тканей: а) возьмите кусочек ткани размером 3х5 см; б) ручной иглой выньте из образца одну нить, две нити вместе, три вместе и так далее; в) ткань считается легкоосыпаемой, если легко вынимаются пять нитей вместе, три-четыре - средней осыпаемости, одна-две - неосыпаемой. 4. Определить намокаемость тканей: а) намочите кусочек ткани в чашке с водой; б) пронаблюдайте, как быстро впитывается вода.
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Инструкционная карта №1
«Отличительные признаки волокон»
Оборудование и материалы: образцы тканей, лупа, пинцет, толстая игла, спички.
1) Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого из них поверхность блестящая, а у какого - матовая;
2) Сравните на ощупь мягкость и гладкость каждого образца ткани;
3) Выдерните по две нити из каждого образца ткани. Одну из нитей подожгите (горение выполняет учитель). Пронаблюдайте процесс горения;
4) Другую нить разорвите и рассмотрите вид ее обрыва;
5) Рассмотрев обрыв нити, определите извитость волокон;
6) Обобщите полученные данные. Определите по таблице вид ткани каждого образца.
Фактура поверхности | Шероховатая, матовая, гладкая, блестящая |
Мягкость | Мягкая Жесткая Средней жесткости |
Извитость | Малоизвитые Прямые Извитые |
Вид обрыва нитей | Ватка, кисточка из прямых волокон, кисточка с расходящимися извитыми волоконцами, связанная масса волокон |
Горение | Серый пепел, запах горелой бумаги, черный шарик, запах жженого пера |
Признаки | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Фактура поверхности | ||||
Мягкость | ||||
Извитость | ||||
Вид обрыва нитей | ||||
Горение |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Легенда о шелке
Впервые секрет изготовления шёлка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.
Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.
В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.
Большой спрос на шёлк из Европы послужил началом великому Шёлковому пути. Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а носить его позволено было только очень богатым людям. Император Юлий Цезарь демонстрировал свое могущество тем, что при триумфальном вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань.
В Европе струящаяся и нежная на ощупь шелковая одежда ценилась не только за красоту и износостойкость, но и за другое не менее важное качество — в ней не заводились насекомые, изводившие в ту пору даже знатных особ, не грешивших излишней чистоплотностью.
В 15 веке во Франции моду на шелковое белье впервые ввела небезызвестная маркиза де Помпадур. И по сей день эта «легкая как облако» и «прозрачная как лед» ткань считается атрибутом хорошего вкуса и роскоши.
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Инструкционная карта №2
«Определение свойств тканей»
Оборудование и материалы: образцы тканей, чашка с водой, толстая игла, лупа, иголка с ниткой.
Порядок выполнения работы:
1. Определить сминаемость тканей:
а) в течение нескольких секунд сжимайте лоскут в руке;
б) положите его на стол и оставьте на несколько минут;
в) определите на глаз внешний вид ткани: сильно сминаемая, сминаемая и несминаемая.
2. Определить драпируемость тканей:
а) верхний срез лоскута по длине соберите на нитку; | Плохо драпирующиеся ткани образуют крупные, торчащие складки. Мягкие, хорошо драпирующиеся ткани образуют глубокие частые складки. |
б) внимательно рассмотрите образовавшиеся складки. |
3. Определить намокаемость тканей:
а) намочите кусочек ткани в чашке с водой;
б) пронаблюдайте, как быстро впитывается вода.
4. Определить осыпаемость тканей:
а) возьмите кусочек ткани размером 3х5 см; | Ткань считается легкоосыпаемой, если легко вынимаются пять нитей вместе, три-четыре - средней осыпаемости, одна-две - неосыпаемой. |
б) ручной иглой выньте из образца одну нить, две нити вместе, три вместе и так далее; |
Свойства | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | Образец №4 |
Сминаемость | ||||
Драпируемость | ||||
Намокаемость | ||||
Осыпаемость |
Предварительный просмотр:
Приложение1
Это интересно!
Одни из самых древних изделий из шерсти, сохранившиеся до наших дней - это ковры. Самый старый из известных ковров был найден на Алтае, его возраст более двух с половиной тысяч лет. Нужно заметить, что технология производства ковров ручной работы не сильно изменилась за прошедшие тысячелетия.
Знаменитый Пазырыкский ковер (5-4 века до н.э.) обнаружен при археологических раскопках кургана Пазырык-5 Хранится он в Эрмитаже.. (слайд)
Плато Укок находится в зоне вечной мерзлоты, это и обеспечило хорошую сохранность ковра и других артефактов погребального кургана. «Художественное оформление ковра отличается богатством и разнообразием мотивов. Центральное поле занимает орнамент из 24 крестообразных фигур, каждая из которых по мнению российских ученых представляет собой 4 схематизированных бутона лотоса. Хотя если проследить тюркские ковры, то становится ясно что, на самом деле это стилизованные изображения тамги. Эту композицию обрамляет бордюр с изображением орлиных грифонов, затем идёт бордюр с 24 фигурами пасущихся пятнистых ланей с характерными широколопастными рогами. На самой широкой полосе представлено фигуры верховых и спешившихся всадников. Сочетание ярко-жёлтого, голубого, красного цветов создавало эффектную красочную гамму. Число нитей основы около 120 на 1дм квадратный. Ковёр сделан симметричным двойным узлом «хордиес», называемым еще турецким. На одном квадратном дециметре навязано 3600 узелков, во всём ковре их насчитывается свыше 1250000. Ковёр обладает достаточно высокой плотностью. Размеры ковра 1,89х2,00 метра. Затраты времени на изготовление такого ковра современными мастерами оценены в полтора года. Наиболее трудоемкой представляется та часть широкого обрамления поля ковра, на которой изображены всадники, чередующиеся через одного с пешими людьми, причем пешие держат в руках уздечки лошадей. На спинах лошадей видны войлочные седла, каждое из которых отличается от других своей формой и цветом. На этих войлочных седлах тоже изображены древнетюркские тамги. Кроме этого на ковре также запечатлены, изображения барса и крылатых коней.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по технологии
Учитель: Сыпливчак А.С.
Предмет: технология
Класс: 6
Раздел: Элементы материаловедения
Тема: Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.
Цели: Образовательная – ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения. Научить определять ткани из этих волокон, познакомить учащихся со свойствами шерстяных и шелковых тканей, научить использовать знания об этих свойствах при изготовлении швейных изделий.
Развивающая – развивать пространственное представление, логическое мышление, навыки самостоятельной работы с наглядными пособиями.
Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность, чувство партнерства.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Оборудование и материалы: коллекция «Волокна», коллекции «Шерсть и шелк», лупа, пинцет, игла, огнеупорная чашка, спички, образцы тканей, учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран.
Методы обучения: демонстрационный, словесный (беседа по вопросам, рассказ), наглядный, лабораторно-исследовательская работа.
План урока:
I Организационная часть (3-5 мин)
II Повторение пройденного материала (5-7 мин)
III Теоретическая часть (изучение нового материала) (25-30 мин)
1) рассказ о натуральных волокнах животного происхождения, истории изготовления тканей из шерсти и шелка.
2) объяснение свойств шерстяных и льняных тканей.
IV Практическая часть (первичное закрепление знаний). (30 мин)
V Закрепление изученного материала (первичная проверка усвоения знаний)
1) заполнение таблицы.
VI Подведение итогов (10 мин)
1) анализ выполненных работ (контроль и самоконтроль знаний);
2) оценка знаний;
3) обобщение полученных сведений.
Ход урока:
I. Организационная часть
1) проверка готовности к уроку
2) назначение дежурных, проверка отсутствующих
3) сообщение темы урока
II. Повторение пройденного материала
Давайте вспомним какие волокна мы с вами уже изучали? На какие две группы делятся они? (Учащиеся отвечают).
Натуральные и химические, по происхождению натуральные растительного и животного происхождения
Какими свойствами обладают натуральные волокна растительного происхождения? (Учащиеся отвечают)
Хорошие гигиенические, теплозащитные свойства, прочность, светостойкость, высокая гигроскопичность, теплозащитность, легкий уход за изделиями из тканей натуральных волокон.
III. Теоретическая часть (изучение нового материала)
Объявляется тема урока, и показываются слайды презентации, обосновывается актуальность данной темы и её связь с жизнью. (Слайд 1)
(Слово учителя) С первых дней человек сталкивается с различными тканями. Из хлопчатобумажной ткани были сделаны ваши распашонки и пеленки, в холодное время вас согревало шерстяное одеяло, как приятно в жаркий летний день надеть футболку из хлопка, рубашку изо льна, а зимой тёплые шерстяные носочки.
Сейчас вы можете сами выбрать себе ткань для платья или костюма. И чтобы не ошибиться, нужно знать состав ткани и свойства. Если выдернуть ниточку из ткани, расщепить ее, то можно увидеть, что она состоит из крошечных тонких и коротких волосков – волокон. Эти волокна (шерстинки – в шерстяной ткани, волоски – в хлопковой) называются прядильными волокнами. Из волокон получают нити, пряжу, а из нитей и пряжи – ткани.
Волокна делятся на натуральные – это те, которые подарены самой природой (шерстяные, шелковые, льняные, хлопковые) и химические, которые получают в результате химических процессов. (Слайд 2)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с натуральными волокнами животного происхождения. Шерстяные и шелковые. Ткани из таких волокон являются экологически чистыми и поэтому представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье.
Каждый метр текстильного материала, произведенного в наши дни, несет на себе память и знания, накопленные и аккумулированные веками и тысячелетиями, на протяжении которых человек занимался одной из древнейших технологий.
Шерсть одно из самых древних волокон известных человечеству. Жители древнего поселения на территории современной Швейцарии разводили овец. Самая ранняя дата, связанная с овцеводством и производством шерсти, подтвержденная раскопками, соответствует 4000 лет до н.э. В долине Евфрата (Древняя Мессопотамия) разводили овец, пряли шерсть и ткали примитивные ткани. В древнем Вавилоне выделывали шерстяные ткани, а на территории страны УР (упоминается в библии) недалеко от Персидского залива археологи раскопали древнюю мозаику с изображением разведения овец. С древних времен люди использовали для прядения в основном овечью шерсть. Однако находили применение и другие виды: козья, собачья, коровья, верблюжья, кроличья и т.д. (слайд3)
Благодаря селекции уже две тысячи лет назад можно было выделить несколько видов домашних овец: тонкорунных, грубошёрстных и жирнохвостых. (Учащиеся рассматривают коллекции) В зависимости от толщины волокон, образующих волосяной покров овцы, шерсть делят на тонкую, полутонкую, полугрубую и грубую. Сегодня в мире существует около 40 пород овец, производящих более 200 различных типов шерсти. Лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. (слайды 4,5)
Производство шерсти для текстильной промышленности
Тонкорунное овцеводство в средние века получило активное развитие в Испании. Сегодня лучших овец породы меринос разводят в Новой Зеландии и Австралии. Эти овцы отличаются отменной шерстью. Такая шерсть очень длинная и тонкая. С одной овцы этой породы удается получить до 10 килограммов шерсти за одну стрижку. (Слайд 6) Стригут овец специальными инструментами. (Слайд 7)
Шерстью называют волосяной покров овец, коз, верблюдов и других животных. Основную массу шерсти (94-96%) для предприятий текстильной промышленности поставляет овцеводство. Самая мягкая, шелковистая шерсть высшей категории получается из стриженой шерсти маленьких ягнят. Шерсть должна иметь определенную длину. Нормальной длины шерсть достигает у овец большинства пород в возрасте одного года, поэтому овец принято стричь один раз в год весной с наступлением теплой устойчивой погоды. Шерсть состриженная одним пластом с овцы называется руно. (Слайд 8 ) (Запись определений в тетрадь)
Овечья шерсть состоит из волокон четырех типов:
пуха – очень тонкого, извитого, мягкого и прочного волокна, круглого в поперечном сечении
переходного волоса – более толстого и грубого волокна, чем пух
ости – волокна, более жесткого, чем переходный волос
мертвого волоса – очень толстого в поперечнике и грубого неизвитого волокна, покрытого крупными пластинчатыми чешуйками.
Из шерсти других животных широко используют козью мохеровую, для изготовления верхней одежды и пледов используют верблюжью шерсть, высокоупругие прокладочные материалы получают из лошадиного волоса.
После стрижки шерсть пройдет множество этапов обработки, прежде чем превратится в теплую благородную, шерстяную нить. Поскольку овцы пасутся под открытым небом, шерсть сильно загрязнена, поэтому волокна сначала проходят первичную обработку. (Слайд 9 )
Вначале состриженную шерсть перебирают и сортируют в соответствии с прочностью, тонкостью, волнистостью, цветом; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; далее происходит тщательная мойка шерсти от грязи и песка с мылом и содой; затем сушат в сушильных машинах.
Подготовительное производство (Работа по схемам в коллекции на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя).
Чесание (чесальный цех) – получение волокнистой ленты. На чесальных машинах его пропускают между двух поверхностей, покрытых тонкими металлическими иглами.
Ленточный цех – выравнивание направления волокон шерсти в ленте, вытягивание, уменьшение ленты по толщине (тонине) на ленточной машине
Ровничный цех – скручивание и вытягивание волокнистой ленты в ровницу.
Прядильное производство – вытягивание и скручивание ровницы в шерстяную пряжу на прядильной машине и наматывание в виде початков. Из коротких шерстяных волокон получают более толстую и грубую пряжу, из длинных – тонкую, ровную, гладкую. Здесь изготавливают пряжу.
(Показ основных продуктов процесса прядения. Коллекция. Запись схемы в тетрадь).
Шерстяные волокна имеют следующие свойства: обладают высокой гигроскопичностью, т.е. хорошо впитывают в себя влагу, стойкие к воздействию солнца. Шерсть считается самым "теплым" волокном. Шерстяные ткани мало пачкаются и не слишком мнутся. Они обладают хорошими гигиеническими свойствами, в одежде из таких тканей комфортно, тело "дышит".
Из шерстяных волокон изготавливают платьевые, костюмные, пальтовые ткани. В продажу шерстяные ткани поступают под такими названиями: драп, сукно, габардин, кашемир и др. (Слайд 10)
Чтобы проверить шерстяное волокно, надо кусочек ткани поджечь. Во время горения волокно шерсти спекается, образовывавшийся спекшийся шарик легко растирается пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера. Так можно определить чистая перед вами ткань или искусственная.
Пазырыкский ковер (5-3 век до н.э.) хранится в Эрмитаже.
Приложение 1 «Это интересно!» (Слайд11,12,13,14)
Физкультминутка: (Слайд15,16)
1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1–2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3–4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5–6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение – сидя, руки подняты вверх. 1–2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–2. Поднять правую руку на пояс, левую руку на пояс. 3–4. Правую руку на плечо, левую руку на плечо. 5–6. Правую руку вверх, левую руку вверх. 7–8. Сделать два хлопка руками над головой. 9–10. Опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо. 11–12. Левую руку на пояс, правую руку на пояс. 13–14. Сделать два хлопка руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп в первый раз медленный, во второй и третий раз средний, в четвертый и пятый раз быстрый, в шестой раз медленный.
Гимнастика для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Шелк, а точнее, шелковая нить – это продукт деятельности тутового шелкопряда. Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры). (слайд17,18)
Технология выделывания шелковых тканей точно происходит или из Китая или других стран Дальнего Востока и ее рождение соответствует ~3000 лет до н.э. Существует легенда, которая гласит, что китайская императрица Xен-Линг-Чи (2600 лет до н.э.) первая открыла это замечательное волокно. Она случайно уронила кокон в горячую воду и увидела, что из размягченного кокона отделились шелковые нити. Императрице пришла в голову мысль о том, что нить, которой гусеница обматывает себя, можно размотать и соткать из нее полотно. Что она и сделала. Ткань получилась на славу тонкая, легкая практичная, красивая. Так родилась древнейшая культура шелководства, основанная на жизнедеятельности тутового шелкопряда, питающегося листьями белой шелковицы (тутовник).
Китайцы довели культуру и производство шелка и шелковых тканей до совершенства и примерно 1400 лет до н.э. ткани из шелка различного вида и одежда из них стали предметом обычного потребления в этих странах. В Китае существовал в это время налог на использование изделий из шелка.
Тутовый шелкопряд в полном смысле слова домашнее животное.(слайд19)
В природе дикие виды этой бабочки уже не встречаются. Гусенички тутового шелкопряда выводятся из яиц (грены) при температуре 23–25°С. (слайд20)
Для развития яиц требуется 8–10 дней, после чего на свет появляются маленькие, длиной всего около 3мм, личинки. Они окрашены в темно-бурый цвет и покрыты пучками длинных волос. Личинки тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. Гусеницы очень быстро растут, но не растет их шкурка. Поэтому, когда шкурка становится совсем мала, у гусениц тутового шелкопряда происходит линька.
За свою жизнь гусеница тутового шелкопряда линяет 4 раза. После четвертой линьки гусеница выглядит уже весьма внушительно: длина ее тела составляет около 8см, толщина – около 1см, а масса – 3–5г. (слайд21)
Тело ее теперь почти голое и окрашено в беловатый, жемчужный цвет или цвет слоновой кости. Но главное – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить.
Даже самая маленькая, только что появившаяся из яйца гусеничка уже может выделять тонкую нить. С каждым днем гусеница все больше и больше готовится к окукливанию. Вес кокона вместе с куколкой составляет от 1 до 4г.На изготовление кокона уходит около 4 суток. Примерно через 20 дней куколка превращается в бабочку. (слайд22)
Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, окраска ее толстенького мохнатого тельца белая с легким кремовым рисунком, или темно-серовато-коричневая. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5см, но летать эти бабочки не умеют. Они утратили эту способность. Живут бабочки тутового шелкопряда около 12 дней. Самка откладывает яички от 300 до 800 штук. Этот процесс занимает у нее 5–6 дней. Яйца тутового шелкопряда очень мелкие, в одном грамме их примерно 1500 штук. Спустя 10—20 суток после кладки бабочки погибают.
Но далеко не каждой соткавшей кокон гусенице дано превратиться в бабочку и прожить свои 20 дней. Большая часть коконов идет на получение шелка-сырца – материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов. (слайды 23,24,25,26)
Чтобы получить 1кг шелка-сырца, нужна примерно тысяча гусениц, поедающих за полтора месяца 60кг листьев тутовника – это три тутовых дерева! Коконы держат в специальной печи 2-2,5 часа при температуре около 100 °C. Это убивает гусениц, находящихся в коконах и упрощается его раскручивание. Длина коконной нити достигает от 800м до 3км.
Шелковые волокна имеют следующие свойства: они обладают хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, менее устойчивы к солнечным лучам чем другие натуральные волока. Горит шелк также как и шерсть. Изделия из натурального шелка очень приятно носить, благодаря их хорошим гигиеническим свойствам.
Вот таким образом люди получают шелковую нить, из которой потом шьют красивую пижамы, халаты, платья, нижнее и постельное белье и другую одежду. (слайд27,28 )
IV. Практическая часть (первичное закрепление знаний)
Напомнить о правилах техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
Работа групп на своих местах, по двое в каждой группе. Лабораторное исследование: (слайды 29,30,31)
Инструкционная карта №1 «Отличительные признаки волокон»
Инструкционная карта №2 «Определение свойств тканей»
V. Закрепление изученного материала. Заполнение таблицы. (Учащиеся заполняют таблицы, указанные в инструкционных картах). Обобщение полученных данных и формулировка выводов каждой группы.
VI. Подведение итогов:
1) анализ выполненных работ (учитель оценивает правильность заполнения таблиц).
Самоконтроль знаний: в конце урока учащиеся кладут листочки со своими фамилиями в коробочки с оценками «3», «4», «5».
Взаимоконтроль: каждая группа оценивает друг друга.(поменяться заполненными таблицами и сверить с правильным ответами)
2) оценка знаний.
3) обобщение полученных сведений (учитель делает необходимые замечания, выставляет оценки).
Заключение. (Слово учителя) Мы изучили ткани, изготовленные из натуральных волокон растительного и животного происхождения: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые. Эти ткани экологически чистые и благотворно влияют на здоровье человека, но их производство трудоемкий и дорогостоящий процесс. Поэтому следует экономно и бережно относиться к таким тканям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шёлковых и шерстяных тканей.
Задача урока: ознакомить обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения, с основными свойствами ткани, вывести признаки шерстяных и шёлковых тканей и определить применение шелковых...
разработка урока технологии в 6 классе "Натуральные волокна животного происхождения"
Комбинированный урок относится к разделу "Элементы материаловедения" образовательной области "Технология".Урок содержит различные игровые компоненты, историческую справку по происхождению волокон....
Натуральные волокна животного происхождения и их свойства.
Конспект урока по технологии, 6 класс....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей»
Конспект урока открытия нового знания с использованием электронных образовательных ресурсов для ознакомления с новой темой и для контороля знаний. Девочки получают объективную оценку с использованием ...
"Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей"
Цели урока:Образовательная - ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых волокон, этапы первичной обработки шерсти и шелка, изучить...
Натуральные волокна животного происхождения. Свойства тканей.
Конспект урока технологии для девочек 6 класса...
Свойства текстильных материалов из натурального волокна животного происхождения.
Теехнологичесая карта урока технологии (Технологии ведения дома" в 7 классе по теме "Свойства текстильных материалов из натурального волокна животного происхождения. "...